Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Права человека как форма реализации его сущности (Социально-философский анализ) Аминев Мазит Мидхатович

Права человека как форма реализации его сущности (Социально-философский анализ)
<
Права человека как форма реализации его сущности (Социально-философский анализ) Права человека как форма реализации его сущности (Социально-философский анализ) Права человека как форма реализации его сущности (Социально-философский анализ) Права человека как форма реализации его сущности (Социально-философский анализ) Права человека как форма реализации его сущности (Социально-философский анализ) Права человека как форма реализации его сущности (Социально-философский анализ) Права человека как форма реализации его сущности (Социально-философский анализ) Права человека как форма реализации его сущности (Социально-философский анализ) Права человека как форма реализации его сущности (Социально-философский анализ)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Аминев Мазит Мидхатович. Права человека как форма реализации его сущности (Социально-философский анализ) : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : Уфа, 2004 158 c. РГБ ОД, 61:04-9/650

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Методологические и теоретические основания исследования сущности и прав человека 12

1. Методологические подходы к исследованию сущности человека 12

2. Теоретические основания анализа прав человека 37

Глава 2. Взаимосвязь сущности и прав человека в жизни общества 65

1. Становление прав человека как формы реализации его сущностных сил 65

2. Особенности правовой формы реализации сущности человека в российском обществе 99

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 131

Список использованной литературы 137

Введение к работе

Актуальность темы, исследования. Углубляющийся процесс

глобализации - становление единого=мирового социально-экономического;

*- политического, правового w т. п. пространства, формирование единой

информационной системы, определение и совместное, согласованное

решение глобальных проблем? в сфере экологии, социально-экономического

развития, сохранения мира и борьбы с терроризмом во всех его проявлениях,

U. совместное исследование и освоение космоса и т. п. свидетельствует о

возникновении все новых общих оснований5 во взаимоотношениях между людьми.

Такой углубляющийся процесс глобализации ведет к: расширению?

* сфер реализации сущностных сил человека: в его жизнедеятельности. У

человека появляются новые возможности и способы для самоутверждения и признания своей общественной значимости. На фоне усиливающихся и углубляющихся * общественных связей между людьми, происходит утверждение ценности индивидуальных особенностей каждого человека; В', этих условиях приходится уделять большое внимание определению; и утверждению правовых основ реализации сущностных сил человека.

Важность изучения данной темы связана и с тем, что в рамках

,^ национальных правовых систем регулирование взаимоотношений между

людьми осуществляется на основе собственного уникального культурно-
ь исторического опыта того или иного государства. Такая ситуация ведет к

возникновению противоречий? между углубляющимся: процессом: глобализации т применением в юридической практике тех или иных государств; различных концептуальных подходов в понимании' прав человека. Поэтому, большое значение имеет изучение того, в какой форме происходит осуществление прав человека. Реализация только формально-

о юридической стороны права приводит к игнорированию: (а часто и- к

*'

нарушению, и подавлению) социальных, политических, экономических и гражданских прав и свобод человека. При этом многие жизненно важные вопросы человеческого бытия остаются нерешенными., В связи с этим

*.. особенно важным является не только признание, но и соблюдение прав

человека, имеющих в своем основании юридическую необходимость и

^ возможность для реализации его* природных, социальных и духовных

сущностных сил.

(- Необходимость более углубленного изучения взаимоотношений s прав и

сущности; человека также связана с научными» открытиями последних і*

десятилетий (клонирование, расшифровка генома человека* и др.), которые

выдвигают разработку проблемы соотношения биологического и

социального в человеке и требуют их правовой регламентации.

Большое значение имеет изучения данной: темы и для российского

общества, так: как правовое обеспечение реализации сущностных сил

человека является: первоочередной; задачей; в связи со строительством

правового государства. Решение этой задачи усугубляется тем, что в

России, не достаточно развиты г государственные механизмы реализации

прав человека; не создана эффективная система их гарантированное и

защиты. Кроме того, на протяжении всей российской истории не было-

сформировано у людей правосознания, которое утверждало бы приоритет, и

ценность прав человека. В этих условиях особенно остро ставятся вопросы

теоретического і осмысления і соотношения прав і и сущности; человека, без

ответа на которые невозможно обеспечить необходимые условия для

плодотворного осуществления этих процессов.

** Все это означает, что исследование проблемы прав человека как формы

реализации его сущности непосредственно связана с определением места

самого человека в изменяющемся > мире, с рассмотрением смысла его

жизнедеятельности по отношению к обществу, природе и другим людям.

Степень научной \ разработанности проблемы. В"' истории философии \
проблема прав человека ставилась и решалась в зависимости от
определенных мировоззренческих установок.
V Еще античные философы Платон, Аристотель, Сенека1 m другие

большое внимание* уделяли в своих философских системах природе ш сущности человека и права;

Так, сформулированный Аристотелем- тезис о том, что «человек есть

истории: представление о нем. Согласно Аристотелю, человек от должен

жить. в обществе или і гражданской общине,. в * которых: может получить все

для того, чтобы проявлять свою сущность.

Переход к эпохе Средневековья ознаменовался; утверждением схоластической философии (Августин Аврелий; Фома Аквинский и др;) и ее положений о божественной- сущности человека; и тех законов, которые существовали и закрепляли жесткую иерархию в обществе.

В эпоху Возрождения завершилось теоретическое обоснование изначально существующих для? человека правовых установлений. Такие установления; получили; закрепление в: качестве теории: «естественного! права», которая разрабатывалась в трудах Г. Рроция, Б. Спинозы, Т. Гоббса; Д. Локка, Ш: Монтескье, Ж.-Ж. Руссо3 и других. Согласно этой теории, человек как природное существо, подчиняясь закону самосохранения,

1 Платон. Апология Сократа/УСобрание сочинений: в 4-х т. - М.: Мысль, 1990; Т. 1. - С. 70-96, он же,
Горгий//Собрание сочинений: в 4-х т. - М.: Мысль, 1990. Т. 1. - С. 477-574, он же, Законы. - М.: Мысль,
1999. - 828 с, он же, Теэтет//Собрание сочинений: В 4 томах. - М.: Мысль, 1993. T.2. - С. 192-274, он же,
Филеб, Государство, Тимей,. Критерий. - М.: Мысль, 1999, - 656 с. Аристотель. Никомахова
этика//Антология мировой правовой мысли: В 5 Т./Отв. ред. A.PJ Сюкляйнен. - М.: Мысль. 1999. Т. 1. - С.
152-168, он же, Политика//Сочинения: В 4-х томах. - M.: Мысль, Л984.Т.4. - С. 375-644, Сенека. О
благодеяниях//Антология мировой философии: Античность/Отв. Ред. Ю.Г. Хацкевич. - Минск: Харвест;
M.: ACT, 2001. - С. 736-737.

2 Августин. О граде Божием//Антология мировой правовой мысли: В 5 томах. - М.: Мысль, 1999. Т. 2. - С.
193-199, Фома Аквинский. Сумма теологии//Антология мировой философии. В 4-х томах. - М.: Мысль,
1969. Т. 1, Ч. 2. - С. 824-857.

3 Гроций Г. де Г. О праве войны и мира. Три книги//Антология мировой правовой мысли: В 5 томах. - М.:
Мысль, 1999. Т.З. - С. 22-35, Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и
гражданского//Сочинения: В 2-х томах. - М.: Мысль, 1991. Т.2. - С. 6-623, Локк Д. Два трактата о
правлении//Антология мировой правовой мысли: В 5 томах. - М.: Мысль, 1999. Т.З. - С. 85-95; он же, Об
управлении разумом//Сочинения: В 3 томах. - М.: Мысль, 1985. Т.2. - С. 202-440, Руссо Ж.-Ж. Об
общественном договоре или принципы политического права. - М.: Соцэкгиз, 1938.-123 с.

«

наделялся естественным правом на жизнь, свободой мысли и действий. Тем самым, подчеркивалась ценность человека и его свободы в процессе его жизнедеятельности.

v В идеалистических системах немецкого Просвещения (И. Кант, И.Г.

Фихте, Ф.В.И. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель)1 была сделана попытка увидеть

А действительность в совершенной взаимосвязи. При этом человек понимался

как трансцендентальный субъект, или:как;самосознающее Я. Здесь человек

Рассматривая идею о свободе индивида, И; Кант связывал ее с правовым равенством людей: и относил ее к естественному, прирожденному праву человека. Все люди, по его мнению, рождаются свободными и каждый человек должен согласовать, свою свободу действий со свободой других людей. «Право - это совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы».2 Идея; свободной воли человека и ее связь с правом как воплощением этой свободы была развита Г.В.Ф. Гегелем. В!> концепции Г.В.Ф. Гегеля каждая ступень развития свободы обладает определенным особенным правом. Эта каждая ступень есть наличное бытие свободы в одном из ее проявлений. Также как и? И. Кант, Г.В.Ф. Гегель считал, что человек не в состоянии достичь своих целей в процессе своей жизнедеятельности, не считаясь с целями других. Поэтому, стремясь осуществить свою цель, человек способствует реализации всеобщей цели

личности.

Л. Фейербах рассматривал человека как психофизиологическое существо.

Кант И. Критика чистого разума//Сочинения в шести томах. — М.: Мысль, 1964. Т. 3. - С. 69-695, он же,.
Метафизика нравов в двух частях//Сочинения: В 6 томах. - М.: Мысль, 1965. T.4, Ч.2І - С. 107-438, он же,
Основы метафизики нравственности//Сочинения: В 6 томах. - М.: Мысль, 1965.' Т.4, 4.2. - С. 107-438,
Фихте И.Г. Назначение человекаУ/Несколько. лекций о назначении ученого; Назначение человека;
Основные черты современной эпохи: Сборник. - Минск: Попурри,. 1998.'.- С. 61-215, он же, Несколько
лекций о назначении ученого//Несколько лекций о назначении ученого; Назначение человека; Основные
черты современной эпохи: Сборник. - Минск: Попурри, 1998. - С. 3-60, Гегель Г.В.Ф. Философия права.
^ М.: Мысль, 1990. - 524 с.

2 Кант И. Метафизика нравов в двух частях//Сочинения: В 6 томах. - М.: Мысль, 1965. T.4,4.2. - С. 139.

На основе своего разработанного антропологического принципа, по которому человек является частью природы > и наделен материальными и духовными качествами, Л; Фейербах утверждал, что в воле, мышлении и: чувстве: заключается «абсолютная сущность» человека как такового и цель его существования. Поэтому, его «свобода состоит ни в чем ином, как в том, чтобы доставить человеку неограниченную сферу действий, соответствующую его целостности, всем его силам и способностям».

Марксистское представление - о праве как способе реализации t его сущностных сил, основано; на материалистическом; пониманииз истории и определяющей роли общественных отношений в формировании человека. К. Маркс сформулировал закон, согласно которому общественное производство, требует всестороннее и гармоничное развитие человека. Так как развитие производства есть общественно-индивидуальное развитие, то общественная; история представляет собой развитие «сущностных сил» человека: Поэтому, право по К. Марксу, представляет собой социальное явление, в котором классовая; воля, получает государственно-нормативное выражение.2

Обширный;материал для!исследования соотношения прав;и;сущности^ человека в процессе их реализации дала русская философия XIX - начала XX веков. Отметим в этой связи таких русских философов как Н.А. Бердяев, И.В.' Михайловский, П:И; Новгородцев; Е.Н. Трубецкой, B.C. Соловьев и

1 Фейербах Л. Право и государство//Сочинения в 2-х томах - М.: Наука, 1995. Т. 1. - С. 477.

2 Маркс К. К критике политической экономии." Предисловие//Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - М.: Изд-во,>
политической литературы, 1959. Т. 131 — С. 5-9, он і же, Критшса; гегелевской диалектики и философии s
вообще//Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - М.: Изд-во политической литературы, 1974. T.42. - С. 152-174, он
же, Критика готской программы/УАнтология мировой правовой мысли: В 5 томах. - М.: Мысль, 1999. Т. 3. - С.
424-426, он же, Отчужденный труд//Маркс К, Энгельс Ф. Сочинения. - М.: Изд-во политической литературы,
1974. T.42. - С. 86-99, он же Тезисы о Фейербахе//Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения: В 3-х томах.
- М.:_ Политиздат, 1985. Т.1. - С. 1-3. Маркс К., Энгельс Ф. Из Манифеста коммунистической
гартии//Атгшогия мировой политической мысли: В 5 томах.-М.: Мысль. 1997. Т. 5.-С. 103-115.

3 Михайловский. И.В. О религиозно-нравственных основаниях права//Русская философия права
(антология)/Под ред. АЛ. Альбова и др. - СПб.: Алетейя, 1999. - С. 255-319.

4 Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. - М.: Наука, 1996. -
268 с.

Соловьев B.C. Духовные основы жизни//Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век/Отв. ред. И.Т. Фролов, - М.: Республика, 1995. - С. 479-489, он же, Нравственность и право//Русская философия права (антология>Под ред. АП. Альбова и др. - СПб.: Алетейя, 1999. - С. 151-168.

других, которые отмечали важность нравственных основ в строительстве и развития правового государства. Тем самым, они большое внимание уделяли рассмотрению проявлений сущности; человека, характеризующих его как нравственное существо.

В индивидуалистических доктринах либерализма; А. Смитом, Д. Рикардо; Б; Констаном Д; Беллом, Ф.А. Хайеком, Mi Фридменом* и-другими были разработаны и развиты концепции неограниченной свободы человека ш невмешательства) государства. В' основу либерализма были положены идеи свободы личности, естественных, прирожденных прав и свобод человека.

В отечественной философии советского периода, исследователи находили основания прав; человека и проявление его сущности в системе существующих общественных отношений.. Тем самым, права человека отождествлялись с законами государства, которые предоставляли ему возможность, осуществлять ту или» иную общественно-полезную* деятельность.

В современной1 отечественной философской і мысли, права; человека рассматриваются как необходимое условие, как для его существования, так и < для его развития. В' качестве одного из основанийі прав одни исследователих выделяют свободу человека в; обществе. Другие рассматривают проблемы взаимосвязи прав человека с отдельными проявлениями его сущности.2

Общие вопросы соотношения сущности человека, его прав и? свобод затрагивают в своих трудах А.ІХ Бутенко, В.А. Васильев, Е.А. Лукашева;

Матузов Н.И; Личность. Право. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права.-Саратов: Изд-
е Саратовского ун-та, 1972. - 292 с, он же, Правовая система и личность. - Саратов: Изд-е Саратовского
ун-та,. 1987. - 293с, Мюллерсон Р.А. Права человека:.Идеи, нормы, реальность. - М.: Юридическая
литература, 1991. - 156 с, Волков Ю.Г. Личность и гуманизм//Социально-политический журнал. 1999. №1.
- С. 135-149 Тарковский Е. Четыре свободы. - СПб.: Макет, 1995. -192 с Общая теория прав человека/Под
ред. Е.А. Лукашевой. - М.: Норма, 1996. - 509 с Утяшев М.М., Утяшева Л.М.: Права человека в России:
состояние и перспективы. - Уфа: Изд-е Восточного ун-та, 1997. -111 с, и др.
2 Юдин Б.Г. Право на добровольную смерть: против и за//0 человеческом в человеке. - М.: Политиздат,
1991. - С. 247-261, Геращенко Л.И. Медицинские аспекты, проблемы прав человека (Социально-
философский анализ). - Дисс. кандидата философских наук. - СПб., 1997. 273 с, Капицын \ В.М.
Идентификационные основания классификации прав человекаУ/Социально-политический журнал. 1997. №
6. - С. 222-228, Мухамедьянов С.А. Человеческая смерть: социально-философский анализ. - ДисСу доктора
философских наук. - Уфа, 1999. - 397 с, и др. ,

А.В. Миронов, A.B. Оболонский,1 и другие.

Однако, несмотря на многочисленность работ, посвященных проблеме

сущности человека, его прав и свобод, недостаточно исследованы такие

» аспекты, как взаимосвязь процессов формирования и осуществления прав

человека с процессом реализации его сущностных потенций (становление и

**' развитие человека).

Объект и предмет исследования. Объектом исследования настоящей

ь. диссертационной работы является процесс проявления сущности человека в

обществе в виде реализации его природно-социально-духовных сил.

Предметом диссертационного исследования является процесс формирования:

и осуществления прав человека как формы реализации его сущности.

Цель и задачи диссертации. Цель диссертационного исследования

состоит в анализе процесса формирования и осуществления прав < и свобод

человека; как определенной формы реализации его сущностных потенций. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

на основе анализа различных (биологизаторских, социологизаторских, идеологизаторских) подходов к определению сущности человека, сформулировать свое понимание последнего, необходимое, в дальнейшем, для выявления ее взаимосвязи с правами человека;

определить аспекты взаимосвязи прав и обязанностей человека с процессом реализации его сущности;

рассмотреть процесс становления прав человека: в истории Европы и Северной Америки, как формы реализации его сущности;

- выявить особенности реализации сущностных сил человека в процессе
і; формирования и осуществления его прав и свобод в российском обществе.

Методологическую основу диссертации составили диалектический

Оболонский А.В. Драма российской политической истории: система против личности. - М.: Юрист, 1994. -351 с, Васильев B.A. Гражданское общество: идейно-теоретические истоки//Социально-политический журнал. 1997. № 4. - С. 92-105, Бутенко А.П., Миронов А.В. Права человека, социальная справедливость и равенство//Социально-политический журнал. 1998. № 4. - С. 127-133, Права человека как фактор стратегии устойчивого развития/Отв. ред. Е.А. Лукашева. - М.: Норма, 2000. - 320 с, и др.

подход, метод исторической реконструкции и принцип системности. При
этом также использовался междисциплинарный подход к анализу
взаимосвязи прав и сущности человека.
v Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что

автором:
А- - раскрыто, что проявление сущности человека представляет собой единый

процесс реализации его природных, социальных и духовных потенций;
,г - доказано, что права и обязанности человека являются формой реализации

его сущности, т. к., они в своем содержании выражают необходимый, возможный и і необходимо-возможный уровни реализации его природных; социальных, духовных сущностных сил;

выделены три;уровня реализации прав человека, как формы проявления: его сущности: человек-общество, общество-общество, человек-человек;

обосновано, что в российском обществе процесс реализации сущностных сил человека в правовой форме характеризовался узко-социальной; и формальной направленностью и; осуществлялся по преимуществу в; виде обязанностей;

Теоретическая t и практическая значимость работы. Теоретическая
значимость диссертационного исследования» заключается в том, что его
основные положения могут быть использованы для разработки
концептуальных подходов в реализации человеческого потенциала в сферах
общества. регулируемых правовой системой государства. Также, выводы
диссертационной работы могут быть применены в определении места
человека на современном; этапе развития общественных отношений; и*
<4 выработки конкретных рекомендаций I в решении і существующих проблем ? в;

процессе его жизнедеятельности.

Практическая значимость состоит в том, что основные результаты работы могут быть задействованы при изучении процессов формирования4 и реализации сущностных сил человека в социальной, политической;

экономической, культурной и других сферах общественных отношений в их единстве и по отдельности. Кроме того, основные положения и выводы могут быть применены в дальнейших исследованиях по данной проблеме в области социальной философии, философской антропологии, философии права, в процессе преподавания философии и соответствующих спецкурсов.

Апробация работы. Основные теоретические положения диссертационной работы были вынесены на обсуждение на региональном симпозиуме «Обретение и постижение духовности» (Оренбург, 2000), на научных конференция «Философия XX века: школы и концепции» (Санкт-Петербург, 2000), «Человек. Целостность. Духовность» (Оренбург, 2001), на III Всероссийском философском конгрессе «Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия» (Ростов-на-Дону, 2002), а также в публикациях автора, общим объемом около 1 п. л.

Структура и объем диссертации: диссертация состоит из введения, 2 глав (4 параграфа), заключения и списка использованных документов и литературы состоящего из 232 наименований. Общий объем диссертации -158 страниц.

Методологические подходы к исследованию сущности человека

В истории философии существовали различные подходы к определению сущности человека. Предлагаемые определения сущности человека выражали различные его сущностные характеристики. Однако, они не могли удовлетворить всех, так как, не были признаны окончательными и не вызывающими спора относительно его полноты. Наше исследование, также, не претендует на формулирование окончательного определения сущности человека, которое могло бы удовлетворить всех. Оно необходимо нам для того, чтобы в процессе исследования определить взаимосвязь прав человека с процессом проявления его сущностных сил.

Наше исследование мы начнем с рассмотрения различных подходов в определении сущности человека в Античной философии. В этот период истории философской мысли мы хотели бы выделить два базовых направления интерпретации сущности человека.

Первое направление связано с философской моделью Платона,.которая наделяет сущность вообще онтологическим статусом вне зависимости от феномена ее воплощения или представленности в мышлении.

Основное в философии Платона - учение об идеях как сущностях всех явлений. Платоновская идея — это нечто всеобщее, сущность сама по себе существующая. Чувственно воспринимаемые вещи, постоянно меняющиеся явления он считал тенями, отблесками идей. Тем самым он отрывал общее от единичного.

Второе направление имеет отношение к концепции Аристотеля, в рамках которой он выделяет первичные и вторичные сущности. По мнению

Аристотеля, «сущность, называемая так в, самом основном, первичном и безусловном смысле - это та, которая не говорится ни о каком подлежащем и не находится ни в каком подлежащем, как, например отдельный человек или отдельная лошадь. А вторыми сущностями называются те, к которым как к видам принадлежат сущности, называемые так в первичном смысле, - и эти виды и их роды; например, отдельный человек принадлежит к виду «человек», а род для этого вида — живое существо».1

Первичные сущности называются таковыми потому, что для всего остального они являются основополагающими и все остальное исходит или находится в них. Аристотель, при этом, отмечает, что из первичных сущностей одна вещь не является сущностью в большей степени, чем другая, «так, например, если эта вот сущность есть человек, то не будет человеком в большей и в меньшей мере ни сам он по отношению к себе, ни один по отношению к другому».2 Кроме того, всякая конкретная вещь - это первичная сущность - «сущность каждой вещи - это то, что принадлежит лишь ей и не присуще другому, а общее - это относящееся ко многому, ибо общим называется именно то, что по своей природе присуще больше чем одному». По Аристотелю сущность - это, также, основа всех свойств предметов и явлений. Но поскольку каждый предмет состоит из материи и формы, где первая категория обозначает изменяемость и преходящее, а вторая неподвижность и вечность, то последняя и будет сущностью. Ее он называет душой - «она есть сущность как форма, а это — суть бытия такого-то тела».

Теоретические основания анализа прав человека

Взаимоотношения между людьми, социальными группами их объединяющих, социальными институтами осуществляются на основе определенных и признанных в данном обществе норм. Это связано с тем, что социальная система для своего устойчивого, поступательного развития нуждается в таких способах организации, которые защищали бы ее от разрушения. Поэтому, нормативность как важнейший способ и основа организации социальных систем, на наш взгляд, присутствует и оказывает влияние на, все сферы общественных отношений. В обществе, в определенных его сферах, формируются и действуют соответствующие нормы: религиозные, этические, политические, экономические, правовые, технические, организационные и другие.

Каждый отдельный человек, как член общества, представляет собой не только участника простых и сложных общественных отношений, а вместе с тем одну из его уникальных целостных систем; Ведь каждый человек обладает неповторимыми особенностями интеллектуального, физического, творческого развития, формируется и действует в различных социокультурных условиях. И все это образует то многообразие человеческой действительности, которое существовало, существует и будет существовать. Но, отношения в обществе, для положительного развития которого необходимы согласие, единство и взаимопонимание, требуют того, чтобы индивиды его составляющие находились в некоторых равных состояниях. Поэтому, в обществе необходимо существование таких отношений, вступая в которые его участники смогли бы удовлетворять потребности, направленные на всестороннее развитие человека.

В обществе должны существовать достаточно широкие и равные возможности для осуществления различной деятельности людей: наличие границ, фиксирующих определенную степень реализации человеческих способностей в общественных отношениях; необходимы регуляторы на всех уровнях и видах социальных взаимодействий, обеспечивающих их организацию, упорядочивание и контроль. Такими регуляторами, как мы уже отмечали выше, выступают нормы - политические, экономические, религиозные, нравственные и другие.

При всей значимости различных норм действующих в человеческом обществе важнейшее место занимает правовая нормативность. Политические, нравственные, религиозные, социальные нормативы различны

'у различных людей, социальных групп, общностей. Но только правовые

нормы являются общеобязательными, так как они предоставляются и гарантируются государством. А «государство призвано отражать и защищать интересы не какой-то группы или общности, а всеобщие интересы народа проживающего на его территории (разумеется, речь идет о демократическом государстве)».

В связи с тем, что право претендует на роль универсального средства регулирования общественных отношений, то необходимо определить его сущностные основания, которые придают им общезначимый характер.

Рассмотрим основные научные направления, формирующие представление о праве и его сущности: теория естественного права; историческая школа права; нормативистское направление его исследования; марксистская теория права; психологическая теория права; социологическая теория права.

Еще в древней Греции философы спорили о том, коренится ли право в самой природе вещей, в вечном, неизменном порядке мироздания или же оно - установление, возникшее в определенный момент времени. Софисты учили, что в основе права нет ничего неизменного, вечного; все, что мы называем правом, составляет результат соглашения людей, искусственное изобретение человеческого ума. Первоначально люди жили отдельно друг от друга, не руководствовались во взаимных отношениях никакими началами права. Каждый делал, что считал необходимым, и при таких условиях, разумеется, сильные всегда главенствовали над слабыми. Чтобы положить конец такому порядку вещей, который угрожал безопасности всех и каждого, слабые соединились в общество, установили законы - нормы права, которыми они и сковали произвол тех, кто не считался с другими людьми.

«Когда была людей жизнь неустроена,

Звероподобна, управлялась силою,

Когда ни добрый за свои дела наград

Не получал, ни злой не знал возмездия,

Тогда прибегли думаю, к карательным

Законам люди, чтобы правосудие,

Царя равно над всеми, и насилие

Становление прав человека как формы реализации его сущностных сил

Права человека - это ценностный ориентир, позволяющий применить «человеческое измерение» к государству, праву, закону, гражданскому обществу, поскольку степень зрелости и развитости выше названного, в первую очередь, зависит от состояния дел с его правами, от объема и степени их реализации.

Поэтому, мы согласны с Ф.М. Раяновым, что «права человека -категория общечеловеческая, она формируется благодаря обобщению различных представлений о том, какими правами человек, как субъект общечеловеческих отношений должен обладать. Категория «права человека» формировалась как общечеловеческий критерий для оценки правовой системы конкретных государств. Права человека опираются на общечеловеческие ценности, на достижения более передовых, цивилизованных государств в области их взаимоотношений с личностью».

Кроме того, права человека — это способ отражения, закрепления и утверждения определенных сущностных сил человека в обществе; это способ развития, усовершенствования и реализации тех его возможностей и способностей, которыми он обладает; это отражение того, как общество относится к человеку, как человечество относится к самому себе, как человеческий род идентифицирует себя, а, следовательно, и самого человека.

Поэтому, отношения между людьми в процессе их жизнедеятельности должны основываться на соблюдении и уважении прав друг друга. Правила общественного сосуществования людей, закрепленные в правовых нормах, в ходе своего становления, связанного с процессом общественного развития, претерпевали определенные изменения. Это приводило к тому, что менялись способы и степень реализации сущностных сил человека. Ведь изменившиеся обстоятельства и новые проблемы, возникшие в процессе общественного развития ставят перед обществом, а, следовательно, перед человеком задачу организовать свою деятельность соответственно этим обстоятельствам и решить соответствующие проблемы. Это, в свою очередь, приводит к появлению у человека новых функций выполняемых в его жизнедеятельности. Следовательно, появляются новые возможности для реализации сущностных сил человека. Поэтому, возникает необходимость соответствующего отражения этих процессов в правовых нормах.

Права человека как форма реализации его сущности прошли долгий путь становления. Этот процесс, представляет собой фиксирование и утверждение в обществе проявляющихся и реализуемых в жизнедеятельности человека его сущностных сил. Два взаимосвязанных процесса — общественное развитие и реализация сущности человека — приводили к тому, что общественные отношения становились все разнообразнее и все более и более усложнялись. Те или иные способности человека проявленные, социально-целеположенные, «получившие одобрение» других людей и всего общества постепенно фиксировались и закреплялись в тех или иных правовых документах. Тем самым, регулируемый правовыми нормами процесс общественных отношений основывался на признании необходимости проявления определенных индивидуальных способностей людей для нормального и взаимополезного осуществления этого процесса.

Но в процессе формирования прав человека, происходит не только их количественное увеличение. Права человека получают все более универсальный характер. Здесь, под процессом универсализации мы подразумеваем наделение одинаковыми правами всех людей без исключения, независимо от их индивидуальных (природных, социальных, духовных) особенностей. В этом случае происходит процесс формирования единого представления о том, что собой представляет человек и соответствующего отношения к нему и его деятельности - человек понимается как обладатель определенных сущностных качеств, которые объединяют всех людей. Эти качества являются основанием для того, чтобы все люди имели равные возможности в их осуществлении в той или иной степени.

Похожие диссертации на Права человека как форма реализации его сущности (Социально-философский анализ)