Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-философские аспекты детерминизма в становлении и развитии человека Бондаренко Наталья Григорьевна

Социально-философские аспекты детерминизма в становлении и развитии человека
<
Социально-философские аспекты детерминизма в становлении и развитии человека Социально-философские аспекты детерминизма в становлении и развитии человека Социально-философские аспекты детерминизма в становлении и развитии человека Социально-философские аспекты детерминизма в становлении и развитии человека Социально-философские аспекты детерминизма в становлении и развитии человека Социально-философские аспекты детерминизма в становлении и развитии человека Социально-философские аспекты детерминизма в становлении и развитии человека Социально-философские аспекты детерминизма в становлении и развитии человека Социально-философские аспекты детерминизма в становлении и развитии человека
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бондаренко Наталья Григорьевна. Социально-философские аспекты детерминизма в становлении и развитии человека : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 Москва, 1998 200 с. РГБ ОД, 61:98-9/262-8

Содержание к диссертации

Введение

ПЕРВАЯ ГЛАВА Характеристика принципа детерминизма и его роль в становлении и развитии человеческой истории 10

1.1. Классификация детерминизма 10

1.2. Детерминация антропогенеза 19

1.3. Детерминация развития человеческой природы 44

ВТОРАЯ ГЛАВА Детерминация человека в свете современной науки ?0

2.1. Детерминация в онтогенезе человека 70

2.2. Идеальная причинность %. 86

2.3. Целевая детерминация 96

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 122

Примечания 136

Библиография

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В условиях обновления общества в центре всех преобразований стоит человек, изменение сознания которого является главной из всех задач. Решение этой задачи тесно связано с исследованием социально-философских аспектов детерминизма в становлении и развитии человека.

Философской и теоретико-биологической основой исследования социально-философских аспектов в становлении и развитии человека является обобщённое понимание детерминизма в его современном смысле. Оно является учением о всеобщей обусловленности, находящей разнообразное воплощение.

Разработка социально-философских аспектов детерминизма в становлении и развитии человека затрагивает целый ряд актуальных проблем и способствует их освоению. Данная тема тесно связана с такими важными теоретическими и практическими задачами, как интенсификация творческого мышления и обучения, интеллектуализация социальной практики, развитие теории информации, воспитания, самовоспитания и самосовершенствования личности, психологии, физиологии и т. д. Вся современная общественная практика — педагогическая, медицинская, историческая, юридическая и т. д. — также весьма настойчиво требует решения многих важных вопросов, относящихся к этой проблеме.

Всестороннее и углубленное исследование социально-философских аспектов детерминизма в становлении и развитии человека осуществляется по многим взаимосвязанным направлениям: антропогенеза, филогенеза, онтогенеза, психофизиологической проблемы, роли наследственных предпосылок в развитии человека и т. д.

Актуальность исследования проблемы усиливается ещё и тем, что устанавливается взаимосвязь между различными социально-гуманитарными и естественными науками в исследовании междисциплинарной проблемы чело-

века. В диссертации также намечены новые проблемы для дальнейшего, более глубокого изучения рассматриваемой темы.

Степень разработанности проблемы. Проблеме человека посвящено немало работ. Однако все эти работы были написаны в основном в доперест-роичный период с позиции марксистско-ленинской философии. В настоящее время анализ проблемы человека с позиции детерминизма может носить социологический, политический, психологический, правоведческий, культурологический или иной характер в зависимости от того, с позиции какой науки изучается этот вопрос. Но без разработки общей философско-методологической основы в становлении и развитии человека эти науки не способны определить свои стратегические задачи исследования, выделить свои принципы и позиции. Продвижение в этом направлении оказало бы существенное воздействие на развитие многих отраслей науки. Поэтому важное значение в современных условиях приобретает исследование философ-ско-методологической основы детерминизма в становлении и развитии человека.

В разработку различных аспектов проблемы человека, в основном с позиции марксистской философии, определенный вклад внесли Фролов И. Т., Гуревич П. О., Алексеев В. П., Буева Л. П., Кон И. С, Амосов Н. М., Григорян Б. Г., Ильенков Э. В., Басин Ф. В., Брушлинский А. В., Будилов Е. А., Дубровский Д. И., Жуков Н. И., Коршунов А. М., Кочергин А. Н., Лашкевич Ю. И., Тюхтин В. С, Украинцев Б. С, Юргеленас Д. И. и др. В их работах получили освещение такие проблемы, как биологическое и социальное, сознание и мозг, проблема идеального и т. д.

В последние годы появились отдельные работы, в которых взаимосвязь психического и физиологического рассматривается с позиции принципа детерминизма.

Но проблема социально-философских аспектов детерминизма в становлении и развитии человека, в её единстве исторического и современного

контекстов ещё не исследовалась, и она нуждается в глубоком и всестороннем анализе. Это и определило научный интерес автора к этой теме.

Методологической и теоретической основой диссертации является детерминизм в его обобщённом понимании, а также философская научная методология, системный и информационный подходы, историческое и логическое.

Роль обобщённого понимания детерминизма и общей философской методологии в условиях всё большей теоретизации науки, расширение комплексных исследований и собственно синтеза знаний значительно усиливаются через механизм непосредственного и опосредованного воздействия эвристических возможностей философии на системный анализ человека.

Источниковой основой изучения детерминизма в становлении и развитии человека являются работы классиков философии, отечественных и зарубежных исследователей, базовые понятия и концепции.

Цели и задачи исследования. Основной целью исследования диссертационной работы является комплексное исследование становления и развития человека с позиций обобщённого понимания детерминизма. Достижение поставленной цели осуществляется путем решения следующих основных задач:

выявление сущности обобщённого понимания детерминизма, его типов, видов и форм;

на основе обобщённого понимания детерминизма исследуется сущность антропогенеза;

детерминация онтогенеза человека в свете современной науки;

детерминация развития человеческой природы;

выявление природы и механизма идеальной причинности;

исследование целевой детерминации как явление самодетерминации;

анализа типов, видов и форм выбора и их характеристики.

Научная новизна. Научная новизна определяется в поставленной автором цели и задачах анализа проблемы социально философских аспектов детерминизма в становлении и развитии человека. Впервые с позиции обобщённого понимания детерминизма проводится комплексное исследование человека в его историческом и современном контекстах.

Научная новизна диссертации может быть сформулирована следующим образом:

—- разработка обобщённого понимания детерминизма и использование его типов, видов и форм для анализа становления и развития человека;

антропогенез и динамика человеческой природы исследуются на основе обобщённого понимания детерминизма;

на основе детерминизма с позиции информационного подхода анализируются психофизиологические процессы;

на этой базе даётся объяснение природе и механизму психической причинности;

свобода воли определяется как вид детерминации — самодетерминация деятельности мозга;

принцип самодетерминации определяет цель деятельности как процесса свободного выбора;

на этой базе детерминация целью исследуется как явление самодетерминации;

выявляются типы, виды и формы выбора и дается их характеристика.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Детерминизм в разные исторические периоды развития философии и естествознания оказывал разное влияние на разработку проблемы человека. На первом этапе проявлял свое влияние механистический детерминизм, на втором — механистический и статистический детерми-

низм. В настоящее время на исследование проблемы человека начинает оказывать влияние обобщённое понимание детерминизма, его типы, виды и формы.

  1. Анализ антропогенеза на основе обобщённого понимания детерминизма позволил дать обоснование тому, что возникновение человека является закономерным результатом биологической эволюции и выявить неразрывную связь процесса антропогенеза с социогенезом.

  2. В процессе исследования становления и развития человека выявляется, что социальная детерминация может выступать как детерминанта только во взаимодействии с биологическими детерминантами. И наоборот, биологическая детерминация проявляет свою детерминирующую роль лишь во взаимодействии с социальной детерминацией.

  3. Исследуя становление и развитие человека с позиции обобщённого понимания детерминизма, особое внимание в системе детерминант уделяется относительной самостоятельности и неразрывной связи внешней и внутренней форм детерминации. Внешние детерминанты сами по себе вне связи с внутренними детерминантами человека не имеют никакой детерминирующей роли. В свою очередь внутренние детерминанты проявляют себя реально через взаимодействие с внешними детерминантами. Следовательно, полная действующая детерминация в деятельности субъекта — это связь, неразрывное единство внешних и внутренних причин, которые приобретают детерминирующую роль друг через друга.

  4. Личность формируется в результате комплексного воздействия типов и видов детерминации.

  5. Психофизиологические процессы человека в свете современной науки анализируются на основе обобщённого понимания детерминизма с позиций информационного подхода. На этой базе выявляется, что не физические свойства кода, а его содержание и ценность, т. е. информация детерминирует план, запуск, организацию и регуляцию телесных

изменений в подсистемах организма, которые обеспечивают целесообразный поведенческий акт.

  1. Идеальная цель исследуемой проблемы, реализуемая в настоящем, включает в своём диалектическом единстве все типы детерминации. Хотя в процессе реализации цели более важным для субъекта является будущее, но «репертуар» целесообразной деятельности основан на опыте прошлого и на представлении о текущем моменте.

  2. Свобода воли является видом детерминации — самодетерминацией деятельности мозга, которая определяет цель деятельности, как процесса свободного выбора.

  3. Целевая детерминация рассматривается как явление само детерминации.

Научная и практическая значимость работы.

Полученные результаты диссертационного исследования предполагают решение проблемы становления и развития человека с позиции детерминизма. Основные результаты диссертационного исследования могут быть использованы в научно-исследовательской, преподавательской и управленческой деятельности, в обучении, воспитании и самовоспитании, в организации дальнейшего изучения различных аспектов проблемы и т. д.

Исходя из содержания диссертации, представляется целесообразным внесение в учебные программы по философии ряда вопросов, решённых в ней и касающихся проблемы человека в философии, сознания и познания.

Апробация работы. Диссертация обсуждена, одобрена и рекомендована к защите на расширенном заседании кафедры социально-гуманитарных наук Пятигорского технологического института Ставропольского государственного технического университета. Основные положения диссертации докладывались автором и обсуждались на ряде международных, республиканских, региональных, межвузовских и внутривузовских научных конференциях.

По теме исследования автором опубликовано 7 научных работ. Общий объём публикаций 4,0 п.л.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов и заключения, примечания, библиографического списка литературы.

Классификация детерминизма

Классификация детерминизма на типы, виды, формы является одной из актуальных проблем. Теория детерминизма имеет свою историю. Она, начиная от новой философии до настоящего времени прошла в своем развитии три этапа. На каждом этапе в понятие «детерминизм» вкладывалось различное содержание. Говоря о первом этапе, следует сказать, что детерминизм понимался как учение об однозначной причинности. На втором, как учение об однозначной и неоднозначной причинности, а на третьем, как учение о разнообразных видах зависимостей предметов и явлений.

В философской литературе первое и второе понимание противопоставлялись друг другу. В настоящее время данное противопоставление постепенно утратило смысл. Поэтому детерминизм как учение об однозначной причинности сохранил свое значение преимущественно для частных наук. Это во многом объясняется терминологической омонимией языка философии и частных наук, в силу которой термин «детерминизм» получил разночтение, неоднозначные трактовки в философии и естествознании. Это естественно, так как данное понятие должно трактоваться в соответствии с теми задачами, которые решаются философией и естествознанием, что и привело к формированию философского и естественнонаучного понятия детерминизма.

В отличие от первой и второй трактовок понятия «детерминизма», взаимоисключающих друг друга, между вторым и третьим пониманием детерминизма нет никаких противоречий.

Идея причинности является существенным компонентом этих трактовок, которые образуют две неразрывно связанные стороны и два уровня обобщенного понятия детерминизма. Важную роль в трактовке обобщенного понятия детерминизма играет учет различных форм детерминации и ее видов, которые реально существуют в неразрывной связи, но в познании их все же можно выделить. Виды детерминации выделяются в зависимости от содержания детерминирующих связей.

Формы детерминирующих связей характеризуются тем определенным процессом, с помощью которого данная детерминация реализуется, конкретными условиями ее свершения.

Поэтому все явления детерминированы, но это не исключает того, что хаос и детерминация взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга . И.Пригожин и ИХтенгерс в своей работе «Порядок из хаоса» доказывают, что хаос проникает в порядок, в результате чего происходит его изменение.

В этой связи Рузавин Г.И. пишет: «Специфическая особенность всех самоорганизующихся процессов заключается именно в том, что в сложно организованных системах происходит когерентное взаимодействие индивидуальных сил, стремлений, целей и мотивов, результат которого никакой индивидуум или группа не может предсказать с какой-либо достоверностью. Это положение непосредственно вытекает из такого общего принципа самоорганизации, каким является возникновение бифуркаций, или ветвлений, в моменты перехода от старой структуры к новой. Флуктуации или случайные отклонения, которые могут происходить в этот момент, могут коренным образом повлиять на характер дальнейшей эволюции системы. Именно случайности способствуют, таким образом, появлению новых структур, форм, вещей и явлений как в природных, так и социальных системах. Учесть все случайности и предсказать результат их действия в лучшем случае можно лишь с той или иной степенью вероятности». /3/

«В точках бифуркации незаметные случайности, - пишет Рузавин Г.И., - могут коренным образом изменить дальнейшую траекторию системы вследствие нелинейного характера возмущающих факторов: небольшое воздействие способно привести к качественному изменению системы. Когда же система «выбирает» определенный путь развития, дальнейшая ее эволюция происходит в соответствии с детерминистскими законами. Следовательно, случайное и необходимое в таком развитии не исключают, а дополняют друг друга. Проще всего такое развитие прослеживается на примере рынка, когда один спонтанный порядок или равновесие между спросом и предложением меняется другим. Действительно, рыночный механизм функционирует устойчиво, когда сохраняется или поддерживается существующий порядок, но если равновесие нельзя сохранить, то наступает стадия неравновесности, в условиях которой случайные отклонения не компенсируются, а, наоборот, усиливаются, тогда именно бифуркация приводит к новому спонтанному порядку.» /4/

Когда в философской литературе было установлено, что статистические законы, включающие понятие вероятности, также детерминированы как и динамические, было показано: одно и то же содержание - причинность может существовать в двух формах. Однако динамическая и статистическая формы детерминизма в зависимости от форм движения материи могут быть в свою очередь подразделены на разные формы: детерминизм физический, химический, биологический, социальный и т.д. /5/

В связи с местом детерминирующих факторов в какой-либо системе можно выделить экзогенную ( внешнюю ) и эндогенную ( внутреннюю ) формы детерминации, хотя такое деление носит относительный характер.

В рамках основного вопроса философии выделяются идеальная и материальная формы детерминации. В связи с этим следует учитывать не только активность детерминирующего воздействия материального на идеальное, но и обратные детерминирующие связи, а также взаимодействия «внутри» материального и идеального. При этом важно подчеркнуть, что соответствие материальной и идеальной форм детерминации составляют результат особого вида детерминации - процесса отражения, который в свою очередь связан с такой формой детерминизма как само детерминация. В различных видах детерминации могут преобладать те или иные вышеприведенные формы. Следует различать следующие виды детерминации: причинность, система, условия, связь, состояние, корреляция и т.д. Некоторые разновидности детерминации отражены во взаимосвязи парных философских категорий: материя и сознание, необходимость и случайность, количество и качество, содержание и форма, сущность и явление и др. А системная детерминация - это взаимная детерминация целого и части, которая находит свою последовательную реализацию.

Все это позволяет говорить о возможности выделения широкого обобщенного понимания детерминизма, которое не должно быть тождественно причинности вообще, так как детерминизм включает в себя помимо причинности и непричинные связи. Обобщенную трактовку детерминизма можно определить как всеобщую универсальную обусловленность явлений, обнаруживающейся в многообразном воплощении. Важную роль в выявлении детерминистских отношений имеют такие категории, как условие и обусловленность, необходимость и случайность, возможность и действительность, связи и взаимодействие, закон, причина и следствие.

Детерминация антропогенеза

При исследовании проблемы становления и развития человека с позиций обобщенного понимания принципа детерминизма важным фактором является рассмотрение проблемы перехода от ведущей роли естественного отбора к ведущей роли труда. Речь идет о том, что эволюция на основе естественного отбора не только подготавливает, но и с необходимостью порождает переход к ведущей роли труда. В этом детерминирующем влиянии естественного отбора животных можно обнаружить определенные моменты своего рода самоустранения. В этой связи целесообразно рассмотреть сущность антропогенеза.

Естественный отбор, как известно, является одним из основных биологических законов. Биологическая эволюция прокладывала себе дорогу в естественном отборе, через борьбу за существование на основе приспособления животных к среде. Вместе с другими законами естественный отбор развил биологическую основу антропогенеза, привел к возникновению такого вида животных, которые оказались способными стать на путь антрополо-гизации. Но этот закон не мог определить специфику антропогенеза, его содержание и направление. Естественный отбор у животных предков людей действовал и в направлении развития гигантизма, и в направлении развития человекообразных обезьян современного типа. Он действовал и в антропогенезе. Но естественный отбор был связан с антропогенезом только в той мере и степени, в какой биологическая природа предка человека вовлекалась в систему совершенно новой структуры и новых функциональных отношений, которыми характеризуется родовая природа человека. Кроме того, роль естественного отбора в антропогенезе непостоянна. В процессе антропогенеза она не только ослабевала, пока не прекратилась, но и была противоречива на разных ее этапах: была прогрессивной в начале антропогенеза, когда естественный отбор способствовал его развитию, и постепенно стала реакционной к завершающей стадии, когда естественный отбор вступил в конфликт с сущностной тенденцией антропогенеза.

Диалектическое понимание всякой закономерности предполагает ее безусловную имманентность своему процессу. Это означает, что существенные характеристики процесса рождаются в самом его развитии, а не предопределяют его развитие. Поэтому, коль скоро человек признается новым качеством, то и закономерность его возникновения и развития необходимо искать в нем самом, в изменении его мозга, а не привносить готовой, извне, хотя бы он и произошел от животного, а не от бога. При этом диалектическом понимании закономерности антропогенез предстает как процесс саморазвития. Признание же антропогенеза как саморазвивающегося процесса не ведет к признанию его самопричинности, то есть к признанию того, что все причины возникновения и развития антропогенеза содержатся в нем самом; кроме материи в целом, в мире нет процессов и явлений, которые были бы причиной самих себя. Но закономерность, определявшая специфику развития антропогенеза и выражавшая сущность этого процесса, формировалась только в самом процессе антропогенеза. Познание этой закономерности должно раскрыть узловую проблему антропогенеза, показать, как на базе естественных сил животного смогли возникнуть надприродные силы человека. Эта закономерность находит свое реальное выражение в формировании сущности человека, соответственно она является сущностной закономерностью антропогенеза. В качестве такой закономерности может быть признана социализация.

Главной методологической особенностью социологического аспекта исследования социализации является признание человека не только объектом, результатом, но и субъектом социализации. И в этой связи выделяется прежде всего универсальность процесса социализации. Социализация - это процесс не однонаправленного воздействия общества на индивида, а взаимодействие их как двух структурных элементов человеческой родовой природы. Поэтому социализация проявляется в утверждении и развитии их единства. А это значит, что в ней содержится не только механизм социальной детерминации индивида, наполнения его социальным опытом, но и механизм образования, накопления и функционирования самого этого опыта. А это свидетельствует о преобладающей роли принципа социальной детерминации в становлении и развитии человека.

Кроме того, универсальность процесса социализации заключается в становлении человека как целостности, как системы взаимодействия всех структурных образований, составляющих его природу. Она является характеристикой не только социально содержательного развития мира человека, но и направленного его биологического развития и социально значимого функционирования тела человека. Поэтому социализацию можно рассматривать как весь многогранный процесс очеловечивания человека, включающий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само восхождение индивида в социальную среду и предполагающее социальное познание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей и т.д.; активное переустройство окружающего ( как природного, так и социального ) мира; изменение и качественное преобразование самого человека, его развития.

Отмеченные характеристики универсальности процесса социализации, взятые вместе, находят свое концентрированное выражение в формировании социальной сущности человека. Социализация есть процесс становления человеческой сущности, осуществляющейся путем социологизации индивида и индивидуализации общества, ибо богатство общества, его социального опыта определяется богатством развиваемого им индивидуального многообразия человеческих сущностных сил. Таким образом, социализация приобретает значение не только онтогенетической, но и филогенетической закономерности, характеризующей историзм человека как родового существа, механизм его исторического развития во всей полноте содержания его человеческой природы. В осуществлении этой закономерности находят свое выражение историческое развитие социальной сущности человека, механизм этого исторического развития.

Филогенетический аспект социализации выделяет ведущую тенденцию исторического становления и развития человека, накопление социального опыта, достигаемого путем объективирования человеком своих индивидуальных сущностных сил. Эта тенденция социализации содержит в себе источник формирования, накопления и развития социального опыта, который для каждого человека становится исходной объективной основой формирования его родовой сущности.

Детерминация в онтогенезе человека

Рассмотренные в I главе материалы позволят глубже понять онтогенез индивида, в частности найти пути сближения системного и эволюционного подходов на основе объяснения, объединяющего развитие и функционирование организма.

Но прежде чем непосредственно изложить наши соображения по данному пункту, укажем на некоторые общие предпосылки логического порядка.

Как известно, всякое следствие возникает на определенном причинном основании, которое всегда предполагает внешнюю и внутреннюю причину. Причем как внешние, так и внутренние причины основания включают в себя явления, качества и свойства различного детерминирующего уровня - и собственно причины, и условия, и поводы, стимулы.

Соотносительная роль внешних и внутренних причин в различных телах, системах и на разных этапах бытия, а также в разных частях систем, не может быть принципиально одинаковой. Настаивание на обязательной принципиальной однотипности соотношения между внешними и внутренними причинами ни из каких исходных положений философии не вытекает; альтернатива механо - ламаркизма и автогенетических вариантов истолкования жизненных процессов в наше время является уже анахронизмом. Таким образом, можно себе представить как биологические системы или их звенья, где главной детерминангной выступает внутреннее основание, так и такие отношения в мире биологических явлений, когда главной детерминантои является внешняя причина. /27/ Так, например, говоря о влиянии генотипа на строение и функцию мозга, следует выделить три вида зависимостей: 1) признаки, однозначно и жестко детерминированные генотипом (пол, дальтонизм и т.д.); 2) свойства, определяемые генотипом вероятностно, в сильной степени зависящие от воздействия социальной детерминации и способные возникнуть лишь в определенных условиях (например, реализация природных задатков); 3) свойства, полностью определяемые влиянием социальной детерминации (знания, умения, установки и т.д.), усвоение которых не зависит от особенностей генотипа.

Содержание социальной детерминации не запечатлено в генах. Общественно - трудовые навыки передаются путем воспитания, от поколения к поколению, в форме социальной программы.

Человеческие знания, опыт, потребности, целевые установки, политические и моральные воззрения ложатся в основу социальной программы, которую усваивает каждое новое поколение людей, добавляя в нее нечто свое. Простой однонаправленной детерминации индивида средой для человека не существует. Дело в том, что необходимой предпосылкой усвоения социальной программы выступает генетическая детерминация. Это значит, что развитие психических способностей человека происходит на основе взаимодействия социальной и генетической программ. Первое представляет собой систему воспитательных воздействий на индивид со стороны общества. Оно выступает как внутренний процесс саморазвития личности. Генетическая программа предоставляет собой определенную пространственную организацию клетки, которая развивает свое действие в конкретной временной последовательности. При этом она может оказать положительное или отрицательное воздействие на психическое развитие человека. Например, определенные анатомо - физиологические особенности руки, уха или горла могут играть важную роль в формировании и развитии музыкальных способностей.

В.А. КрутецкиЙ, исследуя психологию математических способностей, пришел к выводу, что некоторые люди обладают врожденными характеристиками строения и функциональными особенностями мозга, которые, опосредуя детерминирующей ролью влияния социальной среды, благоприятст вуют развитию математических способностей.

Определенное влияние врожденных биологических задатков на индивидуально — психологические различия на большом фактическом материале показано в работах В.М. Русалова. «Вся совокупность биологических свойств человека, - пишет он, - является первым уровнем задатков, от которых зависит развитие только психодинамических свойств. Наличные психодинамические свойства выступают в роли задатков второго уровня и оказывают влияние на формирование содержательных характеристик способностей». /28/

Следующая предпосылка, необходимая для наших дальнейших рассуждений в этом аспекте проблемы, а также и во всем последующем изложении, касается системного подхода при рассмотрении детерминации жизненных явлений.

Так, при системно-структурном анализе биологическое и социальное в человеке выступают как две противоречивые системы низшего и высшего порядков. Каждая из названных систем в других отношениях или на других структурных уровнях может быть и системой низшего, и системой высшего порядка. Так, например, биологическая система по отношению к социальной системе - низшего порядка, а по отношению к химической, физической, механической является системой высшего порядка. Взаимодействие систем низшего и высшего порядков подчиняется основным законам диалектики -высшее формируется и развивается на основе низшего, высшее опосредует и преобразует низшее в соответствии со своей сущностью, развитие низшего подчиняется собственным законам и законам их опосредования со стороны развития высшего.

Социальное опосредование развития биологического в человеке имеет место не только на уровне целостного организма, но и на уровне его отдельных структурных преобразований. Формирование, развитие и старение клеток, тканей, систем органов также опосредовано социальными условиями, и это дает нам право говорить о них как о специфических системах, отличающихся от аналогичных и гомологичных систем животных.

Социальное опосредование развития организма человека осуществляется, главным образом, через его центральную нервную систему, обладающую способностью не только воспринимать посредством органов чувств и других органов рецепции информацию о внешнем мире и внутреннем состоянии организма, преобразовывать ее и отражать в форме ощущений, восприятий, представлений, понятий, но и выступать в роли координирующего центра по обеспечению наиболее адекватного приспособления организма к внешней среде, а также интеграции и регулирования деятельности всех его систем, органов, тканей.

Признание социальной опосредованности развития организма человека не означает, что все его уровни структурной организации систем в одинаковой степени зависят от социальных условий. Степень относительной независимости разных структурных уровней организма человека различна. Чем выше уровень структурной организации систем человеческого организма, тем в большей мере их развитие зависит от социальных условий. И, наоборот, чем ниже уровень структурной организации систем человеческого организма, тем в меньшей мере их развитие зависит от социальных условий.

Похожие диссертации на Социально-философские аспекты детерминизма в становлении и развитии человека