Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Идеология потребностей и способностей человека: социально-философский аспект Пошивайло Николай Иванович

Идеология потребностей и способностей человека: социально-философский аспект
<
Идеология потребностей и способностей человека: социально-философский аспект Идеология потребностей и способностей человека: социально-философский аспект Идеология потребностей и способностей человека: социально-философский аспект Идеология потребностей и способностей человека: социально-философский аспект Идеология потребностей и способностей человека: социально-философский аспект Идеология потребностей и способностей человека: социально-философский аспект Идеология потребностей и способностей человека: социально-философский аспект Идеология потребностей и способностей человека: социально-философский аспект Идеология потребностей и способностей человека: социально-философский аспект
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пошивайло Николай Иванович. Идеология потребностей и способностей человека: социально-философский аспект : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : Москва, 2003 167 c. РГБ ОД, 61:04-9/194

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Проблема потребностей и способностей человека в истории философии 14-97

1.1. Формирование представлений о свойствах человека в философских воззрениях Древнего Китая, Древней Индии и Древней Греции 17-35

1.2. Проблема потребностей и способностей человека в средневековой философской культуре и в эпоху Возрождения 35-50

1.3. Проблема потребностей и способностей в философии Нового времени 51-71

1.4. Роль потребностей и способностей человека в философии России 71-84

1.5. Потребности и способности человека в современной Западной философии 85-97

Глава 2. Методологические основания понимания проблемы соотношения потребностей и способностей человека 97-143

2.1. Единство и многообразие в понимании потребностей человека 97-101

2. Способности человека как философская проблема 101-111

2.3. Актуальные методологические проблемы философской теории потребностей и способностей человека 111-129

2.4. Обусловленность в формировании потребностей и способностей человека 129-143

Заключение 143-147

Список используемой литературы 147-167

Введение к работе

Проблема потребностей и способностей человека составляет важнейшую часть философской антропологии и социальной философии. Это древнейшая тема. Однако сегодня её исследование связано с глобальными процессами трансформации всех областей жизни общества, в связи с быстрым развитием новых информационных технологий. Раздаются голоса о фрагментированности сознания человека и утрате собственных личностных качеств, о том, что человек будет неким Протеем, отличающимся многознанием, но с непосредственностью принимающим любой облик. А ведь именно активность человека проявляется в его определённых способностях и потребностях. Каким будут общество и человек будущего? Платон создал теорию государства, в котором люди разделяются по сословному признаку в соответствии с органически присущими им свойствами души.

Отдавая будущим поколениям разрешать волнующие нас проблемы о человеке и обществе будущего, мы можем изучать аспекты заявленной темы. Современное развитие характеризуется тем, что осознание обществом своих проблем носит не просто классовый, национальный, групповой характер. В условиях формирования информационного общества человек взаимодействует со всем социумом, и его активность направлена не на создание групповой идеологии, а на формирование условий индивидуального развития с индивидуальными потребностями и способностями. Каждый человек заинтересован в самореализации всегда, что свойственно его природе. Однако обособление человека в информационном обществе становится особенно заметным. Человек всё больше осознаёт необходимость изучения своих потребностей и способностей, проявляя интерес именно к своей цели развивать индивидуальный план своего бытия. Современный человек ищет не классовые образцы для поведения, а решает свои повседневные задачи, читает художественную литературу размышляя над вопросом как бы он поступил в той или иной ситуации. Человек сопоставляет свои личные возможности с реальными, быстро меняющимися обстоятельствами. Все стороны бытия человека так или иначе связаны с потребностями и способностями людей. Потребности и способности человека проявляются и как

срез идей конкретного общества и как действительная сторона человеческого бытия. Человек своим трудом создаёт всё предметное богатство, и вместе с тем, вступает в общественные отношения. «Создавая» предмет для потребления, человек, «порождает» свои потребности изменяет общество. Однако способность человека, есть потенциальная возможность, которая может быть реализована, а может и нет. Это зависит от человека, общества, условий общественного производства. Если общество способно соединить человека с предметом труда, то в процессе опредмечивания, создаётся предмет, способный вызвать потребность другого человека. А значит, между людьми могут формироваться общественные отношения, создаваться общество. Если нет соединения человека с предметом труда, то не создаётся предмет возможной потребности, а между людьми не устанавливаются общественные отношения. Потребности и способности могут изменить человека и общество, а, следовательно, эти понятия образуют основу формирующегося и функционирующего как отдельного человека, так и общество. Они обладают качеством несущего механизма всей системы социальной жизни. Можно сделать вывод, что рассматриваемые нами категории являются основными понятиями социальной философии.

История изучения проблемы и современное её состояние. Рассмотрение потребностей и способностей человека восходит к самым началам философии. Античные, древнекитайские и древнеиндийские философы подробно рассматривали природу человека и обращали внимание на её общественную обусловленность. Уже Гераклит рассматривает общественную функцию золота, посредством которого всё обменивается. Посредством золота происходит сопоставление всех способностей и потребностей всех людей, всего общества. Без или вне потребностей и способностей человека невозможно адекватное рассмотрение экономических основ бытия человека.

В средневековой философии активно рассматривается вопрос о двойственной природе человека. Это внимание к человеку позволило выявить меру идеализации представлений о человеческих способностях и потребностях, воплотив их в идее Бога. Наделяя Бога всеми человеческими качествами и абсо-

лютизируя их, человек ориентируется в своих способностях и потребностях. Постоянно происходит сопоставление всех сторон бытия человека. В мысленных образах действительности открывается простор для человеческих представлений о его потребностях и способностях.

В эпоху Ренессанса и Нового времени появилась специальная тема потребностей и способностей человека. Человек понимает посюсторонность своей действительной предметной сущности. Это проявляется в представлении, что природа породила человеческие потребности, а поэтому и умственное развитие народов мира определяется тоже природой. Осваивая мир, человек как изменяет себя, так и осознаёт всю мыслимую и реально существующую действительность. Значительный вклад в понимание природы человеческих потребностей и способностей внесли Г. В. Ф. Гегель и К. Маркс. Представление, что способности формируются на основе задатков, а потребности есть нужда, надобность в чём либо, начинает уступать систематическому изложению этой темы как саморазвитие человека благодаря его труду, изменению общественных отношений.

В научной литературе по анализируемой теме уделяется большое внимание психологической трактовке. Философ М.С. Коган считает, что поскольку потребности изучают психологи, то эта тема принадлежит исключительно их компетентности. ' Крупнейший психолог П.Я. Гальперин размышляет о том, что понимание своих потребностей и способностей осуществляется в виде «идеальных примеривающих действий». Интерес психологов к этой теме, был не только теоретический, но и практический. Длительное время с 20-х годов, 20 века, проблема способностей интересовала психологов, которые исследовали вопрос в плане профессиональной пригодности к различным видам деятельности, развития способностей у учеников к обучению. При этом исходной теоретической установкой был взгляд, что способности закрепляются на генетическом уровне в материальных структурах человека. В такой позиции проявилась тенденция свести трактуемые психологически креативные свойства человека к биологическим, материальным структурам. В таком случае и общество может

См.: Каган М.С. Человеческая деятельность. М.,1974, стр.259.

6 бытьь определено как некая биологией обусловленная сфера. Социальная философия не может формироваться на основе только биологических сторон бытия человека. Необходимыми же сторонами материального существования и человека и общества являются социальные характеристики: производственные отношения, характер и уровень развития производительных сил (главной производительной силой является сам человек), способ воспроизводства и производства людей, рост и развитие их потребностей и способностей.

Проблема потребностей получила развитие в период «строительства развитого социализма» с акцентом на анализе потребностей как прежде всего материальных, удовлетворение которых необходимо ведет к развитию духовных. Существовало некоторое предубеждение в рассмотрении человека как субъекта общественной деятельности, человек скорее был объектом воспитания и формирования марксисткой идеологией. Ныне в философской, социологической, экономической и психологической литературе, складывается большое разнообразие подходов в понимании потребностей и способностей человека. Рассмотрение потребностей и способностей происходит не только с позиции воздействия на человека, но и через осознание человеком условий своего бытия. О совершении «идеальных примеривающих действий» так пишет У. Джеймс: «Существует бесчисленное множество вариантов осознания потребности (курсив У. Джеймса - Н.П.), ни одному из которых нельзя дать название и, тем не менее, отличных друг от друга... Вероятно, добрая треть нашей психической жизни состоит из таких мгновенных, предварительных схем мысли, ещё до того, как они выразятся в какой-либо форме» . А.В. Веденов рассматривал потребности как состояние нужды в чём-либо".В.Н. Мясищев считал, что потребности есть источник (причина) активности человека . Позже потребности стали рассматривать как психическое отражение нужды в чём-либо5. Иногда под потреб-James W. Psychology: Briefer course. London: Mac-Mullan and со., 1892.p.164. См.: Веденов A.B. Личность как предмет психологической науки.//Вопросы психологии. 1956.№1. стр.23. См.: Мясищев В.Н. Проблема потребности в системе психологии. / Учёные записки Ле-нингр. ун-та 1957,№244, стр.16. См.: Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий.М,Высш.шк. 1981.Стр. 102-103.

ностями понимают, то внутреннее требование человека , то динамическое со-стояние человека , то выражение его активности . Потребности понимают как программу развития жизнедеятельности человека .Рассматривают потребности как проявления нарушения процесса сохранения и развития индивида .В.И. Селиванов потребности человека рассматривает как составные части функций психического регулирования деятельности .Б.Ф. Ломов рассматривает потреб-

1?

ности человека как его как свойства . Потребности также рассматриваются как проявление социально значимой стороны активности человека . В новейших социальных исследованиях анализируемая нами тема вызвала особенно широкий интерес именно в этом аспекте. Процесс глобализации обнажил сложность адаптации общества к стандартам социальной жизни, которые были сформированы и формируются сейчас вследствие развивающегося технического прогресса. В этих обстоятельствах на первый план перестройки и унификации общественных институтов выходят так называемые ментальные модели: потребности, психологические установки, ценности и ожидания индивидов. Современные социологи и экономисты (С. Хантингтон, Л. Харрисон, Джеффри Сакс, См. Липсет и др.) проводя экономические и политические реформы в бедных странах убеждаются в том, что прежде чем проводить структурные реформы, надо менять ментальные модели живущих в них людей. В работах выше названных авторов просматривается диалектика «первичных» и «вторичных» потребностей. Так американский социолог Р. Инглхарт, исследуя динамику изменения

См.: Ананьев Б.Г. Ощущения и потребности./Учён. зап. Ленингр. ун-та. 1957,№244,стр.10.

См.: Джидарьян И.А. Эстетическая потребность. М: Наука, 1976, стр. 16-17.

См.: Сарджвеладзе. Структура самоотношения личности и социогенные потребности./ Проблемы формирования социогенных потребностей. Материалы 1 Всесоюз. Конф. Тбилиси. 1974. стр.134-135.

См.: Додонов Б.И. Потребности, эмоции и интересы.//Проблемы формирования социогенных потребностей. Материалы 1 Всесоюз. Конф. Тбилиси. 1974. Стр.18.

См.: Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л.: Наука, 1983. стр.20.

См.: Селиванов В.И. О побудительных силах поведения личности. //Вопр.психол. 1957. №3,стр.108,110.

Ломов Б.Ф. Соотношение социального и биологического как методологическая проблема психологииУ/Вопросы философии. 1976. №4. стр. 94.

См.: Асеев В.Г. Личность и значимость побуждений. М., 1993. Ин-т психологии РАН. Стр.12.

ментальности людей, пришёл к выводу, что в богатой стране актуальней стано-

вится «ценность самовыражения», чем «ценность выживания» .

Теоретическую основу диссертации составили социально-философские исследования становления и формирования потребностей и способностей человека, проблема опредмечивания и отчуждения человеком своих качеств и свойств, в процессе предметной деятельности, создание «умственных предметных действий». Это работы Н.П.Дубинина, Э. В. Ильенкова, П.Я.Гальперина, А.В. Маргулиса, А.Н. Леонтьева, А.Г.Ковалёва, А.И. Мещерякова, К.Маркса.

Методологические основания диссертации представлены принципами историзма и системности. При этом автор опирается на философскую и социологическую традицию в рассмотрении проблемы как единства социального и философского содержания, взаимовлияния потребностей и способностей и переход одного в другое. Иногда идеологию рассматривают как теорию маскирующую, «прячущую» истину 5. В данной работе идеология понимается в самом широком смысле, т.е. это, прежде всего идеи, теории, концепции и их обоснование. Информационное общество предоставляет отдельному человеку значительные возможности по воздействию на мир, которые базируются на его потребностях и способностях. Автор не может претендовать на рассмотрение всех сторон и особенностей развития потребностей и способностей человека. Диссертант исследует идеи, раскрывающие наиболее общие закономерности в развитии потребностей и способностей общественных субъектов, т.е. людей.

Способности человека существуют не только в виде потенциальных личных качеств, возможностей их приведения в действие, но и в виде предметной действительности, в которой живёт человек. Очевидно, что человек опирается на все технические достижения человечества, на всю материальную и духовную культуру. Весь предметный мир и все общественные отношения, (как и сам человек), есть следствие реализованных способностей предшествующих поколе-

См.: Рональд Инглхарт. Культура и демократия.// Культура имеет значение.Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу. Под ред. Л. Харриисона и С. Хантингтона. Моск. шк. полит исследований. 2002. стр. 106-128. -

См.: Бодрийяр Ж. Соблазн. Издательство Ad Marginem. Москва. 2000. стр.80.

ний, а значит, опираясь на них, человек существенно расширяет свои способности. Способности опредмеченные в человеке проявляются как свойства, связи и отношения, как человека, так и всего общества. В этом своём качестве способности проявляются в процессе активности человека. Способности опредмеченные в производстве, предметах для потребления становятся объектом потребностей других людей. Предлагаемая концепция рассмотрения способностей позволяет понимать единство общества, человека и всего предметного мира, в котором они существуют.

Представлять потребности, как нужду, надобность, недостаток для человека чего-либо, значит явно обеднять по содержанию и потребности самого человека. Иметь потребности в человеческом обществе, есть не отрицательное качество человека, а его положительное отношение к предметному миру, обществу в котором он живёт. Потребности человека есть осознание им своих способностей и мысленное предметное примеривание возможной активности человека. Иметь потребности, значит располагать известными способами их удовлетворения, иметь способность опредметить свои потребности. Потребности есть результат «умственных действий», посредством чего человек соизмеряет свои возможности и последствия своей деятельности.

Цель научного исследования: рассмотреть потребности и способности человека в качестве философских категорий, показать их общественную значимость и роль в обосновании развития общества и человека.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Раскрыть закономерности формирования потребностей и способностей в истории философии, их категориально-исторические формы и отражение в потребностях и способностях человека соответствия общественной формации и культуры его развития.

  2. Показать смысловое изменение потребностей и способностей в процессе использования для раскрытия общественных явлений.

  3. Выделить диалектическую связь способностей и потребностей, опреде-

ш литься в их противоречивости и развитии, как в объективной реальности, так и в теоретическом познании. 4. Определить методологические основания решения проблемы формирования потребностей и способностей в современном обществе. Конкретные результаты исследования и их научная новизна. Результаты, полученные при решении поставленных задач, позволяют: 1)дать определение потребностей и способностей человека, как интегративного качества человека, объединяющего его с предметным миром и обществом; 2) проанализировать определение потребностей и способностей человека как основания для активной жизненной позиции человека по формированию антропо-социогенеза; 3) выявить возможности и пределы развития потребностей и способностей человека, которые определяются обществом, и определяют направление и возможности развития самого общества. Активность человека проявляется в том, что человеку принадлежит право выбора своего жизненного пути. Общество вне активности самого человека ничего не создает, ничего не развивает; 4) показать, что потребности человека не есть биологически обусловленная нужда, надобность, диссертант доказал, что потребности человека, есть проявление способностей человека иметь потребности. Если у человека его потребности не имеют материальных условий реализации, то это уже не потребности, а основание для деформации человеческой личности. Соответственно показано в работе, что потребности замещаются, подавляются и т.д., а вместе с тем изменяется и человек. Реализация потребностей, на которые общество не согласно, может сопровождаться агрессией человека, бунтом и т.д. Такие потребности не увеличивают способности конкретного человека, а изменяют общество, производство, изменяются способы взаимодействия людей.

Положения выносимые на защиту: 1) Люди активно проявляют свои потребности и способности, а начинают с их осознания, корректировки, сопоставления их, в процессе чего происходит развитие человека в социоантро-погенезе; 2) Переход от идей о своих потребностях и способностях к их действительному развитию осуществляется посредством постоянного примеривания

11 и предположения о результатах, на основе более или менее свободного выбора человека, между существующими возможностями и условиями для своего развития предоставляемыми обществом; 3) Человек развивает свои потребности и способности на основе обществом обусловленных стандартов и норм, а животное в своём развитии ограничено генетически обусловленными нуждой и задатками. Поэтому человеческие потребности и способности формируются на иной, обществом обусловленной основе развития; 4) Развитие информационного общества показывает важность для каждого человека, не только поддерживать ту или иную политическую партию, участвовать в жизни общества, а иметь собственную идеологию своего развития, появляется необходимость формирования индивидуальной идеологии развития. 5) В информационном обществе различие идеологий определяет сложность и темпы развития отдельных людей. Диссертант рассматривает существующий механизм перевода идеальных представлений человека о своих потребностях и способностях в их материальное воплощение. Материализация способностей и потребностей человека является важнейшим шагом в освоении действительности. Опредмечивание и распредмечивание являются только частным случаем движения человека по претворению своих способностей и потребностей в жизнь. Существует множество форм и способов проявлений человека, его активность не имеет предела. Человек имеет бесконечно многие потребности и способности, а, руководствуясь своими ценностными установками, совершая умственные предметные действия, т.е. проводя аксиологический анализ того, что есть с тем, что будет или может быть, человек опредмечивает себя и рас-предмечивает мир для себя, только в немногих направлениях.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что предложенные подходы и принципы анализа позволяют формировать направление, темпы развития, как человека, так и всего общества. Выводы могут выступать в качестве методологического основания для дальнейшего исследования взаимосвязи потребностей и способностей человека, производства и общества в нашу эпоху. Такое рассмотрение позволяет на

основе определяющих сторон общества, производства и человека прогнозировать их дальнейшее развитие. Необходимо использовать выводы работы для более глубокого понимания процессов происходящих в обществе, независимо от его идеологического, партийного направления. Последнее приобретает осо-бую значимость в наше время: настораживающим фактором сегодня является существующая и развивающаяся дальше тенденция манипулирования сознанием человека, разрабатываются технологии искусственного «вживления» потребностей в экономических и политических целях. Возрастает угроза подавления личностных качеств . Потребности и способности, как человека, так и общества имеют объективное основание, как развития, так и рассмотрения, поэтому переход понятий о своих потребностях и способностях в их действительное, практическое состояние является важнейшим условием для понимания и предметного использования их любыми общественными субъектами.

Структура диссертационной работы определяется целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, девяти параграфов, заключения и списка литературы.

В диссертации рассматривается взаимосвязь и взаимообусловленность развития потребностей и способностей человека: а) в истории развития человека и человечества; б) становление этих понятий с позиций материализма и идеализма, рационализма и иррационализма; в) выявляется место потребностей и способностей в становлении человека.

Существующие определения способностей и потребностей не позволяют их рассматривать по одному основанию, так как наибольшее распространение получили представления, что потребности - есть определённая сторона производства, общества, человека и т.д., а способности понимаются как психологические свойства человека, вырастающие на биологической основе - задатках. Следовательно, потребности по объёму шире способностей и рассмотрение их взаимосвязи и взаимовлияние ограничены природой человека. Потребности человека вплетены в жизнедеятельность и человека и общества, а способности

См.: БодрийярЖ. Соблазн. Издательство Ad Marginem. М. 2000.стр.212.

человека, проявляются как форма раскрытия сущности человека. Сам термин «способности» применяется очень широко в человеческой практике при рассмотрении любых объектов не связанных с человеком. Однако, хотя и не получило развитие понимание способностей общества, производства, оно фактически включает в себя способы взаимодействия людей при производстве, при делании истории. Исторический процесс был бы невозможен без определённого развития не только отдельного человека, но и способностей общества к самоорганизации, саморазвитию, а это было бы невозможно без определённого развития способностей имеющих не личный, а общественный характер.

Во введении говорится об актуальности и значимости работы, а также о степени разработанности темы.

В первой главе, рассматривается: история становления понятий потребности и способности, в развитии философии, их роль в формировании представлений о человеке, его культуре и традициях. Этим определяется: а) место потребностей и способностей в жизнедеятельности общества и человека; б) самодвижение потребностей и способностей человека как действительных сторон общества, производства и становления личности, в современной философии; в) взаимовлияние потребностей и способностей человека на формирование информационной цивилизации.

Во второй главе, анализируются основания постановки проблемы потребностей и способностей человека. Постановка проблемы в её традиционном понимании сводится к мнениям, суждениям, устоявшемуся пониманию вопроса. Потребности и способности относятся к числу вопросов, по которым суждений высказано много, а значение их раскрыто пока не достаточно полно. Поэтому: а) даётся возможный прогноз развития философской теории потребностей и способностей человека исходя из реального места потребностей и способностей в человеческой жизнедеятельности; б) рассматривается связь потребностей и способностей человека с историческими формами человеческой культуры.

В заключении делаются выводы из рассмотрения вопросов в работе.

Формирование представлений о свойствах человека в философских воззрениях Древнего Китая, Древней Индии и Древней Греции

Уже три тысячи лет назад в эпосе о Гильгамеше есть размышления человека о том, что же после смерти он оставляет другим людям, что имеет непреходящую ценность для человека вообще. Человек осознаёт конечность своего бытия. Однако трагизм жизни и смерти заставляет человека действовать, создавая материальные памятники культуры, у человека появляется представление, что бессмертие человека в его делах, в его творчестве. Эта видимая часть приложения внимания человека, представляет, сильный побудительный мотив целесообразной деятельности человека. Проявляя свои способности - человек преобразует мир, но одновременно и параллельно он - преобразует самого себя и те общественные отношения, в которых он существует. Однако человек оставляет существующим поколениям людей не только предметный мир, существующие отношения между людьми, память о своём поведении и своей деятельности, человек оставляет после своей смерти свою изменившуюся собственную природу. Каждый раз, приходя в мир, человек заново его осваивает, делает его своим: процесс опредмечивания и распредмечивания сопровождает его жизнедеятельность на протяжении всей истории социоантропогенеза. Каков же механизм, каковы основные черты родовой деятельности человека по формированию самого себя? Каковы базисные составляющие человека? Что позволяет человеку заявлять перед всей природой, что именно он, человек - вершина биологической эволюции и что он господствует над природой? Что именно позволяет человеку осуществлять своё господство?

В школе Легистов есть первая попытка рассмотрения взаимозависимости потребностей, желаний человека и его способностей. «(Человек) не свободен от желания или отвращения, попадает под власть развращающих вещей, разрушает всё хорошее у себя. Происходит это оттого, что (он) возбуждён внешними вещами, приведён в смятение никчёмными желаниями». Таким образом, самое первое рассмотрение зависимости человека от своих потребностей содержит утверждение: 1) желания, потребности имеют внешние для человека условия существования; 2) потребности человека имеют объективную причину своего существования и не зависят от человека, его уровня знаний; 3) потребности, желания человека первичны по отношению ко всем другим его качествам, способностям. 4) потребности человека могут иметь и жизненно-важные для человека (внутренние) условия существования. В ряде случаев, формирование потребностей и способностей не связывается с социальными условиями бытия людей, считается, что каждый человек живёт, имеет работу и т.д. по своим способностям: «Способный рассуждать и вести беседы пусть рассуждает и ведёт беседы, способный излагать исторические книги пусть излагает исторические книги, способный нести службу пусть несёт службу; таким именно образом все дела будут выполнены». В философии Древнего Китая нет представления о социальной или биологической обоснованности потребностей и способностей людей. Потребности и способности человека хотя и играют важную роль в жизни человека, но нет ещё понимания того, что способности человека воплощаются в предметной форме, а потребности сводятся к желанию человека, хотя и подчёркивается, что потребности имеют принудительную силу для человека.

В философском содержании Упанишад много мифологических положений, иносказаний, одновременно в древнеиндийских представлениях особенно последовательно выражена идея, что зависимость человека от предметного мира полностью связана с его потребностями, желаниями, которые только и могут привести человека к его закабалению. У всех людей есть их желания, потребности, однако внешние условия существования не позволяют реализоваться их потребностям, условий реализации человека значительно меньше, чем его потребности, поэтому единственная возможность обрести свободу - отказаться, подавить свои потребности. Самоограничение и является основным условием достижения Нирваны. "Когда прекращаются все желания, обитающие в сердце, то смертный становится бессмертным и достигает здесь Брахмана". В Древней Индии существовали довольно разработанные учения о достижении Нирваны, но все они основывались на самоограничении: "Вот правило для достижения этого (единства): сдерживание дыхания, прекращение деятельности чувств, размышление, сосредоточенность, созерцательное исследование и полное слияние..., освобождаясь от добра и зла, он соединяет всё в высшем неразрушимом (начале)". Мечты о высшем, недостижимом состоянии стимулировали генерацию появления новых идей, в которых человек через внутренние изменения становится равным Богу. Это конечно равенство не каст, не социального положения, а равенство в будущей, после разрушения тела и души, жизни. Стремление к абсолюту является самым распространенным мотивом жизни, для человека с восточным менталитетом. Вся культура устремлена для создания лучшего, человек не просто создаёт лучший идеальный мир, а старается ему соответствовать. Идеальный образ всего хорошего призван изменить, совершенствовать природу человека, развивать в определенном направлении все его способности и потребности. Идеализация духовного мира поднимает человека над действительностью, делает его помыслы чище и лучше. Это важнейшее качество человеческой культуры позволяет к высшим образцам идеальных устремлений человека приблизить мысли, идеи всякого, самого обычного, рядового человека. В то же время довольно ясно говорится о требованиях к той или иной касте налагаемых традициями и неукоснительно исполняемых. "Спокойствие, самообладание, умерщвление плоти, чистота, терпенье, правдивость, знание, осуществление знания, вера - обязанности браминов, рождённые их собственной природой. Могущество, великолепие, стойкость, одарённость, храбрость в битве, щедрость, благородство - обязанности кшатриев, рождённые их собственной природой. Земледелие, скотоводство, торговля - обязанности вайшьев, рождённые их собственной природой; дело служенья - обязанности шудр, рождённая их собственной природой. Человек, удовлетворённый своим долгом, достигает совершенства".

Проблема потребностей и способностей в философии Нового времени

Гольбах высказывает мнение, что потребности человека уже в ранней истории человечества отчуждались от человека, и их наличие приписывалось явлениям природы, тем самым наделялась природа свойствами человека, одушевлялась. Конечно, антропоморфизация природы в любой религии присутствует, но для нашего исследования важным является момент независимости, самостоятельности потребностей человека, от самого человека. Это отделение потребностей от самого человека, конечно не случайная оговорка Гольбаха и в то же время полагать, что Гольбах для объяснения природы религии раскрывает подлинную природу формирования человека - не приходится, так как Гольбах свойства человека рассматривает как от века данные. Стало быть, высказывания Гольбаха надо рассматривать как общепринятое положение, которое столь очевидно, что не требует рассмотрения. Но если потребности человека отделяются от их носителя, то их можно и противопоставлять человеку, а главное потребности конкретного человека могут составлять основу, причину его эксплуатации, отчуждения от человека и всех других человеческих качеств и свойств. Природа человека может противостоять ему, а значит изменять, трансформировать человека. Сами же люди, по замечанию Гольбаха, "перестают разбираться в механизме естественных и известных причин..." и объясняют все религией.

Природе способностей посвятил много места в своём творчестве Клод Андриан Гельвеций. Ум человека Гельвеций определяет, как «способность подмечать сходства и различия, соответствия или несоответствия, которые имеют между собою различные предметы. Но каково творческое начало ума человека? Его физическая чувствительность, его память и в особенности его интерес к комбинированию между собою получаемых ощущений. Ум в нем, следовательно, есть результат сравнения между собою ощущений, а здравый ум заключается в правильности их сравнения». Таким образом, умственные способности человека по своей природе, у Гельвеция связаны с совершением примеривающих действий, где внешние предметы в результате их соизмерения, сопоставления и т.д., собственно превращаются из внешних человеку, предметных, во внутренние, идеальные. Однако, если этот тезис не может вызывать возражений, то следующий, о том, что творческое начало ума ограничено комбинированием уже существующих ощущений вызывает сомнение, так как, существующие ощущения требуют своего объяснения, по своей природе, а главное не ясно почему именно эти ощущения оказались для человека оправданными, а для животных более жизненны другие ощущения? Тезис о том, что сущность творчества, есть простая перекомбинация всего существующего, не убедителен. Не убеждает и положение, что здравый ум, есть правильность сравнения ощущений, ведь ощущения могут быть ложными, да и то, что является ощущением, т.е. действительность постоянно меняется, а потому такой здравый ум может не соответствовать действительности.

Гельвеций считает, что «не все люди испытывают в точности одни и те же ощущения, но все ощущают предметы всегда в одних и тех же пропорциях. Следовательно, у всех одинаковые способности». Как же можно обладать одинаковыми способностями, если даже ощущения у людей различны? Возможно, можно отметить сходство способностей у людей, но поскольку опыт различных людей различен, то и способности будут различны. Да и ощущения характеризуются не просто определённым количеством нейронов у человека, а включают всю его личную, неповторимую практику. В противном случае между ощущениями животных и человека не было бы различий. Страх человека и животного перед грозой и молнией имеет много общего лишь внешне, даже страх перед этими явлениями человека первобытных времён и современного человека различен. Ощущения, эмоции, переживания по необходимости включают весь мир человека, а не сводятся лишь к его биологии. Способности, в том числе и умственные, у различных людей не могут быть одинаковыми. Другое дело их биологическая предрасположенность к формированию имеет много сходных, однонаправленных моментов, но о полном тождестве здесь говорить не приходится. Кажется, это хорошо понимает и сам Гельвеций, когда отмечает, что «так как все наши идеи мы получаем через посредство чувств, то люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть».100 Дальнейшие его рассуждения подтверждают различие способностей людей: «чтобы постигнуть известные идеи, надо размышлять: Способен ли на это всякий? Да, когда он одушевлён каким-нибудь сильным интересом. Этот интерес придаёт ему тогда ту силу внимания, без которой можно, как я уже сказал, быть учёным, но нельзя быть умным человеком. Только размышление может открыть нам первые общие истины - эти ключи и принципы наук». Ясно ведь, что не всякий способный к размышлениям человек размышляет, существует довольно много причин, по которым у человека развиваются не все, а лишь некоторые способности, что собственно и делает с ним его личная, неповторимая жизнедеятельность, его потребности. Отсюда неповторимость людей проявляется и в неповторимости их способностей. У Гельвеция это различие фиксируется в понятиях различий ума.

Единство и многообразие в понимании потребностей человека

Учение о потребностях и способностях человека формировалось не сразу, а главное, занимало подчинённое положение в концепциях о человеке. Традиционно под потребностями понимали нужду, продиктованную телесной природой человека, которая дополнялась духовными потребностями, связанными с общественной жизнью человека. Под способностями человека, обычно понимаются психобиологические особенности его, имеющие генетическое обоснование. Считается, что потребности людей приблизительно одинаковые, что объединяет всех людей, а по своим способностям люди разделяются, в силу различия их природы. Часто оба термина имеют идеологическую нагрузку, как обоснование низкой нравственности, бедного происхождения или оправдания тех или иных поступков человека.

В понимании того, что такое потребности и способности человека нет единого подхода. Вызвано это тем, что каждая наука и даже обыденное сознание конкретного человека формируют своё понимание исходя из задачи, где потребности и способности рассматриваются вспомогательным средством при рассмотрении другой темы. Философы анализируют содержание витальных и эстетических потребностей или рассматривают их историческую обусловленность. Психологи рассматривают место потребностей в механизме деятельности. Это, конечно, не означает, что не существует собственно философского рассмотрения проблемы, из этого следует только то, что философский анализ понятий даётся сквозь призму понимания совершенно искажающего смысл и значение потребностей и способностей человека в человеческой истории. Значение потребностей и способностей человека выходит за пределы этих частных случаев, которые ограничивают всесторонность их рассмотрения.

Если в психологии потребности и способности выступают как общие свойства всех людей, то в социальной философии проявляется всеобщность потребностей и способностей. Это выражается в том, что рассматриваются потребности и способности общества и производства, потребности страны и отдельной личности, нации и трудового коллектива. В истории общества потребности и способности проявляются как важнейшая составляющая развития общества и человека. В конечном счёте, только в обществе и посредством общества, можно удовлетворить все потребности отдельного человека, так как при ближайшем рассмотрении оказывается, что те или иные потребности своим возникновением обязаны обществу на его конкретно-историческом этапе развития. Рассмотрение потребностей и способностей человека социальная философия не может ограничить только собственно психологическим аспектом, т.е. как определённые свойства человека, и по необходимости выходит за пределы его (человека) свойств и особенностей. Тем самым, социальная философия рассматривает потребности и способы их удовлетворения различных общностей людей, того или иного уровня развития производства, государства и т.д. Существовать вне человека, его способности могут в предметной форме, когда в процессе производства человек посредством деятельности перенёс свои способности на предметы, сделав тем самым сами предметы способными удовлетворять чью-либо потребность. Потребности и способности воплощённые в предметной форме рассматриваются как соотносимые с потребностями и способностями человека, имея конечно в виду, что свойства человека и свойства общества или предметной действительности охватить, отразить в одних и тех же понятиях можно только при известных оговорках и при определённых допущениях. Общественные потребности, конечно, существуют, но их природа, а главное пути и способы формирования совершенно другие, чем потребности отдельного человека. Общественные потребности надо отличать от потребностей общества. Общественные потребности, есть категория, понятие, в котором отражается стремление, развитие общества. Тогда как потребности общества, есть простой факт существования и осознания обществом своих проблем. Потребности человека имеют иную психологическую окраску, чем потребности общества. Человеческие потребности отличаются от потребностей конкретного человека. Человеческие потребности, есть обобщенное выражение потребностей всех и всяких людей, а потребности вот данного, конкретного человека нельзя выводить из человеческих потребностей.

Похожие диссертации на Идеология потребностей и способностей человека: социально-философский аспект