Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Личность российского офицера: традиции и современность : Социально-философский анализ Емельянов Валерий Викторович

Личность российского офицера: традиции и современность : Социально-философский анализ
<
Личность российского офицера: традиции и современность : Социально-философский анализ Личность российского офицера: традиции и современность : Социально-философский анализ Личность российского офицера: традиции и современность : Социально-философский анализ Личность российского офицера: традиции и современность : Социально-философский анализ Личность российского офицера: традиции и современность : Социально-философский анализ
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Емельянов Валерий Викторович. Личность российского офицера: традиции и современность : Социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Архангельск, 2002.- 191 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-9/307-9

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Методологические проблемы исследования личности офицера в философии . 9

1.1. Специфика проблемы человека в социальной философии.

1.2. Философская наука о сущности личности офицера (содержание, структура и функции).

1.3. Деятельностный подход: формирование личности российского офицера в контексте профессиональной культуры.

1.4. Ценностный подход в социально-философском анализе и базовые ценности в становлении личности российского офицера .

ГЛАВА II. Традиции как феномен общественной жизни, особенности военных традиций и их роль в системе социальных ценностей офицерского корпуса России .

2.1. Генезис развития личности офицера и становление воинских традиций.

2.2. Патриотизм как ценность и основа формирования личности гражданина и военнослужащего (от традиций к современности).

2.3. Преемственность традиций и их роль в формировании личности российского военнослужащего (национально- патриотическое воспитание и духовность).

Заключение. 169

Библиография приложения.

Философская наука о сущности личности офицера (содержание, структура и функции).

В каждом из приведенных определений сущности человека есть своя логика и свой резон. Действительно, отдельный индивид - тот реальный субстрат, та «материя», без учета которой невозможна никакая дискуссия о сущности человека.

Если переместиться из плоскости антропоцентрического подхода (единство телесного и духовного в индивиде) к проблеме «индивид -общество», то напрашивается другое определение сущности человека, согласно которому, сущностные признаки человека формируются под влиянием общества и не являются врожденными признаками отдельного индивида . Это и есть позиция социальной философии. В этом качестве она выходит из ряда философской антропологии и может быть принята за концептуальную основу нашего диссертационного исследования.

Автор данного исследования придерживается той точки зрения, что общефилософский уровень проблемы человека не совпадает с постановкой этой проблема в социальной философии. Мы согласны с Н.М. Бережным в том, что: «в отличие от общефилософской постановки проблемы человека, где человек напрямую вступает в контакт с миром земным, миром небесным и миром божественным, социальная философия руководствуется общефилософской мировоззренческой ориентацией, но ее предмет ограничивается рамками человек - общество. Предмет социальной философии - общественное бытие человека. Специфика социально-философского рассмотрения реальности - познание человеческой деятельности в качестве демиурга социальной действительности, а последней - в качестве предметного воплощения субъективной, то есть исходящей от человека как субъекта деятельности, активности.

Смысл выделения социально-философского человекознания в том, чтобы подчеркнуть существование особого - более конкретного и потому в чем-то специфичного уровня философского исследования человека как субъекта исторического процесса. Но такое «самоограничение» проблемы человека в социальной философии не ставит под сомнение единой общефилософской теории человека, потому что проблема человека на всех уровнях философского познания - «сквозная» .

Важной, на наш взгляд, с точки зрения методологии является проблема определения понятий «индивид» и «личность». Человек рассматривается как индивид в качестве единичного представителя человеческого рода. Индивид — это всегда один из многих, и он безличен. В этом смысле понятия «индивид» и «личность» являются противоположными и по объему, и по содержанию. Употребляя понятие «человеческий индивид», мы имеем в виду лишь родовую общность всех людей и единичного представителя человеческого рода.

Личность - понятие весьма богатое по содержанию, включающее не только общие и особенные признаки, но и единичные, уникальные свойства человека. То, что делает человека личностью - это его социальная индивидуальность, т.е. совокупность характерных для человека социальных качеств, его социальная самобытность. В понятие личности обычно не включают природно-индивидуальные характеристики индивида, поскольку сущность человека социальна. Но при этом следует иметь в виду, что природная индивидуальность оказывает свое влияние на развитие личности и ее восприятие в той мере, в какой биологическое вообще влияет на социальное в человеке.

Человек формируется в конкретном историческом времени и социальном пространстве, в процессе практической деятельности и воспитания. Поэтому личность как социальная индивидуальность - это всегда конкретный итог, синтез и взаимодействие разнообразных факторов. И личность тем значительнее, чем в большей степени она аккумулирует социокультурный опыт человека и в свою очередь вносит индивидуальный вклад в его развитие. «Личность - это не просто носитель конкретных исторических общественных отношений, но человек, который оказывает активное воздействие на них соответственно своим индивидуальным способностям и наклонностям, сознательности и организованности, трудовой и общественно-политической активности» 13.

Личность имеет сложную структуру и интерпретацию. Каждая общественная наука имеет свой аспект исследования личности. Так, юридическая наука исследует правовые нормы и правоотношения, определяющие положение личности в различных сферах общественной жизни. Педагогика исследует методы, формы и средства воспитания личности. Этику интересует личность как носительница моральных убеждений, нравов, привычек данного общества. Психология акцентирует внимание на субъективном мире личности, его структуре и закономерностях формирования и развития.

В структуре личности можно выделить три уровня: биологический, психологический и социальный. Первый уровень представлен генетически детерминированными задатками, которые придают каждой человеческой личности индивидуальность, т. е. наделяют ее неповторимыми, уникальными качествами. Второй уровень включает потребности, характер, темперамент, память, эмоции, субъективное «Я». Субъективное «Я» формируется на основе развития задатков и способностей индивида и выражается в его представлениях о самом себе. С социологической и социально-философской точки зрения самым существенным является третий уровень, собственно личностный. Здесь проявляются социальные свойства индивида, возникающие в процессе его деятельности и при участии в различных общностях и объединениях - совокупность знаний, навыков, привычек, ценностных ориентации.

Проблема личности в философии — это вопрос о том, в чем сущность человека как личности, каково ее место в мире и в истории. Личность здесь рассматривается как индивидуальное выражение и субъект общественных идеалов, ценностей, общественных отношений, деятельности и общения людей. При этом именно деятельность человека является той основой, на которой и благодаря которой происходит развитие личности и выполнение ею различных социальных ролей в обществе. Только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он остается «вещью в себе». Сам человек может думать о себе что угодно, строить любые иллюзии на свой счет, но то, чем он является в действительности, обнаруживается только в деле.

Ценностный подход в социально-философском анализе и базовые ценности в становлении личности российского офицера

Само понятие власти неоднозначно, оно многолико. Это может быть власть природных законов, - объективная необходимость, или скажем, власть денег, собственности. А куда деться от силы традиций, инстинктов? И разве можно игнорировать авторитет отца или командира? Тема власти бесконечна, поскольку бесконечны сами человеческие отношения. Вот почему изначально встает вечный вопрос о тайне власти и свободы, их обоюдной взаимосвязи и взаимоотторжения.

Проблема «Власть и Человек», или «Человек и власть» всегда существовала. Порядок слов и союз «и» имеют в этой формуле несколько значений. Под «человеком» следует понимать и индивидуума и группу, и народ, и все гражданское общество. Они соединены единой невидимой энергией. В роли «власти» на социетальном уровне выступает и государство, и крупный бизнес, и отдельный хозяин завода, и сами силовые и административные структуры, и парламент, и прокуратура, и даже некоторые вожди или авторитетные общественные деятели. У них разные мощности и функции, но в принципе их можно включить в единую категорию правящей элиты. Она состоит, конечно, из людей, но во многом отделена от массы простых граждан, а нередко и отгорожена от них своеобразной правовой и моральной стеной: по одну ее сторону власть, олицетворяющая порядок, по другую - человек, жаждущий свободы. Союз «и» в этой дихотомии может означать также весьма разные вещи: гармонию, взаимоуважение или, напротив, отчуждение, ненависть, борьбу. В истории России бывали всякие ситуации: менялись люди, менялись и власти, менялись их взаимоотношения.

«Любая государственная власть держится на трех китах - силе, тайне и страхе. Первую олицетворяют богатство, воинства, тюрьмы, знания, авторитет, традиция. Вторая сопряжена с символами, мистификацией и жонглированием значимой информацией, что позволяет манипулировать ложью, выдавая ее за правду. Страх перед «физической» силой и тайной власти сковывает волю и ум, приучает людей к покорности».42

Если первая воля имеет преимущества, которые используются во благо людей, и умаляет их злое своеволие, то такая власть сама по себе есть благо. Но если она ущемляет свободу, проявляет несправедливость и сеет семена распри и вражды, превращает людей в своих покорных слуг, то такая власть сама по себе есть зло, которое нельзя отрицать. Таким образом, отношение к власти как реальному социальному феномену может и должно быть различным.

«Власть (любая власть, особенно государственная) в жизни социума играет особую роль, ибо упорядочивает все его действия, но лишь на определенное время, поражая свое собственное отрицание. Важно понять, что власть - это особое качественное взаимодействие между людьми, а не некая монополюсная сила (полюс всегда понятие двоичное). Так, скажем, плюс и минус только в своем взаимодействии рождают электричество. Одним из проявлений этой энергии является свет. Другим - тепло. Какой полюс здесь имеет «власть» над другим? Никакой. Они оба вступают в энергийный контакт. Власть как энергия есть отношение двух систем, а не действие одной из них. Один полюс - не магнит: без второго нет и первого. В самом деле, не может считаться царем тот, у кого нет подданных. Вызывает жалость полководец без армии. Но нет и раба без хозяина, вассала без короля. О чем это говорит? Только о том, что власть - это дорога с двусторонним движением энергий. Причем законом является «равенство» их интенсивности: чем сильнее воление одного, тем больше этот «приказ» должен восприниматься другим. В противном случае возникает «короткое замыкание», и нарушается относительное равновесие во взаимодействии социальных партнеров».43

Власть не может существовать в вакууме. Ей обязательно нужен тот, кем она повелевает. Для человека, не признающего власть, она - никакая не власть.

Понятие «лидер» соотносят и с таким понятием как «авторитет».

Общепризнанно, что самым влиятельным членом воинского коллектива должен стать командир. Несмотря на то, что он обладает большой, предписанной уставами властью, одной ее явно недостаточно, чтобы по-настоящему владеть умами и душами своих подчиненных. Как и прежде, нынешнему командиру, несмотря на трудности переживаемого момента, надлежит оставаться не только компетентным военным специалистом, мастером своего дела, но и духовно богатой личностью, с оптимизмом смотрящим в будущее, которой искренне хотелось бы подражать, взять в пример. Поддерживать свой авторитет офицеру приходится в служебной, деловой и нравственной сферах, и не от случая к случаю, а каждый день, каждый час. В этом гарантия многих достижений, в том числе и лидерства в коллективе. Авторитет должности важно дополнить авторитетом лидера.

«Авторитетность должна быть истинной, не деланной и не опирающейся на силу данной власти, она должна быть наглядной, убедительной и убеждающей настолько, чтобы не было никогда и нигде ни малейших колебаний и сомнений».

«Что такое служебный авторитет и из каких элементов он слагается? Сумма положительных знаний, подкрепляемых практическими выводами, безупречное личное «Я», выдержка, корректность, хладнокровие, чистоплотность во всех видах, формах и наименованиях физического, нравственного и умственного характера, высокое понятие о чести и доблести офицерского звания, гордость и самолюбие, не допускающее незнания того, что в положении офицера, начальника и командира знать надлежит, - вот главные основы служебного авторитета».44

О командире, обладающем властью и влиянием не по праву должности, а по праву личности, влиянием, основанном на знаниях, нравственных достоинствах, опыте и высоком профессионализме, говорят просто и емко -авторитетный командир. К сожалению, критерии командирского авторитета в силу различных причин нередко размываются, обретают искаженное звучание. Так, например, командир, авторитетный у старших начальников, бывает нелюбим подчиненными или офицера, обожаемого солдатами, не уважают его руководители.

Командир - это, как толкует энциклопедический словарь, должностное лицо в Вооруженных Силах, на которое возложено командование подразделением, соединением. Мы же подсознательно и с незапамятных времен вкладываем в это понятие самый широкий смысл. Слова у Лермонтова: «... слуга царю, отец солдатам»? А сколько в годы войны было командиров, которых и солдаты, и офицеры между собой уважительно звали «батей»? Хотя этот «батя» нередко был моложе своих подчиненных.

Патриотизм как ценность и основа формирования личности гражданина и военнослужащего (от традиций к современности).

Ценности той или иной профессиональной группы (как любые ценности вообще) всегда носят социальный характер. Они формируются на основе общественной практики, индивидуальной деятельности человека, в рамках определенных конкретно-исторических общественных отношений и форм общения людей в процессе их профессиональной деятельности.

Иными словами - ценности, например, российского офицера формируются в процессе его социализации и носят динамический характер. Вместе с тем весь жизненный опыт военнослужащего и система знаний, которыми он обладает, непосредственно влияют на характер его ценностей.

Ценности личности российского офицера образуют систему его ценностных ориентации, под которыми имеется в виду совокупность важнейших качеств внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Эти ценностные ориентации образуют основу сознания и поведения личности офицера и непосредственно влияют на ее развитие. Система ценностных ориентации и их иерархии, характерные для вооруженных сил, служат критерием норм и правил поведения личности военнослужащего, по мере усвоения которых происходит ее социализация.

Социализация личности офицера включает в себя усвоение социального опыта и социальную активность личности. В этом смысле она совпадает с развитием личности любого человека.

В философской и социологической литературе существуют разные способы и принципы иерархии и классификации ценностей. Так знаменитая теория потребностей А. Маслоу постулирует иерархически упорядоченный набор ценностей и мотивационных потребностей человека от самого низшего уровня (физиологических потребностей и потребности в защищенности) к более высокому (поиск своей «социальной ниши»: места и положения в обществе) до самого высокого уровня - ценности самореализации. Теорию

Маслоу можно представить в виде пирамиды, где в основании будет потребность в физиологическом равновесии, а на вершине - потребность в самореализации. Понятие "самореализация" ассоциируется, с раскрытием индивидуальной сущности, возможностей и предназначения человека через деятельность.

В ценностной системе любой личности, в том числе личности военнослужащего, можно выделить «ценности-цели» (высшие, абсолютные ценности) и «ценности-средства» (инструментальные ценности).

Так абсолютной ценностью является сам человек, его жизнь. В идеальной модели эта ценность рассматривается только как «ценность-цель». К ней недопустимо отношение как к «ценности-средству» (см. «категорический императив» И. Канта). Человек является субъектом ценностей и ценностного отношения, и сама постановка вопроса о ценностях вне человека лишается смысла.

Такую же ценность представляют социальные общности и общество в целом (они тоже являются субъектами ценностей). По этому поводу русский философ ПИ. Новгородцев писал следующее: «Личность есть начало безусловное, но не самодовлеющее... Я не могу видеть в обществе, т.е. в других лицах, только средства для моих целей, я должен признать за ними значение таких же нравственных целей, какое они, т.е. все общество, должны признать за мною. Тут создается не отношение средства к целям, а более сложное отношение взаимодействия целей».81

Специфика профессии военного в качестве ценностей-целей предполагает бескорыстное (до самопожертвования) служение Отечеству, его гражданам; готовность в любое время встать на защиту государства от посягательств врагов; готовность охранять жизнь и безопасность других людей, подвергая риску собственную жизнь.

Помимо этого к высшим ценностям относятся такие наиболее общие для людей ценности, как смысл жизни, добро, справедливость, красота, истина, свобода и т.д. Именно к таким ценностям относятся слова А. Уайтхеда: «Тот Мир, который увеличивает продолжительность существования, является Миром Ценности. Ценность по самой своей природе вневременна и бессмертна. Ее сущность не коренится ни в каких преходящих обстоятельствах». Этот тип ценностей оказывает первостепенное влияние на социализацию личности (в том числе личности российского офицера).

По поводу роли высших ценностей в социализации и самоактуализации личности А. Маслоу писал, что все самоактуализирующиеся люди вовлечены в некоторое дело. Они преданы этому делу, которое является для них чем-то очень ценным. Это - призвание судьбы, и люди любят его так, что для них исчезает разделение «труд-радость». «Один посвящает свою жизнь закону, другой - справедливости, еще кто-то - красоте или истине. Все они тем или иным образом посвящают свою жизнь поиску... предельных ценностей, которые являются подлинными и не могут быть сведены к чему-то более высокому». Для российского офицера такой абсолютной ценностью является любовь и преданность Родине. А основой выполнения профессионального долга - ценность патриотизма (о ней речь пойдет отдельно). На социализацию личности оказывают влияние и «ценности-средства», которые выступают как промежуточные ценности. Они подчинены высшим ценностям и обусловлены ими. Например - если человек стремится к утверждению справедливости, он никогда не будет использовать для этого несправедливые средства, а стремление к добру несовместимо с недобрыми средствами. То есть, без «ценностей-средств» не достижимы «ценности-цели», но вместе с тем никакие самые благородные цели не оправдывают дурных средств.

Преемственность традиций и их роль в формировании личности российского военнослужащего (национально- патриотическое воспитание и духовность).

Формирование истинного патриотизма связано с высшим уровнем развития личности, особенно в социально-духовном и нравственном плане. На таком уровне развития личность идентифицирует себя с Родиной, отечеством. Ее «Я» становится частицей, неразрывно связанной с множеством других «Я» социума, что в реальной действительности и конкретной деятельности проявляется в единении их чувств, ценностей, взглядов, позиций, идеалов, действий и поступков, интегрирующим моментом которого выступают высшие интересы общества, государства, возрастающая потребность в активной реализации идеи служения Отечеству. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, любого другого субъекта, осознающих свою нераздельность, неразрывность с Отечеством, с трудом и весьма абстрактно представляет себе Дальний Восток или Заполярье не только в качестве малой родины (что в принципе недостижимо), но и вообще, хотя бы в качестве географического или климатического понятия, не говоря уже о местном населении, его образе жизни, культуре.137

Возрождение общества и государства на основе идеологии патриотизма позволит решить важнейшую для российской армии задачу - сформировать ее высокий духовный потенциал, готовность и способность военнослужащих к защите Отечества.

Чувство патриотизма всегда было и остается высшей нравственной ценностью воина-гражданина. Оно наполняет смыслом службу в

Вооруженных Силах на благо Отечества. Свою любовь к Родине, верность воинскому долгу российские воины каждодневно реализуют на занятиях в поле, на стрельбищах и танкодромах, в классах и в ходе несения караульной и внутренней службы, а при необходимости и в боевой обстановке, как это происходит сейчас на Северном Кавказе.

Содержание и направленность патриотизма определяются, прежде всего, духовным нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими жизнь поколений. Роль и значение патриотизма возрастают на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции развития общества требуют от его граждан большого напряжения сил (войны, нашествия, социальные конфликты, революционные потрясения, обострение кризисных явлений, борьба за власть, стихийные и иные бедствия и т.д.). В таких условиях патриотизм, как правило, проявляется в высоких благородных порывах, особой жертвенности во имя своего народа, Родины. Все это заставляет говорить о любви к Родине как о сложном и, безусловно, неординарном чувстве.

Анализ содержания патриотической идеи, разрабатывавшейся отечественными мыслителями на протяжении нескольких веков, показывает, что, во-первых, она является неотъемлемым компонентом русской идеи, наполняющей традиционно отечественную гуманитарную науку и культуру. Во-вторых, патриотизм почти всегда был необходимым условием силы русского народа, единства и величия России, могущества Российского государства.

Современное понимание патриотизма характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом это объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания, структурой и многообразием форм проявления. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается разными исследователями в различных исторических, социально-экономических и политических условиях в зависимости от их личной гражданской позиции, отношения к своему Отечеству, от использования ими различных сфер знаний и т.п.

В период общественных катаклизмов, когда происходит переоценка нравственных ценностей, понятие «патриотизм» подвергается своеобразной девальвации. Поэтому проблема патриотизма требует к себе самого пристального внимания. Разработка новой научно-обоснованной концепции российского патриотизма, его теоретических основ является актуальной задачей отечественной науки.

В научно-исследовательской литературе имеются различные подходы к пониманию патриотизма. Их можно условно дифференцировать по направлениям, в которых определяется главный существенный признак этого понятия.

Во-первых, патриотизм, особенно если иметь в виду его возникновение и формирование, рассматривается как одно из: высших чувств, которое впервые появляется в детском возрасте, развивается и обогащается в социальной, духовно-нравственной сферах жизни.

Во-вторых, понимание высшего развития чувства патриотизма неразрывно связано с его действенностью, что в более конкретном плане проявляется в активной социальной деятельности, действиях и поступках, осуществляемых на благо Отечества.

В-третьих, патриотизм как глубоко социальное по своей природе явление представляет собой не только суть жизни общества, но и источник его существования и развития, выступает как атрибут жизнеспособности, а иногда и выживаемости социума.

В-четвертых, одним из характерных проявлений российского патриотизма является принцип державности, отражающий специфику исторического развития нашего общества, важнейшим фактором которого выступало государство как относительно самодовлеющая сила. На современном этапе развития российского общества возрождение патриотизма во многом ассоциируется в качестве важнейшего условия возрождения России как великой державы.

Похожие диссертации на Личность российского офицера: традиции и современность : Социально-философский анализ