Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Игровая деятельность и спорт в информационном обществе : социально-философский анализ Бурухин, Сергей Васильевич

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бурухин, Сергей Васильевич. Игровая деятельность и спорт в информационном обществе : социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Бурухин Сергей Васильевич; [Место защиты: Твер. гос. ун-т].- Тверь, 2012.- 187 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/504

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Игровая деятельность и спорт в контексте современного социокультурного развития 25-107

1.1. Спорт как многоаспектное и динамичное явление 25-55

1.2. Игровая природа спорта 56-81

1.3. Спорт как состязание и «игра по правилам» 82-107

Глава II. Игровая деятельность в организации спорта в контексте информационного общества 108-161

2.1. Управленческая регуляция спорта как разновидность властно-политической игры 108-139

2.2. Спорт как профессиональная и непрофессиональная игра 140-161

Заключение 162-172

Список литературы 173-187

Спорт как многоаспектное и динамичное явление

Во всем мире спорт, будучи социально-культурным явлением особого типа, отражает многие последствия трансформации реалий, инициированные процессами глобализации и информатизационным «бумом» в различных сферах жизни человека и общества. Происшедшие изменения побуждают теоретиков информационного общества к констатации того, что сегодня циркулирует гораздо больше информации, чем когда-либо раньше, и это способствует усложнению привычных форм коммуникации, появлению новых информационных технологий.

Эти тенденции получили глубокое осмысление практически во всех концепциях современного типа информационного общества: общество виртуального соприсутствия (Э.Гидденс); информациональный капитализм (М. Кастельс); эпоха симулякров третьего порядка, или общество информационного потребления (Ж. Бодрийяр); общество, обеспечивающее себя знаниями о мире через массмедиа (Н. Луман); общество, основанное на знании (Н. Штерн), эпоха разрыва (П. Друкер), общество всеобщей коммуникации (Д. Ваттимо) и другие .

Несмотря на очевидную пластичность, все трактовки позволяют оценить приоритетное значение информационных потоков в современном мире и их воздействие на все области человеческой деятельности. Подтвердились предположения Д.Белла о том, что в информационном обществе решающее значение для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретет становление «нового социального уклада, зиждущегося на телекоммуникациях»1.

Современная глобализация, охватывающая экономическую, политическую, технологическую и культурную сферы общества, «втягивает» в свое пространство и весь многомерный континуум спорта. Интегрируя различные виды состязательно-игровой деятельности и формы презентации телесно-духовных сил человека, спорт все в большей мере становится фактором межнациональной коммуникации и расширения тематических границ современного информационного пространства.

В своей приверженности базисным гуманистическим ценностям физическая культура и спорт на протяжении многих сотен лет вырабатывали и хранили традиции совершенствования телесной и волевой регуляции человека, его игровой природы, организации трудовой и учебной деятельности человека, стимулирования позитивного психологического настроя.

Изучение проблематики спорта в информационном обществе ведется по нескольким направлениям, среди которых отчетливо выделяются два главных. Представители первого направления отстаивают версию о том, что информационно-технологическое развитие общества не снижает значимость средств сознательного воздействия на физическое состояние человека, но и не исключает возможности использования информационных технологий как средств воздействия на тело человека, на его физические качества и двигательные способности . Чаще всего это связывается с биотехнологиями, с генной инженерией, при этом звучат опасения относительно возможных негативных последствий, к которым может привести вмешательство на клеточном уровне в организм человека. Другая группа работ посвящена антропологическим и аксиологическим представлениям о спорте1. И те, и другие авторы признают многомерность феномена спорта2. Динамика его развития шла по двум направлениям: как общедоступный спорт (при определенных условиях - «массовый») и как спорт высших достижений («чемпионский»). Со временем в результате неизбежной дифференциации появились специфические типы спортивной деятельности: общедоступный вид спорта разделился на базовый («школьный»), физкультурно-кондиционный спорт («спорт для всех»), профессионально-прикладной, рекреативный и реабилитационный; спорт высших достижений - на профессиональный («супердостиженческий») и профессионально-коммерческий («спортивный бизнес») . На наш взгляд, актуальным видится исследование спорта как специфического типа состязательно-игровой деятельности, гуманистический потенциал которой способен своеобразно проявляться не только в сфере досуга, но и в политике, управлении, предпринимательстве, образовании, повседневной жизни4.

В связи с этим следует обратить внимание на следующий момент: в преамбуле Международной Хартии физического воспитания и спорта подчеркивается, что «эффективное осуществление прав человека зависит от возможности каждого мужчины и женщины свободно развивать и сохранять свои физические, интеллектуальные и нравственные способности» и что в соответствии с этим «доступ всех людей к физическому воспитанию и спорту должен быть обеспечен и гарантирован». В качестве главной цели Европейской Хартии спорта отмечается необходимость «дать возможность каждому человеку заниматься спортом».

В статье 3 данного документа подчеркивается, что для реализации этой стратегической цели необходимо постоянное и тесное сотрудничество государственных структур с общественными спортивными организациями и создания для этого развивающих и координирующих механизмов .

Для понимания социально-культурной значимости современного «поля проблем» развития спорта и активизации гуманистического потенциала массовой физической культуры стоит обратиться к ряду понятий, отражающих определенные грани объекта и предмета исследования.

Термин «спорт» имеет латинские корни и происходит от английского слова disport, означающего «развлечение», отдых от труда. Первоначально область значений термина «спорт» связывалась с представлениями об особого рода развлечениях, отдыхе от труда, специфических видах игр, социально нормированной сфере активного выброса избыточной жизненной энергии человека. В XVIII веке с помощью этого слова англичане обозначали соревновательные формы физического воспитания, в которых большое значение имели игровой элемент, свобода творчества, столкновение, вызывающее острое чувство азарта и особую реактивность участников состязаний.

В «Толковом словаре спортивных терминов» спорт характеризуется как «составная часть физической культуры; средство и метод физического воспитания человека; соревновательная деятельность, подготовка к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения, связанные с этой деятельностью»2. в исследовательской среде 80-90-х гг. прошлого столетия спорт рассматривался достаточно разнообразно: как «игровая деятельность, направленная на раскрытие двигательных возможностей человека в условиях соперничества»1; как «исторически сложившаяся состязательная форма двигательной деятельности» ; как «система ценностей культуры двигательной деятельности и социальный институт ее развития, распространения и освоения» ; как «современная форма культурной двигательной активности», «культура двигательной деятельности, ориентированная на достижение высокой эффективности перемещения в пространстве»; как «любая формализованная игра, требующая демонстрации физической силы» . Такое многообразие интерпретаций дало повод некоторым исследователям отнести понятие «спорт» к числу «принципиально дискуссионных», т.е. таких понятий, которые не поддаются уточнению, даже если оппоненты осознают несопоставимость своих интерпретаций5.

Современная трактовка спорта олицетворяет попытку синтезировать все предыдущие воедино и делает акцент на проблематике активности на всех уровнях. Спорт - это соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней; это особый тип культурной деятельности тренировочно-педагогического характера; специфический род человеческой активности, характеризующийся состязательностью и реализуемый в целях определения наилучших результатов выполнения установленных упражнений или наиболее достойного участника таких отношений. Имманентно присущий спорту «дух активизма» пронизывает собой полифункциональность данного явления социально-культурной жизни.

Спорт как состязание и «игра по правилам»

В проблемном пространстве развития и функционирования спорта особое место занимают вопросы, связанные с состязательным характером данного явления. С античности спортивные игры развивались как «виды игровых состязаний, основой которых являются различные технические и тактические приемы поражения определенной цели спортивным снарядом в процессе противоборства»\. В ходе многовекового развития сформировались и обрели свод определенных правил, по мнению историков мирового спорта, четыре основные группы спортивных игр. Первая включает игры на попадание в ворота, отметку или корзину; вторая - игры с ответными ударами; третью группу составляют игры на метание и удары по мячу, а четвертую - игры на попадание в цель (игры с шарами и цельными мячами) .

Разумеется, в онтологическом плане существующий на сегодняшний день спектр спортивных игр гораздо шире и разнообразнее (включая и интеллектуальные, например, шахматы или компьютерные). Тем не менее, с социально-философской точки зрения, эта типология спортивных игр отражает ряд важных моментов. Суть их сводится к тому, что игровая сущность спорта наглядно проявляется не только в зрелищной форме, но также и через такие аспекты состояния самих игроков и болельщиков, как экзистенциальный, социально-психологический и коммуникативный.

Правда, тенденции коммерциализации спорта в целом и игровой деятельности в частности усилили степень азарта, эффекта эмоционального перенапряжения из-за ставок на победителя. Данная тенденция, характерная в условиях глобализации для всего мира, проявляет себя и в нашем, отечественном, спорте.

В современном российском обществе с переходом к рыночной экономике складываются качественно новые социальные отношения - товарно-денежные. В связи с этим изменяется облик не только спортивных секций, но и спортивных состязаний, которые все больше становятся массовыми, зрелищными и в некоторых случаях - высокооплачиваемыми1.

Однако, несмотря на очевидные внешние трансформации, современный спорт по-прежнему остается «свободной игровой деятельностью». Эта игра, как правило, разворачивается в определенных временных и пространственных рамках, а внутри игрового пространства всегда существует определенный порядок. Причем эти обстоятельства не мешают игрокам каждый раз во время игры «творить» себя, стремиться выйти за рамки своих возможностей в ходе состязаний.

Именно поэтому в качестве отличительного признака феномена спорта многие исследователи выделяют присущий ему соревновательный характер. И отсюда устойчивый характер интереса к вопросам о том, какова природа спортивного соревнования и чем оно по сути своей отличается от состязания, соперничества и конкуренции в других областях.

Философское осмысление состязательного характера феномена спорта целесообразно начать с интерпретации ключевых понятий по данной проблематике: «соперничество», «состязание», «правило», «норма».

Слово «соперничество» (с англ, «rivalry») дословно обозначает действие по глаголу «соперничать». По толковому словарю В. Даля, «соперничать» означает «стараться превзойти кого-нибудь в каком-нибудь отношении», «соперничать с кем-нибудь в искусстве шахматной игры». Есть и другое, переносное, значение этого слова - «быть равного достоинства, одинаковых свойств». В обыденной речи или на языке массмедиа соперничество выступает синонимом слов: «соревнование», «соискание», «состязание», «конкуренция», «конкурс», «тягаться», «совместничать», «стараться опередить или предупредить», «победить», «силиться захватить преимущество»; «бороться», «вступать с кем-то за что-либо в борьбу», «конкурировать», «быть на равных». Для соперничества характерен элемент напряжения, который преобладает в одиночных играх на ловкость или сообразительность, таких, как головоломки, мозаичные картинки, пасьянс, стрельба по мишени. Напряжение возрастает в своем значении по мере того, как игра в большей или меньшей степени принимает характер соперничества. Немаловажное значение имеет и судейское начало, направленное, как известно, на то, чтобы руководить игрой и применять правила. В последнее время эмоциональная «нестыковка» между участниками спортивных состязаний, судейской коллегией и зрителями (а среда болельщиков особенно «заряжена» противоположными реакциями) нередко обретает конфликтный характер и социально-психологическую значимость.

Поскольку XXI век демонстрирует в различных сферах жизни «борьбу без правил» ради победы любой ценой, или «правила победы» в борьбе любой ценой, и вместо честного соперничества и творческой состязательности в разнообразных сферах бытия доминируют нечестные методы, обращение к исследованию феномена эристики как никогда актуально. Термин «эристика» был предложен Аристотелем. Он характеризует софистическое опровержение, т.е. борьбу в споре нечистыми средствами. Аристотель первым выступил против того, чтобы представить ложь в качестве истины, зло вместо добра, а безобразное как прекрасное, или намеренно отстраниться от каких-либо познавательно-нравственных и эстетических оценок. При эристическом подходе искусство спора -своеобразный агон - переводит творческую состязательность в такую сферу, где традиционные представления о правде, справедливости и логических правилах и нравственных принципах сменяются критериями убедительности неистинного, несправедливого и безнравственного, чтобы убедить других в своей вовсе не очевидной правоте. Агон превращается в самоцель, ничем не регламентируемую. Эристика заявляет о себе в период обостренных национальных конфликтов, революций, войн, в период смены научных парадигм. Исследование становление понятия «соперничество» подводит к выводу о том, что соперничество - неизбежная реальность социальной жизни, и понимание его сути способствует актуализации того позитивного, здорового соревновательного потенциала, который в нем содержится. Философское осмысление данного явления предполагает обращение к работам великих мыслителей прошлого и раскрытие особенностей их понимания соперничества и его места в жизни человека и социума.

В античной философии можно выделить два понятия, связанные по смыслу с соперничеством: «агон» и «тимос». Агон - это состязания, происходившие по поводу религиозных или общинных празднеств. Агонические игры способствовали развитию физических сил и мужества, а также содействовали усилению национального самосознания, гордости и чувства собственного достоинства древних греков. Победители соревнований прославлялись в эпосе, играя роль культурных героев.

В древнегреческом агоне происходило соединение сакрального праздника и состязания, цель которого - выразить определенную систему ценностей, усилить единство коллектива, участвующего в этом действии. Праздники были одной из главных форм объединения общества, которые поглощали отдельную личность. Вместе с тем агональное начало общеэллинских праздников создавало для человека особенное священное пространство и культивировало состязательность как важную черту греческого характера.

Любовь к честной борьбе, «игре по правилам» пронизывала частную и публичную жизнь. Состязались не только атлеты и гимнасты, но и воины, политики, философы, поэты, музыканты. Греческие боги и культурные герои тоже состязались: покровительствовали враждующим городам, помогали своим любимцам, ставили преграды тем, кого хотели погубить.

Агональное начало - одна из важнейших норм античной культуры, предполагающая честное соперничество, творческую состязательность в различных сферах жизни - общественной, художественной, философской и Т.П., регулируемых авторитетными судьями и справедливыми правилами.

Вольная стихия греческих игр и состязаний была той областью эллинской жизни, в которой в наиболее полной мере был выражен античный идеал - свободный грек, преуспевающий в физических и «мусических» состязаниях - в пении, в игре на инструменте, в сочинении и постановке пьес. Характеризуя античную культуру, Гегель пишет о «радостном чувстве собственного достоинства по отношению к чувственной естественности» и «потребности не только забавляться, но и показать себя, заслужить почет» как о главном определении и главном занятии греков. В мирных состязаниях греки преобразовывали себя, проявляли свою свободу1. В эпоху эллинизма представители высших слоев общества более не участвуют в атлетических видах состязаний, ограничив себя конными соревнованиями. Атлетика стала уделом исключительно низших слоев населения.

Уже Аристотель высказывается о состязательности в уничижительном смысле . Он отмечал, что если в агоне акцент делается на состязательности, то в тимосе - на желание победы, признания, удовлетворения честолюбия. В «агоне» важен сам соревновательный процесс, его главный лозунг: «Главное - участие». В «тимосе» сильнее выражена установка на конечный результат: «Победа любой ценой». Соединение того и другого начал помогает понять суть соперничества и выявляет его противоречивый характер, проявляющийся в неизбежности того, что поражение соперника, его сокрушение становится для победителя утверждением его превосходства.

Управленческая регуляция спорта как разновидность властно-политической игры

Реалии информационного общества вносят коррективы в традиционное понимание спорта как игровой деятельности. Тонкая грань соотношений «свободы - нормативности», «праздничности - принуждения», свойственная спортивным соревнованиям, специфическим образом высвечивается и во властно-управленческой сфере регулирования спорта.

Современный тип информационного общества вполне правомерно именуется исследователями как «общество всеобщей коммуникации» (Дж. Ваттимо)1. Такое общество постоянно предъявляет человеку самые разнообразные требования, заставляет его жить по принципу «колебания множественности», интерпретации выбора2. В этом контексте характер управленческой регуляции спорта существенно трансформируется. Поэтому видится продуктивным рассмотреть властно-управленческую проблематику спорта сквозь призму категории «власть».

В общественном сознании феномен власти чаще всего ассоциируется с властью политической и ее смыслообразующим центром - государством. Так, в «Словаре русекого языка» выделяются три основных значения термина «власть»: 1) право и возможность распоряжаться кем и чем-либо, подчинять своей воле; 2) политическое господство, государственное управление и его органы; 3) лица, наделенные правительственными и административными полномочиями . Вместе с тем власть имеет и множество иных значений и проявлений, с которыми каждому человеку приходится сталкиваться практически ежедневно («власть денег», «власть обстоятельств», «власть имущих» и др.). Средства массовой информации («четвертая власть») постоянно артикулируют сообщения о борьбе за власть и силовой конкуренции в экономике, науке, искусстве, спорте.

В классической кратологической парадигме понятие «власть» изначально было во многом сопряжено с понятием «управление». В таком контексте «власть» рассматривалась как способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства (авторитет, право, насилие), а понимание «управления» сводилось к процедурам реализации механизмов властного воздействия.

В информационном обществе соотношение «власти» и «управления» существенно изменяется: приоритетным становится не система отношений «господства-принуждения», отрицающая возможность выбора, а «упорядочивание» социальных ситуаций, ориентация на партнера, открытость к альтернативным действиям. По мнению Н. Лумана, прежнее понимание власти как насильственного воздействия сегодня означает не столько власть, сколько «недостаток власти»1. Управленческая иерархия, постулирующая ассиметрическое распределение власти, постепенно уступает место многомерной коммуникации. В последнем случае важным условием принятия решений становится то, что не только отдельный руководитель, но и все участники должны обладать большим количеством выбора для реализации своих полномочий. Если руководитель в состоянии осуществлять власть в отношении подчиненных, которые, в свою очередь, наделены огромным числом разнообразных альтернатив, то такая власть может считаться еще более сильной. «Власть усиливается по мере увеличения степени свободы обеих сторон» .

Широкая интерпретативность понятия «власти» в исследовательской среде все же позволяет свести вопрос ее понимания к двум концептуальным плоскостям - диспозитивной и сетевой.

Своеобразной точкой отсчета в формировании диспозитивной концепции власти стала работа П. Морриса «Власть: философский анализ» (1987). Автор правомерно начинает с вопроса об источниках и причинах столь устойчивого интереса к категории «власти». Он различает три основных контекста в сфере исследования власти - практический, моральный и оценочный. Практический контекст касается знания собственных способностей добиться чего-то и знания способностей других людей; моральный контекст связан с вопросом об ответственности людей за определенные события; оценочный контекст отражает интерес индивида в осмыслении значимости социального устройства с точки зрения распределения власти. Исследование власти и роль самого понятия власти различаются в зависимости от избранного контекста. Понимая это, П. Моррис предлагает рассматривать власть как разновидность способности индивида, как смысловое ядро его повседневной и профессиональной жизни. «Ваши власти - это ваши способности сделать то, что вы выбрали», -утверждает П. Моррис1.

Начав с семантического исследования термина «власть», П. Моррис делает всесторонний анализ различных видов способностей личности. Он, в частности, различает власть в общем смысле - власть как общую способность (power as ability) и власть в частном (конкретном) смысле -власть как конкретную способность (power as ableness). Как общая способность власть характеризует то, что люди могут сделать в любых условиях; как конкретная способность - в реально существующих условиях. Власть как общая способность измеряется по степени сопротивления объекта, которое субъект может преодолетъ. Властъ как конкретная способность характеризует спектр возможностей, имеющихся у субъекта в данных обстоятельствах. Обе разновидности власти не обязательно соответствуют друг другу: можно иметь громадную власть как общую способность и одновременно весьма ограниченную власть как конкретную способность, и наоборот.

Концепция П. Морриса власти как способности субъекта продуктивна, но, разумеется, не бесспорна. Трудно согласиться с мыслью, что любая способность человека есть власть. Кроме того, способность к власти едва ли можно противопоставлять ее осуществлению (как это делает тот же П. Моррис), поскольку последнее, в отличие от обычного влияния, подразумевает наличие власти как потенциала.

Предложенная П.Моррисом диспозиционная трактовка власти стала сильным импульсом для других исследований. Так, Д. Ронг характеризует власть как возможность, способность, потенциал, который может быть реализован (а может остаться и нереализованным) в действии. В отличие от П. Морриса, он подчеркивает реляционный характер власти, избегая рассмотрения ее как «заключенной в самом субъекте власти, откуда она воздействует на других людей». Д. Ронг проводит четкое различие между «властью» и «ресурсами власти», «властью как потенциалом» и «потенциалом для власти» («латентной властью» и «возможной властью»). Это различение особенно важно в социально-философском анализе, касающемся взаимоотношений между социальными группами и затрагивающем проблемы мобилизации коллективных ресурсов в осуществляемой власти, которая, как утверждает автор, может быть и актуальной, и потенциальной. Д. Ронг подчеркивает, что игнорирование различий между возможностью обладания властью и реально существующей властью является классической ошибкой1.

Д. Ронг строит свое определение власти следующим образом: «власть -это возможность индивидов и групп оказать намеренное и предвиденное воздействие на других индивидов и групп». Он подчеркивает, что «власть» следует отличать от «контроля» и «влияния», что обусловливает необходимость ограничения власти намеренным и эффективным (результативным) контролем над объектом. Характеризуя власть как асимметричное социальное отношение, Д. Ронг уточняет понятие асимметрии во власти путем различения между «интегральной властью» (integral power), где принятие решений и инициатива действий централизованы и монополизированы в руках одного субъекта, и «интеркурсивной властью» (intercursive power), где власть каждого из субъектов социального взаимодействия уравновешивается властью другого субъекта. В последнем случае имеет место процедура переговоров или совместного принятия решений по вопросам, имеющим взаимный интерес. Д. Ронг отвергает традиционное отождествление власти с насилием, принуждением и необходимостью применения санкции для «преодоления сопротивления объекта». Власть, как он считает, может осуществляться в форме убеждения, побуждения или манипуляции при отсутствии принуждения или угрозы использования негативных санкции .

Спорт как профессиональная и непрофессиональная игра

В современной спортивной практике издавна укоренены два вида организации спорта: общедоступный спорт и спорт высших достижений. Первый рассчитан на массовое число участников, второй - предназначен для ограниченного числа лиц, проявляющих исключительные физические способности и обладающих высокой степенью эмоционально-волевой регуляции. В свете исторически сложившейся «дуальности» спорта актуальными становятся осмысление организационно-управленческой деятельности в спортивной сфере жизни общества как стратегического ресурса совершенствования профессионального и непрофессионального спорта.

Спорт как профессиональная игра.

Современный профессиональный спорт корнями уходит в средневековую традицию цирковых представлений и ярмарок. Имея несколько названий (спорт высших достижений, международный спорт, олимпийский спорт, элитный спорт), профессиональный спорт представляет собой предпринимательскую деятельность, цель которой - рекорд и победа, удовлетворение интересов спортсменов, избравших спорт своей профессией, а также спортивных организаций, за которые они выступают, и зрителей. В «большой» спорт вовлечены тысячи людей: спортсменов, тренеров, организаторов, людей, обеспечивающих содержание, питание, проживание, транспортировку, экипировку, охрану спортсменов и т.д.

Современный олимпийский спорт и другие популярные виды спорта, пока не ставшие «олимпийскими», представляют собой симбиоз, объединяющий любительский и профессиональный спорт, субъектами которого выступают спортсмены-любители и профессионалы, сохраняющие независимо от своего социально-правового статуса верность идеалам Олимпийской хартии. Олимпийские игры и чемпионаты мирового значения составляю ядро современного спорта высших достижений, так как служат главным мотивирующим фактором роста спортивных достижений.

По мнению исследователей, профессионализация означает не только рефлексивный путь вхождения в профессию через систему образования и обучения, но и путь перспективной рефлексии профессиональной деятельности. Генетически профессионализм в современном спорте, по мнению П. Макинтош, впервые отчетливо проявился в Англии («спорт джентльменов») задолго до того, как спортивное движение приобрело популярность1.

В рамках профессионального спорта возникают спортивные общества и клубы, где «покупают» и «продают» чемпионов, развивается спортивная реклама, благодаря которой чемпионы становятся средством извлечения доходов. Спорт «высоких достижений» давно утратил статус любительского и превратился в профессию. Оборот денежных средств в орбите современного спорта настолько велик, что его можно с полным основанием считать отраслью мировой экономики.

Профессиональный спорт во многом связан с международным спортивным движением. В развитии международного спортивного движения выделяются три основных этапа: первый (1900-1945 гг.) - становление и организационное укрепление системы международного спортивного и олимпийского движения, когда были созданы многие международные спортивные организации и федерации; второй (1946-1985 гг.) - период коммерциализации, специализации и профессионализации спорта и использования его в качестве политического ресурса противостояния в «холодной войне»; третий (с 1986 г. по настоящее время) - превращение спорта в специфический элемент массовой культуры, «обслуживающий» сферу развлечения и досуга.

Первый период развития мирового спортивного движения - это период создания многих международных спортивных организаций, федераций и организационного укрепления системы международного спортивного и олимпийского движения. Это был период активного становления «народного» спортивного движения, создания спортивной инфраструктуры во многих странах, появления спортивных трансляций по радио и телевидению, сыгравших важную роль в популяризации спорта, развитии общей теории спортивной тренировки, теории и методики подготовки спортсменов в отдельных видах спорта и т.д. Спорт в этот период еще не носил массового характера и в его развитии во многих странах преобладала соревновательно-оздоровительная направленность (например, немецкая, французская или шведская спортивные системы).

Второй период развития мирового спортивного движения оказался богат различными событиями, значительно изменившими характер и направленность спорта. Речь идет о годах «холодной войны», о тоталитарных режимах и апартеиде в ряде стран мира, о появлении на международной спортивной арене спортсменов из так называемых «социалистических», «капиталистически», «развивающихся» стран, о технологической революции в спорте, о начале его коммерциализации, профессионализации, ранней специализации, применении спортсменами допинга и т.д. В это время наблюдается огромный рост популярности Олимпийских игр, поскольку их стали использовать как средство борьбы в идеологических и политических целях. Международный спорт стал превращаться в арену большой политики (апартеид, бойкоты, национализм, терроризм и т.д.). Противостояние двух общественно-политических систем и, прежде всего, спортивное противоборство СССР и США, оказали существенное влияние на развитие мирового спорта.

С середины 1960-х годов в области международного спорта стали развиваться две прямо противоположные тенденции: рост массового спортивного движения и развитие спорта высших достижений. Резко возрос интерес к изучению возможностей человеческого организма, что оказалось полезным и для самого спорта, так как эти знания позволяли вывести систему подготовки спортсменов высшего класса на новый уровень. Ранняя специализация в некоторых видах спорта становилась непреложным законом.

Третий период развития мирового спортивного движения начался в период приостановки гонки вооружения и мирных переговоров о разрядке международного напряжения. С середины 1980-гг. спорт начинает превращаться в специфический элемент массовой культуры, «обслуживающий» сферу развлечения и досуга.

В нашей стране в конце 1980-х гг., в период так называемой перестройки, были созданы предпосылки формирования правовых основ профессионального спорта. Стимулом к началу этого процесса послужили как общественно-политические события в стране, так и решение Международного олимпийского комитета (1986 г.), допускающее участие в Олимпийских играх профессионалов. Начавшиеся через некоторое время (с 1991 г.) общественно-политические реформы дали новые мощные импульсы к становлению и развитию профессионального коммерческого спорта.

С 1991 г. начался процесс образования профессиональных спортивных объединений, В числе первых были зарегистрированы федерация профессионального бокса, профессиональная лига кикбоксинга, профессиональная футбольная лига, профессиональная шахматная федерация. Переход к рыночным отношениям в спорте выразился в разработке и принятии соответствующих уставов, учредительных договоров, в установлении профессиональных правил проведения соревнований, в появлении международных федераций профессионального спорта,

В эти же годы активизировались процессы коммерциализации и профессионализация спорта, а также были предприняты попытки создания централизованного органа международного спортивного движения. Квазилюбительство в спорте утратило свои социально-культурные позиции, профессиональные спортсмены в ряде видов спорта стали участвовать в Олимпийских играх. Профессиональный спорт стал составной частью международного спортивного движений. В результате усилилась борьба международных спортивных организаций с допингом, меркантилизм стал основной ценностью в спорте.

Специфика вхождения в 1990-е годы российского спорта в мировое пространство профессионального спорта заключается в сложности его адаптации к профессиональному мировому спорту. И все же к концу 1990-х годов болезненный процесс реформирования основ профессионального спорта был, в основном, завершен.

Существенным моментом социодинамики спорта является и прекращение дискуссии о «независимом» характере спорта от государства, которое стало играть все большую роль и в его развитии. Ныне концепция отношений между обществом и спортом, государством и спортом определяется, прежде всего, теми задачами, которые перед ними ставятся.

Анализ этих отношений показывает, что в конце XX в. федеральное государство во многих странах взяло на себя совместно с коммерческими структурами ответственность за развитие спорта высших достижений и спортивной инфраструктуры национального значения. Использование же спорта в сфере культурного досуга и в целях воспитания личности стало, по сути, прерогативой только местных органов власти.

Похожие диссертации на Игровая деятельность и спорт в информационном обществе : социально-философский анализ