Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности трансформации системы духовных ценностей в сфере морально-этических представлений в современном китайском обществе Доржиева Мария Лхамажаповна

Особенности трансформации системы духовных ценностей в сфере морально-этических представлений в современном китайском обществе
<
Особенности трансформации системы духовных ценностей в сфере морально-этических представлений в современном китайском обществе Особенности трансформации системы духовных ценностей в сфере морально-этических представлений в современном китайском обществе Особенности трансформации системы духовных ценностей в сфере морально-этических представлений в современном китайском обществе Особенности трансформации системы духовных ценностей в сфере морально-этических представлений в современном китайском обществе Особенности трансформации системы духовных ценностей в сфере морально-этических представлений в современном китайском обществе Особенности трансформации системы духовных ценностей в сфере морально-этических представлений в современном китайском обществе Особенности трансформации системы духовных ценностей в сфере морально-этических представлений в современном китайском обществе Особенности трансформации системы духовных ценностей в сфере морально-этических представлений в современном китайском обществе Особенности трансформации системы духовных ценностей в сфере морально-этических представлений в современном китайском обществе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Доржиева Мария Лхамажаповна. Особенности трансформации системы духовных ценностей в сфере морально-этических представлений в современном китайском обществе : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 Иркутск, 2006 150 с. РГБ ОД, 61:06-9/351

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологический подход к изучениюлуховных ценностей.». 11

1.1. Духовность и ментальность как основа духовных ценностей 11

1.2. Сущность понятия «духовные ценности» и их роль в социальной реальности 30

1.3. Исторический анализ развития духовных морально-этических ценностей в Китае 47

Глава 2. Влияние духовных ценностей на развитие современного китайского общества 71

2.1. Национальная ментальность как социокультурная особенность 71

2.2. Состояние социально-экономической и политической сфер современного Китая как предпосылки трансформации системы духовных ценностей 85

2.3. Значение и роль духовно-традиционных ценностей в современном китайском обществе 107

Заключение 126

Список литературы 133

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Изучение духовных ценностей в сфере морально-этических представлений в современном китайском обществе является одной из сложнейших и актуальных проблем настоящего времени, так как область духовных поисков и способов самоутверждения заключается не только в совершенствовании экономических и политических сферах жизнедеятельности, но и, что более важно, в национально-культурной, духовной среды. Современный Китай переживает большие перемены во всех областях жизни в связи с процессами модернизации и укреплением позиций на мировой арене. Однако на пути к цели - созданию процветающей и благополучной страны - важным фактором является состояние духовной, морально-этической сферы жизни общества.

Система духовных ценностей в сфере этических представлений играет главную роль в улучшении эмоционально-психического здоровья нации и, следовательно, определяет силу духа и стимулы людей к достижению поставленных задач и целей по созданию условий для развития общества и государства. Понятия «мораль» и «нравственность» во все времена и во всех странах мира занимали и занимают важное место в определении духовно-этических норм и принципов поведения, которые непосредственно влияют на уклад жизни и образ мышления людей в конкретных общественных системах. Особенную актуальность проблемы морали и нравственного поведения приобретают в условиях переходного периода общественного устройства, который, как правило, сопровождается пересмотром привычного образа жизни, сравнением его с культурными традициями и обычаями других эпох и стремлением в результате к более интенсивным поискам формирования новых форм и путей к реализации своих потребностей и желаний.

В связи с переходом Китая на новый путь развития государства и общества, то есть устремленностью на строительство «социализма с китайской спецификой», суть которой сводится к созданию общества «малого благо-

4 действия» - «сяо кем», происходит активный поиск наиболее оптимальных моделей соотношений традиционно-духовных ценностей с современными принципами общественного взаимодействия.

Система ценностей призвана удовлетворять потребности и интересы общества в соответствии с уровнем культуры и системы общественных отношений. Каждая историческая эпоха характеризуется некоторыми специфическими особенностями трансформации основной системы духовных ценностей, выработанных в течение длительного исторического периода развития социума в сфере морально-этических представлений. Определение особенностей трансформации китайской системы духовных ценностей способствует более углубленному пониманию специфики китайских реформ и путей к реализации поставленных перед государством и обществом задач и целей.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема ценностей изучается философами, культурологами, психологами, социологами, педагогами и другими представителями научного мира. Это связано с тем, что данная проблематика является важной составной частью человеческого бытия, требующей всестороннего познания. Изучение поставленной проблемы в данной работе автор рассматривает в следующих основных направлениях:

Первое направление связано с определением структуры, функций и сущности понятия «духовность», которая является основой для формирования и функционирования таких социально-философских категорий как «ценность», «ментальность», составляющих основную канву данного социально-философского исследования. Большой вклад в развитие понимания феноменов духовности и ментальности внесли такие исследователи, как П.А. Анохин, А.А. Гусейнов, Н.А. Бердяев, А.П. Бутенко, Д.И. Дубровский, И.Г. Дубов, И.А. Ильин, Г.В. Платонов, И.К. Панарин, А.И. Редель, А.Г. Спиркин, П.В. Симонов, B.C. Соловьев, Л. Леви-Брюль, А.Б. Лебедев, М.П. Меньчи-ков, А.К. Уледов, З.В. Фомина и другие.1

1 Анохин П. К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. - М.: Наука, 1978.-400с; Анохин П. К. Теория отражения и современная наука о мозге.-M.; Знание, 1970.- 146с; Гусейнов А. А. Этическая мысль. - М.: Республика, 1992. - 446 с; Бердяев H. А. О назначении человека. - М.:

5 Заметный вклад в разработку изучения методологических общетеоретических проблем духовных ценностей, их влияния на духовное развитие личности и социальных групп внесли С.Ф. Анисимов, Л.М. Архангельский, М.П. Бочаров, П.С. Гуревич, Г.Я. Головных, О.Г. Дробницкий, Н.И. Дряхлов, В.А. Давыденко, Л.Н. Егорова, М.С. Каган, А.Н. Максимов, Е.В. Плотникова, О.М. Родзянко, И.А. Сурина, В.П. Тугаринов, Н.З. Чавчавадзе и др.1 Однако хотелось бы отметить, что специальных исследований, посвященных изучению духовных ценностей, незначительное количество. Большинство авторов работ по изучению аксиологической проблематики рассматривают духовные ценности через призму развития определенных качеств и свойств человека, его специфических потребностей в реализации своей духовной сущности, выделяют духовные ценности как категории социально-философского анализа для более углубленного понимания природы человеческого бытия.

Второе направление представляют работы, посвященные исследованию духовной культуры китайской цивилизации и их влиянию на социальный уклад общественного развития и формирования определенных ориентиров в совершенствовании морально-нравственной сферы, которые выполняют

Республика, 1993-340 с; Бутенко А. П., Колисниченко IO. В. Менталитет россиян и евразийство: их сущность и общественно-политический смысл//Социологические исследования.- 1996. -№5.-С.91-96.; Дубровский Д. И. Психика и мозг: результаты и перспективы исследований // Мозг и сознание. - М., 1990. - С. 17 — 34; Ильин А. А. Философия истории. -М.: Гардарики, 2000-528 с; Платонов Г. В. Проблема духовности личности (состав, типы, назначение) // Вестник Моск. Университета. - Сер. 7. - Философия. - 1998. -№2.-С. 3 -32; Российская ментальності.// Вопросы философии. 1994. -№1.-С. 30; Редель А.И. Российский менталитет: к социологическому дискурсу //Социологические исследования. -2000. -№12. -С. 117; Спиркин А. Г. Мозг и психика: соотношение материального и идеального // Мозг и сознание. - М., 1990. -С. 38 - 57.; Симонов П. В. Происхождение духовности / Отв. ред. М. Г. Айриготянц. - М.: Наука, 1998. - 350 с; Соловьев В. С. Оправдание добра. -М.: Республика, 1996. -478 с; Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. - М., 1994; Лебедев Духовное производство: сущность и функционирование. -Казань: Изд-во Казанского университета, 1991. —97 с.;Меньчиков Г.П. Духовная реальность человека. Духовность и религиозность//Философские науки, - 2000.-№3.-С. 117; Уледов А. К. Духовная жизнь общества. — М.: Мысль, 1980,- 167 с; Фомина З.В. Проблемы человеческой духовности: (онтологический и аксиологический аспекты): Дисс.д-рафилос. наук: 09.00.01. -Саратов, 1997-319 с.

1 Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М.: Мысль, 1988; Архангельский Л.М. Моральные ценности и современность//Вопросы философии.- 1983.-№11.; Бочаров М.П. От социальной ценности к социальному государству.-М.: Луч. - 1997; Гуревич П.С. Философия культуры.-М., 1995; Головных Г.Я. Обществен но-исторические системы ценностей: Автореф. дисс....д-ра филос. наук. - М.,1993; Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. - М., 1967; Дряхлов Н.И., Давыденко В.А. Социокультурные ценности: вчера, сегодня, завтра. - М., 1997; Егорова Л.Н. Общечеловеческие ценности как объект философского анализа: Автореф. дисс... канд. филос. наук. М., 1992; Максимов А.Н. Философия ценностей. - М.: Высшая школа, 1997; Плотникова Е.В. Духовные ценности в процессе передачи опыта поколений. -М.,1993; Родзянко О.М. Духовные ценности народа// Россия и современный мир.- 1993. -№!.; Сурина И. А. Ценности. Ценностные ориентации. Ценностное пространство: вопросы теории и методологии. - М.: Ин-т молодежи. - 1989.-С. 183.; Тугаринов В.П. Духовные ценности человека//Советская педагогика. - 1966.-№!.; Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. -Тбилиси: Мецниереб,1984.

функции регулирования поведения каждого отдельного индивида, тем самым, укрепляя общественные структуры и нормы социального бытия. Духовная культура Китая представлена философскими и религиозными учениями, в первую очередь, конфуцианством, даосизмом, буддизмом, которые оказали наибольшее влияние на формирование ментальности и специфики поведенческих стереотипов. Большой вклад в изучение философских, культурологических, исторических аспектов духовной культуры и духовной жизни внесли такие исследователи, как Н.В. Абаев, И.А. Абрамова, Л.С. Васильев, Ю.М. Галенович, С.А. Горбунова, Б.С. Ерасов, А.И. Кобзев, П.М. Кожин, М.Е. Кравцова, B.C. Кузнецов, А.В. Ломанов, А.Е. Лукьянов, В.В. Малявин, Л.С. Переломов, О.В. Почагина, К.М. Тертицкий, МЛ. Титаренко, Е.А. Тор-чинов, Чжу Хуан, Чэн Вэйли, Фан Кэйли, В.Ф. Феоктистов, Чэн Цзэнхуань, Фэн Юлань, Хэ Цзиньцзин, Л.Е. Янгутов и другие.1

Третье направление составляют работы ученых, занимающихся изучением проблемы модернизационных процессов в современном Китае, которые затрагивают все области жизнедеятельности общества и государства. Исследования социально-экономических и политических аспектов развития КНР * представлены трудами Я.Бергера, О.Борох, Л.П.Делюсина, Ду Вэймина,

1 Абаев Н.В. О культуре психической деятельности в раннем конфуцианстве. - Новосибирск. Препринт, 1983.-350 с; Абрамова И.А. Политическая культура Китая: традиции и современность. — М.: Муравей, 2000.-318 с; Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае.-2-е изд, -М.: Изд. фирма «Восточная литература».-2001.-488с; Галенович Ю.М. Заметки китаеведа. -М.: Муравей, 2002. - 328с; С.А. Горбунова. Идеологическая интерпретация социальной роли религии и буддизм в КНР // Проблемы Дальнего Востока. - 2005. - №2. - С. 144 - 154; Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизации на Востоке. - М.: «Наука», 1990.-295с; Кобзев А.И. ВанЯнмин и классическая философия.-М.: Наука, 1983.-352с; Кожин П.М. Религии и традиции в Китае //Китай на пути модернизации. Сборник статей. -М., 1999.-С. 115-118.; Кравцова М.Е. История культуры Китая.-СПб.: Издательство «Лань», 1999. -416 с; Кузнецов B.C. Политика в отношении религии в КНР// Проблемы Дальнего Востока.-2001. -№1.-С. 165- 17б;Кульпин Э.С. Человек и природа в Китае / АН СССР, Ин-т востоковедения. - М.: Наука, 1990. - 247с; Ломанов А.В. Современное конфуцианство: философия Фэн Юланя. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1996. -248с; Лукьянов А.Е. Начало древнекитайской философии: И цзин; Дао дэ Цинн; Луньюй,-М.: Радикс, 1994.- 112с; Малявин В.В. Китайская цивилизация. - М.: «Издательство Астрель» и др., 2000. -635с; Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. - М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993.-440с; Почагина О.В. Китайская молодежь: отношение к семье и браку//Проблемы Дальнего Востока.-2003. -К6. -С. 109 -124; Тертицкий К.М. Китайские синкретические религии в XX веке.-М., 2000 - 347с; Титаренко М.Л. Китай: цивилизация и реформы / РАН, Ин-т Дальнего Востока. - М.: Республика. - 1995. -240с; Торчинов Е.А. Даосизм: (опыт историко-регионоведческого описания): Дис,..д-ра фи-лос. наук: 09.00.03. -СПб.,1993.-439с; ЧжуХуанх. О правильном отношении к традиционной культуре// Цзюцзян шичжуань бао. - 1996. - С. 23 - 28; Чэн Цзэнхуань. Создание морали XXI века и конфуцианская этика.-Пекин, 1995. - №9.-С. 31 -34.; Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. - СПб.: «Евразия». - 1998. - 376 с; Хэ Цзицзин. Учение Конфуция о человеколюбии и китайский национальный дух. -Наньчан, 1992.; Янгутов Л.Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма. - Новосибирск: Наука. Сибирская издат. фирма РАН, 1995. - 224с.

7 Дунцзянь Цзяо, К.Кокарева, Ліо Цинцай, А.А.Москалева, Э.Пивоваровой, В.Портякова, М.Титаренко, Чжан Сянго, Чжан Байнзя, Ху Дэпин, Ху Аньган и других ученых.1

Изучение работ вышеназванных авторов и других отечественных и зарубежных ученых убедило диссертанта в важности и необходимости решения проблемы выявления особенностей формирования новых духовно-ценностных приоритетов в общественном сознании современных китайцев, так как эта сфера в современном китаеведении недостаточно изучена и предполагает дополнительное исследование.

Объектом нашего исследования являются духовные ценности в контексте развития китайского общества.

Предмет исследования составляют морально-этические представления в условиях социально-экономических и политических изменений современного КНР.

Цель настоящего исследования - изучить особенности трансформации духовных ценностей в сфере морально-этических представлений в современном китайском обществе. Поставленная цель, как нам представляется, может быть достигнута через решение следующих задач:

- определить сущность понятий «духовность» и «ментальность» как основы духовных ценностей;

1 Борох О. перспективы экономики КНР; зарубежные оценки в зеркале китайской критики // Проблемы Дальнего Востока. - 2003. - №3. - С. 94 - 112; Бергер Я. Политика реформ и структурно-функциональная реорганизация правительства КНР (к итогам первой сессии ВСНП 10-го созыва) // Проблемы Дальнего Востока. - 2003. - №3. - С. б - 26; Делюсин Л. Модернизация и учение Конфуция // Азия и Африка. - 2001. -№5 - С. 7 -11.; Ду Вэймин «Культурный Китай» и конфуцианские традиции // Чжунго вэньхуа. - 1993. - №8. - С. 205 - 209; Дунцзянь Цзяо. Народные традиции Китая в ситуации модернизации общества. Дисс. канд. культурол. наук: 24.00.01. - М.,2001; Кокарев К. Традиционная политическая культура и современность // Проблемы Дальнего Востока. - 1997. - №2; Лю Цинцай. Современная внешняя политика Китая и китайско-российские отношения // Проблемы Дальнего Востока. - 2004. - №5.; Москалев А.А. Теоретическая база национальной политики КНР (1949-1999) / Под общ. ред. академика B.C. Мясникова. - М.: Памятники исторической мысли, 2001.-224 с; Пивоварова Э. Реально оценивать современную социально-экономическую ситуацию в КНР // Проблемы Дальнего Востока. - 2005. - №1.; Портяков В. Новый шаг на пути реформ // Проблемы Дальнего Востока. - 2003. - №б.; Титаренко М. О международном значении китайского опыта модернизации // Проблемы Дальнего Востока. - 2004. - №5.; Чжан Сянго. Модернизационные процессы в современном Китае: социальные аспекты. -СПб.: Изд-во СП6ГУ,1999. - 153 с; Чжан Байнзя. Исторический обзор эволюции внешнеполитических отношений Китая в период существования реформ и политики расширения внешних связей (1992 - 2002 гг.). - Проблемы Дальнего Востока. - 2003. - №6.; Ху Дэпин. Размышления о теории и практике реформы в Китае (перевод Цао Чжундэ и А.С. Давыдова). - Проблемы Дальнего Востока. - 2003. -№3. - С. 79 - 88; Ху Аньган. Чем объясняются высокие темпы развития китайской экономики? - Проблемы Дальнего Востока. - 2005. - №1.

дать социально-философское определение понятию «духовная ценность»;

провести исторический анализ развития ценностей в сфере морально-этических представлений китайского общества;

рассмотреть социально-экономическую и политическую ситуации в КНР как предпосылки для трансформации системы духовных ценностей в сфере морально-этических представлений;

изучить специфику китайской ментальности;

- выявить значение и роль духовных ценностей в сфере морально-
этических представлений в современном китайском социуме.

Гипотеза. Морально-этические ценности, сформировавшиеся в древности, продолжают оставаться актуальными в современном китайском обществе, однако в ходе социально-исторических, политических и экономических изменений они подвергаются социокультурной трансформации.

Методологические основы и источники исследования. В основе настоящего исследования лежат диалектические методы познания в сочетании с системным и культурологическим подходами, позволяющие выявлять и обосновывать трансформационные закономерности и причинно-следственные связи и условия взаимодействия различных факторов, которые непосредственно влияют на формирование и социальное функционирование духовных ценностей. Также в диссертации использован метод конкретно-исторического анализа для изучения развития морально-нравственных представлений и их влияния на общественный уклад и образ жизни людей конкретного социума. В рамках этих подходов были использованы методы анализа, синтеза, сравнения и др.

Источниками исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам духовной жизни общества. Теоретические разработки по духовной культуре Китая российских и зарубежных исследователей стали главной базой для изучения проблемы особенностей трансформа-

9 ции системы морально-этических представлений в современном китайском социуме.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

дано социально-философское определение понятия «духовные ценности» и определено их место в структуре ментальности индивидов;

выделены основные функции духовных ценностей в общественной системе;

проанализированы процессы исторического развития и формирования морально-этических представлений и понятий в Китае;

определена иерархия морально-этических ценностей в системе традиционного общества и проведен сравнительный анализ с приоритетами в этой сфере в современном китайском социуме;

раскрыты основные предпосылки и характер трансформации системы духовных ценностей в сфере морально-этических представлений в современном китайском обществе;

выделены и исследованы социально значимые аспекты функционирования духовных ценностей в современном КНР.

Положения, выносимые на защиту:

Духовные ценности в сфере морально-этических представлений составляют важнейшие аспекты духовной сущности индивида, выражаемые в принципиально-значимых нормах и правилах поведения, а также в системе нравственных критериев в социально-обусловленном общении и взаимодействии.

Основа духовных ценностей определяется степенью выраженности и уровнем развития духовной и ментальной составляющих человеческого бытия.

- Трансформация духовных ценностей в сфере морально-этических
представлений осуществляется в ситуации изменения социально-
экономических и политических условий в стране, при переходе с одной сие-

10 темы управления государством на другую, то есть во время социально-политических и экономических кризисов, сопровождающихся пересмотром и переоценкой существующих норм, принципов и взглядов в общественной системе

- Особенности трансформации духовных ценностей в сфере морально-этических представлений обуславливаются чертами национального характера и спецификой ментальносте народа, а также определением значения и роли их в социальной и духовной жизни китайского социума.

Научно-практическая значимость исследования. Обоснованные теоретические положения в диссертации могут послужить основой для дальнейшего углубленного изучения духовной культуры Китая, а также материалы и результаты исследования позволяют расширить понимание и функциональную значимость трансформации духовных ценностей в сфере морально-этических представлений для развития и разработки оптимальных моделей социальных взаимодействий. Полученные в результате исследования выводы и заключения могут быть использованы для решения реальных проблем в ходе межнациональных и межкультурных взаимоотношений.

Материалы диссертации могут быть применены для составления и разработки практических пособий и спецкурсов по философии, культурологии, политологии, социологии.

Апробация работы. По теме диссертации опубликовано пять научных статей в научных и международных сборниках конференций, проходивших в г. Иркутске. Диссертация обсуждалась на кафедре социологии и социальной работы Иркутского государственного технического университета.

Структура работы- Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и списка литературы.

Духовность и ментальность как основа духовных ценностей

Духовность - это имманентно присущее качество сознания человека, выраженная в особой форме бытия личности как носителя высших, внутренних морально-нравственных принципов во взаимодействии с обществом и природой. По своей сути духовность - это состояние сознания, соединяющее индивидуальную реальность личности и социальную действительность и образующая тем самым своеобразное пространство идеальных образов поведения, мышления, мотивов и т.д. То есть эта сфера человеческого осмысления себя как существа наделенного разумом возвышающего его над миром индивидуально-личностного восприятия своего бытия как наиважнейшего и выводящая личность на новый уровень понимания и осознания своего существования, непосредственно и косвенно связанных со всем миром. Такое идеальное представление онтологической сущности сферы сознания индивида продуцирует чувство взаимозависимости, единосвязанности со всем миром людей и природы, тем самым появляются, будируются такие качества ума как сострадание, любовь, доброта, терпимость и т.д.

Понятие «духовность» связана с такими категориями философского анализа как дух, душа, одухотворенность. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова «дух» - это «сознание, мышление, психические особенности; начало определяющее поведение, действия», а «душа» - внутренний психический мир человека, его сознание».1 Таким образом, из этих определений мы можем заключить, что дух и душа - формы сознания, психика индивида, определяющие его внутренний, духовный мир. Философ Д. В. Пивоваров рассматривает категории «дух» и «душа» как «религиозно-философские понятия, означающее невещественные начала, в отличие от материального... Ду ша связана с конкретным целом (телом), будь то отдельная тварь или телесность всей природы (мировая душа), а после смерти тела душа пребывает в особом легком теле - в «сома пневматикос», «астральном теле» и тлі. Дух же свободен от конкретных воплощений и вездесущ, легко проникает всюду и столь же легко уходит за любую границу; поэтому он способен доходить до вершин мироздания (т.е. быть совершенным), творить любую предельную целостность и привносить в каждое отдельное наличное бытие переживание сопричастности (смысл) всякому иному бытию... Душа несовершенна и ограниченна, дух же совершенен и неограничен».1 Данный теолого-религиозный подход наделяет человека душой, которая несовершенна, но стремится к совершенству посредством связи с духом, который приближает ее к вершинам бытия. Таким образом, духовность — оплодотворение души духом и постоянная тяга к высшим принципам существования и устранение инерции экзистенции и эгоизма. Религиозное понимание сути духовности имеет право на существование, так как она наиболее приближена к этическому обоснованию законов, норм и принципов, идей онтологической сущности жизни людей.

Также становятся популярными концепции, утверждающие и обосновывающие не тождественность, разность религии и духовности. Например, Г. П. Меньчиков отмечает, что «дух - это способ бытия пребывать в конструирующем состоянии бытия... При этом духовность - как особое свойство, состояние духа - не отождествляется с самим духом человека и религиозностью... Сущность духовности человека состоит в превосхождении себя до состояния персональной свободы и ответственности в бесконечном и вечном бытии, несмотря на свою конечность и невечность». С таким подходом к пониманию сущности духовности мы можем согласиться, так как придерживаться нравственных принципов является долгом не только религиозных людей, но и любого человека как существа, наделенного разумом, который дает ему способность к осознанию добра и зла, пользы и блага. Главная несовместимость религиозности и духовности состоит во взглядах на бытийность мира и природы человека. Религии присуще сверхъестественное некритическое восприятие мира, вера в Бога-творца и т.д., то есть факты, противоречащие научным знаниям. Мы также можем согласиться с замечанием Меньчикова, что религиозность может включаться в духовность лишь в «компенсаторном смысле». Потому что любое религиозное учение, помимо собственных религиозных положений включает, во всяком случае, декларирует, и общечеловеческие ориентиры и ценности. Данная точка зрения о соотношении духовности и религиозности способствует более углубленному пониманию сущности духовности и ее природы. Духовная составляющая человека является основой для дальнейшего его самосовершенствования как разумного существа в уровне развития внутренних качеств, от которых зависит его собственное существование. Дух и душа - это понятия, с которыми ассоциируется сознание и психика человеческого индивида, определяющие его существование, мироощущение, целеустремления.

Сущность понятия «духовные ценности» и их роль в социальной реальности

Проблема ценностей и ценностных отношений становятся наиболее актуальной в периоды ломки сложившихся устоев общества, пересмотра ранее общепринятых взглядов на взаимоотношения личности, общества и государства. Впервые в истории европейской философии вопрос о том, что есть «благо», «истина», «счастье» были поставлены Сократом, Платоном, Аристотелем. Платон утверждал, что ценность вещи определяется степенью ее причастности совершенству своего трансцендентного первообраза, или идеи. Сама же идея выполняет роль критерия ценности вещи, так как они соучаствуют в высшей идеи блага. «Благо - то, что существует ради него самого».1 Платон преобразовывает аксиологию Платона в духе реализма, утверждая, что благость вещи определяется не степенью ее причастности трансцендентной идеи, а ее соответствием собственной имманентной природе. Это соответствие выявляется в деятельности, ибо не только последняя реализует воз-можности, определяемые природой вещи. В античной философии проблематика ценностей рассматривалась в дискурсе онтологического познания природы вещей. Такой подход также характерен и для средневековой религиозной философии. Одним из ярких ее представителей был Фома Аквинский.

С развитием науки и техники в философии наметились новые подходы к раскрытию сущностной природы ценностей. Это произошло в связи с тем, что научные достижения в области осваивания мира природы и мира человека привели к выделению и размежеванию таких понятий как «социальная реальность», «окружающая действительность», «относительность бытия», «цели», «смысл», «значения» и т.д. Усложнение самой социальной жизни человека, возникновение проблем выбора как морально-нравственный показатель зрелости личности способствовали появлению аксиологии - философского учения о ценностях.

Это учение появилось и оформилось только в XIX веке, что говорит о длительном процессе становления осознанности и принципиальной важности установления критериев правильных и эффективных субъект - субъектных и субъект - объектных отношений. Это связано не только с объективным социальным фактом, но и субъективным - развитие уровня осмысленности индивидом своего бытия прямо или косвенно связанного с другими индивидами, с результатами своего и их труда, а также объектами природы. Углубленное понимание этих социально- и индивидуально-значимых положений способствует постижению смысла человеческого существования, его целей и значения жизни человека как существа наделенного высшей, что есть в природе ценностью - разумом. В науке существует несколько подходов к определению понятия «ценность»: л о ги ко-прагматический (Дж. Дьюи, Ч. Пирс), трансцендентно-идеалистический (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), историко-релятивный (В. Дильтей, А. Тойнби, О. Шпенглер, М. Вебер). Философы первого подхода определяют ценности с точки зрения практической полезности. По мнению Дыои, объекты становятся ценностями, когда они получают оценивающее суждение как приносящие благо, пользу, желаемые, то есть как ценностно-значимые. Также он указывал, что важно видеть различие между побуждением и желанием. Побуждение - это основа желания. Желанием же оно становится при условии добавления к нему знания о своих потребностях, наличия цели и способов осуществления.1

Начало аксиологическое направление в отечественной философской литературе было положено в конце 50-х - начале 60-х годов прошлого века. В основе ценностной проблематики лежало понимание человека как по преимуществу практического существа. Философы данного направления рассматривали ценности, как и Дьюи с точки зрения блага, то есть ценностями, считались реальные объекты, имеющие функциональную значимость, полезность, таким образом, удовлетворяющие потребности людей. «Ценности суть предметы, явления и их свойства, которые нужны (необходимы, полезны, и пр.) людям определенного общества или класса и отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, также - идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала».

Национальная ментальность как социокультурная особенность

Ментальность - это понятие, под которым мы понимаем особое, специфическое восприятие мира определенным сообществом, с формированными этнокультурными элементами жизнедеятельности, позволяющие идентифицировать его индивидов посредствам проявляемых готовностей, предраспо-ложенностей и установок действовать, мыслить, чувствовать и понимать окружающую реальность свойственным только данному сообществу способом. Менталитет формируется в ходе исторического развития социокультурного процесса, выражающегося в форме характерных для конкретного общества традиционных установок и норм, системы ценностного отношения к миру природы и людей, а также в результате социально-экономических и политических условий существования социума. В течение длительного периода конкретно-исторического становления общественных отношений ментальность приобрела четко структурированный, выхолощенный и определенный образ мировосприятия и миропонимания.

Китайская цивилизация является одной из самых древних и самобытных из всех существующих, которой естественным образом присуще особые черты и характерные способы мышления и поведения индивидов данного общественного устройства. В процессе своего многовекового развития и существования китайская культура сохранила и укрепила в себе все самые необходимые для жизнедеятельности и функционирования социума элементы, проверенные временем и опытом предыдущих поколений. Возможно, объяснить такую жизнеустойчивость и жизнеспособность можно особым складом ментальных конструктов китайского социума. При определении сердцевины менталитета, то есть духовных ценностей следует обратить внимание на главные духовно-нравственные учения, оказывающие непосредственное влияние на формирование системы духовных ценностей. Китайцы на протяжении многих поколений культивируют и придерживаются принципов и положений трех основных направлений развития духовной мысли: конфуцианства, даосизма и буддизма. Хотя более распространенным и популярным является учение Конфуция о моральном и этико-социальном развитии общественных отношений, другие два направления также оказали определенное влияние на структурное содержание ментальности данного этноса. В связи с этим имеет смысл выделить следующие факторы, обеспечивающие принятие этих религиозно-философских учений для функционирования ментальности:

1) обоснованность и приемлемость основных принципиальных положений духовно-нравственных учений;

2) степень доступности их широким массам населения для изучения и понимания морально-нравственных принципов;

3) способы реализации и применения духовно-этических норм и ценностей в общественной и индивидуальной жизни;

4) уровень полезности и выгоды от использования и культивирования проповедуемых морально-нравственных положений.

Каждое из перечисленных философско-религиозных учений внесло свои коррективы в становление и развитие ментальных конструктов и способствовало формированию определенного склада мышления и поведения. Конфуцианство в большей степени влияет на структуру общественного уклада, тем самым, формируя основные принципы и нормы взаимоотношения внутри социума, решает проблемы гармоничного и стабильного его функционирования. Направленность этой философской концепции на социальный органицизм, включающий в себя факторы устойчивости и упорядоченности общественных отношений, в значительной степени подчеркивает важность и превосходство четкой структурированности и определенности социальных взаимоотношений, которые должны устранять и предотвращать любые причины нестабильности и недовольства в обществе. То есть каждый индивид, знающий свое место в социальной иерархии следует установленным правилам поведения и выполняет возложенные на него обязанности в соответствии с занимаемым положением в социальной структуре. Таким образом, в менталитете китайцев первостепенную важность приобретает такая духовная ценность как стремление к гармонии и упорядоченности во взаимоотношениях, которая в свою очередь продуцирует важнейшую категорию нравственного развития - человеколюбие, разработке которой посвящены все духовно-философские учения и концепции. В конфуцианстве человеколюбие представлено как строгое соблюдение субординации во всех сферах жизнедеятельности, начиная от семейных взаимоотношений и до государственного уровня. Конфуций считал, что «почитание родителей и старших братьев это есть основа человеколюбия».1 Далее в «Лунь юе» мудрец только детализирует человеколюбие, определяя его содержание в бытовой, нравственной, эстетической, политической, экономической т.д. областях жизни человека. Например: «Цзычжан спросил у Конфуция о человеколюбии. Конфуций ответил: «Того, кто способен распространить пять [достоинств], Поднебесная назовет человеколюбивым». Цзычжан сказал: « позвольте спросить о них». Конфуций ответил: «Почтительность, обходительность, правдивость, сообра-зительность, доброта»». Таким образом, в ментальности китайцев закрепляется понимание нравственности как высшего императива во взаимодействии с социальным и природным миром, обеспечивающего гармонию и взаимопонимание. Духовные качества сознания, такие как доброта, взаимоуважение, доверие, искренность т.д. культивируются на протяжении многих поколений людей, что доказывает их состоятельность, целесообразность, рациональность и, наконец - это подчеркивает важную составляющую человека, без которой он не может полностью соответствовать своей сущности, а именно духовной природе своего бытия.

Похожие диссертации на Особенности трансформации системы духовных ценностей в сфере морально-этических представлений в современном китайском обществе