Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Субъект риска: социальные способы самозащиты в условиях глобализации Ручкина Марина Владимировна

Субъект риска: социальные способы самозащиты в условиях глобализации
<
Субъект риска: социальные способы самозащиты в условиях глобализации Субъект риска: социальные способы самозащиты в условиях глобализации Субъект риска: социальные способы самозащиты в условиях глобализации Субъект риска: социальные способы самозащиты в условиях глобализации Субъект риска: социальные способы самозащиты в условиях глобализации Субъект риска: социальные способы самозащиты в условиях глобализации Субъект риска: социальные способы самозащиты в условиях глобализации Субъект риска: социальные способы самозащиты в условиях глобализации Субъект риска: социальные способы самозащиты в условиях глобализации Субъект риска: социальные способы самозащиты в условиях глобализации Субъект риска: социальные способы самозащиты в условиях глобализации Субъект риска: социальные способы самозащиты в условиях глобализации
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ручкина Марина Владимировна. Субъект риска: социальные способы самозащиты в условиях глобализации : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Ручкина Марина Владимировна; [Место защиты: Твер. гос. ун-т].- Тверь, 2009.- 153 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/177

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Субъект риска: философский и междисциплинарный дискурс 13

1.1 .Герменевтика субъекта 13

1.2. Риск как конструкт междисциплинарного знания 28

1.3. Субъект риска в эпоху глобализма 49

Глава 2. Способы самозащиты как проблема практического разума 63

2.1. Социально-психологическая модальность защиты 63

2.2. Забота как учредитель субъекта 85

2.3. Генеалогия ответственности и воли субъекта риска 112

Заключение 141

Литература

Введение к работе

Химия симметричных триазинов является одним из бурно развивающихся разделов органической химии гетероциклических соединений. Все возрастающий интерес к производным симм.триазина обусловлен разнообразием свойств получаемых продуктов с одной стороны и практически неограниченной сырьевой базой с другой. Благодаря своей повышенной реакционной способности, обусловленной наличием шести неспаренных электронов у атомов азота, симм. триазины могут стать основой целого спектра соединений, имеющих важное значение для синтеза ряда специальных продуктов, В промышленном масштабе синтезируется меламин амида циануровой кислоты, который получается тримеризацией карбамида СIJ - Меламин является основой для получения меламино-формальдегидных полимеров, отличающихся повышенной термостойкостью и механической прочностью. Тримеризация карбамида не позволяет получить разнообразные производные циануровой кислоты, содержащие различные заместители у атомов углерода триазинового кольца. Тримеризация хлорциана, реализуемая в промышленном масштабе, позволяет получить цианурхлорид, который является основой для производства красителей, гербицидов 'бризантных взрывчатых веществ и дезинфицирующих препаратов с высоким содержанием активного хлора [2J. Наиболее широко применяемым методом получения производных симм. триазина является нуклеофилъное замещение атомов хлора в 2,4, 6-трихлор-симм.триазине (цианурхлориде), производство которого не ^представляет трудностей и является многотоннажным.

Высокая биологическая активность производных симм.триазина позволяет применять их в качестве гербицидов и лекарственных препаратов. Особенно широкое распространение в настоящее время получили гербициды системного действия симазин, этазин, пропа-

зия, прометрин [3-6J . Проходит испытания ряд новых высокоэф- ' фективных производных симм. триазина в качестве инсектофунгицидов [7,8] . Перспективно использование производных симм.триазина в фармакологии, где на их основе разработаны препараты, подавляющие рост злокачественных опухолей [9J .

Ароматический характер производных симм.триазина увеличивает термическую стойкость соединений этого ряда, поэтому они используются в качестве добавок к полимерным материалам и маслам, улучшающих их термические свойства [I0-I3J . Способность некоторых производных симм.триазина к полимеризации позволяет получать политриазины, используемые в тех областях техники, где требуются материалы, обаадающие высокими тепло- и термостойкими характеристиками [10,14-18J . Добавки высокомолекулярных сое--динений на основе производных симм.триазина существенно повышают термо- и износостойкость резины [19,20] . Представляет интерес применение производных симм.триазина в качестве присадок к маслам и топливам для двигателей внутреннего сгорания. Эти присадки, будучи практически беззольными [21] , придают маслам и топливам устойчивость к химическим воздействия [22] , антистатичность [23] и ряд других ценных качеств [24,25] . Некоторые производные симм.триазина являются не только термически стойкими и не поддерживают горения, но и могут выступать в качестве огнегасящих добавок, подавлять окисление композиционных материалов [26-30] . Традиционно применение производных симм. триазина в качестве отбеливателей [31,32] , красителей и других, модификаторов тканей [33-35] . Ароматический характер симм.триазина позволяет использовать его производные вместо бензола для синтеза красителей. Полученные таким образом красители отличаются яркостью и чистотой оттенков, прочностью при мокрых обработках [36,37] . Эти качества обусловлены наличием в молекуле

симм.триазина активных атомов хлора, которые образуют химическую связь волокна с красителем. Наличие гетероатомов азота в цикле увеличивает цепь сопряжения и углубляет цветность красителей триазинового ряда в сравнении с бензольным.

Наиболее широкое применение в различных областях науки и техники нашли моно- и ди-производные симм.триазина, в частности, алкоксипроизводные. Алкоксипроизводные симм.триазина в подавляющем большинстве случаев получают взаимодействием галоид-замещенных симм.триазина (наиболее часто хлорпроизводных) с соответствующими спиртами в присутствии акцепторов хлористого водорода. Однако в результате реакции образуется сложная, трудноразделимая смесь, состоящая из моно-, ди- и триалкоксипроиз-водных симм.триазина, а также продуктов гидролиза исходных и промежуточных веществ. Отсутствие достоверных сведений о меха-v низме протекания реакции делает невозможным прогнозирование: хо-v да реакций и получение индивидуальных цродуїстов. Для выявления данных, позволяющих управлять селективностью реакции, необходимо знание количественных закономерностей ее протекания.

Сложный состав образующейся реакционной смеси требует количественной и качественной идентификации моно-, ди- и три- замещенных симм.триазина. При этом особое значение приобретает проблема аналитического контроля малых количеств образующихся побочно веществ в различных продуктах. Решение этой задачи возможно только с привлечением наиболее современных физико-химических методов анализа. Сложный характер реакции цианурхлорида с нуклеофильными реагентами не позволяет однозначно определить влияние таких факторов, как концентрация исходных реагентов, температура реакционной массы и структура реагирующих веществ. Выбор технических решений, направленных на оптимизацию процессов возможен только на основе математического описания процесса,

анализ которого позволит выбрать оптимальные условия для его проведения.

Данная работа посвящена изучению реакции алкоксилирования 2,4,6-трихлор-симм.триазина различными 2К-этанолами, определению влияния реакционной способности применяемых соединений на скорость и направление реакции, выяснению механизма с целью повышения селективности процесса.

- б -

Риск как конструкт междисциплинарного знания

Она выделяет критерии личности, которая становится субъектом. Первый критерий -способность личности к организации собственной жизни, жизненных этапов и регуляции объективно существующих жизненных обстоятельств. Второй критерий состоит в возможности личности как субъекта вырабатывать свои способы решения постоянно возобновляющихся противоречий между нормативными требованиями и индивидуальными особенностями и притязаниями личности. Третий критерий личности как субъекта - в оптимальном использовании психических, личностных, профессиональных и других возможностей для решения жизненных задач. Четвертый критерий -собственно акмеологический, который определяет личность как субъекта жизни, постоянно направленного на самосовершенствование, достижение идеала. Пятый критерий - достижение подлинности личности путем ее совершенствования. Подлинная жизнь -это выбор жизненной стратегии, отвечающей смыслу жизни. Жизненная стратегия проявляется в сознании субъекта как Я-концепция. Наличие Я-концепции дает возможность личности осознать себя как субъекта, отнестись к себе как источнику жизненных перемен, причине событий и поступков.27

Концепцию субъектной личности, объединяющей в себе идеи надситуативной активности и отражениости человека в человеке, развивает В.А. Петровский. «В этом контексте личность выступает как динамическая форма субъектноролевого единства: становление субъектности -ролью и снятие роли -субъектностыо» Субъект понимается Петровским как часть (модус) личности. Согласно В.А. Петровскому «Субъектность человека проявляется в его деятельности -особой активности, посредством которой человек воспроизводит себя, свое собственное бытие в мире» . Субъект решает каждый раз частную задачу, а сам процесс активного преодоления препятствий, активного преобразования окружающей действительности и себя самого формирует в человеке новое качество, состоящее в способности противостоять «каким бы то ни было» ограничениям, способность к инициированию деятельности. «Активность и есть выросшая из отдельных приспособительных деятелыюстей субъекта специальная деятельность по снятию наличных ограничений вообще.... В активности происходит как бы двойное освобождение субъекта - от состояний ближайшей к нему среды и от его собственных простейших потребностей»

Как субъект человек выступает автором собственной активности, считает А.К. Осиицкий. Авторство рассматривается Осницким через включение в опосредованные формы опыта непосредственных переживаний, чувственных представлений, что способствует «превращению приобретаемого, «чужого» знания, знания для всех в знание собственное -субъектное. Пополнение субъектного опыта происходит, как показывает Осницкий, через взаимообогащающее смыкание различных видов опыта - непосредственного чувственного, оцениваемого эмоционально и опосредствованного, оценка которого происходит на рациональном уровне3 В отечественной психологии существует два подхода к пониманию отношений категорий « субъект-личность». Первый подход состоит в том, что личность рассматривается как высший уровень развития субъекта ( Лнцыферова Л.И.). Второй подход - где признается субъект высшим уровнем развития личности (Лсмолов А.Г, Абульханова -Славская К.Л, Ананьев. Б.Г., Петровский В.А, Рубинштейн С.Л. и др.). Так, А.Г. Асмолов считает, что отличие между субъектом и личностью состоит в активности но преобразованию нормативности во вне и в себе как продукте проявления личности." Третья точка зрения представлена работами З.И. Рябикиной, которая считает необоснованной попытку выделения приоритета во взаиморасположении категорий «личность» и «субъект»33. Субъектиость может быть доличностиой, личностной и внеличиостиой. Субъектная позиция понимается как совокупность свойств личности, которая способствует экстсриоризации субъектного потенциала. Рябикина З.И. выделяет истинную и навязанную субъектиость. Истинной субъектности отвечает аутентичное бытие личности.

Сергиенко Е.А предлагает, с ее точки зрения, «компромиссную» гипотезу -личность (персона) - это стержневая структура субъекта, задающая общее направление самоорганизации и саморазвития. «Личность задает направление движения, а субъект - его конкретную реализацию через координацию выбора целей и ресурсов индивидуальности человека. Тогда носителем содержания внутреннего мира человека будет выступать личность, а реализацией в данных жизненных обстоятельствах, условиях, задачах-субъект. В этом случае человек будет осуществлять зрелые формы поведения в зависимости от степени согласованности в развитии континуума «субъект-личность» » Сергиенко Е.А. доказывает, что критерий субъекта может быть только уровневым и это позволяет объединить разные точки зрения на природу субъсктности. Она выделяет уровни протосубъекта, уровень агента и наивного субъекта. Кроме того, она считает, что можно выделить метауровни онтогенеза субъекности человека как субъекта развития -субъекта деятельности — субъекта жизни.

Если понимать «субъекта» как носителя предметно-практической деятельности и познания, источника активности, направленной на объект, то можно выделить основные разновидности субъектов социального действия: индивид (в той мере, в какой он является носителем определённых качеств и свойств); социальная группа (отношения членов которой в разной степени опосредованы участием в совместной деятельностью); общество в целом; человечество (цивилизация) как реальная целостность.

Возможно расширить понятие «субъект», дополнив его элементом социальной организации, которая представляет собой институциализированные объединения различных типов (партия, учреждение, союз), реализующие определённую программу или цель на основе совместных и координированных действий. К институциональным субъектам должны быть отнесены банки, страховые фирмы и другие экономические структуры, имеющие определенные цели деятельности.

Субъект риска в эпоху глобализма

Выбирая, субъект выполняет операцию сравнения, то есть включается рефлексивный акт соизмерения ситуации и возможностей действия в ней. Досозиательная, фоновая рефлексия, как считают Гордеева Н.Д., Зинченко В.П, является атрибутов всего живого, как и готовность к выбору91. На фоне фоновой рефлексии, на которой строится базовое чувство доверия к миру и к успешности своей деятельности, надстраиваются более высокие уровни рефлексии. В преодолении неопределенности и риска большое значение имеют чувственная и интеллектуальная интуиция, готовность к мышлению, готовность действовать в условиях риска.

Среди главных инструментов преодоления неопределенности и риска -смысл. В реальной жизни постоянно происходит означение смысла, то есть доопределение неосознаваемого смысла в операциональных, предметных, перцептивных, эмоциональных, концептуальных и вербальных значениях, в поведении, в деятельности. Означение смысла переходит в рефлексивное осмысление полученного результата, то есть осмысление значения. Вместе эти противоположные механизмы составляют ткань механизма понимания. Полное понимание при этом недостижимо, так как означение смысла и осмысление значения не симметричны. За пониманием следует знание о собственном незнании , которое порождает проблему толерантности к неопределенности и риску.

В психологических теориях среди исследований по толерантности к неопределенности выделяются работы Френкель-Брунсвик, в которых предметом изучения становится субъективность восприятия человеком неопределенности, личностная неопределенность . Вводится термин «иитолерантность к неопределенности», под которым понимается нетерпимость разнообразия и множественной интерпретации стимулов. Речь идет о человеке, который отказывается мыслить в категориях вероятностей и предпочитает избегать неясного и неконкретного, который стремится к очевидному и безусловному принятию или отторжению в отношениях с другими людьми. Боннер описал первичные характеристики интолераптной к неопределенности личности . JTO такие характеристики как: ярко выраженная потребность в категоризации; стремление избегать неопределенных ситуаций; невозможность допущения сосуществования противоположных характеристик объекта; склонность к отвержению всего субъективно бесполезного и несхожего; предпочтение всего знакомого (в первую очередь уже пережитого опыта; склонность к раннему выбору способа действия или решения и его реализации вне зависимости от изменяющихся условий; стремление к поспешным и преждевременным умозаключениям. Среди черт интолераптной личности - авторитаризм, догматизм, ригидность, закрытый склад мышления, тревожность, агрессивность, экстрапунитивность, наличие этнических предрассудков.

Большинство концепций толерантности к неопределенности выделяют эмоциональный (переживание тревоги и беспокойства) и когнитивный аспекты восприятия неопределенности95. Толерантность к неопределенности комплексное понятие, характеризующее широкий диапазон реакций на неопределенные стимулы. Неопределенные стимулы могут быть восприняты человеком как новые и незнакомые, непредсказуемые и неоднозначные, имеющие многочисленные и несовместимые интерпретации или могут быть слишком сложны для недвусмысленного восприятия и переработки.

В психологической теории принятия решений существуют концепции, учитывающие фактор субъективности оценки риска и неопределенности при принятии решений. Так, Л.Сэвиджем представлена концепция субъективно ожидаемой полезности. Она учитывает фактор субъективности в принятии решений не только как субъективности оценки вероятности каждого исхода ( где известны альтернативы выбора с описанием исходов и возможных его вероятностей), но и как неопределенности вероятности наступления исхода (когда риск не поддается категоризации, как неопределенность системы альтернатив).

Однако, данная теория не учитывает фактора субъективности - самого желания или нежелания человека принимать решения в ситуации неопределенности, его отношения к таким ситуациям" 6. Для описания отношения человека к принятию решений в условиях риска было предложено понятие «принятие риска» или «склонность к риску». Согласно измерениям Корниловой Т.В., Долныковой А.А., склонный к риску субъект соглашается делать выборы в заданных условиях неопределенности, соответственно, чем выше уровень неопределенности, тем выше склонность субъекта к риску. Принятие риска выступает в качестве компонента стратегии принятия решений, когда ощущение риска вводится в качестве дополнительного процесса субъективной регуляции, не сводимого к факторам субъективной вероятности и субъективной ценности исходов.

Забота как учредитель субъекта

Забота о душе - это лишь часть проблемы культуры себя, поставленная античными философами. Забота о себе подразумевала целый комплекс дел -заботы домовладельца, задачи правителя, пекущегося о подданных, уход за больными и ранеными, уход за телом, и режим, помогающий поддерживать здоровье, и постоянные физические упражнения, и по возможности умеренное удовлетворение потребностей и т. д. Иначе говоря, вокруг заботы о себе разворачивалась деятельность, в которой тесно переплеталась работа над собой и общение с другими.

Эта деятельность включала два аспекта: во-первых, общение с самим собой (уединение) и во-вторых, общественную практику, практику общения с институциализированиыми структурами. М. Фуко пишет об этой деятельности: «Но не только наличие школ, образования и профессиональных духовных наставников обеспечивало социальную базу этой работы над собой; она без труда могла опереться на всю сеть привычных отношений родства, дружбы или долга. Когда тот, кто практикует заботу о себе, взывает к другому, угадывая в нем способность вести и советовать, он как бы осуществляет некое свое право, оказывая же другому щедрую помощь или с благодарностью принимая его уроки, исполняет долг Стало быть, забота о себе - или труды, предпринимаемые затем, чтобы другие прониклись такой заботой, - интенсифицирует социальные отношения».

Личностная и социальная практика «заботы о себе», искусство самопознания, получило развитие в так называемых «процедурах испытания» . Под ними подразумевались испытания, которым сам себя подвергаешь, - это не просто ряд последовательных стадий самоограничения, но способ измерить и утвердить меру доступной тебе независимости от всего, что нельзя счесть незаменимым и необходимым.

Отношение субъекта к себе приобретает характер некоей инспекции, когда «соглядатай», или «надзиратель»., оценивает, как выполнена работа. «Бели «ничего от себя не утаивают», если «ничего не обходят», то лишь затем, чтобы сказать себе: «Смотри, впредь не делай этого», чтобы запомнить ошибки и после ставить перед разумом должные и хорошо обоснованные цели, избирая надлежащие правила поведения и средства, позволяющие их достичь. Следовательно, рассмотрение воссоздает ошибку не ради установления вины или пробуждения чувства раскаяния, но затем, чтобы, исходя из памятующего и продуманного признания своей неудачи, укрепить то рациональное оснащение, которое обеспечивает мудрое поведение». Таким образом, как показали исследования М. Фуко, в императиве «заботы о себе» индивидуум в древности конституировал себя как такового через различного рода «техники себя». Понятие «забота о себе» включает телесное, социальное и духовное самосохранение.

Формула «озабочеиия собой» впервые появляется в платоновских текстах в «Алкивиаде». Термином «забота о себе» М.Фуко передает «достаточно сложное и богатое, и также достаточно часто встречающееся, бывшее долгожителем греческой культуры понятие epimeleia heautou, переведенное латинянами, конечно, со всеми потерями, о которых так часто писали, во всяком случае, на них указывали как cura sui. Epimeleia heautou, -это забота о себе, занятие собой, попечение о себе самом и т.п.». Правило «Познай самого себя» Сократа вписывается в более широкий контекст «заботы о себе». В текстах Платона сам Сократ изображен человеком, который но сути своей, природе и призванию, но обязанности, профессии и должности побуждает других заботиться о себе, печься о себе самих, не пренебрегать собой . В текстах Платона Сократ предстает человеком, который побуждает других заниматься самими собой. Повстречавшись с кем-то, Сократ обыкновенно говорил «О лучший из мужей, гражданин города Афин, величайшего из городов и больше всех прославленного за мудрость и силу, не стыдно ли тебе, что ты заботишься о деньгах, чтобы их у тебя было как можно больше, о славе и почестях, а о разумности, об истине и о душе своей, чтобы она была как можно лучше, не заботишься и не помышляешь?»144

По Сократу, забота о себе должна рассматриваться как момент пробуждения ото сна. Забота о себе -это что-то вроде жала овода, которое должно войти в человеческое тело, все время напоминать о себе, зудить, не давать покоя. Как пишет М.Фуко, понятие «забота о себе», влекло за собой, заключало в себе. обосновывало необходимость самопознания не только тогда, «когда оно явилось нам в мышлении, в жизни, в фигуре Сократа. Мне кажется, что эта epimeleia heautou (забота о себе и проистекающие из нее правила) не переставала быть основным принципом, отличавшим философское поведение, почти во всей греческой, эллинистической и римской культуре143

Генеалогия ответственности и воли субъекта риска

Ответственность - несводимый, невыводимый, первичный феномен, а не эпифеномен в концепции Франкла. Тот, перед кем человек несет ответственность - это инстанция совести и своеобразная сверхличность (Бог). Совесть - это способность обнаружить тот уникальный смысл, который кроется в конкретной ситуации конкретного человека. Именно совесть может как бы согласовать всеобщий моральный закон с конкретной ситуацией конкретного человека.

В экзистенциально- ориентированной философии, психологии и психотерапии осознание ответственности субъекта рассматривается как факт копституировапия себя и мира. Быть ответственным - значит быть первичным конституирующим агентом, бросить вызов реальности. Но осознание собственной ответственности или ответственности "самости" - всегда пугает человека, так как "Ничто в мире не имеет иного значения, кроме порожденного нами. Нет ни правил, ни этических систем, ни ценностей, никакого внешнего референта, никакого грандиозного вселенского плана. Согласно Сартру, индивид - единственный творец (именно об этом его фраза "человек - это существо с перспективой быть богом")" . В описаниях субъективного опыта сознавания ответственности, говорит И. Ялом, часто используется понятие пустота, или беспочвенность, или отсутствие почвы, что может интерпретироваться как "пратревога".

Чтобы избежать этой самой фундаментальной тревоги, человек ищет структуру, авторитет, проекты - нечто большее, чем он сам. Человек бежит от свободы и ответственности , выстраивает соответствующие психологические защиты. Поскольку современный человек не понуждаем извне "обязанностями", "долженствованием", то он решает задачи выбора того, что он хочет делать. Обремененный чрезмерной свободой, современный человек часто не может определить свою проблему. И это есть проблема неподготовленности к ответственности.

С точки зрения субъектно-деятельностного подхода в отечественной психологии параметр " ответственность" включается в критерий субъектности. Субъектом называют человека, рассматриваемого на высшем для него уровне активности, целостности, автономности. "Субъект - это всеохватывающее, наиболее широкое понятие человека, обобщенно раскрывающее неразрывно развивающееся единство всех его качеств: природных, социальных, общественных, индивидуальных и т.д. Личность, - напротив, менее широкое и недостаточно целостное определение человеческого индивида" Умение согласовывать свою индивидуальную активность, способ организации личной жизни с социальными структурами, нормами и формами деятельности является критерием для выделения личности субъекта, считает К.А. тло Лбульхаиова. Согласование направлено на снятие неизбежно возникающих противоречий между желаниями и возможностями личности и требованиями общества. В таких характеристиках личности, как инициатива и ответственность, проявляются мотивы, смыслы, способы разрешения жизненных трудностей, противоречий, конфликтов, связанные с интерпретацией себя как ответственного субъекта.

В психологии выделяют и измеряют чувство личной ответственности, которое вместе с интернальностыо оказывает влияние на выбор защиты и стратегий совладания. Выбор стратегий совладания -феномен, тесно связанный с самоопределением личности и который фактически является одним из результатов самоопределения личности в кризисных (рисковых) условиях.209. Значимость ответственности личности в осуществлении се самоопределения сопряжена со свободой выбора и понимание ответственности как неотъемлемого качества свободной личности.

К.А. Лбульханова-Славская формулирует следующее понимание психологической сущности ответственности: «ответственность -максимальное выражение субъектной позиции в деятельности: добровольное взятие на себя гарантий по уровню качества деятельности, гарантий ее результата, готовность отвечать за любые последствия (несоответствие целей и результатов) Такое содержание ответственности, понятое, принятое и усвоенное субъектом самоопределения, позволяет ему определять наиболее адекватные его возможностям, способностям и подлинным потребностям цели и задачи в жизни, а также все то, к чему он может стремиться (ожидания, притязания, ценности, идеалы и.т.п.). Понимание ответственности позволяет субъекту правильно оценить причины жизненных успехов и неудач, в какой то мере защитив себя тем самым от завышенных ожиданий, притязаний, глубоких потрясений, больших потерь и жизненных разочарований

Похожие диссертации на Субъект риска: социальные способы самозащиты в условиях глобализации