Введение к работе
Актуальность исследования
Вступление человечества в XXI век связано с двойственным процессом мирового развития. С одной стороны, глобализация, интеграция и взаимопомощь способствуют объединению мирового сообщества, с другой -социальная дифференциация влечёт за собой расслоение общества. Глобализация общественных отношений проявляется не только в том, что достижения человеческого разума становятся всеобщим достоянием, а также в том, что разного рода противоречия, конфликты также приобретают общепланетарный масштаб.
Распад Советского Союза, ставший крупнейшей геополитической катастрофой XX века (В. Путин, 2006) породил ксенофобию, экстремизм, национальную, социальную интолерантность из-за вошедшего в свою активную фазу миграционного процесса. Большое количество российских граждан из-за сложившейся неопределённости и в целях улучшения жизненных условий начали покидать страну, уезжая за границу. Одним из центров иммиграции наших соотечественников стала Федеративная Республика Германия, где вновь прибывшие столкнулись с трудностями интеграционного процесса и проблемой формирования толерантного сознания в новой социокультурной ситуации.
Трансформация российского общества, стремление России к интеграции в мировое сообщество на основе идей неолиберализма, активные инновационные процессы привели к глубокому социальному расслоению общества, утрате традиционных ценностей и духовных ориентиров - к аномии. Социум разорван, человеку сложно постичь новый предметный мир, на одном полюсе которого небольшая группа олигархов, на другом -обнищавшие слои населения. Меняется облик страны и на этом фоне индивидуальные и массовые формы протеста неизбежны. Человеку сложно менять привычный предметный мир. Граждане Советского Союза перестали являться таковыми и оказались неспособными воспринять новый мир ценностей. Наступил кризис толерантного сознания на личностном и
общественном уровнях. Поэтому весьма актуальным становится понимание толерантности в социальном контексте развития современной России.
Формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, профилактика различных видов экстремизма и противодействие им имеют для многонациональной России особую актуальность. Это обусловлено сохраняющейся социальной напряженностью в обществе, продолжающимися межэтническими и межконфессиональными конфликтами.
В целях противодействия различным видам экстремизма, этнофобии и ксенофобии необходимы соответствующие научные исследования, раскрывающие коренные причины этих явлений и способствующие выработке политических решений.
XX век был характерен тем, что философия от языковой схоластики перешла к изучению острейших социальных проблем, в числе которых толерантность занимает одно из важных мест.
В современном транзитивном обществе толерантность - условие выживания человечества. Являясь поликультурным государством, Россия имеет весьма серьезные проблемы. Очевидно, что целостность и будущность России связаны с полиэтничностью.
По данным Всероссийской переписи населения 2010 г. в России насчитывается более 180 наций и народностей, различающихся по вероисповеданию, культуре, истории и обладающих собственной системой ценностей. Представители этих национальностей непрерывно контактируют друг с другом, что обусловлено их совместным проживанием в рамках единого социума. Для России как поликультурного государства обеспечение мирного сосуществования большого количества этнических сообществ составляет большую проблему.
В сложившейся ситуации единственно верным направлением в политике таких полиэтнических государств как Россия будет утверждение принципа толерантности, уважение по отношению к другим этническим группам,
обеспечение возможности существования представителей различных национальностей в условиях современного мультикультурного общества.
В основе толерантного поведения лежит принцип уважения, солидарности, его можно рассматривать как моральный императив для разрешения конфликтных ситуаций. Уважение нужно для осознания всеми сторонами конфликтных ситуаций необходимости достижения справедливости. Таким образом, исследовательское поле, повлиявшее на выбор темы данной диссертационной работы, обусловлено контекстом проблем, связанных с реализацией толерантных отношений в современной России.
Степень разработанности проблемы
Интерес философии к проблемам толерантности возник достаточно давно, а различные её интерпретации и аспекты затрагивались представителями многих школ и течений в истории философской мысли. В Древнем мире чувство толерантности проявлялось в уважении к иноплеменным богам и культам (Д.В. Пивоваров). Идея толерантности отражена в этико-политической доктрине древнекитайского мыслителя Конфуция. В период античности толерантность связывалась с интеллектуальным аскетизмом как предпосылкой духовного и социального сплочения людей (Сократ, Платон), со свободомыслием (Аристотель, Гераклит Эфесский, Демокрит, Эпикур).
Для философии Средневековья свойственно искать в толерантности пути преодоления религиозного фанатизма, непонимания и ненависти по отношению к инакомыслящим. В средневековой Европе интерес к проблемам толерантности возрастает в эпоху религиозных войн. Понимание толерантности в этот период сводится к компромиссу, на который вынуждены были согласиться католики и протестанты. Сторонниками религиозной толерантности выступили В. Дильтей, Дж. Локк, М. Лютер и др. Философы эпохи Просвещения трактовали категорию толерантности в
политическом аспекте как свободу мысли, веры и слова. Основополагающим
принципом, на котором должны выстраиваться внутренние и внешние отношения государств, мыслители называют принцип гуманности (Вольтер, К. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро, И. Кант, Ш. Монтескье и др.).
В русской философии эпохи Просвещения в аспекте толерантности получили своё развитие две центральные идеи: соборности и всеединства. В традициях русской религиозно-философской мысли следует выделить произведения НА. Бердяева, B.C. Соловьёва, А.С. Хомякова.
В современной философии основными направлениями изучения являются особенности исторической эволюции идеи толерантности, ее антропологической природы. Историко-философский аспект темы толерантности актуализирован в работах таких авторов, как В.А. Васильев, Т.В. Волкова, Б.С. Гершунский, Э. Гуссерль, П.К. Гречко, В.М. Золотухин, И.Н. Ионов, Н.Н. Крадин, В.А. Лекторский, М.П. Мчедлов, П. Николсон, А.В. Перцев, Ю.И. Семёнов, Л.В. Скворцов, М. Хайдеггер, С. Хантингтон, В.М. Хачатурян и др.
Определение статуса толерантности в обществе, ее целостное описание представлено в работах Т.Л. Барандовой, В.Е. Буденковой, М. Задера, М.Л. Новосадовой, Н.С. Педченко, М.А. Семашко, П.И. Смирнова, Ю. Хабермаса и др.
Особое внимание в современной философии уделяется проявлениям толерантности в различных сферах жизни общества.
Феномен толерантности становится областью политики, что связано с радикальными социально-политическими преобразованиями в России. Для анализа политологического аспекта толерантности важное значение имеют труды А.Г. Асмолова, Г.М. Денисовского, В.Л. Иноземцева, Б.Г. Капустина, С. Хантингтона, М. Уолцера, Дж. Харвитцы и др.
В сфере религии толерантность рассматривается как веротерпимость и находится в тесной связи с понятием «свобода совести». Проблемы религиозной толерантности рассматриваются в работах А.П. Абуова,
С. Кривошеева, Р.А. Лопаткина, В. Овяна, А. Симаворяна, М.А. Халиля, Г.Е. Шлымовой и др.
В рамках правового подхода феномен «толерантность» понимается как требование построения общества, основанного на праве. Такой подход мы видим в работах Дж. Гормана, Н. Маккормика, B.C. Соловьёва.
С позиций психологического подхода толерантность, с одной стороны, есть нейтралитет, равнодушие, находящееся всегда на стороне личного, с другой - толерантность есть максимум сопереживания и доброты. В рамках общепсихологического подхода проблемы толерантности рассматривают Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.Г. Выготский, Г. Олпорт, Л.Г. Почебут.
В культурологии главное внимание обращено к выделению культур, способствующих или препятствующих формированию и развитию толерантного сознания. Культурологический, цивилизацнонныи подходы представлены в работах Ю.А. Аверина, М.М. Бахтина, АЛ. Гуревича, М.С. Кагана, Ю.М. Лотмана и др.
Проблемы толерантности в сфере межэтнических отношений представлены в работах М.Л. Дробижевой, В.Е. Козлова, П.М. Козыревой, М.П. Мчедлова, А.В. Перцева, З.А. Сикевич, Г.У. Солдатовой, А.Н. Тарасова, Л.А. Шайгеровой, Ф.А. Шебзуховой, А. Шульте и др.
Нравственно-этический аспект толерантности рассматривают P.P. Валитова, Н. Грамер А.А. Гусейнов, Е.И. Касьянова, И.С. Кон, Г. Невью, П. Николсон.
Наиболее востребованными являются исследования толерантности в области образования и педагогики (Е.В. Бондаревская, В.В. Давыдов, И.А. Колесников, Н.В. Круткова, Е.А. Найденова и др.).
Толерантность в сфере межличностной коммуникации представлена в
работах Р. Барта, Ж. Бодрийяра, Е.В. Зинченко, Э.О. Леонтьева,
М. Мерло-Понти, Ж.-Л. Нанси, Ю.С. Осаченко, В.В. Петренко, Г.И. Петрова.
Понятие «толерантность» довольно полисемично, его семантическое
поле включает в себя несколько значений. Языковая репрезентация
семантического поля позволяет видеть два основных направления толкования понятия «толерантность»: толерантность как терпимость и толерантность как признание легитимности другого. Толерантность как терпимость трактуется С.Г. Ильинской, Б.Г. Капустиным, Н.В. Кругловой, В.В. Соловьёвым, Ю. Шписом и др. Как признание легитимности другого, как «стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений», как «принятие и симпатия к мнениям других, отличающимся от своих собственных», такое понимание семантики феномена «толерантность» прослеживается в работах В.Е. Буденковой, P.P. Валитовой, П.К. Гречко, М.П. Мчедлова, Н.Л. Новосадовой, Н.Н. Федотовой, Ю.Н. Фроловой и др.
Объект исследования - феномен толерантности.
Предмет исследования - проявление толерантности в современном российском обществе.
Цель диссертационного исследования - на основе социально-философского и методологического анализа выявить основные социокультурные особенности толерантности в транзитивном обществе.
Для достижения поставленной цели автором решаются следующие задачи:
изучить особенности транзитивного общества в новейшей истории России;
исследовать толерантность как социально-философскую категорию;
показать основные этапы и особенности становления идеи толерантности в философской мысли;
проанализировать эпистемологические основания социально-философского анализа толерантности;
разработать типологическую классификацию толерантности;
выявить особенности проявления толерантности в транзитивном обществе;
провести сравнительный анализ особенностей толерантного сознания российских немцев-иммигрантов и коренного населения Германии;
рассмотреть условия формирования установок толерантного сознания и поведения в обществе.
Методологическую основу исследования составили философские и социологические принципы, содержащиеся в трудах мыслителей от античности до современности.
Теоретическая часть диссертационного исследования основывается на системном и междисциплинарном методах, позволяющих осуществить интеграцию философских, социологических, политических, психологических подходов к рассмотрению толерантности в современном транзитивном обществе.
Сущность толерантности как социокультурного феномена раскрывается с точки зрения цивилизационного, экзистенционапьно-феноменологического и антропоцентрического подходов.
Комплексное социально-психологическое и социологическое исследование даёт возможность раскрыть особенности интеграции и проблемы становления толерантного сознания и поведения российских немцев-иммигрантов в Германии.
Сравнительный анализ позволил выявить сильные и слабые стороны концепций, выдвинутых различными авторами, определить их эвристический потенциал.
Методы исследования: общенаучные методы (анализ и синтез, индукции и дедукции), историко-генетический, диахронический, системный, сравнительного и этимологического анализа.
Информационной базой исследования являются идеи и теории
отечественных и зарубежных философов, социологов, психологов,
лингвистов, историков, политологов.
Эмпирической базой исследования являются данные комплексного социально-психологического и социологического исследования, проведённого автором в Германии в апреле-мае 2011 года среди коренных жителей Германии и российских немцев-иммигрантов. Выборочная совокупность 253 человека с контролем по полу и возрасту.
Научная новизна исследования
-
Раскрыта сущность понятия «толерантность», рассмотрено семантическое поле (положительная установка, конструктивно-доброжелательная оценка и отказ от противостояния) и обоснована природа (естественная субстанция) толерантности.
-
На основе диахронического метода проведен анализ развития толерантности в философской мысли. Выявлено, что толерантность с момента своего существования содержит в себе не только ценностную составляющую, но и прагматический интерес.
-
Представлена типологическая классификация толерантности (уровни, виды, формы).
-
Установлено, что общий уровень толерантности немцев-коренных жителей Германии превышает уровень толерантности российских немцев-иммигрантов. Сравнительный анализ полученных результатов выявил причины разноуровневой сформированное толерантного сознания коренных и этнических немцев. Данные социологического исследования свидетельствуют, что немецкие респонденты готовы к конструктивному диалогу с российскими немцами-переселенцами, что опровергает гипотезу о проявлении интолерантности местных жителей Германии к российским немцам-иммигрантам.
-
Сформулированы условия, способствующие формированию толерантного поведения в обществе. Воспитание толерантности осуществляется на трёх уровнях: государственном, социальном, индивидуальном.
Положення, выносимые на защиту:
-
В современном транзитивном обществе понятие «толерантность» имеет полисемнческий характер. Толерантность есть естественная социокультурная норма, положительная установка индивида по отношению к окружающему его дифференцированному социуму, заключающаяся в конструктивно-доброжелательной оценке других и отказе от противостояния.
-
Толерантность представляет собой основу самосохранения общества, выступая в качестве защитника и сподвижника сосуществования индивидов в условиях религиозных, этнических, социальных, политических трансформаций.
-
Современный мультикультурализм выдвигает новые вызовы культуре толерантности. Жизненные требования и прагматический интерес формируют «толерантность необходимости». Такая форма толерантности характерна для мегаполисов, в которых сконцентрированы диаметрально противоположные интересы, мнения, позиции. Это многообразие взглядов находится в постоянном тесном взаимодействии, вследствие чего возникает потребность в трудных уступках и компромиссах.
-
В структуре толерантности следует различать уровни, виды, формы. По субъекту, носителю толерантности, можно выделить индивидуальный, социальный и государственный уровень.
На основе видовых различий следует различать толерантность политическую, этническую, религиозную, социальную и др.
Каждый вид толерантности / интолерантности может проявляться в различных формах.
5. Комплексное социально-психологическое и социологическое
исследование немцев-иммигрантов и немцев-коренных жителей Германии
показало, что коренные жители Германии имеют более высокий уровень
социальной, этнической и личностной толерантности. Высокий уровень
социальной толерантности выявлен лишь у 16 % немцев-иммигрантов по
сравнению с 38 % у местных жителей Германии.
Высокий уровень толерантного сознания представителей немецкой нации в значительной степени детерминирован иммиграционной политикой Германии.
6. Степень реализации толерантных отношений в современной России в значительной степени зависит от эффективной деятельности по формированию толерантных установок в обществе на трёх уровнях: государственном, социальном и индивидуальном.
Теоретическая значимость исследования
Изложенный в настоящем исследовании материал представляет определённую значимость для расширения проблемного поля социальной философии, вносит теоретический вклад в изучение различных видов толерантности. Результаты диссертационного исследования дополняют имеющиеся гипотезы и экспериментальные данные о толерантности.
Практическая значимость исследования
Полученные в результате теоретического и практического исследований данные и сформулированные выводы могут быть использованы в разработке учебных программ нового поколения и факультативов по межкультурной коммуникации для школ, колледжей, ВУЗов и включены в курс социальной философии, психологии, этики, социологии, культурологии, межкультурной коммуникации, политологии. Результаты исследования могут служить методологической основой изучения толерантности граждан России к иммигрантам.
Апробация работы
Основные положения диссертационного исследования были
представлены на XI международных педагогических чтениях «Управление
качеством образовательной системы в современных условиях» (Архангельск,
2009), на XII международных педагогических чтениях «Роль
профессионального образования в формировании ценностных ориентации
молодёжи» (Архангельск, 2010), на I Международной научно-практической
конференции «Социально-гуманитарные и юридические науки: современные
тренды в изменяющемся мире» (Краснодар, 2011), на XIX Международной научно-практической конференции «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения» (Новосибирск, 2011).
Основные положения диссертации обсуждены на заседании кафедры философии института социально-гуманитарных и политических наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова.
По теме исследования опубликовано восемь научных статей, четыре из которых в рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК РФ для публикаций основных научных результатов диссертаций.
Структура диссертации
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 223 наименования, в том числе 13 на иностранном языке, и двух приложений.