Введение к работе
Актуальность темы исследования
О важности исследования проблемы отчуждения свидетельствует множество публикаций по данной теме, причем анализ этого явления мыслителями XIX века сохраняет свою значимость и в отношении проблем постиндустриального общества. Один из ведущих отечественных исследователей постиндустриального общества, научный руководитель Центра исследований постиндустриального общества В.Л. Иноземцев отмечал, что переход к постиндустриальному обществу становится переходом от общества эксплуатации к обществу отчуждения. Профессор В.Е. Горозия утверждает, что можно говорить о таком феномене как глобальное отчуждение, которое ведет к уничтожению человечества.
Отчуждение деятельности является одной из важнейших социальных проблем. Ситуация, когда деятельность человека и ее продукты/результаты становятся самостоятельными силами, господствующими над человеком, характерна для любой исторической эпохи. Однако отчуждение не ограничивается исключительно экономической и социальной сферой, оно охватывает все области человеческой деятельности. Выделяют разные типы отчуждения, такие как отчуждение человека от мира, от природы, от общественных связей, от социальных вещей, от самого себя и т.д. Можно выделить экзистенциально-психологические и феноменологические подходы к анализу феномена отчуждения. Значительный блок исследований посвящен разным сторонам отчуждения - отчуждению в пространстве знака, механизмам функционирования, программ его преодоления и др. Данная диссертационная работа предпринимает попытку рассмотреть трансформацию феномена отчуждения деятельности, происходящую в исторический период перехода общества от индустриального к постиндустриальному периоду своего развития, с социально-философской позиции.
Исходя из такой установки направленности исследования, нам представляется важным последовательно рассмотреть основные черты феномена отчуждения, послужившие толчком для формирования классических теоретических концепций отчуждения, а также раскрыть особенности трансформации феномена отчуждения деятельности при переходе от индустриального к постиндустриальному обществу. В работе предпринята попытка выявления различий и сходств в трактовках, как феномена отчуждения деятельности, так и самого понятия «труд». Это обусловлено тем, что при переходе от индустриального к постиндустриальному способу производства, деятельность индивидов на рабочем месте существенно изменилась, а следовательно, изменилась и смысловая нагрузка, которую вкладывали в это понятие философы и социологи индустриального и постиндустриального периодов.
На основании изложенного материала нам представляется актуальным, рассмотрев классические и неклассические концепции отчуждения
деятельности, выявить причины и условия, способствующие отчуждению деятельности, характерные для современного этапа развития мирового сообщества. А также установить - произошел ли переход мирового сообщества к постиндустриальной стадии развития, описанной теоретиками постиндустриализма, применительно к социальным и экономическим условиям развитых стран Запада и США.
Актуальность анализа поставленных проблем отчуждения деятельности связана и с тем, что они не являются объектами исключительно академического исследования. Это явления нашей повседневной жизни, которые никого не оставляют равнодушными и вызывают неоднозначную реакцию. Учитывая тот факт, что одной из важнейших задач философии является осмысление происходящих в мире процессов, серьезный анализ и открытое обсуждение конкретных проблем, мы можем сказать, что изучение феномена отчуждения деятельности важно не только в его теоретическом аспекте, но и в его практической реализации с целью выявления pi возможной нивелировки отчуждения деятельности, применительно к отдельно взятой личности, испытывающей на себе его негативное воздействие.
Отчуждение деятельности является сложным и важным элементом современности и его социально-философский анализ представляется актуальным и востребованным.
Степень научной разработанности проблемы
Понятие «отчуждения» представляет собой устоявшийся социально-философский термин. В качестве философской категории он впервые появляется в теориях общественного договора XVII - XVIII веков, в рамках которых отчуждение трактуется, как акт передачи тех или иных прав отдельных индивидов государству. Дальнейшее развитие категория отчуждения получает в произведениях знаменитых представителей немецкого романтизма и немецкой классической философии, прежде всего И. Канта, И.Г. Фихте и Г.В.Ф. Гегеля, М. Штирнера, Б. Бауэра, Л. Фейербаха и Ф. Шиллера.
Отчуждение, как социальный феномен, требующий обязательного преодоления, было подробнейшим образом рассмотрено в концептуальных построениях К. Маркса.
На протяжении XX века проблематика отчуждения разрабатывается в рамках различных исследовательских традиций. Наиболее активно тема отчуждения разрабатывалась представителями «неомарксизма», у истоков которого стояли К. Корш и Д. Лукач. Дальнейшее свое развитие эти подходы получили в концептуальных построениях философов и социологов Франкфуртской школы. Особый интерес в этом плане представляют работы Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермаса и М. Хоркхаймера. Идеи Франкфуртской школы оказали заметное влияние на многих зарубежных исследователей, разрабатывавших отдельные аспекты проблемы отчуждения, среди которых следует назвать, прежде всего, Л. Альтюссера и X. Арендт. Важный вклад в понимание сущности социального отчуждения также внесли представители психоанализа. Труды В. Адлера и Э. Фромма позволили лучше понять и
осмыслить психологическую сторону социального отчуждения, как особого внутриличностного конфликта.
Проблематика отчуждения нашла свое отражение также и в философии экзистенциализма, и «теологии кризиса» XX века. В трудах К. Барта, Н.А. Бердяева, М. Бубера, А. Камю, Г. Марселя, Р. Нибура, Ж.П. Сартра, П. Тиллиха, М. Хайдеггера, Л.И. Шестова, К. Ясперса мы встречаем трактовку отчуждения, как одиночества человека, покинутости его Богом, утраты связи с «Другим», ощущения абсурдности своего существования.
В структурализме и постструктурализме проблема отчуждения осмысливается в ситуации кризиса субъектоцентристской парадигмы западноевропейской философии, оказывая тем самым существенное влияние на постнеклассический характер размышлений о человеке и его месте в обществе. В теоретических построениях М. Фуко и Ж. Лакан открываются принципиально новые формы отчуждения человека в современном обществе: отчуждение в пространстве знака и отчуждение в пространстве власти.
В философии советского периода проблема отчуждения рассматривалась исключительно с позиций марксизма (преимущественно, в историко-философском плане и под углом критики немарксистских концепций). В связи с этим следует упомянуть работы Э.В. Ильенкова, Б.Т. Григорьяна, СМ. Ковалёва, И.С. Нарского, А.И. Огурцова, Т.И. Ойзермана.
Говоря о социальных теориях постиндустриального развития, следует отметить, что они начали разрабатываться еще в 1960-е годы, когда стало очевидным вступление общества в период перехода от индустриальной к новой фазе своего развития. При этом основное внимание было первоначально приковано к целому ряду понятий, сформированных на основе использования префекта «пост». Такие термины как «постистория», «постмодернизм», «постиндустриализм» стали стержневыми для концептуальных парадигм Д. Белла, Э. Тоффлера, Д. Рисмана, Д. Гэлбрейта и др. Фундаментом теорий такого плана служила оценка нового типа социума, как резко отличающегося от общества периода индустриального развития.
Однако уже с середины 1970-х годов акценты сместились на поиск терминов и понятий, так или иначе связанных с указанием на новую технологическую и информационную природу современного общества. Все чаще стал употребляться термин «информационное общество», теория которого была разработана в работах М. Пората, Й. Масуды, Т. Стоуньера и др. К этому направлению также примыкают концепция технотронного общества, созданная 3. Бжезинским, и доктрины, подчеркивающие роль знаний и обозначающие современный социум, как «общество знания» (Т. Стюарт, Т. Сакайя и др.).
В современных социальных науках центральное место, наряду с понятием «постидустриализма», занимает понятие «глобализация». Популярность термина актуализировалась именно в 90-е годы XX века и связано это, в первую очередь, с падением коммунистических режимов, кризисом японской экономики 1989 - 1990 годов и ренессансом западных экономик в начале 90-х прошлого столетия. Рост экономического могущества
западного мира и формирование новой модели самоподдерживающегося развития в условиях зрелого постиндустриального строя, в сочетании с активной экспансией политических и идеологических парадигм Запада в бывшие коммунистические страны, страны Азии и Латинской Америки и стали катализатором становления теории глобалистики.
Авторитетными исследователями современных социальных трансформаций являются В.Л. Иноземцев, А. Турен, 3. Бауман, У. Бек, И. Валлерстаин (школа миросистемного анализа) и С. Хантингтон (цивилизационный подход). Необходимо отметить концепцию Ю. Хабермаса, рассматривавшего отчуждение в контексте «проекта» общества модерна.
Сегодня традицию историко-философского подхода продолжают российские исследователи О.Р. Аверина, З.Р. Валеева, В.Е. Кемеров, Л.Л. Кортунова, С.Г. Лагутин, Б.В. Марков, В.И. Марков, В.В. Парцвания, В.Н. Первушина, Д.Н. Приходько, Ю.А. Прозоров, Е.М. Прошанова, Е.М. Солина, Ю.Н. Солонин, А.Д. Спирин, М.Ш. Шихаде, Н.А. Яковлев и др.
Н.А. Вторушин, И.Н. Гавриленко, Ю.Н. Давыдов, В.Н. Сагатовский в качестве источника феномена отчуждения называют социальные и экономические условия развития общества.
В работах В.В. Абраменковой, С.А. Ветрова, Э.М. Викторова, Б.Н. Воронцова, В.В. Дроздова, И.В. Журавлева, О.И. Клюенкова, И.С. Кона, Д.А. Леонтьева, В.А. Петровского, М.В. Полевой, A.M. Сергеева, Л.Р. Сулейманова, А.Ш. Тхостова, М.В. Шугурова отчуждение рассматривается в большей степени с экзистенциальных и религиозных позиций, в контексте взаимодействия внутреннего мира человека с окружающей действительностью.
Отчуждение, как аномия, одиночество, социальное исключение анализируется в работах А.А. Меграбяна и Т.В. Шипуновой.
Анализу феномена отчуждения в постиндустриальном обществе, посвящены работы А.В. Бузгалина, З.К. Давлетшина, Г. Даме, А.В. Егоровой, В.Л. Иноземцев, Ю.А. Ляшенко, А.А. Миголатьева, Е.А. Самарской и др.
Отчуждение в контексте современного информационного взаимодействия рассмотрено в работах СВ. Бондаренко, Ю.Н. Брыгалиной, Т.П. Ворониной, Д.И. Дубровского, М. Кастельса, И.С. Мелюхина, Н.Н. Моисеева, М.Ю. Опёнкова, Д. Тапскотта, Ф. Уэбстера, А.В. Харламова и др.
Проблеме отчуждении сущности человека в виртуальной реальности посвящены работы Н.Д. Абасовой, М. Алле, К.А. Белова, А.Л. Крайнева, Н.И. Лапина, Н. Лумана, B.C. Свечникова, А.А. Яшина и др.
Непосредственно анализом проблемы отчуждения труда и человеческой деятельности в целом, с разных философских позиций, занимались такие современные авторы, как А.И. Беспалов, В.Е. Горозия, А.И. Денисенко, Е.Н. Осин, С.Н. Шкарубо и др.
Цель исследования - проанализировать с социально-философской точки зрения трансформацию феномена отчуждения деятельности при переходе от индустриального к постиндустриальному этапу развития общества. Определить причины и условия отчуждения деятельности, характерные для современного
этапа общественного развития, а также возможности преодоления данного негативного социального феномена в будущем.
Достижение данной цели предполагало решение следующих задач:
охарактеризовать субъект, объект, процесс деятельности;
определить сущностные характеристики человеческой деятельности;
выявить истоки проблемы отчуждения деятельности;
проанализировать основные концептуальные положения философских воззрений на проблему отчуждения;
выявить этапы в трансформации понятия «труд» при переходе от индустриального к постиндустриальному периоду общественного развития;
выявить причины отчуждения деятельности, характерные для индустриального и постиндустриального периодов развития общества;
определить причины отчуждения деятельности, характерные для современного этапа общественного развития.
В качестве объекта исследования выступает профессиональная деятельность человека.
Предмет исследования - отчуждение человека в процессе профессиональной деятельности.
Теоретическую базу исследования составили философские, социально-философские, социологические, психологические, политологические труды отечественных и зарубежных авторов, диссертационные исследования, публикации в научных журналах, а также электронные ресурсы сети Интернет, посвященные различным аспектам отчуждения деятельности. Библиографический список приведен в конце работы.
Методология диссертационного исследования основывается на диалектическом подходе и принципе историзма, позволяющих исследовать развитие феномена отчуждения при переходе от индустриального общества к фазе постиндустриального периода, и дать оценку современному этапу развития общества. Кроме того, для достижения целей и выполнения задач в работе используются общенаучные методы исследования: эмпирические -наблюдение, сравнение, описание; логические - определение понятий, классификация и типология, обобщение, доказательство, индукция и дедукция, анализ и синтез, которые в сочетании с историческим подходом позволяют более разносторонне посмотреть на исследуемую проблему.
Научная новизна работы заключается в исследовании философских и идеологических представлений об отчуждении, которые соответствуют различным периодам европейской истории, таким как Новое время (фаза индустриального общества) и современное состояние общества, определяемое как фаза постиндустриального развития. В исследовании показано, что ответом на проблемы постиндустриального общества становятся экзистенциалистские теории отчуждения, в которых были выявлены такие аспекты феномена отчуждения деятельности, которые не могли быть вскрыты в классическом марксистском анализе.
Положения, выносимые на защиту:
-
Выявлено и показано, что концепция отчуждения деятельности К. Маркса, помимо опоры на идеи Г. Гегеля, неявным образом опирается на концепции отчуждения Ж.-Ж. Руссо и И. Канта.
-
Отчуждение представляет собой постоянный модус человеческого существования, принимающий различные формы в изменяющихся социальных и экономических условиях.
-
В прямой зависимости от новых социальных диспозиций возникают неклассические концепции отчуждения, в которых отражены экзистенциальные проблемы человеческого существования.
-
Современное мировое сообщество представляет собой сплав индустриальной и постиндустриальной фаз развития, которые в результате произошедшего «международного разделения труда» оказались распределены между развивающимися странами «третьего мира» и развитыми странами Запада и США. Соответственно, для характеристики отчуждения деятельности современного мирового сообщества, актуальными являются как классические, так и неклассические теории отчуждения.
-
Полное преодоление отчуждения деятельности, как это представлено в концепции К. Маркса, невозможно, поскольку его происхождение имеет экзистенциальный источник, и не зависит только от экономических, политических и социальных условий.
-
Преодолеть отчуждение деятельности способен только сам индивид, делающий выбор в пользу творческого труда, не имеющего своей непосредственной и главной целью материальное вознаграждение.
Теоретическая и практическая значимость исследования
Материалы, представленные в работе, могут быть использованы для установления причин и условий возникновения феномена отчуждения профессиональной деятельности на фоне происходящих в современном обществе процессов изменения условий труда и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности.
Также материалы диссертационного исследования могут быть положены в основу при разработке соответствующих лекционных курсов по философии, социологии, культурологи, социальной антропологии, спецкурсов по вопросам современной социальной философии и составлении учебно-методических пособий.
Апробация работы
Результаты и основные положения диссертационного исследования были рассмотрены на заседаниях кафедры философии Поморского Государственного университета им. М.В. Ломоносова, а также в выступлениях на научно-практических конференциях Архангельского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России (2009 - 2010 гг.) и нашли свое отражение в пяти научных публикациях диссертанта.
Объем и структура: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.