Содержание к диссертации
Введение
Глава І. Философско-методологические аспекты взаимодействия морали и прав человека
1. Взаимосвязь морали н представлений о правах человека в их генезисе и эволюции 12
2. Конкретно-исторические формы влияния морали на становление идей о правах человека 40
Глава II. Этическое измерение развития и реализации прав человека в современном российском обществе
1. Нравственная культура общества как основа соблюдения и развития прав граждан России 90
2. Роль этического просвещения и нравственного воспитания в реализации прав человека 117
Заключение 135
Список использованной литературы
- Взаимосвязь морали н представлений о правах человека в их генезисе и эволюции
- Конкретно-исторические формы влияния морали на становление идей о правах человека
- Нравственная культура общества как основа соблюдения и развития прав граждан России
- Роль этического просвещения и нравственного воспитания в реализации прав человека
Взаимосвязь морали н представлений о правах человека в их генезисе и эволюции
На протяжении всей культурной истории с момента зарождения человека как «существа производящего, познающего, целеполагающего, общающеюся, творящего, активного, гармонизирующего свою среду обитания»1 моральное сознание общества, нравственные отношения и собственно моральная рефлексия связаны с размышлениями о человеке, о іраницах его свободы в этом мире, о его правах, обязанностях и ответственности перед собственной судьбой и другими. Представления о правах человека так или иначе были обусловлены этико-философским осмыслением места человека в мире, с целями, которые ставит перед собой индивидуум. Права человека выступают в качестве некой «системы координат, социальных ориентиров»2, гарантирующих человеку устойчивое, обеспеченное, защищенное личное и общественное бытие, возможность самореализации, самоактуализации и утверждения в мире как свободной, творческой, неповторимой личности. Как известно, права человека включены в единую систему ценностей мирового сообщества и представляют собой не что иное, как объективацию нравственных достижений человечества, отражение уровня его моральности и гуманности. Пег сомнений в том, что феномены морали и прав человека взаимообусловливали друг друга.
Во все времена мораль и право, взаимодействуя, оказывали значительное влияние друг на друга и плодотворным результатом, видимым итогом, духовным продуктом данного «равновеликого общения» явилась доктрина прав человека. В частности, исследователи, определяющие институт прав человека как связующее звено между правом и моралью, сферу "взаимодополняемости права и морали", выдвигают следующие обоснования своей позиции: во-первых, концепция прав человека выступает в качестве прямого следствия идеи о прирожденных и неотчуждаемых, естественных правах; во-вторых, применение многочисленными странами Всеобщей декларации прав человека, несмотря на ее рекомендательный характер, указывает на ее не только правовую, но и нравственную значимость; в-третьих, в правах человека выражается общеморальный подход к человеку, отношение "к нему как к автономной и самостоятельной личности, свободной и равноправной"1. Справедливо высказывание И.Д.Осипова, что нравственный прогресс общества выразился «... в защите неотчуждаемых прав и свобод человека»1.
Проблема возникновения морали, права, и в частности, прав человека является одной из сложных и дискуссионных в современной науке, а вопросы, касающиеся взаимодействия и взаимообусловленности, представляют сегодня многомерное и продуктивное исследовательское поле для выявления точек соприкосновения, которые можно эффективно использовать в современных условиях в практике строительства цивилизованного, духовного, демократического и правового общества.
Дня выявления закономерностей взаимосвязи морали и прав человека определимся по ключевым понятиям нашего исследования. Как известно, связь морали и права (морали и прав человека) в каждую конкретно-историческую эпоху имеет основания (мировоззренческие, гносеологические, психологические, социальные, политические и т.д.) и уходит своими корнями в начальные стадии становления культурной истории человечества.
Исследованием особенностей и генезиса первобытного сознания, становления его конкретных форм занимались многие ученые: А.А.Гусейнов,
Мораль является одной из древнейших форм общественного сознания, одним из авторитетнейших социокультурных институтов, выросшим из насущных потребностей древнего человека в выживании, в упорядочении совместного общежития, поскольку, как подчеркивает В.А.Кутырев, «быть, сохранять себя во времени и пространстве - вот действительная, первичная, исходная, фундаментальная, основная, главная, определяющая цель любой выделившейся из хаоса системы, особенно органической, живой, в том числе человека как целостного телесно-духовного существа. Она реализуется в его желании жить, питаться, влечься к другому...» В современной этической науке существует множество дефиниций морали, свидетельствующих о том, что среди исследователей до сих пор нет единого мнения, по определению сущности этого явления, становящегося сегодня, как подчеркивается в многочисленных публикациях «важнейшим средством выживания всего человечества, одной из главных духовных ценностей, определяющих возможности его дальнейшего прогресса»4.
В литературе существуют два подхода к осмыслению данного феномена. Согласно первому из них, мораль (фр. morale от латинского moralis - нравственный, относящийся к нраву, характеру), - «система ценностей и требований, регулирующих поведение людей» . Являясь формой социальной регуляции, мораль в то же время, имеет свои специфические черты, отличающие ее от других однопорядковых явлений, также упорядочивающих совместное бытие индивидов (этикета, обычая и права):
Конкретно-исторические формы влияния морали на становление идей о правах человека
Этико-философское осмысление идеи права, свободы, прав человека было предпринято представителем классической немецкой философской мысли Г.В.Ф. Гегелем. В частности, в труде «Философия права» Гегель отождествляет понятия «право» и «свобода», показывает их единство и взаимообусловленность: «право состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли. Тем самым право есть вообще свобода как идея»2.
В основе права, но Гегелю, лежит понятие свободы личности. Упоминая личность, Гегель подчеркивает, что она «содержит вообще правоспособность и составляет понятие и саму абстрактную основу абстрактного и потому формального права. Отсюда веление права гласит: будь лицом и уважай других в качестве лиц» . Не всякий индивид либо народ является личностью. Личностью обладает только тот, кто достиг «чистого мышления и знания о себе»4.
Критикуя позиции Гегеля по отношению к государству и личности, Новгородцев П.И., в частности, замечает: «... в известном смысле «Философия права» Гегеля есть перевод «Общественного договора» на язык-немецкого абсолютного идеализма. То и другое произведение ... в атмосфере одних и тех же воззрений на призвание государства и отношения его к личности. Эпоха реставрации в этом отношении не изменила основ революционной доктрины, а только иначе истолковала их смысл: вместо того, чтобы личность ставить во главу угла, а в государстве видеть продукт ее свободного творчества, она провозгласила догмат о божественном предназначении государства, а от личности потребовала смирения перед могущественной силой исторического разума, ведущего ее к счастью и свободе»1.
Право частной собственности является, согласно трактовке Гегеля, реализацией свободы абстрактной личности. Он считает невозможным равенство в частной собственности, и даже если бы его ввели в распределение имущества, то оно через короткое время было бы нарушено. Рассуждая о собственности, он утверждает, что «люди действительно равны, но лишь как лица, то есть в отношении источника их владения»2. Справедливым же будет то, чтобы каждый имел собственность, но не существование равной собственности людей, т.е. каждый человек имеет право на обладание собственностью, но в то же время размеры собственности не могут быть одинаковыми.
Защищать собственность и личную свободу, по Гегелю, - назначение государства. В нем свобода достигает высшего права, а высшей обязанностью людей он считает обязанность «быть членами государства» . Действительностью конкретной свободы Гегель называет государство. Конкретную свободу он, в свою очередь, интерпретирует как получение личной единичностью и ее особенных интересов полного развития и признания «своего права для себя (в системе семьи и гражданского общества), но вместе с тем индивиды, преследуя собственные пели, признают и общие интересы «как свой собственный субстанциальный дух и действуют для него как для своей конечной цели...»4 Следовательно, индивиды, реализуя собственные права при помощи государства, содействуют и реализации целей самого государства. Нравственность государства и конкретного индивида взаимозависимы и взаимообусловлены друг другом: «средства к существованию и благо единичного и его правовое наличное бытие переплетены со средствами существования, благом и правом всех, основаны на этом и только в этой связи действительны и обеспечены»1.
Буржуазное общество - это гражданское общество, которое появилось, по мнению Гегеля, позже, чем государство. Гражданское общество является этапом развития права и свободы. Столкновения частных и общих интересов происходят в гражданском обществе, однако их регулирование случайно, не основано на разуме, и поэтому, подлинная свобода в гражданском обществе, как считал Гегель, не достигнута.
В работах русских ученых конца XIX - начала XX века господствует идея морально ответственной личности. Однако, в отличие от западной этики, эта идея обосновывается «без отказа от метафизики морали и от изначальной коллективности человеческого существования»". Как известно, в характеристике морали русского человека, русской морали преобладают начала долженствования, обязанностей, «служения коллективистскому целому», в числе которых семья, крестьянская община, государство, трудовой народ, церковь и т.д. Система моральных ценностей русского человека складывается из одухотворенного смысла жизни, свободы, счастья, хотя последнее обычно трудно лается рядовом} россиянину. Как-справедливо подчеркивает А.П.Андреев: «Формула» (алгоритм) русской морали - честный труд, совесть, соборное возвышение и спасение всобытии с человеком (архетип «Мы»)»3. Проблемы прав морально суверенной личности в своих работах рассматривали видные русские ученые Н.Алексеев, Н.А.Бердясв, И.Ильин, В.С.Соловьев, Б.С.Чичерин и др.
Нравственная культура общества как основа соблюдения и развития прав граждан России
Личность, по их мнению, обладает достаточно большими правами. А в отношении мнений о разрушительном воздействии западной доктрины прав человека на духовность и правосознание российского общества можно привести следующие данные: 69,8% респондентов согласились с утверждением, что «каждый человек должен иметь право отстаивать свое мнение даже в том случае, если большинство «придерживается иного мнения», не согласились - 3,2%. В то же время, данное право в представлении россиян имеет один существенный традиционный ограничитель, который заключается в понятии «общественное благо» («общественная безопасность»). Таким образом, по мнению большей части опрошенных россиян данное право, как и реализация других прав личности, не должно создавать ситуации, нарушающие общественную безопасность, провоцирующие беспорядки или насилие. На наш взгляд, это отражает верность российского народа своим традициям и обычаям. По поводу будущего концепции прав человека в России хочется подчеркнуть, что, по-видимому, данная концепция должна быть приспособлена к существующим общепринятым моральным и правовым нормам российского общества, извлечь из западной модели прав человека все положительное, что приемлемо для россиян.
Вопрос формирования нравственной культуры личности и общества всегда актуализируется в условиях реформ, перехода от одного общественного строя к другому, кризиса прежних ценносгей. Даже в условиях радикальных социальных трансформаций обществу необходима система нравственных ценностей, которые проверены веками (доброта, ответственность, чувство долга, порядочность, надежность, честность, совесть и т.д.) и нравственные люди. Как подчеркивал Ю.А.Шрейдер: «В любом обществе высотами этической культуры овладевают единицы, но без этих высот не возникает элементарная порядочность»1. В развитии правовой системы Российской Федерации, совершенствовании законодательства по правам человека, создания механизмов их реализации, приспособления к современным российским условиям, традициям, обычаям главную роль играет сам человек. А его поведение детерминировано сознанием, в эпицентре которого и находится мораль.
В современных условиях наше общество нуждается в интеллигентных людях, действия которых основаны на чувстве долга перед обществом, индивидах, обладающих самокритичностью, стремящихся к самосовершенствованию. Настоящий интеллигент, по мнению Л.Д. Кудрявцева, «в своей деятельности стремится помочь людям, исходя из принципов, основанных на общечеловеческой морали, на любви и уважении к личности. Именно уважение к человеку и действенная помощь людям являются отличительными чертами истинно интеллигентного человека»".
Для формирования «новой морали», «нового мировоззрения», «новой культуры», «нового человека» или, как считает А.Миголатьев, Ногтю novus, необходимо прежде всего изменить социоприродную среду существования человека, и тогда «соединение усилий высокоразвитой личности и гуманизированной социальной среды на каком-то витке исторической спирали общественного развития приведет к искомому результат} - новой эре в развитии человека и человечества» , которая откроет перед каждым возможности для реализации его прав и свобод, для самораскрытия личности как свободного, творческого, деятельно-активного начала. Нет сомнения в том, что индивиду для реализации своей человеческой сущносги и своих целей необходимо прежде всего «очеловечить свою жизнь и самого себя». Человек должен осознать прежде всего себя как нравственную самоценность, осмыслить неразрывную взаимосвязь и взаимозависимость с окружающими людьми и природой. И только общество, обладающее высоким уровнем нравственной культуры, и состоящее из нравственных людей, как подчеркивает А.А.Миголатьев, может создавать новое качество жизни и способствовать удовлетворению естественных потребностей человека: и материальных потребности, в том числе в пище, питьевой воде, одежде, жилище и др.; и базовых потребностей, входящих в сферу социальной защиты (медицинское обслуживание, социальное обеспечение, образование); о духовных потребностей человека, в том числе в культурном развитии, в дружбе, уважении друг к другу, в нравственном и эстетическом обогащении. Высокая нравственность общества, в свою очередь, возможна лишь при создании общественных условий, в которых экономика, политика и право будут развиваться в интересах населения, при своевременном решении экологических проблем, при обеспечении каждому возможностей для самосовершенствования в различных формах жизнедеятельности
Современное российское общество переживает сегодня системный (цивилизационный) кризис. История культур свидетельствует, что в основе любых экономических, социальных, культурных, психологических катаклизмов всегда находится пошатнувшаяся нравственная основа. "Настоящий кризис есть, прежде всего, нравственный кризис России, -подчеркивает К.Н.Костюк - результат недостаточного развития начал социально-этического сознания1
Роль этического просвещения и нравственного воспитания в реализации прав человека
В определенном смысле можно утверждать, что нравственная история развития человечества - это история борьбы за провозглашение и реализацию неотъемлемых прав человека. Концепция прав человека обусловлена общечеловеческими моральными ценностями и потребностями в реализации сущностных сил человека как добродетельного, свободного, активно-творческого существа.
Особую значимость, на наш взгляд, в настоящее время приобретает не только провозглашение, теоретическое закрепление прав и свобод человека в нормативно-правовых актах (что также является немаловажным моментом) а их нравственное обоснование и конкретная реализация, осуществление, претворение в жизнь. В современной России существуют определенные проблемы с реализацией прав и свобод человека. Особенно тяжелое положение сложилось в сфере осуществления социально-экономических прав. Не выплачиваются разнообразные социальные льготы, охватывающие около двух третей населения, не реализуются на должном уровне провозглашенные в Конституции РФ права человека на труд, пенсионное обеспечение, бесплатное образование, здравоохранение, предоставление жилья. Повсеместное ухудшение социального положения населения, молодежи, серьезные проблемы, связанные с трудовым и жилищным обустройством и т.д., подрывают авторитет концепции прав человека, ее гуманистический смысл. Существующее противоречие между декларациями и реальностью ставит под сомнение также и конституционную фразу о Российской Федерации как о социальном государстве.
В настоящее время общественными деятелями и правозащитниками ведегся огромная работа: провозглашаются права и свободы личности, гарантии осуществления прав человека в российском государстве, вырабатываются конкретные правовые механизмы их реализации и т.д.
Однако для полной и должной реализации прав личности в нашем обществе этого недостаточно. Состояние прав человека, их признание, законодательное оформление, гарантирован ность и социальная защищенность, возможность реализации, правовая культура человека зависят также в немаловажной степени от уровня нравственной культуры общества. Среди прочих для правовой самореализации российскою іражданина не достает элемента нравственности, этического восприятия своего места в мире, взаимоотношений с другими, как раз и призванных способствовать гуманизации и гармонизации личной и общественной жизни.
В целях успешного развития и реализации концепции прав человека в России необходимо формирование «нового человека», «новой морали», «нового мировоззрения», «новой культуры». Индивид прежде всего должен осознать свою самоценность, а также нерасторжимую взаимосвязь с миром природы и окружающим людьми (А.Миголатьев).
Российскому обществу предстоит сегодня «долгий» путь к правовому, социальному государству, гарантирующему соблюдение и уважение прав любого человека. Права российского гражданина закреплены в основном законе, его Конституции, и их реализация на должном уровне, с одной стороны, зависит прежде всего от организации таких условий существования, при которых организационно-хозяйственная, социально-экономическая, политико-правовая деятельность и культурно-духовная политика государства направлены на удовлетворение реальных запросов и потребностей индивида, на создание возможностей для раскрытия его творческих потенций. С другой стороны, концепция прав человека представляет огромный нравственный потенциал для гармоничного развития общественных отношений, является гарантом мира, благополучия, а также возвышения и сохранения самой главной ценности - человеческой жизни. Уважение к правам человека, гарантированное их и реализация в современном российском обществе, переживающем сложный период либерально-демократического реформирования всех сторон общественной жизни, во многом зависят и от уровня нравственной культуры как отдельного индивида, так и всего социального организма в целом.
Сегодня, в условиях радикальных общественных преобразований, обостривших многие социальные вопросы и проблемы духовности личности (общества), осуществление правовых отношений и прежде всего реализация прав человека, практическое претворение их в жизнь во многом зависят также от этической грамотности и нравственной состоятельности субъектов данных отношений. Этическое просвещение и нравственное воспитание оказывают специфическое влияние на создание положительного морального климата в обществе, нравственную организацию управления процессом правовых отношений, уменьшение социальной напряженности путем трансформации моральных коллизий в приемлемые обществом формы, снижение риска деструктирующего воздействия нравственных противоречий на правовую самореализацию личности.
Бесспорно, что данное диссертационное исследование не претендует на полное и всестороннее осмысление поставленной проблемы и не исчерпывает всей ее сложности и многоаспектное. В работе основной акцент сделан на рассмотрение воздействия морали на развитие и реализацию прав человека.
Углубление анализа намеченных проблем позволит обрисовать более полную картину взаимообусловленности морали и прав человека. Накопление теоретического материала по исследуемой проблеме имеет, на наш взгляд, большое значение в совершенствовании этического просвещения и нравственного воспитания, для выявления направленности изменения нравственно-правового мышления, повышения нравственной и правовой культур личности и общества в современных условиях