Введение к работе
Работа посвящена исследованию проблемы метатематического единства и своеобразия его реализации в прозе А.П. Чехова периода 1889 - 1903 годов.
Актуальность исследования. Современное чеховедение в России и в мире накопило огромное количество способов прочтения и осмысления произведений А.П.Чехова.
Особое место, в контексте заявленной проблемы, занимает чеховская антропология и способы ее исследования. Общим местом стало признание широты чеховского художественного мира и разнообразия изображённых человеческих типажей и характеров. При этом уже вскоре после смерти писателя появились первые попытки определить природу единства чеховского мира – как художественную, так и смысловую. Одним из первых мысль об «общей идее» творчества писателя высказал Л.Шестов в статье «Творчество из ничего». Природу единства чеховского мира, отношений между его элементами Л. Шестов связал со своеобразием «чеховской философии», которая, по его мнению, оказалась во многом сходной с общими постулатами исповедуемой им самим экзистенциальной философии: отрицанием любых рациональных и метафизических идей, интересом к человеку в «ситуации отчаяния» и борьбы его с «Необходимостью».
Более поздние попытки определения специфики единства чеховского мира также часто соединялись с осмыслением особенностей чеховского миросозерцания, с особенностями его взаимосвязи с теми или иными философскими подходами и идеями. Именно в таком ключе написаны монографии П.А. Долженкова «Чехов и позитивизм» и А.Н. Собенникова «Чехов и христианство», статьи С. Бочарова и С.А. Кибальника «Чехов и философия», Р. Спивака «Чехов и экзистенциализм». О своеобразии чеховского художественного мира писали В.Б. Катаев в книге «Поэтика Чехова: проблемы интерпретации», Г.А. Бялый «Русский реализм конца XIX века», А.П. Чудаков в книге «Мир Чехов. Возникновение и утверждение».
Были предприняты попытки выявить общность и в сфере поэтики чеховских произведений. В работах А.П.Чудакова («Поэтика Чехова») и Л.М.Цилевича («Сюжет чеховского рассказа») в основу анализа ставится вопрос о природе единства повествовательной и сюжетной моделей произведений Чехова; В.Б.Катаев в работе «Поэтика Чехова: проблемы интерпретации»очерчивает этико-эстетическое пространство, образованное понятиями правды и красоты и распространяющееся на многие произведения писателя; И.Н.Сухих в «Поэтике Чехова» повторяемость отдельных элементов поэтики (природы заглавий, сюжетных и композиционных приемов) объясняет жанровой (романной) спецификой ряда произведений писателя; А.Н.Шехватова в диссертации «Мотив в структуре чеховской прозы»выделяет три«метатекстуальных мотива» (окна, страха и бессонницы), при этом главенствующая роль данных мотив в мотивной структуре чеховских рассказов кажется нам не до конца прописанной.
Все это свидетельствует о том, что проблема принципов единства художественного мира писателя остается актуальной и что исследование творчества писателя нуждается в выработке понятий и методов анализа, способных не только зафиксировать подобные ряды повторяющихся элементов, но и представить их в качестве определенного смыслового единства.
В работе предлагается концепция метатематического единства как теоретического комплекса, способного выявить и зафиксировать своеобразие оценочно-смысловой связности художественного мира писателя, что позволяет также обратить внимание на проблему реализации авторского начала в художественном тексте.
Объектом исследования является корпус теоретических работ, посвящённых вопросам, смежным с заявленной проблемой метатематического единства и его компонентов в творчестве писателя.
Предметом исследования являются чеховские темы и мотивы – маркеры метатематического единства и принципы, которые обусловливают общую взаимосвязанность всех его компонентов.
Материалом исследования послужили тексты художественной прозы А.П. Чехова. Иллюстративный материал в количестве более 800 фрагментов, включающих разнообразные показатели специфики метатематического единства и его компонентов в прозе А.П. Чехова, был извлечён путём сплошной выборки из 7-10 томов Полного собрания сочинений и писем А.П. Чехова (М.: Наука, 1985-1986 гг.).
Цель работы заключается:
– в выявлении специфики метатематической организации текстов позднего А.П. Чехова и особенностей формирования в них индивидуально-авторских смыслов;
– в формировании теоретико-понятийного пространства, способного описать и зафиксировать телеологическую заданность и особенности её реализации в художественном произведении.
Сформулированные цели предполагают решение следующих задач:
определить объём понятия «метатематического единства», а также связанных с ним категорий – метатемы, темы, мотива;
рассмотреть возможность анализа телеологической заданности художественного произведения через категории мотива, темы и метатемы;
выделить основные метатемы, темы, мотивы, связи и принципы, организующие метатематическое единство прозы позднего А.П. Чехова;
расширить представление о своеобразии чеховской антропологии, основываясь на анализе инвариантных тем и мотивов в художественной прозе автора 1889 - 1903 гг.
Теоретическую и методологическую основу диссертации составили идеи, основные положения и концепции, нашедшие своё отражение в исследованиях отечественных и зарубежных литературоведов, философов и культурологов. Наиболее важное для работы значение имели труды по теории мотива и темы А.Н. Веселовского, Б.М. Гаспарова, А.К. Жолковского, И.В. Силантьева, А.П. Скафтымова, В.И. Тюпы, Ю.К. Щеглова. В связи с метатемой «побега (эскапизма) героев из пугающей действительности» большой интерес для нас составили работы по исследованию феномена игры Р. Кайуа, Е. Финка, Й. Хёйзинга, М.Н. Эпштейна.
Методологической комплексной основой представленной диссертации послужили: работа А.П. Скафтымова «Тематическая композиция романа “Идиот”», где исследователем представлена особая точка зрения на изучение телеологического аспекта художественного произведения; работы по поэтике выразительности А.К. Жолковского и Ю.К. Щеглова; тематический подход к изучению мотива Б.В. Томашевского; мотивный анализ Б. Гаспарова; работы по изучению художественного мира произведения Д.С. Лихачёва.
Научная новизна исследования заключается в том, что введение и определение понятия «метатематическое единство» во многом решает проблему комплексного и целостного анализа своеобразия оценочно-смысловой направленности творчества художника Приложение данного понятия к творчеству А.П. Чехова периода с 1889 по 1903 гг. позволяет представить прозу писателя в качестве пространства смысла, несомненно, отмеченного единством. Принципом, организующим данную сферу, впервые в чеховедении заявлен экзистенциальный феномен игры.
Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что в исследовании разработано теоретико-понятийное пространство для описания и анализа телеологической стороны художественного произведения и её особенностей. В работе определены соотношения между понятиями метатематическое единство, метатема, тема, мотив, мотив поведения, мотив самоопределения, принципы организации произведения и игровая ситуация, которые, взаимодействуя, позволяют глубже постигнуть идейно-художественное своеобразие прозы А.П. Чехова указанного периода, и, самое главное, раскрыть антропологическую и экзистенциальную направленность творчества писателя.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что предложенный комплексный метод метатематического анализа художественных текстов может быть применён к анализу мотивно-тематического целого и общей телеологической заданности произведений и других авторов.
Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при решении проблем «чеховской философии» и «чеховской антропологии».
Представленные в диссертации материалы и выводы могут быть использованы в вузовских учебных курсах по теории литературы и истории русской словесности, а также в специальных курсах по изучению творчества А.П. Чехова.
На защиту выносятся следующие положения:
-
Аналитический подход к творчеству писателя с точки зрения природы метатематического единства предполагает разработку и использование определённого теоретико-понятийного пространства. В рамках данного теоретического пространства на первый план выдвигаются категории мотива, темы и метатемы, призванных зафиксировать и описать мотивно-тематическую сферу произведения в ее вариантно-инвариантной иерархии и особенностях связей и принципов, структурирующих её. Цель подобного анализа – уяснение общего телеологического замысла произведения с последующим выходом к пониманию общей смысловой заданности творчества писателя.
-
Прозу позднего А.П. Чехова можно рассмотреть в рамках единого метатематического целого, которое скрепляет всю многомерность и бесчисленную повторяемость различных элементов его художественного мира.
Основополагающими метатемами, характеризующими творчество позднего А.П. Чехова и входящими в представленное единство, являются метатемы «неудовлетворённости и непонимания жизни» и «побега (эскапизма) героя из пугающей действительности». Мотивная структура, характеризующая данное метатематическое единство через изображение моделей социального поведения и внутреннего самоопределения героев, позволяет расширить представление об особенностях прозы А.П. Чехова данного периода.
-
Одним из главных организующих и структурирующих принципов метатематического единства, присущего многим произведениям А.П. Чехова указанного периода, является игра как экзистенциальный феномен человеческого существования.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования были представлены на международных научных и научно-практических конференциях, посвящённым как общим вопросам филологии, так и отдельно творчеству А.П. Чехова, в Южном федеральном университете (Ростов-на-Дону, в 2009, 2010 гг.), а также в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова (Москва 2010). Промежуточные результаты исследования отражены в 7 публикациях, две из которых опубликованы в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК РФ.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых разбита на параграфы и подпараграфы, заключения и списка литературы.