Содержание к диссертации
Введение
РАЗДЕЛ I. ИДЕЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ. 14-48
РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ И СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ КОНЦЕПЦИЙ ОБРАЗОВАНИЯ. 49-79
РАЗДЕЛ III. РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА . 80-109
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 110-117
БИБЛИОГРАФИЯ 118-141
- ИДЕЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ.
- СОДЕРЖАНИЕ И СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ КОНЦЕПЦИЙ ОБРАЗОВАНИЯ.
- РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Введение к работе
Актуальность темы исследования.
В многообразии современных философских проблем особое значение приобретает проблема развития, сохранения и реализации интеллектуального потенциала общества. Концептуализация и практическое развитие образовательной парадигмы подвергается социальным трансформациям.
Современный мир, характеризующийся нестабильностью, изменчивостью, быстрой сменой информации, заставляет по-новому взглянуть на проблему образования. Сегодня, когда идет стремительное развитие высокоточных и наукоемких технологий, становится особенно понятно, что основное богатство человечества — это производство, распределение и потребление знания.
За последние годы в решении проблемы становления и развития инновационных направлений в российской образовательной сфере все большее внимание уделяется открытому дистанционному образованию. Именно дистанционное обучение, как основное направление дистанционного образования, не только становится в один ряд с его традиционными формами, но и стремится вытеснить заочное и вечернее обучение.
Необходимость концептуального переосмысления статуса образования в жизни общества связана прежде всего с антропологической катастрофой, массовозацией культуры, преобладанием экономических (материальных) ценностей. В этой ситуации образование может содействовать формированию новой парадигмы, основанной на приоритете духовных ценностей.
Актуальность социально-философского анализа образования связана и с тем, что в мире возникают новые очаги конфликтов, усиливаются межнациональные и межкультурные противоречия, могущие стать источником новых, все более опасных столкновений цивилизаций.И в решение этих вопросов образование тоже может внести свой вклад, если образовательные системы станут опережающими, подготовят поколение людей, понимающих сложность, противоречивость и открытость будущего, способных принимать нестандартные решения.
Наконец, образование во многом фокусирует сложный и противоречивый характер современной эпохи, соединив проблемы материального и духовного, общественного и индивидуального, рационального и иррационального, знания и веры. Происходящие в мире информационные, коммуникативные, технологические, экологические, социальные и другие изменения, связанный с ними динамизм и многообразие информации поднимают образование на качественно новую ступень и требуют адекватной системы его организации.
Нарастание кризисных явлений в образовании обозначило проблему поиска путей его дальнейшего развития, а именно: движение к новой парадигме образования в постиндустриальном обществе связано с изменением роли и статуса человека. Это влечет за собой необходимость кардинального обновления сознания и деятельности людей в образовании как главной, всеобщей деятельности по передаче знаний, усвоению и формированию культуры.
Степень разработанности проблемы.
Теоретический анализ специфики образования как социального феномена и его роли в общественном развитии всегда был в центре внимания философии на протяжении всей ее истории.
Проблеме образования большое внимание уделяли великие древнегреческие философы Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель. Уже в то время была сформирована идея непрерывного, гармоничного образования личности: образованный человек должен быть не только здоров телом, но и прекрасен душой.
В IV веке н. э. с распространением христианства к проблеме образования стали подходить с другой точки зрения. Началось построение новой системы образования, а ценность знания стала определяться тем, насколько она ведет к вере (Ф. Аквинский, А. Блаженный). В Европе появляются первые университеты как свободные корпорации преподавателей и учащихся, имевшие преимущественно богословский характер. Это были зачатки будущей специализации, получившей наибольшее распространение в Новое время.
Новоевропейская традиция, характеризующаяся своим рационализмом, дала миру многих великих мыслителей: Ф. Бэкон, Дж. Локк, Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, которые рассматривали образование с точки зрения свободы, гражданского равенства, справедливости. Была предпринята попытка возрождения традиций, заложенных в античном мире, где в центре мироздания стоял человек. Философы эпохи Просвещения К.А. Гельвеций, П.А.Т. Гольбах, Вольтер, Ш.Л. Монтескье, Ж.О. Ламетри, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо продолжили рационалистическую традицию, характерную для Нового времени.
Представители немецкой классической школы И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, В. Гумбольт разработали идею реального, практически ориентированного образования, воспитания специально обученных для деятельности полезных членов общества. В дальнейшем их исследования получили развитие в трудах А. Бергсона, Дж. Дьюи, Х.-Г. Гадамера и др.
Нельзя не отметить целую плеяду русских мыслителей конца XIX - начала XX вв. - Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Н.О. Лосского, И.А. Ильина и др., рассматривавших образование сквозь призму христианско-православной религии. Вопросам национального образования особое внимание уделяли В.В. Розанов, В.В. Зеньковский, СИ. Гессен, Л.Н. Толстой.
Принципиальное значение в исследовании состояния сферы образования в постиндустриальном обществе имели труды зарубежных авторов Д. Белла, П. Дракера, М. Кастельса, О. Тоффлера; системный анализ кризиса образования как «интеллектуального потенциала» общества представлен в монографии Ф.Г. Кумбса . Анализ образовательного процесса в условиях информационного общества дан в работах отечественных ученых Н.П. Ващекина, О.Н. Смолина, М.Ю. Тихонова и др.2.
Важное значение для разработки темы с участием новейших достижений философской и педагогической мысли имеют работы авторов, исследующих проблемы образования в современном мире. Основные принципы междисциплинарного понимания, сочетания естественнонаучных и гуманитарных подходов, системного видения мира были заложены академиком Н.Н. Моисеевым 3. Философией образования, а также формированием новых образовательных парадигм занимаются такие исследователи, как А.П. Валицкая, Б.С. Гершунский, О.В. Долженко, В.М. Розин4.
Проблемы образовательного процесса в условиях социальной трансформации общества отражены в трудах К.Х. Делокарова, Г.А. Комиссаровой, Н.С. Розова, B.C. Садовничего, В.Н. Турченко, А.Д. Урсула, В.Д. Шадрикова и др.5.
Социологии образования посвящены работы Ф.Г. Зиятдиновой, Т.Т. Казаренковой, А.Ж. Кусжановой, В.М. Филиппова 6.
Анализ проблем мировых образовательных тенденций занимаются такие авторы, как Б. Л. Вульфсон, А.И. Галаган, И. Годунов, А.П. Джуринский . В последние годы были подготовлены диссертационные исследования по проблемам образования в философском, политическом, социологическом, педагогическом аспектах.
Социально-философский анализ процессов гуманизации образования в условиях развития информационного общества нашел отражение в о работах Т.П. Ворониной, Г.А. Красновой, А.В. Петрова . Образование как социокультурная составляющая развития российского общества представлено в диссертационных работах О.В. Бадальянц, А.В. Баранова, Л.В. Хазовой9 и др. Социально-философский анализ литературы по исследуемой проблеме показывает, что модернизация сферы образования на современном этапе предполагает пересмотр теории образования, образовательных систем и образовательной политики. В связи с этим необходимы исследования образования в условиях трансформации общества. 6 Объект исследования. Образование как социальный институт. Предмет исследования. Содержание и особенности образования в условиях социальной трансформации общества. Цель и задачи исследования. Исходя из состояния научной разработанности проблемы, теоретических и практических потребностей ее дальнейшего исследования, учитывая актуальность изучаемых вопросов, в диссертации ставится следующая цель: анализ и характеристика образования в условиях социальной трансформации общества, рассмотрение на этой основе роли и возможностей влияния образования на формирование современного человека.
Конкретизация поставленной цели осуществляется через решение ряда взаимосвязанных задач:
1. провести философско-историческое исследование эволюции смысла и целевых установок образовательных систем;
2. проанализировать и выявить основные понятия, характерные как для философии образования, так и для ее теоретических конструкций на современном уровне познания;
3. исследовать мировые устойчивые образовательные системы с целью их практического использования в России;
4. раскрыть историческое своеобразие сферы образования в России, проанализировать проблемы кризиса российской образовательной системы и определить пути повышения ее эффективности в условиях социальной трансформации общества.
Методологические основы исследования.
В работе использовался междисциплинарный подход, который позволил рассмотреть генезис, сущность и особенности образования с точки зрения философии на основе достижений культурологии, педагогики, социологии. Общефилософской основой диссертации явились цивилизационный и исторический подходы. В качестве методологической базы исследования работы были использованы структурно-функциональный, системный и сравнительный анализ, а также теоретико-методологические положения зарубежных и отечественных ученых, анализирующих образование в условиях трансформирующегося общества. Вместе с тем, опираясь на принцип преемственности в научных трудах, были рассмотрены философские проблемы образования в условиях противоречивых процессов, происходящих в различных общественных системах.
Научная новизна диссертационного исследования.
1. Сформулирована эволюция понимания феномена образования в истории философии и определены новые аспекты осмысления этого понятия в современной социально-философской мысли. Уточнен категориальный аппарат философского исследования: проанализировано соотношение понятий «образование», «воспитание» и «обучение» в процессе трансформации общества; предложена трактовка образования с точки зрения обучения и воспитания человека.
2. Исследован и обобщен процесс развертывания образовательных структур деятельности в развитых странах, выявлены его состояние и изменения в различных цивилизационных условиях. Определены ценностные приоритеты образования, их ведущая роль в современном мировом образовательном и цивилизационном процессах.
3. Рассмотрены качественные особенности образования («знания -орудие познания», «связь знания с деятельностью субъекта», «образование и информационное развитие») в условиях становления и трансформации постиндустриального общества.
4. Раскрыты основные характеристики образовательной сферы жизни российского общества в условиях рыночных отношений (создание
новых негосударственных вузов, наукоемкость образовательных процессов, тиражирование новых специальностей).
5. Дан анализ качественной определенности структурообразующих черт образования: творчество, самореализация и саморазвитие индивидов, ориентированность на инновационную созидательную деятельность. Исходя из этого, выявлена фундаментальная связь интересов образования и качества жизни человека.
Научные положения, выносимые на защиту.
1. Историко-философский анализ эволюции смысла и целевых установок образовательных систем показывает зависимость трактовки образования от господствующих философско-мировоззренческих представлений, что, в конечном счете, позволило выделить взаимодействие двух тенденций в развитии образования с растущим на современном этапе доминированием тенденции подготовки специалиста, а не целостной личности.
2. Изменения, происходящие в образовательной сфере в связи с фундаментализацией, гуманизацией и информатизацией образования, способствуют преодолению прежнего, утилитарного подхода к индивиду и формированию личности, гармонично сочетающей знания и индивидуальные смысло-жизненные установки.
3. Многообразие точек зрения на философию образования, ее основные черты позволяет по-разному интерпретировать сущность и предназначение данного направления философской мысли. Определение смысла философии образования необходимо прежде всего для разработки новых фундаментальных идей. Современная философия образования способствует преодолению кризиса классической модели образования, выработке преимущественно методологических принципов новой модели образования.
4. Образовательная политика - важнейшая составляющая политики государства, инструмент обеспечения фундаментальных прав и
свобод человека, повышения темпов социально-экономического и научно-технического развития, гуманизации общества, роста его культуры. На основе общественного согласия она устанавливает коренные цели образования, гарантирует их проведение в жизнь. Первейшей задачей образовательной политики сегодня является достижение современного качества образования, его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
5. Современное положение развитых стран свидетельствует, что эффективная образовательная политика является основой динамического роста государства в его политическом, экономическом и культурном аспектах. Положительным примером в этом плане является наличие различных образовательных моделей, что подтверждает стремление государств учитывать особенности социально-культурного и исторического развития страны с целью создания наиболее эффективной национальной системы образования.
6. Интеграция России в мировое образовательное пространство в условиях Болонского процесса общества - одна из приоритетных задач отечественной государственной политики. Модернизация образования, осуществляемая государством при активном содействии со стороны общества, позволит совершенствовать систему образования в целом. Она проходит в условиях реформирования всех сфер жизни, являясь при этом одним из интеллектуальных источников, способствующих усилению духовного потенциала российского общества.
7. Одним из условий выживания Российской Федерации в новых экономических условиях, социальных и политических реалиях является образовательная революция. Образование должно выдвинуться на роль главной составляющей социальной сферы общества, по отношению к которой все другие социальные системы и институты должны стать обеспечивающими. Это позволит осуществить переход к новому качеству жизни человека и общества.
Научно-практическая значимость работы.
Результаты исследования могут быть использованы для решения дискуссионных проблем в области современной социальной философии, для оценки роли и места образовательных технологий в сегодняшнем мире. Собранный фактический материал и основные выводы исследования могут быть использованы в процессе преподавания курса по социальной философии, а также при разработке программ и чтении лекций и спецкурсов по проблемам современного общества и культуры.
В сфере научно-исследовательской деятельности. В целях дальнейшего углубления и развития философских взглядов на образование в условиях трансформации общества научный интерес представляет ряд проблем и возможных тем для исследования: «Состояние образовательного процесса в России и его перспективы», «Государственное и негосударственное образование в России: сравнительный анализ», «Отечественная философская мысль об образовании: генезис взглядов», «Стабильность в образовательном процессе в Российской Федерации: сущность, особенности, тенденции».
В сфере информационной деятельности предлагается, во-первых, разработать систему мероприятий, направленных на распространение позитивного опыта деятельности государственных и общественных организаций по формированию гуманитарного и современного научно-технического компонентов образовательной системы; во-вторых, осветить характеристики реальных результатов образовательной политики в Российской Федерации.
Практическая значимость диссертации определяется также возможностью использования полученных результатов в дальнейших исследованиях рассматриваемого предмета, в разработке рекомендаций для деятельности органов государственного управления и общественного самоуправления.
Апробация работы.
Основные идеи и положения диссертационной работы изложены в публикациях и выступлениях на всероссийских и академических конференциях, среди них: Междисциплинарная аспирантская конференция «Государственность и государственная служба России: пути развития» (июнь 2002, Москва); Междисциплинарная аспирантская конференция «Государственность и государственная служба России: пути развития» (май 2003, Санкт-Петербург); Третья межвузовская научно-практическая конференция молодых ученых «Идеи А.А. Богданова и современность» (март 2003, Москва); Третья Всероссийская конференция молодых ученых «Россия: общество, экономика, место в современном мире» (октябрь 2003, Москва).
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседаниях проблемной группы (май 2004 г.) и кафедры философии, социологии и истории Российского государственного открытого технического университета путей сообщения (июнь 2004 г.).
Структура и объем диссертации.
Работа состоит из введения, трех разделов, заключения и библиографического приложения.
Идея образования в истории философской мысли
Сегодня, когда человечество вступило в XXI в., стало понятно, что прежняя классическая система образования, ориентированная на подготовку специалиста по конкретной специальности, изжила себя. Философы, педагоги и политики осознают, что реалии времени требуют совершенно новой концепции образовательной политики. Для этого необходимо переосмысление опыта, накопленного в прошлом и вошедшего в антологию социально-философской мысли.
К сожалению, российское общество вступило в новое столетие с технократическим мышлением, преобладающим над духовно нравственной составляющей личности. Вера в вечное, доброе, разумное сменилась на культ денег, карьеры и отношения, основанные на выгодной личной полезности. В этой связи необходимо выработать новый культурный пласт, который составит основу новой образовательной парадигмы. Нельзя забывать, что культура является транслятором опыта различных поколений, народных традиций, ценностей, научных достижений. Приобщение к культуре возможно лишь посредством образования, воспитания и обучения; необходимо единство этих трех составляющих.
Образование - сложное и многоплановое понятие. Первоначально его ввел И.Г. Песталоцци в 1780 г., подразумевая под термином смысловое сочетание «формирование образа» 10. В данном контексте образование имело много сходных черт с воспитанием, что позволило рассматривать образование как процесс формирования познавательных интересов и способностей, специальной подготовки к профессиональной деятельности \
Представляется необходимым дать различие понятий «образование» и «педагогика» как часто используемых в настоящее время. Так, термин «педагогика» был распространен в XVIII - XIX вв. и означал науку о воспитании и обучении детей. В XX в. произошли коренные изменения. Большее распространение получил термин «образование». Причем понятие образования существенно изменилось: под образованием стал пониматься процесс, длящийся всю жизнь . Как правило, педагогика подразумевает собой воспитание именно ребенка, образование можно применять и к взрослому человеку. Таким образом, если в XIX в. главное внимание исследователей было обращено на воспитание, то в XX в. — на образование, которое включает в себя понятия воспитания и обучения.
Образование имеет свое содержание, которое включает в себя усвоение опыта предшествующих поколений, воспитание типологических качеств поведения личности, а также развитие умственных и физических способностей человека. Воспитание человека как личности - это развитие его характера, подготовка к участию в общественной жизни, а также процесс формирования условий для его внутреннего саморазвития, осуществления самовоспитания. Обучение способствует усвоению некоторых норм, позволяющих человеку развиваться в мире, включаясь в культурное пространство. Это значит, что обучение связано с усвоением знаний, культурных норм, а образование - это самодеятельность, развивающаяся в культуре.
В образовании обучение выполняет свою функцию воспитания человека, но при этом не справляется с функцией формирования личности, ибо образование конструктивно, в его процессе может быть получено новое знание.
Образование - это «духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, составляющих достояние его культурного круга, а также процесс воспитания, самовоспитания, влияния, шлифовки, т.е. процесс формирования облика человека. ... При этом главным является не объем знаний, а соединение последних с личными качествами, умение самостоятельно распорядиться своими знаниями.» . Воспитание же трактуется как воздействие общества на развивающегося человека.
Содержание и специфика современных зарубежных концепций образования
Начало XX в. ознаменовалось для ведущих стран мира различными социальными преобразованиями, в том числе и в системе образования. Качественные изменения условий жизни в обществе поставили интеллект во главу угла. В результате многие государства начали проводить широкомасштабные модернизации, которые позволили заложить основу для проведения образовательных реформ.
Система образования, как наиболее консервативная, не успевала приспосабливаться к стремительной смене событий во всех областях жизнедеятельности человека. Возникший в результате этого разрыв между образованием и условиями жизни общества, разрыв, принимающий самые различные формы, и составил суть мирового кризиса образования.
Вторая половина XX столетия была ознаменована тем, что в обиход развитых стран вошло такое понятие, как постиндустриальное общество, позднее - информационное. Родоначальник концепции постиндустриального общества - Д. Белл, авторы теории информационного общества как высшей стадии постиндустриального общества -О. Тоффлер, И. Масуда, М. Понятовский, причем первые рассматривают инфраструктуру как деиндустриализацию общества, вторые - как процесс централизации, специализации, бюрократизации 53.
Например, американский социолог Д. Белл исследовал процесс развития общества как переход от доиндустриальной стадии к постиндустриальной, минуя стадию индустриальную. Свою концепцию постиндустриального мира он сформулировал исходя из определяющей роли технологии в развитии общества, противопоставляя постиндустриальное общество доиндустриальному и индустриальному следующим образом:
1) доиндустриальное общество, взаимодействующее с природой, носит «добывающий» характер;
2) индустриальное, взаимодействующее с преобразованной природой, носит «производящий» характер;
3) постиндустриальное общество, развивающееся как игра между людьми, имеет в своей основе «обрабатывание информации и знания посредством телекоммуникационных систем» 4.
По мнению Д. Белла, значение постиндустриального общества определяется тем, что оно укрепляет роль науки и знания как основной институциональной ценности общества. Получение знаний перестает быть привилегией только обеспеченных людей высшего общества: теперь само государство официально закрепляет свою заинтересованность во всеобщем образовании своих граждан.
Если в рамках традиционного общества основной акцент делался на армии и церкви, в индустриальном - фирме и корпорации, то в постиндустриальном обществе основную роль играет университет.
Последующей стадией общественного развития общества Д. Белл называл информационное - зрелое постиндустриальное общество. Если для индустриального общества характерно стремление к дешевизне, в постиндустриальном главным становится качество, то в информационном ценна сама информация.
Отечественные исследователи имеют несколько иной взгляд. Так, В.Л. Иноземцев считает, что для становления постиндустриального общества необходимо высокое материальное благосостояние. Ю.В. Яковец, напротив, видит в низком благосостоянии страны стимул к поиску выхода из создавшейся ситуации, при этом он ссылается на пример 20-х гг. XX столетия, когда появились открытия советских ученых, которые не уехали за рубеж от новой власти, а остались в стране .
Американский исследователь О. Тоффлер рассматривал будущее в виде доиндустриальной цивилизации, основанной на космических исследованиях, биоиндустрии. Это так называемая «третья волна», завершающая становление общества. Теория информатизации образования предполагает организацию условий, способствующих максимальной доступности образования: требуется новая организация образования, заключающаяся в обучении взрослого человека без отрыва от производства, для поддержания высокой профессиональной квалификации сотрудников с целью обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг.
Реализация образовательной политики в условиях трансформации российского общества
Сфера современного образования российского общества претерпевает изменения, которые заключаются в реформировании и модернизации имеющейся системы образования. Россия не единственная страна в мире, подвергшая критике существующую ситуацию с подготовкой молодого поколения во взрослую жизнь. Конечно, данная проблема возникла не на пустом месте и не за один день или даже год. Культ образования советского общества значительно изменил как форму, так и сущность самого образования. В этой связи для Российской Федерации снижение качества образования как на внутрироссийском рынке, так и в мировом пространстве свидетельствует о потере прежних передовых позиций.
Государственная власть в России всегда уделяла значительное внимание проблемам образования, однако характер образовательной политики в различные периоды был разным. Реформы проводились постоянно по мере необходимости, отличаясь, друг от друга в зависимости от поставленной цели. Российская система обучения и воспитания прошла очень сложный путь. Большое влияние на распространение образования оказала христианизация Киевской Руси в 988 году, когда использовались методы, преобладавшие в греко-римских школах античности. С введением кириллицы появилась новая азбука, которая послужила толчком к формированию новой культуры. Немаловажное значение при этом имела организация в 1615г. Киево-Могилевской и в 1687 г. Славянско-греко-латинской академий, открытие университетов в Санкт-Петербурге (1724 г.), Москве (1755 г.), Казани (1804 г.). В любой исторический период существует свой канал мобильности населения, его включения в общественную жизнь. Образование является одним из таких каналов, оформившихся в период правления Петра І. В целом с того момента и началось формирование образования как возможность сделать служебную карьеру. Надо отметить, что меры, используемые Петром I для приобщения к учебе населения России, были жесткими, но действенными, ибо благодаря этому возник новый класс образованных людей, занимающих общественное положение не благодаря сословному происхождению, а согласно полученным знаниям, осознанию самой ценности образования.
Реформаторская деятельность императора Петра Великого, а затем великодержавной Екатерины II способствовали профессионализации образования, его сословности, развитию женских институтов. Была предпринята попытка организовать, государственную систему образования путем создания светских школ (Пушкарская и Навигацкая).
Однако, несмотря на нововведения, образование в России, как и во многих европейских государствах, по-прежнему оставалось классическим, с доминированием латинского и греческого языков. Обучение проводилось в сельских и церковно-приходских школах, городских училищах, гимназиях и кадетских корпусах. Особо остро стоял вопрос о введении всеобщего начального образования, причем основная масса ученых и преподавателей высказывалась против профессионализации школы. Тогда, как на Западе образовательный процесс с самого начала пошел по пути первоначальной профессиональной подготовки.
Начало XIX в. ознаменовалось демократическими начинаниями в области образования. Была введена новая система народного образования и управления учебными заведениями. Образование становилось бесплатным, бессословным (кроме крепостных), соблюдалась преемственность учебных заведений .