Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА
1.1. Социальная структура - как понятие социальной философии 17
1.2. Факторы, влияющие на формирование социальной структуры 30
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА НА ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕННОГО ТАДЖИКИСТАНА В НАЧАЛЕ ВЕКА 44
2.1. Социальная структура общества до середины 20-х годов XX века 44
2.2. Роль миграции в изменении социальной структуры до формирования социальной структуры социализма 59
ГЛАВА 3. ИЗМЕНЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ ТАДЖИКИСТАНА В ПЕРИОД СОЦИАЛИЗМА 68
3.1. Трансформация в крестьянстве Таджикистана в годы советской власти на фоне миграции 70
3.2. Развитие колхозного хозяйства Таджикистана в 50-80 годы как основного элемента социальной структуры таджикского общества 86
3.3. Роль миграции в формировании и развитии социальной структуры Таджикистана в период социализма 97
ГЛАВА 4. РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ В СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ ТАДЖИКИСТАНА 114
4.1. Депортированные народы в Таджикистане 117
4.2. Миграция славянского и неславянского населения в Таджикистан, и формирование социально-этнических групп в республике 137
ГЛАВА 5. ИЗМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ТАДЖИКСКОГО ОБЩЕСТВА 158
5.1. Основные тенденции развития социальной структуры Таджикистана в современных условиях 158
5.2. Роль внешней миграции в формировании социальной структуры современного Таджикистана 187
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 206
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 213
- Социальная структура - как понятие социальной философии
- Социальная структура общества до середины 20-х годов XX века
- Трансформация в крестьянстве Таджикистана в годы советской власти на фоне миграции
Введение к работе
Реалии XX века напомнили, что какой бы глубокой ни была интернационализация человечества, оно по-прежнему состоит из разных народов, больших и малых этнических общностей, самобытных и неповторимых цивилизаций, каждая из которых создает свой макрокосм, свою модель мира, не менее уникальную, чем жизнь каждого человека и каждой цивилизации.
Таджикистан стал независимым суверенным государством недавно, его развитие в качестве самостоятельной социальной системы насчитывает немногим более десяти лет. И первый важный вывод, который следует из этого исторического факта, состоит в том, что необходимо знать, на каком историческом этапе развития находится республика в настоящее время. Для определения этапа общественного развития на котором находится Республика Таджикистан, для учета влияния внутренних социальных факторов на постановку и конкретные формы решения, стоящих перед республикой внутриполитических и экономических задач, влияния на ее внешний политический курс необходим всесторонний анализ социальной структуры таджикского общества. Социальный состав населения, тенденция его изменения, степень зрелости социальных отношений оказывают огромное воздействие на общественную жизнь страны. При этом важно знать не только характерные черты современной социальной структуры Таджикистана, но и особенности ее формирования на предшествующих этапах, так как иногда их последствия продолжают ощущаться в той или иной форме до настоящего времени, влияя на поведение социальных групп, общностей, коллективов.
При этом социальная структура общества выступает как результат многочисленных социальных факторов, а сама она определяет
перспективные направления развития общества. Изучение реального социального процесса может осуществляться различными науками. Эмпирическая история останавливается на исторических фактах, в то время как философская рефлексия позволяет подняться до обобщений, глубже проникать в сущность социальных явлений.
По мнению исследователей, "социальная философия призвана исследовать социально-деятельные структуры и механизмы функционирования систем общественной организации и этнической общности, социокультурную специфику бытового уклада социально-группового поведения людей в различных общественно-исторических средах"1.
Актуальность исследования определяется необходимостью изучения социальной структуры современного таджикского общества. Она обусловлена особенностями настоящего этапа его развития, становлением мирного процесса, постконфликтным восстановлением. Второй вывод, к которому можно придти в процессе изучения новейшей истории Таджикистана, состоит в том, что существует социальная потребность восстановления управления обществом и не только его экономикой, но и всей совокупностью социально-политических процессов. Для этого необходимо философское познание социальных процессов, истинное знание о социальной структуре таджикского общества.
Проблематика социальной структуры и миграции, как правило, рассматривается в качестве объектов автономного изучения, мы соединили их не случайно. В этом нашла отражение реально существующая тесная взаимосвязь между ними.
1 Лащук Л.П. Историография и методология исторической социологии// Введение в историческую социологию.- Вып. 1.- М., 1977. -С.11.
6 Актуализация изучения этой проблематики обусловлена тем, что процессы развития социальной структуры и миграции населения с каждым годом все более требуют включения в сферу социального прогнозирования, управления обществом, а это порождает растущую потребность в конкретной информации о тенденциях развития социальной структуры и миграции в теоретическом их осмыслении.
Особую значимость приобретает изучение процессов изменения социальной структуры и миграции таджикского общества в связи с потребностями полной реализации мирного процесса, выбора модели экономического, политического пути, по которому будет развиваться Таджикистан.
Трансформации социальной структуры Таджикистана являются важнейшей составной частью реформирования общества в целом.
Сама социальная структура общества детерминирована рядом социальных факторов, влияющих на ее развитие и формирование, которые могут ускорять или тормозить процесс ее формирования в необходимом для общества направлении. В процессе нашего исследования мы не будем рассматривать всю совокупность этих факторов, влияющих на социальную структуру общества. Мы будем акцентировать внимание на роли миграции населения в развитии и формировании социальной структуры Таджикистана. История республики в XX веке тесно связана с активными миграционными процессами, причем движущими мотивами этих процессов не всегда были только военные действия или постконфликтные состояния в стране. Здесь существенную роль играли экономические мотивы, все разнообразие социальных факторов. Социальное познание, и в частности исследования социальной структуры Таджикистана обладают своей спецификой. Так, Дж. Бернал, осознавая эту специфику, а также
специфику функционирования социального знания в обществе и процессов его получения, отмечал: "На протяжении всей писаной истории человечества, а также, по-видимому, огромного периода неписаной истории было весьма опасно слишком пристально всматриваться в механику действия своего собственного общества... Тщательное исследование структуры или механизма действия общества может вскрыть деспотические недопустимые черты его, которые могли бы расшевелить послушных подданных или, в более позднее время, свободных и независимых избирателей"1.
Действительно, исследование социальной структуры Таджикистана встречает ряд трудностей в процессе ее изучения.
Во-первых, проблема социальной структуры Таджикистана непосредственно связана с политическими интересами определенных социальных групп современного таджикского общества. Она вызывает их пристальный интерес, и любая интерпретация социальной структуры, не укладывающаяся в этот интерес, вызовет их негативную реакцию. Поэтому только подлинно исторические факты, извлеченные из архивных документов, использовались нами в процессе проведенного исследования. Значительное количество документов, которые сохранились в архивах Республики Таджикистан, позволило воссоздать реальную социальную структуру Таджикистан на различных этапах его существования в XX веке.
Во-вторых, исследование социальной структуры общества в последние 10 лет велось недостаточна до настоящего времени как в Республике Таджикистан, так и в странах СНГ. Это можно объяснить существующим переходным периодом в этих странах, многоукладностью экономики, неопределенностью перспектив развития социума. Для
Бернал Дж. Наука в истории общества. - М., 1956. -С.532.
Таджикистана существует еще одна весомая проблема - недавно завершившиеся военные действия.
В-третьих, на протяжении всего развития социальной философии в СССР и в настоящее время в странах СНГ никогда не велось комплексных исследований в социально-философском плане по миграции населения: ее экономического, социального, политического, нравственного аспектов. Миграция населения была как бы запретной темой для всех общественных наук. В то же время это многоликое социальное явление, с которым сталкиваются в настоящее время граждане всех стран СНГ и, прежде всего, граждане Таджикистана. Нас не будет интересовать миграция населения как социальное явление во всем многообразии его аспектов. Нас она интересует, прежде всего, как фактор, влияющий на процесс формирования и развития социальной структуры таджикского общества.
Необходимо признать, что проблема изучения трансформации социальной структуры Таджикистана в XX веке обладает своей спецификой, и для ее исследования недостаточен монодисциплинарный подход. Нам потребовалось не только изучение этого процесса на уровне философской рефлексии, но и проведение исторических исследований и конкретных социологических.
Все вышесказанное уже свидетельствует о том, что проблема "Трансформации социальной структуры Таджикистана в XX веке" является актуальной и требует всестороннего анализа и исследования учеными-обществоведами и, прежде всего, философами.
Степень изученности проблемы. Приходится констатировать, что научный интерес к изучению социальной структуры общества в 90-е годы XX века угас. Если в 60-80 годы эта проблема активно разрабатывалась широким кругом представителей общественных наук:
философами, экономистами, социологами, историками, демографами: были опубликованы десятки книг, сотни брошюр и статей, защищено множество кандидатских и докторских диссертаций, проводились конференции, изучалась социальная структура общества, элементы, входящие в нее, взаимодействие между ними1. То в настоящее время количество работ, связанных с изучением социальной структуры общества, незначительно. Это находит объяснение в специфике современного развития социумов в странах СНГ. К работам, посвященным изучению социальной структуры общества, относится исследование Заславской Т.Н. "Социальная структура современного российского общества" . В этом исследовании предпринята попытка анализа современного российского общества, признается, что оно на переходном этапе своего развития, чем и определяется его нечеткая структурированность. Большое значение для исследования имела работа Кышбекова Д., где автор изучал характер переходных общественных отношений и положение людей в обществе в этот исторический период, влияние изменяющихся общественных отношений на характер общественных отношений в СССР. Работа была написана в период перестройки в СССР и поэтому отражает оптимистический настрой г автора по поводу реформирования системы общественных отношений социалистического общества.
Социальная структура развитого социалистического общества в СССР.- М., 1986. Ведущая роль
рабочего класса в социалистических странах.- М., 1974; Губарев Г.И. О стирании классовой грани
между рабочим классом и крестьянством в СССР.- М., 1951 ; Ежов В.А. Рабочий класс СССР.- М.',
1974; Коллектив колхозников.- М., 1974; Микулинский К.И. Классовая структура общества в странах
социализма.- М., 1976; Мутагиров Д.3. Класс - созидатель (рабочий класс: состав, структура и
границы).-Л., 1973,а Таджикистане Рахимов А. Комплексное развитие деревни в условиях
совершенствования социалистического общества (на материалах Таджикской ССР.-
Душанбе,1987;Шарипов И.Ш. Закономерности формирования социалистических общественных
отношений в Таджикистане.- Душанбе, 1983; Шарипов И. Предпосылки преобразования
общественных отношений в Таджикистане на пути некапиталистического развития 1ч.- Душанбе 1983;
Шарипов И. Преобразавание социально-политических отношений в Таджикистане на пути
некапиталистического развития . Нч.-Душанбе, Дониш,1976
2 Заславская Т.И. Социальная структура современного российского обществаУ/Общественные науки и современность.-1997, №2, Заславская Т. Социально-трансформационная структура России//Общество и экономика. -1999 -№3-4.
деятельности социальную психологию и отношение между людьми1.
Большое значение для исследования имела также работа Ершова Ю.Г. , которое рассматривался вопрос о начале трансформации В философской литературе Таджикистана нет специальных работ, связанных с социальной структурой общества на современном этапе, что можно объяснить, прежде всего, тем, что мир на таджикской земле установился недавно, а сама социальная структура еще аморфна и неустойчива. Значительным шагом в осмыслении современного этапа развития таджикского общества, его социальной структуры явились исследования, проводимые Институтом философии и права АН Таджикистана, прежде всего "Общественное мнение и социальная трансформация общества" (на материалах социологических исследований в Таджикистане)3. Здесь необходимо особо выделить статьи Шоисматуллоева Ш. «Социально-слоевая структура Таджикистана» и Куватовой А.А. «Общественное мнение и изменения в социальной структуре Таджикистана». В ходе данного исследования было рассмотрено существование социально-слоевой структуры при социализме, намечен подход к социальным группам в условиях рынка, выявлено отношение населения республики к проводимым реформам, к процессу приватизации, к социальным изменениям, происходящим в республике. Определенный интерес представляет работа Тагаева Д.С. "Рынок и социальное развитие Таджикистана". В ней автор пытается проанализировать влияние возникающих рыночных отношений на совокупность социальных процессов в республике, а также работа
Кышбеков Д. Переходные общественные отношения.- Алма-Ата, 1973.
2 Ершов Ю.Г. Человек. Социум. История, (социально-философские проблемы). Свердловск, 1990
3 Общественное мнение и социальная трансформация общества (на материалах социологических
исследований).-Душанбе, 1997.
4 Тагаев Д.С.Рынок и социальное развитие Таджикистана. -Душанбе, 1997.
11 Тагаева Д.С., и Аитов Н.А. где исследовано формирование рыночных отношении на совокупность социальных процессов в республике1.
Назаров М.А. в своей диссертации рассматривает вопросы формирования в Таджикистане "нового слоя" - "среднего класса" и проблемы, связанные с этим неоднозначным процессом в странах СНГ2.
Как справедливо замечает российский социолог Заславская Т.И., "Хотя исследования последних лет заложили фундамент объективного изучения социальной структуры российского общества, наука пока не располагает надежным знанием последней. Анализу отдельных аспектов этой проблемы посвящены многие десятки работ, но большинство из них либо направлено на анализ отдельных элементов структуры вне связи с более широким целым, либо носят чисто теоретический или публицистический характер"3
Вместе с тем, анализ философских работ, связанных с проблемой социальной структуры общества, показывает, что в период существования советского общества она рассматривалась несколько упрощенно, не анализировалась "анатомия" социальных классов и прослоек, а некоторые социальные группы, такие, например, как депортированные народы, колхозники-переселенцы не изучались в контексте социальной структуры социалистического общества республики.
Кроме того, не исследовалась роль миграции населения на всех исторических этапах развития как таджикского общества, так и советского общества в целом. В последние годы миграция политологами
Тагаев Д.С., Аитов H.A. Пути развития Таджикистана — Душанбе: Ирфон, 1994 — 176 с.
2 Назаров М.А. Становление нового качества в развитии постсоветского общества. Автореф. кан.
филос. наук.- Душанбе, 2000. -20с.
3 Заславская Т.И. Структура современного российского общества. Экономические и социальные
перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень, 1995, №5. -С.7.
республики. К таким работам следует отнести диссертации Закирова Г.Н. и Дадабаевой З.Н.1
Сама социальная структура рассматривалась, как правило, как статичное, неизменное образование в обществе. А между тем в течение одного века в Таджикистане дважды
происходил качественный переход от одной социальной структуры
к другой, что было связано со "сломом" структуры старого качества и процессом формирования им его нового качества. Все это вело к серьезным социальным, политическим, духовным трансформациям в обществе.
Вышеизложенное определило цель данного исследования -
изучить изменение социальной структуры Таджикистана на протяжении XX века, процесс слома социальной структуры старого качества и становление социальной структуры нового качества. В связи с этим процесс формирования специфических социальных групп, тенденции развития социальной структуры в настоящее время.
Таким образом, могут быть сформулированы следующие взаимосвязанные задачи данного исследования;
Конкретизировать представление о социальной структуре общества в современных условиях, рассмотреть ее роль в обществе.
Показать роль миграции населения как фактора, влияющего на состояние социальной структуры общества;
Проанализировать процесс формирования и
функционирования социальной структуры в Таджикистане в различные
Зокиров Г.Н. Миграционная подвижность населения и сближение социалистических нации на примере Таджикский ССР. Автореф.дисс...канд.филос.наук-М., 1988., Зокиров Г.Н. Миграционные процессы и национальные отношения: вопросы взаимодействия и особенности развития. Автореф.дисс...док.полит.наук.-М., 1988., Дадабаева З.А. Особенности эволюции национальных отношений в республики Таджикистан. Автореф.дисс...докт.полит.наук.-Душанбе, 2002.
исторические периоды: - с начала века до момента появления социальной структуры социализма;
Сделать попытку по-новому осмыслить социальную структуру социалистического общества;
Проследить процесс формирования ее на современном этапе; Рассмотреть существование специфических социальных групп в социальной структуре социалистического общества, а именно: колхозников-переселенцев и депортированных народов;
Исследовать социально-этнические группы - национальные меньшинства в этнической структуре периода социализма.
Проанализировать основные тенденции развития социальной структуры общества на современном этапе;
Отразить влияние миграционных процессов на социально-этническую структуру Таджикистана в современных условиях.
Предметом исследования явились трансформации, происходящие в XX веке на территории современного Таджикистана в обществе.
Объектом исследования выступает социальная структура таджикского общества, ее отдельные элементы, влияние на них миграции населения.
Методологическая и теоретическая основа исследования.
Методологической и теоретической основой данного исследования явился диалектический метод познания общества, единство конкретно-исторического и логического в познании, системно-структурный анализ общественных процессов и явлений.
В основу исследования положены труды русских
дореволюционных исследователей, советских ученых историков,
философов, политологов по проблемам структурности общества,
этнического, социального состава Республики Таджикистан.
Специфика предмета исследования потребовала изучения ряда вопросов в архивах Республики Таджикистан, привлечения значительного архивного материала, который был собран автором в Центральном Государственном архиве Республики Таджикистан, Информационном управлении МВД Республики Таджикистан, Министерстве юстиции Республики Таджикистан, а также в других текущих архивах государственных учреждений и общественных организаций Таджикистана, посольствах иностранных государств, аккредитованных в РТ.
Кроме того, автором использованы материалы конкретных социологических исследований, проведенных в республике общественной организацией "Российские соотечественники Таджикистана". В проведении этих исследований и их анализе участвовал автор данного исследования. В связи с тем, что библиотеки, Республики Таджикистан с 1991 года не пополняются новой литературой, информационная база данного исследования была ограничена в силу объективных причин.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
в работе конкретизировано понятие социальной структуры общества как стратификационной модели;
изучена миграция как один из фактороа детерминации социальной структуры общества;
осуществлен комплексный ее анализ в XX веке в Таджикистан;
проанализирован процесс формирования и
жизнедеятельности не исследованных никогда ранее социальных групп «дехкан-переселенцев», депортированных народов, появившихся в республике в результате миграции;
изучены процессы возникновения социально-этнических групп национальных меньшинств в Таджикистане;
выявлены основные тенденции развития социальной структуры Таджикистана в современных условиях;
исследовано влияние миграции на социально-этническую структуру современного таджикского общества.
Практическая значимость работы состоит в следующем:
выводы и рекомендации могут быть использованы для разработки политической стратегии Республики Таджикистан в области социальной политики и миграции;
отдельные разделы работы могут быть использованы политологами и политиками для выработки, сбалансированной и дифференцированного подхода к различным социальным группам населения.
работа создает предпосылку для создания управляемой миграции населения Таджикистана, формированию миграционной политики Таджикистана;
отдельные положения могут быть использованы при выработке основы для межгосударственных отношений в области: миграции, основные положения работы могут быть использованы также и в процессе преподавания философских дисциплин для студентов, аспирантов Вузов;
работа создает предпосылки для дальнейшего всестороннего и глубокого исследования социальной структуры Республики Таджикистан на современном этапе всеми обществоведами.
Апробация работы. Результаты исследования нашли отражение в публикациях: в 1 монографии и 7 статьях, общим объемом 20 п.л., в том числе зарубежных изданиях (Россия, Иран) объемом 18 п.л., а также выступлениях на 5 международных (Москва 1996 г., Душанбе 1996 г.
16
Иссык-Куль 1999 г., Тегеран 2001 г., Душанбе 2002 г.) и 6
,^ республиканских конференциях.
Социальная структура - как понятие социальной философии
Понятие «социальная структура общества» - одно из важнейших в социальной философии. В современной философии, как правило, используют следующее представление о ней: «Это понятие охватывает различные виды деления общества на группы (общности) и устойчивые взаимосвязи между ними, совокупность всех социальных общностей и групп, определенным образом взаимодействующих друг с другом».1 В принципе, подобным определением пользуется большинство современных исследователей в области философии, политологии, социологии. Вместе с тем, в зависимости от области исследования, понятие «социальная структура» может конкретизироваться, видоизменяться. Например, в политологии акцентируется внимание на политических интересах социальных групп и их взаимодействии, а демографию интересуют социальные группы, сформированные по полу и возрасту, то есть в зависимости от предмета науки актуализируется та или иная сторона социальной структуры. Для философии важно обобщенное понимание структуры социальной системы. Мы считаем, что важно рассмотреть исторические этапы формирования понятия «социальная структура общества». К понятию структурной организации общества философская, социальная политическая мысль человечества пришла не сразу. Это понятие войдет в науку в период Реставрации, во время возвращения Бурбонов во Францию. Однако уже у Платона существовало представление об обществе как системе состоящей из трех элементов: правителей, воинов и чиновников, работников (земледельцев, ремесленников, врачей, актеров). Аристотель акцентировал внимание на социальном неравенстве и выделил три элемента общества: богатых, бедных и средних. Именно, средний слой, по его мнению, готов следовать рациональному принципу жизни. Бедные опасны для государства, они способны на бунт и преступления. Вместе с тем надо отметить, что структурированность общества была уже научной догадкой Томаса Гоббса, который говорил об обществе как едином целом, состоящем из групп людей. А группа в его понимании «складывается из известного числа людей, объединенных общим интересом или общим делом».1 Такой подход к социальной структуре общества наметился у Т.Гоббса в его произведении «Левиафан». Формирование понятия «социальная структура общества» произойдет лишь в XIX веке. XIX век принес с собой историческое мышление, которое означало осознание того, что события, происходящие в настоящем, имеют своим истоком прошлое, что они этим прошлым течением процессов обусловлены, поэтому в истории народа кроется объяснение настоящего и указание на направление движения в будущем. Плеяда французских историков Реставрации, так называемой романтической школы, развивая историческое мышление, попыталась понять движущие силы общественных процессов и увидела их в «силе обстоятельств». Эта сила складывается из переплетения и борьбы интересов людей, преследующих свои частные цели. В итоге получаются общезначимые результаты, вырисовывается некая равнодействующая, определяющая сила в этом кажущемся хаосе событий. Французские историки в клубке взаимосталкивающихся интересов усматривали борьбу не только индивидов, но и больших общественных групп, объединенных общими усилиями. Историки Вильмена, Тьерри, Гизо, Минье, Тьер, Варант пришли к выводу, что понимание французской истории, начиная со средних веков и до эпохи Реставрации, неразрывно связано с классами. Ее можно рассматривать как историю борьбы классов. Следовательно, исторически первоначально представление о социальной структуре общества формируется как идея его классового строения и, собственно говоря, понятия «социальная структура общества» и «классовая структура» существуют как тождественные. Однако понятие «социальная структура общества» - это понятие более широкое, чем понятие «классовая структура». Оно включает разнообразные системы общественных структур, объективно существующих в обществе, а именно: структуру демографическую, этническую, профессиональную и т.д.1 К такому пониманию социальной структуры общества пришли современные философы и социологи в 40-х годах XX века, но оно требует еще ряда уточнений, а именно какая из этих структур является определяющей, главной. Рассмотрение истории формирования понятия «социальная структура» приводит к изучению трактовки этого понятия К.Марксом и Ф.Энгельсом.
Социальная структура общества до середины 20-х годов XX века
К началу XX века таджики не имели своего самостоятельного государства и, как известно, проживали на территории Бухарского эмирата и Туркестанского генерал-губернаторства. В основном, южная и центральная часть современного Таджикистана составляли Восточную Бухару, куда входили бекства: Гиссарское, Сарыассийское, Каратегинское, Больджуанское, Кулябское, Курган-Тюбинское и Кабадианское. Судить о социальной структуре Бухарского эмирата очень сложно, так как точно неизвестно даже количество населения, проживавшего на территории Восточной Бухары. Все предложения провести перепись на ее территории отклонялись эмиром по религиозным соображениям, поэтому любые цифры о количественном составе населения весьма приблизительны. Судить о формах и видах трудовой деятельности населения можно только по заметкам русских путешественников. Так, по высказываниям Нечаева А.А., Восточная Бухара была населена в основном таджиками, этнически отличающимися от тюркоязычного населения других районов Бухары. Таджики вели оседлый образ жизни, а тюрки кочевой. Большая часть населения - это безземельные дехкане, их облагали непомерными налогами и поборами, поэтому они должны были искать иной источник существования и на заработок отправлялись в поисках работы в города Средней Азии и
Закавказья. Как отмечают другие источники, дехкане Восточной Бухары отправлялись на заработки в Россию, и число их достигало в отдельные годы до 20000 человек. Здесь отмечалось, что эти «отходники» занимались в России неквалифицированным трудом, жили в трудных условиях, но это было их столкновение с новой культурой, с новыми формами общения и новой языковой средой. Это была особая социальная группа населения Восточной Бухары, которая, продолжая как бы числиться дехканами, по сути дела, а именно по характеру своего труда становились уже полупролетариями. Именно эта социальная группа сыграет в истории Таджикистана особую роль, будет носителем новых, а именно, социалистических идей в Бухаре, направленных на ее коренное преобразование.
В классическом понимании этого слова, пролетариата из числа местного населения не было. Развитие промышленности в Восточной Бухаре началось со строительства железной дороги Красноводск-Ташкент, прошедшей по территории эмирата. К началу XX века промышленность была представлена 26 хлопкоочистительными заводами, 4 маслобойными и 10 кирпичными заводами на всей территории Бухары. Лишь незначительная часть из них приходилась на Восточную Бухару.2
Таким образом, сложившаяся к началу XX века на территории Центрального и Южного современного Таджикистана социальная структура общества без всякого сомнения должна быть отнесена к сословной.
Сословия, как известно, это большие группы людей, обладающие закрепленным в обычаях или в законах социальным положением и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Сословная иерархия отражает неравенство сословий. В обществе за каждым сословием были закреплены строго определенные социальные функции: военные, религиозные, профессиональные. В этом смысле социальная структура общества Восточной Бухары являлась классическим сословным делением. Так, например, военное сословие было представлено сарбозами и иерархией воинских званий таких, например, как караулбеги, примерно равного званию полковника. Точно такой же сложной была религиозная сословная иерархия, дополненная социальными институтами пиров и сеидов. Рассматривая религиозную иерархию Бухары, надо подчеркнуть ее неоднолинейный характер, присутствие социальных групп разного подчинения. Во-первых, выделялись «духовные сословия», «святые группы», «убежище благородного происхождения» - это сейиды, ходжи, миры, тура. Все эти люди, согласно легендам, являлись потомками Мухаммеда, первых арабских завоевателей Средней Азии, трех первых праведных халифов. Они пользовались в народе уважением и преклонением, независимо от их официального социального положения и материального благосостояния. Во-вторых, - уламо - это представители высшего духовенства, мусульманские богословы, толкователи шариата, ученые. Они и члены их семей пользовались уважением, принадлежность к этой группе была наследственной. В-третьих, муллы - это массовая категория мусульманского духовенства. Муллой становился любой человек, пожелавший получить духовное образование, независимо от происхождения. В процессе духовного служения мулла мог выслужить три чина (урак, судур, садр), а затем претендовать на высокие духовные должности - казий, муфтий, раис и мухтасиб. В-четвертых, на безграничное влияние на верующих претендовали пиры и ишаны. Они были связаны с различным суфийскими общинами. Их власть распространялась на стабильные и довольно крупные объединения мусульман. Духовная власть пира или ишана была чрезвычайно велика: он оказывал влияние на решение буквально всех вопросов частной жизни своих подопечных - мюридов. Именно через пиров и ишанов происходило господствовал бытовой ислам в жизни подданых.
Трансформация в крестьянстве Таджикистана в годы советской власти на фоне миграции
Процесс коллективизации сельского хозяйства в Таджикистане начался с простых товариществ. Так, например, созданное в 1925 году Джиликульское мелиоративное товарищество положило начало кооперативному движению в республике. Экономическое развитие Таджикской ССР в эти годы полностью зависело от развития сельского хозяйства - главной отрасли республики. Объединение в колхозы шло сложно. Дехкане, которые шли в колхоз, были по преимуществу неимущие. Мотивом их поступков было получение земли, техники, кредитов на льготных условиях. К 1929 году только 16 процентов хозяйств были объединены в колхозы, они были малочисленны, в среднем по 13 дворов.1 В колхозах чаще всего распределение шло по едокам, что дискредитировало саму идею колхозов, создавало в социальной психологии крестьянства настроение иждивенчества, а это являлось мотивом к ликвидации самих колхозов, не формировался стимул к плодотворному труду.
В связи с развернувшейся коллективизацией в Таджикистане проходила ликвидация байства как социального класса, продолжался процесс демонтажа социальной структуры прошлой формации. Коллективизация означала прежде всего передел собственности, что вело к конфликту интересов различных социальных групп и усугубляло социальную напряженность в Таджикистане. Для создания колхозов в Таджикистане, передачи навыков работы с новой техникой, а главное изменения в социальной психологии дехканства, в Таджикистан проводилась вынужденная миграция рабочих - активистов из городов центральной России. Так, "для передачи опыта рабочего класса прибыли специалисты из центральных районов России: Москвы, Иваново-Вознесенска в Таджикистан".
Кроме того, развернувшееся в СССР движение двадцатипятитысячников привело к миграции из России в Таджикистан 150 передовых рабочих. В Таджикистане стали организаторами колхозного производства такие рабочие, как Крупинин А.И., Уваров П.А., Сухов В.А.,Казанков А. Основная функция русских мигрантов заключалась в организации колхозов, агитационно-пропагандистской деятельности, передаче передового опыта работы с сельхозинвентарем.
Проведение коллективизации шло в Таджикистане крайне неравномерно. Раньше всего она была проведена в северных районах республики, позднее всего она проходила в горных районах Таджикистана, где до 1940 года сохранялись единоличные хозяйства и, следовательно, класс крестьянства Таджикистана был неоднороден и состоял из нескольких социальных слоев и групп, зажиточных дехкан, бедноты, мигрантов-организаторов колхозов, рядовых колхозников. Главным для Таджикистана в предвоенные годы было освоение Вахшской долины, получившее противоречивую оценку у различных исследователей, но, несомненно одно: Вахшская долина явилась тем местом, где как бы «с чистого листа» создавались новые формы общественных отношений в Таджикистане, формировался новый социальный класс - колхозное крестьянство". Известно, что польский писатель Бруно Ясенский, присутствующий при строительстве Вахшского канала и первых этапах освоения долины, позитивно оценивал социальные преобразования в Таджикистане. Он художественно передал это в известном романе "Человек меняет кожу"1. Позитивные социальные преобразования увидели здесь в 1970 году польские писатели Ежи Грыгулюнас и Андрей Милош. Они опубликовали под рубрикой "Долина счастья" очерк "Там, где человек сменил кожу".2 Полковник Джеффри У ил ер, возглавлявший долгие годы Лондонский среднеазиатский исследовательский центр, занимавшийся дипломатической деятельностью в Индии и Иране, был хорошо знаком с Центральной Азией. Он написал работу "Современная история советской Средней Азии". Он отмечал: "В течение последних 35-ти лет фактически не было ничего положительного предпринято по инициативе местных жителей.... Лишь немногие из успехов среднеазиатских республик,... несут на себе печать талантов местных жителей"
Во втором издании этой книги Джеффри Уилер изменил свою точку зрения: "Нельзя историю всех лет советской власти представить как период террора и страданий местного населения. Такой тезис применим к первым четырем-пяти годам после революции и к 1935 -1937 годам. Но трудно отрицать, что много достигнуто в области экономики и бесспорный факт-успехи ирригации".
Как известно, в 1931 году началось освоение Вахшской долины. Оно было жизненно необходимым для государства, так как Вахшская долина , должна была стать крупнейшим производителем тонковолокнистого хлопка в СССР. На строительство Вахшской ирригационной системы было первоначально ассигновано 160 млн. рублей из союзного бюджета. Она должна была дать Таджикистану 84000 га поливной земли. Строительство ирригационной системы такого масштаба потребовало привлечения большого количества трудовых ресурсов, которым не располагал Таджикистан. Здесь применялся труд репрессированных и вольнонаемных. Условия их жизни были крайне тяжелыми. "Очень жаркое лето, отсутствие пресной воды, какого-либо жилья, кроме камышовых шалашей, нормального питания, сообщения со Сталинабадом - это все увеличивало каждый день число холмиков над могилами, за каждый метр пройденный мы платили жизнью товарищей" - рассказывает С.Федоров.