Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Методологические основания анализа спорта как социокультурного феномена 12 стр.
1.1. Категориальный анализ понятия спорта и выделение его атрибутивных признаков 12 стр.
1.2. Историко-философская ретроспектива анализа феномена спорта 32 стр.
1.3. Концептуализация спорта в социально-коммуникативном контексте 52 стр.
Глава 2. Механизмы функционирования и воспроизводства спорта в пространстве социальной коммуникации 58 стр.
2.1. Социальная адаптация как механизм функционирования и воспроизводства спорта 58 стр.
2.2. Социальная регуляция как механизм конституирования социокультурной природы спорта 76 стр.
2.3. Социальная интеграция как механизм выявления гуманистического потенциала спортивной деятельности 92 стр.
Заключение 110 стр.
Список литературы 113 стр.
- Историко-философская ретроспектива анализа феномена спорта
- Концептуализация спорта в социально-коммуникативном контексте
- Социальная регуляция как механизм конституирования социокультурной природы спорта
- Социальная интеграция как механизм выявления гуманистического потенциала спортивной деятельности
Введение к работе
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день спорт является неотъемлемым элементом жизни общества, будучи одним из самых заметных и значимых социальных явлений в современном социокультурном пространстве. Всё большее количество людей активно приобщаются к физической культуре, принимают участие в спортивных соревнованиях, преследуя при этом разные цели. Спорт перестал быть исключительно оздоровительной или соревновательной практикой; современные спортивные состязания – это значительная сфера мировой экономики, которая приносит весьма солидную прибыль, собирая огромные аудитории зрителей.
В качестве общечеловеческого цивилизационного феномена, спорт создает образцы и модели поведения, являясь также одним из существенных факторов усиления процессов глобализации в современном мире. Проникая в повседневную жизнь людей, спорт выполняет важные социально-коммуникативные функции. Он является не просто эффективным способом сохранения и укрепления здоровья человека, но также представляет собой вполне рациональную форму организации свободного времени, инструмент общения и повышения социально-коммуникативной активности людей.
Актуальность избранной темы обусловлена общецивилизационными проблемами и задачами, в решении которых спорт может выступать средством культивации в общественном сознании ценностей творчества, толерантности, солидарности, развития личности, оптимизации коммуникации и урегулирования конфликтов. Социально-философское исследование спорта с точки зрения его функций (социализации, самоидентификации, конфликта и примирения) способно углубить понимание различных социальных процессов и предложить методологическую основу для их регуляции. Социально-философский анализ спорта, теоретическое осмысление механизмов его функционирования и воспроизводства, перспектив и социокультурных последствий является необходи-3
мым условием для понимания магистральных направлений развития современного общества.
Повышение социальной ценности спорта в современном мире обусловлено, прежде всего, теми социально-экономическими, политическими и прочими культурными преобразованиями, которые позволили говорить о возникновении своего рода индустрии спорта, выполняющей роль незаменимого транслятора определенных идеалов, норм, ценностей, стиля поведения и образа жизни.
Усиление роли спорта в построении и поддержании социальных отношений между людьми приводит к ясному осознанию того, что и сам он способен выступить причиной глобальных изменений в нынешних и последующих циви-лизационных процессах. Актуальность заявленной темы исследования определяется значительной социально-коммуникативной ролью, которую спорт играет в современном обществе, и его способностью воздействовать на самые разнообразные сферы человеческой жизнедеятельности – экономику, политику, образование. Актуальной представляется попытка проследить, как искажалась сущность спорта, его аксиологическая и гуманистическая природа от формирования принципов олимпийского движения до процессов отчуждения спорта в современном обществе.
В связи с обозначенной актуальностью предложенной темы проблема данного исследования может быть сформулирована следующим образом: Какова природа и специфика спорта как социокультурного феномена и коммуникативной практики с точки зрения реализации его гуманистического потенциала?
Степень научной разработанности темы исследования. Несмотря на практически повсеместное признание спорта в качестве важнейшего социокультурного феномена современного общества, он пока что не получил должного (исчерпывающего, глубокого и всестороннего) социально-философского анализа. Приходится констатировать недостаточность теоретического осмысления его социально-коммуникативной роли в качестве особого феномена современной цивилизации. Тем не менее, выделяется ряд методологических под-4
ходов к изучению вопросов, так или иначе имеющих отношение к области спорта и физической культуры.
Достаточно богатая традиция исследования феномена спорта обнаруживается при обращении к нему с точки зрения физиологических, медико-биологических, педагогических, морально-нравственных, эстетических, социально-психологических и экономико-правовых проблем. Социально-психологический анализ феномена спорта реализуют Т. Алкемайер, Г.М. Гагае-ва, В.Д. Гончаров, Г.Д. Горбунов, Р. Мартенс, А.Ц. Пуни, В.К. Сафонов, Ю.Л. Ханин и др. В частности, А.В. Бобровский, П. Макинтош и А. Пилоян проводят тщательное исследование мотивации спортивной деятельности. А.В. Починкин рассматривает становление и развитие профессионального и коммерческого спорта в России. Генезис спорта и физической культуры в качестве социологической и социокультурной проблемы рассматривается следующими авторами: С.И. Гуськов, А.М. Леонтюк, Л.И. Лубышева, Н.И. Пономарев, А.В. Серебряков, К.С. Хуснутдинов, Н. Элиас и др. Спорт как социальный институт в развитии личности исследует В.Д. Паначев, а В.А. Демин предпринимает исследование методологических вопросов спорта в аспекте теории деятельности.
Самый поверхностный взгляд на имеющуюся литературу позволят фиксировать глубокую разработанность теоретико-прикладных аспектов проблематики спорта и физической культуры. Результаты этих разработок отражены в многочисленных монографиях, журналах и сборниках статей, перечисленных в списке использованных нами источников и литературы. Среди периодических изданий следует отметить, прежде всего, зарубежный «Журнал философии спорта (Journal of Philosophy of Sport)», а также отечественные журналы «Теория и практика физической культуры» и «Физкультура и спорт».
Повышение актуальности социально-философского познания феномена спорта в определенной мере свидетельствует об увеличении его влияния на человека современной цивилизации и значительных возможностях для общества в целом. Примерно с середины двадцатого века начинают публиковаться рабо-5
ты, которые посвящены социально ориентированным вопросам в сфере физической культуры и спорта.
Публикации К. Айзенберг, Б. Лоу, К. Лэша, Г. Люшена, В. Оливовой, К. Посьелло, М.Ю. Прозуменщикова, М.Я. Сараф, П.С. Степового, К.Л. Стивенсон и многих других ученых дают представление о спорте как о сложном, динамически развивающемся, функционирующем в обществе специфическом социокультурном феномене современной цивилизации. В частности, Н.И. Пономарев, С.В. Брянкин и М. Буэ выявляют социальные функции физической культуры и спорта, а М.Ю. Климов изучает семиотическую систему спорта как особого феномена человеческой культуры. Значительную часть исследований, посвященных выявлению сущности феномена спорта в системе человеческой цивилизации, определению его связей с физической культурой в целом и построению основных моделей современного спорта, составляют работы таких авторов как: Б.В. Барабанова, И.М. Быховская, Н.Н. Визитей, И.В. Грошевихин, Б.В. Дубин, А.Г. Егоров, Н.Р. Ермак, С.И. Курило, А.С. Лебедев, Л.И. Лубышева, В.И. Столяров и др.
Сугубо философское исследование спорта предпринимают Р. Аустерхаут (R. Ousterhoudt), М.Э. Бертман (M.A. Bertman), П. Вайс (P. Weiss), Г.В. Мокро-носов, У. Морган (W. Morgan), Д.В. Никишин, Г.А. Пивоваров, Д.Э. Хайлэнд (D.A. Hyland), Й. Хейзинга и др. В частности, С.И. Курило разрабатывает социально-философскую концепцию международного спорта, а С.Н. Алёшина раскрывает социально-философские аспекты актуализации возможностей человека в современном спорте. Основные вопросы философии физического воспитания и его соотношения со сферой спорта, включая аспекты практической философии физической активности подробно рассматривают Э.Ф. Зиглер (E.F. Zeigler) и Р.С. Кретчмар (R.S. Kretchmar). Кроме того, Г. Слашер (H. Slusher) реализует критический анализ основных способов присутствия (существования) человека в спорте, а Ю.А. Лебедев раскрывает философские основы теории и практики физической культуры.
Л.А. Мазур выявляет онтологические основания существования спорта в их отношении к гуманистическим ценностям культуры. Гуманизирующее (равно как и дегуманизирующее) воздействие на человека и общество рассматривают А.Г. Егоров, М. Клемент, А.С. Лебедев, В.С. Родиченко, В.И. Столяров, Л. Сьюэн, Й. Финдер и др. Э. Озер разрабатывает философско-этические аспекты предельных возможностей человека в спорте. Н.Ю. Мазов исследует спорт в системе ценностных ориентаций молодежи. Анализ феномена спорта в ценностном и нравственном аспектах реализуют также Х. Ленк.
Тем не менее, несмотря на существенный вклад отечественных и иностранных ученых в анализ социально-философской проблематики спорта, в публикациях перечисленных авторов не удается найти исчерпывающий ответ на вопрос о том, каким именно образом спорт в качестве феномена современной цивилизации встраивается в структуру социальной коммуникации. Данное обстоятельство стало определяющим при формулировке цели и задач диссертационного исследования.
Объект исследования – коммуникативный аспект функционирования спорта как социокультурного феномена.
Предмет исследования – спорт как коммуникативная практика.
Цель диссертационной работы:
Теоретико-методологический анализ механизмов формирования и воспроизводства феномена спорта в коммуникативном пространстве современного социума.
Задачи исследования:
-
Провести категориальный анализ понятия спорта в контексте социально-философских традиций и эксплицировать его атрибутивные характеристики.
-
Концептуализировать социокультурную сущность спорта в контексте теории коммуникативного действия;
-
Выявить механизмы функционирования и воспроизводства спорта в пространстве социальных коммуникаций;
4) Обозначить причины трансформации гуманистического потенциала спортивной деятельности в современном обществе;
Методологическим фундаментом диссертационного исследования являются результаты и представления, выработанные отечественной и зарубежной наукой в процессе познания сущности спорта. Всесторонний концептуальный анализ феномена спорта потребовал опоры на междисциплинарный подход, синтезирующий теоретические и методологические положения, выработанные в современной философии, культурологи, социологии и экономико-правовом регионе знания.
В основу диссертационного исследования легли принципы, идеи и концептуальные понятия современной социальной философии и теории коммуникации. Наиболее важной в методологическом плане оказалась теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса. Плодотворными явились представления Ю. Хабермаса о коммуникативной природе общества, о жизненном мире как источнике образцов и норм коммуникативного действия, о конституировании жизненного мира в сферах культурного воспроизводства, социальной интеграции и социализации. Активно использовались идеи Ю. Хабермаса о патологиях современного жизненного мира, проявляющихся в преобладании целерацио-нального действия над ценностно рациональным, в искажении коммуникативных практик, функционирующих по формализованным правилам, где главными инструментами являются деньги и власть.
В данной работе также применен метод исторического и логического анализа, позволяющий эксплицировать феномен спорта в процессе его становления и развития. Использованы также методологические принципы системности и комплексности, необходимые при проведении междисциплинарных исследований.
Научная новизна диссертации заключается в следующем:
1. Проведен категориальный анализ понятия спорта. Обозначены и проанализированы специфические характеристики спорта как социокультурного феномена. Показано, что спорт на сегодняшний день предстаёт одним из клю-8
чевых факторов и регионов экстенсивного развития социокультурного потенциала современного общества.
-
Выявлена методологическая эффективность теории коммуникативного действия в анализе спорта как коммуникативной практики.
-
Эксплицированы механизмы функционирования и воспроизводства спорта в пространстве социальной коммуникации: 1) механизм социальной адаптации; 2) механизм социальной регуляции; 3) механизм интеграции в контексте принципа гуманизма, и показана социокультурная роль этих механизмов.
-
Выявлены причины трансформации гуманистического потенциала спорта в отчуждающих условиях современного массового общества.
Положения, выносимые на защиту:
1. В современной теоретической традиции спорт является объектом меж
дисциплинарной рефлексии, осуществленной на перекрестке проблемных по
лей социальной философии, культурологи, социологии и имеет ярко выражен
ный социокультурный характер. В результате осуществленной аналитики спорт
определен как сфера социально-культурной деятельности, сложившаяся в фор
ме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним. Опреде
лены сущностные характеристики спорта: игровой характер, принцип соревно
вательности (агональности), ориентация на физическое совершенство и ориен
тация на ретрансляцию культурных ценностей. Выявленные характеристики
позволяют рассматривать спорт как социокультурный феномен, функцией ко
торого является трансляция социально значимых ценностей и смыслов.
Спорт, обладая весомым гуманистическим потенциалом, предстает символом сотрудничества и взаимопонимания в современной цивилизации, выступая вполне приемлемым способом решения разного рода конфликтов.
2. В контексте теории коммуникативного действия Ю. Хабермаса спорт
концептуализирован как коммуникативная практика, представляющая собой
комплекс функциональных атрибутов, позволяющих влиять на социальные и
культурные трансформации общества.
-
Спорт как коммуникативная практика формируется и воспроизводится через механизмы социальной адаптации, социальной регуляции и социальной интеграции, реализуя свой социокультурный и гуманистический потенциал.
-
Причинами трансформации гуманистического потенциала спорта и деформации его ценностей в современном массовом обществе являются отчуждающие тенденции в виде коммерциализации, бюрократизации и идеологизации спортивной деятельности.
Теоретическая и практическая значимость. Результаты, полученные в ходе выполнения диссертационной работы, способствуют более глубокому пониманию роли и места спорта как феномена современной цивилизации, раскрытию его основных социально-коммуникативных функций в человеческой культуре. Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке учебных курсов по философии и социологии спорта, а также при написании научно-исследовательских работ по близкой тематике.
Апробация материалов исследования. Основные положения диссертационной работы были представлены:
-
На ежегодных всероссийских конференциях с международным участием «Актуальные проблемы социальных наук» (г. Томск, с 2004 по 2006 г.г.,)
-
На всероссийской конференции «Дефиниции культуры» (г. Томск, 2004 г.)
-
На всероссийских научно-практических конференциях «Физическая культура, здравоохранение и образование (г. Томск, с 2008 по 2011 г.г.,)
Структура диссертации. Структура диссертации определяется целью, задачами и логикой исследования. Диссертационная работа включает в себя введение, две главы (шесть разделов), заключение и список использованной литературы, включающий 156 источников.
Историко-философская ретроспектива анализа феномена спорта
Процесс диверсификации проблем, которые вызывают интерес у современных философов, привел к возникновению и развитию особой отрасли философского знания, возникшей в середине двадцатого века и получившей наибольшее распространение, главным образом, в англоязычной академической среде - философии спорта. Процесс институционализации философии спорта является характерной чертой преимущественно западноевропейской традиции мировосприятия. В современной системе социально-философского знания проблемы спорта приобретают статус крайне актуальных вопросов, поскольку они непосредственно связаны со многими социально значимыми процессами современной цивилизации. Проникновение темы спорта в средства массовой коммуникации, язык, искусство и иные культурные сферы необходимо исследовать, чтобы понять общую роль спорта в жизни общества.
Философия спорта на сегодняшний день представляет собой достаточно разработанную систему специального социально-гуманитарного знания. В становлении философии спорта, согласно современному западному исследователю Уильяму Моргану, ключевую роль сыграли преимущественно два главных обстоятельства. Во-первых, социально-философское исследование спорта возникло во многом благодаря уже сложившейся сфере физического воспитания и физической культуры. Однако если в основании традиционного подхода к изучению разнообразных спортивных практик лежит, главным образом, медицинский (в первую очередь, физиологический), а также педагогический анализ спорта и физической активности, то современный подход, дополненный социально-философским и культурно-историческим способом исследования феномена спорта, имеет более амбициозные интеллектуальные цели. Такое оттеснение медицины и педагогики в качестве магистральных направлений анализа сделало возможным развёрнутое исследование разнообразных социально-философских, культурных и исторических контекстов спорта и физической культуры. Поэтому неудивительно, что уже в середине двадцатого века появляются классические работы в области философии спорта: «Человек, спорт и существование» (1967) Говарда Слашера и «Движения и значения» (1968) Элеанор Метени. Вторым же обстоятельством - в данном случае, наоборот, воспрепятствовавшим более раннему появлению социально-философских попыток анализа спортивных практик - стало, по мнению У. Моргана, запоздалое рассмотрение спорта собственно философией, которая слишком долго пренебрегала спортом. Несмотря на то, что в философии существует давно сложившаяся традиция обращения к самым различным формам жизни и деятельности, имеющим большое значение для отдельных людей и общества в целом, спорт, к сожалению, не был удостоен сколько-нибудь серьезного философского внимания. Безусловно, встречались и исключения. К примеру, Платон и Аристотель достаточно одобрительно и порой даже восторженно писали об игре и спорте, тогда как некоторые современные философы (вроде Фридриха Ницше и Мартина Хайдеггера) используют игру как метафору для определения своих особых мировоззрений. Поль Сартр и Людвиг Витгенштейн обращались к понятиям спорта и игры при разработке собственных, оказавших немалое влияние на развитие культуры, концепций человеческого существования и языка. Тем не менее, приходится согласиться с практически повсеместно принимаемым мнением о том, что «в целом большинство философов просто игнорировало спорт, считая его слишком несущественным для того, чтобы тратить на него свое время». В конечном итоге, философы стали относиться к спорту и играм более серьезно, свидетельством чему, в том числе, стала нарастающая со стороны некоторых ведущих философских журналов (таких как Philosophy Today и Man and World) симпатия к феномену спорта и физической культуры. Кроме того, приблизительно в то же самое время выходит в свет книга «Спорт: философское исследование» американского философа Пола Вейса, связанного с прагматистским движением и имевшего немалую известность в академических кругах.4 Однако можно констатировать, что лишь в начале семидесятых годов двадцатого века философия спорта приобретает более или менее прочный концептуальный фундамент. Проявилось это, в частности в том, что в 1972 г. усилиями разных специалистов в области философского исследования спорта было создано «Философское общество по изучению спорта» (Philosophic Society for the Study of Sport), первым председателем которого стал никто иной как П. Вейс. С 1974 г. Общество выпускает «Журнал по философии спорта» {Journal of Philosophy of Sport), a в 1999 г. оно было переименовано в «Международную ассоциацию философии спорта» (International Association for the Philosophy of Sport).5
Превращение спорта в социальное явление мирового масштаба, рост его авторитета и влияния в мире, а также различные связанные с ним кризисные ситуации всё настоятельнее требуют разработки его целостной социально-философской концепции. Однако построение такой концепции невозможно без прояснения вопроса о возникновении и трансформации базовых социокультурных функций, выделяемых в ходе возникновения и развития спортивной деятельности. Данный вопрос теснейшим образом связан с проблемой выяснения того, какие из многообразных потребностей человека находят удовлетворение в спорте.
Концептуализация спорта в социально-коммуникативном контексте
Таким образом, напрашивается вывод о том, что в воспитательной работе со спортсменами, взаимодействии с тренерами или организаторами, скорее всего, следует ориентироваться на принципы, определяемые спецификой тех или иных социально-коммуникативных функций. Делать это необходимо для того, чтобы у спортсменов формировалась соответствующая мотивация, а это, в свою очередь, позволило бы адекватным образом соотносить динамику достижения спортивных результатов с прогрессивным развитием - как отдельного народа, так и всего человечества.
Знание основных мотивов (ценностных установок) в профессиональной деятельности спортсменов способствует лучшему пониманию того, как использовать мотивацию для повышения уровня спортивных показателей. Что такое мотивация? Мотивация в данном случае предстает чем-то вроде смысла, который вкладывает спортсмен в свои занятия спортом; то, к чему он стремится, какую пользу он намеревается от них получить. Именно благодаря знанию мотивации можно понять, на что направлена физическая активность спортсмена и что им движет - стремление ли поддержать мир на Земле или зарабатывать как можно больше денег. Следовательно, через анализ мотиваций спортсменов (как наиболее латентных по сравнению с ценностными установками организаторов и тренеров) вполне возможно продолжать строить эффективные взаимоотношения, учитывая потребности не только каждого индивида, но и всего oбщества.79
Нередко основным мотивом для занятия спортом выступает обретение социальной значимости в обществе, достижение которой возможно через вовлечение в состязательную деятельность, реализующуюся в форме соревнований. С ценностью социальная значимость тесно связано удовлетворение, которое человек получает от собственной деятельности. Если он не получает удовольствия от мастерства, победы, физического развития и Т.Д., то они зачастую выпадают из его системы ценностей и более не выступают действенными стимулами его деятельности. Доступность подобных стимулов обеспечивается существованием определенных процедур их достижения. Понятно, что таких процедур может быть достаточно много, однако все они, по сути, сводятся к двум различным способам социального признания - личный (или экспертный) и безличный (или рыночный).80
Для соревновательной деятельности свойственен преимущественно первый из указанных способов, осуществляется он посредством экспертов (компетентных судей), зрителей или болельщиков, которые признают или не признают право отдельного спортсмена на победу и славу. Второй же способ обычно связан с теми или иными рыночными (социально востребованными) условиями и в значительной степени характеризует профессиональный спорт. Если спортсмен (продукт) признается организаторами и зрителями (рынок), то тем самым признается и его социальная значимость. Рыночный способ социального признания отличает от экспертного способа, главным образом, то, что для рынка конкретный спортсмен сам по себе не имеет особого значения, а оценивается исключительно как носитель социальной значимой функции.
Безусловно, кроме способов достижения социального признания, выделяются также различные формы, в которых оно реализуется. Имеется в виду то, что спортсмен может получить социальное признание как благодаря индивидуальным усилиям, так и за счет совместных стараний (тренера, других спортсменов и т.д.). Понятно, что с развитием и усложнением состязательной деятельности всё большее значение приобретает коллективная форма достижения социальной значимости, поскольку современная подготовка высококвалифицированных спортсменов настолько сложна и многогранна, что осуществить ее усилиями одного только человека практически невозможно. Таким образом, в осуществлении коллективных форм взаимодействия с целью достижения общественного признания явным образом проявляется реализация спортом его социально-коммуникативных функций.
Коммуникативный потенциал спорта раскрывается также через реализацию его социально-интегративной функции, проявляющейся преимущественно в области наиболее зрелищных видов спортивных соревнований (футбол, теннис, хоккей и др.). Дело в том, что значительное число людей, а иногда даже целые нации отождествляют себя с одной из противоборствующих сторон, «болея» за нее. Подобное отождествление возможно только в том случае, если чувства и переживания, которые демонстрируют спортсмены в ходе спортивного состязания, воспринимаются зрителями как вполне искренние и реальные. Именно это обстоятельство приводит к обострению переживаний и накалу страстей у самих зрителей, благодаря чему они и становятся «болельщиками». В случае победы спортсмена (или команды спортсменов), радость от нее распространяется на ту группу, которую он представляет или которая его поддерживает. Так что, видимо, не случайно, что успех, достигнутый отдельными спортсменами, всегда принимался за фактор увеличения престижа той социальной группы, которая представлена этими спортсменами, а также зачастую выступал очевидным свидетельством наличия у данной социальной группы способности взращивать победителей. Тем самым, явным образом проявляется функциональность спорта в качестве одного из критериев социальной идентичности.
Спорт как глобальный, общественно значимый феномен современной цивилизации становится универсальным способом сравнения и выявления статусности, а также социального значения определенных общественных групп, прежде всего, национальных и государственных образований. Спорт становится удобной площадкой цивилизованного выяснения отношений между группами, объединениями и государствами. Это объясняется наличием базовой спортивной категории - категории соревновательности. Спортивные соревнования моделируют глобальную конкуренцию, являются каналом вертикальной мобильности и критерием социального престижа.
Социальная регуляция как механизм конституирования социокультурной природы спорта
Сан-Сальвадор (столица Сальвадора) они приобрели угрожающий характер. Ситуация усугублялось также и благодаря тому, что в средствах массовой информации обеих стран высказывались обоюдные обвинения, провоцируя и без того широко распространившиеся массовые погромы. После первого матча в Сальвадоре были избиты футболисты и болельщики Гондураса, разрывались и сжигались гондурасские флаги. В ответ прошла волна нападений на сальвадорцев в Гондурасе. В результате, правительство Гондураса разорвало все дипломатические отношения с Сальвадором, а в июле 1969 г. развязались военные действия между двумя странами, в результате которых погибло по разным оценкам от двух до шести тысяч человек. Нечего и говорить, что все спортивные отношения между этими государствами были прекращены на длительное время, а мирное соглашение было подписано лишь спустя десять лет. Касаясь непосредственных причин данного конфликта, конечно же, следует отметить его связь с политической нестабильностью, экономической дифференциацией и др. обстоятельствами, предшествовавшему возникновению враждебных настроений между этими двумя странами. В частности, на одну из основных причин указывают на давний спор между Гондурасом и Сальвадором по поводу точного расположения некоторых пограничных территория. Тем не менее, весьма примечательно, что именно футбол стал вполне легитимным способом для инициирования международного военного конфликта.
К несчастью, такая футбольная война повторилась позднее в Югославии. Смертоносная гражданская война и вызванный ей развал государства, по сути, были инициированы во многом благодаря исходу футбольного матча 13 мая 1990 г., когда белградская «Црвена Звезда» играло в гостях у загребского «Динамо». Несмотря на то, что команда из г. Белграда уже практически обеспечила себе титул чемпиона в рамках чемпионата по футболу в ту пору еще единой Югославии. Известно, что вокруг этой спортивной игры разыгрались нешуточные страсти. На игру приехало несколько тысяч радикально настроенных фанатов из клуба «Делие» (что в переводе означает «крутые парни»), а возглавлял их сам Ж. Ражнатович. Он являлся достаточно серьезным криминальным авторитетом, а в период гражданской войны стоял во главе «Сербской добровольческой гвардии», но в дальнейшем, конечно же, был осужден Гаагским трибуналом за серию военных преступлений против человечества.
Массовые беспорядки начались на стадионе еще во время футбольного матча. Сейчас затруднительно сказать, кто именно был их зачинщиком, однако хорваты, считающие именно этот день началом своей кровопролитной борьбы за суверенность республики, утверждают, что якобы фанаты из г. Белграда примерно в течение часа всячески оскорбляли и неоднократно предпринимали попытки спровоцировать болельщиков загребской команды. Отпор же был дан лишь тогда, когда со стороны белградских фанатов полетели кресла с трибуны. Поскольку присутствовавшие на стадионе полицейские не смогли оказать сопротивление оскорбленным и возмущенным хорватским болельщикам, последние взяли штурмом трибуну, на которой находились белградские фанаты. У сербской же стороны, правда, совсем иная версия того, как в тот день разворачивались события. Согласно их точке зрения, покушение на жизни сербских болельщиков подготавливалось задолго до самого этого события, а буквально в ночь перед игрой кем-то были сняты специальные, разделявшие трибуны наиболее радикально настроенных сербских и хорватских фанатов. Судя по всему, по какой-то причине политические руководители знали о приближающемся конфликте, так как ни один из них так и не почтил спортивное сообщество своим присутствием, несмотря на важность и принципиальный характер этой игры. Данное происшествие, по сути, послужило началом для многолетней смертоносно-кровавой войны, а те болельщики, которые принимали участие в драке на стадионе, в последующем оказались втянутыми в военные баталии, развернувшиеся в период гражданской войны.
Таким образом, в истории достаточно примеров политизации спорта, когда такое вполне, казалось бы, мирное занятие как спортивное состязание расценивалось в качестве одной из арен холодной войны. В частности, современный отечественный исследователь О.Винокуров отмечает следующее; «Когда Советский Союз в 50-е годы примкнул к Олимпийскому движению, руководство страны сразу же стало рассматривать Игры как еще один фронт борьбы между социалистическим строем и капиталистическим. Дабы продемонстрировать народу полную несостоятельность последнего, от освещавших олимпиады “аналитиков” требовали, чтобы они “правильно” подсчитывали очки и медали. СССР в любом случае должен был оказаться победителем, поэтому каждый раз приходилось вводить новую систему определения командных мест».
Более того, осмысление спорта в качестве свободной, самодостаточной и саморегулируемой деятельности стало прекрасной, но, к сожалению, ошибочной идеей. Становясь все более и более популярным, спорт превращается в мощную индустрию, которая не только производит модную спортивную одежду и аксессуары, но и является одним из главнейших социокультурных механизмов, принимающих участие создании символов, ценностей и образов, овладевающих умами миллионов и миллиардов людей по всей Земле. Поэтому, вряд ли разумным со стороны политических лидеров, руководителей транснациональных корпораций и других «правителей мира» пренебречь таким прекрасным и удобным инструментом для реализации собственных утилитарных целей.
Социальная интеграция как механизм выявления гуманистического потенциала спортивной деятельности
Данная диссертационная работа была посвящена исследованию спорта как социокультурного феномена в коммуникативном контексте. Цель работы заключалась в теоретико-методологическом анализе механизмов формирования и воспроизводства феномена спорта в коммуникативном пространстве современного социума. Для достижения поставленной цели были реализованы следующие задачи:
Во-первых, проведен категориальный анализ понятия спорта. Обозначены и проанализированы специфические характеристики спорта как социокультурного феномена. В результате осуществленной аналитики спорт определен как сфера социально-культурной деятельности, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним. Определены сущностные характеристики спорта; игровой характер, принцип соревновательности (атональности), ориентация на физическое совершенство и ориентация на ретрансляцию культурных ценностей. Выявленные характеристики позволяют рассматривать спорт как социокультурный феномен, ключевой функцией которого является трансляция социально значимых ценностей и смыслов. Показано, что спорт на сегодняшний день предстаёт одним из ключевых факторов и регионов экстенсивного развития социокультурного потенциала современногр общества. Показано, что в современной теоретической традиции спорт является объектом междисциплинарной рефлексии, осуществленной на перекрестке проблемных полей социальной философии, культурологи, социологии и имеет ярко выраженный социокультурный характер.
Во-вторых, выявлена методологическая эффективность теории коммуникативного действия Ю. Хабермаса в анализе спорта как коммуникативной практики. В контексте данной теории, спорт концептуализирован как коммуникативная практика, представляющая собой комплекс функциональных атрибутов, позволяющих влиять на социальные и культурные трансформации общества. В-третьих, выявлены основные механизмы функционирования и воспроизводства спорта в социально-коммуникативном пространстве. Обозначены и исследованы следующие механизмы: - механизм социальной адаптации, при котором спорт выступает как средство социализации, самоидентификации и самореализации; - механизм регуляции, с точки зрения которого исследуется соотношение спорта и таких базовых социальных регуляторов, как традиции, ценности, нормы, мораль и эстетические характеристики; - интегративный механизм, с позиции которого спорт рассматривается в контексте реализации им гуманистических функций. В-четвертых, показано, что причинами трансформации гуманистического потенциала спорта и деформации его ценностей в современном массовом обществе являются отчуждающие тенденции в виде коммерциализации, бюрократизации и идеологизации спортивной деятельности. Установлено, что отмеченные негативные стороны спортивной деятельности имеют место лишь в том случае, когда спорт функционирует вне общекультурной направленности. Спорт сам по себе, будучи сферой выявления человеческих возможностей, не может быть антисоциальным; таковым он может быть лишь тогда, когда функционирует вне нравственно-духовных ценностей и не регламентируется ими. Показано, что благодаря спорту как игровой модели соревновательных ситуаций реальной жизни, вполне возможно создание предпосылок для воплощения гуманистического принципа справедливости. С этой точки зрения, спорт предстает символом сотрудничества и взаимопонимания в современной цивилизации, выступая приемлемым способом решения разного рода конфликтов.
Осуществленная работа расширяет исследовательское поле и актуализирует новый круг проблем, обусловленных динамичным характером социально-культурных явлений и системной трансформацией спорта как противоречивого социального феномена. Ведущей тенденцией научных изысканий представляется перспектива разработки универсальных критериев влияния фактора спорта на формирование социально -коммуникативного пространства, а также, перспективными представляются исследования функционального потенциала спорта как механизма формирования идеологических систем.