Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовно-нравственные качества личности военнослужащего современной Российской армии: сущность, особенности и направления развития : социально-философский анализ Манерко, Ирина Васильевна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Манерко, Ирина Васильевна. Духовно-нравственные качества личности военнослужащего современной Российской армии: сущность, особенности и направления развития : социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Манерко Ирина Васильевна; [Место защиты: Воен. ун-т].- Москва, 2011.- 179 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/443

Содержание к диссертации

Введение

Раздел 1. Сущность, классификация и социальные функции духовно-нравственных качеств личности военнослужащего Российской армии 14-60

Раздел 2. Духовно-нравственные качества личности военнослужащего Российской армии: особенности и содержание 61-113

Раздел 3. Динамика и направления развития духовно-нравственных качеств личности военнослужащего Российской армии в современных условиях 114-160

Заключение 161-171

Список литературы 172-179

Введение к работе

Происходящие в современной России изменения в различных областях жизнедеятельности общества и человека предполагают исследование глубинных процессов преобразований, в том числе и в области духовно-нравственной сферы деятельности личности. Это, в свою очередь, вызывает необходимость расширения и уточнения содержания многих категорий и понятий социально-гуманитарной сферы, что могло бы более полно отразить и описать реалии современных социальных процессов, перспективы культурной самоидентификации общества, проблемы социальной политики государства. К таковым принадлежит и понятие «духовно-нравственные качества личности», которое благодаря своей многозначности и универсальности сегодня прочно вошло в лексикон как научной, так и обыденно-практической сфер познания.

Обращение к проблеме духовно-нравственных качеств личности военнослужащего современной Российской армии связано прежде всего с тем, что нравственный аспект военной профессии в отличие от других видов деятельности составляет одну из важнейших ее сторон. Нравственно-гуманистический характер носят ее направленность и целевое назначение. В деятельности военнослужащего многое зависит от нравственности избранных средств, так как для сохранения жизни подчиненных и сослуживцев, выполнения приказов и поставленных задач порой необходимы не только профессиональная компетентность, но и гуманизм, взаимовыручка, бескомпромиссность, определенное мужество. Именно поэтому проблемы исследования духовно-нравственных качеств личности военнослужащего, ее духовной готовности к служению Родине и своему народу, выполнению профессионального долга по обеспечению безопасности общества и государства должны рассматриваться как важное звено формирования современного облика Вооруженных Сил России.

Актуальность темы исследования обусловлена следующими обстоятельствами.

Во-первых, противоречивые процессы развития духовной сферы современного российского социума настоятельно требуют исследования духовно-нравственной проблематики во всех основных видах его жизнедеятельности, обоснования важности исторически непреходящих ценностно-нравственных регулятивов, способствующих укреплению социального и духовного здоровья, согласия и прочности общества и его военной составляющей: наполнения их новым содержанием применительно к сегодняшним реалиям.

Во-вторых, изменение условий и принципов деятельности военнослужащих Российской армии в современных условиях требует совершенствования системы их профессиональной подготовки. В частности, стоят задачи повышения уровня их служебно-профессиональной выучки, формирования навыков и умения принимать нестандартные решения, проявлять высокую профессиональную мобильность, социально-психологическую устойчивость и надежность при выполнении поставленных задач в экстремальных условиях. Чтобы их решать, воинам необходимо овладеть комплексом духовно-нравственных качеств – ценностной основой их профессиональной деятельности.

В-третьих, обращение к проблеме духовно-нравственных качеств личности военнослужащего современной Российской армии связано также с тем, что нравственная сторона военной профессии является детерминирующим и мотивационным фактором внешней активности личного состава. Нравственно-гуманистический характер имеет направленность личности военнослужащего, отношение к военной присяге и воинскому долгу. В содержании самой деятельности военнослужащего многое зависит от избранных им морально-нравственных ценностей.

В-четвертых, важным представляется определение перспектив развития духовно-нравственных качеств личности военнослужащего в российском обществе как фактора оптимизации воинской деятельности. Данная задача трудна для конкретно-практического решения, но она может быть осмыслена в философско-прогностическом и мировоззренческом аспектах, в соответствии с основными направлениями развития российского общества, в том числе и с формированием духовно зрелой личности воина как гражданина и защитника Отечества.

Таким образом, проблема изучения духовно-нравственных качеств личности военнослужащего в условиях существенных организационных изменений Вооруженных Сил, особенностей их функционирования как института государства и общества приобретает актуальное значение, поскольку она непосредственно связана с повышением качественного уровня безопасности страны, новым обликом армии и флота, морально-психологическим состоянием самих военнослужащих.

Степень научной разработанности проблемы. Получить представление об уровне социально-философского осмысления духовно-нравственных качеств личности военнослужащего Российской армии можно на основе анализа имеющихся теоретических источников, объединив их в три группы.

Первую группу составляют работы отечественных и зарубежных авторов, в которых рассматривается духовно-нравственная проблематика общества и личности. Поскольку армия выступает институтом не только государства, но и общества, их содержание можно увязать и с исследованиями армейской духовно-нравственной проблематики. Так, в трудах А.И. Арнольдова, А.С. Барулина, О.Н. Козловой, А.Б. Лебедева, А.В. Сергееевой, А.К. Уледова, В.Г. Федотовой, А.Ю. Шеманова и других обстоятельно проанализированы духовно-нравственные образования, характеризующие общество как целостную, относительно самостоятельную систему.

Духовность как сущностная характеристика и основа жизнедеятельности общества и личности всесторонне исследована в работах В.У. Бабушкина, В.Н. Волкова, В.Н. Грузкова, М.С. Кагана, С.Б. Крымского, В.И. Ксенофонтова, О.А. Матвейчева, В.И. Мурашова, Г.В. Платонова и А.Д. Косичева, А.Н. Троепольского, С.С. Хоружего и др.

Привлекают внимание издания отечественных и зарубежных ученых, в которых представлена методология анализа проблем духовности постсоветской России. Они во многом способствовали расширению научных представлений о духовно-нравственных процессах современного российского общества, состоянии и направленности развития духовно-нравственной жизни российских граждан.

Нравственность как общественное явление с присущими ей особенностями, чертами обстоятельно проанализирована в трудах Е.В. Беляевой, В.С. Библера, В.А. Блюмкина, О.Г. Дробницкого, А.А. Гусейнова и Р.Г. Апресяна, Б.И. Каверина, Б.В. Маркова, А.В. Разина, А.И. Титаренко, В.Д. Шадрикова, А.И. Яковлева и Н.П. Кириллова и др.

Проблема соотношения духовности с духовно-нравственными ценностями и качествами личности, с ее совершенствованием раскрывается в работах А.М. Багаутдинова, Л.П. Буевой, А.П. Валицкой, Т.И. Власовой, А.А. Королькова, И.В. Фотиевой, С.В. Хомутцова и др., идеи которых обогащают современные научные знания о духовности личности и социальных общностей, нравственной составляющей их жизнедеятельности. Их концепции использованы в диссертации в качестве теоретической основы социально-философского анализа духовно-нравственных качеств личности военнослужащего.

Вторая группа источников, важных для диссертации, посвящена исследованию феномена человека, различных аспектов, сторон и граней качеств личности: социальных, духовно-нравственных, общественно-политических, интеллектуально-мировоззренческих, ценностных, государственно-правовых, религиозных, коммуникативных, организационно-управленческих, военно-профессиональных и др.

Во всех без исключения работах данной группы подчеркивается неразрывная связь в социальном облике личности всех его составляющих при доминирующей, всепроникающей и интегрирующей роли духовно-нравственных качеств, которые позволяют человеку реализовывать на практике свою роль и предназначение.

Третью группу составляют труды военных ученых, содержащие философско-методологические подходы к рассмотрению связи духовно-нравственных качеств личности с вооруженной защитой государства и общества.

Так, в рамках данной группы источников исследуются проблемы функционирования и развития духовно-нравственных качеств военного человека в условиях воинской деятельности, социализации и моделирования духовно-нравственных качеств военнослужащих с учетом происходящих в российском социуме перемен, прежде всего в духовно-нравственной сфере жизни общества и человека.

Заслуживают внимания также работы, в которых исследуются проблемы российской военной истории, подготовки военных кадров, в частности, традиции русской армии, ее духовно-нравственные истоки и ценности.

Анализ законов войны и вооруженной борьбы, оборонной мощи государства и военного строительства в работах данной группы имеет важное методологическое значение для более детального изучения проблемы духовно-нравственных качеств личности военнослужащего и обоснования направлений их развития в условиях формирования нового облика Вооруженных Сил России.

Таким образом, труды указанных исследователей выступают методологической и теоретической основой социально-философского анализа духовно-нравственных качеств личности военнослужащего современной России. Несмотря на обширный круг научной литературы по данной проблеме, следует отметить, что отсутствуют специальные работы, систематизирующие накопленный материал о духовно-нравственных качествах военнослужащих как особом феномене их духовной культуры. До сих пор не уделяется должного внимания источникам, причинам и сущности духовных трансформаций, а также механизмам и факторам духовно-нравственной деградации духовного мира личности военнослужащего. Не акцентируется внимание на выявлении той тонкой грани в активности личности, перешагнув которую позитивные человеческие качества деформируются и превращаются в свои противоположности.

Таким образом, актуальность темы исследования, недостаточная степень ее разработанности в научной литературе предопределили выбор объекта и предмета исследования, его цель и задачи.

Объектом диссертационного исследования выступает духовно-нравственная жизнь общества и личности как особый феномен культуры российского социума. Предметом исследования – трансформация духовно-нравственных качеств личности военнослужащего Российской армии в современных условиях.

Цель диссертационного исследования заключается в осуществлении социально-философского анализа существенных признаков, содержания, особенностей, классификации и функций духовно-нравственных качеств личности военнослужащего Российской армии, их динамики и направлений совершенствования в условиях формирования современного облика Вооруженных Сил России.

Предмет исследования и его цель предопределили постановку и решение следующих научных задач:

– уточнить и проанализировать сущность духовно-нравственных качеств личности военнослужащего Российской армии в современных условиях;

– обосновать классификацию духовно-нравственных качеств личности военнослужащего на основе их функционального предназначения;

– выявить особенности духовно-нравственных качеств российского военнослужащего и дать содержательную их характеристику;

– рассмотреть динамику духовно-нравственных качеств личности военнослужащего и обосновать приоритетные направления их развития на этапе формирования нового облика Вооруженных Сил России.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составили идеи и положения философского наследия по проблемам человека, его бытия в социуме, духовности и социальных качеств личности, социального статуса российского военнослужащего, его социализации в сложных условиях реформирования общества и Вооруженных Сил России. В работе представлены итоги осмысления научных материалов научно-практических конференций и семинаров, диссертаций и авторефератов диссертаций, публикаций в научных журналах, средствах массовой информации по теме исследования.

Непосредственно методологическую основу диссертации составили основные положения социально-философской науки, ее понятийно-категориальный аппарат применительно к объекту и предмету исследования; социокультурный, структурно-содержательный, функционально-деятельностный, аксиологический подходы; принципы социального детерминизма, преемственности и т.д.

Эмпирическая база исследования включает результаты анализа руководящих документов, регламентирующих деятельность Министерства обороны в области воспитания и образования, результаты социологических исследований по вопросам развития духовно-нравственной составляющей жизнедеятельности личности и общества в современных условиях; контент-анализ материалов периодической печати по проблеме, а также обобщение опыта практической деятельности в воинских коллективах.

Сущность, классификация и социальные функции духовно-нравственных качеств личности военнослужащего Российской армии

Необходимым условием всестороннего исследования профессионально важных для личности военнослужащего современной Российской армии духовно-нравственных качеств является уяснение теоретических идей и положений, методологических принципов и подходов, выступающих научными ориентирами в изучении этого сложного духовного явления.

Изучение сущности и содержания духовно-нравственных качеств личности (в том числе и военнослужащего) предполагает синтез имеющихся знаний о них, показ их в обобщенном и целостном виде, что закономерно предполагает в качестве методологии исследования данного явления использование идеи целостности. Ее исходный принцип - идея человека. Базовые методологические положения идеи целостности можно выделить по таким позициям:

- идея целостности, взятая в качестве принципа и методологического основания исследования, наиболее адекватно отражает фундаментальное качество человека как такового (быть целостностью), характер изучения проблематики о нем, а, следовательно, и существо вопросов о духовном, нравственном, духовно-нравственных качествах и особенностях их проявления в жизнедеятельности общества и личности, в том числе и в военной сфере;

- использование идеи целостности позволяет наиболее полно реализовывать данные наук о человеке, в должной мере овладевать научной аргументацией против умозрительных суждений о нем, в том числе и о духовном;

- идея целостности предполагает рассмотрение взаимодействия духовного и материального в жизнедеятельности общества и личности как диалектический процесс, где не должно быть заведомого противопоставления одного другому. Задача состоит в изучении каждой из сторон и анализе особенностей и характера, места и роли в обществе и деятельности личности в данный конкретно-исторический момент1.

Таким образом, задача социально-философского анализа заключается в том, чтобы на основе имеющихся важнейших требований и принципов целостно рассмотреть признаки, сущность, содержание, специфику, тенденции, закономерности развития и т.п. изучаемого социального предмета или явления.

Как известно, философско-методологическую основу социально-философского анализа составляют онтологические, гносеологические, функциональные, натурфилософские или социологические подходы, требования и методы, соответствующие предмету изучения и позиции исследователя. Социально-философское исследование духовно-нравственных качеств личности сочетает в себе многие из названных подходов и аспектов. Однако реализуется оно с использованием категорий и средств философии, а также понятийного аппарата, отражающего теоретический уровень изучаемого явления, в данном случае - духовно-нравственных качеств личности.

Следовательно, исходя из традиционных канонов и требований к социально-философскому познанию и принимая во внимание специфику исследования духовных явлений, методологической основой предмета исследования выступают прежде всего принципы и способы (методы) научного познания духовно-нравственных качеств личности военнослужащего современной Российской армии. Кроме того, важным и необходимым компонентом методологического блока является уточнение и обоснование понятийно-категориального аппарата.

Таким образом, логика исследования предполагает использование определенных принципов методологии целостного исследования общественных явлений вообще и духовно-нравственных качеств личности военнослужащего в особенности, в ряду которых можно выделить следующие: общедиалектические принципы исследования явлений и процессов вообще, общества и его духовной сферы в частности (принципы развития, всеобщей связи, объективности, целостности, восхождения от абстрактного к конкретному, всесторонности и т.п.); принцип историзма; принцип преемственности; принцип детерминизма; принцип методологического многообразия; принцип дополнительности1.

Необходимо также обратить внимание на то, что изучение и развитие духовно-нравственных качеств личности военнослужащего Российской армии представляет собой сложный социокультурный процесс, который тесно связан с масштабными явлениями и процессами во всех областях общественной жизни современной России. Поэтому изучение данного феномена предполагает выделение также ряда методологических принципов и подходов социально-философского плана, позволяющих более полно представить сущность и значение духовно-нравственных качеств личности для поступательного развития вооруженной организации российского общества в современных условиях. В числе таких основных принципов можно выделить следующие:

а) принцип антропоцентризма, который определяет включенность человека в социальное бытие и ответственность за его качественное состояние как основного субъекта духовно-нравственной атмосферы общества. Данный принцип является одним из важнейших для изучения социальных явлений, так как определяет диа лектическое единство личности и общества. Человек по своей сущности реконст руирует и проектирует социальную реальность, которая принимает определенный вектор направленности, впоследствии могущий стать угрозой для жизни самого человека (глобальные проблемы современности, мировой экономический кризис, подмена духовных ценностей материальными запросами и др.);

б) феноменологический принцип, который тесно связан с пониманием и уяснением личностью быстро меняющихся социальных процессов и введением новых социальных проектов и практик. Данный принцип позволяет найти ответы на возникающие сегодня вопросы: каким образом новые понятия, включаемые в сознание россиян, ими осознаются и соответствуют ли реальным социальным изменениям? Какую направленность принимает трансформация культуры русского человека, его духовности, ценностная ориентация членов современного российского общества? и многие др. Ведь уже давно известно, что «основополагающие коды любой культуры, управляющие ее языком, ее схемами восприятия, ее обменами, ее формами выражения и воспроизведения, ее ценностями, иерархией ее практик, сразу же определяют для каждого человека эмпирические порядки, с которыми он будет иметь дело и в которых будет ориентироваться»1.

Феноменологический принцип позволяет преодолеть дихотомию субъектно-объектных отношений и тем самым адекватно исследовать процессы духовного бытия, в котором нет и не может быть деления на субъективную и объективную реальности;

в) принцип соответствия изучения и развития духовно-нравственных качеств личности военнослужащего актуальным потребностям российского государства, целям и задачам военного строительства. Следование этому принципу предполагает соотнесение общих возможностей развития духовно-нравственных качеств личности с конкретными темпами и содержанием изменений в военно политической практике, со сложившимися традициями и насущными проблемами жизни современного российского общества и армии;

г) принцип адекватности приемов, средств и процедур исследования специфике духовно-нравственных качеств личности военнослужащего. Данному феномену свойственна определенная специфика содержания и функционирования в реальных условиях. Поэтому, применение исследовательского арсенала должно быть адекватно тем условиям жизнедеятельности воинов, в которых формируются, проявляются и развиваются их духовно-нравственные качества;

д) принцип гармонизации объективного и субъективного аспектов в содержании духовно-нравственных качеств личности воина, который обусловлен спецификой их развития в деятельности субъекта по обеспечению безопасности общества и государства. Функционирование, развитие и проявление позитивных духовно-нравственных качеств военнослужащего органично включают в себя, во первых, учет объективных факторов этих процессов и, во-вторых, собственное самоопределение и целеполагание в процессе их реализации на благо общества и самой личности. «Связь нашего сознания с предметами состоит в том, что мы мыслим их, создаем о них представления. Строго говоря, мы обладаем не самой реальностью, а лишь идеями, которые нам удалось сформировать относительно нее. Наши идеи как бы смотровая площадка, с которой мы обозреваем весь мир»1

Духовно-нравственные качества личности военнослужащего Российской армии: особенности и содержание

Анализ процесса формирования современного облика Российской армии и приведения ее состояния к требованиям современных реалий мирового развития с необходимостью подтверждает, что военнослужащие в полной мере включены в систему общественных отношений, им характерны черты и признаки социальной активности, а также особенности духовной жизни нашего общества на современном этапе его развития. Вооруженные Силы России как институт государства содержат в себе все многообразие общественных отношений позитивного и негативного содержания, раскрывающих не только их взаимодействие с обществом, но и внутреннее состояние. Вместе с тем армия и флот Российской Федерации как основной субъект организации и осуществления обороны страны имеют особое предназначение - обеспечить безопасность личности, общества и государства. «В целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации»1. Поэтому общественные отношения материального и духовного порядка в военной организации обладают спецификой, которая обусловлена характером деятельности Вооруженных Сил, особенностями воинской службы и воинского быта, всей системой жизнедеятельности воинов. К таким специфическим чертам относятся:

1) особая социальная функция армии и флота: быть средством вооруженной защиты страны от внешней опасности;

2) выполнение воинского долга в сложной обстановке, нередко, а порой и зачастую, связанной с риском для жизни военнослужащих;

3) специфическая организация и профессиональная структура Вооруженных сил страны;

4) строгое распределение бюджета времени, обусловленное интересами постоянной боевой готовности частей и подразделений армии и флота; ,

5) ярко выраженная централизация общего военного управления и боевого управления в особенности;

6) детальная регламентация воинского труда и быта;

7) императивность, обязательный характер воинской дисциплины и др.

Эти и другие специфические особенности общественных отношений в армии и на флоте накладывает определенный отпечаток на содержание духовно-нравственных качеств личности военнослужащего Российской армии, процесс их формирования, реализации и развития, в целом, на воинскую деятельность. Воинская деятельность - это специфический, относительно самостоятельный вид социальной деятельности, связанный с обеспечением безопасности страны в процессе военной службы. Понятие воинской деятельности охватывает не только военно-профессиональную сферу (непосредственно связанную с освоением и использованием оружия и боевой техники, приемов и способов вооруженной борьбы, повышением боевой квалификации и т.д.), но и связанную с ней социальную, политико-правовую, духовную, социально-бытовую сферы деятельности воина. Воинская деятельность выступает не только сферой проявления социальной активности воина, но и эффективным средством развития личности, совершенствования ее сознания, мировоззрения и социальных (в том числе и духовно-нравственных) качеств, а также обогащения ценностно-мотивационного компонента жизнедеятельности военнослужащего.

Военная служба относится к тем видам профессиональной деятельности, где личностные качества военнослужащего во многом определяют успешность и эффективность выполнения поставленных учебно-боевых задач. Уровень развития средств вооруженной борьбы, боевой и специальной техники, приемов и способов ведения боя предъявляет к военнослужащему определенные требования. Он должен обладать высокими в профессиональном и духовно-нравственном отношении качествами и подготовкой, чтобы в современных условиях вероятного скоротечного боя эффективно выполнять поставленные перед ним задачи. Поэтому в процессе деятельности военного человека происходит не только профессиональное становление, но и воспитание его как личности, формирование и развитие духовно-нравственных качеств, которые военнослужащий должен проявлять при выполнении своих обязанностей по защите Отечества.

Воинская деятельность для каждого гражданина России предполагает в первую очередь выявление степени его подготовки к реализации гражданской позиции. Под влиянием уклада армейской жизни, а также целенаправленного воспитательного воздействия происходит поворот духовного мира личности от относительно пассивного восприятия военно-социальной действительности к активно-действенному отношению, к глубокому осознанию личной ответственности за судьбу Родины, а также утверждению (при определенных условиях) и негативного отношения к службе в армии. Воспринятые ранее духовные идеалы и ценности общества в благоприятной и управляемой обстановке могут быть соединены в духовном мире воина с осознанием воинского долга, воинской чести, норм, принципов и правил воинской службы. Таким образом, армия и флот во многом могут способствовать социальному становлению молодого человека. Причем, чем выше удается достичь степени совпадения общественного и личного в сознании воина, тем сильнее оказываются развитыми духовные стимулы его активности, тем выше сама активность. Наиболее желаемым результатом совпадения личного и общественного в духовной стороне социальной активности воина является формирование гражданственности в единстве с воинским долгом, убежденности и целеустремленности в решении задач воинской службы, то есть ведущих духовно-нравственных качеств к готовности защиты своей Родины. Это - своего рода критерий оценки и цель формирования личности военнослужащего Российской армии как гражданина-патриота своей страны.

В целом современная воинская деятельность, обладая определенными особенностями, детерминирует формирование духовно-нравственных качеств личности военнослужащего в современных условиях. К детерминационным особенностям можно отнести :

1) воинская деятельность не носит предметно-производственного характера, в ее основе лежат не материально-созидательные, а духовные стимулы, установки, мотивы. «Деятельность солдата, - отмечал К. Маркс, - производит защиту, но не хлеб» . Несмотря на то, что воин не производит материальных ценностей, его ратный труд является общественно необходимым и общественно полезным, а в условиях обострения военной опасности или возникновения войны - жизненно необходимым.

Современное строительство Вооруженных Сил России характеризуется усилением ответственности каждого военнослужащего за выполнение своих функциональных обязанностей. Как никогда прежде, от него требуется знание своей профессии, умение эффективно владеть оружием и боевой техникой. Но не менее необходимы высокий уровень развития сознания, мировоззрения, социальная зрелость, психологическая готовность и моральная надежность. Эти и многие другие положения выступают теми устойчивыми духовно-нравственными качествами, которые составляют ценностную основу успешного выполнения воинского долга.

2) в нынешних условиях воинская деятельность характеризуется высокой степенью ее интеллектуализации, возрастанием в ней роли умственного фактора. Предпринимаемые сегодня попытки технического оснащения Вооруженных Сил новейшими образцами боевой техники и вооружения, спецоборудования и снаряжения требуют, в свою очередь, воспитания высокоразвитого в техническом, интеллектуальном и общекультурном отношении военного специалиста с разносторонними знаниями об окружающей действительности. Как справедливо отмечал в отечественный полководец М.В. Фрунзе, «без значительной степени умственного развития солдата ведение современного боя - дело безнадежное» . Данное положение актуально и сегодня.

3) воинская деятельность имеет ярко выраженную социально-целевую направленность во взаимосвязи субъекта и объекта. При анализе социальной направленности воинского труда нельзя не видеть связи воина, воинского коллектива и предмета их деятельности - вооружения и боевой техники. Отношение военнослужащего к вооружению и боевой технике не имеет существенного позитивного социального смысла до тех пор, пока анализируются границы технологической, процедурной стороны деятельности. Однако при рассмотрении содержания взаимодействия воина с боевой техникой и оружием в связи с предназначением и задачами воинской деятельности ее социальный смысл становится основным. Так, военнослужащие Вооруженных Сил РФ обязаны «совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество» . Данная обязанность обусловлена сущностью воинского долга.

4) деятельность военнослужащего характеризуется исключительно высоким физическим и духовным напряжением, связанным с условиями выполняемых учебно-боевых задач. Это обстоятельство указывает на необходимость формирования у военнослужащих армии и флота России высокой морально-психологической устойчивости, выдержки, самоотдачи, самоотверженности и других качеств, необходимых для успешного выполнения воинского долга.

5) в процессе воинской деятельности всегда наличествует определенная система надежных и четко обозначенных ценностей, идеалов и смыслов, на основе которых возможно целенаправленное формирование качеств и способности военнослужащих к выполнению поставленных перед ним задач профессиональной направленности.

Таким образом, содержание современной воинской деятельности детерминирует необходимость формирования не только профессионала в военном отношении, но и духовно развитой личности военнослужащего. Только высокопрофессиональный и культурный человек с необходимыми духовно-нравственными качествами способен эффективно решать сложнейшие задачи, выдвигаемые военной службой, о чем свидетельствует весь прошлый опыт функционирования российского государства и его вооруженной организации.

Динамика и направления развития духовно-нравственных качеств личности военнослужащего Российской армии в современных условиях

История убедительно свидетельствует, что изначальное качество военной организации находится в «душе армии», которая превращает вооруженную силу в живой организм, способный порождать идеи, вокруг которых сплачивается армия, определяется ее государственный смысл и основы воинского бытия, формируется личность воина-патриота. Данное качество обретается, по мнению известного русского философа И.А. Ильина, духовным самоопределением, живым и непосредственным духовным опытом, участием в духовной жизни: «Россия будет существовать, расти и цвести, если в ней воцарится дух чести, служения и верности; ибо дух бесчестия, жадности и предательства поведет ее опять по путям революции, распада, «переделов», «социализма» и «интернационализма», по путям позора и бессилия»1.

В России, в силу ее исторической специфики, национальных традиций, геополитического положения, когда русскому народу постоянно приходилось вести непрерывную борьбу за свою независимость, укреплению морального духа, формированию и развитию духовно-нравственных качеств личности воина придавалось всегда большое значение. Недаром военный ученый А.А. Керсновский, написавший замечательный труд по истории русской армии, подчеркивал, что «сущностью русской национальной доктрины является превосходство духа над материей».

Как известно, духовность армии (и ее составная часть - качества военнослужащего) невозможно рассматривать вне зависимости от духовности общества. Но при этом духовность военной организации имеет свою специфику, которую весьма точно определил И.А. Ильин.

Во-первых, армия - это «сосредоточенное воплощение государственной силы», государственной власти, как «элемент государственного бытия», как организованное множество людей, систематически «воспитывающих себя к победе и ради нее - к смерти и убиению во имя государственной цели».

Во-вторых, «каждый воин, независимо от своего высшего или низшего ранга, должен носить в душе сознание государственной цели и ее волевое и эмоциональное «приятие». Поэтому служение в армии должно быть проникнуто «живым вдохновением государственности».

В-третьих, воин есть «гражданин, принявший на себя сосредоточенное бремя гражданского звания и бытия», связавший свое дело с вопросом «о личной жизни и смерти», что определяет то высокое достоинство, ту высокую ответственность и то чувство чести, без которых невозможна армия и с которыми сопряжено воинское звание. Отсюда «воину необходимо духовное самоутверждение», т.е. он «должен верить в духовную правоту своей Родины, своего государства и своего жизненного дела» и черпать свой мотив и свою решимость в государственной цели и в воле к ней.

В-четвертых, военная подготовка вне духовного воспитания человека бессмысленна: воин вне духовного самоутверждения есть реальная опасность для своего общества, а «армия вне достоинства и чести эфемерна как воинская сила, но подлинна как источник государственного разрушения и гибели».

Суть обозначенных духовных основ деятельности военной организации блестяще выразил М.О. Меньшиков: «Армия вовсе не есть место для свалки нечистот. Армия есть величайшая драгоценность народа, необходимейший орган, обеспечивающий государству жизнь... Армию надлежит оберегать как святыню, заботясь всемерно о сохранении ее духа...»1 Эти слова в полной мере можно считать основанием для формулировки некоторых методологических и практических рекомендаций по совершенствованию процесса развития данного феномена, позитивная роль которого во многом зависит от изменения (динамики) и совершенствования данного процесса.

Общеизвестно, что важнейшим свойством социальной системой является её устойчивость, т.е. сохранение своей базовой структуры и основных выполняемых функций в течение определенного времени и при относительно небольших и разнообразных внешних воздействиях и внутренних изменениях. В этой связи уместно говорить о динамике как изменении состояния любой социальной системы под воздействием внешних и внутренних факторов и условий, что, в свою очередь, требует с необходимостью в данном разделе подробно остановиться на проблеме развития духовно-нравственных качеств личности военнослужащего в современных условиях. С другой стороны, устойчивость выступает, в первую очередь, как внутреннее свойство социальной системы, а не только результат внешнего воздействия. И в этой связи, очевидно, необходимо вести разговор о проблеме поиска наиболее приемлемых и оптимальных направлениях совершенствования процесса развития данного духовного феномена. Важность и актуальность рассмотрения вышеуказанных проблем объясняется несколькими причинами.

Во-первых, развитие российской государственности в новых исторических условиях требует новых подходов к анализу сущности и содержания ценностных оснований любой деятельности, в том числе и воинского труда, субъектом которого выступает личность военнослужащего как гражданин и патриот своей страны.

Сегодня актуальной выступает задача формирования и культивирования такой совокупности духовно-нравственных качеств личности, которая по содержанию и направленности имела бы в своей основе преемственность и непротиворечивость развития, отличалась от предыдущих периодов по многим сущностным признакам и характеристикам и была нацелена на обеспечение безопасности личности, общества и государства.

Во-вторых, в недалеком прошлом борьба против всего советского сводилась в основном к нападкам на такие духовно-нравственные качества человека, как жертвенность, верность долгу, гражданственность, милосердие, патриотизм, гуманизм и др. Их девальвация в общественном сознании является серьезным препятствием на пути развития ценностного компонента духовности российских граждан, воинов армии и флота. В этих условиях необходимо искать способы преодоления подобных трудностей.

В-третьих, процесс функционирования и развития духовно-нравственных качеств личности всегда был сложным и противоречивым делом, что находит свое проявление и в современных условиях. Потуги в развитии российской государственности, расплывчатость характера нового общественного строя, неопределенность в формировании идеологии страны, в том числе и духовной составляющей, вызывают значительные трудности в становлении и культивировании духовно-нравственных ориентиров российских граждан (и военнослужащих также) новых по качеству в содержательном плане.

В-четвертых, реализация положений новой российской военной доктрины, формирование нового облика Вооруженных Сил страны, изменения в воинской среде сопровождаются переменой многих взглядов на функционирование духовной составляющей военной безопасности, духовных ориентиров и идеалов всех категорий военнослужащих, сказываются на их сознании и мировоззрении. Необходим поиск оптимальных средств повышения устойчивости морально-психологического состояния личного состава, развития и утверждения духовно-нравственных качеств каждого военнослужащего в целях эффективного выполнения поставленных перед армией и флотом задач, а также тесного и плодотворного взаимодействия с представителями других силовых структур государства.

В-пятых, в сложившейся ситуации также остро стоит вопрос о поиске новых форм и методов воспитания военнослужащих с учетом изменений, происходящих в российском обществе и государстве. В этом процессе решающее значение должны играть социальные ценности и ценностные основания любого вида профессиональной деятельности. Оптимизация их функционирования - залог успешного решения поставленных перед военнослужащими России задач по укреплению обороноспособности страны.

Эти и другие причины настоятельно требуют не только рассмотрения динамики (изменения) духовно-нравственных качеств личности военнослужащего в современных условиях, но и поиска оптимальных направлений развития данного феномена, так как качественное его состояние способствует сохранению целостности духовного мира воина, обеспечению безопасности личности, общества и государства в целом.

Похожие диссертации на Духовно-нравственные качества личности военнослужащего современной Российской армии: сущность, особенности и направления развития : социально-философский анализ