Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Идеология впечатлений: сущность и историческая трансформация : социально-философский аспект Матанис Виктория Анатольевна

Идеология впечатлений: сущность и историческая трансформация : социально-философский аспект
<
Идеология впечатлений: сущность и историческая трансформация : социально-философский аспект Идеология впечатлений: сущность и историческая трансформация : социально-философский аспект Идеология впечатлений: сущность и историческая трансформация : социально-философский аспект Идеология впечатлений: сущность и историческая трансформация : социально-философский аспект Идеология впечатлений: сущность и историческая трансформация : социально-философский аспект Идеология впечатлений: сущность и историческая трансформация : социально-философский аспект Идеология впечатлений: сущность и историческая трансформация : социально-философский аспект Идеология впечатлений: сущность и историческая трансформация : социально-философский аспект Идеология впечатлений: сущность и историческая трансформация : социально-философский аспект Идеология впечатлений: сущность и историческая трансформация : социально-философский аспект Идеология впечатлений: сущность и историческая трансформация : социально-философский аспект Идеология впечатлений: сущность и историческая трансформация : социально-философский аспект
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Матанис Виктория Анатольевна. Идеология впечатлений: сущность и историческая трансформация : социально-философский аспект : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Матанис Виктория Анатольевна; [Место защиты: Рос. гос. торгово-эконом. ун-т]. - Москва, 2008. - 204 с. РГБ ОД, 61:08-9/59

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛЬСИ. ИССЛЕДОВАНИЯ ИДЕОЛОГИИ ВПЕЧАТЛЕНИЙ 19

1. Разработка проблемы идей-впечатлений и их изменений в истории западной философии 19

2. Основные концепции идеологии и ее трансформации в ХVIII - XX веках 48

3. Поиск национальной идеи в отечественной философии и проблема, возможностей ее реализации 65

ГЛАВА 2. ФЕНОМЕН И ПРОЦЕССЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ИДЕОЛОГИИ. 80

1. Сущность и содержание феномена трансформации идеологии: роды, типы, формы, виды 80

2. Развитие идеологии как трансформация и модернизация 103

3. Идеологическая трансформация в России 128

ГЛАВА 3. ИДЕОЛОГИЯ ВПЕЧАТЛЕНИЙ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА 137

1. Сущность и корни (гносеологические, социальные, социально-психологические) идеологии впечатлений информационного общества. 137

2. Языки идеологии впечатлений информационного общества (на примере идеологии впечатлений России) 155

3. Место идеологии впечатлений в идеологии современного мира и России 173

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 180

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 184

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Проблемы идеологии, ее сущности и роли в жизни общества всегда актуальны. Сегодня ониприобретают особое значение в связи с реформированием российского постсоветского общества, процессами глобализации^ развитием электронной культуры и информатики, обострением противоречий между Западом и Востоком, выражающих разные культуры, идеологические установки ш ориентации: Глубокие экономические, социальные и духовные' преобразования мира; усиливающийся терроризм, религиозный фанатизм, политический* экстремизм с новой силой выдвигают необходимость управлять социально-духовными процессами общества в гуманистических целях и интересах.

Современные идеологические идеи, отношения и идеологическая деятельность находятся в состоянии непрекращающейся трансформации; их. содержания; типов, форм, видов; языка; Если совсем недавно, менее двух десятков лет назад, идеологическая борьба откровенно выражала открытое противостояние социализма и капитализма, то ныне она превратилась, в столкновение и взаимодействие плюрализма идеологий: идеологии потребления, идеологии всеобщего благоденствия:, идеологии духовного» подавления,, идеологии\ образцов западной культуры и демократии; идеологии глобализма и т.п.

Такой феномен как идеология, представляя систему взглядов и идей; в которых оцениваются отношения людей к действительности, друг к другу, социальным проблемам и конфликтам, а также к целям социальной деятельности, подвержен постоянным преобразованиям, трансформации под

воздействием изменений не только общественных, надьщцивидуальных отношений, но групповых и индивидуальных.

Происходящие в России изменения отношений социальных субъектов к институту собственности и месту государства в экономических отношениях серьезно влияют на идеологический процесс. И хотя официально считается, что плюрализм идеологий, их рациональное использование, толерантность якобы заменяет революционную борьбу классов мирными средствами (реформами), на самом деле, как показывает общественно-историческая' практика, в классовом обществе идеология всегда носит классовый характер. Бесспорно также и то, что в условиях информационного общества происходит значительное усложнение идеологических процессов, самой идеологии, ее трансформация.

Одной из особенностей трансформации идеологии за последние годы явилось утверждение в качестве наиболее влияющей на происходящие процессы идеологии впечатлений, ее качественное преобразование и даже вытеснение ею идеологии теоретического рода. Этому способствовало в значительной мере возникновение электронной культуры и связанной с нею «экономики впечатлений» (совокупности производственных отношений, возникающих для получения .< прибыли на основе использования информационной электронной культуры: организации досуга, сферы услуг, рекламы и др.).

Среди причин трансформации идеологии впечатлений в условиях современного общества стало увеличение образно-виртуального элемента не только в системе коммуникаций, но и в самой жизнедеятельности человека, его бытии. Впечатление, как особое психическое состояние, зависящее не только от самой действительности, но и от нереальных продуктов, (симулякры, фантомы, виртуальность), становится основанием для формирования идей-впечатлений на основе системы образов, создаваемых посредством особого языка - СМИ, рекламы, телевидения и др.

Таким образом, качественными характеристиками феномена трансформации идеологии информационного общества являются особые средства выражения потребностей, интересов, целей - образы, создаваемые для усвоения на уровне обыденного сознания. Детерминационное воздействие совокупности объективных и субъективных, материальных и духовных условий на трансформацию идеологии современного общества позволяет вести речь о распространении такого вида идеологии, как идеология впечатлений, которую необходимо знать, чтобы эффективно решать проблему бытия человека. Тем более что содержанием идеологии впечатлений в нашем обществе становится широко распространенная на Западе идеология потребления. Разработка проблем природы, содержания, сущности и направленности идеологии впечатлений имеет большое значение для будущего России, ее молодежи, для торжества идеологии гуманизма, основанной на принципах добра, красоты, истины, справедливости.

Степень научной разработанности темы исследования. Известно, что термин «идеология» был впервые предложен французским философом конца XVIII — начала ХГХ века А. Л. К. Деспотом де Траси и означал «науку об общих законах происхождения человеческих идей из чувственного опыта» или «учение об идеях».

Проблемы идей и их общественной значимости привлекали Кун фу-ци (Конфуция), Лао-цзы, Шан Яна, Демокрита, Эпикура, Платона, Аристотеля, Сенеку, Плотина, Блаженного Августина, Фому Аквинского, Т. Мора, Н. Макиавелли, М. Монтеня, Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Р. Декарта, К. Гельвеция, Дж. Локка, Д. Юма, Ж-Б. Руссо, И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, П-Ж. Прудона, О. Конта, К. Г Юнга. Такие философы как Аристотель, Плотин, Р. Декарт, Д. Юм, И. Кант, Г. В. Ф. Гегель, К. Г. Юнг обратили внимание на различную роль разума и рассудка при формировании представлений и связанных с ними идей:

1. Представления, ведущие на основе логики (рационального начала) к понятиям и идеям-понятиям;

2. Представления, ведущие на основе эмоций, желаний, чувств к впечатлениям и идеям-впечатлениям.

Об идеологии писали К. Маркс, Ф. Энгельс, К. Мангейм, Д. Белл, 3. Бжезинский, Р. Гароди и др. Со времен К. Маркса и Ф. Энгельса идеология рассматривается в 3-х основных направлениях:

- идеалистической концепции, согласно которой мир есть воплощение
идей;

учение об идеологии как теоретическом уровне общественного сознания, отражающем и защищающем интересы классов;

учение о таком типе мыслительных процессов, в которых вырабатываются особые продукты — идеи и их системы, в том числе ложные.

Интерес к идеологии всегда носил и носит по сей день междисциплинарный характер. Идеология исследовалась философами, социологами, психологами, политологами. В их числе Т. Адорно, Р. Арон, В. С. Барулин, М. Бахтин, Б.Н. Бессонов, 3. Бжезинский, М. Вебер, К. Гирц, Э. Дюркгейм, Г. Кан, В. В. Келле, В. Ж. Ковальзон, У. Матц, Л. Н. Москвичев, В. Парето, В. Райх, Ж. Т. Тощенко, А. К. Уледов, 3. Фрейд, Ф. Фукуяма, М. В. Яковлев.

В последние годы феномен идеологии рассматривается отечественными исследователями особенно в связи с изменениями, происходящими в информационной и электронной массовой культуре (Ю. В. Бурдаков, М. К. Горшков, К. X. Делокаров, В. И. Жуков, М. В. Иголкин, К. Н. Костриков, В. П. Макаренко, В. П. Медведев, В. М. Межуев, В. И.Митрохин, Л. Н. Москвичев, В. Н. Шевченко, Ж. Т. Тощенко). Ныне разрабатываются проблемы идеологической роли, содержания и функций образов, символов, знаков в жизнедеятельности современного общества. Так, В. Н. Межуев в работах, посвященных анализу духовного производства, стремится выявить социальные смыслы духовной деятельности, раскрыть основные формы общественного сознания, а в них — содержание и функции идей, образов, символов, компенсирующих собой в

идеальной форме «отчужденность», «овеществленность» и «обезличенность» материальных (экономических и политических) отношений людей в обществе1.

К. Н. Костриков показал, что в России и на Западе идет процесс глубочайшего и всевозрастающего духовного обнищания, неудержимого падения, катастрофического распада, замены всех духовных ценностей, «коллекцией бессмысленных и уродливых фетишей»2.

Ж. Т. Тощенко исследует идеологию как специфическое состояние жизни общества и человека, как уровень общественного сознания, его целенаправленные и стихийные процессы манипулирования общественным мнением3.

Л. М. Москвичев раскрывает в своих работах формы, структуры и закономерности развития и функционирования духовной культуры и интеллектуального потенциала общества, возрастающую роль знания, его обновления, возможность и необходимость философско-методологического1 плюрализма; идеологические, политические, моральные критерии научной экспертизы4.

М. К. Горшков исследует общественное мнение, как духовную и духовно-практическую реальность, как синтез рационального, эмоционального и волевого, как механизм связи массового сознания? и массового поведения; он обосновал концепцию динамического формирования массового сознания (саморазвитие и самообновление) под воздействием меняющихся потребностей и интересов людей5.

1 Меокуев В.М. Между прошлым и будущим. Избранная социально - философская публицистика. - М., 1996;
см. ток же: Меокуев В.М. Россия как культурная альтернатива современной цивилизации // Российская
цивилизация (этнокультурные и духовные аспекты). К 70-летию профессора М.П. Мчедлова. - М.:
РНИСиНП, 1998. - С. 49 - 58; Меокуев В.М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. - М.:
Прогресс-Традиция, 2006.

2 Костриков КН. Феномен художественной культуры: детерминационные процессы современного развития.
-М.,2005.

3 ТощенкоЖ.Т. Идеологические отношения: (Опыт социологического анализа). - М.: Мысль, 1988.,
Тощенко Ж.Т., Харченко СВ. Социальное настроение. - М.: Academia, 1996.

4 Москвичев Л.Н. Знания о міфе и мир знаний. - М.: Педагогика, 1989.

5 Горшков М.К Государственная и общественная идея// Власть, 1996, № 12; Российское общество в
условиях трансформации (социологический анализ). - М., 2000; Класс одиночек // Российская газета, 2006,
29 декабря, № 295 (4261). - С. 7.

Э. А. Араб-оглы, Б. Н. Бессонов, И. А. Гобозов, В. Е. Давыдович, Г. И. Иконникова, Ю. А. Красин, Л. Н. Москвичев, М. В. Яковлев и другие в своих работах анализировали трансформацию идеологии западного общества в условиях научно-технической революции и ее интерпретации Р. Ароном, Дж. Беллом, 3. Бжезинским, Дж. К. Гэлбрейтом, Г. Каном, Г. Маркузе, П. Сорокиным, А. Тоффлером, А. Туреном, которые рассматривали в 50-60-х гг. XX в. трансформацию идеологии от классовой к «концу идеологий» (социальной технологии, другим формам деидеологизации), а также — к реидеологизации.

Отечественные философы отстаивали марксистский тезис классового характера идеологии, ее плюрализм, выражающий интересы и потребности разных классов, социальных групп, обновленных новой научно-технической реальностью.

Казалось бы, что феномен идеологии достаточно всесторонне рассмотрен и зарубежными, и отечественными философами и социологами. Вместе с тем о недостаточном уровне разработанности проблем трансформации идеологии говорилось на IV Российском философском конгрессе (М., 24-28 мая 2005 г.), на одной из секций которого проходли дискуссии о возможности совместить плюрализм идеологий с национальной идеей в современной России, о характере идеологии, ее особенностях в связи с современными глобалистическими процессами1. Не только проблемы трансформации идеологии в информационном обществе и электронной культуре, охватившей весь мир, но и в истории человечества исследованы фрагментарно. Требуется дальнейшее раскрытие сущности, детерминации, типов, форм и видов трансформации идеологии. Важным сегодня является раскрытие и самого понятия «трансформация идеологии» как феномена и как процесса.

Круглые столы «Русская идея и современность», «Российская повседневность и социальные трансформацию) // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (М., 24-28 мая 2005 г) - М.: «Современные тетради», 2005, Т. 5. — С. 637 — 663, С. 427-463.

* і

Работы Б. Н. Бессонова, С. И. Гончарука, П. С. Гуревича,

А. А. Гусейнова, В. Н. Дахина, К. X. Делокарова, В. И. Дубовского, В.И.Жукова, К. Н. Кострикова, О. А. Митрошенкова, Л. Н. Москвичева, Т. И. Ойзермана, Г. П. Отюцкого, В. Г. Федотовой, В. Н. Шевченко и др., посвященные трансформации современного общества, свидетельствуют о необходимости целостного социально-философского видения феномена трансформации идеологии, тем более что она связана с задачами разработки российской национальной идеи и эффективной реализацией государственных национальных программ.

Начиная с 70-х гг. XX века философами-постмодернистами Запада Ж. Бодрийяром, Ф. Гваттари, Ж. Делезом, Ж. Деррида, Р. Рорти, М. Фуко, и др. уделяется особое внимание исследованию «экономики впечатлений» и идеологии впечатлений. Последний феномен в отечественной философской литературе вообще исследован недостаточно. П. В. Алексеев, В. М. Видгоф, Л. С. Выготский, А. А. Радугин, А. Г. Спиркин, А. Н. Чанышев, М. Шелер, К. Г. Юнг обратили внимание на то, что духовное освоение мира осуществляется через образование ума посредством не только понятий и логики, но и впечатлений - от образов-представлений, воображения, фантазии.

Цель исследования.

Раскрыть сущность идеологии впечатлений современного информационного общества, электронной культуры и современной России.

Показать роды, типы, формы, виды и языки идеологии впечатлений в* процессе исторической трансформации.

Рассмотреть особенности идеологии впечатлений информационного < общества.

Задачи исследования.

Определить, исходя из анализа историко-философских и современных концепций идеологии, теоретико-методологические основания для исследования природы, сущности, содержания, основных детерминант идеологии впечатлений, ее модернизации и трансформации.

Определить понятие «идеология впечатлений», показав ее отличие от теоретической идеологии и социальной психологии.

Применительно к истории человечества и новым реалиям современного мира раскрыть онтологическую, гносеологическую, аксиологическую, праксиологическую сущность феномена трансформации идеологии впечатлений.

Показать опасность распространения в обществе идеологии впечатлений как идеологии потребления и раскрыть сущность, условия и факторы, детерминирующие распространение идеологии впечатлений, насаждающей бездуховные образцы и ценности, далекие от идеалов красоты, добра, истины и справедливости.

- Выявить на основе языков идеологии впечатлений ее сущность,
функции и социально-психологические особенности, показав:

A. идеология впечатлений как особый род (гносеологический
критерий) идеологии существует с начала возникновения человеческой
цивилизации и по сегодняшний день;

Б. качественно новые свойства идеологии впечатлений появились на основе электронной культуры (симулякры, фантомы, виртуальность и др.) в информационном обществе;

B. в современном мире, в том числе й в России, преобладающим
содержанием идеологии впечатлений стала идеология потребления, единство
их формы и содержания породило «экономику впечатлений», для которой
товаром являются образы, виртуальные ценности, а рынком — отношения
людей по поводу этих ценностей;

Г. массовая культура формируется на основе идеологии впечатлений, зачастую ориентированной на худшие западные образцы, несущие бездуховность, безнравственность, отчуждение человека от ценностей1 национальной культуры.

Объект исследования. Идеология общества в историческом* пространстве и времени.

Предмет исследования. Идеология впечатлений и особенности ее трансформации в условиях информационного общества и в современной России.

Гипотеза исследования. Социально-философский аспект исследования идеологии предполагает:

- определение понятия «идеология впечатлений» как такого рода
системы идей-образов, духовно-практического образования, которые
ориентированы их «конструкторами» на формирование идей-впечатлений;

- выявление гносеологических причин своеобразия идеологии
впечатлений позволяет вести речь об идеологии теоретической (понятий) и
идеологии впечатлений (ориентированной на язык образов, чувств);

оба рода идеологии имеют общую сущность — выражение интересов социальных субъектов;

специфика идеологии впечатлений не только гносеологическая, но и социально-психологическая: она являет собой как систему идей-образов, так и чувства, эмоции, социально-психологические идеологические отношения;

идеология впечатлений была исторически первым родом идеологии. Она возникла задолго до вербальной, рациональной идеологии. Ее формы — мифология, магия, нравы, традиции, обычное право, первобытное искусство;

- идеология впечатлений детерминирована всем историческим
развитием общества, что нашло отражение в ее типах, формах и видах;

раскрытие сущности идеологии впечатлений в различных ее формах и отличие от теоретической идеологии, с одной стороны, и социально-психологического уровня, с другой;

с появлением информационного общества и электронной культуры в условиях погони за максимальной прибылью этот род идеологий получает широкое распространение, охватывая все формы общественного сознания, и своим потребительским и бездуховным содержанием деформирует духовную культуру общества.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем в предметном поле социальной философии предлагается авторская концепция феномена трансформации и модернизации идеологии впечатлений в историческом и современном социальном пространстве и времени. В данной работе впервые исследовано возникновение идеологии как духовно-практического образования в ее самой исторически первой форме — идеологии впечатлений (наскальная живопись, мистические танцы, ритуалы). Показано, что идеология как система идей, выражающих потребности и интересы социальных субъектов, сохранится всегда, пока будет существовать человечество. Классовая идеология в ряду других идеологий существует лишь в классовом обществе.

Выявленный плюрализм идеологий получил классификацию на основе следующих критериев:

- гносеологического, определяющего род (происхождение знания)
идеологии: теоретическая идеология (понятий) и идеология практическая
(впечатлений);

- тип формации и тип цивилизации — влияют на тип идеологии;

деятельностного подхода и формы общественных отношений — формы идеологии;

потребности - цели и интересы — цели социальных субъектов — детерминируют вид идеологии;

Аргументирован вывод о том, что идеология впечатлений, используемая идеологией потребления в современных условиях российского общества, способствует утрате и разрушению многих духовных ценностей. Однако при изменении отношения государства и индивида к духовно-нравственным ценностям, при их активном участии в формировании идеологии впечатлений, используя средства массовой информации, электронные ее носители, специфический язык, эта идеология способна содействовать формированию нового гуманистического толерантного общества.

Положения, выносимые на защиту.

Обращение к историко-философским источникам как к классическим, так и к современным дает возможность выявить следующие важнейшие для* соискателя теоретико-методологические основания исследования идеологии впечатлений, ее сущности, исторической трансформации.

Процесс возникновения идей, их систем осуществляется не только на, теоретическом уровне общественного сознания, но и на социально-психологическом: существуют не только идеи-понятия, но и идеи-впечатления, вырабатываемые как идеологами, так и самой массовой культурой.

Трансформация идеологии — это и феномен, и процесс, выражающий противоречивый исторический динамический характер. Идеология — это не только продукт классового общества, ее ранние исторические формы находятся в первобытном обществе, получая свое дальнейшее развитие в классовом обществе.

Феномен трансформации идеологии имеет место везде и всегда как реидеологизация, выражающая новые потребности и интересы социальных субъектов.

Негативные явления и тенденции трансформации идеологии связаны с вытеснением из нее общечеловеческого, гуманистических ценностных установок и ориентации;

Господствующей идеологией информационного общества становится идеология впечатлений, содержание которой требует нравственной и эстетической корректировки.

- Идеология впечатлений — это система образов, формируемая
идеологами и ориентируемая на возникновение идей-впечатлений,
выражающих потребности, интересы, ценностные ориентации определенной
направленности, целеполагания. Ее направленность связана с производством
и потреблением впечатлений (образы, симулякры, фантомы, символы),
формированием нравственных, эстетических, социальных, политических и
других ценностей общества потребления.

- Содержание идеологии впечатлений не столько ориентировано на
теоретическое ее усвоение, сколько на психологическое (обыденное сознание
и поведение людей), где важно именно получение впечатления от образа,
сигнала, ощущения, восприятия, представления, фантазии, воображения,
переживания различных чувств: страха, ужаса, надежды, веры, спокойствия
или тревоги, одобрения самых разных поступков (в том числе и аморальных,
преступных) и т.п.

Понять сущность и особенности современной идеологии впечатлений позволяет анализ таких явлений культуры как реклама, телевидение, компьютерные игры, всевозможные телешоу, идеологической деятельности средств массовой информации.

Типы идеологии обусловлены типом формации и типом цивилизации, форма идеологии - формами отражения и формами общественных отношений, вид идеологии детерминирован потребностями и интересами социальных субъектов, типом и формой идеологии. Потребностями, интересами и ценностями социальных субъектов детерминирован сам социальный, гуманистический характер идеологий.

'' Теоретико-методологическую базу исследования составили

классические и современные работы по философии, истории, социологии, культурологии, политологии, этике. Их положения содействовали осмыслению современных процессов трансформации общественного сознания и такого его элемента как идеология в условиях развивающегося информационного общества.

Материалистическое понимание истории позволило рассмотреть идеологию как процесс, уходящий своими корнями в развитие социально-экономических, политических, социально-культурных и духовно-практических условий и на этой основе - рассмотреть типы идеологии. Диалектико-материалистический анализ идеологических процессов способствовал раскрытию противоречивости и единства модернизации и трансформации идеологии.

Методология феноменологической философии и социологии позволила

\ проанализировать трансформацию идеологии на уровне системного мира и

повседневной реальности (идеология впечатлений).

4 Цивилизационный подход помог раскрыть значение, роль, место

национального и общественного в идеологической трансформации, а формационный - сущность идеологии и границы ее трансформации.

На основе системно-структурного и структурно-функционального методов проанализирована трансформация идеологии как целостного, системно-динамичного и функционально-динамического явления.

Идеи Ж. Бодрийяра, Ф. Гваттари, Ж. Делеза, Ж. Лакана, Ж. Лиотара, М. Фуко, У. Эко способствовали иследованию проблемы: конечное и бесконечное, эмпирическое и рациональное, рациональное и иррациональное, старое и новое, реальное и воображаемое. Особую ценность представляют для соискателя работы по «экономике впечатлений» Дж. Гилмора, М. Кастельса, Я. И. Кузьминова, Дж. Пайна.

Практическая значимость работы. Результаты диссертационного исследования могу быть использованы:

при разработке концепции идеологии в современных российских условиях, в том числе для обоснования национальной идеи;

в целях обоснования концепции «нового курса реформ», его идеологического обеспечения, в том числе для создания духовно-практических условий реализации государственных национальных программ;

в качестве методологической основы прогнозирования идеологических процессов, разработки социальных технологий трансформации идеологии впечатлений, ее гуманистической направленности;

- в учебных курсах по социальной философии, социологии,
политологии, журналистике, юриспруденции, истории.

Апробация диссертационного исследования. Апробация положений диссертации проводилась в течение 2000 — 2008 гг. в сообщениях автора на научных конференциях, семинарах и круглых столах, проводимых кафедрой журналистики и связей с общественностью и кафедрой философии Российского государственного социального университета (РГСУ), выступлении на Общероссийских чтениях «Основы социальной концепции Русской православной Церкви» (М.,2001:), X Международных социологических чтениях (Руза, 2003), Научных чтениях РГСУ (М., 2003) конференции «Гуманитарное образование в условиях глобализации: состояние и перспективы» (Ш, 2007). Основные положения диссертации; нашли отражение в авторском спецкурсе «Язык идеологии впечатлений в современной рекламной фотографии».

Публикации. Основные выводы и теоретические положения отражены в опубликованных научных работах, общим объемом 4,3 печ.л., в том числе в

журнале «Ученые записки Российского государственного социального университета», рекомендованного ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации и в главе «СМИ и нравственное здоровье общества», написанной для учебника «Журналистика социальной сферы» кафедры журналистики и связей с общественностью РГСУ.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения, списка библиографических источников, содержит 204 страницы машинописного текста, 2 схемы, 2 таблицы.

Разработка проблемы идей-впечатлений и их изменений в истории западной философии

Возникновение термина «идеология», как известно, связано с деятельностью во- Франции в эпоху Революции так называемой «школы идеологов». Однако идеология как феномен жизни общества начинает свое развитие с момента появления человеческой цивилизации. Отсутствие долгое время» понятия «идеология» в науке совсем не означало отсутствия идеологических элементов в жизни общества. В любом, даже самом примитивном обществе, существует определенная совокупность идей, ценностей, идеалов, разделяемых и поддерживаемых его членами.

Первым философский смысл слову «идея» придал Демокрит. У Демокрита началами мира выступают пустота и сущее, или атомы, называемые также и «идеями». Термин «идея» для атомов был выбран Демокритом ввиду того, что именно форма или «вид» - одна из самых важных сущностных характеристик атома. Свои первоначальные частицы вещества Демокрит называет не только «атомами», но и «неделимыми, формами». Как известно, в греческом языке понятие формы иногда выражалось посредством слова «вид», «очертание». Для слова же «вид», кроме термина «эйдос», существовал также термин «идея». Слово «идея» здесь означало не «понятие» или «мысль» в современном значении, а именно «вид», «очертание», «форму». Словом «идея» Демокрит воспользовался как термином, означающим «неделимые формы», или «атомы»1. Не удивительно поэтому, что специальное сочинение философа об атомах (до нас не дошедшее) назьгоалось именно «Об идеях». В этом сочинении Демокрит связывает идеи с познанием человеком «подлинной действительности», в том числе и «неделимых форм» атомов. Это познание рассматривается им как возникновение мнения, являющегося результатом притекающих к нему образов2. Одновременно, философ к идеям подошел и как к «продуктам воображения», которые не всегда являются истинными. Согласно Демокриту, от вещей «истекают образы» или «идолы» и попадают в глаза. Все это происходит независимо от того «хочешь ли ты или не хочешь, они сами входят [в наши органы чувств]3».

Секст Эмпирик сделал следующий вывод относительно учения Демокрита об идолах, образах, идеях: 1. постижение чувственных явлений, 2. размышления (образ держится в мозгу, попадает в сердце), 3. выбор образа или бегство от него («то, к чему мы стремимся приблизиться, желательно для нас», и «то, от чего мы стремимся удалиться, мы хотим избегнуть»)4 — критерии постижения того, что скрыто5.

По мнению соискателя, Демокрит обращает внимание на идеальную природу идей (не только форма атома, но и образ, идол), а также на отношение человеческого «Я» к той или иной идее (удерживать желательные образы и гнать от себя нежелательные).

У Платона термин «идея» интерпретируется иначе, чем у Демокрита. Для него «идеи» — термин, означающий «истинно сущее бытие». Это особый мир понятий, существующий вне человеческого сознания и даже до него. Идеи пребывают в особом, «занебесном», по выражению Платона, месте, постигаются не чувствами, а умом, на основе памяти человеческой души. Платоновская идея — это объективированное понятие, помещенное в некий идеальный мир — систему всех общих понятий.

Как отмечает В. Н. Коноплин, в понятии об идее у Платона сочетается все то, что «делает идею

1) причиной или источником бытия вещей, их свойств и их отношений;

2) образцом, взирая на который демиург творит мир вещей;

3) целью, к которой как верховному благу стремится все существующее»!.

Если взять платоновскую идею в чистейшем виде, то по замечанию А. Ф. Лосева, «она окажется не чем иным, как порождающей моделью той или другой вещи, той или иной области бытия» . Согласно Платону мир предстает как копия идеального, а искусство вообще — копия с копии.

Можно сказать, что понятие «идея» возникла как характеристика бытия и выступала в качестве одной из основных категорий онтологии, использующейся і для обозначения нематериального мира. Кроме того, уже с момента введения в научный оборот понятие «идея» превращается в своеобразный символ противопоставления сущности и явления, идеального и материального.

Через припоминание и созерцание происходит познание человеком «идей», считает Платон. Так, для познания красоты в мире идей и вещей необходимо повернуться к «открытому морю красоты», а узнавший отблеск созерцаемой некогда прекрасной идеи в прекрасном теле испытывает непреодолимую тягу к ним. Так ступень за ступенью от прекрасного вообще как идеи к прекрасному как единичному возможно познание. Платон строит свою знаменитую лестницу красоты, блага, истины, справедливости, соединяющую мир идей с миром вещей.

Он всесторонне исследует сам феномен идеи, с которым человек постоянно сталкивается в своей жизнедеятельности. Так в диалоге «Филеб» им отмечается всеобщий характер идей, т.е. что они выражают сущность

вещей и состояний человеческой души. Обращение к рассмотрению отношений идей с вещами означает у Платона онтологический аспект — идея порождает вещь, гносеологический - вещь выражает идею, психологический - от отношения идей и вещей человек получает «удовольствия», «страдание», «предвкушение приятного», «ожидание горестей», «страх» и т.п.1

Нельзя не отметить важнейшую функцию идеи - праксиологическую. Платон пишет: «И обычно мы говорим, что мастер изготавливает ту или иную вещь, всматриваясь в ее идею: один делает кровать, другой — столы, нужные нам, и в то же самое время и в остальных случаях»2. Согласно Платону самая совершенная идея вещи находится в мире идей, но есть и менее совершенные идеи этой вещи — «живописца» или «плотника». Итак, по Платону «живописец, плотник, бог - вот три создателя этих трех видов кровати» . В данном случае для соискателя важно то, что философ видит саму творческую природу идей, их влияние на создателей вещей:

Сущность и содержание феномена трансформации идеологии: роды, типы, формы, виды

Постиндустриальное общество, как информационное, вызвало к жизни явления, которые позволяют говорить не только об идеологии ЭТОГО1 общества, но и о феномене трансформации идеологии. К тому же, обращает на себя внимание, что современная идеология отвоевывает себе позиции не просто как идеология потребления, а как идеология массовой страсти к потребительству, иллюзии действительного удовлетворения потребностей, «качества жизни», которая фактически обеспечивает рынок массовой быстро сменяемой продукцией, гарантируя предпринимательскую активность и побуждение стремления людей к приобретению никчемных, ненужных, «престижных» вещей, рассчитанных на примитивные вкусы.

Информационное общество с его процессом компьютеризации дает людям не только доступ к надежным источникам информации, избавляет их от рутинной работы, обеспечивает высокий уровень автоматизации производства, но и делает производимый в нем продукт более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости; производство информационного продукта становится движущей силой образования и развития общества. Уделяя много внимания трансформации человеческих ценностей в информационном обществе, Й. Масуда, глава Института информационного общества и один из авторов Плана информационного общества, представленного Институтом разработки использования компьютеров (JACUDI), выдвинул концепцию, согласно которой информационное общество будет бесклассовым и бесконфликтным, — это будет общество согласия, с небольшим правительством и государственным аппаратом. Кроме того, в отличие от индустриального общества, характерной ценностью которого является потребление товаров, информационное общество выдвигает в качестве характерной ценности время. В связи с этим возрастает ценность культурного досуга1.

Большинство исследователей современности понимают информационное общество как этап развития постиндустриального общества, на котором происходит нарастание объема информации и в материальном, и духовном производстве, на основе современных электронных технологий. К признакам информационного общества относят а) внедрение персональных компьютеров, б) доступ каждого члена общества к необходимой информации, за исключением военных и государственных тайн, в) современные типы связи, их совершенствование, телекоммуникации, создание программного продукта, обеспечение компьютерного производства для управления, быта, культуры, г) создание интегрированной связи и общедоступных баз данных. Интеллектуальная деятельность становится главным видом человеческой деятельности. Й. Масуда полагает, что новые технологии повлекут за собой кардинальные изменения в ценностных ориентациях людей. Из узких, прямых, эгоистичных они превратятся в такие этические ориентиры, которые будут учитывать интересы всего человечества . Таким образом, информатизация общества — глобальный процесс, затрагивающий интересы всех стран. Информационное общество должно основываться на уважении культурной самобытности, разнообразия культур и языков, традиций и религий, стимулировать это уважение и содействовать диалогу между культурами и цивилизациями. Популяризация, укрепление и сохранение различных культур и языков, что отражено в соответствующих документах, принятых Организацией Объединенных Наций, в том числе во Всеобщей декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии, будут далее обогащать информационное общество1.

Как справедливо отмечает В. Г. Федотова, «предположения, что постиндустриальное общество решит все проблемы материального характера... представляется сомнительным. Мир не становится посткапиталистическим. Напротив, идея прибыли и вера в то, что сегодня можно купить все, включая жизнь и здоровье, и что за все надо платить, несколько превосходит корыстные намерения капитализма предшествующего этапа»2.

Одновременно фиксируются не только ценностные изменения общественного сознания, но и разнообразие их идеологического «оформления». Во-первых, это ценности разных идеологий «хорошего общества»; во-вторых, общечеловеческие ценности, обостряемые процессами глобализма и утверждаемые рекламой, СМИ, телевизионными телешоу, Интернетом и т.п.; в-третьих, возрастание роли культурно-национальных ценностей в современном мире в форме обращения к истории, культивировании традиций и обычаев, укреплении роли религии; в-четвертых, ценности настоящего и будущего как инновационно-мобилизационные и консервативно-мобилизационные в их противоречии и противоборстве.

Сущность и корни (гносеологические, социальные, социально-психологические) идеологии впечатлений информационного общества

В Главе 2 были рассмотрены феномен и процесс трансформации идеологии, позволяющие увидеть роды, типы, формы и виды идеологии; а также определить идеологию впечатлений по гносеологическому, формационному, цивилизационному, деятельностному критерию. Для-уяснения сущности и специфики идеологии информационного общества обратимся к исследованию гносеологических, социальных и социально-психологических корней.

Исследователи отмечают, что в последние десятилетия усилилась иррациональность в поступках и действиях людей, обусловленная своими социальными, гносеологическими и социально-психологическими корнями1.

Социальные корни связаны с появлением электронных технологий и явлений или детерминированных, в том числе высокими скоростями; глобалистическими процессами. В России еще в условиях рыночных отношений обостряется значение «мира стоимостей».

Гносеологические корни уходят к чрезвычайно трудному рациональному для отдельного человека объяснению и интерпретации этих явлений и процессов, познанию их истинных причин и закономерностей, что восполняется иррациональным и бессознательным.

Социально-психологические истоки связаны с необходимостью людей быстро приспосабливаться к общественным изменениям, что стимулирует адаптивную и компенсаторную функцию психики у широких масс, заставляет активно работать воображение, не только воспринимая предлагаемые, но и продуцируя мифы и идеи-впечатления.

Н. С. Автономова полагает правомерным сегодня говорить о принципиальном сходстве обыденного мышления и мифотворчества1. Обыденное сознание современного российского общества снизило статус идеи как таковой: крах коммунистических идей, недолговечность идеи перестройки, разочарование в западном либерализме, антигуманизм рыночной идеологии — способствовали разочарованию в государственных идеях. Речь о будущем России ведется государством с народом через национальные программы, которые являются по своей сути социально-техническими и по форме выступающими как идеология впечатлений. Народ сегодня сложно заставить поверить в успех новой идеологии, ибо идеи, как оказалось с социалистической идеологией, с легкостью приходят и с такой же легкостью уходят, а увидеть картину изменяющейся реальности — впечатлительно. И поскольку поле рационального осмысления целей развития общества и ценностных ориентации остается свободным, то пространство массового сознания заполняет идеология впечатлений, опирающаяся на идеологии потребления, рынка, технократизма и другие.

Таким образом, идеология впечатлений воспроизводит в образной форме плюрализм идеологий массового общества. Отсюда сочетание на экране телевизора программ различной ценностной направленности. Среди них фильмы и телепередачи советских времен, получающие неизменно высокий рейтинг. «Даже сторонники обновления телевидения в соответствии с западными ценностями вынуждены признать, что советское искусство, в том числе кино- и теле-, оказалось - во всяком случае пока — эстетически стойким. Несмотря на объявленную идеологическую победу, несмотря на обретенную свободу и полную отмену цензуры, в том числе и эстетическую, - пишет Е.Н. Юдина, - постсоветская культура продолжает демонстрировать затянувшуюся зависимость от языка и стиля, большого стиля ушедшей эпохи, от действующих лиц и исполнителей недавнего прошлого»1.

Средства массовой информации не воспользовались шансом внести свой вклад в формирование рационального способа мышления, ориентированного на духовность и высокую нравственность. Они пошли по течению западной массовой культуры и идеологии впечатлений. Серия российских передач подчинена идеологии рыночного человека, выступающего под лозунгом: «Все на продажу!». Это скандально известные ток-шоу «За стеклом», «Окна», «Дом-2». По образному выражению С. Московичи, деньги - наш главный учитель: «Деньги - это наш Сократ. Платон говорил: «Что подумал бы Сократ о том или другом вопросе?». Точно также, как только мы видим предмет или слышим о нем, мы спрашиваем: «Сколько он стоит?»2. С. Московичи отмечает, что «деньги являются материальной идеограммой (выделено нами - В.М.), изображающей во внешнем мире самые разнообразные движения нашего внутреннего мира»3.

Похожие диссертации на Идеология впечатлений: сущность и историческая трансформация : социально-философский аспект