Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Трансформации этнических систем в условиях модернизации регионального социума Айзятова, Лиана Фяритовна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Айзятова, Лиана Фяритовна. Трансформации этнических систем в условиях модернизации регионального социума : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Айзятова Лиана Фяритовна; [Место защиты: Морд. гос. ун-т им. Н.П. Огарева].- Саранск, 2012.- 186 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/424

Введение к работе

Актуальность исследования. Исследование национальной политики, ее формирования и реализации в модернизирующихся социумах полиэтничных государств и регионов – один из сложных и острых вопросов социальной философии. Интерес к данной тематике возрастает в связи с тем, что межкультурное взаимодействие в этнических системах модернизирующегося регионального социума в контексте глобализации современного общества обусловливает необходимость анализа социальных и этнокультурных процессов и пересмотра объема и содержания ряда этнических понятий, теорий и парадигм на наиболее общем, фундаментальном уровне. Существующая концепция государственной национальной политики в Российской Федерации также требует переосмысления многих основополагающих этносоциальных процессов современности.

Разработка концептуальных положений по проблеме этнической системы с учетом изменений, которые привнес рубеж XX–XXI вв., является актуальной и в связи со все более явственно проступающей угрозой разжигания конфликтов, в том числе межнациональных и межконфессиональных, возрастающим уровнем нетерпимости. Эта проблема особенно обострилась в ХХI в. в связи с модернизацией общественной жизни, развитием процессов глобализации, увеличением миграционных потоков, ростом насилия, угрозы терроризма и т.д. Перед мировым сообществом встал вопрос о нахождении таких механизмов, которые обеспечили бы бесконфликтное существование, что особенно актуально для этнической сферы, так как противоречия здесь наиболее остры. К числу подобных механизмов относится прежде всего полиэтничная (мультикультурная) гражданская нация, которая выступает особой формой цивилизованного компромисса между признанием различий и готовностью к их уважительному восприятию и является порождением сформировавшихся в социуме горизонтальных общественных связей (которые начинают превалировать над связями вертикальными и, по сути, составляют в совокупности своей гражданское общество). В этой связи изучение процессов складывания мультикультурной гражданской нации с точки зрения социально-философского знания представляется особенно значимым.

Обращение к конкретному примеру – полиэтничному социуму Республики Мордовия, существующему в постоянном взаимодействии с другими подобными социумами, более четко высвечивает сущность проблематики межнационального взаимодействия в условиях модернизации. Региональный материал позволяет проследить внутренние связи глобальных процессов этнокультурного взаимодействия.

Степень разработанности проблемы. Социально-философский анализ межэтнических отношений в полиэтничном социуме имеет давние традиции. В этой связи достаточно вспомнить труды Д. Дидро, Ш. Л. Монтескье, Г. В. Ф. Гегеля. Однако в полной мере данная проблематика получила освещение лишь во второй половине ХХ в. По систематике культурно-этнических общностей и по вопросам влияния модернизации на процессы этноразвития в 1988 г. в отечественной философской, социологической и этнологической науке развернулась дискуссия, в которой приняли участие Б. В. Адрианов, В. П. Алексеев, С. А. Арутюнов, Ю. В. Бромлей, С. И. Брук, М. В. Крюков. В ходе нее высказывались мнения о необходимости разработки четких критериев выделения уровней различных этнических систем. С. А. Арутюнов предложил критерии лингвистической, историко-культурной и доминирующе-конфессиональной классификаций.

Дискуссионность в определении сущности и критериев разграничения этнических общностей разного иерархического уровня потребовала обращения к работам по общей теории этноса. Многоаспектный материал представлен в трудах таких известных ученых, как С. А. Арутюнов, Ю. В. Бромлей, Л. Н. Гумилев, С. А. Токарев, И. Н. Чебоксаров и др. В этих работах, отражающих состояние теории этноса, обсуждаются вопросы статуса и признаков этносов, причин и факторов этногенеза, междисциплинарных связей этнологии.

В современных зарубежных исследованиях своеобразным интегралом, охватывающим едва ли не все этнические феномены, является категория «этничность». Данная проблема рассмотрена Б. Андерсоном, Р. Бартом, Н. Глейзером, М. Кастельсом, Т. Лукманом, Ф. Хекманом, С. Холлом. Государство в качестве нациеобразующего фактора наиболее полно исследовал испанский философ X. Ортега-и-Гассет. В отечественной науке советского периода этническая идеология не стала в необходимой мере объектом специальных исследований в силу объективных и субъективных причин. Этническая идеология и этнические интересы считались проявлением национализма и получили негативную оценку в советском общественном сознании. И только в последнее время начали появляться работы, посвященные нейтральному анализу данной проблематики. В этом плане можно выделить работы Л. М. Дробижевой, П. Г. Евдокимова, А. Г. Спиркина. В западной социологии и политологии данное явление рассматривалось как способствующее развитию общества.

В 1990–2000-е гг. анализ этносоциальных процессов нашел отражение в трудах В. А. Тишкова, В. М. Воронкова, В. А. Авксентьева, М. С. Джунусова, А. В. Куфакова. Особенно показательны в этом плане воззрения В. А. Тишкова. На материалах многолетних полевых исследований и анализа новейшей литературы он пересматривает господствующую в отечественном обществознании теорию этноса, предлагает новую трактовку феномена этничности. Рассматривая проблемы этносоциальной эволюции человечества, восприятия времени и пространства, природы государственности и власти, ученый приходит к выводу о том, что, «возможно, единственным и основным законом истории является неопределенность и многовариантность, а у исторической импровизации столько же шансов, сколько у исторической закономерности, если таковая устанавливается исследователем и не является столь часто встречающейся постфактической рационализацией».

Во многом солидарен с В. А. Тишковым другой современный исследователь – И. А. Гобозов, показавший в своих работах единство и многообразие исторического процесса путем анализа сфер общественной жизни. Исследуя проблемы философии истории, связанные, в частности, с осмыслением современных глобальных и этносоциальных процессов, он провел демаркационную линию между философией истории и социальной философией, что дало возможность изучать социальные и исторические процессы под разным углом зрения. Он же показал необходимость исторического подхода к политическим вопросам, особое внимание уделяя таким важнейшим понятиям, как историческое и политическое пространство, многомерный и одномерный мир, политические интересы и политические цели, политические традиции и политическая культура и др. И. А. Гобозов обращает внимание также на необходимость изучения парадигм в социальной философии, играющих важную методологическую роль. На базе той или иной парадигмы систематизируется знание, приобретает целостный и строго логический характер.

Среди современных исследований по проблемам глобализации и регионализации, влиянию этих процессов на мордовский региональный социум нельзя не упомянуть работ А. И. Сухарева.

В трудах современных региональных исследователей – О. А. Богатовой, Н. И. Ворониной, А. А. Гагаева, Д. В. Доленко, Н. В. Заварюхина, Б. Ф. Кевбрина, О. Б. Кевбриной, Ю. Ф. Кожурина, Н. Ф. Мокшина, Е. Н. Мокшиной, Д. Т. Надькина, Л. И. Никоновой, Н. Л. Новиковой, Н. С. Савкина, И. М. Фадеевой, К. В. Фофановой подробно анализируются различные стороны процесса трансформации этнических систем под воздействием модернизации, рассматриваются различные подходы к пониманию содержания цивилизационной теории, в том числе в приложении к региональному этническому аспекту. Предложен метод идентификации социокультурной системы модернизирующегося полиэтничного региона в контексте всемирной истории, целостность которой обусловлена единством общечеловеческих свойств человека разумного. В данных работах типы и виды социоэтнических систем идентифицируются на основе выявления их цивилизационного содержания, которое связывается с изменением мышления и общественного сознания человека. Смена парадигмы социокультурной системы региона, уровень зрелости его социума анализируются в контексте диалектики регионального и глобального, культурно-специфического и общечеловеческого.

Несмотря на то, что проблема эволюции этнических систем в условиях модернизации регионального социума в отдельных аспектах представлена в современной социально-философской, этнологической и культурологической науке, комплексно и целостно она не рассматривалась. Специальных работ, посвященных изучению обозначенной нами проблемы, нет.

Объектом исследования является полиэтничный региональный социум.

Предмет исследования – трансформации этнических систем региональной общественной структуры в условиях модернизации регионального социума.

Целью диссертационной работы является социально-философский анализ феномена трансформации этнических систем в условиях модернизации регионального социума (на примере типичного полиэтничного российского региона – Республики Мордовия).

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих исследовательских задач:

уточнить определения понятий «этнос», «суперэтнос», «субэтнос», «этносфера», «антропосфера» в контексте категориального аппарата социальной философии;

проанализировать теоретико-методологические подходы к изучению феномена модернизации в России и выявить характерные черты;

раскрыть влияние политического фактора на модернизационную трансформацию этнической региональной системы;

выявить своеобразие этнических процессов в Мордовии конца 1980 – 1990-х гг. в контексте начавшейся модернизации;

охарактеризовать процесс трансформации этнических систем в модернизирующемся социуме Республики Мордовия на современном этапе;

проанализировать сложные процессы интеграции многонациональной Мордовии в составе РФ в мировые социально-экономические, этнокультурные и политические структуры.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что под воздействием процессов модернизации этнические общности страны трансформируются в многоэтничную гражданскую нацию, образование которой не нивелирует этнического разнообразия составляющих ее народов, а, напротив, служит их этническому возрождению на основе более высокого уровня развития социума.

Методология исследования определена спецификой предмета изучения, целью и задачами работы. В диссертации региональные проявления феномена трансформации этнических систем в условиях модернизации рассматриваются в социально-философском аспекте. Методологическую основу составляет комплексно-системный принцип, который позволяет рассмотреть обозначенный вопрос с позиций различных наук. С этой точки зрения исследование представляет своего рода интеграцию методов различных научных дисциплин – философии, социологии, этнологии. Нам представляется оправданным анализ интересующей проблемы в контексте цивилизационного подхода, который дает возможность понимания цивилизации как единства общества, социальности и культуры, образуемого деятельностью человека. При этом под социальностью подразумевается совокупность отношений (экономических, социальных, идеологических, политических) человека или иного объекта с другим объектом, а культура выступает как интегрирующий фактор способов и результатов деятельности (материальных и духовных – идеи, ценности, нормы и т.д.). В связи с этим в диссертации используются следующие методы:

– аксиологический, направленный на выявление значимости опыта существования мультикультурного и полиэтничного общества в Республике Мордовия;

– интегративный, дающий возможность использования данных различных областей гуманитарного знания при решении задач, поставленных в исследовании;

– компаративный, способствующий изучению особенностей объектов исследования на основе сопоставления их характеристик с аналогичными, но отличными друг от друга свойствами;

– историко-генетический, позволяющий проанализировать специфику трансформации этнических систем региона в условиях модернизации.

Научная новизна исследования заключается в постановке и изучении проблемы формирования в условиях модернизации регионального социума многоэтничной гражданской нации Республики Мордовия (как части складывающейся российской гражданской нации), региональных особенностей взаимодействия государственной идеологии и этнических культур. В диссертации использован обширный фактологический материал, большая часть которого впервые вводится в научный оборот. В качестве конкретных элементов новизны выступают следующие положения:

уточнены понятия «этнос», «субэтнос», «суперэтнос», «этносфера», «антропосфера» в рамках категориального аппарата социальной философии;

проанализированы теоретико-методологические подходы к изучению феномена модернизации и выявлены ее характерные черты;

показана роль политического фактора в модернизации этнической системы;

обозначены основные факторы и условия, обусловившие этническое возрождение регионального социума в конце 1980 –1990-х гг.;

проанализированы особенности сложившейся в Мордовии традиции мультикультурности, толерантности и общественной консолидации в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, ведущие к формированию гражданской нации Республики Мордовия как части складывающейся российской гражданской нации;

изучены особенности трансформации мордовского регионального полиэтничного социума в контексте глобализации.

На защиту выносятся следующие основные положения.

1. В контексте категориального аппарата социальной философии всякая этническая общность является саморазвивающейся системой, а потому существует согласно общим законам функционирования неравновесных открытых систем. Нами уточнено, что усиливающаяся глобализация этносферы как важнейшее проявление модернизации мирового социума является определяющим фактором в развитии и трансформации этносистем (в том числе региональных) на современном этапе.

2. Под модернизацией мы понимаем коренное изменение общественных отношений, означающее институциональную перестройку жизни социума и фундаментальное изменение логики его развития. Среди характеристик российской модернизации необходимо выделить ее волнообразный характер, наложение на процессы модернизации антимодернизационных тенденций. Одно из основных противоречий модернизации России состоит в том, что последовательно усваиваемые элементы современного общества не складываются в систему, а адаптируются к монопольно-корпоративной государственно-патерналистской системе.

3. В процессе модернизации этнической системы политический фактор (государство) приобретает значение этнической доминанты. При этом процесс формирования этнической общности обычно происходит не «снизу», а «сверху», определяясь влиянием литераторов и всей гуманитарной интеллигенции, а также политиков и этнической элиты, которые нуждаются в организованной этнополитической мобилизации этносов.

4. Модернизационные процессы в Мордовии в конце 1980 – 1990-х гг. происходили в условиях актуализации этнической идеи и активизации национальных движений, которые, наряду с государственными институтами, участвовали в этническом возрождении региона. Создаваемые первоначально как национально-культурные, национальные движения стремительно политизировались и активно участвовали в политической борьбе. Особенностью протекания модернизационных процессов в Мордовии в конце 80 – начале 90-х гг. ХХ в. явилось активное использование этнического фактора различными политическими силами для достижения частных или групповых интересов, ставивших под угрозу межнациональное согласие. Однако радикальные этноцентристские идеи (по сути идеи национализма) не получили широкого распространения. События, последовавшие за крушением СССР, показали, что путь конфронтации, взаимных обвинений не может пойти на пользу обществу.

5. Период 1999– 2012 гг. характеризуется налаживанием конструктивного диалога власти, этнических и конфессиональных движений, выработкой адекватной и продуманной национальной политики. Следствием этого стало формирование в Республике Мордовия многоэтничной гражданской нации (как части российской гражданской нации), продолжающееся и в настоящее время. Этот процесс, детерминированный модернизацией всех сторон российского (и мордовского) социума, не противоречит этническому возрождению народов Мордовии, а, напротив, обусловливает его.

6. Определяющим фактором современной модернизации выступает феномен глобализации. Глобализация как стремление к универсальному противоположна мультикультурности как ориентации на сохранение и развитие самобытных этнических культур. Разрешение этого противоречия может быть найдено в культурной символизации универсального, императивом которой является, на наш взгляд, толерантность (в широком смысле слова). Продуцирование культуры толерантности все более выступает следствием осознания общей надэтнической, надконфессиональной составляющей индивидами различных социальных групп, что соединяет их в формирующуюся гражданскую нацию. Интеграция в глобальные процессы многоэтничного регионального социума, в частности социума Мордовии, сопровождается опорой на этнические и геополитические связи, что способствует сохранению максимума собственного своеобразия, которое, безусловно, принадлежит общечеловеческой культурной сокровищнице. Прочность связей полиэтничного социума Мордовии с финно-угорским миром зависит от устойчивости межэтнических процессов внутри Республики Мордовия как компонента целостной этносистемы – Российской Федерации, так как лишь в рамках данной системы возможны существование и функционирование как мордовского этноса, так и всей многонациональной Мордовии.

Научно-теоретическая и практическая значимость работы определяется использованием комплекса социально-философских методов исследования, позволивших осуществить всесторонний анализ трансформаций и взаимодействия этнических общностей на территории Республики Мордовия. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы философами, социологами, историками, культурологами, этнологами, политологами и специалистами других областей обществоведения для углубления научного анализа роли этнических общностей в социокультурной и политико-правовой организации общества в условиях модернизации. Обобщения и выводы применимы в учебном процессе в высших учебных заведениях, при разработке специальных и факультативных курсов.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена на заседании кафедры социально-гуманитарных дисциплин Саранского кооперативного института. Основные положения диссертации изложены в 13 публикациях объемом более 4,6 п.л., а также представлены в выступлениях на международных научно-практических конференциях: «Кооперативное образование в условиях реформы» (Саранск, 2009), «Интеграция науки и образования» (Саранск, 2010), «Финансовые и правовые проблемы функционирования предприятий в современных условиях» (Саранск, 2010), «Наука и современность» (Новосибирск, 2011), а также на Всероссийской научно-практической конференции «Гармонизация социальных отношений в полиэтническом регионе» (Саранск, 2011).

Структура диссертационного исследования соответствует поставленным целям и задачам. Работа состоит из введения, двух глав, объединенных в шесть параграфов, заключения и библиографического списка, включающего 197 наименований. Структура работы отражает логику диссертационного исследования.

Похожие диссертации на Трансформации этнических систем в условиях модернизации регионального социума