Введение к работе
з L
Актуальность диссертационного исследования в теоретическом отношении определяется, прежде всего, возрастанием роли философского изучения этнической толерантности в структуре научных исследований данного феномена Для самой философии необходимость изучения этнической толерантности непосредственно связана с разработкой и исследованием одной из самых ее фундаментальных тем -сознания и самосознания, причем исследованием не абстрактным, а эмпирически обогащенным, через феноменологию
Для научно-философского осмысления этнической толерантности становится очевидным то, что без выделения и характеристики ключевых компонентов самосознания этноса невозможно представить этот феномен как специфическое когнитивное и социальное образование, найти единый подход к его определению При этом на первый план выходит необходимость разработки теоретических и методологических принципов этнической толерантности
Актуальность темы исследования в практическом отношении связана с тем, что в настоящее время происходит обострение этнокультурных противоречий, наблюдается усиление роли этничности и связанных с ней форм национализма в социальных и политических процессах, отмечается рост этнического самосознания, этноцентризма. В связи с этим осуществляется поиск системы мер по предотвращению этнических конфликтов, формированию в обществе толерантности по отношению к другим народам. В этих условиях нахождение и характеристика всех составляющих этнической толерантности важны для выявления основных каналов, через которые формируется и через которые воспроизводится представление о «своем» и «других» этносах. Любое государство или регион, не имеющие этнической, религиозной, социальной и культурной однородности, для обеспечения мира и своей безопасности нуждаются в толерантности.
Необходимость обращения к исследованию проблемы этнической толерантности в поликультурном регионе обусловлена, с одной стороны, существованием двух тенденций в общественном развитии (растущая глобализация, социальные и культурные интегративные процессы в человеческом сообществе, и, вместе с тем,
увеличение деструкгавности, шполерантиости в отношениях между государствами Запада и Востока, религиозные и этнические конфликты и распространение международного терроризма, поставившие под угрозу существование человечества), а, с другой, — развитием самого философского знания, возрастанием роли в нем фило-софско-антропологической и аксиологической проблематики.
Степень разработанности проблемы. Проблема формирования толерантного
общественного сознания широко затрагивалась в истории философской мысли, на
чиная с античности. Но в различные исторические периоды толерантность тракто
валась неоднозначно: Платон воспринимал ее как интеллектуальную самозащиту,
Аристотель— как стремление к «золотой середине», Тертулиан—как спасение и по
каяние, Ж.-Ж.Руссо и АШопенгауэр видели в ней сострадание, И Кант - всеобщий
человеческий долг, Г Спенсер воспринимал толерантность как идею всеобщего рав
новесия, марксизм - как возможность контроля над чужой жизнью, ЖЛ-Сартр -
как внутренний регулятор «моего отношения к другому», В.Франкл - как рефлек
сию чужого опыта, и т.д. , ,
В русской философской мысли терпимость (аналог толерантности),воспринималась и .как «искусственно отысканная середина» (ШЗ.Киреевский, Н-ЯДанилевский), и как допущение чужой свободы (В.С.Соловьев), и как определенный уровень нравственной сознательности (НАБердяев).
Понятие «толерантность» все чаще используется в гуманитарном знании: психологии (АТАсмолов, БГАнаньев, СААрутюнов, В.М Бехтерев, И.С.Кон, В АЛабунская, ЕьМЛебедева, ТДХСкрипкина, Г.У.Солдатова, Т.Г.Стефаненко), социологии (РАрон, ЖБурдье, МВебер, Э.Дюркгейм, ПСорокин), культурологии (ВЛАлексеев, ЛСГуревич, Л.НГумилев,.М.С.Каган, СХангтигтон), конфликтологии (В Г Афанасьев, К.СГаджиев, В.И.Гантман, А.В.Глухова, А.В.Дмитриев, АГ.Здравомыслов, В.Н.Кудрявцев, НЯМоисеев, МАМунтян,), религиоведении (А В Авксентьев, ( Ю.ДАнчабадзе, В.ВБартольд, МВ.Вагабов, Н.В Жданов, ААИшатенко, РТЛанда, А.В.Малашенко) и т.д. Весьма широко толерантность исследуется в философском знании: истории философии (Г.СБатищев, С.ТЛВайтман, ПСГуревич, В.Н.Сагатовский, М.Б.Хомяков), онтологии
s (С ИБулгаков, В.С.Соловьев, П.А.Флоренский, СЛ.Франк), аксиологии
(А.И.ЗЄЛИЧЄНКО, Л-НКруглова, РЛЛившиц, ШЬСтепанова), этике (Р.РЗалитова,
А А.Гусейнов, Н.И.Федотова, Т.Н.Шихардина), философии религии и философской
антропологии (В.Д.Жуковский, В.М. Золотухин, ДВЛивоваров, АЛСавицкнй).
Заслуживают внимания работы Р.М.Абакаровой, М.А Абдуллаева, М. ААгла-рова, А К.Алиева, МИБилалова, М.В.Вагабова, ЗЛТасанова, КІТусаевой, ГИ.КИСЛОВОЙ СИМуртузалиева, М.ГМустафаевой, К.М.Ханбабаева, В.НЦа-турова, В.В.Черноус, ГЛЮсуповой и др, в которых отражены отдельные аспекты формирования и развития толерантности в условиях полиэтноконфессионального Северного Кавказа, а также диссертационные исследования 3 НГаджимурадовой, Ф.М. Малхозовой, З.Я.Умаровой, ФА.Шебзуховой.'
Несмотря на широкую разноплановую определенность понятия толерантности и важной ее составляющей - этнической толерантности, социально-философские аспекты разработаны слабо, в связи с чем проблема изучения специфики формирования этнической толерантности в поликультурных регионах России остается не раскрытой.
Объектом диссертационного исследования является толерантность как социокультурный феномен и общечеловеческая ценность, актуализирующаяся в условиях трансформации современного модернизирующегося общества.
Предметом исследования является этническая толерантность и специфика ее проявления и формирования в поликультурном обществе (в условиях Республики Дагестан).
Цель и задачи исследования Целью исследования является разработка социально-философской концепции, раскрывающая онтологические основания в определении и специфике формирования этнической толерантности в поликультурных регионах.
1 Гаджимурадова З Н Особенности формирования этнического самосознания молодежи Дагестана. Автореф дисс . канд психол наук. - М., 1998 , Малхозова Ф М. Социально-психологические особенности этнической толерантности в поликультурном регионе Дисс канд психол наук -М.1999, УмароваЗ Я, Философские проблемы толерантного сознания Дисс канд филос наук - Махачкала, 2006, Шебзухова Ф А Ментальные основания толерантносги в полиэтннчном обществе Автореф дис д филос н. - Ростов-на-Дону, 2005
6 Достижение поставленной цели осуществлялось последовательным решением
следующих задач:
конкретизировать социально-философское определение понятия «толерантность» в отечественной и зарубежной философской мысли;
определить причинно-следственные закономерности появления толерантности, ее формы и границы в полиэтническом обществе;
исследовать единичное, особенное и общее в проявлении толерантности применительно к личностным и общественным характеристикам;
-на основе анализа социокультурогенеза народов Дагестана,'обосновать ' взаимозависимость этнического самосознания и этнической толерантности;
выявить основные направления, формы, виды становления этнической толерантности в молодежной субкультуре Дагестана;'
обосновать значение толерантности в менталитете народов Дагестана для их сближения в процессе формирования новой социокультурной целостности.
Методологическая основа, теоретические и эмпирические источники исследования. Исходными методологическими основаниями для диссертации явились общефилософские принципы о социальной природе человека, о взаимозависимости человека и общества, о единстве и взаимосвязи явлений материального мира и мира психических явлений, философско-социологические принципы развития и всеобщей связи, восхождения от абстрактного к конкретному, диалектического единства анализа и синтеза, системности, историзма, детерминизма, целостного подхода.
Важным основанием для определения категориального статуса «толерантности» явились работы представителей классического идеализма: Платона, Аристотеля, Канта, Гегеля. Были использованы важнейшие принципы, выработанные представителями классического материализма: Демокритом, Бэконом, Гоббсом, Лок-ком В большрй степени учитывались методологические подходы, разработанные и разрабатываемые в современной социально-философской мысли.
Использование диалектики абстрактного и конкретного позволило выявить соотношение между теоретическим обоснованием категории «толерантность» с прак-
такой применения и распространения толерантных ценностей в обществе
При раскрытии толерантности как необходимой составляющей социального бытия применялись идеи системного и деятельностного подходов, излагаемых в работах В.Г Афанасьева, ВПКузьмина, ЛЛСНауменко, ВДСагаговского, А КЛеонтьева, Э.Г.Юдина, В.ПФофанова.
В качестве эмпирических методов использовались опросы, анкетирование, психодиагностические методики, качественный и количественный анализ эмпирических данных, сравнительный анализ различных исследований по исследуемой проблеме.
Эмпирической основой диссертационного исследования явились опубликованные в научной литературе данные по изучению различных аспектов этнической толерантности, а также проведенные лично автором социологические исследования по выявлению степени и особенностей формирования этнической толерантности среди студенческой молодежи Республики Дагестан Всего опросом было охвачено 230 студентов, среди которых были выделены экспериментальная (созданная в Даг-госуниверситете при психологическом клубе «Психея») и контрольная группы (студенты ДГУ, ДГТУ, РГЭУ - филиал в г. Махачкала, СКАГС - филиал в г. Махачкала).
Научная новизна диссертационного исследования выражена в том, что в работе:
осуществлен анализ историко-философских учений в виде философских версий толерантности;
дано онтологическое и аксиологическое обоснование толерантности как духовного качества личности и общества;
-рассмотрено современное развитие и функционирование этнической толерантности в многообразии противоречий переходного общества и с учетом глоба-лизационных процессов;
доказано, что формирование толерантности имманентно формированию эт-ноконфессиональной культуры;
определены объективные условия, необходимые для конструирования толе-
ратных межэтнических отношений, и роль институтов социализации личности в воспроизводстве и трансформации этнической толерантности;
выявлена специфика процесса взаимопонимания и взаимопроникновения двух культур - западной и восточной, их взаимодействие в процессах духовной жизни и социальной мысли в регионе Северного Кавказа и Дагестана на рубеже веков;
выявлено гуманистическое ядро традиционных культур и обосновано значение толерантности в менталитете северокавказских и дагестанских народов для их сближения и мирного со-бытия;
показана роль этнической "толерантности в укреплении интернационального единства, в недопущении национализма, субъективных и искусственных противоречий между народами;
выработаны ранее не практиковавшиеся в регионе рекомендации для образовательных учреждений, споообствующие формированию процесса воспитания культуры толерантности, духовно-нравственному обновлению общества.
Автор также рассматривает конструктивные возможности этнической толерантности как фактора обеспечения безопасности на Северном Кавказе и профилактики экстремизма в обществе, проблемы ее формирования и сохранения в поли-этиичном и многоконфессиональном дагестанском обществе, влияние этноконфес-сионального фактора на трансформацию общественного сознания северокавказской молодежи.
Положения, выносимые на защиту:
1. Социально-философское изучение толерантности как социокультурной нормы свидетельствует, что в различные эпохи и в разных культурных контекстах она наполнялась различным смыслом, но ее основой всегда оставались общечеловеческие универсальные ценноста Современное информационное общество представляет собой ориентированную на культурные ценности цивилизацию, в связи с чем, возникает противопоставление универсализма и культурной самобытности, выраженное в противоречиях между универсальными правами человека, и культурно-, определенными особенностями тех или иных обществ. Глобализация, как
стремление к универсальному, противоположна мультикультурности, как ориентации на сохранение и развитие самобытных культур. Разрешение этого противоречия может быть найдено в культурной символизации универсального, а толерантность же, понятая в широком смысле, представляет собой императив такой симво-' лизации.
Историко-философский анализ понятия толерантности показал, что изначально акцент ставился на толерантность религиозную (отношение «ортодоксия -ересь»), политическую («правящая партия - оппозиция»), индивидуальную' («Я -Другой человек»), а в настоящее время парадигмой для рассмотрения этого понятия становится социокультурная толерантность, делающая упор на отношения различных культур в рамках глобальной цивилизации. Представляя собой норму цивилизованного компромисса между конкурирующими культурами и готовность к принятию иных логик и взглядов, социокультурная толерантность выступает как условие сохранения разнообразия, исторического права на инаковость Содержание общечеловеческих ценностей связано с породившими их духовно-нравственными и культурными источниками, которые не конструируются искусственно в историческом процессе развития человечества, а открываются, встраиваясь в этническую культуру. В свете этого, проблема толерантных отношений актуализируется пропорционально адекватному воплощению общечеловеческих ценностей в етнокультурах.
Этническая толерантность носит мировоззренческий характер и представляет собой предмет философской рефлексии в этноэтике, являющейся одним из основных компонентов этнического мировоззрения. В настоящее время этническая толерантность вызвана необходимостью в любом полиэтничном сообществе согласовывать этнические формы жизнедеятельности и поведения, посредством преодоления негативных особенностей этноцентристского видения мира, этнических стереотипов. Толерантность диалектически связана как с сознанием личности, так и с сознанием всего общества в целом, а этническое сознание предстает как один из видов или сегментов более общего социального сознания.
Этническая толерантность проявляется через человеческие отношения в раз-
личных^сферах социальной жизнедеятельности. Структура этнической толерантности как типа социально-этнического поведения и форма общения этносов включает в себя следующие основания: 1) наличие общих мировоззренческих и мотивацион-ных оснований для взаимодействующих этносов; 2) понимание другого этнического субъекта и его отношения к себе как равного партнёра по общению, что выражается во взаимопонимании, а степень, межэтнической толерантности находится в прямой зависимости от степени взаимопонимания общающихся субъектов; 3) соз-, дание условий и возможностей для постоянного взаимодействия; 4) поиск возможностей для совпадения интересов взаимодействующих этнических субъектов.
Этническая толерантность отражает уровень культуры межнационального общения, является.средством достижения^межнационального согласия, показателем зрелости людей, их готовности к сотрудничеству и включает в себя четыре системообразующих компонента: знание теории и практики реальных национальных отношений и психологии национальных общностей; непредвзятость позиции при оценке других людней, их национально-психологических особенностей; умение выбирать по отношению к представителям другого народа такой способ обращения и поведения, который, не расходясь с собственным представлением о морали, наилучшим образом отвечает индивидуальному и национальному своеобразию восприятия и оценки возникающих ситуаций; способность эмоционально, участливо и тактично откликаться на запросы, интересы и поступки других культур и народов.
Исследование основных особенностей межэтнического взаимодействия на Северном Кавказе в целом, и в Дагестане, в частности, показывает, что в республике существуют основы для этнической толерантности в виде близости культурных традиций населяющих её народов, развитости культурных механизмов, регулирующих конфликты, межэтнической комплементарносга. В условиях Дагестана воспитание толерантности требует учета следующих факторов: негативность некоторых исторических традиций этносов и народов; сложный полиэтнический, полилингвистический и поликонфессиональный состав населения, амбициозная позиция ряда религиозных руководителей и этнических элит; проявление среди населения определенных форм нетерпимости по отношению к тем или иным этносам и конфессиям.
11 7. Формирование этнически толерантной личности возможно через отработку
жизненно необходимых социальных навыков, позволяющих субъекту сосуществовать в мире и согласии с собой и другими. К ним автор относит, позитивное взаимодействие, решение конфликтных ситуаций; формирование социальной адекватности и компетентности; социально-психологическую устойчивость; социальную чувствительность и способность к эмпатии; корректировку самооценки, развитие чувства собственного достоинства и уважения достижений других; анализ и познание своего «Я» и своего «Я среди Других». При реализации данных навыков понятие толерантности наполняется не абстрактным, а конкретным личностным смыслом и способно стать реально действующим конструктом, определяющим поведение человека.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Диссертация вносит определенный вклад в разработку социальной онтологии, а также концепцию толерантности в философии этничности путем выявления ее историко-философских оснований и истоков, анализа толерантности как целостного личностного, общественного и культурного феномена. Толерантность проанализирована в аспектах духовного мира человека-индивида как духовного качества личности, межличностных отношений, социокультурных, этнических и нравственных отношений.
Основные идеи и теоретические выводы диссертационного исследования имеют особое значение для практики реформирования современного общества. Они могут быть использованы в качестве моделей для анализа этнической толерантности в поликультурных субъектах Российской Федерации. Научная значимость видится в определении понятий «толерантность», «этническая толерантность», что является вкладом в формирование проблематики в социальную философию.
В практическом плане результаты исследования могут применяться как для разработки теории социокультурной толерантности, для анализа российской действительности и формирования рекомендаций, которые способствовали бы устойчивому и стабильному развитию российского государства и становлению граждан-
ского общества. Все это позволяет предположить, что в практическом отношении
отдельные результаты исследования могут быть непосредственно использованы в
различных отраслях социальной практики: в политике, в социологических, полити
ческих и других исследованиях, а также в преподавании философии, психологии,
социологии и других социальных наук. ,
Апробация работы. По теме диссертации опубликовано 14 научных работ, объемом более 10 печатных листа, в том числе монография «Толерантность: специфика проявления в современном обществе» (2006г.). Основные концептуальные положения исследования докладывались автором на международных, всероссийских и региональных научных и научно-практических конференциях. Отдельные положения диссертационного исследования обсуждались в работе круглых столов на XIV и XV ежегодных международных конференциях по разрешению конфликтов «Я и другой - пространство отношений» (Институт психотерапии и консультирования «Гармония» и «Common Bond Institute» (США), Санкт-Петербург, 2006, 2007 гг.) , а также в ходе проведения семинаров «Технология психологического консультирования», (Махачкала, 2004 г.)
Используя социально-философские и социально-психологические основы исследования, автор разработал и проводит в РГЭУ (филиале в г. Махачкала) с 2007 г. двухгодичную образовательную тренинговую программу «Толерантность: дорога к миру»" по формированию толерантного сознания, этнической толерантности и толерантности к стрессам студенческой молодежи
Диссертация обсуждалась на кафедре философии Дагестанского государственного университета.
Структура работы отражает логику и последовательность раскрытия поставленных задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих в себя семь параграфов, заключения и списка литературы из 197 наименований. Объем диссертации— 161 стр.