Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнополитические процессы и их специфика на Северной Кавказе Коркмазов, Альберт Юнусович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Коркмазов, Альберт Юнусович. Этнополитические процессы и их специфика на Северной Кавказе : автореферат дис. ... доктора социологических наук : 22.00.04 / Ставропольский техн. ун-т.- Ставрополь, 1997.- 38 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-3/2920-3

Введение к работе

Актуальность темы. Актуальность темы исследования -обусловлена прежде всего теми радикальными этнополитиче-скими процессами, которые происходят в России, особенно на Северном Кавказе после распада СССР. Возможность всестороннего воздействия на эти процессы зависит от их понимания не только в контексте совремекного состояния, но и более глубокой исторической ретроспективы, а следовательно и возможностей перспективы развития.

Изучение этнополитическия процессов в современной России, на Северном Кавказе требует разработки специальных теорий для наиболее адекватного их анализа, предполагает выбор методологических ориентации, с помощью которых эти теории могут быть созданы. Трудности в этом плане заключаются в том, что сама этносопиология как наука стала складываться лишь в 60-70-х гг. нашего столетия и поэтому накопленного е» материала пока еше явно не достаточно для широких ФилосоФско-сопиологических обобщений и создания нормативно-ценностного знания.

Эмпирической базой исследования рассматриваемой темы послужили данные, полученные на основе изучения геополитических процессов на Северном Кавказе.

Актуальность изучения зтнополитических процессов на Северном Кавказе в значительной мере связана с социокультурной спецификой национального вопроса в этом регионе, который стал ареной не просто этнополитической напряженности, но и противостояния новых государственных образований между собой, а также военных действии в Чечне.

Социокультурная специфика национального вопроса на Северном Кавказе состоит в том, что государственно-политическая суверенизация происходила на основе этнической самоидентиФккакии народов. Поэтому культурно-зтничєскоє здесь все более подменяется этнополитическим, а национальные интересы используются в качестве политического ресурса теки, кто стремится реализовать свои притязания на власть.

На Северном Кавказе во всех бывших автономиях возникли национальные движения, которые в условиях, когда сама Россия была занята "обустройством" собственного суверенитета, привели к возникновению в зтбм полизтничном регионе ситуации повышенной зтнополитической напряженности.

В такой обстановке российское руководство не смогло вовремя разработать научно обоснованную национальную политику, учитывающую социокультурную и этнополитическую специфику национальных отношений на Северной Кавказе, и отреагировало на события, происходящие тан. в конечном счете, военно-политическими акциями.

Этнополитическая ситуация на Северном Кавказе и в России в целом осложняется еше и тем. что в мышлении определенной части российской политической элиты и массовой общественном сознании все более актуализируется идея этнополитического самоопределения русского этноса. Она проявляется и среди русской этнократии. Эта идея требует к себе очень серьезного отношения, ПОСКОЛЬКУ от ее теоретической разработки и практической реализуемости в значительной мере зависит состояние стабильности и порядка в общественно-политической жизни страны, регионов.

Кроме отмеченного, следует иметь в виду, что конФ-яиктогенность современных эткополитических процессов на Северном Кавказе обусловлена давними историческими "корнями", уходящими в прошлое. Поэтому изучение опыта этнополитического взаимодействия народов Северного Кавказа между собой, специфики национальной политики в историческом разрезе в регионе дает возможность обнаружить эти корни. Надо отметить, что господствовавшая в советское время трактовка России как "тюрьмы народов" препятствовала научному изучению этого опыта и ФилосоФско-социологической его интерпретации.

Этим объясняется тот факт, что в настоящее время взоры ученых и политиков все чаше обращаются к опыту до-

- 5 -революционной России, но отсутствие репрезентативной исторической информации приводит к появлению различных, порой противоположных мнений. Согласно одному из ник. Россия благодаря губернской системе управления, лишавшей этносы политической субьектности. долгое время находилась почти в полной зтнополитической индифферентности, а этнический компонент в российское политическое сознание был внесен коммунистическим режимом. Согласно ДРУГОМУ мнению, в Российской империи целенаправленно проводилась политика этнической дискриминации, осуществлялась русификация и православная христианизация инородцев.

Некоторые-исследователи считают, что существовавшая в Российской империи этноконФессиональная иерархия была воспринята большевиками и поэтому коммунистический режим в этом плане не внес принципиально ничего нового, а просто усилил процессы "навязывания" зтничности и Формирования многоярусной номенклатурной этнократии.

Кризис.коммунизма (как теории и практики) на современном этапе актуализировал проблему этнических отношений. Значение национального Фактора в условиях экономического кризиса и политической нестабильности в стране резко возросло. Поэтому исследование последствий этно-политических процессов на Северном Кавказе является чрезвычайно актуальной проблемой.

Объектом исследования в диссертации выступает общество, взятое в аспекте зтнополитических отношений.

Предметом исследования являются этнополитические процессы и особенности их проявления на Северном Кавказе в период советизации автохтонных народов, при сталинском тоталитарном режиме, в условиях хряаевской "оттепели" и "застоя", "перестройки" и постсоветского времени. Этнополитические процессы в XX веке рассматриваются в широкой исторической ретроспективе, начиная с Кавказской войны в первой половине XIX столетия, которая в немалой степени обусловила специфику этнопояитического развития региона в последующие годы.

степень разработанности проблемы. Этнополитические

процессы и их специфика на Северной Кавказе всегда были предметом внимания российских и зарубежных философов и исследователей. Особенно большой интерес к этой проблеме проявляли передовые умы России начиная с XIX века. Подчеркивая разницу в отношениях к этнопояитическим процессам официального Петербурга и неофициальной России. А.И.Герцен говорил: "Зимний дворец - не вся Россия, даже не весь Петербург". Против произвола субъективного Фактора в зтнополитическкх процессах и за сближение народов выступал н. Г. Чернышевский. Он одним из первых среди мыслителей выдвинул тезис: "Общечеловеческий интерес стоит выше выгод отдельной нации".

значительный вклад в исследование условий и образа жизни народов Северного Кавказа в это время внесли ученые Кавказского отделения русского географического общества. Большое научное значение в этом отношении имеют такие их издания.- как "Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа" (СИОКПК) и "Сборник сведений о кавказских горцах" (ССКГ). ценные работы монографического характера в этот период были подготовлены и изданы рядом ученых, среди них следует отметить ТРУДЫ П. Буткова "Материалы по новой истории Кавказа" (Т. Т. 1-3. - СПб. 1Є69); ф. Леонтовича "Адаты Кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа" (Вып. і иг.- Одесса.18вг-1в63>; В.Миллера "Осетинские этюды" (Т. Т. 1-3. - м. . 1861-1887); Н. Ковалевского "Закон и обычай на Кавказе" (И.,1866). в них освешаются вопросы истории и этнографии народов региона, раскрываются сложности развития этнополитических процессов.

В целом, труды дореволюционных исследователей, по-свяшенкке Кавказу, можно отнести к трем основным направлениям общественно-политической мысли России того времени: революционно-демократической, либерально-демократической и реакционно-колонизаторской.

Если представители революционно-демократической и либерально-демократической мысли России с сочувствием относились к народам Северного Кавказа, осуждая эксг.ан-

сионистскую политику самодержавия в регионе, то выразители реакционно-колонизаторской мысли проявляли к ним полисе безразличие. Они оправдывали политику царизма, придавая ей благопристойный, "цивилизаторский" характер.

В отличие от представителей официальной российской общественно-политической мысли и историографии, русские каэказоведы. воспитанные на передовых идеях своего времени, в путевых заметках и этнографических очерках правдиво раскрывали образ жизни и особенности этносоциального развития народов Северного Кавказа, Такими учеными

являлись А. Верже. Г. Вертепов, А. Дьячков-Тарасов. Е. Мак-

1 сиков, Е. Феливын и др.

В селом дореволюционные издания русских кавказоведов не свободны от ошибочных оценок образа жизни, национальной психологии и культуры севэрокавказских горцев.

В советское время уже в 20-х годах появляются научные работы, авторы которых стремятся показать сущность и специфику развития этнополитических процессов в регионе с новых позиций. Однако в своих исследованиях они преимущественно опирались на старую российскую источниковедческую базу и большевистские идеологические установки.

Рассматривая главную особенность научных исследований и сборников документов, посвяиениых в эти годы проблеме этнополитических процессов, надо сказать, что в них ярко выражается примета времени - идеологические клише о равенстве народов, пролетарской интернационализме, пропагандируемые руководителями ВКП(б). Но тем не менее, эти работы были шагом вперед в освещении истории и жизнедеятельности этносов Северного Кавказа.

Показательны в этом отношении научные труды У. Алие-1 См. : Берже А. Чечня и чеченцы. - Тифлис, 1869; Вертепов Г. В горах Кавказа. - Владикавказ, 1903; Дьячков-Тарасов А. В горах Большого и Малого карачзя. - Тифлис 1900; Максимов Е. Терское казачье войско. - Владикавказ, 1890: фелиоыя Е. Черкесы-адыге и западно-кавказские горны. - Екатеринодар, 1864 и др.

- в -

1 ва. А. Тахо-Годи, .и. танбиева. й. карачайлы (Хубиева) и др.

Автор при исследовании поднятой темы опирался и на их

работы.

В 30-е и первой половине 50-х годов разработка проблем этнопояитических процессов в СССР Фактически прекращается, в советском обществоведении возобладало мнение, что национальный вопрос в стране в основном решен, научные исследования национальных отношений все более приобретают характер комментирования сталинских положений.

Национальные отношения в условиях сталинизма и в последующие годы в бывшем Сок>зе ССР трактуются односторонне, с позиции тезиса об успешном решении национального вопроса в том виде, в каком он достался от дореволюционного прошлого.

Большинство советских ученых выдавало политику этносоциальной унификации народов при тоталитаризме за политику интернационализации в обшестве. Нетодологией унитаризма и его Формальным прикрытием в их трудах стало узкое толкование права наций на самоопределение и сведение его к отделению, хотя сам механизм отделения не был законодательно закреплен.

До 90-х годов советские исследователи оценивали тру-

г ды зарубежных авторов по национальному вопросу в СССР с

позиции критики "буржуазных Фальсификаций". Работы Аб-

дуллаева И. А., Агаджанова ю. г., Березгова Б. Н. , вагабо-

ва к. в., Даниялова А. д. и других посвяшались критике

  1. см. : Алиев У. карачай. Историко- этнографический и культурно-экономический очерк. - РОСТОВ н/Дон, 1927; Тамбиев и. карачай прежде и теперь. - Ростов к/Дон, 1928; Карачайлы И. Быт горских народностей юго-Востока Кавказа. - Ростов н/Дон, 1924; Тахо-Годи А. Революция и контрреволюция в Дагестане. - Нахачкала. 1927 и др.

  2. См. : Авторханов А. коммунистическая программа денационализации национальностей СССР.- Мюнхен, 19&4; он же. Империя Кремля. Советский тип колониализма, - Вильнюс. 1990; Кекрич А. Наказанные народы//Родина. -н. . 1990, -Кб и др.

1 трудов зарубежных ученых кавказоведов.

Сложившийся стереотипный подход в советском обществоведении в трактовке этнополитических процессов и жесткий контроль партийных органов над стредствами мас-вой инФормадии не давали возможности объективно показать серьезные просчеты и преступные деяния властных структур тоталитаризма в осуществлении национальной политики в СССР. По этой причине в советском обществоведении и историографии вплоть до сентябрьского (1989 г.) пленума ЦК КПСС не затрагивался вопрос о насильственной депортации целых народов при сталинизме, хотя на хх съезде партии произвол и беззаконие, допущенные по отношение к ним. и были осуждены.

Тщетность и вредность таких действий при анализе национального вопроса достаточно определенно показало само время. Оно же и поставило вопрос о необходимости изменения подобного подхода в исследовании этнополитических процессов, потребовало объективного освещения развития национальных отношений в стране.

В последнее время стали появляться научные работы, в которых достижения и просчеты в сфере этнополитических процессов раскрываются с объективных пози-

I См. : Абдуллаев И. А. Северный Кавказ в объективе антикоммунизма. - Махачкала, 1975; Агаджанов Ю-Г. Правда против вымыслов,- Грозный, 1937; Березгов Б. Н. Решение национального вопроса на Северном Кавказе в освещении турецкой буржуазной историограФии//Молодежь и общественные науки.- Нальчик, 1985; Вагабов и. в. Вопросы национального строительства на Северном Кавказе в освещении современной буржуазной историограФии//в кн. : Вопросы историографии Дагестана (советский период). -Махачкала, 1966; Даниилов А. Д. Зарубежная историография Дагестана советского периода//В кн. :Вопросы историографии Дагестана (советский период).- Махачкала, 1988.

1 ций. Но в целом проблема выявления специфики геополитических процессов на Северном Кавказе в ее целостности и единстве исторического и современного контекстов нуждается в глубоком и всестороннем изучении. Это определило научный интерес автора к этой проблеме.

Методологическая основа диссертации. В своей работе автор исходит из двоякой сущности ФилосоФско-сониологи-ческого исследования проблемы. С одной стороны, в ней реализуется нормативно-ценностный подход к интерпретации этносоциальной действительности, аккумулирующий личност-но-кенносткую позицию диссертанта, а с другой - Фило-соФско-социологическое видение этой действительности, это позволяет выйти при исследовании на уровень целостного и интегрального знания.

В диссертации последовательно реализуется системный подход, позволяющий рассматривать этноаолитическое взаимодействие как содиетальную общественную структуру, характер функционирования и развития которой социально детерминирован.

Исходя из специфики предмета исследования, диссер-

1 См.: Короткое В. Чеченская модель этнополитических процессов//Обшествешше науки и современность. - Н. , 1994. N3; Коркмазов А. Ю. Этнополитические процессы на Северном Кавказе, (История и современность).- Ставрополь, 1994; Шпак В. 0. Теория и практика политического процесса на Северном Кавказе//пути социально-политического развития России. -Ставрополь, 1994; Тавадов А, г. Современная зтнсполитическая ситуация в России//Со-циально-политический журнал. - Н. , 1994. HI 1-12; Драгунский Д. В. Этнополитические процессы на постсоветском пространстве и реконструкция Северной Евразии/УПолис. -М. ,1995. КЗ; Денисова Г, С. Этнический Фактор в политической жизни России 90-х годов. - Ростов н/Дон, 1996; Авксентьев В. А, , Шаповалов В. А, Этнические проблемы современной России: социально-философский аспект анализа. - Ставрополь, 1997 и др.

- il -

тант использовал также принципы историзма, конкретности, всесторонности, противоречивости.

При изучении этнокультурной обусловленности этнополитических процессов эффективным методологическим средством выступает культурологический подход при анализе проблемы. Использование этого подхода при исследовании рассматриваемой темы способствует получить информацию о глубинных, идеологически нерефлексигованнык механизмах этнических взаимодействий на Северном Кавказе.

Цель исследования. Яснодя из теоретической и социально-практической значимости проблемы, автор ставит своей цель» дать филосоФско-содиологическую интерпретацию этнополитических процессов и их специфики на Северном Кавказе, выявить объективно-исторические и субьек-тивно-интенииональние "корни" нынешней этнополитическои напряженности з регионе, обусловленной как национальной политикой властных структур, так и память» народов, переживших историческую трагедии в прошлом. В диссертации ставятся следующие задачи:

раскрыть сущность этнополитических процессов и их специфику на Северном Кавказе;

показать развитие этнополитических процессов на Северном Кавказе в разные периоды общественного развития;

выявить исторические и социокультурные корни этнополитическои напряженности и конфронтаиионной направленности зтнопояитического менталитета на северном Кавказе;

определить наиболее эффективные методологические основания теоретической интерпретации этнополитических процессов на Северном Кавказе в исторической ретроспективе;

собрать репрезентативну» эмпирико-информационную базу данных, необходимых для соответствующих теоретических интерпретаций этнополитических процессов на северном Кавказе и создания на этой основе системы нормативно-ценностного знания;

рассмотреть пути достижения взаимопонимания и сотрудничества народов Северного Кавказа на современной этапе.

Научная новизна исследования определяется в поставленном автором дели и задачах анализа проблемы с позиций современного ФилосоФско-социологического знания, в выявлении специфики этнополитическик процессов на Северном Кавказе на разных этапах развития конкретных этносов, что потребовало критического осмысления теоретических положений, сложившихся в Философской и социально-политической литературе, обоснования новых методологических подходов в анализе предмета исследования.

В диссертации:

дается определение понятия "зтнополитический процесс";

раскрывается содержание этнополитических процессов в досоветское время общественного развития;

осуществляется ФилосоФско-социологический анализ этнополитических процессов на Северном Кавказе в период советской власти и в постсоветское время;

показывается научная несостоятельность отождествления господствовавшей при тоталитаризме этносоциальной унификации народов с интернационализмом;

исследуются проблемы достижения взаимопонимания и сотрудничества народов Северного Кавказа на современном этапе;

анализируется характер национальной политики в регионе, ее научный и социокультурный уровень;

предлагаются конкретные практические рекомендации по эффективному решению ряда этнополитических вопросов на Северном Кавказе.

Положения и выводы, выносимые на зашиту;

і. Зтнополитический процесс как социальный Феномен представляет собой совокупность динамичных, взаимозависимых действий этносов, направленных на последовательное решение вопросов общественно-политической жизни, и в первую очередь политической власти и государства с использованием различных способов принятия решений, управления и функционирования.

г. Содержание и специфика геополитического процесса определяется единством базовых (обшестрановедческих) ха-

рактеристик и региональных особенностей объективного и субъективного характера, всесторонний учет и последова- . тельное осуществление которых позволяет оптимально реа-лизовывать интересы этносов в структуре разного статуса политических субъектов.

  1. Этнополитический пронесе чрезвычайно сложен, противоречив, стадиален. Он проходит стадии становления, функционирования, развития и упадка. В ранках решения конкретного общественно-политического вопроса можно выделять стадии выявления и согласования интересов этносов, Формирования аели и программы их совместной деятельности, принятие программы и ее осуществление с обязательным контролем, оценкой результатов и определением доли ответственности этносов за ее реализацию.

  2. Тип политического режима детерминирует содержание зтнополитических процессов, характер и способы их про-цессуальности. технологию политического властвования в рамках конкретного этноса. С другой стороны, детерминированная или недостаточно развитая' политичность отдельного этноса с его претензией на абсолютизацию своих интересов ведет к эскалации отношений этносоциальной конфликтности, сепаратизма. Разрешить такую ситуацию возможно яа путях толерантности, компромисса, консенсуса при строгом и последовательном соблюдении прав и свобод каждого этноса.

  3. Технология политического властвования в жизни этносов Северного Кавказа определялась конкретно-историческим временем и пространством их бытия, традициями, ценностями, ментальностью людей. Огромную роль при этом играли внешнеполитические Факторы, особенно государственные. Жесткий пресс Российской государственности нередко давил этнополитическую автономность народов, создавал напряженность бытия жизни, сознания. Поэтому этнополитический процесс народов Северного Кавказа в досоветское и советское время был жестко предопределен заранее, отчуждая их не только от центральной власти, но и от собст-

венных интересов.

б. Длительное функционирование тоталитаризма в бывшей СССР привело к осложнению и крайней противоречивости зткополитическйх процессов в обществе. Депортация целого ряда северокавказских народов в период Великой отечественной войны явилась органической часть» обшей системы тоталитаризма, сформировавшейся в нашей стране к концу 30-х г. г.. и служила цели самоподдержания сталинского режима, созданию образа внутреннего врага в лице этих народов и атмосферы постоянного страха в обществе.

г. начавшийся после хх съезда КПСС процесс реабилитации репрессированных народов при сталинизме оказался непоследовательным, был растянут на несколько десятилетий и Фактически завершился на политико-юридической уровне лишь в конце 1980 - начале 1990-х г. г. Поэтому многие проблемы, порожденные депортацией народов, оказались нерешенными и в это время, что сыграло негативну» роль в эскалации этноконфликтной ситуации на северном Кавказе в постсоветский период.

  1. В эпоху "застоя" на Северном Кавказе сложилась парадоксальная зтнополитическая ситуация. С одной стороны, активно велась пропагандистская работа по распространению идей социалистического интернационализма и советского патриотизма, с другой - практические действия ряда руководителей северокавказских автономий исподволь стимулировали рост межнациональной напряженности в регионе. Неханиэм тоталитаризма стал вновь набирать силу в стране и вместе с этим были осуществлены попытки реанимации обвинений против репрессированных народов.

  2. Проблемы демократизации общественно-политической жизни на Северном Кавказе, как и в других регионах Российской Федерации, на современном этапе показали, что для целостной и последовательной осушествляемости этно-политических процессов необходимо разобраться не столько в их объективных условиях развития, сколько в их субъективных социокультурных основаниях, как важнейшем Факторе

разреиения геополитической напряженности в регионе.

Поэтому решение этнополитических проблем, в том числе и зтнотерриториальнын, на Северной Кавказе должно впредь проводиться без перекройки границ национально-территориальных образований, а с использованием других меканизмов, открываемых теми изменениями, которые произошли в нашем обществе в последние годы, в частности, опираясь на закон о культурно-национальной автономии.

10. В содержании этнополитических процессов большое место занимает национальная идея как интегрируюшая этнос совокупность представлений и ценностей. На Северном Кавказе значимость национальной идеи сегодня резко возросла. В этих условиях основой взаимоотношения и сотрудничества народов региона на современном этапе должно выступать стимулирование законопослушной деятельности, опирающейся на сочетаниг материального интереса и уважения к нравственным нормам общечеловеческого характера, к национальным традициям и культуре каждого этноса.

И. При анализе этнополитических процессов на Северном Кавказе в постсоветский период надо иметь в виду, что отсутствие в свое время на федеральном уровне научно обоснованной концепции государственной национальной политики способствовало сохранению в регионе этнополити-ческой напряженности и проявлению затяжных конфликтов. Прежние тоталитарные установки з сфере национальных отношений, ориентированные на этносоциальную унификацию народов, перестали соответствовать реалиям сегодняшней действительности. Без выработки четко обозначенной российской национальной политики на Северном Кавказе, основанной на общедемократических принципах, где приоритетными являлись бы права и свободы личности, невозможно ликвидировать очаги социально-политической и этнической напряженности.

При проведении такой политики необходимо осуществлять государственную целевую программу развития сотрудничества народов Северного Кавказа, учитывают^ уникальную этносоциальную специфику региона, его особое геопо-

литическое положение.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Выводы и обобщения проведенного исследования МОГУТ быть использованы Федеральным центром, властными структурами, общественными организациями и движениями Северного Кавказа в стабилизации этнополитических процессов, в разработке научно обоснованной национальной политики в регионе, в составлении научных программ по национальному вопросу и духовному развитию северокавказских народов, в достижении взаимопонимания и сотрудничества между ними.

Результаты исследования могут стать так же научной базой для подготовки и чтения спецкурсов в вузах по зт-нополитическим процессам, при написании научных работ по теории и практике национальных отношений.

Апробация работы. Ряд положений диссертации апробирован автором на различных краевых, региональных и всероссийских научно-практических конференциях, при разработке спецкурсов "Национальные отношения и национальная политика в России: проблемы теории и практики". "Этнопо-литические процессы на Северном Кавказе: проблемы теории, истории и современной практики" в Ставропольском государственном техническом университете.

Основные положения и выводы диссертационного исследования нашли отражение в монографии "Этнополитические процессы на Северном Кавказе. (История и современность)", - Ставрополь, 1994 (И,г п.л.), а также в более 20 статьях и тезисах докладов на научно-практических конференциях обшим объемом ОКОЛО 40 п. л.

структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, содержащих восемь параграфов, заключения и библиографии. Ее обший объем 228 страниц машинописного текста. Библиография включает 292 источников и наименований.

Похожие диссертации на Этнополитические процессы и их специфика на Северной Кавказе