Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-философские проблемы бытия женщины в гендерном пространстве этнокультуры Бутаева Марзижат Ахмедовна

Социально-философские проблемы бытия женщины в гендерном пространстве этнокультуры
<
Социально-философские проблемы бытия женщины в гендерном пространстве этнокультуры Социально-философские проблемы бытия женщины в гендерном пространстве этнокультуры Социально-философские проблемы бытия женщины в гендерном пространстве этнокультуры Социально-философские проблемы бытия женщины в гендерном пространстве этнокультуры Социально-философские проблемы бытия женщины в гендерном пространстве этнокультуры Социально-философские проблемы бытия женщины в гендерном пространстве этнокультуры Социально-философские проблемы бытия женщины в гендерном пространстве этнокультуры Социально-философские проблемы бытия женщины в гендерном пространстве этнокультуры Социально-философские проблемы бытия женщины в гендерном пространстве этнокультуры
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Бутаева Марзижат Ахмедовна. Социально-философские проблемы бытия женщины в гендерном пространстве этнокультуры : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : Махачкала, 2003 140 c. РГБ ОД, 61:04-9/162

Содержание к диссертации

Введение

Гл. 1 Методологические проблемы исследования тендерных отношений в обществе.

1. Методология современных тендерных исследований 12-25

2. Тендерные стереотипы в контексте истории социальной философии 26-39

3. Социально-экономические проблемы реализации потенциала женщины в современном обществе 39-48

Гл. 2. Социальные аспекты места и роли женщины в этнокультуре

1. Место женщины в социокультурном пространстве Дагестана 48 - 98

2. Социальные аспекты женской проблемы в современном обществе 98-120

Заключение 120-131

Список литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Так как социально - философская проблематика тендера и пола имеет
много измерений: социально - экономическое, социокультурное, конфес
сиональное, историческое, структурное, функциональное и т. д. и для того,
(0 чтобы правильно понять сущность вопроса бытия женщины в тендерном

пространстве этнической культуры, необходимо иметь соответствующее представление обо всех этих аспектах и измерениях.

Актуальность темы обусловлена необходимостью комплексного
рассмотрения бытия женщины, неразработанностью проблемы статуса
женщины в этнокультурном пространстве, а также необходимостью осу
ществления всестороннего анализа тендерного пространства в этнокуль-
(# туре.

Используя методы социально-философского исследования и теоретический инструментарий смежных наук, изучающих различные аспекты сложной междисциплинарной проблемы, представляется актуальным и необходимым исследовать пространство столкновения традиционного статуса женщины и современной социальной ситуации, в которой оказалась женщина не по своей воле.

Изменение социального и юридического статуса женщин затрагивает глубинные структуры общественной психики: старые взгляды, старые представления, привычные способы поведения, оценки оказываются непригодными в новых условиях. По этой причине возникает определенная дезориентация в социальном пространстве.

С точки зрения теоретического аспекта актуальность темы обусловлена также неразработанностью и неопределенностью статуса женщины в этнокультурном самосознании без предвзятости контекста существующих

Ґ»

стереотипов. По-прежнему остаются невыясненными до конца вопросы об основах формирования стереотипных представлений, об их истинности-ложности, условиях изменения стереотипов на уровне индивидуального и общественного сознания.

Последний из вопросов имеет самую тесную связь с прикладным ас
пектом, ибо столкновение изменившихся и традиционных представлений
,ф вызывает конфликты и непонимание даже на уровне повседневной жизни,

. поэтому в центре внимания оказывается исследование тендерных проблем в условиях этнокультуры.

В рамках исследования тендерной проблемы с позиции социально-
философского подхода и в контексте современных социально-
экономических проблем возникает необходимость определить место тен
дерной проблемы в других областях духовной жизни - религии, филосо-
С# фии, искусстве, морали.

Появляется необходимость исследования роли пола в структуре человека, изучения того, насколько половое сознание человека определяет его развитие и взаимодействует с другими аспектами сознания и, в частности, с общественным сознанием. Проблема взаимодействия этих двух аспектов в социальной философии прежде практически не ставилась, и потому всестороннее изучение этносоциальных тендерных стереотипов не представ-

лялось возможным.

Другой важной задачей явилась реабилитация представления о женщине как полноценной личности (речь идет не о действительной жизни, а представлениях о женщине в отечественной научной литературе). Рассматривать женщину как полноценного социального субъекта мешали, в частности, и религиозные тендерные стереотипы, и поверхностные научные исследования. Если учесть, что большинство норм, оценок, представлений, функционирующих на обыденном уровне общественного сознания,

являются стереотипизированными, то становится понятным то значение,

которое имеют социальные тендерные стереотипы в социальном сознании.

Исследование тендерных стереотипов в социальном сознании обладает особой важностью, ибо именно они, формируясь на неосознанном уровне еще в детстве под влиянием передаваемых в процессе восприятия традиций, влияют на внутренний и внешний облик женщины на протяжении всей ее жизни и ее тендерного пространства.

Этим обуславливается актуальность и насущная необходимость исследования этносоциальных тендерных стереотипов.

Степень научной разработанности проблемы. Следует отметить отсутствие ее прямой проблемной постановки исследуемого вопроса в современной отечественной социально-философской литературе. Соответственно отсутствуют концептуальные исследования именно с позиции социально — философского анализа, хотя тендерная проблема исследовалась с позиции этики, психологии, экономики. Исследования данных наук послужили теоретическим подспорьем для данного исследования.

Анализируя специфику функционирования тендерных факторов, автор опирался, прежде всего, на концепции социальных стереотипов, разработанные такими исследователями, как У. Липпман, В. С. Агеев, Г. Олпорт,

Г. Тэджфел, У. Шибутани, В. Н. Куницына, Е. В. Орлова, В.В. Дьякова и
др. При этом в основу работы легли не только взгляды и идеи, высказан
ные вышеназванными авторами в рамках своих концепций, но также ана
лиз способов и принципов, в соответствии с которыми они разрабатыва
лись.

При исследовании этнокультурного тендерного сознания использова
лись теоретические положения, представленные в работах С.С. Агашири-
новой, А.Г. Булатова, С.Ш. Гаджиевой, Б.Далгат, Н.А. Дубровина,
О.Карнилова, P.M. Магомедова, А.Омарова, А.В. Комарова,

Ю.Ю.Карпова, М.О Косвена, A.M. Алиханова-Аварского, Б.Х. Бгажноко-ва, Г.А. Сергеева, Г.Ф. Чусрина, Б.М. Алимова, М.М.Ковалевского, Н.Львова, С.А. Лугуева.

В отечественной теории проблема женщины и труда стала подни-' маться в конце 80-х - начале 90-х годов (с начала реформирования экономики), появились статьи и работы, отражающие тендерный аспект рынка труда. Однако переводной литературы по этому вопросу крайне мало.

Концептуальным направлениям развития российского общества, его нравственным основаниям, развитию парадигмы образования, как предпосылке формирования общественных отношений, посвящаются труды ученых: 3. Т. Голенковой, С. И. Григорьева, Л. Г. Гусляковой, В. И. Загвязин-ского, А. Н. Зайцевой, А. Г. Здравомыслова, Н. Д. Зотова-Матвеева, В. А. Мансурова, Г. В. Осипова, В. Н. Гурченко, А. И. Черных, Г. Ф. Шафрано-ва-Куцева, М. Н. Щербинина, В. А. Ядова, Р. Г. Яновского и многих других ученых.

Объектом исследования является изучение особенностей функционирования тендерного пространства в этнокультурном самосознании. Целью диссертации является социально - философское осмысление места, роли и статуса женщины в социальных условиях традиционного этнокультурного пространства и современного общества.

Достижение данной цели включает решение следующих задач:

- определить тендерные отношения в системе социальных отноше-

ний в качестве ключевого инструмента анализа;

выявить методологию исследования современных тендерных отношений;

изучить динамические аспекты существования социально-экономических тендерных стереотипов;

- проанализировать влияние социально-экономических аспектов сознания на формирование и функционирование тендерных стереотипов;

исследовать преломление проблемы тендерных стереотипов в историческом аспекте этнокультурного самосознания и особенности их функционирования в современном обществе.

Теоретической и методологической основой исследования являются общенаучные принципы современной теории познания, философии, социальной психологии и социологии, разработанные отечественными и зарубежными исследователями.

В диссертационном исследовании использованы исторический и логический методы для определения тендерного пространства в этнокультурной традиции в условиях современных социальных отношений.

Многие современные методологические подходы и концепции отличаются своим трансдисциплинарным характером, и исследование такого феномена, как социальные тендерные стереотипы, предполагает комплексность, междисциплинарность подхода.

В диссертационном исследовании применяются приемы структурно-функционального анализа, позволяющие, с одной стороны, осмысливать социально-экономические и этнокультурные тендерные стереотипы в единстве их когнитивных, аффективных и социальных аспектов, с другой -выявить и описать специфику функционирования тендерных отношений в различных формах социального уровня.

Категория пол/гендер рассматривается под углом зрения принципа историзма, формационного и цивилизационного подходов, социально — экономической, религиозной ситуации.

В работе использованы теоретические положения классической философии, отечественных и зарубежных авторов и проанализирован архивно-этнографический материал, пользуясь историко-диалектическим, структурно - функциональным, синергетическим методами.

Научная новизна предлагаемого исследования состоит в выявлении
щ специфики функционирования тендерного пространства как подвида со-

циального пространства в этнокультурном самосознании. Такой подход предполагает исследование функционирования и преломления тендерных стереотипов в социокультурной системе как в историческом срезе этнокультуры, так ив современном этнокультурном самосознании. В диссертации:

- определено тендерное пространство в этнокультурном самосозна-
(# нии и этнокультурный тендерный стереотип как подвид социального

стереотипа;

определены методологические принципы исследования тендерных отношений как имеющие свою специфику явления этносоциального сознания;

рассмотрены особенности функционирования тендерных стереотипов на разных уровнях социального сознания;

- проведено систематическое изучение содержания и социокультурных
условий формирования этнокультурных тендерных стереотипов как
явлений, обусловленных традиционной культурой;

- показано влияние социально-экономических проблем на формиро
вание тендерного пространства;

- проанализированы результаты изучения социальных тендерных стереотипов, полученных в рамках социологических исследований;

- использован ряд архивных текстов, не исследованных в отечественной литературе. Положения, выносимые на защиту;

  1. Современная социальная ситуация испытывает кризис не только в областях экономики, политики, но и в духовной сфере, что влияет на кризис в тендерном пространстве.

  2. Трансформация традиционных ценностей и их адаптация к современным условиям требуют детального исследования историко-культурного наследия, так как известно, что на основе прошлого строится настоящее и формируется будущее.

  3. Многие западные ценности воспринимаются в современности как безусловные, в том числе и феминистические, что может привести к унификации не только техногенных ценностей, но и тендерных. Соответственно, появляется необходимость сохранения уникальности этнокультурных ценностей, не отказываясь при этом от диалога с общечеловеческими ценностями.

  4. Статус женщины в современном обществе и его восприятие в общественном сознании находятся на стадии формирования, что зависит не в последнюю очередь от исследований конкретного этнокультурного пространства и определения самосознания.

Научно-практическая значимость работы. Содержащиеся в диссертации основные положения и выводы позволяют приблизиться к более адекватному пониманию проблемы функционирования тендерного пространства в этносоциальном сознании. Выявленные закономерности образования социальных тендерных стереотипов представляются необходимыми при разработке подходов к воспитанию детей, в деятельности психологов, педагогов, родителей.

Значимость результатов исследования состоит в том, что они дают оп
ределенные теоретические и прикладные знания, которые будут полезны
ми для дальнейшего изучения этой проблематики. Результаты диссерта
ционного исследования могут быть использованы в разработке и совер
шенствовании теории гендерологии, при формировании общественного
мнения с целью поддержания социально-экономического равновесия на
(ф 'уровне субкультур и их интеграции. Материалы исследования могут быть

использованы при чтении курсов по этике, истории этических учений, в учебниках, учебных пособиях, словарях и справочниках. Основные результаты и выводы работы имеюх практическое значение для самих женщин - в осознании своего места и роли в современном социальном пространстве.

'# Апробация' диссертационной работы. Основные положения и

выводы диссертации были использованы в научных публикациях, а также сообщениях и докладах автора на научных конференциях и семинарах: Научная конференция «Интеграция культур в смыслообразующем образовании» 25 - 27 февраля 2002г. Махачкала; Региональная научно-практическая конференция «Этноконфессиональные отношения как фактор общественной жизни народов Северного Кавказа» 14-15 мая 2002г. Махачкала. Ежегодник «Региональные аспекты социальной политики» Вып. 4. Махачкала 2002. Результаты диссертационного исследования обсуждались на заседании кафедры теории и истории культуры ДГУ. Содержание диссертации отражено в 4 публикациях объемом 0,8 п.л.

Методология современных тендерных исследований

Сегодня многообразие теоретического инструментария и возросшие связи наук дают возможность складываться междисциплинарным стратегиям, включающим единство и многообразие аспектов и подходов исследования.

Тендерный подход как раз и отвечает тем требованиям современной науки, которые обеспечивают полноту охвата в объяснении и прогнозировании как глобальных, так и локальных процессов как на уровне объективной необходимости и исторической опосредованности, так и на уровне частного и единичного.

Но и это ещё не всё, поскольку тендерные исследования включают проблемы социализации, самоидентификации, самоактуализации, а, кроме того, проблемы -социальной стратификации и субординации, следовательно, тендерные исследования должны базироваться на методах социологии,.психологии, политологии и других гуманитарных и социальных дисциплин.

Вместе с тем, тендерная проблематика и тендерный подход постепенно приобретают статус относительно самостоятельной теоретической дисциплины, со своим предметом исследования (половая дифференциация и стратификация общества, принципы трансформации тендерной системы, критерии формирования тендерной идентификации и проч.), со своим метаязыком, поскольку тендерные исследования имеют свои ключевые категориальные понятия, такие как «тендер», «тендерный контракт», «гендерная система», «тендерный дисплей», «гендерный статус», «маскулинность», «феминность», «тендерная асимметрия», «сексизм», «андроцен- тризм» и т.д. Это такая система понятий, вошедшая в обиход тендерных исследований, которая позволяет наиболее полно отразить, с одной стороны, способы формирования и реализации тендерных стереотипов, установок и норм, а с другой - выявить механизмы тендерной социализации личности, и в первую очередь незаданные генетически природой, а определяемые воспитанием, культурой, идеологией.

С позиции тендерного подхода важно не только различие и особенности мужского и женского (это предмет тендерной психологии), а более широкий пласт: выявление условий и факторов, формирующих различие и специфику роле половых моделей и обеспечивающих становление половых различий на микроуровне статусных самоидентификаций и социальных притязаний.

Первые исследования полоролевой стереотипизации проводились именно психологами с целью вычленения типичных различий, относящихся к представлениям мужчин и женщин друг о друге и о себе. Для тендерных исследований это чрезвычайно важный и в определенном смысле базовый материал. Но ракурс тендерного подхода намного шире, поскольку необходимо ответить на вопросы: чем определяются тендерные стереотипы, как они воздействуют на тендерную стратификацию, как моделируют тендерную реальность культуры. Анализируется не поведение и особенности проявлений мужчин и женщин, а то, что ждёт, что допускает, что разрешает и что запрещает человеку общество в соответствии с его половой принадлежностью в системе власти и субординации.

В последнее время тендерные проблемы получили свою артикуляцию не только в феминистских исследованиях. Например, феминистские авторы обратили внимание на то, что жизненный стиль мужчины и женщины зависит от ряда культурных факторов, в первую очередь, таких как освоение образцов мужественности и женственности.

На первый план в их исследовательских дискурсах хотя и выдвигалась очевидность различия мужского и женского, но вместе с тем указывалось на наличие дополнительного смыслового контекста культуры, предопределяющего неравноправные формы проявления этих различий.

Подготовленный феминистскими исследованиями подход, обращает .внимание на необходимость учета социальных детерминант половой социализации в контексте кроскультурных различий. Он представляет собой разновидность целой серии модернистских философских и психологических концепций индивидуальных различий. Психологи также пришли к тому, что все понятия, связанные с представлениями о «норме», так или иначе, соотносятся с «мужской нормой». Мотивация женского поведения нигде не учитывается и не анализируется. Впервые классическая психология и психоанализ были подвергнуты критике за андроцентризм субъект-но-объектного анализа и методов.

Логика развития тендерных исследований находит своё основание в феминистских и феминологических исследованиях, которые поставили целью своего анализа определить, насколько истины и какова степень научной достоверности традиционных положений о природной заданности социальных ролей мужчины и женщины. В контексте социальных феминистских исследований появилось теоретическое разделение понятий «пол» и «гендер». Дифференциация этих понятий, произошедшая в 70-80 годах XX века, вывела исследования на новый теоретический уровень. Следует назвать работу Гейл Рабин «Обмен женщинами» (1974 г.). В этой работе, используя методы психоанализа и структурной антропологии, автор изучила символическое значение факта обмена женщин между мужчинами. Согласно этому факту женщины оцениваются как существа, относящиеся исключительно к семейной сфере. В результате «пологендерная система выступает как набор соглашений, которыми общество трансформирует биологическую сексуальность в продукт человеческой активности», т.е. выступает системой власти и доминирования, которая конструирует два пола как различные, неравные или взаимодополняющие. Следовательно, семья также является властным союзом, который обеспечивает превосходство мужчин, утверждая гетеросексуальность как доминанту политической экономии для обоих полов. Психолог Рода Унгер предложила в своей книге «О редефиниции понятий пол и тендер» использовать слово "sex" только тогда, когда речь идет о специальных биологических аспектах человека, а 'понятие «гендер» должно определять социальные, культурные и психологические аспекты, которые формируют черты, нормы, стереотипы и считающиеся типичными и желаемыми для тех, кого общество определяет как мужчину или женщину.

Однако Унгер отмечает ещё и то обстоятельство, что гендер и его компоненты (гендерные нормы, стереотипы, роли и тендерная идентичность) могут варьироваться как в континууме крайних проявлений маскулинности и феминности, так и в проявлениях, представляющих своеобразную комбинацию мужского и женского с очень ограниченным набором различий.

Гендер служит одним из базовых измерений социальной структуры общества, наряду с классовыми, возрастными и национальными характеристиками личности. Введение понятия «гендер» в систему гуманитарных наук потребовало и нового анализа понятия «пол». По представлению Дж. Скотт, «осознание тендерной принадлежности - конструирующий элемент социальных отношений, основанный на воспринимаемых различиях между полами, и пол - это приоритетный способ выражения властных отношений».

Социально-экономические проблемы реализации потенциала женщины в современном обществе

Социально-экономические процессы, происходящие в современном 'трансформирующемся обществе, многогранны и их характер противоречив. При этом люди выступают в качестве исторических субъектов, которые объективно участвуют в развитии новых отношений. Вовлеченными в общественные преобразования оказываются все социальные группы, что диктует необходимость изучения влияния на них этих перемен. Одним из аспектов формирования жизненного пространства в рамках концепции глобального переустройства социума является тендерный подход.

Тендер приобретает в последние десятилетия значительный социальный резонанс. Тендерная социология все больше заявляет о себе в сис-теме социологического знания, развиваясь в рамках полипарадигмальнои современной социологии. Женщины становятся объектом политических, социальных, экономических исследований, выполняемых на стыке наук. Новый этап развития России стимулирует теоретические разработки и необходимость решения широкого крута вопросов, связанных с человеком, личностью вообще, женщиной, в частности. Эти проблемы не имеют возраста, границ, они вечны, поскольку социально-экономические характеристики жизнедеятельности зависят и от мужчин, и от женщин.

Методология тендерных исследований предполагает изучение жизнедеятельности индивидов в обществе, рассматриваемых через призму различий по половому признаку в социальном контексте, охватывает всю совокупность человеческих отношений. Объектом познания являются мужчины и женщины, находящиеся во взаимосвязи, и как целостная совокупность, и как составляющие этой системы, отражающей действие закона единства и борьбы противоположностей. Мужчины и женщины в своем единстве, направленном на обустройство общества, представляют собой целостную совокупность. Частное* рассмотрение элементов системы предполагает детальное изучение единиц совокупности, отдельных демографических и социальных групп, характеризующихся специфическими чертами. Вместе с тем, необходимо рассмотрение как общего, так и особенного. При этом не исключается, а, напротив, в рамках тендерной парадигмы предполагается развитие разных подходов.

XX век знаменателен выходом на историческую арену феномена, обозначаемого специалистами как «женская революция». В работах таких теоретиков, как М. Вебер, Э. Дюркгейм, К. Маркс и других, поднимается вопрос «падения традиционной власти», под которой понимается власть мужчины в обществе. Проблема взаимодействия «общественной» и «личной» сфер социальной жизни ставится и в современных дискуссиях. В классической модели мужчина активен вне семьи, он «составляет общественную сферу общества», а женщина ограничивается «частной или семейной» сферами. Таким образом, ученых-теоретиков давно волновал вопрос 'места и роли мужчины и женщины в общественной жизни, а практика достаточно далека от решения проблем тендера. Такой вывод подтверждается не только историческими материалами, теоретическим анализом, но и прикладными исследованиями. Большое место занимает региональный аспект изучаемой проблемы, выявление общих закономерностей и своеобразия жизнедеятельности женщины в связи с рассмотрением влияния на ее статус, роль, ценностные ориентации, трудовые отношения конкретных социально-экономических, социально-политических, социокультурных и других условий.

Следует отметить, что процесс гуманизации и гармонизации человеческих отношений представляет фундаментальную проблему мирового сообщества, а не только России, которая, безусловно, не может быть решена в одночасье. Глобальные тенденции и противоречия современного мира выдвигают перед человечеством среди важнейших вопросов выживания проблемы сохранения мировой цивилизации, и их решение в значительной мере зависит от позиции женщины, от ее активности, степени эффективности выполнения гуманистической функции, направленной на искоренение разного рода агрессии.

Необходимость обращения к данной теме обусловлен также важностью активизации многогранной деятельности женщин, которая одна способна, по определению Ш. Монтескье, смягчить столь жестокое правление мужчин. Проблема исследования заключается в разработке теоретической концепции и определении направлений разрешения тендерных противоречий на современном этапе развития общества в условиях радикальной трансформации привычных представлений о социальном взаимодействии полов. Исследуемая проблема отличается, с одной стороны, комплексностью, с другой, ярко выраженной специфичностью, что и объясняет системность и разноплановость научного анализа. В предметную область социальной философии пола обычно включались: тендерные культурные стереотипы, роли и отношения, взаимосвязь половой идентичности и социального поведения, исторические закономерности полового разделения труда и стратификации.

Исследования прошлых лет не рассматривали женщину с позиции становления как личности, равноценного партнера мужчин во всех сферах жизнедеятельности. Женщину необходимо изучать скорее как объект развития региона, страны, и в качестве исторически значимого активного субъекта экономической, политической и социокультурной жизни общества.

Место женщины в социокультурном пространстве Дагестана

Необходимость исследования проблематики тендерных отношений в системе этнокультуры обусловлено исследованием последней в недостаточной степени. Для-нас представляется необходимым дать анализ мировоззренческих основ жизнедеятельности этнокультуры сквозь призму женской субкультуры, или женского пространства. Нами предпринимается попытка по-новому взглянуть на * культурно - бытовые традиции в этно-культуре связанные с женщиной и составляющими ее «мир» явлениями.

Этнокультурное своеобразие Дагестана и Кавказа в целом позволяют конкретизировать общие закономерности моделирования тендерных отношений в процессе взаимодействия женского и мужского социокультурных пространств.

Необходимо показать изменения в тендерном пространстве, которые происходили под воздействием факторов социально - политического, конфессионального, и др. порядка.

Прежде всего, следует заметить, что традиции матриархата оказались на Кавказе весьма устойчивыми. В народе еще живы образы мудрой «Сатаней», предводительницы нартов, их советчицы во всех делах, умной и обходительной Маличпых, женщины-богатыря Лашин, светлорукой Адинох. Идея почитания женщины красной нитью проходит через весь нартский эпос. Помочь женщине в беде, выполнить по возможности всякую ее просьбу, оберегать ее долг чести каждого мужчины. Судя по высказываниям авторовУІІ - XIX вв., женщины гор располагали большой свободой в общении с мужчинами. «Они были общительны и любезны, - пишет Олегарий, - Некоторые даже приглашали нас зайти в их дома».

Автор начала 19 в. Тебу де Мариньи подытожил свои наблюдения за положением женщины на Кавказе, следующим образом: «Прекрасный пол здесь, хотя ему предназначается самая трудовая жизнь, далеко не осужден, как, например, у турок на вечное затворничество. Особенно девушки допускаются на все празднества, которые они оживляют своей живостью, и их общество является самым лучшим вдохновением для мужчин, с которыми девушки общаются с величайшей непринужденностью».

В эпоху позднего средневековья среди европейских и отчасти азиатских стран было широко распространено мнение, что женщины феодального Кавказа самые красивые в мире. Это еще больше усиливало интерес ученых и путешественников к их нравам и общественному положению, но в то же время порождало весьма противоречивые мнения на этот счет. В одних источниках они представляются целомудренными и стыдливыми, в других, наоборот, - нескромными и своенравными. Сообщения второго типа особенно характерны для авторов 10-17 веков, что наводит на мысль о постепенном изменении отношений между полами в условиях классового общества и появлении все большего числа правил, предписывающих женщине быть более сдержанной в поведении.

По обычаям горцев мужчина должен был всячески оберегать женщину, помогать ей. Например, если женщина колет дрова, то всякий проходящий мимо мужчина обязан был предложить свои услуги. «Просьба женщины о помощи должна быть выполнена мужчиной беспрекословно».3 «Величайший позор, если ссорятся и бранятся в присутствии женщины». Женщина могла*приостановить любые действия мужчин, стоило только ей сказать: «Платок женский /женщина/ уважения /снисхождения/ не заслуживает разве» и прикоснуться правой рукой к платку на голове или /при тяжелых случаях/ сбросить платок с головы. По рассказу, жена князя Тау-султана таким образом принудила своих сыновей отказаться от намерения убить мужчину, якобы убившего их старшего брата.

Горянки всегда ходили с открытым лицом, свободно, без принуждения здоровались за руку с мужчиной, иногда выступали на собраниях и даже отправлялись на защиту своей Родины вместе с джигитами. В рассказах о «О Надир-шахе» описывается случай, как девушки-горянки наравне с мужчинами защищали свои аулы. Ковалевский пишет: «Издавна защита семейных интересов на Кавказе лежала на женщине....Покушение на уничтожение разных прав женщин, освященных веками, вызывало здесь ряд волнений, которые всегда оканчивались победой женского влияния».1 Дагестанцы, по обычаю, не имели более одной жены. Адат предписывал быть с ней вежливым и обходительным; делом чести всякого мужчины считалось создание условий, при -которых жена могла бы одеваться прилично, со вкусом. Когда муж ударит или осыпает бранными словами жену, - пишет Хан Гирей, - он делается предметом осмеяния (существует пословица: муж настоящий с женой ласковый, муж-баба жену бьет), точно так, как когда бы он, имея способы, не одевает ее соответственно его состояния».

Жена управляла хозяйственными делами и пользовалась большим авторитетом в семье. «У аварцев, - пишет М.О.Косвен, - старая женщина патрономии называлась «княгиня дома», к ней все женщины патрономии за советом обращались, она была главной хозяйкой - распорядительницей, в любой семье патрономии во время свадьбы, похорон, поминок и пр. она была обязательной советчицей при выборе жениха или невесты и т.п.».1 Если муж притеснял жену, она собирала свои вещи и уходила к родителям и возвращалась только после заверений супругов и его родственников в том, что это не повторится. Обычно же «обхождение мужа с женой скромно и деликатно» - свидетельствует Сталь2.

Похожие диссертации на Социально-философские проблемы бытия женщины в гендерном пространстве этнокультуры