Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Влияние речевой тональности на эволюцию интонационного строя языка : экспериментально-фонетическое исследование на материале английского, немецкого и русского языков Склярова Светлана Николаевна

Влияние речевой тональности на эволюцию интонационного строя языка : экспериментально-фонетическое исследование на материале английского, немецкого и русского языков
<
Влияние речевой тональности на эволюцию интонационного строя языка : экспериментально-фонетическое исследование на материале английского, немецкого и русского языков Влияние речевой тональности на эволюцию интонационного строя языка : экспериментально-фонетическое исследование на материале английского, немецкого и русского языков Влияние речевой тональности на эволюцию интонационного строя языка : экспериментально-фонетическое исследование на материале английского, немецкого и русского языков Влияние речевой тональности на эволюцию интонационного строя языка : экспериментально-фонетическое исследование на материале английского, немецкого и русского языков Влияние речевой тональности на эволюцию интонационного строя языка : экспериментально-фонетическое исследование на материале английского, немецкого и русского языков Влияние речевой тональности на эволюцию интонационного строя языка : экспериментально-фонетическое исследование на материале английского, немецкого и русского языков Влияние речевой тональности на эволюцию интонационного строя языка : экспериментально-фонетическое исследование на материале английского, немецкого и русского языков Влияние речевой тональности на эволюцию интонационного строя языка : экспериментально-фонетическое исследование на материале английского, немецкого и русского языков Влияние речевой тональности на эволюцию интонационного строя языка : экспериментально-фонетическое исследование на материале английского, немецкого и русского языков Влияние речевой тональности на эволюцию интонационного строя языка : экспериментально-фонетическое исследование на материале английского, немецкого и русского языков Влияние речевой тональности на эволюцию интонационного строя языка : экспериментально-фонетическое исследование на материале английского, немецкого и русского языков Влияние речевой тональности на эволюцию интонационного строя языка : экспериментально-фонетическое исследование на материале английского, немецкого и русского языков
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Склярова Светлана Николаевна. Влияние речевой тональности на эволюцию интонационного строя языка : экспериментально-фонетическое исследование на материале английского, немецкого и русского языков : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.20 / Склярова Светлана Николаевна; [Место защиты: Пятигор. гос. лингвист. ун-т].- Пятигорск, 2008.- 146 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-10/410

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Акустические параметры тональности 8

1.0 выборе объекта исследования 8

2. О речевой тональности 11

3. Колористические свойства мелодических интервалов 14

4. Архитектонические функции тональности в мелодике 16

ГЛАВА П. Роль речевой тональности в эволюции английской просодии 18

1. Методика исследования, отбор материала и акустический анализ 18

2. Колористические свойства мелодии в британской просодии 30

3. Архитектоническая функция мелодики в британскойречи 38

4. Соотношение тональной просодии с шкально-терминальной 43

ГЛАВА III. Роль речевой тональности в русскойпросодии 55

1. Теоретические предпосылки исследования 55

2. Отбор материала и акустический анализ 57

3. Результаты перцептивного анализа 60

4. Особенности тональной системы в русской просодии 68

ГЛАВА IV. Становление и развитие протосистемы 85

1. Происхождение протосистемы 85

2. Акустические портреты терминальных тонов 89

3. Влияние структурных особенностей протосистемы на становление современных шкально-терминальных интонационных систем 95

4. Влияние словесного ударения на функциональнуюдифференциацию терминальных тонов 101

Заключение 111

Библиография 114

Введение к работе

В отличие от средств других уровней языка интонационная система не столь очевидна в диахроническом аспекте. Данное обстоятельство является одной из главных причин отсутствия монографических описаний эволюции просодических явлений как в рамках одного какого-либо языка, так и на более широком материале. Между тем, решение некоторых теоретических вопросов современной фонетики, когнитивных процессов межкультурной коммуникации, взаимодействия интерферирующих и интерферируемых просодических систем не может быть успешно осуществлено без знаний исторического плана. Это объясняет актуальность и объективную необходимость сравнительно-исторических исследований явлений супрасегментного уровня, а также актуальность данной диссертации, посвященной изучению закономерностей влияния речевой тональности на эволюцию интонационного строя английского, немецкого и русского языков.

Основной задачей работы является установление типологически-ориентированных путей создания основы для построения современных шкально-терминальных систем в анализируемых языках, развившихся из протосистемы.

В качестве конституентных задач исследования необходимо было:

изучить акустические параметры речевой тональности;

раскрыть сущность колористической напряженности в речевой мелодии;

экспериментально доказать существование колористических оттенков в интонационно-просодических моделях;

дать классификацию дескрипторов, ассоциируемых с семантикой рассматриваемых интонационно-просодических моделей;

выявить план выражения архитектонических свойств тональной мелодики;

проанализировать влияние речевой тональности на колористические свойства и архитектонические функции речевой мелодики.

Для решения вышеизложенных задач использовался комплексный метод экспериментально-фонетического исследования звуковой материи,

5
включающий аудитивный, функционально-семантический,

электроакустический этапы анализа, приема типологического и статистического анализов с последующей лингвистической интерпретацией экспериментальных данных.

Эмпирическим материалом исследования послужили оригинальные фонозаписи дидактических пособий по фонетике английского, немецкого, русского языков, а также специально препарированные экспериментальные фонофрагменты в исполнении носителей указанных языков.

Теоретические положения в диссертации базируются на концепциях ведущих отечественных и зарубежных теоретиков музыки, исследователей звучащей речи.

Научная новизна работы заключается в -

самой постановке проблемы,

разработке концепции лингвистического анализа влияния речевой тональности на эволюцию интонационного строя языка,

выявлении типологически-ориентированных особенностей становления современных шкально-терминальных систем английского, немецкого и русского языков.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Современные шкально-терминальные интонационные системы
английского, немецкого, русского языков возникли и оформились в
протосистеме в период перехода музыкального ударения в динамическое под
влиянием речевой тональности.

Помимо шкалыю-терминальной в их просодии существует в виде рефлекса тональная интонационная система, органически слившаяся с первой на опорных интервалах речевой тональности.

2. Речевая тональность в мелодике фраз обнаруживается при сочетании ее
опорных интервалов, которые обладают различными коэффициентами
иллюзорной напряженности, придающими фразе светлую, мрачную или
нейтральную окраску в зависимости от соотношения их номиналов.

Различные градации иллюзорной напряженности, возникавшие в сознании коммуниканта при восприятии опорных интервалов тональности, были перенесены из тональной системы в шкально-терминальную и выразились в специфике реализации полного и неполного каданса повествовательных фраз.

3. Семантика тональной системы явилась первоосновой, на базе которой возникла семантика шкально-терминальной.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что она не только углубляет знания об эволюции интонационных систем английского, немецкого и русского языков, но и позволяет а) сделать некоторые прогнозы относительно дальнейшего исторического развития их интонационных систем, б) разработать методику лингвистической интерпретации мпогофакторного просодического сигнала коммуниканта в межкультурной коммуникации.

Практическая ценность диссертации определяется возможностью использования ее материалов, основных положений и выводов в прикладных целях, в процессе разработки алгоритмов автоматического распознавания, программирования и синтеза эмоционально-, модально- и стилистическй-дифференцированной звучащей речи, в криминалистической фонетике, в практике обучения неродному языку, в учебных курсах по сравнительной фонетике разносистемных языков, а также в спецкурсах по сравнительно-историческому языкознанию.

Основные положения диссертационного исследования апробированы на V Международном конгрессе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» (Пятигорск, 2007), на региональной межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Пятигорск, 2007), в учебном процессе на факультете английского и романских языков Пятигорского государственного лингвистического университета.

Композиционно диссертация состоит из введения, 4 глав, заключения, библиографии. Каждая глава состоит из 4-х разделов и завершается выводами.

Во введении обосновывается актуальность проблематики исследования,

7 формулируются основная и конституентные задачи работы, определяются объект и методика исследования, излагаются положения, выносимые на защиту, характеризуются научная новизна, теоретическая значимость и практическая ценность диссертации, описывается структура работы.

В первой главе рассматриваются основные акустические параметры тональности. На основе анализа теоретической литературы дается толкование понятия тональности, описываются колористические свойства мелодических интервалов, архитектонические функции тональности в речевой мелодике.

Во второй главе исследуются интервальные колористические и архитектонические свойства современной британской мелодики, в которой отразилась протосистема, и рассматривается один из вариантов исторического влияния последней на процесс формирования плана выражения модальных отношений.

В третьей главе анализируются свойства тональной протосистемы в русской просодии и ее роль в историческом переходе к современной шкально-терминальной

В четвертой главе с привлечением фактов немецкого языка обосновывается концепция становления и развития протосистемы, влияния ее особенностей на функциональную дифференциацию терминальных топов.

В заключении подводятся основные итоги проведенного исследования.

Библиография включает научные труды, использованные при написании диссертации.

Методика исследования, отбор материала и акустический анализ

Для объективного исследования влияния речевой тональности на колористические свойства и архитектонические функции британской речевой мелодики нами в качестве исследовательского корпуса были отобраны материалы О Коннора/Арнольда (O Connor J.D., Arnold G.F., 1973), поскольку в их дидактической направленности отразилась просодия наиболее употребительных в речи интонационно-просодических моделей.

Традиционно экспериментально-фонетическое исследование начинается с интонационной разметки примеров, предназначенных для аудирования.

Как правило, эта разметка производится профессиональными фонетистами. Однако специфика данного исследования, строящаяся на точной оценке интервального соотношения звуков речевой мелодики для определения речевой тональности, заставила нас отказаться от их услуг и поручить проведение этой процедуры в форме нотации профессиональным музыкантам с консерваторным образованием - концертмейстерам Филармонического оркестра КМВ.

При этом мы исходили из целого ряда соображений, главным из которых было несовершенство интонационной графики, используемой современными фонетическими школами, основным недостатком которой является то обстоятельство, что в ней отсутствует система точной фиксации мелодических интервалов. У К. Мелоуна их 3 (Malone К., 1926). Система Л. Блумфильда состоит из 5-й уровней (Bloomfield L., 1934). К. Пайк выделяет 4 уровня (Pike K.L., 1945). Система 3. Харриса включает в себя 7 уровней (Harris Z.S., 1944), и т.п. И, наконец, менее всего для решения выдвинутой задачи подходят британские системы разметки текста, в которых отсутствует даже цифровое обозначение немногочисленных уровней (см., напр., Abe I., 1955; Allen W.C., 1967; Armstrong L. & Ward I., 1967; Bing J.M., 1985; Bolinger D., 1951; Bradford В., 1988; Brazil D., 1997; Brown P., Levmson S., 1987; Cook V.J., 1968; Cruttenden A., 1986; Crystal D., 1969; Gimson A.C., 1970; Halliday M.A.K., 1963; Halliday M.A.K., 1970; Hart J. t, Collier R., Cohen A., 1990; Intonation in discourse, 1986; Jassem W., 1952; Kingdon R., 1958; Ladd D.R., 1980; Lindstrom 0., 1978; O Connor J.D., 1974; O Connor J.D., 1977; Palmer И.Е., 1924; Roach P., 1995; Schubiger M., 1958; Sweet H., 1906; The melody of language: Intonation and prosody, 1980; Yakubovich V., 1999).

Немаловажную роль для решения выдвинутой задачи играли и профессиональные навыки музыкантов, в отличие от навыков фонетистов, сталкивающихся с восприятием и обработкой звуковой информации.

Существуют три основных способа восприятия и обработки звуковой информации человеческим слухом:

1) ординарным слухом большинства коммуникантов,

2) слухом профессиональных фонетистов,

3) слухом профессиональных музыкантов.

Первые не испытывают особых затруднений при оценке модальных, стилистических особенностей интонационно-просодических моделей, но с большим трудом могут отличить и изобразить графически интервальное соотношение тонов.

Профессиональные фонетисты могут оценить направление движения основного тона голоса в шкалах и терминальных тонах и величину их параметров в относительных единицах (низкая разновидность, средняя разновидность, высокая разновидность, узкая, широкая и т.п.), используя для фиксации этих явлений цифровую или уровиевую графическую систему.

Однако наиболее точное представление в полутонах об интервальном соотношении звуков в речевой мелодике может дать только современная музыкальная нотация. Преимущество нотации перед традиционной фонетической разметкой является более, чем очевидным по той простой причине, что в ней отражается более половины перцептивных дифференторов, использование которых является обязательным для проведения просодического анализа и упоминание о которых можно найти в любом исследовании явлений речевой просодии (см., напр., АбулкасимоваГ.Н., 1969; Анашкина И.А., 1987; Анощенкова A.M., 1977; Антипова A.M., 1965, 1979; Аствацатурьянц Н.В., 1989; Афонская И.А., 1979; Ахтямова Ф.А., 1983; Багмут А.И., 1970; Багмут А.Й., Борисюк І.Б., Олійник ГЛ., Плющ Н.П., 1977; Батура СМ., 1970; Батурская Л.А., 1975; Близниченко Л.А., 1958; Блохина Л.П., Потапова Р.К., 1982; Боброва Е.А., 1966; Борзов Е.Ю., 1985; Борисюк И.В., 1968; Брока В.А., 1969; Брызгунова Е.А., 1971, 1977; Бубнова Г.И., 1980; Бутова Е.А./ 1993; Варенинова Ж.Б., 1990, 1996; Васильев В.А., 1969, 1976; Вишневская Г.М., 1973, 1980, 1985, 1990, 1993; Войцеховский П.Н., 1988; Волик А.И., 1982; Волошин В.Г., 1988; Вольская Н.Б., 1985; Всеволодский-Гернгросс В.Н., 1922; Галкина А.Н., 1979; Ганыкина М.В., 2000; Гарнцева А.А., 1941; Горбачева И.А., 1987; Градобык Н.С., 1974; Графова Л.Л., 1971, 1977; Гулида В.Б., 1980; Гураль Л.Л., 1972; Давыдов М.В., Магидова И.М., 1971; Давыдова М.М., 2005; Дементьева О.В., 1988; Денисов К.М., 1987; Долгорукова А.И., 1986; Дубовская О.В., 2004; Дубовский Ю.А., 1967, 1971, 1975, 1983, 1985; Дубовский Ю.А., Арутюнян Е.Г. 1989а, 19896, 1989в, 1989г; Дубовский Ю.А., Будасов Ю.Л., 2001; Дубовский Ю.А. и др., 1979; Дубовский Ю.А., Кучер А.В., 1968; Еременок О.И., 1984; Ермоленко Г.И., 1988; Есенова Т.С., 1992; Жаворонкова И.А., 1990; Зенкина Л.Н., 1987; Златопольский Ю.М., 1977; Златоустова Л.В., 1983; Златоустова Л.В. и др., 1986; Златоустова Л.В., Потапова Р.К., Потапов В.В., Трунин-Донской В.Н., 1997; Ибатулина А.А., 1991; Иванова Н.К., 1985; Иванова-Лукьянова Г.Н., 1990; Кадомцев О.Г., 1975; Казаченко О.В., 2004; Каминская О.В., 1956; Кантер Л.А., 1988; Карчажкина В.А., 1974; Кауфова Л.А., 1995; Кереева СБ., 1988; Китайгородская Г.А., 1969; Колесниченко И.А., 1986; Колымба С.Н., 1973; Королева Т.М., 1979, 1989; Краснова Т.А, 1985.

Колористические свойства мелодии в британской просодии

Интонационно-просодические модели, подвергшиеся акустическому анализу, были предъявлены для прослушивания информантам. Предполагалось, что, если они ощутят разницу в колористических оттенках в мелодике этих моделей, то влияние речевой тональности на их образование в британской просодии будет доказано.

Характерно, что ординарный слух массового слушателя довольно хорошо ощущает разницу между мажорным и минорным звучанием мелодии, которое в своей основе складывается из соотношения отрицательных и положительных коэффициентов напряженности. По мнению М.Т. Цицерона, «... образованный музыкант и простой слушатель воспринимают и чувствуют искусство в одинаковой мере. Музыкант может только создавать искусство и судить о его достоинствах с точки зрения техники. Равенство неуча и ученого музыканта в эстетическом восприятии удивительно» (Бычков В.В., 1961:91).

Поскольку тонально-мажорные оттенки мелодии относятся к числу универсальных «раздражителей» слуха, мы решили при проведении перцептивного эксперимента воспользоваться услугами русских информантов, не владеющих английским языком. В данном случае мы рассчитывали получить информацию об указанных колористических оттенках в наиболее чистом виде, так как русские информанты были полностью изолированы от влияния семантики британских интонационно-просодических моделей.

Всего в процедуре аудирования приняло участие 10 информантов, русских, с высшим образованием, по профессии архитекторы.

Сама процедура прослушивания напоминала довольно модный в прошлом веке подход, при котором в целях изучения просодии в чистом виде использовались псевдотексты, включающие в свое «содержание» бессмысленные слова, механические ряды цифр и букв алфавита, но с тою разницей, что исследуемые мелодии обладали определенной логикой музыкального развития (Skinner E.R., 1935; Dusenbury D. and Knower F.H., 1939; Thompson C.W. and Bradway K., 1950; Krammer E., 1963; Fay P. and Middleton W.C., 1940; Krammer E., 1964).

В функциональном плане данные предполагаемого перцептивного анализа можно отнести к любому стилю, поскольку все речевые стили включают в себя мелодику в качестве обязательного дифференциального признака (см., напр., Анощенкова A.M., 1977; Аствацатурьянц Н.В., 1989; Баранник Д.Х., 1970; Борзов Е.Ю., 1985; Бутова Е.А., 1993; Верещагина Л.В., 2000; Волошин В.Г., 1988; Гайдучик СМ., 1972; Градобык Н.С, 1974; Графова Л.Л., 1977; Докуто Б.Б., 1999; Дубовская М.Ю., 2004; Дубовская О.В., 2003; Дубовский Ю.А., 1978; Ефимова О.В., 2005; Кадомцев О.Г., 1975; Кауфова Л.А., 1995; Кереева СБ., 1988; Кобякова И.А., 2004; Козлова А.Т., 1988; Короткевич М.Н., 1982; Крюкова О.П., 1981; Кузнецова М.С, 1998; Кулинич Л.В., 1987; Курочкина З.Д., 1989; Кучер А.В., 1973; Латышева Н.Е., 1988; Лопатько В.В., 1976; Лукова Н.В., 2004; Лукша Т.Г., 1984; Метлюк А.А., 1986; Микулич А.В., 1988; Мирцхулава Е.Ю., 2005; Михайлова А.В., 1992; Мудрик Л.В., 1990; Новицкий С.А., 1977; Нурахметов Ермахан, 1997; Павловская И.Ю., 1992; Петрова Л.А., 1984; Потапова Р.К., 1998; Садовая А.Е., 2003; Саенко Т.П., 1987; Сахарова З.А., 1981; Свинторжицкая И.А., 1996; Свистун Л.В., 1980; Сейранян М.Ю., 2003; Серенко С.Н., 1991; Скопинцева Т.С, Каганов А.Ш., 2000; Соколова М.А., Гинтовт К.П., Тихонова И.С, Тихонова P.M., 1996; Ставицкая Т.Е., 1984; Степанова С.Ю., 1988; Ступакова Е.Н., 2002; Судакова Л.И., 1993; Сухова Н.В., 2004; Таболич Е.В., 1983; Татарникова И.В., 1987; Тихонова P.M., 1980; Трохина Р.С, 1977; Федосеева В.М., 1983; Фомиченко Л.Г., 1985, 1998; ФрейдинаЕ.Л., 1987, 1989, 2005; Хитина М.В., 2005; Цеплитис Р.К., 1974; Цибуля Н.Б., 1983; Чечель СВ., 1999; Чикилева Л.С, 1988; Шаповал Л.Н., 1989; Шевченко Т.Н., 1983, 1984, 1990; Шишимер Л.Ф., 2003; Шустер Л.С, 1993;ЮроваТ.А., 1991).

Процедура аудирования заключалась в том, что информанты при прослушивании каждого примера должны были фиксировать свои впечатления в тест-картах, содержащих 3 графы: светлая напряженность, уравновешенность и мрачная напряженность.

Как видно из таблицы, указанные колористические оттенки сравнительно четко дифференцируются слухом с небольшими отклонениями от 10% до 30% в сторону сходных впечатлений, возникающих от восприятия светлой напряженности и уравновешенности.

Таким образом, факт существования указанных колористических оттенков в британских интонационно-просодических моделях можно считать доказанным.

Характерно, что эти мелодические разновидности соответствуют трем основным психическим состояниям личности, проявляющимся в отношениях к коммуниканту или предмету речи: позитивному, негативному и нейтральному.

У О Коннора/Арнольда эти отношения по-разному ассоциируются с шкально-терминальной просодией отобранных нами для анализа интонационных моделей.

В моделях, состоящих из нисходящей ступенчатой шкалы в сочетании с низким нисходящим терминальным тоном, доминируют как позитивные, так и негативные отношения. В моделях, состоящих из нисходящей ступенчатой шкалы в сочетании с низким восходящим тоном, - позитивные и нейтральные.

Для того чтобы убедиться в том, что указанные колористические оттенки мелодии реально артикулируются и воспринимаются британскими коммуникантами, вполне достаточным доказательством их существования будет отражение в семантическом поле дескрипторов данных моделей хотя бы одного их этих отношений.

Архитектоническая функция мелодики в британскойречи

Наличие опорных нот в мелодике повествовательных фраз, в основном, сводится к конституированию различных степеней их завершенности.

Изучением просодических закономерностей, определяющих степень завершенности повествовательных фраз, занимались многие исследователи как в контексте, так и вне его. При этом степень завершенности фраз описывалась ими в традиционных терминах шкал и тонов, а тональная связь мелодических интервалов в их акустических портретах во внимание не принималась.

Традиционно считается, что нисходящие терминальные тоны придают повествовательной фразе различную степень завершенности в зависимости от своих параметров, а восходящие и ровные - различную степень незавершенности (Ревтова Л.Д., 1963:51, Калачев А.И., 1951; Зиновьева Е.Н., 1955, и др.).

Причем степень завершенности, которую придают повествовательной фразе терминальные тоны, по мнению исследователей, зависит от их регистрового соотношения с высоким выделенным тоном шкалы II дополнительно определяется суммарной релевантностью уровней, на которых реализуется их ядро и глайд (Crystal D., 1975; Hultzen L.S., 1954; Trim J.L.M., 1967; Казаченко ОБ., 2004:76-81).

Данный подход можно считать вполне объективным в том случае, если тональность, в которой реализуется мелодика интонационно-просодической модели, трудно ощутима. Но поскольку в их исследовательском корпусе, вне всякого сомнения, могли встретиться модели, строящиеся на опорных нотах повествовательности, можно с уверенностью предположить, что выводы авторов, занимавшихся исследованием данной проблемы, являются неполными. В соответствии с нашей концепцией, если фразовая мелодия строится исключительно на опорных нотах речевой тональности, то она должна восприниматься слухом как абсолютно завершенная только при условии совпадения названия последнего звука в глайде тона с названием тональности.

Архитектонические свойства тональной мелодики, как и внутренние ощущения колористических оттенков, строятся на различии интервальной напряженности звуков. При абсолютной завершенности мелодии (кадансе), коэффициенты напряженности между предпоследним и последним звуками равняются соотношению — , при неполной завершенности (полукадансе) соотношение коэффициентов напряженности будет обратное Физиологически ощущение степени завершенности тональных мелодий может быть объяснено стремлением разума к упорядоченности хаоса. В данном случае олицетворением хаоса может быть большое количество колебаний голосовых связок на высокой ноте, а олицетворением порядка или приближением к нему - меньшее, на низкой и средней нотах. В основе же акустической связи этих нот в тональности лежат их оптимальные резонансные особенности.

Для доказательства существования напряженности, возникающей в сознании коммуниканта, при оценке степени завершенности повествовательных фраз можно было бы воспользоваться традиционной экспериментально-фонетической методикой с непременным участием информантов, но мы решили пойти другим путем, поскольку нас в большей мере интересовали возможности интеграции наших выводов с выводами других исследователей, в которых чисто эмпирически могла отразиться наша концепция.

В этом смысле особый интерес должна представить работа Крюковой О.П. «Ф оно стилистические особенности ораторской речи», в которой выявляется соотношение ЧОТ и уровня интенсивности при полной каденции и ее неполном варианте (полукадансе).

Как удалось установить Крюковой О.П. (1981:14), уровень ЧОТ при полной каденции понижается одновременно с падением интенсивности до минимума; при неполной каденции понижение ЧОТ сопровождается повышением интенсивности.

Но в работе Крюковой О.П. эта закономерность только зарегистрирована, а не объяснена. Наша концепция вносит ясность в причины возникновения описываемого явления, которое можно трактовать как отражение степени иллюзорной напряженности сознания в дистрибуции реальной интенсивнострі в тональной системе, свойства которой в дальнейшем распространились на шкально-терминальную.

Из данного факта можно сделать вполне определенный вывод. Поскольку в шкально-терминальной системе причинно-следственная связь между дистрибуцией интенсивности и причиной, ее порождающей, отсутствует своеобразие дистрибуции интенсивности в ней следует считать копией, имитацией тональной, примат которой в данном случае является бесспорным. От фраз, строящихся на просодической основе полных каденций, следует отличать реплики в так называемых рекуррентных диалогических единствах, завершенность которых определяется особенностями речевого этикета. В качестве примера просодии единств подобного рода можно привести просодию диалогических единств, завершающих коммуникацию (Аствацатурьянц Н.В., 1989:6-11).

В заключение данного раздела следует отметить, что мелодика, в состав которой входят опорные ноты тональности, строится на принципе «золотого сечения».

Влияние структурных особенностей протосистемы на становление современных шкально-терминальных интонационных систем

Процесс становления протосистемы можно представить как процедуру ремаркировки звуковысотного положения терминальных, тонов в виде совмещения их новых регистровых маркеров с опорными интервалами протосистемы.

Дифференциация опорных интервалов в протосистеме могла осуществляться двояко:

1) по степени их напряженности и

2) функциональной градуальности конституирования степени завершенности речевой мелодики.

Степень напряженности, порождающая колористические оттенки, зависела от высоты полутона и выглядела следующим образом:

ПОЛУТОНЫ СТЕПЕНЬ НАПРЯЖЕННОСТИ

1-й +1

4-й +4

5-й -4

8-й -1

А функциональная градуальность, соответствующая незавершенности, полузавершенности и завершенности, которую придавали мелодике указанные интервалы, представляла собой систему коммуникативных уровней: 1 незавершенность 4,5 полузавершенность 8 завершенность Графически незавершенность должна была соответствовать вопросительному знаку (?), полузавершенность - многоточию (...), а завершенность - точке (.).

При вписывании узких и широких терминальных тонов в звуковое пространство протосистемы их коммуникативный статус становился зависимым от уровня, с которым совпадали их новые регистровые маркеры, обозначенные на следующей схеме стрелочками:

В данной схеме представлены все разновидности простейших терминальных тонов, с включением более рекуррентного в среднем темпе речи терминального тона \ , в котором макси-ядро репрезентируется в левой половине контурной дуги.

Характерно, что коммуникативный статус терминальных тонов, сформировавшийся в узком варианте протосистемы, остался неизменным как в ее широком варианте, так и в шкально-терминальной система, описанной Ю.Л. Будасовым. А именно, терминальный тон в узком варианте протосистемы обладал свойством флективносте, то есть придавал звучанию фразы повествовательный оттенок в любой регистровой позиции. Что касается остальных терминальных тонов, то их узкие варианты подчинялись модулятивным закономерностям: в нижней регистровой позиции они придавали фразе повествовательное, полузавершенное звучание, а в верхней -вопросительное.

Широкие варианты терминальных тонов в этой системе, как и узкие варианты тона , тоже обладали свойством флективности, так как они полностью заполняли ее звуковое пространство, а их регистровые маркеры совпадали с ее крайними границами.

Таким образом, в протосистеме благодаря динамизации ударения наряду с ярусными появляются контурные варианты терминальных тонов.

Так как звуковое пространство между 8-м и 13-м полутонами равнялось кварте, а минимальное звуковое пространство, в котором могут быть реализованы опорные ноты (интервалы) тональности, равняется квинте, в нижней части широкого варианта протосистемы уже не могла реализовываться схема коммуникативных уровней, характерная для узкого варианта протосистемы. Поэтому носители языка должны были для упорядочения этого варианта отказаться от системы, строящейся на учете коммуникативных функций опорных интервалов тональности, и перейти к обыкновенной звуковысотной оценке терминальных тонов, строящейся на соотношении их регистровых маркеров. При этом коммуникативный статус терминальных тонов, приобретенный ими в узком варианте протосистемы, оставался неизменным.

Собственно говоря, такой способ звуковысотной оценки терминальных тонов существовал и в узком варианте протосистемы, наряду с учетом коммуникативных функций опорных нот тональности. Однако поскольку в русском языке коммуникативность и экспрессивность, в отличие от английского, оформлялась просодическими средствами, оба варианта протосистемы не могли удовлетворительно функционировать, если при их реализации не создавалось хотя бы минимальное ощущение тональности, так как при этом происходило четкое деление интервалов на коммуникативные и экспрессивные. Коммуникативные интервалы в этом случае должны были обладать минимальным коэффициентом напряженности в отличие от остальных. Такими интервалами, конституирующими ослабленный тональный каркас интонационно-просодической модели, могли быть сочетания 1-го полутона с 8-м и 8-го с 13-м, порождавшим ощущение тональности без мажорного или минорного наклонения:

Если в узком варианте протосистемы экспрессия достигалась за счет заполнения звукового пространства 4-м или 5-м полутонами, создающими, соответственно, ощущение полной мажорной или минорной тональной напряженности, то в широком варианте допускалась большая свобода заполнения звукового пространства экспрессивными полутонами, естественно, до допустимого предела, не искажающего коммуникативный тип, передаваемый тональным каркасом.

В дальнейшем широкая протосистема перешла в шкально-терминальную в результате отсутствия возможности четкой интервальной артикуляции опорных нот из-за убыстрившегося темпа речи, а экспрессивность этой системы, в основном, стала строиться на впечатлениях, возникающих от размеров и звуковысотной реализации шкал и терминальных тонов. Что касается дифференциации вопросительности PI повествовательное, то она продолжала строиться на звуковысотной разности регистровых маркеров терминальных тонов. Границы шкально-терминальной системы, ранее определяемые соотношениями интервалов с минимальными коэффициентами напряженности, исчезли, а ее интонационный статус стал стремиться к конфигурационному, так как в этом случае различие мужских и женских диапазонов речи не представляло трудностей для разнополой коммуникации.

Похожие диссертации на Влияние речевой тональности на эволюцию интонационного строя языка : экспериментально-фонетическое исследование на материале английского, немецкого и русского языков