Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальная селекция в условиях модернизации системы образования российского общества Мержоева, Айшет Хусеновна

Социальная селекция в условиях модернизации системы образования российского общества
<
Социальная селекция в условиях модернизации системы образования российского общества Социальная селекция в условиях модернизации системы образования российского общества Социальная селекция в условиях модернизации системы образования российского общества Социальная селекция в условиях модернизации системы образования российского общества Социальная селекция в условиях модернизации системы образования российского общества
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мержоева, Айшет Хусеновна. Социальная селекция в условиях модернизации системы образования российского общества : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Мержоева Айшет Хусеновна; [Место защиты: Дон. гос. техн. ун-т].- Ростов-на-Дону, 2011.- 191 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/431

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Социальная философия

предполагает поиск путей решения проблем образования, как важнейшей общественной подсистемы, проблем научных форм осмысления образования и интеллектуального обеспечения. В актуальном состоянии российского среднего образования, как в зеркале, отражается процессы социально-имущественного, социально-статусного и социально-территориального расслоения общества. К такому выводу подталкивает фактически сложившийся механизм социальной селекции, неравенства в доступе к образовательным ресурсам выходцев из различных социальных групп и слоев, и система барьеров, которые возникают на пути получения качественного образования в зависимости от места проживания, социального происхождения, семейного капитала и семейного воспитания акторов образования.

Советская система всеобщего образования, несмотря на декларируемый эгалитаризм, характеризовалась частичными сбоями в реализации принципа социальной справедливости. Концентрированность лучших педагогических кадров в городах, высокая обеспеченность учебно-методическими материалами, более совершенная материально-техническая база приводили к тому, что существовала реальная дифференциация в системе образования, прежде всего по оценке потенциала социальной мобильности, предоставления шансов для успешной профессиональной карьеры. Возрожденная в 70-е годы XX века система рабфаков, льгот для выпускников сельских школ, и лиц с трудовым стажем была направлена на устранение «социальных перекосов» в системе общего образования, но не могла препятствовать тенденции скрытой социальной селекции, которая выражалась в росте специализированных учебных заведений и политики «образовательного неравенства» в виде льготного финансирования и закрепленности за определенными вузами «передовых» школ. Образовательный процесс стал структурироваться по критерию подготовки к тому или иному типу будущей профессиональной карьеры: выпускники школ в сельской местности и моногородах нацеливались на производственную деятельность через усиление практического уклона образования, расширения уроков профессиональной подготовке и снижением критериев в оценке знаний по фундаментальным образовательным дисциплинам. К середине 1980-х годов большинство успешно закончивших среднюю школу принадлежали к выходцам из интеллигенции и служащих.

Наблюдался разрыв между официально декларируемой целью всеобщего образования, как высочайшего социального достижения, и тенденциями скрытой селекции, элитарности, замкнутости, свойственной, образовательным учреждениям «продвинутого типа» (специализированные школы). Логика должного так и не стала логикой социальной реальности.

Существенным являлось и другое условие: ориентация на поточные массовые показатели снижала значение личностного фактора, блокировала внедрение новых образовательных технологий, не происходило сращивание

личностных и образовательных качеств. Если следовать схеме индивидных революций, предложенных российским философом В. Е. Кемеровым1, не была достигнута социальная самостоятельность личности, которая является решающей в переустройстве социальной среды: личность готовилась к социально активной деятельности, но ее рамки определялись существующей логикой вещей, ограничивались общественно одобряемыми формами поведения. Таким образом, произошло постепенное выхолащивание социально-гуманистического смысла образования, социальный функционализм влиял на расстановку образовательных приоритетов, способствовал нивелирующей селекции наиболее социально-критических и творческих личностей.

Формирование социальной структуры современного постсоветского общества сопровождалось переходом тенденций социальной селекции из латентного в открытое состояние Социальная селекция в системе образования стала носить социально-стратификационный характер, закреплять и воспроизводить социальные неравенства в постсоветский период. Это противоречит роли образования, как социального лифта, как механизма восходящей социальной мобильности, но вполне объяснимо с позиции формирования общества «рыночного» типа. По сравнению с современной ситуацией советский период можно считать чуть ли не идеальным в плане реализации принципа справедливости и доступности образования для всех слоев населения, если не принимать во внимание, что всеобщее образование не освобождало личность от социальной зависимости и стремилось сформировать среднестатистического индивида.

В образовательном пространстве современной России наблюдаются
разнонаправленные тенденции. Постепенно система образования избавляется
от состояния социальной инерционности и уравниловки, становится более
адекватной запросам современной молодежи и общества. Но

коммерциализация образования, трактуемая как сфера образовательных услуг, делает ведущим критерий платежеспособности в доступе к образовательным ресурсам, замещая мотивы выдвижения индивидных и личностных форм конструированием новых форм символического различения, усиления роли образования, как культурного маркера.2 Бедные слои российского общества не могут воспользоваться общим образованием как лифтом социальной мобильности, так как ухудшение качества образования, связанного с оттоком компетентных специалистов в другие сферы, с затруднением процесса обновления педагогических кадров, резкое ухудшение финансирования и отсутствие стимулирования учительского труда, девальвируют «доступное» образование в восприятии и учащихся, и педагогов. На фоне кризиса «бюджетного» общего образования выделяется рост специализированных школ (гамназий), которые ориентированы на учеников из семей с высокими доходами или занимающими высокий должностной статус в социальной иерархии.

' Кемеров В. Е. Введение в социальную философию. М., 2000. С. 208 2 Зелизер В. Социальное значение денег. М., 2004. С. 279

Социальная селекция обозначается в двух доминирующих формах: монетарной (по доходам) и статусной (социальному происхождению), получает легитимацию в государственной образовательной политике, отменившей обязательность среднего образования и реализующей дифференцированный подход к финансированию общеобразовательных учреждений путем перевода на муниципальный уровень. Социальное неравенство воспроизводится в системе общего образования, которое перестало быть интегрированным и включает образовательные сегменты, номинированные по формальным критериям, но содержащие различия по реальной социальной ценности образования. В системе общего образования отсутствуют возможности для восходящей социальной мобильности, за исключением элитного сектора, и социальная селекция снижает уровень доступности к качественному образованию. Являясь продолжением различий в семейном культурном и социальном капитале, социальная селекция стала основным фактором влияния на формирование жизненных стратегий учащихся и блокирует возможности выравнивания доступности качественного образования как принципиального условия социальной модернизации российского общества. Социальная селекция в современной России приобретает тотальный характер, охватывает дошкольный уровень, систему общего и профессионального образования, но селекция в сфере школьного общего образования является центральным звеном, влияет на весь контингент российской молодежи, детерминируя тенденции изменения экономического и социокультурного потенциала функционирования российского общества.

Таким образом, исследование социальной селекции в системе образования в социально-философском дискурсе можно полагать самостоятельной исследовательской темой, что связано с пониманием социальной селекции как механизма социальной зависимости индивидного развития людей от объективированных социальных структур, приданию селекции характера вещной (монетарной) зависимости и ограничение возможностей социальной коммуникации в системе образования. В перспективе, социальная селекция в системе образования может существовать как отбор достойных по культурным и социальным качествам в зависимости от личностных способностей, талантов и ценностных ориентации. Выделение подобной модели социальной селекции не является противоречащим предложенной исследовательской схеме, так как определяется целями социально-индивидной «революции», логикой преумножения человеческого капитала, делающего образование стратегическим ресурсом общественного развития.

Вышесказанное актуализирует исследовательский выбор в пользу социально-философского анализа социальной селекции в системе общего образования как значимой теоретико-методологической и социально-практической проблемы, в контексте изложенных обстоятельств необходима социально-философская рефлексия данной проблемы.

Степень разработанности проблемы. Классическая социально-философская мысль рассматривает образование как магистральную тенденцию социального прогресса общества, видит в доступности к общему образованию условие прогрессивного развития общества. Свой вклад в это внесли как философы античности (Сократ, Платон, Аристотель), так и представители периода классической философии (Г. Гегель, И, Кант, И. Фихте и др.). Инициатива исследования социальной селекции в образовании принадлежит классикам социологической мысли (К. Маркс, М. Вебер, Э.Дюркгейм, Т. Парсонс), но социально-философский контекст определяется выходом на осмысление социальной селекции в образовании как механизма и эталона социального неравенства, имеющего основания в зависимости индивида от объективированных структур образования, от социальной зависимости, закрепляемой в системе образования, как культурно-символический маркер, что прослеживается в работах Ю. Хабермаса, Э. Агацци, Р. Дарендорфа и других представителей социально-критической и социально-коммуникативной философии.

Исследования отечественных философов в сфере социальных функций образования (А.В. Бузгалин, В.Г. Федотова, В.Д. Губин, А.И. Ракитов, В.Д. Виноградов)3, философской антропологии (Г.С. Киселев, Б.Т. Григорьян, B.C. Барулин, Н.Н. Козлова, B.C. Степин, П.С. Гуревич, И.Т. Фролов)4, философии образования в контексте глобальных проблем современности (Н.Н. Моисеев, Б.С. Гершунский, В.Б. Пастухов, Н.А. Данилов, В.В. Бибихин, Ж.А. Кусжанова, А.С. Панарин, ЕЛ. Режабек ,Э.М. Мирский, Д.А. Силачев )5, нацелены на анализ социальной проективности образовательной системы, приобретению качеств социального творчества и преодолению социальных барьеров. Социальная селекция в системе образования фиксируется как архаичная социальная тенденция, как возврат к «досовременности», характеризуется как удаление от индивидного бытия в образовательном пространстве.

С позиции концепции деятельностного подхода (Э.В. Ильенков, Б.Ф.

Ракитов А.И. Наука, образование и супериндустриальное общество: реалистический проект для России // Вопросы философии, 2009, №10, с 60-69; Виноградов В.Д. Современный тип российского общества: социальная структура и государственность:// Общество и власть: проблемы взаимодействия. СПб, 2006; Федотова В.Г. Глобализация и российская идентичность.// Глобализация и перспективы современной цивилизации. М., 200S

4 Григорьян Б. Т. Философская антропология. М., 1982. Барулин В. С. Философскс-социальная
антропология. М. 1994. Барулин B.C. Социально-философская атропология: Общие начала социально-
философской антропологии. М., Онега, 1999; Степин B.C. Философская антропология и философии науки. -
М.: Высшая школа, 1992.; Гуревич П.С. Философия культуры. 2-е изд. М.: «Аспект Пресс», 1995; Козлова
Н.Н. Социально-историческая антропология М.: «Ключ-С», 1998

5 Гершунский Б.С. Философия образования для 21 века. М. 1998;Моисеев Н.Н. Мир XXI века и
христианская традицияУ/Вопросы философии, 1993, N 8; Панарин А.С. Стиль "ретро" в идеологии и
политике. Критические очерки французского неоконсерватизма. М.: Мысль, 1989; Ильин В.В., Панарин А.С.
Философия политики. М., 1994;Бибихин В.В. Язык философии. Спб, 2007; Кусжанова Ж А. К теории
образования: философские и социологические проблемы. Оренбург, 1993; Моисеев Н.Н. Алгоритмы
развития М.,1989; Данилов Н.А: Философия образования: опыт ретроспективного подхода. //В кн. Человек и
образование в современной России. М., 1998; Силачев Д.А. Социальные последствия перехода от
индустриализма и модерна к постиндустриализму и постмодерну // Вопросы философии, 2005, №7,
Мирский Э.М. «Онаучивание общества» и « общество, основанное на знаниях» // Михаил Константинович
Петров.Сбнауч.тр. М.,РОССПЭН,2010;

Поршнев, В.М. Межуев, А.В. Брушлинский, А.Г. Гусейнов, И.А. Гобозов, В.Е. Кемеров, К.Х. Момджян и др.)6 социальная селекция противоречит не только идеалам и нормам образования, но и имеет «глубинный» смысл, связанный с тем, что образование становится внешним по отношению к личности средством приспособления людей к условиям экономической и социальной целесообразности, ссужая возможности использования полученных в системе образования знаний в качестве конкретных форм общественной и индивидуальной деятельности.

Социальная селекция в общем образовании связывается либо с непреодоленностью социально-сословных барьеров (Э. Дюркгейм),' либо с отсутствием значимости общего образования для отдельных групп индивидов (М. Вебер).1 Квалифицируя социальную селекцию как отклонение от нормы, как социальную патологию, представители классической социологии придерживаются принципов демократизации и рационализации общего образования в смысле перехода к системе эгалитарного образования, ориентированного на создание равных условий жизненного старта для учащихся из разных социально-статусных групп.

Социология знания (К. Манхейм)' провозглашает образование как систему идей и ценностей, формирующих на индивидуальном и групповом уровнях, стремление и способы социальной интеграции. Социальная селекция в общем образовании интерпретируется в контексте социальных диспропорций и требует устранения в связи с социальным планированием, согласованием интересов различных социальных групп.

Постклассическая социально-философская и социологическая мысль критически относится к интерпретации социальной селекции в общем образовании как проявление аномии института образования. Согласно позиции П. Бурдье,'0 образовательная система ориентирована не на оценку знаний учащегося, а на социальную номинацию, воспроизводство социальных различий и их осознание в форме культурного капитала.

Э. Гидденс" подчеркивает, что выходцы из рабочих семей видят в образовании «отсрочку» перед продолжением жизненного пути родителей, общее образование не совпадает с освоенным ими объемом практического знания и существенно расходится с реальными возможностями восходящей социальной карьеры. Взгляд на социальную селекцию в общем образовании как механизм воспроизводства социальной дифференциации и потенциала сдерживания социальной мобильности низших социально-статусных групп

6 Межуев В.М. Между прошлым и будущим: Избранная социально-философская публицистика, М., ИФ

РАН, 1996; Кемеров В.Е. Социальная философия M. 2003; Гобозов И.А. Философия политики. М.: ТЕИС,

1998; Момджян К.Х Введение в социальную философию. М., 1997

'дюркгейм Э. О разделении общественного 7руда. Метод социологии. М., 1991

1 Вебер М. Основные понятия стратификации // СОЦИС, 1994. №5. С. 155

' Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.; Манхейм К. Очерки социологии знания. Проблема

поколений - состязательность - экономические амбиции. М., 2000

" Бурдье П. Социология политики. М., 1993

" Гидденс Э. Судьба, риск и безопасность // Thesis. 1994. № 5.

Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. Пер. с англ. М.: Издательство «Весь

Мир», 2004.

разделяется А. Мендра, Р. Голдторп, М. Гибсон, которые видят основные направления социальной селекции в маргинализации представителей «бедных» на основе стандартов, адекватных для выходцев из средних слоев и неприятие системы образования как дискриминационной, репрессивной по отношению к «невольным» аутсайдерам.

Российская научная мысль акцентирует внимание на процессах модернизации отечественного образования, так как подчеркивают, что главная цель модернизации должна состоять в создании условий для устойчивого развития образования и обеспечения соответствия запросам личности и потребностям общества, а также технологическому, информационному, мировоззренческому и нравственному вызовам XXI века.1' Исследования в области социальной философии и философии образования (Б.С. Гершунский, СИ. Гессен, А.А. Лихачев, В.И. Розин, B.C. Стенин, О.Н. Смолин, Н.Д. Сорокина, В.В. Платонов, Г.И. Герасимов, В.Е. Кемеров, В.Г. Федотова, Г.А. Холодова, В.В. Ягодкина и др.") показывают, что складываются контуры новой формации образования, ориентированной на креативное мышление, непрерывность образования. Г.И. Герасимов1' рассматривает проблемы трансформации образования как социокультурный потенциал развития российского общества. Онтологический подход к анализу образовательных процессов (Н.Н.Моисеев,15 Ю.А. Огородников, Н.П. Пищулин, МП. Щетинин) фиксирует, что в контексте исторического развития всего человечества образование выступает, как всеобщая форма развития мира, и если образование перестанет выполнять свою онтологическую функцию, то оно потеряет свою сущностную необходимость для человека, превратится в фактор манипулирования сознанием и поведением человека. Образование выступает как фактор развития человечества, цивилизации, мира в целом, если качественное образование доступно широким слоям населения без социальных ограничений. Процессы социальной дифференциации в российском совремешгом образовании детерминированы изменениями в социальном составе учащихся в контексте неравенства возможностей разных социальных групп в системе общего образования.

Таким образом, социально-гуманитарная мысль выработала традицию

12 Волков Ю.Г., Герасимов Г.И., Лубский А.В., Попов А.В. Высшая школа: от обучения к образованию.//
Гуманитарный едегодвик, вып. 5., Ростов-на-Дону, 2006. с. 272-286

13 Б. С. Гершунский Философско-методологические основания стратегии развития образования в России.
M., 1993; Гессен СИ. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995; Кемеров В.Е.
Социальная философия М. 2003; Розин В.М. Личность и ее изучение. M., 2004; Смолин О.Н. Социально-
философские аспекты государственной образовательной политики в условиях радикальной реформации
российского общества. - М., 2001; Сорокина Н.Д. Образование в современном мире. M., 2004; Сгегшн B.C.
Философская антропология и философия науки. - M., 1992; Федотова В.Г. Модернизация и глобализация: Образы
России в XXI век. М., 2005; Федотова В.Г. Социальные инновации как основа модернизации общества // Вопросы
философии, 2010, №10, с. 3-16; Холодова Г.И. Социальный смысл педагогики в информационном обществе . Автореф
дисс. к.филос.н., Ростов н/Д, 2010; Ягодкина В.В. Возможности профессионально- личностной самореализации
студентов в образовательном пространстве современного российского общества. Автореф. дисс.к.филос.н., Ростов н/Д
2010;

14 Герасимов Г.И. Трансформация образования- социокультурный потенциал развития российского
общества. М.: Изд-во «Социально-гуманитарные знания», 2005.

15 Моисеев Н.Н. Наука, образование и судьба России // Общество и экономика. М., 1999, № 3-4

анализа социальной селекции в общем образовании, разработан теоретико-методологический инструментарий исследования в контексте структурного и институционального анализа. Тем не менее, существуют определенные лакуны именно в социально-философском анализе, описании, классификации, объяснении социальной селекции в общем образовании и ее влиянии на уровень образовательной активности учащихся, восприятия образования и формирования индивидных форм социальной деятельности.

Приведенные положения свидетельствуют об актуальности и адекватности самостоятельного социально-философского исследования социальной селекции в общем образовании, как системы отбора учащихся при подготовке вступления во взрослую жизнь на основе критериев социального позиционирования, социальной номинации и соблюдения требуемых стандартов поведения. Внимание социально-философской мысли к проблеме социальной селекции в условиях модернизации образования в России вызвано тем, что тенденции социальной селекции в образовании способны существенным образом влиять на состояние и перспективы развития российского общества.

Цель диссертационного исследования состоит в осмыслении социальной селекции в системе общего образования как способа социальной организации, основанной на воспроизводстве и конструировании социальных различий индивидов в контексте их привязки к существующей в обществе системе социальных неравенств.

Для достижения этой цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:

- охарактеризовать сущность и содержание теоретико-методологических
подходов, сформировавшихся в социально-философской и социологической
мысли по отношению к проблеме социальной селекции в общем
образовании;

рассмотреть социальный смысл, особенности формирования и проявления социальной селекции в современной российской системе общего образования в условиях модернизации образования;

раскрыть противоречия модернизации образования, социальные функции социальной селекции в образовании, ее влияние на воспроизводство социально-групповых, социально-территориальных и социокультурных различий;

выяснить эволюцию, структурные и нормативные предпосылки формирования социальной селекции в общем образовании, институционального закрепления социальной селекции как стандартизированных форм социальной зависимости в образовательном пространстве, ее социальные последствия;

определить взаимовлияние иерархии ценностей образования учащихся и социальной селекции;

охарактеризовать восприятие системы общего образования учащимися и педагогами в контексте социальной селекции.

Объектом исследования является система общего образования как

социокультурное пространство, включающее конфигурацию взаимодействий и позиций акторов общего образования, связанных с обретением культурного (образовательного) капитала.

Предметом исследования выступает социальная селекция в общем образовании как система отбора учащихся на основе воспроизводства и конструирования социальных различий, направленных на включение в систему социальной и социально-профессиональной иерархии.

Теоретико-методологической основой исследования являются принципы социальной философии как трансдисциплинарной научной дисциплины, обеспечивающей возможность теоретического обобщения научных исследований в различных областях знаний, занимающихся

! ! і »учК troa mi гті rtA«nпп*\*\гчгжп т» плтгттпітт тюпл ttannnail/i4ЛГТТХО тгт тт/ЛТ» /^атлт/тгтггу XI

образовании. Теоретическую основу составили труды классиков и современных представителей социальной философии и философии образования (К. Маркс, B.C. Барулин, В.Е. Кемеров, В.Г. Федотова, Б.С. Гершунский, Ю.Г. Волков, Г.И. Герасимов, Т.А. Бондаренко и др.), существенное значение имели идеи единства философии, педагогики и культуры (СИ. Гессен, В.М. Розин), а также фундаментальные положения о социальной аномии Э. Дюркгейма, ассоциативном (общезначимом) характере общего образования М. Вебера, значение образования как демократического института К. Манхейма, а также концепции социального капитала П. Бурдье и практического знания Э. Гидденса.

В понимании процессов общего образования в России автор опирается на выводы и обобщения российских ученых Д.Л. Константиновского, Г.А. Чередниченко, Г.Е. Зборовского о социальной дезинтеграции образовательного пространства и проявлений социальной селекции как механизма воспроизводства в образовании изменений в социальной структуре российского общества. В основу конкретной методологии исследования положены такие принципы как единство исторического и логического в научном познании, системность, социальная субьектность. Применение указанных методов позволяет рассмотреть социальную селекцию в образовании в единстве институционального, функционального и аксиологического аспектов, в парадигме структурно- деятельностного подхода.

Гипотеза диссертационного исследования состоит в том, что система российского общего образования в процессе модернизации, социальных трансформаций переходит в состояние социальной дезинтеграции и сегментации, включает образовательные секторы, имеющие различия по социальному составу учащихся, уровню квалификации педагогических кадров и масштабам финансирования , качеству образования. В системе общего образования действует социальная селекция на основе отбора учащихся по результатам успеваемости, которые во многом определяются семейным социальным и культурным капиталом, . отношением педагогических кадров к социальной биографии учащихся. Социальная селекция выявляется на уровне отсева из системы общего образования выходцев из

неблагополучных и бедных семей и стимулирования к образованию учащихся с социально-статусными и когнитивными преимуществами.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в социально-философской интерпретации социальной селекции в общем образовании в условиях модернизации отечественной системы образования.

Конкретно элементы новизны состоят в следующем: - обосновано, что социально- философский анализ социальной селекции как конфигурации структурных и субъектных обстоятельств, предполагает применение структурно-деятельностного подхода, который рассматривает систему общего образования в контексте воспроизводства социальных и культурных различий, связаїшьіх с дифференциацией социального и культурного капитала учащихся , социальной номинации на основе оценки успеваемости учащихся и их интеллектуального уровня;

- раскрыт средствами социально- философской рефлексии социальный
смысл социальной селекции в российском образовании, ее формирование
под воздействием трансформационных процессов, приведших к изменению
типа российского общества и социального состава учащихся,
современные особенности проявления социальной селекции;

в социально-философском аспекте выявлены противоречия модернизации современной системы российского образования; предложена авторская трактовка социальных функций социальной селекции в системе российского общего образования, согласно которой образовательная система воспроизводит социально-экономические и социально- территориальные различия;

с позиции социально- философского анализа определены эволюция социальной селекции, ее структурные и нормативные предпосылки возникновения , институционализации , ее негативные последствия для формирования информационного общества и прогрессивного развития российского общества, возможные пути минимизации социальной селекции;

определено влияние ценностей образования на социальную селекцию, как ценностей - способов достижения жизненных целей в соответствии с жизненными шансами, что дифференцирует отношение учащихся к образованию и педагогов к образовательному уровню учащихся, усиливает процессы социальной селекции;

обосновано положение о том, что образы восприятия образования учащимися и педагогами коррелируются с ценностно-деятельностными ориентациями и социальными ресурсами, что содействует воспроизводству социальной селекции в образовании.

На защиту выносятся следующие положения 1. Структурный и институциональные подходы определяют социальную селекцию в образовании как следствие социальной аномии, отсутствие условий для реализации образовательных интенций определенных социальных групп, либо как социальную патологию (отклонение от нормы) связанную с структурными диспропорциями или дисфункциональностью института образования. Указанные подходы требуют перехода к

исследованию социально-философской направленности, пониманию социальной селекции как конфигурации структурных и субъектных обстоятельств, как механизма социальной зависимости индивидного развития людей от объективированных социальных структур, выявлению философско-педагогических смыслов социальной селекции. Социально-философская рефлексия рассматривает социальную селекцию как систему отбора учащихся, связанную с воспроизводством и конструированием социальных и культурных различий, выявляет объективированность образовательных структур по отношению к учащимся на основе социальной номинации и усиливает «независимость» внешних социальных влияний от личностных результатов образовательной деятельности учащихся.

2. Социально-философская рефлексия раскрывает социальный смысл социальной селекции в образовании - как потенциальной социальной дифференциации индивидов внутри групп и страт общества на основе определенных критериев, отражающих интересы воспроизводства, функционирования и развития данного типа общества, структурированных через интересы правящей элиты, ее образовательной политики, принципов и практики функционирования системы образования. Формирование социальной селекции в современном российском общем образовании детерминированы трансформационными процессами, изменением типа общества и социального состава учащихся, образовательной политикой правящей элиты, инерционностью системы образования, что стимулирует дискриминацию и отсев учащихся с низкими жизненными шансами продолжения образовательной карьеры и тенденцию сегментации образовательного пространства по критерию качества образования. Особенности проявления социальной селекции в образовании современной России: открытость, тотальность, структурность, социально-стратификационный характер, доминантность материально-имущественных и социально-престижных критериев отбора, институционализация.

3. Социально-философский анализ развития информационного общества, ( общества знаний) обосновывает необходимость эволюции образования, его социальных функций, парадигм, что находит отражение в теоретической концепции модернизации отечественного образования. Социальная реальность модернизации российского образования противоречива: с одной стороны, образование постепенно освобождается от социальной инерционности, уравниловки, стремится к более полному удовлетворению духовных и социальных запросов учащихся, с другой - в образовательной системе закрепляется коммерциализация внутри-образовательных отношений, ориентация на рыночную выгоду, элитарный подход , селекция учащихся не по способностям , а по имущественным и социокультурным критериям. В контексте дисфункциональности образования социальные функции селекции в общем образовании заключаются в воспроизводстве социально - групповых, социально -территориальных и социокультурных различий, реализуя социализационную функцию на основе формирования у учащихся осознания социальной

профильности.

4. Эволюция социальной селекции в современной системе образования
характеризуется переходом от модели неравенства доступа к образованию на
основе наследственного социального капитала, дифференциации учащихся
на выпускников общих и специализированных школ к системе
конструирования социальных различий, связанной с применением
«рыночных» критериев отбора и закреплению в рамках образовательной
политики базисного образования для социальных низов, и элитного
социально-качественного образования для учащихся из социально-
состоятельных слоев в целях их социального доминирования .
Икституїніонализация социальной селекции в образовании включает в себя
систему факторов на макро- мезо и микро уровнях. Образование, как
феномен истории и культуры, подвергается эрозии под воздействием
социальной селекции, так как замещение нормативно-ценностной структуры
образовательного пространства легитимацией по критерию материального
положения или культурного превосходства означает возврат к сословности,
утрате общедемократического, общесоциального содержания образования.
Отказ от социальной селекции возможен при условии возрождения
образовательных и личностно-развивающих смысловых категорий,
отсутствия конкуренции по доходу и утверждения меритократического
принципа в отношениях субъектов образовательного пространства.

5. Иерархия ценностей образования, существующая в российском
обществе, характеризуется размытием ценностного ядра и наличием
ценностей- способов достижения жизненных целей , что с одной стороны -
способствует социальной селекции, так как делает приоритетными в оценке
значимости образования жизненные шансы учащихся, которые зависят от
места жительства и социально-статусного положения родителей, а с другой -
препятствует пониманию образования как достояния личности,
возможностей самореализации свободной и креативной личности в контексте
информационного общества . В системе образования современной России
сложилась многоуровневая структура социальной селекции, которая на
субъектном уровне порождает дифференциацию ценностей образования и
образовательно-профессиональных, социальных траекторий учащихся в
зависимости от социально-экономических и социально-территориальных
показателей их семей.

6. Динамика снижения социального статуса российских педагогов в условиях трансформации российского общества и модернизации образования вступает в противоречие с общецивилизационной тенденцией возрастания социальной роли образования в развитии постиндустриального общества. Ценностные ориентации, статус педагогов обуславливают мотивацию, уровень квалификации, активности, стратегии педагогической деятельности, дифференцированное отношение к ученикам: субъектные характеристики педагогов являются фактором воспроизводства социальной селекции учащихся в системе общего образования в России. Социальная селекция стала основным фактором влияния на формирование жизненных стратегий

учащихся: образы восприятия образования, образовательные планы учащихся коррелируют с их социально-статусным положением, социальными ресурсами-шансами, структурно-образовательным типом учебного заведения, регионально-территориальными особенностями, зависят от их жизненных ориентации, детерминированы системой социальной селекции и воспроизводят ее. Гиперболизированная структура социальной селекции в образовании губительна для самореализации личности и социокультурного потенциала развития российского общества в целом.

Научно-практическая значимость проведенного диссертационного исследования определяется актуальностью и новизной постановки проблемы и состоит в том, что социально-философский анализ социальной селекции в общем образовании является составной частью изучения сопиально-трансформационных процессов в российском обществе и изменений на структурном и субъектном уровнях образовательного пространства.

Полученные обобщения и результаты могут быть использованы при обсуждении и подготовке муниципальных и региональных образовательных программ, а также в перспективных исследованиях на данном направлении. Материалы диссертационного исследования могут найти применение в преподавании курсов социальной философии, философии образования, философии человека, общей педагогики, социологии образования и молодежи.

Апробация работы.

Основные материалы диссертационного исследования изложены в выступлениях автора на научно-практических конференциях «Всероссийские научные чтения по актуальным проблемам социальной истории и социальной работы» 2010, 2011г., на У11 Международной научно-практической конференции « Современные вопросы науки- XXI век» ( Тамбов, 2011), обсуждены на расширенном заседании кафедры педагогики высшей школы ЮРГТУ (НПИ) с приглашением ведущих специалистов в области социальной философии, отражены в 10 открытых публикациях, в т.ч. 3 статьи в журналах, рекомендуемым ВАК.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы

Похожие диссертации на Социальная селекция в условиях модернизации системы образования российского общества