Введение к работе
Актуальность темы исследования. Интеграционные процессы в экономической, политической и духовной деятельности, нарастающие явления глобализации, тесная взаимосвязь и информированность людей разных стран друг о друге стали настолько значительными, что современное общество все в большей степени превращается в глобальную систему и предстает как единый целостный организм, жизненное пространство которого охватывает все страны и континенты. Конкретно практически это единение проявляется в укреплении взаимосвязей между социальными системами посредством торговли, военных альянсов, культурных взаимоотношений, в создании международных политических и деловых сообществ, закрепляемых декларациями, различными международными документами. Концентрируется и функционирует определенный центр регулирования международных отношений - Организация объединенных наций.
Все это накладывает свой отпечаток на внутрисистемные изменения и внешние отношения между обществом и биосферой, на ход и направленность исторического развития в целом.
Возникающие новые интегративные социальные свойства в результате изменяющихся внутрисистемных отношений, вызывают интерес многих ученых. Соответственно, внутрисистемные изменения в различных сферах общественной жизни находят свое отражение в общественных науках.
Но, чтобы выявить общий характер внутрисистемных изменений во взаимосвязи множества происходящих в обществе массовых событий и выделить общую направленность изменений целостного общества, требуется соответствующий социально-философский анализ и
разработка методологических принципов теоретического системного исследования.
В рамках социальной философии в деталях, фактах социальной действительности выявляются особенные и общие системные черты единого целого, на основе которых структурируются философские концепции исторического развития общества. Социально-философская методология представляет собой многоуровневую систему, включающую в себя как общие диалектические положения и принципы, так и общенаучные междисциплинарные подходы и методы, подбор которых должен быть адекватен объекту исследования. Исследования показывают, что наиболее приемлемым в изучении такого явления, как современное общество, во всем его системном многообразии, оказывается системный подход1. Сложившиеся к настоящему времени традиционные методы теоретического анализа общественных отношений не дают нам достаточного освещения тех внутрисистемных механизмов и процессов, на основе которых происходит становление глобальной общественной системы и общей направленности в историческом развитии общества.
Недостатком традиционной методологии является то, что она не концентрирует внимания на структурную целостность общества, на системообразующие факторы и тесную функциональную взаимосвязь целого и части. В системно-структурной методологии все это учитывается. Однако в процессе разработки общей теории систем ситуация складывалась такой, что развитие системной методологии происходило в малой связи с развитием теорий общественной жизни. Этот один из эффективных аспектов современной общенаучной методологии развивался несколько в стороне от современных теорий
1 Синельников Б. М., Горшков В. А., Свечников В. П. Основы общей методологии исследования систем. -М: МОСУ, Ставрополь: СевКавГТУ, Сервисшкола, 2002. - 240 с.
общественного развития, хотя явления общественной жизни рассматривались в той или иной мере в системном представлении с самого начала системного движения, оформившегося после второй мировой войны. Но общество как целостная система адекватно представляется системной методологией, с использованием и других общих подходов.
В этой связи становится актуальным рассмотрение общественных процессов на основе системного подхода в рамках социальной философии, что дает надежду на выявление тех социальных системных особенностей, которые не учитываются вне системного подхода, но которые обусловливают изменение целостной общественной системы и направленность ее исторического развития. Данное диссертационное исследование является одним из аспектов такого рассмотрения общественных явлений.
Степень научной разработанности проблемы. Осмысление сущности, природы общества и направленности его развития осуществлялось уже философами древнего мира. В древнегреческой философии это явно выражено в сочинениях Платона и Аристотеля.
В средневековый период Аврелий Августин представил всемирно-исторический процесс в виде шести главных эпох.
Философы нового времени - Д.Вико, Ш.Монтескье, Ж.Руссо, Ж.Кондорсе, И.Гердер - связывали развитие общества с понятием прогресса.
Учение о человеке, обществе, государстве, характере их развития рассматривались представителями классической немецкой философии И.Кантом, И.Фихте, Г.Гегелем.
К.Маркс и Ф.Энгельс разработали материалистическое понимание истории.
В XX столетии, вне рамок марксистской философии, историческое развитие общества стали связывать с понятием цивилизации.
Освальд Шпенглер отвергал закономерное единство всемирно-исторического развития; история представляет собой ряд независимых, неповторимых, замкнутых циклических культур, имеющих индивидуальную судьбу и переживающих периоды возникновения, расцвета и умирания.
Сходную точку зрения высказывал Арнольд Джозеф Тойнби. Он полагал, что всемирная история представляет собой последовательный ряд «цивилизаций», проходящих одинаковые фазы: рождение, рост, крушение, разложение, гибель.
Мартин Хайдеггер полагал, что мировая история - это всегда история «мира» какого-то конкретного народа - цивилизованного или примитивного.
У. Ростоу историческое развитие рассматривал в зависимости от уровня развития техники и выделил пять стадий в истории.
А. Тоффлер представил развитие общества с позиции циклически-волновой методологии; выделил три периода (волны) в развитии техники и технологии: аграрное общество, промышленное (индустриальное) общество, современное (информационное) общество.
В современной отечественной философии в оценке развития общества стали выделять два подхода: формационный и цивилизационный. Связанные с этим проблемы рассматривали И.Л. Андреев, М.А. Барг, А.А. Воронин1, В.Е.Вязанцев , В.Л.Иноземцев, С.В.Касьянов, К.К.Колин, А.А.Куренышев2, М.Мамардашвили,
1 Андреев И.Л. Осторожно с «часами» истории! (Методологические проблемы цивилизациоиного процесса) // Вопросы философии. 1998. - № 9. - С. 38-53; Барг М.А. Категория «цивилизация» как метод сравнительно-исторического анализа // История СССР. - 1990. - №5. - С. 71; Воронин А.А. Периодизация истории и проблема определения техники // Вопросы философии. - 2001. - № 8. - С. 17-28.
Куренышев А.А. Формационный и цивилизационный подходы к отражению отечественной истории в музеях. Диалектика взаимодействия // Ориентиры культурной политики. - 2003. - № 8. - С. 72-81.
Л.И.Новикова, В.И.Пантин, А.Н.Поляков, В.Садков1, В.А.Шупер, А.С.Хоцей, И.А.Яковлев и др.
Отдельные аспекты проблемы единого развития человечества и глобалистики исследовали М.С.Бухтояров, Ю.А.Васильчук, Т.В.Душина, Д.Н.Замятин, В.Н.Иванов, И.Н.Ионов2, К.Корганов, Ф.К.Кессиди, У.Макбрайд, Н.Н.Моисеев, К.Х.Момджян, А.П.Назаретян, А.В.Назарчук, А.С.Панарин, В.В.Памятушева, С.А.Проскурин, А.А.Самсонов, И.С.Семененко, В.Н.Шевченко, А.Фулье.
Понятие постиндустриального общества как нового состояния его развития сформировано американским социологом Д.Рисменом в 1958 году. Развернутую концепцию постиндустриализма дал Д.Белл .
Анализ «постиндустриальной» цивилизации в отечественной философии проводили А.В.Бузгалин, В.Л.Иноземцев, В.И.Козлов, И.Я.Левяш, А.С.Панарин, Ф.С.Тумусов и др.
Проблемы становления «информационного» общества и информационной революции получили отражение в работах А.Д.Елякова, М.Кастельса, Ю.А.Маклецова, В.В.Нечаева, Ф.Уэбстера и
ДР-
Системный анализ к обществу впервые был применен К.Марксом4. Но основательная разработка системной методологии началась после второй мировой войны. В рамках системного подхода динамику общественного развития и социальную структуру рассматривали
Садков В. Цивилизационно-информационный подход к анализу общественного развития // Общество и экономика. - 2002. - № 1. - С. 158-168.
Ионов И.Н. Историческая глобалистика: предмет и метод // Общественные науки и современность. -2001.-№4.-С. 123-137.
з Белл Д. Возобновление истории в Новом столетии // Вопросы философии. - 2002 - № 5. - С. 29-45.
Кузьмин В.П. Принципы системности в теории методологии К.Маркса. - М.: Политиздат, 1976. -
247 с.
А.Н.Аверин, Э.Гидденс, В.Г.Афанасьев, И.Валлерстайн, Т.И.Заславская, Т.Парсонс, Т.В.Пушкарева, С.В.Режеп , М.Н.Руткевич1, В.П.Свечников, И.С.Туров2 и др.
Л.В.Лесков, М.В.Сапронов, В.В. Попов, О.А. Музыка, Г.П.Черный представили синергетическую и биофизическую модели развития цивилизации.
Проводимые разноаспектные исследования развития общества привели к накоплению разносторонних позитивных знаний об обществе. Возникает потребность в философском обобщении полученных результатов. В диссертации предлагается один из возможных путей к такому обобщению, связанного с философским анализом на основе системного подхода.
Объект исследования - общество как целостная система.
Предмет исследования - системные особенности, их роль в развитии общества, характер и направленность современных системных изменений общества.
Цели и задачи исследования. В соответствии с предметом исследования ставится цель: на основе социально-философского анализа выявить системные особенности современного общества и вектор направленности его исторического развития.
Для осуществления поставленной цели предлагается решение следующих задач:
- углубить теоретико-методологические основы изучения общества как целостной системы;
Руткевич М. Н. Общество как система: социологические очерки. - СПб.: Алетейя, 2001. - 444 с.
Туров И.С. Общество как социальная система // Социально-политический журнал. -1994. - № 7-8.
з Лесков Л.В. Футоросинергетика Западной цивилизации // Общественные науки и современность. -
1998. - № 3. - С. 149-160.; Черный Г.П. Биофизическая модель устойчивого развития цивилизаций //
Общественные науки и современность. - 1998. - №3. - С. 143-148.;
- изучить и представить в единстве и взаимосвязи системные
особенности современного общества;
рассмотреть основные традиционные и нетрадиционные подходы к исследованию общества как системы;
дать критический анализ современных трактовок формационного и цивилизационного подходов;
на основе социально-философского анализа основных системных факторов, определить характер общей направленности исторического развития общества.
Методологическую и теоретическую основу диссертации составляют социально-философские принципы теоретического анализа общественных явлений, основные положения диалектического способа осмысления действительности, системный подход. Использовались также теоретические разработки в трудах известных отечественных и зарубежных ученых по системному исследованию социальных явлений и методологическим проблемам исторического развития общества.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
на основе анализа основных положений и категориально-понятийного аппарата общей теории систем, выделены и представлены в единстве системные особенности современного общества;
изучен вопрос о границах применимости к исследованию общества как системы таких нетрадиционных подходов, как энергетический, термодинамический, синергетический;
проведен ретроспективный анализ теоретических положений о сущности и направленности системных общественных изменений в социальной философии;
дана критическая оценка современных трактовок формационного и цивилизационного подходов;
- обозначены внутрисистемные факторы, определяющие характер общей направленности исторического развития общества.
Исходя из указанных пунктов новизны, на защиту выносятся следующие основные положения:
Построение современной системной концепции развития общества требует выявления его системных особенностей. Анализ категориально-понятийного аппарата теории систем позволяет выделить следующие особенности. Так, на основе базисных системных понятий «взаимодействие», «связь», «отношение», определяются оптимальность уровня абстрагирования, при котором возможно лучшее видение общесистемных изменений. На основе смыслового понимания «связи» выделяется такая системная особенность, как многокачественность социальных явлений, а также такое системное явление, как целостность. Системная взаимосвязь целого и части приводит к пониманию системного предназначения человека. Дается представление о системных социальных качествах человека.
Появления нетрадиционных методов исследования социальных систем обусловило значительный интерес к ним, поскольку они позволяют рассматривать социальные явления в иной плоскости, в отличие от традиционных. Однако, энергетический и термодинамический подходы, не являются достаточно разработанными и в исследовании общественных явлений имеют ограниченное применение, главным образом, в жизнедеятельности, связанной с обменными процессами веществом и энергией. Синергетический подход также ограничен в применении к сложным социальным явлениям. Синергетика не представляет собой нового мировидения отличного от диалектики, как иногда ее интерпретируют, и может применяться только к конкретным неустойчивым состоянием целостных систем.
Современная трактовка формационного подхода чаще всего рассматривается: а) не в его развитии, а в определенной констатации положительных и отрицательных моментов; б) без учета того в рамках какого способа мышления рассматривается историческое развитие общества; в) часто дается в противопоставлении цивилизационному подходу, что снижает интерес к нему и преуменьшается его роль. Однако, при рассмотрении общества как целостного социального организма, наиболее приемлемой оказывается периодизация по качественному состоянию его структуры и составных частей. И если понимать общественно-экономическую формацию в широком смысле слова - как целостное общество на определенном этапе развития, со структурой определенного качественного состояния - наиболее приемлемой оказывается формационная концепция.
В силу неоднозначного толкования смыслового понятия цивилизации формируются различные цивилизационные концепции. В рамках системной методологии приемлемым является понимание цивилизации как особого состояния культуры общества. Это состояние возникает с появлением новой, преобразующей производственной технологии, возникшей с первыми крупными общественными разделениями труда, в отличие от собирательной технологии первобытно-общинного строя. Цивилизация с самого начала своего возникновения направила свои усилия на преобразование природы, ее эксплуатацию, а вместе с тем и на эксплуатацию человека человеком. Вся дальнейшая история развития этого типа цивилизации, фактически, представляет собой усиление ее эксплуататорской сущности. Идея нового типа цивилизации - неэксплуататорской - стала раскрываться современными теоретиками на основе формирования новой гармоничной общественно-производственной технологии,
способствующей установлению гармоничных отношений между людьми, обществом и биосферой.
5. Учитывая системную особенность, заключающуюся в том, что все составные части общества взаимосвязаны и оказывают взаимное воздействие друг на друга и на общество в целом, как и общества в целом на каждую часть, следует констатировать, что вероятностью быть определяющим фактором в развитии, в тот или иной момент времени, обладает каждая из пяти основных сфер жизни (экономическая, политическая, духовная, социально-классовая, семейно-бытовая), хотя степень этой вероятности различна. Основные внутрисистемные факторы, определяющие характер общей направленности внутрисистемных изменений заключены в способах обмена и координации между элементами социальной системы.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что обобщенные результаты и выводы диссертационного исследования предполагают новое понимание и осмысление развития общества на основе объективного анализа имеющихся теоретико-методологических концепций. Конкретная научная значимость проведенного исследования заключается в обосновании направленности исторического развития общества, обеспечивающего единство и целостность социально-философского знания. Исследование способствует расширению теоретико-методологической базы философского осмысления и комплексного изучения развития общества в условиях глобальных изменений.
Полученные выводы и рекомендации могут быть использованы исследователями при дальнейшей социально-философской разработке проблемы общества как целостной системы.
Материал диссертации может быть также использован в процессе преподавания общественных дисциплин в высших учебных заведениях,
как в предметно-лекционном и практическом курсе, так и при разработке и чтении спецкурсов.
Апробация работы. Диссертация обсуждена, одобрена и рекомендована к защите на кафедре философии Северо-Кавказского государственного технического университета. Отдельные положения и результаты исследования докладывались автором и обсуждались на международных конференциях («Циклы. Пятая международная конференция», «Циклы. Шестая международная конференция»), всероссийской научно-практической конференции («Теоретические и прикладные проблемы педагогической и детской антропологии». Секция «Антропологические проблемы интеллектуальной истории»), краевой научной конференции («Российский путь цивилизационного развития и модернизации), а также на общеуниверситетских итоговых научных конференциях и методологических семинарах кафедры философии СевКавГТУ.
По материалам исследования опубликовано 8 научных работ общим объемом 2,6 п. л.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, примечания и списка литературы, включающего 195 наименований. Общий объем работы 200 страниц.