Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА
1.1. Инвайронментальная парадигма как методологическая основа изучения экологии человека
1.2. Место классической инвайронментальной парадигмы в осмыслении современного экологического кризиса. 33
1.3. Аксиологический аспект концепций понимания экологического кризиса. 51
ГЛАВА 2. ТЕНДЕРНЫЙ ДИСБАЛАНС И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С ЭКОЛОГО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИМИ ПРОБЛЕМАМИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА 72
2.1. Эколого-демографический подход к проблемам воспроизводства народонаселения 72
2.2. Генезис тендерной асимметрии в контексте трансформации тендерных отношений. 92
2.3. Перспективы выхода из экологического кризиса: традиционные ценности и парадигма тендерного равновесия 115
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 139
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 141
- Инвайронментальная парадигма как методологическая основа изучения экологии человека
- Аксиологический аспект концепций понимания экологического кризиса.
- Эколого-демографический подход к проблемам воспроизводства народонаселения
Введение к работе
Актуальность темы. В начале третьего тысячелетия экологические проблемы, сопровождающие развитие человечества, обострились настолько, что реальность угрозы существованию цивилизации стала очевидной. Историко-философский анализ этих проблем показал, что, хотя, кризисная экологическая ситуация является неизбежным этапом эволюции человечества, накопленный научно-технический потенциал позволяет выделить основные причины формирования кризиса, разработать и реализовать методы его преодоления. Одним из доминирующих факторов негативного воздействия человека на природу явился демографический взрыв, став одной из причин глобального экологического кризиса.
Здесь важно отметить, что демографическая проблема является целиком социальным явлением, предопределенным спецификой общественных отношений, влияющих, в том числе, и на порядок воспроизводства населения. Поэтому все более популярной в научных кругах становится концепция устойчивого развития общества, предполагающая стабильное взаимодействие социальных и природных процессов, смягчение антропогенного давления, восстановление способности природных сообществ компенсировать дестабилизирующее воздействие. Все это предполагает достижение социальной стабильности и, в первую очередь, стабильности воспроизводства.
Возникающие при решении этой проблемы методологические, аксиологические, экологические задачи воздействия на репродукцию человека должен выявить социально-философский анализ движущих сил воспроизводства населения, сущность и состояние которых в значительной степени обусловлены тендерным дисбалансом, поэтому наиболее перспективным для их исследования является тендерный подход. Тенденции развития современной демографической ситуации свидетельствуют о наличии тесной связи существующего в обществе тендерного порядка с количественными и качественными характери-
стиками воспроизводства. Преодоление тендерного дисбаланса оказалось важной составляющей устойчивого развития общества, в связи с чем экономические и политические аспекты тендерного равновесия в настоящее время исследуются достаточно широко. При этом, для гармоничного развития социопри-родных взаимодействий большое значение имеет тендерное равновесие в репродуктивной сфере. Однако возможности его достижения, его связь с количественными и качественными характеристиками воспроизводства, перспективы его влияния на экологию человека еще не достаточно изучены.
Таким образом, глобальность экологических проблем, их очевидная зависимость от проблем демографических, а также тесная связь последних с проблемами репродукции человека в условиях острой необходимости преодоления существующей кризисной ситуации обусловливают актуальность исследований в области тендерных исследований проблем репродукции человека вообще, и настоящего исследования, в частности.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема взаимоотношений природы и общества рассматривалась многими отечественными и зарубежными учеными, однако, исследование связи экологических и репродуктивных проблем, влияние на них тендерных отношений, возникающих в социуме, предполагает комплексный характер исследования, что требует привлечения широкого круга работ отечественных и зарубежных авторов. Поэтому при постановке задач и разработке данной темы использовались труды В. И. Вернадского, Л. Н. Гумилева, В.Хёсле, А. Швейцера, М. Шел ера, В.П. Эфроимсона, а также философов ростовской школы В.Е. Давидовича, Ю.А. Жданова, Л.В. Жарова, И.А. Негодаева, В.А. Рамих, А.Е. Чекалова.
Исторический аспект формирования экологического кризиса рассмотрен в трудах В.П. Алексеева, В.Д. Блаватского, Л.Г. Бондарева, Н. Н. Воронцова, а анализ проблемы исторического развития экологического сознания дан в трудах В.П. Гаврилова, СИ Ивановского, С.Д. Дерябо, В.А. Левина.
Теоретические и практические вопросы взаимоотношений природы и общества отражены в работах Ю.М. Арского, Р.К. Баландина, Г.А. Бачинского,
М. И. Будыко, Л.И. Бурцева, Ю.П. Галченко, Э.В. Гирусова, А.А. Горелова, В.Г. Горшкова, В.Л. Каганского, В.А. Лосева, Ю.Г. Маркова, Д. Марковича, К.М. Петрова, Н.Ф. Реймерса, К.Н. Трубецкого, А.Д. Урсула.
Методологические проблемы исследования социоприродных взаимодействий, в том числе и вопрос интегративного подхода, включающего методологию гуманитарного знания, рассматриваются в трудах СП. Баньковской, В.Д. Комарова, В.П. Казначеева, Б.Б.Прохорова. Проблемы экологии человека и его адаптации в условиях урбаноэкотопов, физиологические аспекты воздействия неблагоприятных экологических факторов на человеческий организм, в том числе и на репродуктивные функции, освещены в работах Б.Г. Ананьева, А.А. Келлера, В.И. Кувакина, Ю.Н. Куражковского, Е.В. Никоноро-вой, Г.К.Радионова, О.В. Сивочаловой, И.К. Смоловика.
Возможным стратегиям выхода из экологического кризиса, предусматривающим устойчивое развитие современной цивилизации, совместимое с естественными циклами биосферных процессов, посвящены исследования В.И. Данилова-Данильяна, СП. Капицы, К.С Лосева, Н. Н. Моисеева. Проблемы экологической этики, как ценностного аспекта взаимодействия общества и природы, освещены в работах В.Е. Ермолаевой, В.Л. Кошелевой, В.М. Лейби-на, А.П. Назаретяна, Е.В.Осиповой, Р.И.Соколовой. В исследовании данной проблемы привлекались также работы Р. Атфилда, К. Инеда, Б. Калликотта, К. Лебак, X. Ролстона, Л. Уайта, Р. Хиггинса.
Применение тендерного подхода потребовало привлечения обширного материала. Теории и методологии тендерных исследований посвящены работы Н.И. Абубикировой, СК. Айвазовой, И.Л. Аристарховой, О.А. Ворониной, И.А. Жеребкиной, Н. М. Римашевской, Г.Г. Силласте, фундаментальные труды западной феминистской философии, различные направления которой представлены работами Д. Батлер, Э. Кесслер-Хэррис, Р. Коллинз, Б. Пфау-Эффингер, Г. Рубин, Д. Хереуей, Б. Хуке, Д. Хубер, Н. Чодороу.
В исследовании частных проблем тендерных отношений, привлекались, в основном, работы отечественных авторов. Эпистемологические проблемы ген-
дерных вопросов освещаются в работах Е.А Здравомысловой, А. Костиковой, А.А. Темкиной. Институт семьи, его связь с формированием и трансформацией тендерных отношений изучались по трудам А.И. Антонова, И.В. Бестужева-Лады, А.Г. Волкова, И.С. Голода, И.С. Кона, В.М. Медкова. Экологический подход к тендерным отношениям рассматривался на основе работ Е. Карпенко, Е.Ю. Мещеркиной, С.Ф. Хрисановой, Ш. Энгерт.
Цель работы и основные задачи исследования. Целью работы является социально-философский анализ тендерного аспекта экологии человека в контексте сформировавшихся и возникающих проблем репродукции и перспектив их влияния на существующую экологическую и демографическую ситуацию. Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
рассмотреть существующие методологические принципы изучения взаимодействия природы и общества и обосновать выбор инвайронментальной парадигмы исследования;
сопоставить эволюцию экологического кризиса и роста численности планетарного населения, определить желаемое направление развития демографических процессов;
дать аксиологический анализ существующих концепций выхода из экологического кризиса;
осуществить анализ методологии тендерных подходов к исследованию репродуктивных отношений в обществе;
анализ значения тендерного порядка и тендерных идеалов для формирования репродуктивной политики;
обоснование значения тендерного равновесия для качественного аспекта воспроизводства населения и его роли в стабилизации демографических процессов.
Рабочая гипотеза состоит в том, что важным фактором достижения демографической стабильности, как составляющей устойчивого развития общества, является становление тендерного равновесия в вопросах репродукции, обеспечивающее повышение качественных характеристик репродукции.
Объектом исследования является динамика глобальных проблем экологии человека.
Предметом исследования являются тендерные аспекты экологии человека.
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили фундаментальные положения, разработанные отечественными и зарубежными исследователями в области социальной экологии, инвай-ронментальной социологии и экологической философии. Характер исследования определил необходимость интегративного метода для исследования проблем репродукции, привлечения работ по демографии, социологии, социальной психологии, генетике, педагогике. Основным направлением исследования стал гендерный анализ репродуктивной проблематики, использован сравнительно-исторический метод исследования становления и трансформации гендерного порядка и его влияния на проблемы воспроизводства.
Научная новизна работы состоит в следующих положениях:
произведен социофилософский анализ становления методологических принципов изучения взаимодействия природы и общества;
уточнено понятие классической инвайронментальной парадигмы, как системы методологических установок исследования взаимовлияния общества и окружающей среды;
развито понятие экологической стратегии как деятельностного отражения инвайронментальной парадигмы;
дан аксиологический анализ существующих концепций преодоления экологического кризиса;
показаны пути трансформации тендерных отношений, определяется ее влияние на репродуктивные процессы в обществе;
произведен сравнительный анализ традиционных и трансформированных тендерных идеалов в связи с заложенными в них представлениями о ценности родительства.
Основные положения, выносимые на защиту:
Критическое состояние биосферы и неэффективность предпринимаемых попыток преодоления экологического кризиса фундированы эпистемологическими принципами исследования взаимоотношений природы и общества, исторически сложившейся установкой на антропоцентризм и объектно-потребительское отношение к природной среде, определяемой как классическая инвайронментальная парадигма.
Экологическая стратегия социума, как деятельностное отражение классической инвайронментальной парадигмы, с развитием научно-технического потенциала цивилизации эволюционировала от умеренно-экстенсивной экологической стратегии, характерной для аграрной цивилизации, к современной агрессивной экологической стратегии. Этот переход предопределил экологический кризис, детерминированный ростом населения планеты, однако им же обусловлено достижение высокого культурного уровня, что позволяет считать экологический кризис закономерным этапом развития цивилизации.
Выход из экологически кризисной ситуации объективно связан с переосмыслением ценностных основ социоприродного взаимодействия, отказом от классической инвайронментальной парадигмы. Аксиологический подход к существующим концепциям выхода из экологического кризиса, показывает, что концепция устойчивого развития наиболее согласована с биоцентрическими взглядами экологической этики, как ценностной основы новой инвайронментальной парадигмы.
Одно из условий отказа от агрессивной экологической стратегии - стабилизация численности населения планеты, что предполагает трансформацию тендерных отношений, влияющих на репродуктивные процессы в обществе. Взаимосвязь тендерного уклада и экологии общества прослеживается при анализе патриархатных тендерных идеалов, воспроизведение которых на протяжении первой половины XX века явилось одним из факторов, обусловивших неконтролируемый рост населения.
Патриархальные тендерные идеалы, ориентированные на рост рождаемости, включают, вместе с тем, и негативную установку по отношению к репродуктивному труду, и маргинализация репродуктивной деятельности стала одной из причин тендерного дисбаланса. В конце XX века новый тендерный идеал женщины формировался на основе патриархальной негативации репродуктивного труда и был ориентирован на деятельность женщин почти исключительно в общественной сфере. Влияние трансформации гендерных отношений на экологию общества выразилось в резком падении рождаемости в развитых странах, ориентированных на экономическое и политическое тендерное равновесие.
Стабилизация демографических процессов тесно связана с достижением высокого качественного уровня воспроизводства, чему будет способствовать становление тендерного равновесия в сфере репродуктивного труда. Обеспечение паритетного участия обоих полов в процессах, связанных с воспроизводством человека, позволит поднять престиж репродуктивной деятельности, повысить качество репродукции, и рациональным путем регулировать рост населения, не подрывая потенциал общественного воспроизводства.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в обосновании применения социально-философской методологии в разработке социально-экологической тематики, а применение основных положений данного исследования помогает раскрыть важность репродуктивного аспекта гендерных отношений, определяет перспективное направление трансформации гендерных отношений для поиска путей достижения тендерного равновесия.
Материалы диссертации могут быть использованы при разработке спецкурсов по философским проблемам естествознания, по социологии, политологии, психологии, правоведению, медицине, гендерным проблемам, безопасности жизнедеятельности, валеологии, семьеведению, для исследований по теоретическим проблемам воспроизводства населения.
Апробация работы. Основные положения работы были изложены на международном научном симпозиуме ТРТУ «Информационная парадигма в науках о человеке», Таганрог, 2000 г., на научно-теоретической конференции НГМА «Первые межрегиональные научные чтения по актуальным проблемам социальной истории и социальной работы», Новочеркасск 2000 г., на международной научно-практической конференции «Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве», Пенза, 2003 г. По теме диссертации опубликованы 10 работ.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка используемой литературы, включающего 229 источников, в том числе 6 на иностранном языке.
Инвайронментальная парадигма как методологическая основа изучения экологии человека
Формирование человека как биологического вида, происходило в неразрывной связи с окружающей средой, и именно специфика взаимодействия вида Homo sapiens и природных условий существования первых человеческих популяций сделала возможным развитие социума. Исследование окружающей среды на протяжении всего пути, пройденного человеческим разумом, было неотъемлемой частью человеческой познавательной и преобразующей деятельности. Эволюция общества протекала в его неразрывном взаимодействии с природой, По мере увеличения численности населения эти связи становились все более тесным и все менее очевидным, и это, возможно, стало причиной того, что синтетическая теория социоприродного взаимодействия до сих пор не разработана, как целостное научное направление.
Глобальные изменения, протекающие в окружающей среде, стали сейчас очевидны даже рядовому обывателю, благодаря непосредственному влиянию на экономическую систему и на все сферы жизни людей. Масштаб этих изменений позволяет предположить, что «...в своем развитии человек перешел допустимые экологические пределы воздействия на окружающую среду, определяемые законами биосферы» [62]. Кажущаяся свобода человека от объективных законов, обусловленная способностью биосферы к определенной компенсации дестабилизирующих воздействий, стала основой типичной для всей цивилизации системы взглядов, касающейся любых социоприродных взаимодействий, а также их изучения. С распространением колонизации она стала применяться во всех экономически значимых уголках планеты. Эта мировоззренческая установка детерминировала такую экологическую стратегию социума, результатом которой стало катастрофическая разбалансированность цикличности биосферных процессов, порождаемая, прежде всего, химическим, биологическим и энергетическим загрязнением, и проявляющаяся в нарушении стабильности циклов.
Несмотря на то, что, большинство научных исследований, так или иначе, касаются проблем социоприродного взаимодействия, целостные представления о проблемах сосуществования природного и социального в планетарном масштабе до сих пор не сформированы и системно не выделены. Отсутствие целостного подхода, изучающего взаимодействие общества и природы во всех аспектах его многообразия, можно считать следствием антропоцентристской методологической установкой всех отраслей науки.
Такой образ мышления, сформировавшийся в процессе развития европейской цивилизации, определил направление мыслей и поведения — как в научном, так и в социальном плане. Антропоцентрическое мировоззрение и патриархальный уклад повседневной жизни стали основными факторами, продуцирующими кризисные процессы, предопределяющие возможность разрушения цивилизации, в общепринятом понимании этого понятия [223, с. 150]. Многие исследователи отмечают заложенность деструктивного отношения к среде обитания в научном и культурном дискурсе современной цивилизации, « ...была выявлена в своих потенциях, а то и предуказана основная установка западной просветительской культуры: фаллоцентризм как активистское, насильственное завоевание природы - не любовное, а агрессивное к ней отношение» [143].
Естественный потенциал самостабилизации, имеющийся в экосистемах, давно исчерпал возможности смягчения антропогенного давления. Демографические проблемы, сформировавшиеся в ходе развития цивилизации, существенно обострили проблемы социоприродного взаимодействия, так как взрывообразный рост населения многократно усилил антропогенную нагрузку на биосферу. На данном этапе развития взаимоотношений природы и общества, для выхода из опасной экологической ситуации, необходимы рационально осознанные усилия всего человечества. Исследования по этой проблеме отмечают не столько технологический ее аспект, сколько противоречия, заложенные в человеческом миро- воззрении, иначе говоря, необходимо не только стабилизировать, но и максимально снизить указанное антропогенное давление во всех сферах жизнедеятельности общества, а это невозможно без кардинального изменения самого «экологического мировоззрения».
Однако, чтобы принятыми мерами не усугубить кризисное положение, необходимо иметь ясное представление о взаимосвязи процессов, протекающих в природе и обществе на всех системных уровнях. Поэтому системное изучение со-циоприродного взаимодействия является насущной необходимостью для сохранения и развития цивилизации. Знание о взаимодействии природных и социальных процессов в неспециализированном виде существовало и развивалось вместе с развитием науки, шел стихийный процесс количественного накопления данных о явлениях, сопровождающих развитие общества и сопутствующей ему трансформации природных сообществ. Однако эти данные получались и интерпретировались в рамках узкого предметного подхода, тогда как очевидно, что для создания целостной картины функционирования системы "природа-общество", для определения законов взаимодействия ее элементов необходима интеграция различных научных подходов и методологий, естественно, в рамках новой, отличающейся от традиционной, методологической системы исследования [103, гл.2].
Создание принципиально нового подхода к изучению природы и общества должно стать новым шагом человека в осознании целостности мира и своего места в нем. "Всемирная деревня" - термин, введенный Х.М. Мак-Люэном для обозначения современной коммуникационной и культурной ситуации, когда "пространство и время исчезают" [137, с.21], равным образом может быть применен и к ситуации экологической, когда казавшаяся безмерной ресурсоемкость биосферы на самом деле оказывается сопоставимой с мощностями материальных и энергетических потоков, сопровождающих жизнедеятельность современного общества, что приводит к значительным изменениям переменных состояния планетарной экосистемы [51]. Однако стереотипное представление о природе как о неисчерпаемой кладовой, исторически укоренившееся в массовом сознании, до сих пор обусловливает легкомысленно-потребительский подход при решении технологических и социальных проблем.
Отсутствие общего методологического подхода и недооценка влияния культурных традиций в вопросах социоприродного взаимодействия приводят к тому, что частные проблемы не могут быть решены эффективно. Примером этого служит попытка элиминировать "демографический взрыв" в развивающихся странах с помощью новых медицинских технологий. Концепция достижения развивающимися странам «нулевого роста» населения к 2000 г., предложенная известным американским демографом Д. Дж. Боугом, ныне признана недостижимой в предусмотренные прежде сроки.. В своей статье «Конец взрыва населения» (1967) он утверждал, что, благодаря созданию новых эффективных противозачаточных средств в 60-х годах с помощью «социальной инженерии», стало возможным вдвое сократить рождаемость в любой «азиатской стране» в течение 15 лет. И, согласно его расчетам, к 2000 г. на земном шаре будет достигнут нулевой рост населения, а численность мирового населения стабилизируется к тому времени на уровне 4,5 млрд. жителей, и не превысит 5 млрд. [52, с. 100]. Однако даже в настоящее время, когда биохимические методы контрацепции как никогда эффективны, проблема демографического взрыва остается превалирующей для развивающихся стран, в то же время, общемировое население достигло на указанный период 6,2 млрд., и продолжает возрастать [95].
Аксиологический аспект концепций понимания экологического кризиса.
Системный подход в рассмотрении глобальных проблем, сопровождающих эволюцию общества, позволил яснее обозначить их взаимосвязанность. Перспектива разрешения экологического кризиса требует разработки концепции, учитывающей все факторы, влияющие на усиление экологически кризисной ситуации. Поэтому действенная концепция выхода из экологического кризиса должна основываться на принципиально новом подходе к социоприродным взаимодействиям, который можно определить как новую инвайронментальную парадигму. Эта концепция должна системно рассматривать экологические проблемы и предусматривать многостороннюю регуляцию социальных процессов и явлений, влияющих на обострение экологической ситуации.
В качестве традиционно предлагаемых мер по преодолению экологического кризиса можно привести строгое соблюдение природоохранительных законодательных актов является необходимой, но очевидно недостаточной мерой, так как полностью регламентировать взаимоотношение индивида и среды невозможно. Таким образом, отказ от агрессивной экологической стратегии необходим как на макроуровне планетарной человеческой деятельности, так и на микроуровне, уровне повседневной жизни, что предполагает разработку новой, экологически ориентированной системы ценностей и ее последовательное внедрение. Этот параграф будет посвящен анализу традиционно присутствовавших в культуре ценностных представлений о взаимоотношении человека и природы, существующим в настоящее время направлениям их трансформации, и аксиологическому анализу рассмотренных выше концепций выхода из экологического кризиса, их обусловленности рассмотренными здесь системами ценностных установок.
Данная задача требует краткого обращения к истории развития представлений о ценностях. Термин "аксиология" введенный П. Лапи, позднее был использован Э. фон Гартманом. Аксиология - философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей, как оснований человеческого бытия, определяющих направленность и мотивированность человеческой деятельности. Противоречия между натурализмом, полагавшим ценность вещи в том, что она желаема, а не желаемость того, что обладает ценностью и интуитивизмом, сформированным британским представителем неореализма Дж.Э.Муром, рассматривающим ценность как неэмпирическое свойство предмета, воспринимаемое в непосредственном акте интуиции, определили формирование такого направления аксиологии как эмотивизм. Современный эмотивизм, стоят на позициях недефинируемости оценочных терминов, рассматривая их ишь как средство выражения эмоциональных установок [181].
Конфликт упомянутых направлений послужил основанием для определения современного состояния аксиологии как тупикового. Выход из него, по мнению некоторых авторов, в восприятии позиции аксиологического объективизма и ког-нитивизма, преодолевающей крайности натурализма и интуиционизма, доказывающей объективный характер ценностей и возможность их познания. Т. Стычень, например, предлагает рассматривать ценность объекта в зависимости от того, насколько полно он реализует то, что составляет его сущность, развивая, таким образом, аксиологические идеи Аристотеля [181].
С точки зрения экологической проблематики, в вопросах ценности природы и природных объектов натуралистический подход неприемлем, так как ценность вещи в нем зависит от взглядов оценивающего субъекта. Интуитивистское и эмо-тивистское направления аксиологии могут рассматриваться более применительно к эстетическим проблемам, связанным с развитием материальной и духовной культуры человечества. Специфика же аксиологии социоприродных отношений состоит в том, чтобы рассматривать природу как самостоятельную, независимую от человеческого существования форму бытия, и с этой точки зрения позиция Т. Стычня в определении ценности объекта является наиболее применимой в конкретном исследовании.
Признавая ценность природы в реализации ее сущности, необходимо заметить, что сущность природы реализуется посредством процессов саморегуляции и самоорганизации, которые необходимо вступают в конфликт с процессами жизнедеятельности социума. Признание самостоятельной ценности природы, наряду с обеспечением жизнедеятельности и определенного уровня материальной культуры человека, создает серьезную этическую проблему.
Попытка разрешить эту проблему приводит к необходимости исследования деятельности человека в контексте ее соответствия основополагающим этическим принципам существующей цивилизации. Рассматривая классическую инвайрон-ментальную парадигму как детерминирующий фактор агрессивной экологической стратегии социума, необходимо проанализировать аксиологические ее основы, их предзаданность социальной и биологической спецификой человеческой деятельности и возможность их трансформации. Рост численности населения сделал повседневную жизнь каждого человека источником потенциальной экологической нагрузки на биосферу [35], а попытки регламентации приватной сферы, в значительной степени свойственные тоталитарным режимам, показали, насколько неэффективна политика всеобъемлющего диктата.
Глобальное влияние, оказываемое на направленность научно-технической деятельности человека классической инваиронментальнои парадигмой, может быть связано с ее влиянием на формирование модернистских представлений о месте природного в социальной жизни. Возникновение классической инваиронментальнои парадигмы тесно связано с аксиологическим содержанием модернизма. Идеалы модернизма являются закономерным продолжением европейской культурной традиции, ассимилируя аксиологические представления античности -Нового времени; центральное для модернизма понятие человеческого разума как ценности было выработано еще античной культурой, также, как и еще одно ключевое понятие модернизма: "гуманизм" [55, с.89]. Важным фактором, оказавшим влияние на формирование ценностных оснований модернистской философии, стал имперский мессианизм Древнего Рима, утверждавший необходимость распространения и даже насаждения того, что считалось цивилизованным [55, с.90]. Хотя, как мы уже говорили, объектно-прагматическое отношение к природе характерно для всех этапов развития общества, но для большинства регионов умеренно-экстенсивная экологическая стратегия была преобладающей, вплоть до привнесения в культуру западного образа мышления.
Отличительной чертой модернистской философии являются также воспринятая из культурного движения Ренессанса вера в человека, в его возможности усваивать и воспроизводить в общественной жизни стремление к свободе, красоте, справедливости, но самым значительным этапом становления модернистской философии и классической инваиронментальнои парадигмы стала научная революция XVI - начала XVII в., которая стала переходом от схоластической к опытно - аналитической, экспериментальной науке и окончательно утвердила авторитет рационального, научного знания как такового.
Эколого-демографический подход к проблемам воспроизводства народонаселения
Подчеркивая тесную взаимосвязь общества и природы, взаимосвязь, все аспекты которой в настоящее время еще не раскрыты достаточно полно, необходимо отметить, что можно провести аналогию между изучением общественных и природных процессов. Исследование феноменов живой природы осуществляется на трех основных уровнях, определяющих специфику их влияния на филогенетические и биосферные процессы: организменном, популяционном и экосистемном. Исследования общественной жизни также осуществляются путем изучения «структуры связей, зависимостей, отношений между людьми», «структуры социальных общностей», а также попытки выработать «универсальный, синтетический подход к пониманию структуры общества» [128]. Таким образом, использование понятий микро-, мезо- и макросреды для исследования социальной структуры, позволяет не только провести аналогию между уровнями организации природных и общественных процессов, но и исследовать и использовать это для описания и объяснения как природных, так и общественных явлений [188, с.60].
В рамках данной работы невозможно рассмотреть весь спектр социальных взаимодействий в их связи с биосферными изменениями. Экономические, политические, психологические аспекты такого взаимодействия уже более или менее рассмотрены в различных работах [44, 66, 157], однако эти аспекты социоприрод-ного взаимодействия являются внешним отражением более глубинных сущностных свойств социальной реальности и побуждаемых ими видов человеческой активности. Например, воспринимаемое как изначальное для вида Homo sapiens, разделение индивидов на два пола порождает специфические стратификационные расслоения, а это не может не сказаться на характере и сути демографических процессов, поэтому в данном исследовании поставлена задача исследовать влияние особенностей становления и трансформации тендерных отношений на возникновение и развитие экологически кризисной ситуации. Несмотря на относительную новизну тендерного подхода в различных областях науки, накопленный фактический материал и теоретические разработки тендерного направления, позволяют вычленить и обобщить факты, отражающие наличие указанного взаимовлияния.
Прежде всего, необходимо осветить логику становления тендерной проблематики в общественных науках, дать определение понятиям «тендер» и «тендерные отношения». Говоря об общих закономерностях функционирования общества, необходимо особо отметить столь важный тип общественной деятельности как специализированная социальная деятельность. Социальная деятельность, создающая субъекты общественной жизни, живых людей, включает в себя, прежде всего, «производство общественного человека», т.е. всю совокупность деятельности, направленной на социализацию человека [128, с.216], причем необходимо отметить, что эта деятельность не исчерпывается воспитательно-педагогической работой и работой по профессиональной подготовке. Процесс социализации носит достаточно индивидуальный характер, первичным ее агентом, конечно, является семья, но несомненное влияние на этот процесс оказывает и общий культурный уровень, достигнутый обществом, и национально-религиозная специфика.
Но рассматривать процесс воспроизводства населения необходимо от самых его истоков, лежащих, без сомнения, в характерных для современного общества тендерных отношениях, составляющих основу брачного института. Тендерный подход к взаимоотношениям между полами предполагает разделение понятий пол (sex) и тендер (gender). При этом понятию пола соответствуют представления, которые обозначает анатомо-морфологические особенности людей принадлежащих к разным полам (по большей части это первичные и вторичные половые признаки), по наличию или отсутствию которых люди определяют половую принадлежность друг друга [2, 79].
Некоторые исследователи выделяют ряд психофизиологических характеристик, таких как словесно-ассоциативные реакции, психомоторные реакции, для которых показан устойчивый половой диморфизм. Отмечаются раннее созревание и большая возрастная стабильность упомянутых характеристик, а также большая продолжительность жизни и уровень выживания у женщин [7]. Термин «пол» во всех концепциях тендера употребляется только в отношении тех особенностей, которые детерминируются биологическими различиями, так называемыми первичными и вторичными половыми признаками между мужчинами и женщинами.
Понятие «гендер» представляет собой «...сложный социокультурный конструкт: различия в ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках между мужским и женским, творимые (конструируемые) обществом» [79]. Гендер введен как базовое измерение при описании социальной структуры общества, вместе с другими социально-демографическими и культурными характеристиками (раса, класс, возраст). Таким образом, тендерные исследования посвящаются выявлению социального содержания всего, что привычно связывается с принадлежностью к определенному полу и с взаимоотношением полов. Тендерный подход к общественным проблемам призван проанализировать и по-новому переосмыслить феномен социального взаимодействия полов. Понятие тендерных отношений используется в данной работе как определение отношений между людьми, возникающие вследствие их принадлежности к различным тендерам, не зависимо от того, в какой социальной сфере складываются эти отношения [1, 10].
В настоящем исследовании невозможно проанализировать проблематику тендерных отношений во всех областях социальной жизни, и, с целью сужения круга рассматриваемых вопросов, рассмотрены будут лишь те вопросы, которые относятся к наиболее социально и экологически значимому аспекту тендерных отношений - репродуктивному. Социологами все вопросы воспроизводства рассматриваются как одно из направлений социологии семьи [8, 166], однако эта тема заслуживает более широкого подхода. Сам процесс становления тендерных отношений в обществе напрямую связан с выполнением репродуктивной функции, и складывающимися взглядами на выполнение родительских обязанностей.
Применение тендерного анализа к проблеме репродукции связано с определенной методологической проблемой, так как тендерный подход отрицает биологический детерминизм в вопросах социального взаимодействия полов [79], а репродуктивный аспект семейных отношений связан именно с этой, биологически детерминированной функцией полов, обуславливающей и определенную дифференцировку поведенческих и ценностных установок. Здесь необходимо применить некоторые аналогии медицинско-биологического характера, не настаивая на их полной адекватности особенностям социальных отношений.
Главным направлением эволюции животного мира было выживание и распространение наиболее прогрессивных форм, хотя теоретическая биология не дает пока точного определения эволюционного прогресса. Однако для типа позвоночных прогресс можно связать с усложнением головного мозга в филогенетическом ряду (рыбы — млекопитающие). Усложнение головного мозга сопровождается усилением заботы о потомстве, достигающей наиболее сложных форм в классе млекопитающих, в том числе и у приматов [16, 176].
В историческом аспекте биологические особенности двух полов, сугубая направленность женского организма на вынашивание и вскармливание ребенка (долгое вынашивание плода и вскармливание молоком дают значительные эволюционные преимущества) стала немаловажным фактором в вопросах выживания вида Homo sapiens, однако не только естественно-биологические адаптации обеспечили человеку эволюционный успех. Высокий репродуктивный потенциал человека поддерживался длительным периодом социализации, которая сделала возможным рассмотрение процесса эволюции человека не на организменно-популяционном уровне, а на уровне биосферных процессов, социоприродных взаимодействий.