Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Толерантность как экзистенциальное состояние человека: социально-философский аспект Миронов Владимир Георгиевич

Толерантность как экзистенциальное состояние человека: социально-философский аспект
<
Толерантность как экзистенциальное состояние человека: социально-философский аспект Толерантность как экзистенциальное состояние человека: социально-философский аспект Толерантность как экзистенциальное состояние человека: социально-философский аспект Толерантность как экзистенциальное состояние человека: социально-философский аспект Толерантность как экзистенциальное состояние человека: социально-философский аспект Толерантность как экзистенциальное состояние человека: социально-философский аспект Толерантность как экзистенциальное состояние человека: социально-философский аспект Толерантность как экзистенциальное состояние человека: социально-философский аспект Толерантность как экзистенциальное состояние человека: социально-философский аспект
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Миронов Владимир Георгиевич. Толерантность как экзистенциальное состояние человека: социально-философский аспект : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : Ульяновск, 2003 135 c. РГБ ОД, 61:04-9/224

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ПОНИМАНИЕ И ТРАКТОВКА ТОЛЕРАНТНОСТИ В ЗАПАДНОЙ КУЛЬТУРЕ 23

1. Основные подходы к толерантности 24

2. Специфика презентативной трактовки толерантности 52

ГЛАВА ВТОРАЯ. ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ФОРМА ПРЕЗЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ 78

1. Характерные черты целостного переживания толерантности 78

2. Основные презентанты толерантности 94

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 114

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 123

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В современном обществе толерантность имеет особое значение: она выступает и как ценностная установка, и как норма социального действия, и как политическая необходимость. Толерантность проявляется в различных сферах жизни общества (нравственной, правовой, политической, религиозной, экономической и т.д.), выступая необходимым условием взаимодействия культур. Таким образом, обращение к теме исследования инспирировано потребностью целостного понимания и осмысления толерантности в современном обществе.

Ввиду того что толерантность трактуется различным образом на разных этапах историко-философского процесса, возникает потребность ретроспективного подхода к данной теме, при котором может быть осуществлен историко-философский анализ воззренийгна толерантность. Он состоит в выявлении и описании взглядов, идей, концепций, в которых рассматривается тема толерантности. Это позволяет проследить историю рождения и развития новых идей, изучить вопросы их взаимосвязи и взаимовлияния, что, несомненно, имеет значение для историко-философского знания.

Исследование темы толерантности также способствует разработке философско-исторического знания. Следует отметить, что проявления толерантности сопутствуют человеческой истории. Среди наиболее заметных исторических событий, которые можно расценивать как проявления толерантности, можно отметить Миланский (313 г.) и Нантский эдикты (1598 г.), толерантные патенты императора Иосифа II в XVIII веке, закон об эвтаназии в Нидерландах (2001 г.) и др. Осознание места и значения этих событий в истории способствует осмыслению самой истории.

Особую значимость тема толерантности получает при рассмотрении проблелш человека которая является важнейшей проблемой современной философии. Дело в том, что толерантность выступает не только как требование, предъявляемое к человеку со стороны общества. Как состояние духовной жизни она проявляется и вне зависимости от этих требований; рано или поздно в своей жизни человек сталкивается с проявлениями толерантности. И здесь неважно, имеет ли толерантность широкое распространение или, напротив, она довольно редка (что представляется более вероятным). Гораздо более важно, что в толерантности человек открывает свое индивидуально-личностное бытие, осуществляет себя как человека (для обозначения таких состояний используется понятие экзистенциального состояния). Поэтому описание и осмысление толерантности как экзистенциального состояния человека является актуальным и для философской антропологии.

Поскольку толерантность в данном исследовании рассматривается как экзистенциальное состояние человека, для социально-философского знания актуальность темы заключается в представлении толерантности как истока социальной активности человека. Это выражается в том, что толерантность выступает одним из факторов институционализированной формы социальной активности - социального характера человека. Социальный характер являет собой достаточно сложное образование: он включает в себя знания, установки, стремления, ориентиры, нормы, правила, модели поведения, стили, определяющие взаимоотношения человека с другими людьми и социальными группами. Если в традиционном понимании социальный характер имеет историческую и социокультурную обусловленность, то в данном исследовании его истоком выступают духовные состояния человека. Описание и представление толерантности как экзистенциального состояния является одним из путей выявления скрытых, глубинных истоков социальной активности человека. В этом и заключается актуальность темы исследования в ее социально-философском аспекте.

Степень разработанности темы. Важным историко-философским событием античной эпохи, имеющим неоспоримое значение для разработки темы толерантности, явилось возникновение метафизики как первой философии. Данное событие придает импульс теоретическому описанию и представлению толерантности в форме выявления ее оснований. Попытки метафизического представления толерантности складываются в целую традицию, которая сохраняет влияние вплоть до наших дней.

В Средние века разработка темы толерантности велась в форме интерпретации (буквальной, аллегорической, моральной, анагогиче-ской) новозаветных текстов. В патристике толерантность мыслится как любовь, благоволение и милость к человеку (Августин, Василий Великий и др.). В таком виде толерантность была открыта миру вочеловечением второго лица Троицы, Бога-Сына, в облике Иисуса Христа. Весь акт вочеловечения — от предсказания о рождении Христа до Его воскресения - может быть понят как акт толерантности Бога к человеку. Поэтому в христианской новозаветной традиции толерантность представлена как религиозная ценность, составляющая образ мысли и действия христианина.

В Новое время пристальный интерес к теме толерантности вызывается напряженным состоянием межрелигиозных отношений. Идеи религиозной терпимости (веротерпимости), которые были при 6

званы упорядочить религиозные отношения, разрабатываются в трудах мыслителей эпохи Просвещения (П. Бейль, Вольтер и др.). В свете просветительской мысли толерантность предстает как рациональное средство регулирования социальных отношений. По общему мнению просветителей, необходимо знать о возможностях и границах толерантности и умело ее использовать. В целостную систему представления о веротерпимости оформляются в трудах английского философа Дж. Локка, у которого под веротерпимостью понимается прежде всего непричинение вреда (как физического, так и морального) другим людям по мотивам их принадлежности к другим вероисповеданиям. Воззрения Локка на толерантность явились основополагающими для ее понимания в западной культуре, вследствие чего на протяжении последних трех столетий рассуждения на тему толерантности сконцентрированы именно вокруг его идей, представляя собой попытки их критики и развития.

Вместе с тем возникают новые аспекты исследования темы толерантности. Так, в современной философии большое значение придается определению статуса толерантности в обществе, ее целостному описанию и представлению (Д. Адаме, Д. С. Лихачев, С. Мендус, М. Уолцер, Дж. Хортон и др.). Среди российских ученых, исследования которых имеют несомненное значение для понимания и осмысления толерантности, следует отметить СЕ. Вершинина, В. С. Грехнева, Б. В. Емельянова, Б. С. Клементьева, А. В. Перцева, М. Б. Хомякова и др. Деятельность международной организации ЮНЕСКО (Ф. Лосано, Ф. Майор, К. Мацуура и др.) сочетает в себе попытки представления толерантности и ее распространения в социальной жизни (привлечение внимания общественности, популяризация темы толерантности и т.д.). ЮНЕСКО лаконично определяет толерантность как гармонию разнообразия в 1995 г. была опубликована Декларация принципов толерантности, а сам этот год был объявлен годом толерантности.

Особое внимание в современной философии уделяется проявлениям толерантности в различных сферах жизни общества - коммуникации (Ю. Ершов), международных (С. Л. Кропотов, В. И. Михайленко) и межэтнических (В. Е. Козлов, Н. В. Мольденгауэр) отношениях, морали (П. Николсон), политике (Дж. Мерфи, Дж. Чой, В. В. Шалин), праве (Дж. Горман, Н. Маккормик), религии (У. Джеймс, Дж. Коффи), экономике (В. О. Лобовиков), этике (Р. Р. Валитова, Н. Грамер, Г. Невью). При этом пути распространения толерантности в социальной жизни усматриваются преимущественно в образовании (Г. Д. Дмитриев, Д. В. Зиновьев, Е. Ю. Литвиненко, Р. Пратт, К. Уэйн, К. Хостетлер и др.). Большое разнообразие в трактовке толерантности вызвало необходимость анализа воззрений на толерантность. Историко- философский аспект темы толерантности актуализирован в работах таких авторов, как Р. Верной, Дж. Гаттиангади, О. Грелл, В. М. Золотухин, И. Карли, Дж. Лаурсен, В. А. Лекторский, У. Монтер, К. Нидерман, Р. Портер, Л. В. Скворцов и др.

Помимо историко-культурного критерия при выявлении различных вариантов разработки темы толерантности, можно руководствоваться и национально-культурным критерием; так, можно говорить об английской, немецкой, русской традициях понимания толерантности, имеющих свою специфику. Для немецкой философии (И. Гете, Г. Лессинг, Р. Фрост и др.) свойственно представление о толерантности как выражении слабости человека. Английская философская традиция (точнее, следует говорить об англоязычной традиции, имея в виду преемственность английской философии, с одной стороны, и австралийской, канадской, философии США, - с другой) отстаивает обоснованность толерантности как ценности человеческой жизни -необходимой, полезной и даже почетной для человека. В становлении англоязычной традиции понимания толерантности, с точки зрения Д. Эдвардса, главную роль играют такие произведения, как «Ареопа-гитика» Дж. Мильтона, «Письмо о веротерпимости» Дж. Локка и «О свободе» Дж. Милля.

В русской философской мысли XIX-XX веках (Н. А. Бердяев, Ф. М. Достоевский, Н. О. Лосский, В. В. Розанов, В. С. Соловьев, А. К. Толстой, Л. Н. Толстой, С. Л. Франк, В. Ф. Эрн и др.) толерантность рассматривается как особое состояние духовной жизни в котором человек выражает самого себя. В этом состоянии человек способен к открытию своего бытия, которое мыслится преимущественно в креативном плане - как свободное созидание личности.

Следует отметить, что в русской философии существенно переиначивается вопрос о соотношении человека и общества, а вместе с тем и взгляды на социально-философское знание в целом. Если для классической социологии «личность есть ничтожная часть, подчиненная обществу», то теперь само общество становится «частью личности, ее социальной стороной» (Н. А. Бердяев)1. Следовательно, социальный характер человека раскрывается и через описание его духовных состояний и, в частности, толерантности. Н. А. Бердяев утверждает, что в личности имеется духовное начало, глубина, которая не определяется обществом2. Это означает, что сама толерантность, воздействуя на социальную активность человека, не может быть осмыслена исходя из одних только социальных факторов. Она является скрытым

Бердяев Н. А. Мое философское миросозерцание // Филос. науки. - 1990. - № 6. - С. 88. " Там же. истоком социальной активности, который возникает в духовной жизни человека.

Идеи русской философии созвучны идеям западной религиозной философии (К. Барт, Д. Бонхоффер, П. Тиллих и др.) и экзистенциализма (А. Камю, Ж. П. Сартр, М. Хайдеггер и др,). В экзистенциализме было предпринято осмысление и описание так называемых экзистенциальных состояний человека; таковы, к примеру, страх у С. Кир-кегора, бунт у Камю, тошнота у Сартра. Труды этих философов имеют большое значение для рассмотрения темы толерантности, поскольку в них содержится оригинальный взгляд на бытие человека. В русле экзистенциальной мысли толерантность воспринимается как выражение индивидуальности свободы и креативности человеческой личности. Западная религиозная философия склонна рассматривать толерантность как проявление религиозности имеющее, согласно духу христианской истины, нестяжательный характер. Для обоих этих направлений философской мысли свойственно понимание толерантности как недетерминированного спонтанно возникающего и сотворяюще-гося состояния человека. И если в трудах философов-экзистенциалистов толерантность имеет лишь контекстуальное упоминание, то религиозные авторы активно обсуждают данную тему (Ф. Беквит, М. Кинг, П. Кинг, Дж. Леклер, У. Лэмб и др.).

В русле религиозно-экзистенциальной мысли была намечена возможность описания толерантности как индивидуального и неповторимого переживания человека (а не проживания). Переживать -значит жить тем, что происходит в данный момент; в то время как в понятии проживания констатируется оторванность чувств, мыслей человека от происходящего с ним в данный момент. Следует подчеркнуть, что обращение к переживаниям человека в данном случае не ве 10

дет к психологизму, так как речь идет о бытии человека, а не просто об эмоциях, чувствах и т.д. Для обозначения конкретного состояния толерантности применяется словосочетание акт толерантности в котором подчеркивается его целостность, индивидуальность и уникальность. Именно в актах толерантности человек открывает свое бытие и созидает себя как личность.

Для раскрытия толерантности как экзистенциального состояния человека и ее описания как совокупности переживаний человека осуществляется обращение к языку (в этом заключается лингвистический аспект исследования). Уникальность каждого акта толерантности может быть выражена и сохранена при помощи описательных средств мифа, символа или художественного образа. (При рациональном истолковании в поле зрения может попасть только то, что может быть понято и выражено при помощи средств мышления. Толерантность же является целостным и уникальным состоянием человека, а не только состоянием его мышления, склонного к обобщениям.) Поэтому в данном исследовании проведен анализ философских, религиозных и художественных текстов, которые сохраняют в себе оригинальные черты толерантности. Поскольку толерантность рассматривается как экзистенциальное состояние человеческой жизни, в котором возможно открытие бытия человека, и для ее раскрытия необходимо обращение к определенным описательным средствам, объектом исследования выступают средства описания бытия человека, а предметом исследования - средства описания экзистенциальных состоянии человека.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью исследования является раскрытие толерантности как экзистенциального состояния человека. Достижение этой цели предполагает постановку и решение следующих задач: 1. Выявление основных подходов к толерантности в философии и их характеристика.

2. Выяснение форм взаимосвязи между метафизическим и религиозно-экзистенциалистским подходами к толерантности.

3. Выделение форм переживания толерантности, раскрытие соотношения между ними и выявление их особенностей.

4. Раскрытие толерантности как соприсутствия различных переживаний и моментов бытия человека и выяснение их взаимодействия.

5. Описание социальных характеров, которые формируются благодаря переживанию толерантности.

Методология исследования. В диссертации реализуется идея методологического плюрализма (П. Фейерабенд), согласно которой исследователь может использовать любые методы (равно как и отказываться от них), которые имеются в его распоряжении, являются релевантными предмету исследования и способствуют достижению результатов. Уникальность каждого акта толерантности предполагает непрерывное переосмысление, корректировку и уточнение методологического инструментария исследования. Вместе с тем следует подчеркнуть, что методологический инструментарий исследования должен создавать парадигматическое единство, которое выражается в согласованности используемых установок, принципов, методов, методик и технологий.

Сложность и многомерность толерантности обусловливает применение многоуровневого методологического инструментария. Методологический инструментарий диссертации включает в себя три уровня: установки (религиозно-экзистенциальной философии), принципы (онтологизм, антропологизм, персонализм, принцип творческой активности), методы (например, презентативный). Религиозно 12

экзистенциальные установки ориентируют на исследование бытия человека в мире - свободного самоосуществления человека как уникальной личности в экзистенциальных состояниях, спонтанно возникающих в человеческой жизни (в данном случае, толерантности). Данные установки могут быть реализованы во взаимодействии с принципами онтологизма, антропологизма и персонализма, которые были выдвинуты и сформулированы в русской философии XIX-XX веках.

Онтологизм устремляет философскую мысль на бытие человека, а не теоретические конструкции; не на объективированные формы существования, а на бытийное содержание жизни человека. Антропологизм утверждает познание из, через и для человека. Н. А. Бердяев пишет, что религиозная философия должна быть выражением и творчеством жизни3. Персонализм выдвигает краеугольным камнем познания индивидуально-личностное понимание явлений. С учетом принципа персонализма, принцип творческой активности предполагает, что творчество свободной личности является смыслом и назначением акта познания. Предельно ясно и лаконично этот принцип сформулировал Н. А. Бердяев: «истина создается»4. (Хотя и до него принцип творческой активности можно усмотреть в elan vital А. Бергсона.) Исходя из этого принципа, можно утверждать, что истина имеет индивидуально-личностный характер и является предметом творчества. В таком случае критерием истинности выступают собственно переживания человека, в которых выражается не поддающееся рациональному пониманию чувство аутентичности (истинности своего бытия).

Своеобразной квинтэссенцией принципов онтологизма, антропологизма, персонализма и творческой активности можно считать вы 3 Бердяев Н. А. Философия свободы. - М., 1989. - С. 13.

4 Бердяев Н. А. О назначении человека. - М.э 1993. - С. 255. оказывание русского поэта XIX века А. К. Толстого: «...истинно только то, что ты чувствуешь и что ты думаешь. Но прежде всего помни; ты будешь хозяином земли и творение станет созданием твоих рук, если ты скажешь: "Да будь!"» (пер. с нем.)5. В целом можно сказать, что эти принципы выражают направленность исследования на раскрытие бытия человека, его состояний и переживаний, в которых осуществляется свободное творчество самого себя как уникальной личности.

Наконец, презентатиеныи метод предполагает раскрытие толерантности как формы презентации (/ Ътавления) личности «в бытии и перед бытием». Согласно презентативному методу, толерантность может описываться как соприсутствие множества различных моментов бытия, которые взаимно представлены друг в друге.

Помимо собственно философского методологического инструментария, в диссертации применяются и научные методы (антропологии, герменевтики, креатологии, культурологии, лингвистики, психологии и социологии).

Особое значение для данного исследования имеют установки современной социологической мысли в ее так называемой гуманистической перспективе (ведущей свое развитие от «понимающей социологии» М. Вебера). По мнению В. И. Добренькова и А. И. Кравченко, все социологические направления, возникшие в русле веберианских представлений о социальном познании, объединяет стремление осмыслить социальный мир в его человеческом измерении, в соотнесении с ценностными ориентациями, идеями, целями и мотивами реальных людей6. Во-первых, здесь идет речь об исследовании скрытых механизмов формирования социального бытия человека (толерантность

5 Толстой А. К. Собр. соч. в 4 т. - Т. 1. - М, 1963. - С. 675.

6 Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология. - В 3 т. - Т. 1. - Методология и история.

-С. 356. как экзистенциальное состояние человека является скрытым истоком его социальной активности). Во-вторых, имеется в виду установка на детальный анализ социального бытия человека, исследование отдельных проявлений социальной активности (каждый акт толерантности является уникальным проявлением человеческой индивидуальности). Данные установки реализованы в различных направлениях современной социологии - социодраматургии (Э. Гоффман), этнометодологии (Г. Гарфинкель), школе ультрадетальных эмпирических исследований (X. Лаккс).

Результаты исследования и их новизна. В данном исследовании толерантность во всех ее проявлениях рассматривается как экзистенциальное состояние человека. В ходе исследования получены следующие результаты:

1. Выявлены два основных подхода к толерантности в философии - метафизический и религиозно-экзистенциалистский подходы. Критерием их разграничения выступает наличие или отсутствие оснований бытия, благодаря которым толерантность получает свое осуществление; если метафизика признает наличие таких оснований, то при религиозно-экзистенциалистском подходе философии их наличие отвергается.

При осмыслении толерантности метафизика оперирует такими понятиями, как основания, границы и функции. В западном обществе основаниями толерантности выступают прежде всего свобода и плюрализм, а также целый ряд факторов утилитарно-прагматического характера (коммуникация, знание, наслаждение и др.). Границы толерантности определяются сферами ее проявления в жизни общества (мораль, религия, политика, этика и др.). Функциональное обоснование толерантности возникает вследствие общей установки метафизики, которая ставит перед собой задачу распространения толерантности в жизни общества. В диссертации выделены и охарактеризованы ценностная, коммуникативная, эпистемологическая, гедонистическая функции толерантности.

При религиозно-экзистенциалистском подходе толерантность понимается как экзистенциальное состояние человека, в котором становится возможным открытие бытия человека. Толерантность предстает как недетерминированное, спонтанно возникающее и сотворяющееся состояние человека. В русле религиозно-экзистенциалистского подхода в диссертации разрабатывается и реализуется презентативный метод осмысления и описания толерантности. Согласно презентативному методу, толерантность раскрывается, во-первых, как форма презентации личности «в бытии и перед бытием», во-вторых, как соприсутствие Л и Другого, и в-третьих, как соприсутствие различных переживании и моментов бытия человека. Научная новизна состоит в разработке и реализации презентативного метода осмысления и описания толерантности.

2. Выяснены формы взаимосвязи метафизического и религиозно-экзистенциалистского подходов. Эти формы взаимосвязи реализуются по принципам дополнительности, автономности и презента-тивности. Согласно принципу дополнительности, религиозно-экзистенциалистский подход является более универсальным, нежели метафизический, и дополняет его. Принцип автономности выражается в признании ценности и самодостаточности этих подходов. В соответствии с принципом презентативности, метафизический и религиозно-экзистенциалистский подходы к толерантности представлены друг в друге Новизна заключается в выяснении разнообразных форм взаи 16

мосвязи метафизического и религиозно-экзистенциалистского подходов.

3. Выделены формы переживания толерантности - целостное и неполное переживание. Главное различие между этими формами переживаний толерантности состоит в том, что при неполном переживании актуализируются лишь некоторые (чаще всего типизированные) связи человека и мира, тогда как при целостном переживании возможно многообразие таких связей.

В диссертации показано, что понимание толерантности воздействует на ее проявление. Метафизическое понимание толерантности предполагает собой ее неполное переживание Его особенностями являются закрытость, внешний характер проявления, пассивность, обеднение (это касается его экзистенциального содержания), ожидание результата. Неполное переживание толерантности представляет собой исполнение ее проекта. Понятие проекта толерантности выражает суть ее метафизической трактовки; в нем содержатся причины, условия, средства, цели, задачи и предполагаемый результат толерантности.

При религиозно-экзистенциальном понимании толерантности возможно ее целостное переживание. Были установлены следующие характерные черты целостного переживания: открытость, свобода, активность, индивидуальность, множественность, неопределенность, креативность. Множественность выражается в соприсутствии различных переживаний (интереса, терпения, силы, слабости, свободы) и моментов бытия человека (сомнение, вера, страх, творчество, возрождение). Если переживание охватывает весь акт толерантности в целом, то момент бытия раскрывает одну его сторону. Неопределенность раскрывается в аспектах спонтанности (самопроизвольности действия и взаимодействия переживаний и моментов бытия), неуверенности (отсутствии определенного отношения к спонтанности в самом себе) и непредсказуемости (неясности относительно будущих состояний самого себя). Выделение, характеристика и сопоставление форм переживания толерантности, введение понятий целостного и неполного переживания толерантности, проекта толерантности являют собой научную новизну.

4. Проведено описание толерантности как соприсутствия различных переживаний и моментов бытия человека. Для обозначения момента бытия человека, целостно представленного в акте толерантности и в других моментах бытия, присутствующих в нем, вводится понятие презентанта толерантности. При рассмотрении евангельского образа толерантности были выделены наиболее характерные ее презентанты: сомнение вера, страх творчество, возрождение

Особое место в целостном переживании толерантности занимает момент компенсации, который уравновешивает действие переживаний и других моментов бытия, претендующих на преобладание или даже исключительность. Момент компенсации выражает приверженность человека к социальным нормам и, тем самым, адаптирует толерантность к социальной жизни.

Как было выявлено, формой взаимодействия моментов бытия в акте толерантности является их взаимная презентация. В исследовании показано, каким образом осуществляется взаимодействие презентантов (например, вера и творчество, присутствуя в толерантности, раскрываются и друг в друге). Новизна заключается в применении презентативного метода описания толерантности, благодаря чему были определены ее презентанты и форма их взаимодействия. 5. Установлено, что толерантность формирует различные социальные характеры человека в зависимости от того, в какой форме она переживается. Неполное переживание толерантности способствует формированию социальных характеров (они названы фаталистическим и прагматическим социальными характерами), определяющей особенностью которого выступает технологичность социального действия. Она выражается в следующих чертах социального характера: телеоло-гичность, алгоритмичность, оптимизация форліализация, детерми-нистичность. Адаптационность данных социальных характеров связана с умением индивида переопределяться в зависимости от нахождения в тех или иных социальных пространствах.

Целостное переживание толерантности формирует социальный характер (его можно назвать лабильным социальным характером), главная особенность которого состоит в том, что он является неустойчивым образованием, в силу чего постоянно преобразуется и переопределяется в самом себе. Были выделены следующие черты данного социального характера: плюралистичность, мобильность, критичность модернизация, спонтанность креативность, Адаптационность здесь обеспечивается за счет момента компенсации в тех случаях, когда поведение человека расходится с социальными нормами и правилами. Новизна состоит в выделении и описании социальных характеров, формируемых благодаря разным формам переживания толерантности.

Основные положения, выносимые на защиту 1. Основными подходами к толерантности являются метафизический и религиозно-экзистенциалистский подходы. Критерием их разграничения выступает признание наличия оснований бытия или их отрицание. Метафизика направлена на распространение толерантно 19

сти в жизни общества, что обусловливает ее трактовку в терминах оснований, границ и функций. При религиозно-экзистенциалистском подходе толерантность понимается как недетерминированное, спонтанно возникающее и сотворяющееся состояние человека. В русле религиозно-экзистенциалистского подхода разрабатывается и реализуется презентативный метод осмысления и описания толерантности, согласно которому толерантность раскрывается, во-первых, как форма презентации личности «в бытии и перед бытием», во-вторых, как соприсутствие Я и Другого, и в-третьих, как соприсутствие различных переживаний и моментов бытия человека.

2. Формы взаимосвязи метафизического и религиозно- экзистенциалистского подходов реализуются по принципам дополнительности, автономности и презентативности. Исходя из принципа соответствия, религиозно-экзистенциалистский подход к толерантности является более универсальным, чем метафизический подход. Согласно принципу автономности, метафизический и религиозно- экзистенциалистский подходы сохраняют собственную ценность и значимость. В соответствии с принципом презентативности, метафизический подход к толерантности может раскрываться как религиозно- экзистенциалистский, - и наоборот.

3. Возможны две формы переживания толерантности - целостное и неполное переживание. Неполное переживание толерантности характеризуют закрытость, внешний характер проявления, пассивность, обеднение, ожидание результата. Неполное переживание толерантности представляет собой исполнение проекта толерантности, в который включаются причины, условия, средства, цели, задачи и предполагаемый результат толерантности. Характерными чертами целостного переживания выступают открытость, свобода, активность, индивидуальность, множественность, неопределенность, креативность. Множественность выражается в соприсутствии различных, подчас противоположных друг другу, переживаний и моментов бытия человека. Неопределенность раскрывается в аспектах спонтанности, неуверенности и непредсказуемости.

4. Целостное переживание толерантности может быть понято и описано как соприсутствие различных переживаний и моментов бытия человека. Презентанты толерантности - это моменты бытия человека, целостно представленные в акте толерантности и друг в друге. Наиболее характерными презентантами толерантности в ее евангельском образе являются сомнение, страх, вера, творчество, возрождение. Момент компенсации в акте толерантности уравновешивает действие переживаний и других моментов бытия, выражая приверженность человека к социальным нормам и, тем самым, адаптируя ее к социальной жизни. Формой взаимодействия моментов бытия в акте толерантности является их взаимная презентация: присутствуя в толерантности, они раскрывают себя и друг в друге.

5. В зависимости от того, в какой форме переживается толерантность, она формирует различные социальные характеры человека. Неполное переживание толерантности способствует формированию фаталистического или прагматического социальных характеров. Определяющей особенностью данных социальных характеров является технологичность социального действия, выражающаяся в телеологично-сти, алгоритмичности, оптимизации, формализации, детерминистич-ности. Адаптационность таких социальных характеров связана с умением индивида переопределяться в зависимости от нахождения в тех или иных социальных пространствах. Целостное переживание толерантности формирует лабильный социальный характер, главная особенность которого состоит в том, что он является неустойчивым образованием, в силу чего постоянно преобразуется и переопределяется в самом себе. Для такого социального характера свойственны плюралистичность, мобильность, критичность, модернизация, спонтанность, креативность, а его адаптацион-ность обеспечивается за счет момента компенсации.

Теоретическая и практическая значимость исследования. В диссертационном исследовании толерантность раскрывается как экзистенциальное состояние человека, которое выступает скрытым истоком его социальной активности. Теоретическая значимость диссертации определяется тем, что в нем представлена презентативная трактовка толерантности как экзистенциального состояния человека. Ее суть выражается в трех главных положениях. Во-первых, толерантность является формой презентации личности «в бытии и перед бытием» (отсюда название трактовки). Во-вторых, толерантность описывается как соприсутствие Я и Другого. И в-третьих, она предстает как соприсутствие различных переживаний и моментов бытия человека. Презентативное понимание и трактовка толерантности позволили выделить и описать социальные характеры, которые формируются благодаря ее переживаниям в разных формах.

Методологический инструментарий исследования может быть использован при описании и осмыслении так называемых экзистенциальных состояний человека; некоторые из них еще недостаточно изучены и представлены в философской и научной литературе (тревога, усталость и др.). Основные положения диссертации могут быть использованы в образовательном процессе, в том числе и в высшем образовании: для курсов и спецкурсов по философским дисциплинам (антропологии, креатологии, социальной философии и др.), а также культурологии и социологии. В этом состоит междисциплинарная значимость результатов диссертационного исследования. Результаты исследования могут применяться при разработке различных социальных программ, направленных на формирование и распространение толерантности в жизни человека и общества.

Апробация и внедрение результатов исследования. По теме диссертационного исследования опубликовано 6 научных работ.

Основные положения исследования были изложены на международных, республиканских и вузовских конференциях в Новосибирске, Минске, Уфе и Ульяновске в 2000-2003 гг. Результаты исследования были представлены на заседаниях кафедры философии Ульяновского государственного технического университета; основные моменты исследования были задействованы в образовательном процессе (лекции и семинарские занятия в УлГТУ).

Основные подходы к толерантности

Прежде всего нужно отметить, что попытки теоретического представления и осмысления толерантности являются специфическим признаком западной культуры и философии. В отличие от этого, на Востоке прежде всего озаботятся тем, чтобы «немедленно извлечь вонзившуюся в бок отравленную стрелу», вместо того чтобы размышлять о том, «как была сделана эта стрела, кто ее сделал и кто ее пус-тил...» . В Индии, Китае или Японии толерантность переживается как нечто данное человеку; там не утруждают себя тем, чтобы исследовать то, что каждый раз являет себя по-новому, считая это бессмысленным занятием.

Применительно к античному этапу историко-философского процесса можно говорить о том, каким образом идея толерантности вписывается в учения мыслителей античности. Следует отметить, что некоторые идеи античной культуры могут восприниматься как идеи толерантности. Так, в античности была выдвинута идея человека как микрокосма, согласно которой человек обнаруживает в себе все многообразие космоса и сам является целым малым космосом. Соответственно, интолерантность может возникнуть лишь как нарушение гармонии, меры и порядка, например, вследствие незнания человеком своей микрокосмичности (Платон). В противном случае, если человек сознает, что является микрокосмом, у него нет оснований быть инто-лерантным к чему бы то ни было (если, конечно, он специально не задается целью противостоять мировой гармонии), так как все многообразие космоса может быть открыто в нем самом. Будучи интолерант-ным, человек становится интолерантным к самому себе. Отсюда следует, что в античности можно обнаружить негласную установку на проявление толерантности в жизни человека.

Важным историко-философским событием античной эпохи стало возникновение метафизики как первой философии. Это открыло возможности для теоретического описания и представления толерантности в форме выявления ее оснований. Метафизика предполагает существование предельной реальности, исходя из которой можно объяснить различные явления, рассказать о них, связать между собой и т.д. Для обозначения таких предельных реальностей применялись разные термины - первоначало, сущность, субстанция и др. В целом для метафизики свойственны дихотомичность (деление реальности на противоположности: субъект - объект, алетейя - докса и др.) и объективация (т.е. выделение и постановка объекта в качестве предмета осмысления). За время своего существования метафизика претерпела значительные изменения: от метафизики бытия в античности - к метафизике познания в Новое время и метафизике современности.

Особое звучание толерантность получает в средневековой религиозной философии. В Новом завете была открыта христианская истина о толерантности как любви и любви как толерантности9. В отличие от этого Ветхий завет предполагает принципиально иные отношения Бога и человека - достаточно вспомнить Ноя (Вселенский потоп) или Лота (падение Содома и Гоморры). В Ветхом завете выражается древний принцип воздаяния, сущность которого, по словам Анаксимандра, заключается в «правозаконном возмещении неправды [=ущерба]»10. Новозаветная мысль высвобождает толерантность из-под зависимости от законов существования вещей, законов земного мира и представляет ее как свободное, ни из чего не выводимое и ничем не обусловленное благоволение человека. Если и можно быть толерантным «ради чего-либо», то, по словам Иисуса, лишь ради того чтобы «быть сынами Всевышнего» (Лк.6:35), чтобы были «имена написаны на небесах» (Лк. 10:20). Можно сделать вывод, что в свете христианской новозаветной мысли толерантность выступает как недетерминированное, спонтанно возникающее состояние человека. Это дает повод утверждать, что в религиозной философии намечается возможность неметафизического истолкования толерантности.

Здесь, правда, может возникнуть вопрос, каким образом так понимаемая толерантность соотносится со средневековой христианской догматикой. А именно: может ли человек свободно и индивидуально открывать в себе толерантность, если она уже предписана религиозными догматами? Этот вопрос связан с решением вопроса о возможности индивидуального пути человека к Богу. Как представляется, новозаветная средневековая мысль, и, тем более, христианская философская мысль вообще, дает основания для положительного решения данных вопросов. Так, русский философ И. А. Ильин говорит о «субъективности религиозного опыта» и наделяет его такими характеристиками, как «единственность», «неповторимость», «самостоятельность» и даже «одиночество»11. И религиозный доступ к «общему опыту» (т.е. книгам, догмам, обрядам и т.д.), отмечает он, можно найти только через субъективно-личные переживания.

Таким образом, в средневековье толерантность трактуется как любовь, благоволение и милость Бога к человеку и человека к своему ближнему. В этом смысле она выступает как религиозная ценность, составляющая образ мысли и действия христианина. Свойственные средневековому менталитету устремленность человека на свой внутренний мир, внимание к его чувствам и переживаниям предоставили возможность целостного постижения толерантности как многогранного и многообразного состояния человеческой жизни. Это также указывает на возможность неметафизической трактовки толерантности в религиозной традиции.

Специфика презентативной трактовки толерантности

Поскольку презентативная трактовка толерантности осуществляется в русле религиозно-экзистенциалистского подхода, выработка, представление и интерпретация основных идей и положений этой трактовки тесно связаны с выяснением соотношения между религиозно-экзистенциалистским и метафизическим подходами к толерантности. В данном параграфе выделяются формы переживания толерантности, что позволяет поставить и решить вопрос о ее воздействии на социальную активность человека. Это, в свою очередь, потребует прояснения вопросов о социальном статусе толерантности, социальном характере человека как институционализированной форме его социальной активности.

Важной задачей этого параграфа является представление главных понятий и образов, используемых при презентативной трактовке толерантности: бытие, творчество бытия, презентация личности, посюсторонность, экзистенциальное состояние, Богочеловечество. Несомненную важность имеет также рассмотрение генезиса и специфики так называемой презентативной антропологии. В завершение параграфа формулируются и интерпретируются базовые положения презентативной трактовки толерантности.

В религиозной философии и экзистенциализме критически переосмысливаются метафизические положения об основаниях, границах и функциях толерантности. Результаты, к которым приходят религиозная философия и экзистенциализм в трактовке толерантности, созвучны друг другу и вместе формируют принципиально иное ее понимание. Все это позволяет говорить о едином и целостном религиозно-экзистенциалистском xvo js$.Q)j\z к толерантности.

Современная религиозная философия продолжает христианскую традицию философствования с двухтысячелетней историей. Для религиозной философии толерантность приобретает особый смысл не только как форма выражения христианских идеалов (любви, милости, благости, сострадания, прощения и т.д.), но и как образ всей новозаветной истории (толерантность Бога к человеку, явленная через воплощение Бога-Сына в облике Иисуса Христа). Источниками религиозной философии являются письменные религиозные источники (Св. Писание и Св. Предание, учения Отцов церкви и др.), но прежде всего - религиозная жизнь человека, его духовные искания и служение. Такое внимание религиозной философии к мыслям, чувствам и переживаниям человека, его индивидуально-личностному бытию сближает ее с экзистенциализмом.

Среди источников экзистенциализма можно выделить неметафизические западноевропейские варианты философствования (Я. Бе-ме, Б. Паскаль), духовные пласты русской культуры (религиозно-философские искания Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, Н. А. Бердяева и др.), а также восточную культуру. Вместе с тем экзистенциализм сохраняет связь с западной метафизикой уже потому, что представляет собой попытку ее преодоления. Поэтому начальные побудительные мотивы экзистенциального философствования заключены и в метафизике. Экзистенциалист - это метафизик, признавший свою несостоятельность. Согласно формуле Ж. П. Сартра, кредо экзистенциально мыслящего человека состоит в признании, что история любой жизни есть история поражения. К экзистенциальной философии можно прийти путем преодоления метафизики, осознания ее исчерпанности, бессилия в решении жизненно важных проблем.

По своему духу экзистенциализм крайне пессимистичен. Тревога, грусть, разочарование - таковы мотивы экзистенциального философствования. Идеи прогресса, социальной справедливости, разума как средства упорядочения жизни признаются несостоятельными; для человека ничего не остается, кроме собственных переживаний, которые оказываются чуть ли не единственным его достоянием и формой обретения смысла жизни. В свете экзистенциалистской мысли толерантность приобретает смысл как форма выражения индивидуальности, свободы и творческих способностей личности.

Принимая во внимание, что экзистенциальное философствование находит свои мотивы в метафизике, можно выдвинуть положение о том, что раскрытие специфики религиозно-экзистенциалистского подхода к толерантности (и ее презентативной трактовки) предусматривает выяснение его соотношения с метафизическим подходом. Главным критерием разграничения этих подходов является наличие или отсутствие оснований бытия, благодаря которым толерантность получает свое осуществление: если в метафизике признается наличие таких оснований, то в экзистенциализме и религиозной философии их наличие отрицается.

Характерные черты целостного переживания толерантности

Некоторые из них уже были выявлены в ходе сопоставления форм переживания толерантности (открытость, свобода, активность, индивидуальность, креативность). Важной задачей параграфа является установление образов и понятий, позволяющих дать адекватное описание и представление толерантности как недетерминированного, спонтанно возникающего и сотворяющегося состояния человека. Также в этом параграфе раскрываются взаимоотношения между толерантностью и согласием, ненасилием, наслаждением, которые в обыденном сознании считаются близкими и чуть ли не тождественными самой толерантности. Выяснение этих взаимоотношений позволяет выявить некоторые черты толерантности, сделать картину ее описания более полной.

Характер целостного переживания толерантности весьма сложен и неоднозначен. Следует напомнить, что в толерантности проявляются два разнонаправленных переживания - интерес и терпение. Интерес направлен от человека, терпение же, напротив, к человеку (за исключением того случая, когда проявляется интерес к самому себе). Уже это обстоятельство позволяет воспринимать толерантность как нечто, совмещающее в себе разные переживания человека. Поэтому важной характерной чертой целостного переживания толерантности является множественность. Множественность целостного переживания толерантности является выражением ее презентативности. Во-первых, множественность предполагает соприсутствие различных переживаний (к примеру, тех же интереса и терпения) и моментов бытия (они будут выявлены в 2 второй главы) в акте толерантности. Различие между переживанием и моментом бытия состоит в том, что переживание охватывает весь акт толерантности в целом, тогда как момент бытия раскрывает одну его сторону.

Каждое переживание имеет свое уникальное проявление, совокупность которых в акте толерантности представляет собой множество. Здесь следует отметить, что в некоторых случаях эти проявления могут представать как противоположности, находиться в отношениях крайности и полярности. В этих случаях множественность принимает вид бесконечных двойственностей. Двойственность возникает, если при описании толерантности учитываются лишь парные и противоположные проявления ее переживаний. Это происходит, если принимать во внимание, например, только интерес и терпение как единственно возможные «составные» акта толерантности, находящиеся при этом в отношениях противоположности. При помощи образа двойственности могут быть раскрыты отдельные стороны толерантности; для характеристики ее целостного переживания следует использовать образ множественности.

Во-вторых, множественность позволяет обнаружить различные переживания и моменты бытия друг в друге (например, «интересующееся терпение» и «терпящий интерес»). В этом случае множественность становится своего рода методологическим инструментом: при выявлении и описании какого-либо переживания необходимо учитывать, что в нем могут присутствовать другие (и, возможно, противоположные) переживания человека. Это замечание касается и возможного взаимного присутствия друг в друге моментов бытия. Можно сделать вывод о том, что целостное переживание толерантности возникает на пересечении действия самых различных переживаний человека, взаимно презентирующих друг друга.

Наличие терпения как одного из главных переживаний в толерантности указывает на то, что она предполагает несогласие. «Терпит тот, кого режут или жгут, а он выносит это, но не тот, кто пьет сладкое вино», - отмечал Секст Эмпирик54. Терпение раскрывает и несогласие того, кто «выносит», и по-видимому, того, кто «режет»55, поэтому толерантность предполагает и выявляет несогласие обеих сторон.

Состояние взаимного несогласия Я и Другого более удачно может быть охарактеризовано как полифония (многоголосие), под которой подразумевается соприсутствие разных «голосов»56. Полифония может иметь место и при несогласии человека с самим собой. Когда соприсутствуют два «голоса», один из которых наличествует в данный момент (тот, что есть), а другой - отрицает его (тот, который недоволен тем, что есть), становится возможным рождение нового «голоса» человека (тот, которым не вызовет недовольства). В таком случае возникают уже три «голоса», которые соприсутствуют в данный момент. Поэтому можно сказать, что состояние несогласия и для самого человека раскрывается как полифония.

Немаловажно отметить, что разные «голоса» звучат вовсе не в унисон и даже не исполняют одного произведения. При помощи таких понятий, как порядок, согласованность, целесообразность, стабильность и т.д., очень трудно описать ситуацию полифонии, в которой задается одновременное звучание противоречащих друг другу «голосов». В ситуации полифонии рождается диссонанс, т.е. нестройное, несогласованное друг с другом звучание множества голосов.

Толерантность существует лишь постольку, поскольку существует диссонанс; если звучит благозвучная мелодия, толерантность теряет свой смысл. Состояние диссонанса как бы вызывает толерантность к жизни. Можно сделать вывод, что в контексте полифонических представлений толерантность может быть определена как слушание диссонанса.

Похожие диссертации на Толерантность как экзистенциальное состояние человека: социально-философский аспект