Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Визуализация социального пространства современного общества : социально-философский анализ Жигарева, Алина Александровна

Визуализация социального пространства современного общества : социально-философский анализ
<
Визуализация социального пространства современного общества : социально-философский анализ Визуализация социального пространства современного общества : социально-философский анализ Визуализация социального пространства современного общества : социально-философский анализ Визуализация социального пространства современного общества : социально-философский анализ Визуализация социального пространства современного общества : социально-философский анализ Визуализация социального пространства современного общества : социально-философский анализ Визуализация социального пространства современного общества : социально-философский анализ Визуализация социального пространства современного общества : социально-философский анализ Визуализация социального пространства современного общества : социально-философский анализ Визуализация социального пространства современного общества : социально-философский анализ Визуализация социального пространства современного общества : социально-философский анализ Визуализация социального пространства современного общества : социально-философский анализ Визуализация социального пространства современного общества : социально-философский анализ Визуализация социального пространства современного общества : социально-философский анализ Визуализация социального пространства современного общества : социально-философский анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Жигарева, Алина Александровна. Визуализация социального пространства современного общества : социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Жигарева Алина Александровна; [Место защиты: Воен. ун-т].- Москва, 2011.- 189 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/84

Содержание к диссертации

Введение

Раздел 1. Социальное пространство современного общества в контексте его визуализации 18

Раздел 2. Сущность и содержание явления визуализации социального пространства современного общества 67

Раздел 3. Основные проявления визуализации в социальном пространстве современного общества и возможные направления ее оптимизации 125

Заключение 170

Литература 1

Введение к работе

В современном обществе все ускоряющегося развития постоянно возникают новые явления, связанные с усилением роли визуальных коммуникаций, переплетением множества визуальных кодов, режимов видения, техник и практик визуальности, дополняющих или взаимодействующих друг с другом, при этом вербальное восприятие смысла в значительной степени теряет свое значение, уступая место визуальному мировосприятию. Одним из такого рода феноменов предстает визуализация.

Можно утверждать, что человечество всегда стремилось к получению визуальной информации, так как для большинства людей именно этот канал сообщений об окружающем мире является ведущим. Еще французский поэт Ш. Бодлер в начале XIX в. призывал «сделать наличное зримым» («representer 1е present»)1.

Вместе с тем создание все новых информационно-коммуникативных технологий делает возможным тотальную визуализацию общества, инициирование наглядности настолько убедительной, что она не вызывает никаких сомнений в подлинности показываемого нам на экране кино, телевизора, компьютера многообразной наличной реальности.

В этой ситуации очень важно помнить слова-предостережения социального философа и культуролога С. Зонтаг о том, что сегодняшнее общество нуждается в культуре, основанной на изображениях. «Оно устраивает множество зрелищ для того, чтобы стимулировать сбыт товаров и делать нечувствительными к классовому, расовому и половому неравенству. Оно нуждается также в сборе беспредельного количества информации, чтобы эффективнее эксплуатировать природные ресурсы, увеличивать производительность труда, поддерживать порядок, вести войну и создавать рабочие места для бюрократов»2. Визуальные массмедиа определяют действительность как зрелище (для масс) и как объект надзора (для правителей). «Производство изображений воспроизводит господствующую идеологию. Социальное изменение подменяется изменением изображений. Свобода потреблять большое количество снимков и материальных благ приравнивается к свободе вообще. Сужение свободы политического выбора до свободы экономического потребления нуждается в неограниченном производстве и потреблении изображений»3. Особенно значимы эти слова для российского общества.

Актуальность темы исследования обусловлена следующими обстоятельствами.

Во-первых, потребностью исследования феномена визуальности, которая становится сегодня базовым модусом существования современного общества, культуры повседневности, общим принципом структурирования ее артефактов.

Во-вторых, необходимостью анализа визуального восприятия человека,

Бодлер Ш. Цветы зла. Стихотворения в прозе. Дневники. - М, 1993. С. 31-32.

2 SontagS. On Photography. - L., N.-Y.: Penguin, 1976. P. 178-179.

3 Там же. P. 178.

которое вызвано глобальной технологической информационной культурой и которое как бы распадается, фиксируется не на объекте, а разбросано по электрическим сетям, движется, трансформируется.

В-третьих, важностью осознания направленности в современной цивилизации перехвата силами и средствами массовой информации, а также рекламой и индустрией развлечений традиционных функций художественно-визуального искусства как способа описания социального бытия.

В-четвертых, целесообразностью осознанно и эффективно противостоять попыткам некоторых социальных акторов использовать визуальное насилие для манипуляций сознанием масс (преступление, теракт, война в прямом эфире).

Таким образом, проблема изучения явления визуализации, особенностей ее влияния на социальные процессы и отношения приобретает актуальное значение, поскольку она непосредственно связана с мироощущением, мировосприятием и мирочувствованием современного человека.

Степень научной разработанности проблемы. К проблеме изучения феномена визуализации обращались многие исследователи, которые сформулировали подходы к ней в различных науках.

В рамках искусствоведческого знания визуализация исследуется, прежде всего, как род художественно-эстетического восприятия реальности. Так, А.М. Буров ведет речь о замене созерцания и рукотворного подражания природе (мимесиса), вызвавших к жизни создание четко оформленных живописно-художественных образов, связанных с мифологией или отображением реалий окружающего мира на новые технологические способы запечатления и фиксации, которые резко расходятся с основными принципами классического представления, что приводит к возникновению новых тенденций нерукотворной фиксации феноменов реальности. Меняются образы, которые теряют связь с центральным «оформителем» и становятся более свободными1.

В лингвистике в рамках изучения проблем массовой коммуникации и речевого воздействия анализируется визуальное влияние на телевизионную аудиторию для достижения определенных прагматических целей. Будучи в определенной семиотической системе социальным знаком телевизионный дискурс как комплексный знак, как своеобразное «произведение искусства» (режиссера, оператора, выпускающего редактора и его помощников, ведущего и др.) сообщает информацию, оказывает воздействие и таким образом является специфическим дискурсом, отражающим сложную структуру взаимосвязи вербальных и визуальных средств в едином комплексе, погруженном в конкретное социальное пространство2.

В культурологии сложилось понимание визуализации как порождения особой экранной культуры. ПК. Огурчиков раскрывает взаимосвязь между эк-

Буров A.M. Проблема эволюции визуальности в кинематографе и других экранных искусствах: Автореф. дис. ...канд. искусствоведения. -М., 2008.

Фролов МЛ Телевизионный дискурс информационно-аналитических программ (на материале программ криминально-правовой тематики НТВ): Автореф. дис. ...канд. филол наук -Тверь, 2004.

ранной культурой и порожденной ей новой мифологией, с помощью которой происходит утверждение моделей человеческого поведения, помещение индивидуального бытия в новую систему социальных и культурных координат, в которой мир превращается в гиперреальность симулякров, где человек не переживает подлинной реальности, будучи защищен от нее мифом. Автор активно исследует искажение реальности с помощью визуальных технологий, которые в угоду тем или иным социальным и культурным запросам деформируют само представление о себе массового зрителя1.

В антропологии внимание исследователей направлено на нахождение ответов на вопросы о том, что и как мы видим, как конструируются визуальные объекты в массмедиа и в искусстве, как происходит манипуляция массовым сознанием при помощи визуальных образов, как исторически меняется конструирование визуального, какие антропологические изменения происходят в связи с визуализацией нашего мира, а также о том, как возможна наука, изучающая визуальное - visual studies (исследования визуальное). С 2003 г. в Российском государственном гуманитарном университете проходят ежегодные конференции Русской антропологической школы, посвященные указанным аспектам визуаль-ности2.

Собственно философские исследования посвящены изучению особенностей визуально-информационного взаимодействия человека и мира. Так, М.С. Кухта исследует проблему содержательного обновления категории восприятия, раскрывает основы моделирования динамики восприятия визуальных образов, показывает механизмы рецепции визуальной информации, пытается осмыслить особенности формирования постнеклассической науки и ее рациональности в связи с проблемой восприятия визуальной информации, разрабатывает когнитивную модель, позволяющую анализировать специфику создания визуальных кодов3.

А.А. Курбановский обосновывает в своей работе необходимость археологии визуальности, делая акцент на том, что человеческое видение есть культурно-исторический конструкт (артефакт), неразрывно связанный не только со своим временем и социальной средой, но и с изобразительными конвенциями (с памятниками искусства). Воззрения прошлых эпох, запечатленные в произведениях живописи, суть всегда некие шифры, семиотические загадки; сходство изображенного в картинах мастеров прошлого с тем, что доступно наблюдению в окружающем нас мире XXI столетия, маскирует глубокие, нередуцируемые различия. Наш опыт восприятия оказывается принципиально неадекватен «эффекту реальности», производимому знаковым строем культуры отдаленных периодов, адресованной совершенно иному «означивающему» и воспринимающему сознанию4.

Огурчиков П.К. Экранная культура как новая мифология (на примере кино): Автореф. дис.... д-ра культурологии. - М., 2008.

См. официальный сайт РГГУ.

Кухта М.С. Методология моделирования восприятия визуальной информации: Автореф. дис... .д-ра филос. наук. - Томск, 2004.

Курбановский А.А. Археология визуальности на материале русской живописи XIX-начала XX веков: Автореф. дис.... д-ра филос. наук. - СПб., 2008.

ТЛ. Козакова изучает антропологические последствия замены традиционной культуры на визуальную. На фоне лавинообразного производства и распространения визуальных образов, в ситуации, когда доминирующим стал такой образ жизни, принцип которого - доступность взгляду, просматриваемость, прозрачность, ориентация на создание и потребление видимостей, подменяющих сущности, постоянно встают вопросы о судьбе современного человека-зрителя, проживающего свою жизнь в атмосфере тотальной визуализации1.

Вместе с тем следует признать, что исследователи проблем визуальности оставили за рамками своего изучения целый ряд вопросов, таких как собственно определение визуализации как социального явления, оказывающего масштабное влияние на развитие общества; кроме того не получила должного освещения проблема содержательных сторон визуализации во взаимосвязи субъективной и объективной сторон ее существования и распространения в социуме; остались не до конца выясненными последствия реализации визуализации в обществе. Вышеизложенное позволяет утверждать, что феномен визуализации как социального явления, активно влияющего на общественные процессы и отношения, не получил в научной литературе всестороннего освещения в рамках социально-философского анализа.

Представление об уровне социально-философского осмысления феномена визуализации можно составить на основе анализа имеющихся теоретических источников, объединив их в следующие группы.

Первую группу составляют работы, в которых рассматривается социальное пространство общества, его основные черты и особенности воплощения. Различные мыслители уделяли свое внимание особенностям возникновения и функционирования в рамках социума социальной реальности (Э. Дюркгейм, А. Щюц2), социальной ткани (Г. Зиммель3), социального поля (П. Бурдье, И.А. Осиновская, П. Штомпка4), социального континуума (В. Кайтуков, И.Э. Клюканов5), социальных практик (В.В. Волков, Э. Гидценс, Н. Луман, О.В. Хархордин6), социальных сетей (Б. Гейтс, Э. Гидденс, Д. Тапскотт7), которые можно считать рядоположенными социальному пространству феноменами.

Козакова ТА. Человек в структурах зрелища: Философско-антропологический анализ: Автореф. дис. ...канд. филос. наук. - СПб., 2005.

Дюркгейм Э. Ценностные и реальные суждения // Социология. Ее предмет, метод, предназначение. - М., 1995; Шюц Л. Избранное: Мир, светящийся смыслом. - М, 2004. 3 Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь // Логос. - 2002. - № 3-4.

Бурдье П. О телевидении и журналистике. - М., 2002; Осиновская И.А. Образное поле как предмет философского исследования: Автореф. дис. ...канд. филос. наук. - М., 2002; Штомпка П. Альтернативная модель: динамическое социальное поле // Социология социальных изменений. -М., 1996.

Кайтуков В. Эволюция диктата. Опыты психофизиологии истории. - М.:, 1991; Клюка-новИ.Э. Коммуникативный универсум. -М., 2010.

Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. - М., 2003; Волков В.В., Хархордин О.В. Теория практик. СПб., 2008; Луман Н. Что такое коммуникация? // Социологический журнал. - 1995. - № 3.

7 Гейтс Б. Дорога в будущее. - М., 1996; Гидднес Э. Галактика Интернет. - М., 2004; Тапскотт Д. Электронно-цифровое общество. Плюсы и минусы сетевого интеллекта. - М.,

Имеется также ряд трудов, анализирующих наиболее существенные черты социального пространства в контексте визуальности, среди них наибольшего внимания заслуживают позиции Р. Барта, 3. Баумана, М.М. Бахтина, В. Беньямина, Ж. Бодрийяра, П.Вирилио, Э. Ги Дебора, С. Жижека, Ю.М. Лотмана, Г. Рейнгольда, Ю. Хабермаса и др.1, раскрывающих характер и смысл дромосферности и хронотопичности, симулятивности и символичности, приватности и субкультурности, зрелищности и перформативности, дегуманизма и фетишизации как признаков современного социального пространства.

Ко второй группе следует отнести исследования, которые посвящены непосредственному анализу сущности и содержания визуализации и ее роли в социальных процессах и отношениях.

Для выявления сущности визуализации представляют интерес работы Э. Панофского, П. Романова, М. Ямпольского, Е. Ярской-Смирновой и др.2, которые могут быть охарактеризованы как visual studies, позволяющие рассматривать различные аспекты и признаки визуализации.

Более конкретно раскрыли различные подходы к выявлению сущности визуализации: Д. Берн, Ю.М. Плотинский3 (техническо-информационный), Р. Арн-хейм, 3. Кракауэр4 (гносеологический), Ю.М. Лотман5 (семиотический), К.Э. Разлогов6 (культурно-эстетический), Б.Г. Ананьев, В. Вульф7 (психологиче-

1999.

' Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. - М., 1989; Бауман 3. Индивидуализированное общество. - М, 2002; Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975; Бенъямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. - М., 1996; Бодрийяр Ж. Войны в заливе не было // Художественный журнал. - 1994. - № 3; БодрийярЖ. Симулякры и симуляция //Философия эпохи постмодерна: Сб. переводов и рефератов. - Мн., 1996; ВирилиоП. Информационная бомба. Стратегия обмана. - М., 2002; Дебор Ги. Э. Общество спектакля. - М., 2000; Жижек С. Добро пожаловать в пустыню Реального. - М., 2002; Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек-текст-семиосфера - история. - М., 1996; Рейнгольд Г. Умная толпа: Новая социальная революция. - М., 2006; Хабермас Ю. Политические работы. - М., 2005.

Визуальная антропология: настройка оптики / Под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. - М., 2009; Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность: Сб. науч. ст. / Под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова, В.Л. Круткина. - Саратов, 2007; Па-нофский Э. Этюды по иконологии. Гуманистические темы в искусстве Возрождения. - СПб., 2009; Ямполъский М. Память Тиресия. Интертекстуальность и кинематограф. - М., 1993.

Берн Д. Цифровое освещение и визуализация. - М., 2003; Плотинский Ю.М. Визуализация информации. - М., 1994.

Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М, 1974; Кракауэр 3. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. - М., 1974.

Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. - Таллин, 1973. Новые аудиовизуальные технологии. Введение в экранную культуру / Отв. ред. К.Э. Разлогов.-М., 2005

Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека // Познавательные процессы: ощущения, восприятие. - М, 1982; Вульф В. Холодинамика. Вся сила в действии. - М., 1995.

ский), Ш. Гавайи1 (паранаучный), Е. Черневич2 (дизайнерский), В.М. Розин3 (манипулятивный).

Наиболее близко к причинам визуализации и источникам ее возникновения подошли О. Аронсон, Б. Балаш, Р. Барт, Ж. Делез, Э. Кассирер, М. Маклюэн, М. Мерло-Понти, В.И. Михалкович, М. Ямпольский и др.4

Субъекты и объекты визуализации в значительной мере были проанализированы в книгах П. Бурдье, Ж. Деррида, Н.А. Хренова, В.А. Шкуратова5.

Научные изыскания Р.Барта, Ю. Громыко, Н. Гудмена, И. Кукулина, М. Липовецкого, У. Липпмана, Н. Лумана, Э. Ноэль-Нойман, Д. Рашкоффа и др. позволили получить представление о технологиях реализации визуализации в социальном пространстве современного общества6.

Третью группу представляют исследования, затрагивающие основные формы проявления и возможные последствия реализации визуализации в социальном пространстве. Здесь следует назвать таких исследователей, как М.К. Мамардашвили, П.А. Снопков, В. Саппак, А.Ф. Шклярук, Р. Энтони и др.7

Негативные последствия визуализации стали объектом анализа в трудах А.В. Венковой, В.М. Диановой, Н.А. Кривицкой-Барабаш, Е. Стренберг и др.8

Гавайи Ш. Созидающая визуализация. - М., 2007.

Черневич Е. Язык графического дизайна: Материалы к методике художественного конструирования. - М., 1975.

Розин В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает mhd -
М., 2009. F

Аронсон О. Возвращение философии (логика кино Жиля Делёза) // Киноведческие записки. - 2000. - № 46; Балет Б. Кино. Становление и сущность нового искусства. - М., 1968; Барт P. Camera lucida. Комментарий к фотографии. - М., 1997; Делез Ж Кино 1. Образ-движения; Кино 2. Образ-время. - М., 2004; Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии. - М., 1988; Маклюэн М. Галактика Гутгеиберга. Становление человека печатающего. - М, 2005; Маклюэн М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. - М., 2003; Мерло-Понти М. Кино и новая психология // Киноведческие записки. - 1992. - № 16; Михалкович В.И. О сущности телевидения. - М., 1998; Ямпольский М. О близком (Очерки немиметического зрения).— М., 2001.

Бурдье П. О телевидении и журналистике. - М., 2002; Деррида Ж. Письмо и различие. -М., 2000; Хренов НА. Кино: реабилитация архетипической реальности. - М., 2006; Шкуратов В.А. Искусство экономной смерти. Сотворение видеомира. - Ростов-на/Д, 2006.

Барт Р. Миф сегодня // Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М., 1994; Веселые человечки. Культурные герои советского детства / Под ред. И. Кукулина и М. Липовецкого. -М., 2008; Громыко Ю. Стыки-2.0 ситуации в России, joint/joint.html; Гудмен Н. Факт, фантазия, предсказание. Способы создания миров. - М., 2001; Лигтман У. Общественное мнение. - М., 2004; Луман Н. Общество как социальная система. -М., 2004; Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. - М., 1996; РашкоффД. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. - М.,2003.'

Мамардашвили М.К. Медиум или всеобщее чувствилище? // Сознание и цивилизация. Тексты и беседы. - М., 2004; Плакаты войны и победы. 1941-1945 // Сост. ПА. Снопкові А.Б. Снопков, А.Ф. Шклярук - М., 2005; Саппак В. Телевидение и мы // Четыре беседы. - М.[ 1988; Энтони Р. Пропаганда. Плакаты, карикатуры и кинофильмы Второй мировой войны 1939-1945.-М., 2008.

Венкова А.В. Визуальная культура эпохи глобализма: идентификация пустоты // Глобальное пространство культуры. - СПб., 2005; Дианова В.М. Постмодернистская философия

Четвертую группу образуют работы ученых, в которых затрагиваются проблемы оптимизации и преодоления негативных последствий визуализации. Здесь могут быть обозначены работы М. Гутиереса, М. Кастельса, Н.Б. Кирилловой, П. Ладлоу, Г. Рейнгольда, П. Родькина, А.В. Шарикова и др.1

Представленный обзор научной литературы позволяет сделать вывод о том, что изучение проблемы феномена визуализации социального пространства пока еще не стало предметом целостного и систематического социально-философского анализа. Это и предопределило выбор темы исследования, его объекта и предмета.

Объектом диссертационного исследования выступает социальное бытие современного общества. Предметом исследования - феномен визуализации социального пространства как общественное явление современности.

Цель диссертационного исследования состоит в создании социально-философской концепции визуализации, позволяющей сделать обоснованные обобщения и выводы о сущности, содержании этого социального явления, проанализировать этапы возникновения, становления и развития моделей визуализации, основных форм проявления и технологий их реализации, а также дальнейшие перспективы и возможности оптимизации влияния визуализации на социум.

Предмет исследования и его цель предопределили постановку и решение следующих доминирующих задач:

  1. Выявить основные признаки социального пространства как объекта визуализации.

  2. Определить сущностные особенности визуализации как социального явления.

  3. Раскрыть содержательные черты феномена визуализации в современных условиях.

  4. Показать место и роль визуализации в социальном пространстве современного общества.

  5. Определить основные направления преодоления негативных последствий реализации визуализации.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составили идеи и положения зарубежных и отечественных мыслителей по проблемам общественного развития, культуры и искусства, места личности и социальных групп, их роли в общественной жизни.

искусства: истоки и современность. - СПб., 1999; Кривщкая-Барабаш Н.А. Постмодернизм: история любви и разочарований. Литература. Театр. Телевидение. Знаки и символы. - М., 2007; Sternberg Е. The Economy of Icons II The Fontana post-modernism reader. Edited by W.T. Anderson. - Glasgow, 1996.

Gutierrez M. Educacion Multimedia у Nuevas Tecnologias. - Madrid, 1996; Кастелъс M. Галактика Интернет. - Екатеринбург, 2004; Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. - М., 2005; Ладлоу П. Криптоанархия, кибергосударства и пиратские утопии. - М., 2005; Rheingold Н. The Virtual Community: Homesteading on the Electronic Frontier. Reading, MA, 1993; Родъкин П. Визуальная политика. Фирменный стиль России. - М., 2007; Шариков А.В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. -М., 1990.

В работе широко представлены итоги осмысления проблем общественного развития на научно-практических конференциях и семинарах, в диссертациях и авторефератах диссертаций, публикациях в научных журналах, средствах массовой информации и интернете по теме исследования.

Непосредственно методологическую основу диссертации составили основные положения социально-философской науки, ее понятийно-категориальный аппарат применительно к объекту и предмету исследования: структурно-содержательный, функционально-деятельностный, культурологический, конструктивистский и деятельностный подходы, принципы социального детерминизма и историзма и т.д.

В диссертационном исследовании также используются идеи ряда философских направлений, таких, как семиотика, герменевтика, синергетика, пост-структурализм, постмодернизм и др.

Эмпирическая база исследования включает результаты и выводы исследований, посвященных как современному состоянию российского общества, так и западному, процессам социального развития под влиянием визуализации применительно к исследуемой проблеме; контент-анализ публикаций в периодической печати и других источниках, а также обобщение практики деятельности основных субъектов визуализации социума.

Социальное пространство современного общества в контексте его визуализации

Значительные изменения в социальном развитии, вызванные научно-техническим прогрессом и информатизацией общества на рубеже XX-XXI веков, привели к значительной трансформации социальных процессов и взаимосвязей. С появлением современной техники; отмечал, в частности, К. Ясперс, изменилось все: она резко усилила социальную динамику и явилась принципиально новым фактором мировой истории, вызвавшим изменения, несравнимые-ни с чем, что известно людям из последних пяти тысяч лет .

П. Валери в своей работе «Завоевание повсеместности» так охарактеризовал наступление визуальности: «Подобно тому, как вода, газ и электричество, повинуясь почти- незаметному движению руки, приходят издалека в наш дом, чтобы служить нам, так и зрительные и звуковые образы будут доставляться нам, появляясь и исчезая по велению незначительного движения, почти что знака»2.

В.И. Самохвалова в докладе «Метафизика глобализации. От утопии к антиутопии» на междисциплинарном семинаре клуба ученых «Глобальный мир» отметила следующее: «Способ осуществления глобализации не есть преобразование какой-то сферы- жизни — экономической или политической, не есть трансформация, пусть и крупномасштабная, но локально-отдельная; это изменение всей парадигмы жизни — и человечества в целом, и каждого отдельного человека. Это новая реальность бытия, обеспеченная и поддер живаемая сосредоточенной в „центре" мощью современных политико-экономических средств и новейших информационных технологий»1.

Социальная реальность представляет собой ныне поток социальных изменений различной скорости, интенсивности, ритма и темпа. Современная социальная жизнь крайне сложна для-изучения и понимания не столько в силу своей сложности, сколько в силу своей текучести", фрагментированности, ризомности социальных связей. Представляется, что наиболее адекватной формой ее описания с организационной точки зрения является понятие «социального пространства». Для выяснения особенностей его функционирования в контексте влияния визуализации необходимо изучить наиболее значимые его особенности. При этом, следует помнить, что по словам Э. Ги Дебора, - «мы можем, возможно, достичь мимолетного впечатления о нашей толковательной активности, уяснив себе, что каждая попытка стимулировать или избежать толкования сама по себе будет являться объяснительной операцией. Это означает абсурдность попыток быть бескомпромиссно точным в описаниях наблюдаемых событий...» .

Эту мысль применительно к проблеме изучения социальных образований поддерживает и Н. Луман: — «социальные системы — мысленно идентифицированные системы. Их границы нефизической природы. Их границы могут быть .релевантны границам мысленных взаимосвязей»5.

Для описания социального пространства разные мыслители использовали собственный понятийно-категориальный аппарат, в котором можно оты екать такие.термины как «социальная реальность», «социальная ткань», «социальное поле», «социальные практики», «социальная сеть». Рассмотрим их более детально. Помнению Э; Дюркгейма, высказанном им в работе «Ценностные и ре альные суждения» социальная, реальность представляет собой одну из природных реальностей; Итпритомфеальность высшую, объективную, наибо лее высокоорганизованную — природу, но-достигшую «наивысшей точки сво его развития г и концентрирующая І всю свою энергию с тем, чтобы в каком-то смысле ; превзойтш самое себя». Именнотакую реальность, sid generis (фр. своего рода)} пространство социального согласия образуют ценности, а цен ностные суждения: суть те; которые относятся?к; этой реальности. Эта реаль ностьобладает собственными закономерностями; отличными от закономер ностей другихфёальностейЦпсюсологическо и т. п.). Социаль ная; реальность не- просто вписана в универсума и; подчиняется его законам. Это реальность; порождающая свой собственный мир и собственные законы1. А. Шюцї полагает, что- социальная. реальность выстроена вокруг моего собственного Я; предлагает себж для? истолкования мне, существу, наивно в нем- живущему. Є этойгточкшзрения, всё соотносится с моей актуальной исторической; ситуацией; или; как еще; можно; сказать, с моими прагматическими интересами; принадлежащими ситуации, вкоторой я оказываюсь сейчас и таким юбразом;,Место вкотором я,живу, значимо для меня не как географическое понятие; акак мой дом; Предметы моего повседневного пользования значимы дляшеня как;мои орудия?тинструменты; а.люди, с которыми я со-стою-втех или иных отношениях, являются:для-меня родными, друзьями или чужими: Язык;для меня - не субстрат философских или грамматических рассуждений; а средство- выражения;моих намерений? или понимания намерений других и T.nt Лишь через-соотнесение со мной? эта связь с другими обретает свой і специфический смысл, который я обозначаю словом «Мы». По отношению к Нам, центром которых я являюсь, другие выступают как «Ты», а в соотнесении с Тобой, который взаимно соотносит себя со мной, третьи стороны выступают как «Они».

Он выделяет в социальной реальности четыре сферы, которые упорядочиваются вокруг меняг как- центра и разделяется на: Umwelt (партнеры), Mitwelt (современники), Vorwelt (предшественники) и Folgewelt (преемники).

Первая — это мир непосредственных, не типизированных, интимных в каком-то смысле отношений лицом к лицу, we-relation (Мы-отношения). Вторая сфера — мир опосредованного, но со-временного переживания характеризуется анонимностью, типизированностью взаимодействий, это they-relation (Они-отношения). Vorwelt означает опыт исторического прошлого, а Folgewelt в.свою очередь,- есть будущее, пережить которое невозможно, но ориентация на которое может существовать1.

В современном нам обществе все указанные социальные миры гипертрофируется под воздействием различных факторов, среди которых не последнее место занимает визуализация. Так, оказывают большое влияние на общественное мнение телепередачи, посвященные «разгадыванию тайн истории» Э1 Радзинского, Е. Киселева, Н. Сванидзе и др., которые часто с помощью подбора ангажированных фактов и сокрытия неудобных в значительной мере искажают картину прошлого.

Сущность и содержание явления визуализации социального пространства современного общества

Психологическое определение визуализации представлено В. Вульфом, который является автором холодинамики (от англ. the whole dinamic — динамика целого, сила целого в действии), юнгианской психологической методики, близкой к визуализации. Холодайн — это трехмерная голографическая мыслеформа, поле сознания, обладающее силой. «Холодайн - обычное переживание. Мы называем такой процесс „воспоминанием", „мечтами наяву", „воображением". Однако по существу это — невероятное событие. Нечто из призрачного прошлого или будущего неожиданно появляется в вашем сознании, воздействуя на вас. Один из способов получить доступ к холодайну -ощутить его, затем внутренне сконцентрироваться на этом чувстве и придать ему такие визуальные качества, как цвет и форма. Можно также позволить ему вступить в общение с вами»".

Ощущение присутствия холодайна индивидуально для каждого. Некоторые люди.без особого труда используют свое воображение, видят образы. Другим проще услышать внутренние звуки, голоса. Третьи обладают большими способностями чувствовать, ощущать нечто внутри себя. Для доступа к своим холо дайнам хороиъ любой из этих методов. Независимо от того, воспринимаете ли вы их или нет, холодайны присутствуют в вашем подсознании, активно влияя на вашу жизнь. Это то, что определяет наши поступки и формирует, конструирует доступную нашему восприятию реальность.

Визуализация — поразительная; способность зрительной системы, - пишет психолог Б.: Ананьев, — любые чувственные сигналы превращать- незримое взримое1.

К паранаучномуопределению визуализации следует отнести позицию Ш: Гавайи;, которая утверждает, что визуализация является таким способом использования воображения-, которыйшозволяет создавать то, чего вы желаете. Это? естественная. мощь вашего воображения, первичная созидательная энергиям космоса; которой вы сознательно -или неосознанно постоянно пользуетесь. Наша жизнь в? нашемвосприятии имеет как бы,три уровня: бытие, созидание обладание/ ИервыЩуровень — бытие- - отчетливее всего мы опгущаем. в медитации; позволяющей:осознать себя здесь и сейчас. Второй уровень - созидание, то есть движение и активность, которые основаны на созидательной природнбшэнергии, пронизывающей все живое и являющейся источником жизни. И;: наконец; обладание то г есть ваша связь, с людьми и вещами ;существующими;в,этом мире. Визуализация это волшебное рисова-ниешередвнутренним взорЬшлюбой картины: №эта картина становится для вас живой онащинамичнащобъемна .в нейшогутбыть звуки.и запахи".

Это значит,: что І мысльvкак; направленный сгусток. энергии может воздействовать на» все,. что происходит в; этом мире.! То есть мысль способна творить. Для;того чтобы мечтьксталиф еальностью необходимо, быть уверенным- в том,! яте они/; сбудутся, и .придерживаться некоторых правил визуализации

Паранаучное определение;тесно связаноіс феноменом визионерства (от дрр; visiormaire — видение);, при? котором; по?мнению одних ученых, человек (визионер) страдает галлюцинациями; которые; при; мистической настроенности; нередко,.истолковываются , как; способность видеть сверхъестественные явления1. По мнению других мыслителей, визионер это тот, у кого бывают спонтанно возникающие видения;— образы и картины, воспринимаемые как объективно реальные, но не имеющие: каких-либо конкретных материальных носителей нашемімире;Євошвидения;визионер интерпретирует как приходящие свыше J или і с иных планов бытия, поскольку сам он не является их инициатором и не может своей волей их контролировать. Другими словами он выступает ясновидцем и прорицателем .

Однако, пот мнению А.А. Еостева; следует учитывать православный опыт, согласно которому образы; способны быть инструментом для того,: что бы, войти в духовные, икш Общая же установка православной"; святоотеческой традиции заключается:, в осторожном отноше нии- к образам. Єоздание мысленных; «божественных картин» опасно для раз вития духа — определенной неискренностью; ; — «самоуспокоительным лукавством»; — вероятнбстьюэмоциональнойэкзальтации-и привязки к духовно благодатным состояниям; невозможностью использовать образы во время молитвы3.

Центральными святоотеческой традиции рассматриваемом контексте является понятие «духовной; прелести» — самообмана относительно своего совершенства (лесть, себе), при; котором человек свои нервно-психические возбуждения ні порождаемые ими ложные видения принимает за действие благодати Божией, за; истину. Человек начинает мнить себя созерцателем божественных тайн- и; по сути, -7 «творить» Богащо своему разумению. Такого рода мистики-визионерьг «верхнюю точку духовного совершенства» рисуют воображении.и мечтами заграждают настоящую «духовную дорогу».

Основные проявления визуализации в социальном пространстве современного общества и возможные направления ее оптимизации

В рекламе фильма говорится о том, что «Вторая«мировая;была чёрно-белой войной.До сегодняшнего, дня... Вы уви дите Вторую: мировую войну в цветсЭто подлинные кадры. Это настоящий цвет. Драматическая; история ш воспоминания? тех, кто жил и погиб на этой войне» (удаление и дополнение). Однако,-несмотря на реалистичный пафос, с помощью «аналитической; интерпретации» роль. Красной Армии и вообще Советского: Союза:сведены к минимуму, из семи серий фильма ни одна не посвящена. их; вкладу в;- победу (нагрузка):: Самыми важными сражениями войны, выставлены битва под ЭльгАламейномг в; Египте (1942) и операция «Оверлорд» — высадка союзников-в Нормандии ( 1944), при этом о битве под Москвой :Оі сражении; под; Сталинградом: и-; на?Курской дуге повествование идет каю о второстепенных- событиях; не оказавших большого влияния на ис ход войны; выделом? (деформация). Следует вспомнить о киноэпопее Р. Кар мена о ВеликошОтечественной- 1978 г., которая явилась настоящим открове нием :для западного зрителя, почти ничего;.не знавшего о подвиге советского воинами народа ставшего .главным? творцом победы, над гитлеровским фа шизмом: Эта картина вышла- под; названием! «Неизвестная война» («The Unknown;War»)r. :.; :

Функция;контроля общественного мнения гі определения повестки дня. Одна-из главных задач визуализации состоит/в постоянном воздействии на, общественное: мнение г в хоциальномшространстве функционирования своего субъекта: Еще Ж.тЖ. Rycco говорил: «Мнение - царица земли — никоим.образом-не {подчинена власти, королей; последние служат ей как её первые рабы». Американский? исследователь общественного, мнения .У. Липпман пишет: Тот, кто овладевает символами, определяющими в настоящий момент общественные чувства, в значительно мере завладевает дорогой в политику .

Согласно Н. Луману, именно утверждение темы, тематизация является достижением общественного мнения. Она осуществляется по определенным, поддающимся анализу, правилам внимания: сначала тема оглашается на повестке дня и становится доступным — благодаря стереотипам - предметом обсуждения, затем вокруг тех или иных взглядов формируются позиции, которые, если процесс протекает гладко, окончательно отшлифовываются в дискуссиях2.

При анализе президентских выборов 1968 г. в США М. Маккоумз и Д.Шоу обнаружили взаимосвязь списка максимально часто упомянутых в средствах массовой информации проблем, событий или социальных субъектов со списком приоритетов избирателей и назвали этот феномен «установ-кой повестки дня (agenda setting)» .

Установка пунктов повестки дня — это метафора, которая описывает когнитивный процесс, заключающийся в том, что общество думает о темах дня, освещаемых средствами массовой информации, т.е. внедрение определенного тематического набора в сознание аудитории является основной деятельностью средств массовой информации.

В 1970-х гг. немецким социологом Э. Ноэль-Нойман была предложена концепция «спирали молчания», связанная с формированием общественного мнения. Эта концепция рассматривает взаимосвязи между массовой коммуникацией и тем; как индивид соотносит свое мнение с мнением других. Большинство людей стараются избегать ситуаций, когда только им одним приходится разделять определенные установки и представления. Если индивид выявит, что разделяемые им установки являются мало распространенными, то он, скорее всего, не будет выражать их открыто. Таким образом, си 112 туация, когда одни ориентированы на выражение своего мнения, а другие на его сокрытие приводит к нарастанию спиралеобразного процесса. В ходе него усиливается доминирование какой-либо одной точки зрения. Важное место в этой концепции отводится средствам массовой информации, которые и определяют господствующую точку зрения .

Один из первых случаев использования визуальных образов для формирования общественного мнения произошел после окончания правления древним Римом диктатором Суллой в 65 г. до н.э. Рим тогда разделялся на сторонников Суллы, имеющих большую силу, и сторонников Мария (конку-рента Суллы, проигравшего ему в борьбе за власть), которые были разгромлены, унижены и влачили жалкое существование. Чтобы вновь укрепить и повести за собой марианцев, Цезарь (его родная тетка была женой Мария), когда воспоминания о его щедрости в должности эдила были еще свежи, ночью принес на Капитолий и поставил сделанные втайне изображения Мария и богинь Победы, несущих трофеи.

На следующее утро вид этих блестевших золотом и сделанных чрезвычайно искусно изображений, надписи на которых повествовали о победах над кимврами (одна из блестящих побед римлян под предводительством Мария над варварами-германцами), вызвал у смотрящих чувство изумления перед отвагой человека, воздвигнувшего их. Слух об этом вскоре распространился, и римляне сбежались поглядеть на изображения. При этом одни кричали, что Цезарь замышляет тиранию, восстанавливая почести, погребенные законами и постановлениями Сената, и что он испытывает народ, желая узнать, готов ли тот, подкупленный его щедростью, покорно терпеть его шутки и затеи. Марианцы же, напротив, сразу появившись во множестве, подбодряли друг друга и с рукоплесканиями заполнили Капитолий; у многих из них выступили слезы радости при виде изображения Мария, и они превозносили Цезаря

Похожие диссертации на Визуализация социального пространства современного общества : социально-философский анализ