Введение к работе
Актуальность исследования. Одной из важных гуманитарных проблем нашего времени является проблема социализации человека с ограниченными возможностями. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что в современных европейских языках в широкий обиход вошли такие термины, как «гандикап», «гандикапированные лица» и т.п., служащие для обозначения данной категории граждан именно в социальном (а не медицинском) смысле (в то время как медицинский термин инвалид, похоже, веб более выходит из употребления как не вполне корректный). Данная проблема носит общегуманитарный характер, и потому её нельзя рассматривать как чисто практическую или экономическую. В одном из своих интервью известный французский философ, писатель и психоаналитик Юлия Кристева, указывая на важность данной проблемы для современной европейской культуры и философии, отмечает, что «гандикап ставит нас перед трагизмом человеческого опыта. Гандикап есть философский, метафизический вопрос, встающий перед новым гуманизмом, по ту стороны политики...». Очевидно, таким образом, что метафизический характер этой проблеме придаёт её непосредственная связь с общегуманистическими вопросами, в частности, с вопросом о природе человека и необходимости человеческой солидарности.
Всеобщая декларация прав человека гарантирует всем людям, в том числе, и лицам с ограниченными физическими или интеллектуальными возможностями право на полное и равное участие во всех сферах жизни общества. Но реально эти люди часто лишены возможности такого участия, и из-за существующего по отношению к ним безразличия со стороны общества, отсутствия необходимых условий (неприспособленных помещений, общественного транспорта, работы и т.д.) они становятся какими-то неполноценными и маргинализированными членами общества.
Одна из главных причин актуальности проблемы людей с ограниченными возможностями для философии состоит в непосредственной связи этой проблемы с формирующимися в наши дни принципами так называемого нового гуманизма. В отличие от классического гуманизма, связанного с онтологической, гносеологической и этической концепцией субъекта, сформировавшейся в Европе в Новое время, новый гуманизм ориентируется на то представление о субъекте, которое пытается учитывать катастрофический опыт XX века (с его двумя мировыми войнами, концлагерями и массовым геноцидом). Поэтому, если классический гуманизм уделяет большое внимание главным образом достижениям человека, рассматриваемого как некий самодостаточный и фундирующий всю остальную реальность Субъект, ставший, в конце концов, Абсолютным Субъектом Гегеля, то новый гуманизм, в лице таких своих представителей, как Эммануэль Левинас, Ален Рёно, Юлия Кристева, Шарль Гарду, напротив, подчёркивает недостаточность человека, его зависимость от взгляда и воли другого, его (в конечном счёте) гандикапированностъ Таким образом, гандикап, человек с ограниченными возможностями, становится некой сущностной моделью человека вообще. Однако слабость человека, его недостаточность и несамодостаточность совершенно не означают какого-то его
принижения и лишения человеческого (и какого угодн
БИБЛИОТЕКА С.-Петербург
ОЭ 20о6актУ/) ^
Наоборот, по мнению новых гуманистов именно признание нами собственной недостаточности позволит изменить наш взгляд на окружающий мир и других людей в сторону большей гуманности и толерантности.
Из всего этого видно, что фигура человека с ограниченными возможностями, гандикапированного лица, находится на одной из центральных позиций в качестве объекта интереса современных интеллектуалов. Сверх того, эта фигура центрирует в себе также иную, но связанную с этой и ещё более актуальную для современности проблему - проблему различия и непосредственно вытекающую из неё проблему социального, религиозного, расового и любого другого исключения. Гандикапированный субъект - это иной, отличный по преимуществу, т.е. тот, кто не вписывается в «норму», отличается от неё. Именно в этом его отличии и коренится основная проблема - как для него самого, так и для общества.
Степень научной разработанности проблемы.
В отечественной философии феномен человека с ограниченными возможностями до последнего времени не являлся самостоятельным предметом изучения. Но именно философский анализ данной проблемы становится насущной задачей в контексте современной научной дискуссии, которая обусловлена современной социальной ситуацией и изменениями, происходящими в сфере общественного сознания и гуманитарного знания.
Исторический обзор проблемы людей с ослабленными возможностями исходит из работ М.Фуко, Анри-Жака Стакера, Луи Авана и др. Этими авторами раскрыта историческая сторона данной проблемы, проделан глубокий социоантропологический анализ различных её сторон.
Значимыми для выработки основных подходов к проблеме человека с ограниченными возможностями и для самой постановки этой проблемы являются работы исследователей, которые занимались изучением проблемы социальной нормы. К ним можно отнести, в частности, научные труды Э. Дюркгейма, М. Вебера, Р. Мертона, П. Бергера, Т. Лукмана, И. Гоффмана, Г.Беккера, М.Фуко и др. Именно благодаря этим учёным и философам формируется особый, социоантропологический подход к человеку с ограниченными возможностями, не сводимый к медицинскому аспекту рассматриваемой проблемы.
Существенный вклад в разработку проблемы человека с ограниченными возможностями был внесён такими исследователями, как К. Дэвис, Р. Мертон, Т. Парсонс. Они впервые стали рассматривать недостаточность как специфический социальный феномен (модель роли больного Т. Парсонса). В ходе исследования проблемы гандикапа эти авторы использовали структурно-функциональный метод, рассматривая человека с ограниченными возможностями главным образом как элемент целостной социетальной системы. В том же направлении работали отечественные авторы: Т. А. Добровольская, И. П. Каткова, Н. С. Морова, Н. Б. Шабалина и др.
Среди других подходов к исследуемому нами феномену следует назвать макросоциологический подход, характерный для социально-экологической теории У. Бронфебреннера, рассмотрение проблемы гандикапа в рамках теории наклеивания ярлыков или теории социетальной реакции (Г. Беккер, Э. Лемертон), а также теорию нетипичности Е. Р. Ярской-Смирновой. Все эти концепции пытаются выявить социальные механизмы производства гандикапа и наметить
способы восстановления разрушенных или утраченных социальных связей между гандикапированным индивидом и обществом.
Особо следует выделить философские работы Ю. Кристевой и А.Рёно, в которых затронуты проблемы нового гуманизма и внесён важный вклад для практической разработки перспективных направлений развития современного демократического общества и изменения его идеологии в направлении толерантности и принятия различия.
Анализируя труды авторов рассматриваемой проблемы, мы убедились в значимом концептуальном обосновании социальной интеграции человека с ограниченными возможностями. Тем не менее, мы считаем, что философские аспекты данной проблемы исследованы недостаточно. В частности, не уделено должного внимания исследованию психологических и культурных лредассоциаций, определяющих негативное отношение к гандикапированным лицам со стороны валидной части общества. По нашему мнению, отсутствует целостный интегративный подход к решению проблемы гандикапа, что и приводит к столкновению различных методологических парадигм, ущербных, с точки зрения ведущихся в этой области исследований. Мы считаем полезным связать рассматриваемую нами проблему с общечеловеческими ценностями, выделяя в ней гуманитарные и философские ракурсы. Представленная нами работа призвана в определенной мере восполнить эти недостатки и внести свой вклад в разработку философской концепции нового гуманизма.
Объект исследования - процесс интеграции человека с ограниченными возможностями в современное общество.
Предмет - социальная составляющая процесса интеграции человека с ограниченными возможностями.
Цель исследования - выявить принципиальные особенности процесса социальной интеграции людей с ограниченными возможностями в условиях современного индустриального общества.
Достижению данной цели соответствует решение следующих задач:
-
Эксплицировать человека в ситуации гандикапа как специфический объект исследования.
-
Выявить основные принципы различных способов социальной интеграции человека с ограниченными возможностями.
-
Показать один из возможных путей дальнейшего интегративного социально-философского исследования проблемы человека с ограниченными возможностями.
-
Выявить философский контекст проблемы человека с ограниченными возможностями.
Методологическая и теоретическая основа исследования.
Научно-теоретическое обоснование эффективного решения проблемы социальной интеграции человека с ограниченными возможностями исходит из конкретно-исторического анализа феномена его «жизни» путём задействования «участного ответственного мышления» (М.М. Бахтин), а также посредством
использования процедур интерпретации, сопереживания, транспозиции, характеризующих собой единство экзистенциально-антропологического, герменевтического и феноменологического рассмотрения проблемы гандикапированности.
Основными принципами разработки выбранной темы явились: объективность, историзм, системность. При рассмотрении различных аспектов социальной интеграции человека с ограниченными возможностями мы исходили из достижений феноменологической, экзистенциалистской и структуралистской методологии. Их конкретизации способствовало использование сравнительно-исторического метода и методов социологических исследований.
В своей работе мы опирались также на некоторые теоретические положения, выдвинутые в рамках концепций, затрагивающих проблемы изучения феномена человека с ограниченными возможностями в философском, психологическом, социологическом, педагогическом, культурологическом и эстетическом аспектов изучаемой нами проблемы.
В философии Нового времени, а именно, в концепциях Р. Декарта, Г. Лейбница, И. Канта, И. Фихте, господствовало понимание человека в качестве абстрактного внеисторического (трансцендентального) субъекта. Гегелем была подготовлена духовная атмосфера для перехода к новой философии с включением человека как определяющего фактора содержания философской системы. Взяв на вооружение некоторые положения гегельянства и в то же время отказавшись от гегелевского абсолютного идеализма, Л.Фейербах, К. Маркс, Ф.Ницше, С.Кьеркегор, М. Мерло-Понти, Ж.-П. Сартр осуществляют антропологический переворот в философии. Именно этот переход от абстрактного субъекта Нового времени к конкретно-историческому субъекту философии XX века позволил в наши дни поставить проблему человека с ограниченными возможностями уже как философскую проблему и, более того, сделать её одной из центральных проблем современности. Проблема человека с ограниченными возможностями, таким образом, вписывается в ряд таких важных для современной, антропологически ориентированной философии проблем, как проблема интерсубъективности, телесности, различия, нормы и многих других.
Весьма важными для формирования авторской концепции, изложенной в данной диссертации, явились работы П.Бурдьё; его теория социального пространства в значительной степени повлияла на тот анализ, который был проведен в данной диссертации. Следует также назвать работы И.Гоффмана по проблеме стигматизации, которые позволили уточнить изложенную в работе концепцию социального тела, а также натолкнули автора работы на создание его собственных концептов «пространство толерантности» и «пространство стигматизации».
Научная новизна исследования:
1. Эксплицированы основные особенности человека с ограниченными возможностями как феномена традиционной и современной индустриальной цивилизации.
-
Выявлены основные принципы, лежащие в основе различных способов социальной интеграции субъекта в ситуации гандикапа.
-
Выявлена интегративная роль социального пространства как ключевого понятия, необходимого для эпистемологического освоения исследуемой проблемы.
4. Показана связь решения проблемы гандикапированной личности с
формированием принципов нового гуманизма.
Положения, выносимые на защиту:
-
Феномен человека с ограниченными возможностями имеет преимущественно социальную, а не медицинскую природу, особенности которого выявляются в условиях социального взаимодействия.
-
Для эффективного решения проблемы социальной интеграции человека с ограниченными возможностями необходимо перейти от «медицинской» к экзистенциальной его трактовке.
3. Проблема взаимоотношения человека с ограниченными возможностями с
обществом не имеет конечного решения, релятивна в гносеологическом и
этическом аспектах ее рассмотрения.
4. Процесс интеграции гандикапированных лиц в социум предполагает не только включение человека с ослабленными возможностями в «нормальное» культурное пространство, но и преобразование самого этого пространства в соответствии с опытом гандикапированной субкультуры.
Теоретическая и практическая значимость работы
Теоретические положения и практические выводы, обоснованные автором, могут быть использованы для дальнейшего обобщения и изучения социальной интеграции человека с ограниченными возможностями. Работа представляет собой один из первых опытов рассмотрения проблемы. человека с ограниченными возможностями не только как экономической или политической, но и как философской. Человек с ограниченными возможностями не является традиционным объектом философского исследования, однако развитие современной философии, прежде всего появление теории нового гуманизма, а также многих постмодернистских и феминистских учений способствует тому, чтобы включить его в сферу философского рассмотрения в качестве одной из ключевых категорий современного дискурса. Теоретическая значимость работы, таким образом, определяется необходимостью разработки этого важного, с точки зрения современного гуманитарного знания, понятия, а также выявления его смысла в контексте таких социально-философских проблем, как проблема различия, нормы, стигмы, исключения, свободы, дискриминации и т.д. Практическая значимость работы определяется необходимостью социально-экономического, а также этического решения данной проблемы, выработки и реализации справедливых принципов социальной политики в отношении данной категории граждан нашей страны, где эта проблема ещё не решается на должном уровне. Данное исследование может, поэтому представлять значительный интерес для специалистов, занимающихся проблемами социализации и интеграции в общество маргинализированных групп населения, а также для ученых, занимающихся исследованием проблем нового гуманизма.
Структура и ooi-ем диссертации
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка использованной литературы. Объем диссертации 142 страниц машинописного текста, библиографический список изложен на 12 страницах машинописного текста и включает в себя 152 наименования.
Апробация диссертации
Основные положения диссертационного исследования апробированы на межрегиональных научно-практических и научно-теоретических конференциях, проведённых в ФГОУ ВПО «Российский государственный социальный университет» филиал в г. Чебоксары и других научно-образовательных учреждениях. Положения исследования нашли применение в рамках спецкурса «Философия социальной работы» на кафедре истории, теории и технологии социальной работы ФГОУ ВПО «Российский государственный социальный университет» филиал в г. Чебоксары.