Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Проблема отчуждения в истории философской мысли 11
1.1 . Подходы к проблеме отчуждения в истории философии 11
1.2.Анализ отчуждения в философии XX столетия 38
Глава 2. Отчуждение в современном обществе 76
2.1. Сущность, содержание и основные формы отчуждения 76
2.2. Условия и пути преодоления отчуждения 128
Заключение 153
Библиография 156
- Подходы к проблеме отчуждения в истории философии
- Сущность, содержание и основные формы отчуждения
- Условия и пути преодоления отчуждения
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Проблема отчуждения - одна из наиболее актуальных в современной социально-философской мысли. Отчуждение как процесс охватывает всю жизнедеятельность человека, проявляется в противоречивости человеческой сущности и характере социальных отношений, в потере контроля над продуктами собственной деятельности человека и в разногласии его с природой. Непреходящий интерес к проблеме отчуждения усиливается в связи со вступлением общества в эпоху постиндустриализма, в котором появляются все более новые формы отчуждения, придающие проблеме глобальный характер.
В современном обществе наблюдается всевозрастающая тенденция проявления негативных отчуждающих воздействий. К ним относятся различные девиации, получающие распространение преимущественно в молодежной среде, неспособность человека реализовать свои творческие способности, комплекс различных общественных влияний, подавляющих личность и т. д. Необходимо особо подчеркнуть последствия вступления человечества в современную информационную цивилизацию, связанную с возникновением новых сред деятельности, в которых целостное существование человека становится все более проблематичным. В частности, объемное содержание виртуальной реальности в массовом сознании ассоциируется именно с компьютерными технологиями и техническими объектами, порождающими весьма злободневные для социума негативы, препятствующие гармоничному общественному развитию. К непредсказуемым, в том числе и отрицательным, результатам могут привести и действия людей, реализующих свои воображаемые намерения, мечты, грезы и фантазии, которые также носят виртуальный характер, существуя лишь в подсознании человека. В этой связи актуально структурирование виртуальной реальности на части и элементы, порождаемые внешними и внутренними, естественными и искусственными и т.п. воздействиями и понимание виртуальной ре альности не как определенного рода опасности, а как возможности решения современных глобальных проблем, в том числе и проблемы отчуждения.
Наряду с поиском приоритетных направлений в изучении феномена современного отчуждения важно выявление механизмов нивелирования негативных его проявлений. Не убеждать человечество в том, что отчуждение преодолимо или наоборот непреодолимо, а обосновать его неотъемлемость от человеческого бытия, содержательное существование и такое понимание данной проблемы, при котором необходимость эффективизации механизмов преодоления его форм - актуальная задача социальной философии.
Человечество стремилось и будет стремиться к жизни более достойной, более устроенной, оно будет «рисовать» утопии, модели идеальных общественных устройств, понимая при этом, что это идеально и неосуществимо. Но между тем человек функционирует по социальным и биологическим законам, каждодневно и реально преодолевая препятствия и трудности. Поэтому анализ феномена отчуждения представляет определенную значимость для многих исследователей, занимающихся социально-философской проблематикой.
Степень разработанности проблемы. Впервые отдельные стороны феномена отчуждения были описаны в работах сторонников теории общественного договора. Такие философы эпохи Нового времени, как Т. Гоббс, П. Гас-сенди, Б. Спиноза, Д. Локк демонстрировали однообразный характер в подходе к проблеме отчуждения, рассматривая добровольное отчуждение естественных прав человека как нечто полезное и необходимое для создания государства. В концепции французского просветителя Ж. - Ж. Руссо отчуждение играло ведущую роль в объяснении природы и сущности общества и государства, что придало феномену отчуждения более объемный характер. Определенный вклад в разработку проблемы отчуждения внесли мыслители XVIII века Г. Мабли, М. Робеспьер и Г. Форстер, которые поддерживали концепцию отчуждения Ж.-Ж. Руссо и способствовали распространению одной из версий принципа социальной справедливости. Более четко социальный подход к исследованию проблемы обозначили социалисты-утописты XVIII - XIX века - А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн, обозначив тем самым определяющую роль общественных взаимоотношений человека.
Заметный вклад в формирование нового осознания отчуждения внес немецкий поэт и философ Ф. Шиллер, продолживший интеллектуальную традицию философов эпохи Просвещения. Радикально преобразовали данную проблематику классики немецкой философии Ф.Шеллинг, И.Фихте и особенно Г.Гегель. Они выявили философско-идеалистическую основу феномена отчуждения и в постижении его сущности использовали наиболее эффективный способ - диалектический метод. Другой представитель этой философии - Л. Фейербах выступил против учения Гегеля об отчуждении, сопрягая проблему отчуждения с критикой религии.
На основе переосмысления и критики позиции Гегеля К. Маркс определил данную проблему в контексте диалектико-материалистического понимания мира. Обозначив труд и результаты трудовой деятельности как главные отчуждаемые и отчуждающие элементы в человеческом бытии, он подошел к принципиально новому решению проблемы. В отношении к распределению производимых благ между людьми философ поставил условие их равенства. Отрицая частную собственность, человек, по его мнению, должен вступить в новые неотчужденные отношения. Концепция Маркса предопределила направленность многих последующих исследователей данной проблемы на протяжении всего XX века.
Существенный вклад в изучение проблемы внесли Э. Дюркгейм и Р. К. Мертон, рассмотревшие понятие аномии как тождественное понятию отчуждения. Безусловно, достойное место в ряду исследователей проблематики занимает Г. Зиммель. Своеобразными выводами проблема отчуждения отразилась в иррационализме А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, 3. Фрейда.
Мыслители XX века - А. Швейцер, В. Зомбарт, М. Вебер, Р. Штаммлер, М. Шелер, О. Шпенглер, А. Гелен, Э. Ротхакер, М. Хортхаймер, Т. Адорно и другие рассматривали проблему отчуждения в разрезе капиталистических отношений. Пессимистическую перспективу в виде невозможности решения про блемы отчуждения отражали в своих трудах экзистенциалисты: М. Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.- П. Сартр, А. Камю. О возрастании социального объема и тотали-зации отчуждения писали представители франкфуртской школы Г. Маркузе и Э. Фромм. Те или иные формы отчуждения фиксировались в трудах философов, социологов и психологов: X. Арендт, X. С. Салливана, К. Хорни, Т. Розза-ка, Ч. Рейча, М. Макоби и др.
Существенный вклад в разработку проблемы отчуждения внесли русские ученые Л. П. Карсавин, К. Н. Леонтьев, Н. О. Лосский, Д. С. Мережковский, B. В. Розанов, П. А. Сорокин, П. Б. Струве, Н. Ф. Федоров, П. А. Флоренский, C. Л. Франк, Г. Г. Шпет и другие. Особую значимость стоит придать работам В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева и Л. И. Шестова.
В настоящее время проблеме отчуждения уделяется специальное внимание со стороны таких исследователей, как Н. Д. Абсава, Ю. М. Антонян, А. В. Буз-галин, В. Е. Горозия, В. Е. Кемеров, И. С. Нарский, Т. И. Ойзерман, В. В. Парц-вания, Н. А. Печерских, М. Маркович, Н.А. Мещерякова, В. А. Погосян, В. Свинцов, С. Н. Шкарубо, Т. А. Савина, 3. Р. Валеева, А. П. Огурцов, Э. В. Ильенков и других.
Но многочисленные отчужденные формы бытия современного человека, которые столь же разнообразны, сколь многообразна сама жизнь, остаются вне поля зрения социальной философии. Несмотря на продолжительное изучение и довольно обстоятельный анализ феномена отчуждения, существуют неоднозначность понимания его у различных мыслителей, сложность в выявлении и исследовании его форм и интерес к проблеме в научных кругах не иссякает.
Объектом данного исследования является отчуждение как социальный феномен. Предметом диссертационного исследования является анализ форм отчуждения и путей его преодоления в современном обществе.
Цель диссертационной работы заключается в рассмотрении отчужденных отношений человека, выявлении и систематизации на их основе различных форм отчуждения, определении как условий востребованности гармонично раз витой личности, так и ее совершенствования, предстающих в качестве современных этапов на пути к преодолению отчуждения.
Для достижения данной цели в предлагаемом диссертационном исследовании ставятся следующие задачи:
- проанализировать существующие концепции отчуждения в исторической рефлексии;
- выявить отчуждающие связи и отношения человека с действительностью;
- рассмотреть основные формы отчуждения и конкретизировать их проявления в современном мире;
- проанализировать существующие решения проблемы преодоления отчуждения;
- определить условия в востребованности гармонично развитой личности и ее прогресса в историческом процессе преодоления отчуждения;
- рассмотреть возможности преодоления отчуждения в современных стратегиях и условиях сохранения экологии бытия человека. Методологическую и теоретическую основу диссертации составляют общефилософские принципы и методы конкретно-исторического и сравнительно-исторического исследования, метод единства исторического и логического, а также методы социальной доктрины синергетики и постмодернизма.
В качестве теоретических источников в исследовании привлекались труды Т. Гоббса, Дж. Локка, Б. Спинозы, Ж. - Ж. Руссо, Ш. Фурье, Л. Фейербаха, В. Соловьева, Ф. Ницше, 3. Фрейда и т. д. Особо методологически значимыми для исследования проблемы отчуждения предстают работы Г. Гегеля «Феноменология духа», К. Маркса «Экономическо-философские рукописи 1844 года» и Н. А. Бердяева «Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности». Заметное место в осмыслении проблемы в XX веке, по мнению диссертанта, занимают «Философия денег» Г. Зиммеля, «Одномерный человек» Г. Маркузе, «Бунтующий человек» А. Камю, «Бегство от свободы» Э. Фромма, «Трансцен-денция Эго» Ж. - П. Сартра и другие.
Научная новизна состоит в следующем:
- выявляются и систематизируются основные отчужденные отношения человека и соответствующие им формы отчуждения;
- раскрывается содержание негативного воздействия форм отчуждения на современную систему социальных и природных отношений человека;
- выявляется доминирование социального отчуждения над отчуждением человека и природы;
- приводятся дополнительные аргументы в обоснование востребованности в развитии гармоничной личности;
- постулируется условие в востребованности гармонично развитой личности как путь к преодолению отчуждения в системе: человек - действительность;
- рассматривается виртуальная реальность как средство для кратковременного преодоления отчуждения.
Положения, выносимые на защиту.
1. В социально-философских концепциях отчуждение рассматривается в иерархической системе по возрастающей степени их обоснованности в трех основных трактовках: как парадоксальные процессы и ситуации бытия, в которых человек становится чужд своей собственной деятельности, ее условиям, средствам, результатам и самому себе; как отношение между социальным объектом и какой-либо его социальной функцией, складывающееся как разрыв их единства, обеднение природы субъекта и изменение природы отчужденной функции; как превращение деятельности человека и его результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему.
В диссертации обосновывается авторская трактовка отчуждения как совокупности внешних и внутренних противоречивых и неприемлемых отношений человека и действительности, проявляющихся в негативном для бытия человека характере и устойчивых формах.
2. С развитием человеческой истории и с вступлением общества в эпоху глобализации отчужденный характер отношений человека и действительности существенно обостряется и приобретает многообразные формы.
3. Философское осмысление отчужденных отношений выражается в системе: человек -» человек; результаты деятельности человека (результаты деятельности общества) -» человек (общество); общество -» общество; человек (общество) - общество (человек); человек (общество) о природа.
4. Отчужденные формы в современном обществе представлены суицидальным поведением; рабством и эксплуатацией; техногенностью; ксенофобией и дискриминацией; духовным, стратификационным и политико-правовым отчуждением; экологическим отчуждением.
5. Негативные проявления отчужденных форм в современном обществе выражаются в суициде; в утрачивании физической и моральной свободы человека, способности его к абстрактно-логическому мышлению и ряду деятельно-стных аспектов; в боязни чуждого, в нарушении свободы человека и общества в зависимости от природных и социальных индивидуальностей и особенностей; в деградации; в наркомании, алкоголизме, проституции; в невозможности человека реализовать свои творческие возможности и кризисе креатосферы; в неравном доступе к ресурсам потребления и неравной возможности удовлетворения потребностей; в преступлениях, проступках, коррупции; в экологическом кризисе.
6. Занимая особое место в системе форм отчуждения, природное отчуждение обнаруживает все большую зависимость от деятельности человека в социуме.
7. Необходимость разотчуждающего момента в процессе преодоления современных форм отчуждения предстает как важнейший фактор создания благоприятных условий для формирования гармонически развитой личности в обществе. Востребованность позитивно-деятельностной, образованной, нравственной личности в обществе является определяющей на пути к преодолению отчуждения.
8. В свете информационно-глобальных изменений жизнеустройства человека виртуальная реальность с учетом условий гармоничного общественного развития, определенного дозирования и жесткого контроля над ее существованием представляется как возможность кратковременного преодоления отчуждения. Отчуждающая сила объективного отношения частично или полностью нейтрализуется искусственно созданным соответствующим отношением в виртуальной реальности.
Научно-теоретическая и практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что в результате анализа проблемы отчуждения и его форм появляются механизмы, способствующие его преодолению. Выводы и практические рекомендации диссертации могут быть полезны при решении государственных задач с целью нивелирования негативных проявлений современных форм отчуждения. Данное диссертационное исследование может быть также использовано в качестве общетеоретической основы для социологических и философских разработок в области проявления отчужденных форм. Теоретические идеи данного исследования найдут свое применение в процессе чтения основных и специальных курсов лекций по философии, социальной философии и культурологии.
Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались автором на межвузовских, внутривузовских и региональных научных конференциях. Теоретические идеи диссертационной работы были апробированы на лекционных курсах по философии и культурологии на технологическом факультете Пятигорского государственного технологического университета.
По теме диссертации автором опубликованы 4 статьи и тезисы, ряд публикаций находится в печати.
Подходы к проблеме отчуждения в истории философии
Впервые концепция отчуждения была разработана в XVII - XVIII веках авторами и сторонниками Общественного договора Томасом Гоббсом, Пьером Гассенди, Барухом Спинозой, Джоном Локком, Жан - Жаком Руссо и другими.
По мнению представителей Общественного договора, обладателем любой власти является народ, и государство, образованное волей свободных и независимых индивидов. Государство призвано обеспечивать соблюдение их неотъемлемых прав, защиту их жизни, свободы и частной собственности.
Концепция отчуждения английского философа Т. Грббса изложена главным образом в его основных произведениях: «Философские основания учения о гражданине»1 и «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского»2.
Учение философа сводилось по преимуществу к пониманию отчуждения как акта передачи определенных прав человека социальной системе, как добровольное отчуждение людьми своих прав с целью создания путем договора государства.
Как отмечает Т. Гоббс, «...такое отречение, или отчуждение является добровольным актом, а целью добровольного акта всякого человека является какое-нибудь благо для себя»3 и подчеркивает, что «...мотивом и целью при отречении от права, или отчуждении его, является гарантия безопасности челове ческой личности... Взаимное перенесение права есть то, что люди называют договором (contract)».1
Государство, по мнению Гоббса, отняло у людей все права, быть может, исключая лишь право на жизнь, стало им чуждым, подавляющим его творческие способности.
Согласно ученому, готовность индивидов прибегнуть к взаимному отчуждению собственных прав, связана их боязнью вернуться к тому естественному состоянию, которое существовало до объединения людей в общество, то есть к войне, и не простой войне, а к «войне всех против всех»2.
Государство Т. Гоббс представлял как множество людей, соединенных в одном лице. «Государство, - говорил он, - есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало для себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех и так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты»3.
Создавая идеи отчуждения и тотальной личности, Гоббс сознавал, что английская социальная система использует свою «волю» отнюдь не для достижения тех гуманистических идеалов, которые он выдвигал и которые следовали из его теории.
Мыслитель понимал, что только те истины, которые не сталкиваются с человеческой выгодой и с человеческими удовольствиями, приветствуются всеми людьми. По наблюдению американского философа Б. Данэма, в произведениях Гоббса возникает противоречивое желание сказать правду и смягчить вытекающие из нее выгоды так, чтобы не стать объектом для выпадов со стороны властей. Вследствие этого концепция отчуждения Т. Гоббса получила дальнейшее развитие не в его произведениях, а в трудах тех, кто воспринял и переработал его идеи.
Пьер Гассенди, размышляя о характере взаимоотношений человека с социальной средой, более критично смотрел на место и функции «Общественного договора» в обществе.
По мысли Гассенди, в обществе предписывается в качестве справедливого и правомерного нечто такое, что не служит общественному благу. Критерием справедливости законоположений, по представлению ученого, должна являться польза в жизни общества всем без исключения. П. Гассенди ставит задачу всякого общества и государства в распределении благ, как для общества в целом, так и для каждого его члена.
Ряд весьма интересных суждений о существенном мире непредсказуемости результатов поведения человека сформировал великий голландский мыслитель нравственного плана Бенедикт Спиноза в своих знаменитых книгах «Этика»1, «Богословско-политический трактат» и «Трактат об усовершенствовании разума»3.
Б. Спиноза отмечал, что люди бессильны перед лицом собственных страстей, вырастающих из слабости человека, который является не более чем частичкой природы.
Согласно философу, возможность преодоления сложившейся ситуации можно найти в сфере человеческого познания, в активности духа человека. По мнению Спинозы, «...чем больше познал дух, тем лучше он понимает и свои силы и порядок природы, тем легче он может сам себя направлять и устанавливать для себя правила; и чем лучше он понимает порядок природы, тем легче может удерживать себя от тщетного...» .
1 мысли Спинозы о справедливости на земле отражались в его рассуждениях о перспективах обретения людьми самих себя и подлинно человеческого состояния.
Философ утверждал, что люди несмотря на свой эгоизм и взаимную неприязнь, будут вступать в сообщество друг с другом. «Однако редко бывает, - пишет Спиноза в «Этике», - чтобы люди жили по руководству разума; напротив, все у них сложилось таким образом, что они большей частью бывают ненавистны и тягостны друг для друга. И тем не менее они едва ли могут вести одинокую жизнь, так что многим весьма нравится известное определение человека как животного общественного; и в действительности дело обстоит таким образом, что из общего сожития людей возникает гораздо более удобств, чем вреда»1. И опыт, по мнению Б. Спинозы, покажет, что «...при взаимной помощи они гораздо легче могут удовлетворять свои нужды и только соединенными силами могут избегать опасностей, отовсюду им грозящих...»2.
Сущность, содержание и основные формы отчуждения
В современной справочной литературе по философии категория «отчуждение» предстает в нескольких трактовках:
1. «Отчуждение - категория, описывающая парадоксальность человеческого бытия, процессы и ситуации, в которых человек становится чужд своей собственной деятельности, ее условиям, средствам, результатам и самому себе»1;
2. «Отчуждение - философская категория для обозначения общественного процесса, в границах которого происходит превращение результатов и продуктов деятельности людей в независимую силу, становящуюся выше своих творцов и подавляющую их»2;
3. Отчуждение как отношение между социальным объектом и какой-либо его социальной функцией, складывающееся как разрыв их единства, обеднение природы субъекта и изменение природы отчужденной функции.
Данные общепринятые трактовки отчуждения, по нашему мнению, не являются наиболее полными определениями данному феномену ввиду отсутствия причинной связи между социально-деятельностным и природным компонентами отчуждения.
В связи с этим категория отчуждения в этих вышеизложенных понятиях несет, по сути, содержание понятия «социальное отчуждение».
Авторская трактовка отчуждения показывает детерминационную взаимосвязь социального и природного фактора, понимая под действительностью не только деятельность человека в социуме, но и природную среду, отмечая негативное воздействие преобразований действительного мира человека.
Отчуждение - это совокупность внешних и внутренних противоречивых и неприемлемых отношений человека и действительности, проявляющихся в негативном для бытия человека характере и устойчивых формах.
Современная философия ориентируется не столько на общие определения отчуждения, его сущности, «природы» и т. п., сколько на эволюцию самой проблемы отчуждения, на выявление динамики социальных концепций отчуждения, сменявших друг друга в философии и социологии и выяснение его различных социально-исторических форм.
Проследив эволюционное развитие концепций отчуждения в предыдущей главе, на наш взгляд, необходимо перейти к выявлению и систематизации отношений, определяющих основные формы отчуждения человека и непосредственно к рассмотрению и анализу этих форм, раскрывая их негативные проявления.
По нашему мнению, отчуждение проявляется в следующих отношениях:
- от собственного «Я» (самоотчуждение);
- человек - человек;
- результаты деятельности человека (результаты деятельности общества) -» человек (общество);
- общество - общество;
- человек (общество) о общество (человек);
- человек (общество) -» природа.
Рассматривая первое заявленное отношение: отчуждение от собственного «Я» или самоотчуждение, выявим природу данного отчужденного отношения, определим собственное понятие самоотчуждения, охарактеризуем суицидальное поведение как его форму и суицид как его негативное проявление.
Природа данного отчужденного отношения, на наш взгляд, в невозможности индивидом проявить и реализовать свое функциональное назначение, в связи с чем особую значимость необходимо придать изучению саморазвития как процессу формирования личности. Саморазвитие - это сознательная деятельность человека, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности. Саморазвитие предполагает наличие ясно осознанных целей деятельности, идеалов и личностных установок.
Каждый человек имеет целостное представление о себе как о личности, биологическом организме, члене общества, работнике, профессионале и т.д. Данная концепция осознания собственной значимости выступает как установка по отношению к самому себе и включает следующие компоненты:
- когнитивные - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д. (самосознание);
- эмоциональные - самоуважение, себялюбие, самоуничижение и т.д.;
- оценочно-волевые - стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т.д.
Рассмотрим ряд категорий, определяющих самостоятельное развитие человека, таких как: самовоспитание, самореализация, самокритика и самоотчуждение.
«Самовоспитание, - как определяется в психологическом словаре, - это сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности. Базируясь на активизации механизмов саморегуляции, оно предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов»1.
Под самореализацией понимается выявление и развитие индивидом личностных способностей во всех сферах деятельности, а под самокритикой - выявление собственных недостатков с целью их преодоления.
Осознанием неспособности и отсутствием возможности к самореализации индивида в социальной деятельности выступает самоотчуждение.
Самоотчуждение, по нашему мнению, происходит в результате внутренних дихотомий человека с учетом внешних негативных обстоятельств, мешающих
Шпарь В. Б. Новейший психологический словарь. - Р. н./Д.: Феникс, 2005. - С.553. самореализации человека, и в борьбе с которыми человек оказывается бессильным.
В результате этих воздействий происходит отказ человека от своих сущностных особенностей, происходит «разложение» сущности человека, теряется смысл в предназначении и исполнении определенных человеческих функций, результатом выступает неадекватное существование по отношению к обществу, подводящее к суицидальному поведению как форме отчуждения и его крайне негативному проявлению - суициду.
С учетом данных положений, возникает ряд вопросов. Что же является мотивом, или каковы причины приводящие человека к неспособности преодолевать данные негативные для него воздействия? Какова их природа в том или ином обществе? Существуют ли методы преодоления данных воздействий?
Причины можно искать в биологических, генетических, психологических и социальных сферах человека. Человек обычно самоотчуждается в экстремальных ситуациях, таких, как потеря любимого человека, работы или учебы и других. Большинство людей страдают от депрессии, которая часто не диагностируется и не лечится. Другие психические болезни, такие как биполярное и тревожное расстройства, шизофрения и другие могут также способствовать самоотчуждению и его форме - суицидальному поведению.
Условия и пути преодоления отчуждения
. В преодолении факторов отчуждения, их последствий большую роль играет сам человек, его воля и мужество, а этому способствует, на наш взгляд, вовлеченность его в творческий созидательный процесс. «Творческий акт всегда есть освобождение и преодоление...Ужас, боль, расслабленность, гибель должны быть побеждены творчеством»1.
Задачи, стоящие перед человечеством, увеличиваются по мере роста его могущества. А это значит, что и каждый отдельный человек начинает нуждаться в качествах, которые раньше были присущи немногим. Содержание социальной активности человека, живущего в сложном, динамичном, быстро меняющемся обществе, не может быть запрограммировано консервативной системой воспитания. Чтобы не потеряться во времени и потоке противоречивой информации, индивид должен обладать устойчивым внутренним мотивацион-ным ядром, способным выдерживать высокие информационные нагрузки и быстрые изменения среды, при этом, не теряя своей идентичности. Одновременно с этим обладать большой психологической гибкостью, лабильностью, позволяющей и в зрелом возрасте не только усваивать новую информацию, но и самому производить что-то новое. Без этого человек обречен на отставание от жизни.
Мышление человека должно быть открыто и обращено к миру, частицей которого он является, и в то же время не быть конформистским, шаблонным, ибо нивелирование человеческих индивидуальностей неминуемо превращает общество в безликую толпу. Человек должен быть организованным и дисциплинированным, так как без этого невозможно функционирование сложной системы социальных взаимосвязей, и вместе с тем творчески смелым, инициативным и решительным в достижении цели, поскольку всякая новая мысль рождается в чьей-то индивидуальной голове и лишь со временем усваивается и осознается другими.
Творческий стиль жизнедеятельности человека становится ныне не просто насущной общественной потребностью, но и неотъемлемым требованием современных социальных условий жизни. А поскольку творческий подход не может сформироваться без активного участия самой личности, без процесса самовоспитания, социальные институты культуры призваны поддерживать и развивать инициативу и самодеятельность людей, воспитывать у них чувство ответственности, личной причастности к тому, что происходит вокруг. В.А.Сухомлинский отмечал, что истинное воспитание имеет место только тогда, когда есть самовоспитание. А самовоспитание, по его мнению, это действующее человеческое достоинство.
Эволюция не оказывает на человека видимого, существенного воздействия в рамках короткого времени. Естественное течение процессов, обусловленное детерминационными связями, со временем начинает развивать в человеке ориентацию на конформизм в безликой сложной социальной системе. Изменения идут медленно, а потребности человека часто сиюминутны. Личность живет в своем собственном иллюзорном мире. Человек осознает потребность в преодолении негативных проявлений отчуждения в обществе, но не может в одиночку снять социальные противоречия и преобразовать функционирование социальных институтов. Традиционные духовные ориентиры, заложенные в процессе социализации, позволяют ему иногда избежать фрустраций. Однако жизнь человеку в действительности кажется не полноценной по сравнению с его желанием самореализации.
В истории философской мысли наблюдаются различные концепции, определяющие путь преодоления отчуждения. Мы рассмотрели и проанализировали в первой главе экзистенциально важные из них, чтобы сформировать свой комплексный набор условий для преодоления отчуждения человека.
Наиболее эффективные пути решения проблемы отчуждения, несмотря на различные критические оценки, даются марксизмом. Рассмотрим его путь пре одоления отчуждения и определим свою позицию по отношению к данной теории.
Маркс разделяет развитие человечества на три эпохи. Первая из них -предыстория или эпоха отчуждения включает девять способов производства: архаический, первично-коллективный, родовой, первобытно-общинный, азиатский, рабовладельческий, феодальный, абсолютистский, капиталистический.
Вторая - эпоха уничтожения частной собственности, каждый из способов производства которой является этапом снятия одного из слоев отчуждения.
Третья - эпоха «положительного гуманизма», свободная ассоциация всесторонне развивающихся индивидов.
Эти эпохи разделены между собой двумя переходными периодами, которые по сложности и богатству форм далеко превосходят периоды смены способов производства внутри каждой из эпох.
Необходимость в первом из двух переходных периодов возникает, когда пролетариат уже завоевал политическую власть, однако, достигнутый к этому моменту уровень развития производительных сил недостаточен для прямого перехода к присвоению капитала в качестве общественной производительной силы.
Отличие переходного периода от коммунистических способов производства состоит в том, что основная форма деятельности при социализме - развитие унаследованных от капитала производительных сил, в то время как в коммунистических способах производства - превращение производственных отношений в контролируемые обществом производительные силы и снятие отчуждения.