Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема трансформации нравственных ценностей в современном российском обществе Бубнова Ольга Юрьевна

Проблема трансформации нравственных ценностей в современном российском обществе
<
Проблема трансформации нравственных ценностей в современном российском обществе Проблема трансформации нравственных ценностей в современном российском обществе Проблема трансформации нравственных ценностей в современном российском обществе Проблема трансформации нравственных ценностей в современном российском обществе Проблема трансформации нравственных ценностей в современном российском обществе Проблема трансформации нравственных ценностей в современном российском обществе Проблема трансформации нравственных ценностей в современном российском обществе Проблема трансформации нравственных ценностей в современном российском обществе Проблема трансформации нравственных ценностей в современном российском обществе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бубнова Ольга Юрьевна. Проблема трансформации нравственных ценностей в современном российском обществе : 09.00.11 Бубнова, Ольга Юрьевна Проблема трансформации нравственных ценностей в современном российском обществе (Социально-философский анализ) : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 Москва, 2005 183 с. РГБ ОД, 61:06-9/72

Содержание к диссертации

Введение

Раздел 1. Методологические основы анализа трансформации нравственных ценностей современного российского общества 18

Раздел 2. Трансформация нравственных ценностей современного российского общества: сущность, содержание и структура 63

Раздел 3. Основные направления трансформации нравственных ценностей современного российского общества 113

Заключение 142

Список литературы 152

Введение к работе

Каждому обществу свойственна система нравственных норм и ценностей, являющаяся неотъемлемой составляющей духовной жизни данного социума, детерминирующая поведение индивидов и их взаимоотношения - межличностные, групповые, социальные. Нравственные ценности заключают в себе общественное мнение, выражающее сложившиеся в данной нации или государстве представления о высших ценностях бытия: добре и зле, справедливом и несправедливом, любви, счастье, чувстве долга, чести и совести - образующих личностную парадигму морального облика человека, общества в целом. Соответственно нравственные ценности представляются базовыми понятиями морали как одной из форм общественной воли, сознания1.

Сегодня российский социум представляется сложным и изменчивым, переживающим утрату целостности и неизменности нормативной системы нравственных ценностей, глобальное преобразование социальных стереотипов и появление новых, связанных с такими явлениями жизни, как рынок, предпринимательство, вариативность политических, экономических, моральных решений в бытии индивидуумов. Основные инновационные этосы общества проявляются в развитии различных социальных групп (например, бизнесменов, среднего класса, бедных, маргиналов), между которыми нарастает обособление (вплоть до противостояния), обладающих значительными различиями в нормах поведения, идеях, особенностях образа жизни, проецирующихся в существовании отличительных по качественным и количественным показателям нравственных ценностей, морали. В целом к современной российской действительности применимо понятие о трансформационных процессах общества, используемое для

1 Мораль - (лат. mores - нравы). Одна из форм общественного сознания, социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей во всех без исключения областях общественной жизни. //Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. - 6-е изд. - М., 1991.- С. 292; Мораль (нравственность) (лат. Moralis - нравственный, mores - нравы) - специфический тип регуляции отношений людей, направленный на их гуманизацию; совокупность принятых в том или ином социальном организме норм поведения, общения и взаимоотношений // Новейший философский словарь: 4-е изд., исп. - Мн.: Книжный Дом, 2004.

описания радикальных структурных перемен в обществе, а также (в более узком смысле) для обозначения процесса общественно - исторических перемен... Оно выражает переход к качественно новому состоянию организации общества, осуществляющийся как результат нарастания удельного веса неравномерных и нелинейных отношений со своим окружением. В границах системной трансформации общества осуществляется, как правило, перемена духовно -культурных ориентиров общественного развития .

Объективные реалии свидетельствуют о том, что в настоящее время практически во всех сферах современного общества наблюдается противоречие в понимании нравственных ценностей, определяющих человеческое и культурное измерение явлений социальной действительности. Трансформация нравственных ценностей вмещает как традиционные представления о нормах и ценностях, так и аксиологические инновации, характеризующие происходящий процесс переоценки ценностей в нашей стране.

Многомерность и противоречивость интерпретаций нравственных ценностей, их сущностного наполнения прослеживается не только в социальных группах, упомянутых выше; данное явление характерно для молодого и родительского поколений, мужчин и женщин, образующих специфическое социокультурное состояние общества, выражающееся в появлении конфликтующих нормативно - ценностных личностных парадигмах взаимоотношений с субъектами социума. Данный процесс обусловливает деформацию духовной жизни общества, поскольку оборачивается отсутствием единой нормативно - ценностной системы и реальных общих нравственных координат человеческого поведения, играет роль катализатора в деструктивных процессах.

Актуальность социально - философского исследования проблемы трансформации нравственных ценностей в современном российском обществе, по мнению автора, можно объяснить следующими причинами:

Данилов А. Н. Трансформационные процессы в обществе // Новейший философский словарь 4-е изд., исп.- Мн.: Книжный Дом, 2004.

Во - первых, комплекс нравственных ценностей индивида, этноса, социума представляется одним из важных показателей, характеризующим взаимодействие субъектов общества, восприятие ими данной действительности бытия. Наблюдаемый деструктивный процесс в духовной жизни общества определяет необходимость уточнения содержания нравственных категорий и понятий в условиях изменяющейся социальной среды. Анализ трансформации нравственных ценностей в количественном и качественном измерениях позволяет определить реальное внутреннее их наполнение, проецировать вектор координат в процессе перехода от одной системы ценностей к другой.

Во - вторых, количественная и качественная характеристики нравственных ценностей современного общества необходимы для предвидения того, как реалии нынешнего времени повлияют на развитие духовной жизни будущих поколений, страны в целом. Снижение уровня общей, в том числе и нравственной культуры и социальная апатия, проникновение в общественное сознание инновационных нравственных ценностей, характеризующихся смещением гуманизации в пользу меркантилизации, рационализации видения высших ценностей бытия, оказывают влияние на процесс формирования личности в условиях современной действительности.

В - третьих, объективная потребность общественного осмысления социальных факторов экзистенциального вакуума, переосмысления жизненных ценностей в современном обществе, совершенствование нравственных критериев социального поведения.

В - четвертых, сегодня важно сохранить и укрепить общую ориентацию российских граждан на совокупность базовых нравственных ценностей, которые способны выступить единым духовным консолидирующим началом. Приведение в соответствие должного и сущего нравственных ценностей современного российского общества возможно на основе научного социально - философского анализа духовной жизни общества, всестороннего познания противо-

речий и закономерностей функционирования нравственных ценностей, использование полученного знания и опыта в практической деятельности.

Таким образом, проблема изучения трансформации нравственных ценностей, определение их сущности, содержания, структуры, их влияния на процесс духовной жизни в современном российском обществе в настоящее время приобретает важное значение.

Степень научной разработанности проблемы. В научных исследованиях отечественных и зарубежных ученых процесс трансформации ценностей, в частности нравственных, отражается в работах специалистов различных отраслей социального знания - философами, социологами, психологами и другими. Представление об уровне социально - философского содержания диссертационного исследования можно составить на основе изучения имеющихся подходов, идей и публикаций. Анализ имеющейся социально - философской литературы позволяет выделить несколько групп работ, авторы которых так или иначе рассматривали, разрабатывали или приближались к необходимости рассмотрения проблемы трансформации нравственных ценностей общества.

Первую группу составляют работы ученых, в которых исследуется процесс трансформации ценностей общества1. Труды Г. А. Аванесовой, А. С. Ахие-зера, М. К. Горшкова, Г. Г. Дилигенского, Т. И. Заславской, В. М. Зубец, А. Ю.

См.: Аванесова Г. А. Социокультурное развитие российских регионов: механизмы самоорганизации и региональная политика. - М.:Изд-во РАГС, 2004; Ахиезер А.С. Россия: некоторые черты социокультурной динамики // Мир России. - 1995. - № 1.-С 26 -36; Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации.-M., 2000; Дилигенский Г. Г. и др., Россия в условиях трансформаций.- ФРПЦ, 2001; Заславская Т.И. Современное российское общество: социальный механизм трансформации. — М.: Дело, 2004; Зубец В. М. Два типа ценностных измерений // Библиотека в эпоху перемен. - 2002. - № 2. - С. 20 - 24; Зудин А.Ю. «Культура имеет значение»: к предистории российского транзита // Мир России. - 2002. - № 3.- С. 122-158; Лапин Н.И. Динамика ценностей населения реформируемой России.- М.: Эдиториал УРСС, 2003; Петкова С. М. Смысложизненный интерес личности в отечественном типе культуры: Автореф. дис.канд. филос. наук.- Ростов н/Д, 1997; Покровский Н.Е. Неизбежность странного мира: включение России в глобальное общество // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2000. -Том III. - № 3; Рассадина Т. А. Нравственные ориентации жителей российской npoBHHUHH// 2004_07/rassadina.doc; Рывкина Р.В. Образ жизни населения России: социальные последствия реформ 90-х годов // Социологические исследования.- 2001. -№ 4.-С. 32-39; Сорокин П. А. Главные тенденции нашего времени. - М., 1997; Тронина Л. А. Трансформация ценностей: традиция и современность. - СГУ, 2004 //http: // / conf.asp ? Reportld = 283; Шаров А. В. Трансформация ценностей в меняющемся мире // Вызовы современности и ответственность философа: Материалы «Круглого стола» / Под общ. ред. Ивановой И. И. - Бишкек, 2003.- С. 85 - 88; Холостова Т. Д. Нравственные ценности в современной России // / konferencia I page/statya_k45.htra и др.

Зудина, Н. И. Лапина, С. Петковой, Н. Е. Покровского, Т. А. Рассадиной, Р. В. Рыбкиной, П. Сорокина, Л. А. Трониной, А. В. Шарова, Т. Д. Холостовой и других освещают причины трансформации ценностей, возможные варианты развития социума в условиях изменения социокультурной и экономической сферах общества.

Вторая группа представлена работами ученых, рассматривающих социально - философские проблемы нравственных ценностей, морали общества . Так, в работах Р. Г. Апресяна, А. М. Багаутдинова, Л. В. Баевой, В. С. Библера, А. В. Гидлевского, А. А. Гусейнова, О. Г. Дробницкого, И. Л. Зеленковой, Е. В. Золотухиной - Аболиной, Л. Е. Кандалинцевой, П. А. Малиновского, Л. А. Попова, А. А. Радугина, А. Разина, Г. К. Сайкиной, Т. В. Стрежневой, А. И. Тита-ренко, Ю. А. Шрейдера, и многих других глубоко и обстоятельно проанализированы вопросы сущности и структуры нравственных ценностей, морали, закономерности функционирования и развития, а также духовные образования, характеризующие общество как целостную, относительно самостоятельную систему. Идеи и положения указанных работ были использованы в диссертации в качестве методологических основ социально - философского анализа.

Третью группу составляют работы ученых, определяющие и раскрывающие совокупность способов, приемов исследования проблемы трансформации

См.: Апресян Р. Г. Идея морали и основные нормативно - этические программы // Социальная философия и философская антропология: Труды и исследования. - М., 1995; Багаутдинов А. М. Проблемы взаимосвязи духовности и нравственности в историко-философской ретроспективе // Вестник Башк. ун-та. - Уфа, 2001.

№ 3. - С. 60 - 64; Баева Л. В. Ценностные основания индивидуального бытия: опыт экзистенциальной аксиологии. - М.: Прометей, 2003; Библер В. С. Нравственность. Культура. Современность. - М., 1990; Брандт Г. А., Лобок А. М. Преодоление морали, или Парадоксы «нравственного искусства». - М.: Знание, 1991; Гидлевский А. В. Философские и естественнонаучные основы современной теории нравственности: Материалы конференции «Проблемы морально - нравственного развития личности и общества» //; Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: Учебник. - М., 1998; Дробницкий О. Г. Моральная философия. Избранные труды. - М.: Изд-во: Гардарика, 2002; Зеленкова И. Л. Основы этики: учебное пособие. - М.: ТетраСистемс, 1998; Золотухина - Аболина Е. В. Современная этика: Учеб. пособие. - 2-е изд. - М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: ИЦ «МарТ», 2003; Кандалинцева Л. Е. Проблема свободы как путь к моральным ценностям в экзистанциолиз-ме. - М.: Рос. гос. аграр. заоч. ун-т, 2001; Малиновский П. А. Советская цивилизация: непреходящие ценности и причины ее разрушения. Будущее России - М.: Грааль, 2003; Попов Л. А. Десять лекций по этике. - М.: Изд-во «Ось-89», 2001; Радугин А. А. Этика. Учеб пособие. - М.: Центр, 2003; Разин А. Нравственный мир человека. -М., 2002; Сайкина Г. К. Метафизические основания нравственности. Введение в этику: Учеб. пособие. - Казань; Нижнекамск, 2002; Стрежнева Т. В. Учебно - методическое пособие по курсу «Этика». - Мн.: МИТСО, 2003; Титаренко А. И. Мораль как особый способ освоения мира // Социальная сущность и функции нравственности.

М.: изд-во МГУ, 1977; Шрейдер Ю. А. Этика. - M.: Текст, 1998 и др.

нравственных ценностей в переходный период . Поскольку на этом этапе значительно актуализируется потребность в социально - философском осмыслении деформации в духовной сфере жизни российского общества, а также нравственных ценностей и социальных общностей.

Четвертую группу составляют работы зарубежных философов, гуманистов, психологов, в которых разработаны принципы и нормы нравственной регуляции, приведены различные дефиниции ценностей, исследованы установки, взгляды, определяющие человеческое и культурное измерение явлений социальной действительности .

Анализ научных исследований, посвященных проблеме изменения ценностей, освещает трансформацию нравственных ценностей в контексте теории ценностей личности и общества. Рассмотренные работы выступают средствами познания и теоретической основой настоящего диссертационного исследования.

Отдельную группу образуют научные статьи, монографии, авторефераты диссертаций, рассматривающие трансформацию нравственных ценностей в различных социальных группах, сферах человеческой деятельности, переориентацию жизненных ценностей, определение сходств и различий в структуре базовых ценностей различных поколений и общества в целом.

См.: Гудиев А. А. Исследование ценностных ориентацией руководителя: теоретико - методологический и экспериментальный подход. - Владикавказ: Изд -во Сев. - Осет. Гос. Ун - та, 2003; Лукьянов В. Г. Изучение проблемы ценностей в современной философии // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века.: Материалы международной научной конференции. 18 мая 2001 г. Санкт - Петербург. - Сер. «Symposium»,- Вып. - № 12.- СПб.: Санкт - Петербургское филос. общ - во, 2001.- С. 221 - 224; Панфилова Н. Г. К вопросу о методологии исследования нормативной регуляции // Рабочие тетради по компаравистике. Гуманитарные науки, философия и компаравистика.- СПб., 2000. С. 28-30; Тоненкова М. М. Духовные крылья России: Социально - культурные и духовно - сущностные ценности развивающейся России.- М.: Амрита - Русь, 2004 и др.

2 Ганди М. К. Моя вера в ненасилие // Вопросы философии. - 1992. - № 3. - С. 65 - 66; Кант И. Критика практического разума. Соч. - М., 1965. Т. 4; Кинг М. Л. Любите врагов ваших // Вопросы философии. - 1992. -№ 3. - С. 66 - 67; Риккерт Г. Два пути познания // Новые идеи в философии. - СПб. - 1913. - № 7; Ролз Дж. Теория справедливости. - Новосибирск, 1995; Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. /Пер. с нем. - М.: Изд-во «Весь Мир», 2002; Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивное. - М., 1994; Швейцер А. Благоговения перед жизнью. - М., 1992; Юм Д. Трактат о человеческой природе // Юм Д. Соч. в 2-х т. - T 1. - М., 1965. - С. 619; Adler A. Understanding human natur. - N. Y., 1928; Kluckhon К. Values and value's orientation II Towards a general theory of action. - Cambridge, 1951; Lewis С S. The Abolition of Man. - Collins, Fount Paperbacks, 1978; Perry R. B. General theory of values. - N.Y., 1926; Scheler M. Der Formalismus in der Ethik und die materiale Wertethik.-Bern, 1954 и др.

Научно - теоретический аспект нравственных ценностей, их трансформации, переосмысления представляют научные исследования Г. Р. Гариповой, М. Л. Груздевой, Р. Р. Исхакова, В. Н. Кудрявцева, Н. Л. Лапиной, Н. П. Медведева, А. В. Павленко, С. Н. Пронина, Р. Р. Сакаева, О. Ю. Смирновой, М. Б. Чер-ницкой, Ю. А. Шрейдера и др1. Специфика нравственных норм состоит в том, что они основаны на свободном, сознательном и добровольном выборе людьми норм и ценностей, выборе ими своей нравственной позиции, поступков и поведения (в отличие, например, от норм права, которые более категоричны, предписаны извне, обязательны). При изменении социальных структур в обществе происходит процесс переосмысления, деформации нравственных норм, которыми человек руководствовался ранее. В данном аспекте повышается значение личностного выбора, потому что реальность трактуется как совокупность различных возможностей для реализации того или иного предпочтения.

В ряде работ рассмотрены отдельные категории нравственных ценностей, их семантика, особенности функционирования в обществе, процесс трансформации, например, добро и его противоположность зло , справедли-

_ Гарипова Г. Р. Роль нравственной и правовой культуры в противодействии идеологии насилия. - Уфа, 2002; Груздева М. Л. Нравственность как подлинно человеческая сущность: Материалы конференции «Проблемы морально-нравственного развития личности и общества» // ; Исхаков Р. Р. Этническая идентичность в полиэтнической среде (деятельностный подход): Автореф. магистра социол. -; Кудрявцев В. H. Нравы общества переходного периода // Вестник Российской Академии Наук.- Том 72. - 2002. - № 3; Лапина Н. Л. Генезис морального суждения: Автореф. дис. канд. филос. наук. - СПб., 2000; Медведев Н. П. Переоценка ценностей как социальный феномен: Автореф. дис. д-ра филос. наук. - Ставрополь, 1996; Павленко А. В. Высшие ценности как социально - философская проблема: Автореф. дис. канд. филос. наук. - Тамбов, 2003; Пронин С. Л. Ценностные основания человеческой деятельности: мораль, политика, наука: Автореф. дис. канд. филос. наук. - М., 1998; Сакаев Р. Р. Ценности в период российских реформ: социально - философский анализ: Автореф. дис. канд. филос. наук. - М., 2002; Смирнова О. Ю. Нравственные ценности в конфликте культур: Автореф. дис. канд. филос. наук. - H. Новгород, 2001; Черницкая М. Б. Ценностные ориентации русской и западной культур: Автореф дис. канд. филос. наук. - Нижний Новгород, 2004; Шрейдер Ю. А. Ценности, которые мы выбираем: смысл и предпосылки ценностного выбора. - М., 1999 и др.

2 Апресян Р. Г. Постижение добра. - М., 1986. - С. 5 - 6; Балашов Л. Е. Добро и зло. Этика. - 2003 ; Богопольская Л. Как научить доброте. - М., 1984; Бойко В. В. Доброта в нас и вокруг нас. - М.: Знание, 1988; Дубко Е. Л. Моральное добро (историко - этический анализ) // Философские науки. -1986. - № 1; Карсавин Л. П. Добро и зло // Карсавин Л. П. Малые сочинения. -СПб., 19,94. - С. 250 - 284; Коган Л. Н. Зло. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1992; Лоренц К. Агрессия (так называемое зло) // Вопросы философии. - 1992. - № 3; Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. - М., 1991. -С. 296 - 303; Маркина Е. Н. Феномен обмана: философско - этический анализ: Автореф. дис. канд. филос. наук. - Саранск, 2004; Сабиров В. Ш. Два лика зла (Размышления русских мыслителей о добре и зле). - М.: Знание, 1992; Скрипник А. Л. Моральное зло в истории этики и культуры. - M., 1992; . Шердаков В. Н. Добро и зло (Очерк нравственной философии). - М.: Знание, 1992 и др.

вость1, совесть2, любовь3, счастье4. Поскольку нравственные ценности заключают в себе представление о высших ценностях бытия, то их переосмысление, деформация могут свести на нет самые грандиозные успехи практической и научной деятельности, политики, экономики, идеологии и других сфер общественных отношений.

Социально - философские аспекты формирования национально - культурных ценностей молодежи исследуются в трудах5 А. Н. Булкина, Д. Ю. Ванияц, В. В. Гаврилюк, О. Е. Зубова, С. И. Малышева, Н. Н. Мачуровой, С. В. Монахова, Т. А. Панковой, В. П. Потапова, А. В. Прокопа, В. А. Смоляниченко, А. Е.

Вагимов Э. К. Проблема социальной справедливости, равенства и неравенства людей, их нищеты и бедности // Вызовы современности и ответственность философа / Под общ. ред. Ивановой И. И. - Бишкек, 2003. - С. 49 - 50; Дубко Е. Л., Титов В. А. Идеал, справедливость, счастье. - М., 1989; Дыльнова Т. В. Социальная справедливость и социальное неравенство в условиях современной России // Вестник РУДН.- 2005.- № 6 - 7. -С. 161 - 168; Ильин И. А. О справедливости // Народное образование. - 1993. - №1. - С. 91; Тухватуллин М. Н. Справедливость как основание нравственного здоровья общества // и др.

2 Мамардашвили M. К. О добре и зле // Мамардашвили M. К. Мой опыт нетипичен. - СПб., 2000. - С.
280; Милтс А. А. Совесть //Этическая мысль: Науч.-публицист. чтения. - М., 1990. - С. 276-277; Сандагийн Э.
Совесть и стыд // ; Соловейчик С. Воспитание совести // Знание - сила. - 1983. - № 11;
Новиков Е. В. Теория воссоединяющего стыда как возможное основание глобальной этики // .
ru/viewtopic.php?t=193 и др.

3 Гильдебранд Д. фон. Метафизика любви. - СПб., 1999. - С. 159; Евтушенко С. П. Принцип любви в
этике: Автореф. дис. канд. филос. наук - М., 2000; Лу Андреас-Саломе Мысли о проблемах любви // ; Льюис К.С. Любовь // Льюис К.С. Любовь.
Страдание. Надежда. - М., 1992. - С. 208 - 261; Мень А. В. О любви: Беседа. - М.: ВГБИЛ им. М. И. Рудомино,
2001; Размышления о любви (Любовь как нравственное явление). - М.: Знание, 1989 и др.

4 Колесов В. В. «Судьба» и «счастье» в русской ментальносте // Размышления о философии на пере
крестке второго и третьего тысячелетий: Сб. к 75-летию проф. М. Я. Корнеева. - Сер. «Мыслитель». - СПб.:
Санкт - Петербургское филос. общ-во. - Вып. 11. - 2002. - С. 102 - 103; Татаркевич В. О. О счастье и совершен
стве человека. - М., 1981. - С. 26 - 335 и др.

5 Булкин А. Н. Социально - философские аспекты ценностного ориентирования молодежи: Автореф.
дис. канд. филос. наук. - Ставрополь, 1997; Ванияц Д. Ю. Социокультурные ценности современной российской
молодежи: Автореф. дис. канд. социол. наук. - Ставроп. Гос. Ун - т.- Ставрополь, 2001; Гаврилюк В. В., Трикоз
H. А. Динамика ценностных ориентацией в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социо
логические исследования. - 2002. - № 1. - С. 96 -105; Журавлев В. В., Родионов В. А., Цепляев А. Н. Социаль
ные ценности современной российской молодежи: состояние, динамика, направленность. - М.: Социум, 2002;
Зубов О. Е. Формирование национально - культурных ценностей ориентацией современной студенческой мо
лодежи: социально - философский анализ: Автореф. дис. канд. филос. наук. - Саранск, 1998; Малышев С. И.
Социальная справедливость в системе ценностных ориентацией современной молодежи России: Автореф. дис.
канд. филос. наук.- М., 1996; Мачурова H. H. Жизненные ценности в понимании студентов: Автореф. дис. канд.
психол. наук. - СПб., 2000; Монахов С. В. Совестливость как показатель личностного развития на рубеже пере
хода из подросткового в юношеский возраст // Мир психологии. - 2002. - № 2. - С. 165 - 169; Панкова Т. А. О
становлении нравственных и гражданских позиций школьников // Социологические исследования. - 2002.- №
5.- С. 111-114; Потапов В. П. Моральные ценности, российской молодежи: содержание, факторы и тенденции
изменений, по материалам социологических исследований 70-х и 90-х гг. XX в.: Автореф. д-ра социол. наук. -
М., 2002; Прокоп А. В. Ценностные аспекты социализации молодежи: Автореф. дис. канд. филос. наук. - М.,
1997; Сидоренко А. В. Христианские ценности и социализация молодёжи в современной России // Вопросы
психологии. - 2000. - № 5. - С. 48 - 56; Созонов А. Е. Основы жизненных стратегий российских студентов //
Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2003. -Ns3. -С. 15 - 23; Смоляниченко В. А. Цен
ности ненасилия в сознании российской молодежи: Автореф. канд. социол. наук. - Ростов н / Д, 2003; Шалаева
И. М. Выбираем ценности (социологический опрос) // Образование. - 2001. - № 6.- С. 89 - 94 и др.

Созонова, А. А. Хвостова, И. М. Шалаевой и др. В данных работах анализируется структура базовых ценностей поколений, обозначены категории, определяющие семантическое пространство ценностно - мотивационнои структуры молодежи. Молодежь как совокупность развивающихся личностей - самая динамичная, энергичная и критически мыслящая часть общества. Она обладает огромным социальным и творческим потенциалом и способна активно влиять на процесс гуманизации социально - экономических отношений в обществе. Поэтому изучение приоритета нравственных ценностей молодежи дает возможность выявить степень ее адаптации к новым социальным условиям и ее инновационный потенциал.

Нравственные ценности в тендерном аспекте претерпевают изменения, опосредованные в межличностных отношениях между мужчинами и женщинами, их интерпретациями нормативно - ценностных личностных парадигм бытия. Данная сфера отражена в ряде работ специалистов, исследующих проблемы тендерных отношений, в частности их трансформации (труды Е. А. Азаровой, Е. А. Величенко, И. С. Клециной, И. А. Коллинченко, Е. А. Осеевой и др.)1.

Влиянию средств массовой коммуникации на трансформацию нравственных, духовных ценностных ориентации, процесс их формирования посвящены работы В. В. Панпурина, М. Г. Поливара, В. Е. Семёнова, Н. А. Чуркиной, О. В. Федотовой и др. Сегодня существенное воздействие на нравственные цен-

Азарова Е. А. Проблема тендерных стереотипов в моральном сознании: Автореф. канд. филос. наук. -СПб., 2000; Величенко Е. А. Проблема изменения моральных тендерных стереотипов в рамках русской и западной типов культур // http//anthropology.ru/ru/texts/velichenko_ea/ruseur_10.html; Клецина И. С. Тендерный подход и равноправие в межличностных отношениях // Российские женщины и европейская культура / Сост. и тв. ред. Тишкин Г. А. - СПб: Санкт - Петербургское филос. общ-во, 2001. - С. 249 - 255; Коллинченко И. А. Половые различия моральных представлений // Когнитивная парадигма (Тезисы международной конференции. 27-28 апреля 2000 г.). Пятигорск. -2000. - С. 33 - 34; Осеева Е. А. Тендерные особенности функционирования российского предпринимательского слоя и деловые переговоры // Ломоносовские чтения 2004 г. Сб.статей аспирантов «Россия и социальные изменения в современном мире». -Том N 1 // .

2 Панпурин В. В. Современная реклама с этико - эстетической точки зрения // Этическое и эстетическое: 40 лет спустя: Материалы научной конференции. 26-27 сентября 2000 г. Тезисы докладов и выступлений. - СПб.: Санкт-Петербургское филос. общ-во, 2000. - С.118 - 120; Поливара М. Т. Влияние средств массовой коммуникации на формирование ценностных ориентацией курсантов военных училищ в России: Автореф. дис. канд. социол. наук. - Ростов н/Д, 1997; Семёнов В. Е. Духовно - нравственные ценности и установки российского населения и СМИ // ; Федотова О. В. Журналистская этика в переходном обществе: (Мотивы социально - профессиональной трансформации): Автореф. дис. канд. филос. наук. - Саранск, 2003; Чуркина Н. А. Социально - информационные проблемы формирования системы ценностных ориентацией: Автореф. дис. канд. филос. наук. - Новосибирск, 1999 и др.

ности нашего современника оказывают эталоны и поведенческие стандарты, предлагаемые нам СМИ. Это ориентация на нормы и ценности зарубежной культуры, а также тенденции насилия, вседозволенности, обусловленные смысловой и художественной упрощённостью, технической доступностью, способные в катастрофических масштабах детерминировать противоречивость российской нормативно - ценностной системы, изменение нормативных установок и принципов регулирования всех сфер общественной жизни.

Отдельную группу составляют работы ученых, содержащие философско -методологические подходы к исследованию различных аспектов проблемы трансформации нравственных ценностей в различных сферах деятельности, в частности предпринимательстве, анализу межличностных нравственных отношений в социально - экономической деятельности1.

Среди трудов, посвященных трансформации нравственных ценностей в современной действительности, можно выделить в отдельную группу работы, рассматривающие данный процесс с теологической точки зрения2.

1 Авен П. Экономический рост и общественная мораль // Коммерсантъ. - 2000. - № 34. - 29 февраля; Он
же. Трансформация: границы коридора // Кто и куда стремится вести Россию?.. Акторы макро-, мезо- и микро
уровней современного трансформационного процесса / Под общ. ред. Т. И. Заславской. - М.: МВШСЭН, 2001.-
С.117; Бутырин Г. Н. Нравственные принципы предпринимательства (бизнеса) // Ломоносовские чтения 2004.-
Сб. статей: «Россия и социальные изменения в социальном мире».- Т. 2. // ; Вазгенов А.
Управление трудовыми отношениями в условиях обострения социальной напряженности // www. ; Здра-
вомыслов А. Г. Ответственность экономической элиты: мнения россиян // Общественные науки и современ
ность. - 2005. - № 1. - 45 - 58; Максимкина Е. Честь превыше прибыли // Фармацевтический вестник. -1999. - №
25 (№141). - 11-20 сентября; Малинина Н. Л., Дударенок С. М. Православие и этические принципы российского
предпринимательства // Религия и нравственность в секулярном мире. Материалы научной конференции. -
СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - С. 56 - 63; Новоселова Е. Сам себе моралист. Чем
жулик отличается от честного бизнесмена // ; Петрунин Ю. Ю., Борисов В. К. Этика бизнеса. -
M.: Дело, 2000; Уткин Э. А. Этика бизнеса. - М.: Изд-во «Зерцало», 2003; Шикарев П. И. Этические принципы
ведения дел в России. - M.: Финансы и статистика, 1999 и др.

2 Барежев К. В. Современный российский кризис и проблема национальной идентичности // Социаль
ный кризис и социальная катастрофа: Сб. материалов конференции. - СПб.: Санкт- Петербургское филос. общ-
во, 2002. - С. 99 -104; Блинков А. Императив нравственного // «Мир нравственности» Зима 2005 // ; Буряковский А. Л. Современный кризис сознания и
христианство // Социальный кризис и социальная катастрофа: Сб. материалов конференции.- СПб.: Санкт-
Петербургское филос. общ-во, 2002.- С. 106 - 107; Возрождение православных традиций образования и воспита
ния - духовно- нравственная основа стабильного демографического развития // ; Кудрявцев В. Современный мир и православная нравственность // ; Левчук Д. Г., Потаповская О. М. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России:
комплексное решение проблемы. - М.: Изд-во «Планета 2000», 2002; Миронов Н. М. Духовный кризис и пути
его преодоления: взгляд из прошлого // Грани эпохи. Этико - философский журнал. - 2005. - № 21; Мчедлов М.
П., Гаврилов Ю. А., Шевченко А. Г. О социальном портрете современного верующего // Социологические ис
следования.- 2002. - № 7; Семёнов В. Е. Вера в зеркале статистики // Град духовный. - 2004. - № 1; Сидоренков
А. В. Христианские ценности и социализация молодежи в современной России // Вопросы психологии. - 2000.-

Вместе с тем, анализ литературы по проблеме трансформации нравственных ценностей вообще и российского общества в частности, позволяет отметить, что в процессе исследования нравственных ценностей, их деформации, переосмысления личностью и социальными общностями все более осознается необходимость в социально - философском анализе причин, основных направлений трансформации нравственных ценностей в условиях противоречивых процессов социального, политического, экономического и иного характера.

Обобщая изложенное, важно отметить, что проблема данного диссертационного исследования теоретически и практически общезначима.

Объект исследования - духовная жизнь современного российского общества.

Предмет исследования - проблема трансформации нравственных ценностей современного российского общества.

Цель диссертационного исследования состоит в социально - философском анализе основных направлений трансформации нравственных ценностей в современной российской действительности: сущности, содержания, структуры, а также причин обусловливающих процесс трансформации нравственных ценностей.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих взаимосвязанных задач:

и охарактеризовать семантическое наполнение нравственных ценностей в

историко - философском генезисе; Z исследовать сущность, структуру и функции нравственных ценностей; П определить специфику и противоречия функционирования нравственных

ценностей современного российского общества;

№ 5 .- С. 48 - 56; Смирнов М. Ю. Православная церковность в России: из катастрофы в катастрофу // Социальный кризис и социальная катастрофа: Сб. материалов конференции. - СПб.: Санкт - Петербургское филос. общ-во, 2002. - С. 182 - 185; Чаплин В. Нравственность в церкви и вне ее: православный взгляд в условиях меняющегося общества // «Церковь и время».- 2000.- № 3 (12); Щипков А. Во что верит Россия // Религия и СМИ. 31 октября 2003 года // .

С] рассмотреть содержание современных воззрений на трансформацию нравственных ценностей и тенденции их изменений, спроецировав данные тенденции на будущностную реальность российского общества. Общетеоретическую основу диссертационного исследования составляют идеи и положения представителей отечественной и зарубежной философской мысли, в которых исследуются социальные явления общественной жизни, феномены общественного и индивидуального сознания, материалы ряда международных, российских и межвузовских научных и научно-практических конференций и семинаров, диссертаций и авторефератов диссертаций, публикаций в научных журналах, средствах массовой информации.

Методологическую основу диссертации составляют базовые положения социально - философской науки, ее понятийно - категориальный аппарат применительно к объекту и предмету исследования. В работе используются и реализуются принципы философского анализа: функционально - деятельностный, организационно-системный, сущностный, структурно-содержательный, аксиологический, феноменологический подходы, принципы социального детерминизма, историзма, каузальности и т. д. Использовались также более конкретные методы теоретического обобщения и описания и другие.

Эмпирическую базу исследования составили результаты и выводы социологических опросов и исследований, полученные и использованные другими авторами по исследуемой проблеме, контент - анализ публикаций в периодической печати и других источников.

Научная новизна исследования заключается в социально - философском анализе проблемы трансформации нравственных ценностей современного российского общества, выявлении основных причин, а также направлений трансформации и выражается также в положениях, выносимых на защиту.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Нравственные ценности отражают систему воззрений на социальную

жизнь, содержащих в себе то или иное понимание сущности (назначения, смысла, цели) общества, человека и его бытия.

  1. Поливариативность функционирования нравственных ценностей воспроизводится индивидом в реалиях российской действительности.

  2. Нравственные ценности представляются как лимитирующий фактор кризиса духовной жизни общества.

  3. Социально - философская оценка количественной и качественной трансформации нравственных ценностей и категорий в современном социуме.

Структура и основное содержание. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы.

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, показана степень ее разработанности в литературе, сформулированы цель и задачи исследования, определены объект и предмет анализа, научная новизна и практическая значимость работы.

В первом разделе - «Методологические основы анализа трансформации нравственных ценностей современного российского общества» - исследуются основные методологические подходы в интерпретации трансформации ценностей, выраженные в различных дефинициях нравственных ценностей.

Во втором разделе - «Трансформация нравственных ценностей современного российского общества: сущность, содержание и структура» - определяется семантическое наполнение нравственных ценностей в их должном и сущем, функционирование в социальных общностях.

В третьем разделе - «Основные направления трансформации нравственных ценностей современного российского общества» - определяются векторы изменения нравственных ценностей в российской действительности.

В заключении подводятся общие итоги исследования, делаются теоретические выводы и обобщения, на основе которых сформулированы практические рекомендации.

Теоретическая значимость исследования заключается в углублении и

расширении социально - философских знаний о проблеме трансформации нравственных ценностей в современном российском обществе, выявлении основных направлений деформации нравственных ценностей, обусловленных трансформационными процессами действительности. Выводы работы могут быть использованы в дальнейшем совершенствовании деятельности, направленной на оздоровление духовной жизни российского общества.

Практическая значимость исследования. Обобщения и выводы, сформулированные в диссертации на основе анализа трансформации нравственных ценностей современного российского общества, позволили определить принципы и основные направления работы по оптимизации функционирования нравственных ценностей социальных групп общества.

Апробация работы. Основные положения и выводы работы изложены в публикациях:

  1. Историко - философский генезис нравственных ценностей // Труды СГУ. Выпуск 81. Балашовский филиал СГА. Гуманитарные науки. - М.: Современный гуманитарный университет, 2005. - С. 46 - 53.

  2. Система нравственных категорий, их трансформация в постсоветский период // Научные труды института послевузовского профессионального образования СГА. Выпуск № И. Гуманитарные науки. Экономика. Юриспруденция. Социология и философия. - М., 2005. - С. 127 - 136.

  3. Предприниматели современного российского общества и нравственные ценности // Научные труды института послевузовского профессионального образования СГА. Выпуск № 15. Гуманитарные науки. Экономика. Юриспруденция. Социология и философия. - М., 2005. - С. 106 - 117.

  4. К вопросу о нравственных ценностях и их интерпретации в современном российском обществе (социально - философский анализ) // Материалы Международной научно - практической конференции «Дни науки '2005». Том 45. Социальная философия. - Днепропетровск, 2005. - С. 7 - 9.

  1. Специфика и противоречия нравственных ценностей современного российского общества// Вестник московского городского университета - М., 2005. -С. 134-140.

  2. Нравственные ценности как лимитирующий фактор кризиса духовной жизни современного российского общества // Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе: Материалы Второй Международной конференции 22 - 24 сентября 2005 г. / Отв. ред. В. В. Гриценко. -Балашов: Изд-во «Николаев», 2005. - С. 94 - 97.

  3. Итоги, уроки Великой отечественной войны и нравственные ценности современного российского общества // Уроки Великой отечественной войны 1941 - 1945 г. и проблемы безопасности России (философский анализ). - М., 2005. - 0,8 авт. л.

Методологические основы анализа трансформации нравственных ценностей современного российского общества

В течение всей своей жизни человек может менять отношение к тем или иным ценностям, но, как правило, базовое ценностное ядро остается сравнительно устойчивым и влияет на все сферы его жизнедеятельности. Повышенное внимание отечественных ученых - гуманистов к вопросам морально - этического плана, в частности, нравственных ценностей - это не просто дань традиции, а насущная необходимость, вызванная падением уровня нравственности, ставшим следствием образовавшегося в последнее десятилетие ценностного вакуума. Сегодня наблюдается отчетливый дефицит превалирования нравственных ценностей, в частности сострадания над материальными благами - и, как следствие, - распад духовного единства общества.

В связи с этим нами в данном разделе представляется актуальным и возможным средствами социально - философского анализа исследовать природу нравственных ценностей, их трансформацию на уровне индивидуального и общественного сознания, причин, обусловливающих этот процесс, взаимосвязанных явлений, изучить философско - этическое наследие по этой проблематике через осмысление методологических принципов и подходов, выступающих основными координатами в изучении данного вопроса.

Методология, как известно, определяется, как «совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в какой - либо науке» и «область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практически преобразующей деятельности»1.

Для исследования трансформационного процесса нравственных ценностей современного российского общества возможно использование наряду с общенаучными методами, прежде всего ценностного подхода, так как изменение нормативно - ценностного наполнения личностной парадигмы в современном социуме и переоценка ценностей в России в настоящий момент определяются доминирующим аспектом взаимодействия между индивидуумами социума.

Ценностный подход к миру как специфический способ оценочной деятельности предполагает его восприятие и осмысление через призму совокупности нравственных ценностей, всего того, что «облагораживает, гуманизирует жизнь и человеческие отношения» .

Философско - методологическую основу социально - философского анализа составляют онтологические, гносеологические, функциональные, натурфилософские и социологические подходы, требования и методы, соответствующие предмету изучения и позиции исследователя.

Логика исследования общественных явлений потребовала использования следующих принципов:

Принципы онтологического ряда: принципы объективности, детерминизма, всеобщей связи, развития и др., воспроизводящие наиболее глубокие категориальные признаки и свойства объекта познания.

Логико - гносеологические принципы: принципы отражения, восхождения от абстрактного к конкретному, всесторонности рассмотрения явлений, единства теории и практики и др., связанные с процессом познания и мышления.

Принципы социально - философского ряда, с помощью которых возможно проектирование теоретических моделей процессов и явлений социальной жизни. В основе разработок концепции личности, общества, государства, общест венного сознания лежит использование социально - философских принципов.

Принцип каузальности. Данный принцип позволяет выделить причинную обусловленность процесса трансформации в реалиях российской действительности в моральном сознании индивидуумов, общества в целом.

П. В. Петрий выделяет следующие принципы методологии целостного исследования общественных явлений1:

Общедиалектические принципы исследования любых предметов и процессов вообще: принцип развития, принцип всеобщей связи, принцип объективности, принцип целостности, принцип восхождения от абстрактного к конкретному, принцип всесторонности2.

Принцип историзма. Позволяет последовательно и детально воспроизвести процесс возникновения и развития исследуемого явления, вскрыть общие закономерности, типичные черты и условия, в которых протекало это развитие.

Принцип преемственности. Предполагает глубокое, всестороннее и объективное изучение основных идей, взглядов, подходов, концепций, выдвинутых в прошлом и настоящем.

Принцип диалектического сочетания общечеловеческих, национальных и классовых интересов в анализе общественных явлений. Данный принцип предполагает сохранение меры и отсутствие абсолютизации при характеристике и оценке роли общечеловеческого, национального и классового в анализе и решении проблем развития общества, всех его сфер, в частности нравственных ценностей.

Принцип методологического многообразия. Для всестороннего исследования общества ввиду его сложности и специфичности требуется комплексное применение различных методологических подходов, поскольку ни один из них не в состоянии самостоятельно раскрыть такое сложное явление в его многообразии. Например, исследование нравственных ценностей в их историко-философском генезисе возможно, опираясь на исторический, формационный, цивилизационный, социокультурный подходы, каждый из которых позволяет отразить различные стороны рассматриваемого процесса.

Принцип дополнительности. В силу того, что одна (любая) методологическая парадигма не в состоянии раскрыть и описать все стороны рассматриваемого явления, предмета, процесса, целесообразно для более достоверного и адекватного анализа проблемы использовать несколько методологических подходов. Каждый методологический подход (формационный, цивилизационный, социокультурный и др.) решает свои специфические задачи, дополняя друг друга, и дает более полную картину развития общества, как в целом, так и разных его сфер, процессов и явлений. То есть методологические основы исследования любого явления или процесса должны формироваться за счет сочетания разноплановых, но дополняющих друг друга по способу построения, изложения и использования областей знания. Они могут принадлежать к различным объектно - предметным областям.

Трансформация нравственных ценностей современного российского общества: сущность, содержание и структура

Практическое отсутствие в современном российском обществе консолидирующей и возвышающей общественной идеи, глубинные болезненные противоречия нынешнего состояния религии и церкви, девальвация нравственных ценностей и традиций, экспансия суррогатов культуры на фоне коммерциализации отнюдь не лучшего образца - все это породило в индивидуальном и массовом сознании фрустральное состояние, которое становится все более глубоким, устойчивым, длительным, словом - перманентным.

Логика диссертационного исследования требует использования методологических основ анализа трансформации нравственных ценностей, рассмотренных нами в первом разделе, при определении специфики интерпретаций нравственных ценностей в реалиях российской действительности социальных групп, включенных в социально - экономические отношения, в частности, предпринимателей, как зарождающегося этоса современности, тендерных особенностей ценностных характеристик при взаимодействии с субъектами социума, молодого и родительских поколений, представляющих собой возрастные противоположности, с различной иерархией смысложизненных ценностей, а также адаптационными способностями к трансформационным процессам в обществе.

Трансформационные процессы в обществе можно охарактеризовать, как сопряженные внутренние изменения социума, сумма которых в определенный момент превышает допустимый для данной системы предел напряжения, вынуждают систему в целом перейти порог устойчивости и становится невозможным предсказать, в каком направлении будет происходить дальнейшее разви тие: станет ли состояние системы хаотичным или она перейдет на новый, более дифференцированный и более высокий уровень упорядоченности1. Массовое сознание в российском обществе за последние 15 лет существенно изменилось. Социологические опросы показывают, что оно в основном раскрепостилось от прежней идеологической табуированности, стало менее политизированным и вполне толерантным в оценках частного предпринимательства. Любое изменение нравственных норм и ценностей происходит в рамках моральной системы, которая регулировала взаимоотношения в обществе многие десятилетия или столетия. И даже если устоявшиеся прежде нормы формально отвергаются, они латентно продолжают функционировать.

Ценности и ценностные ориентации выполняют различную роль на конкретных этапах жизненного пути человека. Так, в юности происходит наиболее интенсивное их формирование, предварительное самоопределение личности, «теоретическое осмысливание ценностей общества». В среднем возрасте человек характеризуется наибольшей социальной отдачей на основе устоявшихся ценностных представлений, их углубления и совершенствования. В этом возрасте человек проявляет наибольшую самостоятельность в социальной, культурной, профессиональной, семейной сферах. Происходит конкретизация основных потребностей, мировоззрения, стабилизация самооценки. В период старости, когда личность частично или полностью выключается из общественного производства, а интеллектуальное и эмоциональное развитие продолжается, именно от разнообразия интересов и ценностных предпочтений, которые сформировались в юности и прошли коррекцию в зрелом возрасте, зависит степень освоения нового положения, понимания себя и своей роли в обществе .

«Ценность» - это понятие, обозначающее, во - первых, положительную или отрицательную значимость какого - либо объекта, в отличие от его экзистенциальных и качественных характеристик (предметные ценности), во - вторых, нормативную, предписательно - оценочную сторону явлений общественного сознания (субъектные ценности). К предметным ценностям относятся: естественное благо и зло, заключенные в природных богатствах и стихийных бедствиях; потребительская стоимость продуктов труда (полезность вообще); социальные благо и зло, содержащиеся в общественных явлениях; прогрессивное или реакционное значение исторических событий; культурное наследие прошлого, выступающее в виде предметов богатства современников; значение научной истины; нравственные добро и зло, заключенные в действиях людей; эстетические характеристики природных и общественных объектов и произведений искусства. Субъектные ценности: общественные установки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений (о добре и зле, справедливости, прекрасном и безобразном, о смысле истории и назначении человека, идеалы, нормы, принципы действия)1.

В последнее десятилетие в философской литературе происходил процесс расширения «арсенала» ценностей. Под ценностью стали понимать более широкий круг явлений, чем ранее. Как отмечает Л. А. Микешина, под ценностями сегодня понимают не только «мир должного», нравственные и эстетические идеалы, но, по существу, любые феномены сознания и даже объекты из «мира сущего», имеющие ту или иную мировоззренчески - нормативную значимость для субъекта и общества в целом. Вследствие этого произошло существенное расширение и углубление аксиологической проблематики и в частности трак-товки «познавательное - ценностное» . Ценности, будучи субъективными, оказываются объективными по своей детерминированности, с одной стороны, объектом, а с другой - личностями и социальными факторами. Они приобретают независимость от субъекта, индивида, для которого представляются как априорные, не зависящие от его воли и сознания.

Рассматривая противоречие - антиномию: «ценности объективны» и «ценности субъективны», можно обратиться к понятию диспозиционности. С этой точки зрения «счастье», «свобода», «долг», «прекрасное» и т. п. будут обладать диспозиционной природой, будучи обоснованы «непохожими» на них объективными свойствами и процессами и актуализированы лишь в системе определенных взаимоотношений между объектами и субъектами. В этом плане ценности существуют объективно. Они «не существуют как некие объективные предметы; их существование не сводится, однако, к психическому их переживанию субъектом. Ценности существуют диспозиционно, а их роль исполняют социальные отношения, социальные и личностные состояния и свойства. Это решение вопроса противоположно как объективно - и субъективно - идеалистическим, так и с метафизически - материалистическим теориям ценностей...»1.

Диалектическая аксиология ориентирует на установление градаций в сфере ценностей: то, что является целью в одном случае, в другом может выступать средством. Однако в гуманистическом мировоззрении самыми высокими ценностями являются человек и его счастье, они не могут рассматриваться как средство. Ценности, обладая определенными социальными характеристиками, весьма существенно влияют на поведение отдельного человека и общественную практику в целом, поскольку любое ценностное отношение содержит интерес, который побуждает субъекта к целенаправленной активности .

Основные направления трансформации нравственных ценностей современного российского общества

Россия представляет сегодня традиционное общество, частично модернизированное, частично разрушенное. Модернизированный сектор возрастает медленнее, чем дезинтеграция традиционных основ, остро сказывается и потеря многих прежних модернизационных завоеваний. Объем позитивных социальных инноваций много меньше объема разрушений. Инициатива людей, гласность, нравственные ценности не выдерживают тяжести социально - деструктивных процессов - разрушения производства, отсутствия производительных мотиваций, исчезновения среднего класса, криминализации и люмпенизации населения1. Процессы социальной трансформации не ведут сами собой к ценностным изменениям. Они лишь делают первичную социальную ткань более рыхлой, ослабляют функциональные связи между отдельными ее узлами, а также между ценностями и механизмами их социальной артикуляции. При этих условиях начинается процесс ценностной дезориентации, порядок обитания перестает восприниматься как ценностно удовлетворительный и запускается оче-редная цепь поисковой активности, ценностного выбора и самоустроения . В предыдущем разделе мы рассмотрели сущность, содержание, структуру нравственных ценностей современного российского общества, где наглядно просматривается несоответствие идеального сущностного содержания и представлений современного общества о высший ценностях. В духовной жизни современного общества процесс трансформации нравственных ценностей играет двоякую роль. С одной стороны, данное явление отражает изменения в социальной структуре общества, которая является неотъемлемой частью любого государства, а с другой, предопределяет способность общества адаптироваться к дальнейшим изменениям в нем. Таким образом, трансформация нравственных ценностей одновременно отражает как реалии современной действительности, так и духовные основы индивидуумов общества к дальнейшему процессу развития новых социально - экономических условий.

Трансформационная структура нравственных ценностей современного российского общества представляет собой некую специфическую проекцию его духовной константы, которая непосредственно отражает момент единства настоящего и будущего. В границах системной трансформации общества осуществляются, как правило, следующие изменения: 1) изменение политической и государственной системы...2) обновление экономических основ в общественной системы, ...ориентация на экономику рыночного типа (разгосударствление собственности и широкая программа приватизации; создание нового правового механизма экономических и финансовых отношений, допускающего многоук-ладность форм экономической жизни и создающего инфраструктуру для развития частной собственности; введение свободных цен; коренное изменение содержания и роли государственного бюджета, отказ от поддержки нерентабельных предприятий; 3) отказ от социалистической всеобщности труда, ликвидация системы социального иждивенчества с одновременным провозглашением стандартных либерально - демократических свобод; 4) практическое приспособление к требованиям мирового рынка, предполагающее новые формы внешнеэкономической деятельности; переструктурирование экономики; 5) перемена духовно - культурных ориентиров общественного развития1. В связи с этим в данном разделе мы попытаемся проследить основные направления трансформации нравственных ценностей в современном российском обществе, в их качественном и количественном измерении.

Качественный показатель выражен составом и содержанием комплекса нравственных ценностей как сложной составной иерархической структуры. Он отражает, какие именно ценности, какого качества составляют характерный для данной культуры комплекс. Количественный показатель характеризует роль конкретной ценности в жизни человека и общества, количество занимаемого этой ценностью в духовной атмосфере места, т. е. положение этой ценности в иерархии всего комплекса1.

Сложившееся за десятилетие кризисное социально - экономическое положение страны оказало весьма серьезное влияние на психологию граждан и их поведение, иными словами - на нравы нашего общества. Влияние новаций происходящих в обществе на нравственные ценности неоднозначно. Происходит сложный процесс деформации нравственной системы индивидуумов, участвующих в новых социально - экономических отношениях, люди как бы пропускаются через призму рынка, трансформируются их нравственные ценности согласно его законам, где во главу угла ставится меркантильная основа отношений, все оценивается в денежном эквиваленте.

Похожие диссертации на Проблема трансформации нравственных ценностей в современном российском обществе