Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблемы модернизации китайского общества в XX веке: социальные трансформации (Социально-философский анализ) Хатченков Юрий Александрович

Проблемы модернизации китайского общества в XX веке: социальные трансформации (Социально-философский анализ)
<
Проблемы модернизации китайского общества в XX веке: социальные трансформации (Социально-философский анализ) Проблемы модернизации китайского общества в XX веке: социальные трансформации (Социально-философский анализ) Проблемы модернизации китайского общества в XX веке: социальные трансформации (Социально-философский анализ) Проблемы модернизации китайского общества в XX веке: социальные трансформации (Социально-философский анализ) Проблемы модернизации китайского общества в XX веке: социальные трансформации (Социально-философский анализ) Проблемы модернизации китайского общества в XX веке: социальные трансформации (Социально-философский анализ) Проблемы модернизации китайского общества в XX веке: социальные трансформации (Социально-философский анализ) Проблемы модернизации китайского общества в XX веке: социальные трансформации (Социально-философский анализ) Проблемы модернизации китайского общества в XX веке: социальные трансформации (Социально-философский анализ)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Хатченков Юрий Александрович. Проблемы модернизации китайского общества в XX веке: социальные трансформации (Социально-философский анализ) : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : Москва, 2004 139 c. РГБ ОД, 61:05-9/274

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Социально-исторические предпосылки современных преобразований в китайском обществе. 10-70

1.1. Историческое формирование ритуалов, традиций и мировоззренческих основ китайского общества. 10-24

1.2. Причины социальных трансформаций в Китае в XX столетии 24-52

1.3. Истоки кризиса и основные проблемы модернизации китайского общества. 52-70

Глава 2. Основные направления модернизации китайского общества 70-127

2.1. Изменения в экономике как фактор трансформации социальной сферы 70-84

2.2. Преобразования в духовной сфере- важная составляющая трансформации китайского общества 85-114

2.3. Китай и Россия: философское осмысление перспектив сосуществования в современном мире. 114-127

Заключение 127-131

Библиографический список литературы 131-139

Введение к работе

Актуальность темы исследования, обусловлена тем, что с 1978 по сей день в Китае происходят стремительные хозяйственные перемены при сохранении политической власти в руках Коммунистической партии Китая (КПК) и официальной незыблемости марксистско-ленинской идеологии. Подобная противоречивость ситуации, в корне отличающейся от сценариев краха социализма в бывшем СССР и Восточной Европе, несколько затрудняет адекватное современным реалиям восприятие Китая. Некоторые эксперты полностью игнорируют фактор КПК, говоря, что это не более чем дань традиции, другие объясняют экономические успехи исключительно "руководящей ролью" компартии и пытаются отстоять социалистические ориентиры. Неверный анализ перемен, происходящих в стране, или их запоздалая оценка затрудняет выстраивание рациональной линии поведения по отношению к КНР со стороны европейских стран, США и России.

В целом, развитие Китая в период после 16 съезда КПК (ноябрь 2002г.) подтвердило достаточную прочность политического механизма страны, сохраняющиеся резервы его гибкости и адаптации к новым реалиям внутриполитической ситуации. Китайская экономика пока демонстрирует высокую сопротивляемость внешним воздействиям, значительный потенциал дальнейшего устойчивого продолжительного развития, а также способность быстрой и успешной интеграции в мировой рынок. Новое руководство страны, сохранив преемственность основного курса на экономические реформы и возрождение Китая, говорит о готовности к проведению современной политики в рамках существующей политической системы, которая обеспечила бы дальнейший экономический рост и социальную стабильность. В 2003 году КНР удалось достичь поставленную 20 лет назад одну из важнейших этапных задач модерншации. По данным официальной статистики, среднегодовой ВВП страны в 2003 на душу населения превысил 1 тыс. долларов США, что соответствует критерию «сяокан» - «минимальной обеспеченности», обозначенному на заре китайских реформ. Последующие этапы модернизации рассчитаны на период до середины 21 века и нацелены на достижение Китаем среднедушевого уровня ВВП в ведущих странах мира (4-6 тысяч долл.). Результаты процесса модернизации в Китае впечатляют и заставляют задуматься о причинах успеха. В большей степени сохранению поступательного прогресса китайского общества в двадцатом столетии способствовали такие факторы, как высокий патриотизм, сохранение сильной традиционной вертикали подчиненности (в том числе в семье) и народной культуры, дисциплина и четкая организацию труда, развитое чувство долга, соблюдение элементов конфуцианской этики, исторически ставших неотъемлемой частью жизни китайского народа.

Впрочем, вопрос о конфуцианстве и его роли в жизни Китая совсем неоднозначен. КПК в свое время резко выступала против конфуцианства, и сейчас есть немало ее членов, которые не приемлют обращения к мыслям Конфуция. В то же время лидеры компартии до сих пор цитируют великого учителя и размышляют на тему о возможности использования его наследия в государственных целях. Нет никакого сомнения в том, что идеи Конфуция- есть неотъемлемая и важная часть культурного наследия в Китае. Из этого наследия всегда будут брать то, что подходит людям при тех или иных обстоятельствах. Некоторые мысли Конфуция объясняются условиями времени, в котором он жил. Они останутся достоянием истории и культуры Китая. Иные его нравственные принципы могут использоваться в современной жизни, не мешая, а наоборот, помогая решать трудные социальные проблемы, такие как: нестабильность, коррупция, безработица, ухудшение экологии, неграмотность и пр., вызывающее серьезное беспокойство партийного руководства. С учетом важной исторической значимости настоящего момента, необходимости подтверждения и закрепления руководящей роли партии в обществе на современном этапе, а также поддержания внутригосударственной стабильности в период после передачи власти в руки четвертого поколения партийных руководителей всему комплексу социально-экономических и социально- политических проблем, а также их философскому анализу, как представляется, будет уделяться со стороны китайского руководства первоочерёдное внимание.

В настоящей работе сделана попытка рассмотреть и проанализировать основные направления модернизации Китая в 20 веке в историческом контексте развития страны с учетом состояния национальных обычаев, культуры и религии Китая на современном этапе. Наилучший подход к другой религии или культуре сходен с подходом к другому человеку: необходимо соблюдать вежливость, внимание и сочувствие, но не терять своей собственной точки зрения. Так же, как мы учимся у друзей и учителей, мы можем учиться у иных культурных традиций, хотя бы для того, чтобы затем предпочесть собственную. Поскольку настоящая работа посвящена в основном современному Китаю, то использование прошедшего времени в отношении тех или иных явлений не обязательно означает их отсутствие в настоящем.

Степень разработанности проблемы

Философы, социологи, политологи в начале третьего тысячелетия уделяют повышенное внимание проблемам восточной культуры, ментальности, экономического развития. Это не случайно и вполне оправдано с точки зрения современных тенденций развития и интеграции в мировой сообщество стран Азии и неизбежно обостряющихся проблем межцивилизационного диалога и сосуществования народов. Материал по общим методологическим вопросам по обозначенной проблематике можно найти в трудах С.С. Аверинцева, Э. Агацци, А. Айера, Г.Д. Гачева и др. В исследованиях Э.Фромма, К.Роджерса, В.Франкла, Г.Бурхардта анализируются проблемы соотношения добра и зля, объективного и субъективного в человеке. На 17-м Всемирном философском конгрессе (Брайтон, август 1988г.) были представлены доклады Э.Агацци «Человек как предмет философского познания» и П.Рикера «Какого рода высказывания о человеке могут принадлежать философам». В каждом из них затрагивался вопрос о потенциале философского знания о человеке. В Санкт-Петербурге в 1997 году прошел Первый Российский философский конгресс под

6 названием «Человек-Философия-Гуманизм», где глубоко и всесторонне анализировались проблемы человеческого существования.

Непосредственно работы по изучению китайской истории и философии, культуры, ритуалов, традиций, обрядов представлены такими учеными-китаеведами как А.В.Меликсетов, Г.Д. Гачев, Ю.М Галенович, К.А.Кокарев, В.Я Портяков, В.Я.Сидихменов, Л.МТудошников и китайскими авторами Ван Цзоанем, Ван Фаюнем, Су Чжиляном, Мей Чжаожуном, Ма Юланем и др.

Тем не менее, обобщенных научных изысканий о причинах, факторах и тенденциях модернизации современного Китая, публикаций на эту тему в российской и китайской прессе, как представляется, пока еще недостаточно. По этой причине автор диссертации, работавший в Китае и знакомый с реалиями китайской современной жизни, фундаментальными исследованиями китайских ученых и философов, публикациями периодической печати и партийных программных документов взял на себя смелость проанализировать, осмыслить и представить на суд читателей свой труд «Философский анализ модернизации Китая в XXI веке».

Цель и задачи исследования. Основной целью работы является социально-философский анализ модернизации китайского общества в XX столетии.

Реализация данной цели предполагает постановку и решение следующих задач: - использовать методологические принципы системного анализа общественных преобразований в Китае в XX веке; рассмотреть причины изменения и преобразования Китая; аргументировать роль и место КПК Китая в процессе модернизации; осуществить конкретное исследование изменений китайского общества в сфере экономики, культуры, образования, традиционного религиозного сознания народа; проанализировать роль духовного и культурного обмена в отношениях России и Китая для будущего добрососедского сосуществования.

Теоретико-методологические основы исследования. Достижение цели исследования и успешное решение поставленных задач предполагают тесное единство системно-исторического, логико-гносеологического и социально-философского методов научного анализа.

Особое значение имеет использование принципов объективности, плюрализма, толерантности, развития, конкретности рассмотрения.

Объектом диссертационного исследования является китайское общество в процессе модернизации, изменения, развития на рубеже 3-го тысячелетия.

Предметом исследования являются непосредственные первоисточники: материалы, опубликованные в китайских газетах, журналах, иных периодических печатных и книжных изданиях, открытых партийных документах.

Научная новизна диссертации состоит в следующем:

Исследованы и применены методологические принципы системного анализа к рассмотрению общественных преобразований в Китае в XX веке.

Описаны причины и основные тенденции изменений и преобразований в Китае на рубеже третьего тысячелетия.

Аргументирована роль и место Коммунистической партии Китая в процессе модернизации.

Проведено конкретное исследование изменений китайского общества в сферах экономики, культуры, образования, религиозного сознания и духовности китайского народа.

5. Проанализирована роль экономического, духовного и культурного обмена в отношениях России и Китая для будущего добрососедского сосуществования.

Теоретическая и практическая значимость исследований. Основные выводы диссертационной работы нашли практическое применение в учебном процессе при проведении лекционных и семинарных занятий по предметам:

8 социологии, философии, политологии со студентами Международного юридического института при Министерстве юстиции Российской Федерации.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в возможном дальнейшем использовании его результатов в различных государственных системах экономического, политического и социального характера: в обосновании программных платформ и документов различных политических партий, в деятельности общественных организаций и социальных институтов России.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в 5-ти публикациях автора:

Хатченков Ю.А. Перспективы сближения западной рациональности и восточной ментальности на примере возможного участия Китая в Болонском процессе //Вестник Международного юридического института при Министерстве юстиции Российской Федерации.- 2004.-№1(9).- С. 130-133;

Хатченков Ю.А. Проявление особенностей восточной ментальности в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических веществ на примере Китая // Вестник Международного юридического института при Министерстве юстиции Российской Федерации.- 2004.-№2 (10).-С. 99-101;

Хатченков Ю.А. Философский анализ проявлений восточной ментальности в сфере здравоохранения на примере Китая //Материалы Международной научно-практической конференции (Смоленск). -2004.- С. 44^5;

Хатченков Ю.А. Проблемы модернизации китайского общества, 4.1 //Социальные трансформации.-2004.- №6.- С. 25-30;

Хатченков Ю.А. Проблемы модернизации китайского общества, 4.2 //Социальные трансформации.- 2004- №7.- С. 22-26.

Результаты исследования докладывались на Международной научно-практической конференции (распоряжение Правительства РФ №616 от 14.05.2003) 17-20 мая 2004 в г.Смоленске.

Диссертация обсуждалась на кафедре Общих гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Смоленского филиала Международного юридического института при министерстве юстиции Российской Федерации и рекомендована к защите.

Структура и объём диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав (шести параграфов) и выводов.

Общий объём работы составляет 139 страниц.

Список литературы включает 116 наименований.

В том числе: 48 на китайском, 14 на английском языке.

Историческое формирование ритуалов, традиций и мировоззренческих основ китайского общества.

Наряду с Индией Китай является древнейшей цивилизацией, обладающей письменностью, продолжающей свое существование в двадцатом веке. Хотя первобытные племена обитали на территории нынешнего Китая многие тысячи лет назад, первой достаточно развитой цивилизацией в этом регионе было царство Шан, возникшее около 1500 г. до н.э.. Поскольку шумеры и египтяне создали сравнимые по уровню развития цивилизации примерно на полтора тысячелетия раньше, китайская культура не является древнейшей, она лишь существует долгое время. Представим себе, что Вавилонское царство, основанное Хаммурапи в 1750 г. до н.э., существует и по сию пору, со своими мало изменившимися древним языком и взглядами на жизнь. Одним из факторов, способствовавших долгой жизни китайской цивилизации, были религиозные верования, учившие об осмысленности мира и о большой ответственности людей за его сохранение. Многие из этих верований восходят к доисторическим временам, но совершенствовались тысячелетиями развития мысли и литературы- литературы, которую миллионы китайцев могут читать и сегодня (легче, чем западный человек читает по-латыни).

На протяжении более двух тысяч лет

Китай является одной из наиболее крупных и населенных стран мира. К началу I в. до н.э. население Китая составляло шестьдесят миллионов человек — что соответствовало населению всей Римской империи. Сегодня Китайская Народная Республика уступает по площади лишь Канаде, а ее население составляет 1 миллиард 300 млн. человек — около пятой части населения земного шара. Человек населяет территорию нынешнего Китая по меньшей мере пятьсот тысяч лет. К шестому тысячелетию до н.э. относятся свидетельства жизни многочисленных племен; некоторые из них начали выращивать зерновые и овощи и содержали домашних животных (кур, свиней, собак). Эти люди жили в небольших поселениях, окруженных полями, и строили свои жилища из ила. С течением времени некоторые из этих поселений увеличивались в размерах и обносились стенами. Возводились дома на земляных основаниях, возникали гончарные мастерские и рынки. Наличие в таких поселениях домов и захоронений, выделявшихся по общему уровню отделки, заставляет предположить существование имущественного неравенства.

В середине второго тысячелетия до н.э. власть племенных вождей на Великой Китайской равнине укрепилась настолько, что они установили новую форму общественной организации- могущественное государство с наследственным правителем во главе. Это было царство Шан. Это государство, управляемое землевладельческой аристократией, имело армию, которая держала в повиновении население и предпринимала походы на соседние племенные объединения с целью захвата территорий, имущества и пленников, использовавшихся как рабы или в качестве жертвы.

Правящая элита Шан изобрела письмо для записи молитв, обращенных к своим предкам и богам, а также разработала сложную технологию литья бронзы для производства сосудов, мечей, наконечников копий и многих других предметов. Развивались города, имевшие теперь гораздо большие по размерам здания и более мощные стены. И все же большинство населения продолжало заниматься сельским хозяйством в небольших поселениях, используя те же каменные орудия, что и их предки за тысячи лет до того.

С запада к царству Шан примыкали земли племени Чжоу, с которым у шанцев из века в век дружба сменялась враждой. Постепенно наращивая силу в походах на Шан, около 1040 г. до н.э. чжоусцы в конце концов полностью подчинили его себе. С поражением Шан Китай вступил в период феодализма — на несколько веков раньше подобных процессов в Европе. Во главе феодального государства стоял правитель, властвовавший над знатью, которая имела свои полузависимые уделы. Представители знати и правитель наследовали власть, которая обычно переходила от отца к старшему сыну. Аристократы клялись в верности правителю, ежегодно являясь с данью ко двору. Правитель в свою очередь решал споры между князьями и нес охрану их владений от набегов извне. Хотя некоторые простолюдины перебрались в город и занимались там торговлей, большинство оставались нищими крестьянами, крепостными, работавшими на земле помещика в обмен на кров и долю в собранном урожае.

Этот раннечжоуский феодальный строй просуществовал около трехсот лет, однако в VIII в. до н.э. некоторые удельные князья добились большей независимости. В 771 г. был убит чжоуский правитель;, после чего реальная власть стала переходить в руки того из князей, который обладал в данное время наибольшей силой. Вскоре вспыхнули междоусобные войны между многими уделами, которые начали объединяться в союзы, стараясь обезопасить себя. Период соперничества и войн между независимыми уделами длился несколько сотен лет. Власть династии Чжоу сохранялась лишь на небольшой, исконно принадлежавшей ей территории. В ходе этой междоусобной борьбы маленькие уделы исчезли и к началу III в. до н.э. остались лишь семь самых больших. Одним из них было хорошо организованное и непрерывно наращивавшее мощь царство Цинь на крайнем западе. В 256 г. до н.э. Цинь завоевало удел верховного правителя, положив, таким образом, конец эпохе Чжоу, а к 221 г. до н.э. оно покорило и все оставшиеся уделы и образовало империю, включавшую значительную часть нынешнего Китая. Английское название Китая- China происходит от слова «цинь».

Первый циньский император приложил большие усилия к объединению Китая, унифицировав законы и начертания иероглифов, построив Великую Китайскую Стену и подняв огромные армии на борьбу с некитайскими племенами. Но многие люди по-прежнему оставались верны традициям старых уделов, которые теперь были лишь провинциями и управлялись наместниками, назначаемыми императором. К тому же циньские общественные работы и военные кампании привели к перемещениям огромных масс людей и усилили страдания народа, поэтому уже через несколько лет после основания Циньской империи начались восстания. В конце концов победителем в этой новой гражданской войне вышел бывший деревенский староста по имени Лю Бан, провозгласивший себя в 202 г. до н.э. императором новой династии -Хань. Ханьские императоры были менее жестокими, чем их циньские предшественники, однако поддержали многие из их нововведений, такие, как ликвидация феодальных княжеств и учреждение провинций, управляемых назначаемыми чиновниками. Они переняли и многие циньские законы, которые предполагалось применять ко всем, не исключая и бывших владетельных князей, а также продолжили практику разрешения покупки и продажи земли. Именно в эпоху Ранней Хань Китай был умиротворен и стал тем огромным государством, каким он является и сегодня. Не случайно, когда китайцы говорят о себе как об этнической группе, они употребляют самоназвание «ханьжэнь» — «люди Хань».

Истоки кризиса и основные проблемы модернизации китайского общества

Главными компонентами стратегии развития современного Китая являются глобалюация экономики, зашита прав частного собственника и постепенная политическая либерализация, выстраивание новой модели отношений с мировым сообществом и, прежде всего, с США и ЕС на основе принципов глобализации угроз и интересов безопасности.

Связь этой триады с властью КПК осуществляется через цепочку взаимозависимостей. Для сохранения и легитимизации монополии партии на политическую власть нужна внутренняя социальная и политическая стабильность, предпосылкой которой является устойчивый экономический рост и постепенное повышение благосостояния населения. Условием экономического роста в эпоху глобализации являются, с одной стороны, интеграция страны в мировую экономику, а с другой - гарантии безопасности частному бизнесу, превращающемуся в главный двигатель экономического развития. Эффективная же интеграция в мировую экономику невозможна без партнерских политических отношений с мировыми лидерами [55].

Суть главного противоречия китайского общества состоит в том, что политика и идеология, оставаясь авторитарными и ортодоксальными, отстают от экономических преобразований. На практике это противоречие решается прагматически - путем отделения экономики от политики.

Однако по мере количественного и качественного роста национального капитала этого уже недостаточно. Национальному капиталу нужны и защита его прав собственника, и механизмы выражения его политических интересов. Коммунистическая идеология и современная правовая система, в том числе и ее основа - конституция, не обеспечивают этих потребностей новой движущей силы экономического развития - класса собственников.

При этом вопрос защиты прав стоит сегодня острее и является более актуальным, чем вопрос механизмов выражения интересов. Последние только формируются и пока еще слабо структурируются. Китайский капитал фокусируется на своих экономических запросах, а его связь с властью ограничивается пока лоббистскими интересами, реализуемыми главным образом в традиционной форме "благодарности чиновнику за услугу".

Защита прав собственника работает и на интересы руководства КПК, поскольку способствует экономическому росту и посредством цепочки взаимозависимостей обеспечивает и де-факто легитимирует в глазах населения власть компартии. А посему главное звено пока еще авторитарной политической системы Китая - КПК - встает на защиту интересов, национального капитала. Точнее, это делает ее наиболее прогрессивная часть, но при внутреннем сопротивлении, условно говоря, сторонников более консервативных взглядов.

Заметим, что было бы неверно трактовать внутренние противоречия в КПК в координатах "технократы- ортодоксы" или "реформаторы-консерваторы". Сегодня в КПК, за исключением мало влиятельного крыла левых, по-прежнему приверженных ценностям "казарменного коммунизма", нет сил, выступающих против рыночных реформ и интеграционного взаимодействия с внешним миром. Суть внутрипартийной борьбы- в столкновении интересов различных партийных кланов, группирующихся вокруг ведущих политических фигур (прежде всего Ху Цзиньтао и Цзян Цзэминя) и отстаивающих финансовые интересы близких к ним представителей национального капитала. Дети и ушедшего в отставку, и нынешнего высшего руководства тесно связаны с бизнесом в таких отраслях, как электроника, телекоммуникации, транспорт, энергетика, банковское дело.

Особенность борьбы кланов в том, что ведется она на поле КПК с учетом правил, традиций, административной ситуации, существующих в партии. Важный компонент борьбы - отстаивание посредством внутрипартийных процедур собственных концептуальных подходов к политическому и экономическому развитию страны. Внутрипартийная борьба имеет и свои рамки. С одной стороны, это рыночные реформы, отказ от которых не приемлем ни для одной из основных властных группировок, а с другой-монополия КПК на власть под социалистическими лозунгами. В этих условиях столкновения происходят не по вопросу о стратегии развития, а по темпам и конкретным шагам преобразований.

При этом, однако, меры по защите прав частного капитала - в их политико-правовом звучании - не выходят за пределы коммунистической фразеологии. Термин "приватизация", хотя именно приватизация является сутью уже происходящих в Китае структурных преобразований государственной собственности, остается под запретом. Вместо него, как когда-то во времена перестройки в бывшем СССР употребляли трудно выговариваемое слово "разгосударствление", используются другие термины (акционирование, передача в управление народу).

Политическое значение правового закрепления плюрализма форм собственности состоит в том, что это создает основу для будущих демокра 55 тических преобразований. Новое китайское руководство, похоже, уже приняло решение о политической реформе. При этом вновь делается ссылка на авторитет Дэн Сяопина, продолжающего и после смерти играть роль арбитра последней инстанции и, тем самым, роль гаранта политической стабильности. Реанимируется тезис Дэна, правда, высказанный им еще до событий 1989 г., о том, что "без политической реформы невозможно развивать реформу экономическую" [55, с. 51].

Китайское руководство начинает рассматривать политическую реформу как второй после высоких темпов экономического роста фактор поддержания внутренней стабильности. Акцент вновь делается на постепенность. Хаос или коррумпированность власти как возможные последствия поспешных политических преобразований видятся главными угрозами внутриполитической стабильности и монополии КПК на власть.

Говоря о политической реформе, необходимо учитывать, что здесь этот процесс отличается от классических представлений о демократизации авторитарных режимов. Главная цель политической реформы в сегодняшней трактовке КПК - не защита прав человека, не идеологический и политический плюрализм или обеспечение демократической конкурентной процедуры выборов власти. КПК пока не считает приемлемым для страны принцип разделения -властей и продолжает защищать свою руководящую роль.

Изменения в экономике как фактор трансформации социальной сферы

Ключевые направления внутриполитического курса КНР в целом определены и, судя по всему, сохранятся в обозримой перспективе. Их суть -ускоренная всесторонняя модернизация страны на основе формирования рыночной экономики с высокой степенью государственного регулирования и участия, создание системы социальной зашиты населения, активная интеграция в мировой рынок, сохранение жесткой вертикали власти на базе одаопартийной системы с ее постепенной подстройкой под требования рынка и открытости внешнему миру.

На сегодняшний день ни в правящей элите, ни среди населения не существует сколько-нибудь влиятельной оппозиции этому курсу. Вместе с тем социальные издержки рыночных преобразований вызывают серьезное недовольство. Однако оно пока не перерастает в организованное движение, и правительство предпринимает все меры, чтобы удержать его масштабы в рамках, не создающих угрозы социально-политической стабильности.

Как представляется, причины быстрого экономического роста Китая во второй половине XX века кроются в способности правящих элит умело сочетать в управлении социальными сферами принципы западных технологий с китайской политической культурой, в том числе имеющей в своей основе традиционные для нравственного императива Конфуция идей долга, сильной государственной вертикали, общности и этнической солидарности.

К началу 21 века Китай подошел с неплохими экономическими показателями. Программа крупномасштабных государственных капиталовложений в объекты инфраструктуры (т.н. «активная финансовая политика»), осуществлявшаяся последние годы для того, чтобы не допустить замедления экономического развития Китая после азиатского финансового кризиса, помогла преодолеть угрозу рецессии и стимулировала начало нового экономического подъема. Так, несмотря на ущерб от эпидемии атипичной пневмонии, темпы роста ВВП в 2003 году составили 9,1%. Экономический рост, главным образом, опирается на огромные объемы инвестиций, расширение внешней торговли и, в гораздо меньшей степени, - на внутреннее потребление. Уровень накопления в китайской экономике превысил 43% и стал одним из самых высоких в мире. Основные средства поступают по-прежнему из государственных источников, в том числе, в виде кредитов государственных коммерческих банков. Однако растет объем и негосударственных инвестиций, что свидетельствует о включении новых рыночных сил в экономическое развитие [32].

Инвестиционная накачка приводит к росту промышленного производства (в 2003 году- 12.5%), сферы услуг (2003- 6.7%) и строительства. Переживает бум рынок недвижимости, куда ежегодно вкладывается более 100 млрд. долл. Высокими темпами развиваются тяжелая промышленность, электроэнергетика, телекоммуникационная и химическая промышленность, производство автомобилей. По официальным данным, сохраняется тенденция к повышению экономической эффективности промышленности: на 52% выросла прибыль предприятий, производство в 38 из 39 основных отраслей народного хозяйства является прибыльным [103].

В то же время высокая хозяйственная самостоятельность и экономическая активность местных правительств, общая нацеленность на обеспечение темпов роста любой ценой ведут к плохо контролируемому росту дублирующих и явно избыточных, с экономической точки зрения, производственных мощностей практически во всех перерабатывшощих отраслях.

Китайский экспорт занимает все новые ниши на мировом рынке, что обостряет торговые противоречия КНР с основными партнерами. Тем не менее, китайская экономика постепенно становится главной движущей силой экономического развития Азиатско-Тихоокеанского региона. Благоприятный инвестиционный климат и дешевизна рабочей силы способствуют массовому переносу ведущими западными кампаниями своих производственных мощностей в Китай не только из Юго-восточной Азии, но и развитых стран Европы.

Общее число созданных за рубежом предприятий с китайскими инвестициями в сумме до 10 млрд. долл. США на конец 2002 года составило 6960, объёмы прямых китайских инвестиций за рубеж- 29 млрд. долларов США, прибыль китайских компаний от поставок продукции за рубеж- 77 млрд. долларов США. В структурном плане прирост ВВП был обеспечен в основном за счет роста промышленного производства, чей вклад составил 71.6% [75].

В валютной политике Китай продолжает придерживаться линии на привязку юаня к американскому доллару (1 долл. = 8.2767 юаня). В условиях падения курса американской валюты по отношению к евро и иене это позволяет не только сохранить высокие темпы роста экспорта в США, но и значительно увеличить продажи в Евросоюз и Японию.

С другой стороны, подобная политика уже исчерпывает себя. В 2003 г. Китай ощутил жесточайшее давление со стороны Вашингтона, обвинившего его в искусственном занижении курса юаня, что, по мнению американских экспертов, вызывает неоправданный дефицит в торговле США с Китаем. Политика стабильного юаня в сочетании с закрытостью фондового рынка препятствует притоку иностранных портфельных инвестиций в Китай. Страна оказывается перед дилеммой: какой из режимов либерализации, приемлемых для развивающихся рынков, ей лучше избрать: свободное плавание юаня при сохранении закрытости фондового рынка или либерализация последнего при сохранении режима привязки юаня к доллару. Похоже, что Китай начинает склоняться к постепенному движению по двум направлениям: введение в ближайшее время "валютного коридора" для юаня в пределах 0.3-2.5% по отношению к доллару и постепенное открытие рынка капитала

Чтобы повысить эффективность банковской сферы, Китай приступил к активной расчистке невозвратных кредитов четырех крупнейших го 73 сударственных банков. Они возникли вследствие фактически бесконтрольного выделения финансовых ресурсов госбанками государственным же предприятиям, по "социалистической традиции" не заботившимся о возврате заемных средств. В конце 2003 - начале 2004 г. на реструктуризацию двух из этих банков выделяется из национальных резервов 45 млрд. долл. Общую сумму, необходимую для расчистки "плохих" кредитов, сами китайские аналитики, до того на порядок занижавшие этот показатель, оценивают в 100 млрд. долл. [55].

Похожие диссертации на Проблемы модернизации китайского общества в XX веке: социальные трансформации (Социально-философский анализ)