Введение к работе
Художественный образ, целостность которого является основой существования произведения искусства, и расколотость мира (сознания), представленного им, определяют двойственность искусства XX века. Искусство Бурятии XX века предоставляет уникальные примеры использования изобразительности и символичности художественного языка для отражения представлений о целостности мира и способов его восстановления. В его основании лежит восприятие мира традиционной культурой, актуализация архаических пластов сознания.
Актуальность темы. Бурятское изобразительное искусство в XX веке становится синтетическим образованием из нескольких составляющих -западноевропейской, русской, буддийской и добуддийской художественных традиций. На рубеже Х1Х-ХХ веков изменившаяся социо-культурная ситуация в Сибири повлекла широкое проникновение в бурятскую культуру европейских искусств - литературы, театра, изобразительного искусства. Сужение вещественной предметной базы традиционной бурятской культуры в первой трети XX века еще не разрушило ее основной доминанты -целостности. Взамен утраченных предметных моделей мира (юрты, костюма) на эту роль были призваны искусства. Возникла проблема выражения содержания традиционной культуры языком искусства, освоении/присвоении бурятской традиционной культурой языков европейских искл'сств Нового времени. На наш взгляд, этого удалось достигнуть именно в области изобразительного искусства.
Знаковой природой архаического мышления активно занимаются современные исследователи. Но если для этнографа и историка знаки и символы в предметном выражении выступают свидетелями прошлого, то в современном художественном сознании они сохраняют свою жизненность. На примере произведений можно проследить, как происходит встреча европейской и центрально-азиатской культур, знакового языка картины и знаков традиционной культуры.
Поскольку целостность архаических представлений всегда является результатом в большей или меньшей степени обоснованной реконструкции, современное изобразительное искусство Бурятии также являет собой подобную реконструкцию или интерпретацию. При этом надо учитывать эффект "двойного отражения" - интерпретацию предложенной художником интерпретации, в которой удвоение смыслов происходит уже в момент рождения образа, не являющегося простым слепком с действительности.
Основным вопросом мирового искусства становится: "Как искусство может выполнять свою прежнюю задачу' - преобразование в образ этого
единства [Я и мир, субъект и объект, идеальное и материальное], нуминозного, божественного начала, служа тем самым просветлению чувственности или сущности мира?"' На наш взгляд, актуально проследить один из возможных ответов на локальном материале.
Цели и задачи исследования. Целями диссертации являются интерпретация произведений изобразительного исктссгва Бурятии XX века и реконструкция образа и образов мира.
В соответствии с поставленными целями определены следующие задачи:
-
Реконструкция мифологического образа мира традиционной культуры бурят;
-
Определение основного круга тем и образов, точек сопряжения мифолопгческого образа мира и произведений изобразительного искусства Бурятии XX века: природа, смерть, детство, творчество, их иконография;
-
Анализ пространственно-временной структуры произведений изобразительного искусства Бурятии XX века;
-
Выявление различных типов целостности художественных произведений, связи между образом мира в мифе и искусстве;
-
Реконструкцій и сравнение иконографии различных моделей мира (мифологической, мифопоэтической, соцреалистической) в произведениях бурятских художников XX века.
Объект исследования - произведения изобразительного искусства Бурятии XX века, созданные на основе выбора, трансформации, актуализации образов традиционной культуры Бурятии.
Предмет исследования - различные типы целостности художественных произведений.
Методология исследования.
Актуальный и необходимый анализ материала изобразительного искусства Бурятии возможен только при изменении "установки" (X. Зсдльмайр), точки зрения на произведение. Целостность и многоуровневость произведения предполагает анализ-интерпретацию формальной структуры и содержания. Исследованию и анализу предшествует опыт эстетического переживания произведений.
Одним из исходных положений исследования является активный характер творчества художников в отношении к наследию традиционной культуры.
1 Хюбнер К. Истина мифа. Пер. с нем. -М.: Республика, 1996.- С. 271.
Использован метод иконологического ан&чиза: интерпретация произведений на основе анализа иконографии изображений и рассмотрения их смысловых значений в фольклорной и этнографически-бытовой традиции совмещена с анализом композиции картин, трактовки пространства, света и цвета.
Обращение к семиотическом)' подход)' актуально для проблемы соотношения текста и контекста. Исторический период (события) мы берем не в целом, а в аспекте, создающем поле рассматриваемой проблемы: отношение к традиционной культуре. Происходившие изменения позволяют говорить о неоднократной смене контекста, причем сам контекст является продуктом непрерывного семиозиса.
В работе используется междисциплинарный подход, вызванный необходимостью обращения к данным этнографии в области содержания и искусствоведческодгу анализу в области выражения.
Исследованность темы.
Общий взгляд на материал изобразительного искусства Бурятии подготовлен предшествующими исследованиями, которые представлены критическими статьями и заметками художников, поэтов И.Л. Копылова, В. Беляева, Мунко-Саридака, Б. Веймарна, искусствоведов Е.А. Панкратовой, И.И. Соктоевой, П.Д. Муратова, О.П. Вороновой, М.В. Хабаровой, И.С. Балдано, С.Ц. Цыбиктаровой, Т.А. Бороноевой и др.
В монографиях И.И. Соктоевой "Живопись Советской Бурятии" (1965) и "Декоративно-прикладное и изобразительное искусство Бурятии" (1988) рассматривается практически весь материал изобразительного искусства Бурятии XX века. Достоинством первой книги является переоценка, реабилитация произведений бурятских художников первых десятилетий XX века. Т.А. Бороноева в книге "Графика Бурятии" (1997) рассматривает графику в целом в дореволюционный и советский периоды.
Комплексное исследование культуры бурят в XX веке создано коллективом авторов Бурятского института общественных наук БФ СО АН СССР "Очерки истории культуры Бурятии" в 70-х и дополнено в 80-е годы.
В исследованиях, предпринятых нашими предшественниками, большее внимание уделялось характеристике хронологических периодов в истории искусства Бурятии. Отдельные произведения рассматривались как отражение той или иной общественно-политической ситуации, что приводило иногда к противопоставлению произведений одного художника разных лет друг другу. Весь объем бурятского искусства XX века, как и всего советского, оказался распределен по десятилетиям и, фактически, нивелирован. Являясь объектом соцреалистической критики, произведения бурятского искусства не выступали в качестве самостоятельной
художественной ценности и целостности. Изъятие из контекста традиционной культуры обусловило сокрытость, непроявленность содержания.
Предпринятое нами исследование стало возможно благодаря высокому уровню обобщающих этнографический материал историко-культурных работ М.Н. Хангалова, А.И. Уланова, СП. Балдаева, К.М. Герасимовой, Т.М. Михайлова, М.И. Тулохонова, Д.С. Дугарова, И.С. Урбанаевой, Т.Д. Скрынниковой, Г.Р. Раднаевой и многих других. В них достаточно подробно раскрывается структура традиционной картины мира бурят и анализируется генезис лежащих в ее основе представлений, но мало уделено внимания их трансформации в культуре XX века.
На наш взгляд, исследованіш, посвященные современной культуре, сохранившей значительные пласты мифологического сознания, необходимо основывать на исследованиях проблем мифа и его функционирования в современном мире. Здесь методологической основой для нас послужили работы М. Элиаде, В.Н. Топорова, A.M. Пятигорского, К. Хюбнера и др.
Научная новизна. Данная работа представляет собой первый опыт интерпретации произведений изобразительного искусства Бурятии'ХХ века. Проведенным исследованием они вводятся в научный оборот теоретического искусствознания и эстетический опыт читателя и зрителя.
Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании отдела литературоведения, фольклористки и искусствоведения Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. Основные положения докладывались на научно-практігческих конференциях, использованы в лекционном курсе "Искусство Бурятии", опубликованы в статьях.