Введение к работе
Актуальность темы исследования. После окончания второй мировой войны и распада колониальной системы, а также в связи с ускорением темпов научно-технического прогресса, развитием транспортной инфраструктуры, коммуникационных и глобализаци- онных процессов усиливается взаимодействие и взаимопроникновение представителей социальных и этнокультурных общностей разных цивилизаций. Данные процессы получили ускорение в результате попыток модернизации стран третьего мира в период Холодной Войны, предпринимаемых как Западом, так и социалистическим блоком. При этом существовавшие на тот момент социально-философские концепции прогресса и научные подходы к вопросу социально-исторического развития появились и развивались в социокультурных условиях западной цивилизации и в достаточно слабой мере учитывали социально-политические различия в устройстве других обществ, обусловленных особенностями культуры и мировоззрения. Однако если страны Восточной Азии пошли по пути догоняющей модернизации, ломая или переосмысливая традиционный уклад жизни, заняли отведенную им нишу в системе современного мира, то в отношении исламских обществ сложилась принципиально иная ситуация. Изменение технического уклада и развитие экономики, эффективное функционирование заимствованных на западе институтов - все это потребовало также изменения в социальной и культурной сфере исламских стран. Однако клановые исламские общества проявили повышенную сопротивляемость социокультурным изменениям (а также их возможным источникам, например, предприятия, разрушающие традиционную систему кустарных ремесел). Не нашли поддержку идеи научно- технического прогресса и сопутствующей социальной эволюции, не обладающие достаточным весом в связи с господством теологической парадигмы в мировоззрении подавляющего большинства клановых исламских обществ.
Социокультурные различия между клановыми исламскими и индивидуалистическими западными обществами проявились в таких явлениях, как проблема арабских анклавов в европейских странах, положение русскоязычного населения в постсоветских республиках Средней Азии, в факте существования таких областей, как Зона Племен, в сопротивляемости исламских обществ по отноше- нию к модернизационным процессам. Даже столь популярная ныне проблема исламского терроризма лежит в плоскости межцивилиза- ционного взаимодействия.
Степень разработанности проблемы. Современные тенденции взаимодействия запада и исламских обществ вызвали потребность социального, политического, и философского исследования ислама как многогранного политического и социокультурного явления.
До конца XX в. Существовало два основных направления изучения ислама: академическое, сосредоточенное на исследовании истории и догматики ислама, и научно-политическое. В связи с ростом влияния ислама на западный мир активизировалось изучение практической составляющей. Тенденции религиозного развития, особенности использования первоисточников, социальная проблематика ислама получила рассмотрение в работах таких исследователей, как А. Ахмедова, Г.Р. Балтановой, А. Массэ, В.Ф. Пановой и других.
Проблематика деструктивных концепций, особенно радикального ислама, являясь наиболее острой, активно разрабатывается начиная со второй половины прошлого века и вплоть до наших дней многими исследователями, такими как Н.В. Жданова, А.А. Игнатенко, А.В. Коровикова, Л.Р. Полонской, Ю.М. Антонян, Ю.И. Дроздова, Д.В. Ольшанский, В.Г. Федотовой, В.Е. Петрищев, А. М.Черницкого, М.А. Пионтковского, А. Шепелева и др.
Проблема влияния глобализационных процессов на трансформацию Ислама исследовалась в трудах А. Егорина, С. А. Проскурина, Г. Г. Салихова, С. Фарах, А. И. Фурсова, С. Хантингтона и др.
Анализ кандидатских и докторских диссертационных исследований последних лет по вопросам, связанным с исламом, позволяет выделить исследования следующих авторов: М. Т. Якупова по теме «Социокультурное содержание ислама в современных условиях» направленно на выявление диалектического противоречия между прогрессивным исламом и «псевдоисламом», радикализм же рассматривается в качестве одной из защитных форм, как реакция на инновацию; Барковской Е.Ю. «Традиции культуры управления в исламе и их современное значение» тематически пересекающиеся с данным исследованием, однако в силу кросстемпорального характера исследования основной упор делается на эволюцию управленческого инструментария, используемого в арабских странах со времен Пророка и до наших дней; также следует выделить работу Се- медова С. А. «Политический ислам в современном мире», которая затронула проблематику политического влияния ислама - как социально-религиозного института на основе сравнительного анализа характеристик политической идеологии и политической теологии.
Таким образом, мы можем увидеть, что несмотря на обилие исследований ислама и исламских обществ, в большинстве своем они носят достаточно узкий характер, сосредотачиваясь на рассмотрении конкретного направления - истории, социальных особенностей, теологических аспектов, цивилизационных конфликтов. Между тем, разработки по адаптации фундаментальных социально- политических теорий, созданных в условиях западного индивидуалистического общества, носят редкий фрагментарный характер. В результате проблема глубокого системного анализа особенностей функционирования системы общественных отношений клановых исламских обществ практически не рассматривается.
Источнико-информационную базу диссертации составили: труды классиков социологии, политологии, философии, как Берта- ланфи, Парсонс, Истон, Алмонд, Норт, Маркс, Данилевский, Гумилев, Шпенглер, работавших в рамках системного, формационного, и цивилизационных подходов при построении модели системы общественных отношений.
Во-вторых, нами были рассмотрены работы исследователей, занимавшихся изучением вопросов политической культуры и ее взаимодействия с традицией, а именно: Алмонда, Вербы, Фадеевой, Гаджиева, Пая, и др.
В-третьих, Коран и работы некоторых мусульманских ученых - богословов (таких, как Нуруддин Итр), облегчающих его понимание и толкование с целью выявления базовых социальных норм исламского общества.
В-четвертых, нами были рассмотрены как исследования, посвященные мусульманским идеологам и политическим мыслителям (Маудуди, Кутб, Шариати, Хомейни, Сиддики, Джемаль, Рамадан), так и непосредственно обращения к их трудам (М. Каддафи, Р. Хо- мейни, и др.
Пятой группой выступает широкий спектр работ различных авторов, посвященных особенностям состояния культуры, социальной сферы, и политической системы на территории стран, в которых существуют исламские общества.
Объектом исследования диссертации является система общественных отношений в условиях клановых исламских обществ.
Предметом диссертационного исследования выступают изменения и трансформации социальной реальности в условиях клановых исламских обществ.
Цель диссертационной работы - изучение процесоов социально-политических изменений и развития клановых исламских обществ.
Для достижения поставленной цели в диссертации решены следующие основные задачи:
-
Рассмотрены основные концептуальные подходы по вопросам комплексных социально-политических изменений.
-
На основании системного подхода осуществлено комплексное рассмотрение факторов, обуславливающих качественные изменения в обществе.
-
На основании системного подхода разработана модель статичной абстрактно-функциональной структуры, учитывающей различия между клановым и индивидуалистическим обществами.
-
Исследована социальная динамика, выделены основания качественной определенности социальных изменений.
-
Осуществлено комплексное рассмотрение социокультурных основ исламского общества.
-
Исламские общества рассмотрены, как аспект альтернативного пути социальной адаптации к условиям современного глобалистического мира.
Гипотеза исследования №1: Исламские общества являются клановыми обществами.
Гипотеза исследования №2: Социально-политические изменения общества в значительной мере определяются тремя группами факторов (фактором внешней среды, фактором адаптивной подсистемы, и фактором социокультурных условий социального окружения), получающих выражение в соответствии адаптивной подсистемы общества окружающей среде, и характеру взаимодействия общества и государства, формируемого культурной средой, ценностно-нормативной системой, а также социальной структурой общества.
Методологической основой исследования является системный, формационный, цивилизационный, и мир-системный подходы, с точки зрения которых рассматриваются факторы, вызывающие качественные социальные изменения.
Научная новизна диссертационного исследования.
-
На основе системного подхода проведено комплексное рассмотрение причин, вызывающих качественные социальные изменения в обществе.
-
Предложена абстрактно-функциональная модель общества, позволяющая комплексно рассматривать качественные социальные изменения и социальную динамику, что позволяет найти компромисс между цивилизационным, формационным, и мир-системным подходом.
-
Осуществлен сравнительный анализ социального окружения клановых и индивидуалистических обществ.
-
На основе комплексного подхода рассмотрено влияние социокультурных условий, традиции исламских обществ на модерни- зационные процессы, выявлен паразитический тип адаптации нестабильных исламских обществ.
Основные положения, выносимые на защиту:
-
-
Исламские общества, в соответствии с социальными нормами, закрепленными в Коране, являются клановыми обществами.
-
Глобальные изменения, протекающие в обществе, могут быть вызваны двумя причинами: с точки зрения формационного подхода - качественной эволюцией адаптивной подсистемы, вынуждающей остальные подсистемы приспосабливаться под ее изменения, и с точки зрения цивилизационного подхода - изменения уровня социальной активности и вектора ее направленности, обусловленного социокультурными особенностями данного общества, вынуждают остальные общественные подсистемы, в том числе, политическую систему, подстраиваться под состояние социальной среды.
-
Характер взаимодействия социальной среды и политической системы в условиях клановых и индивидуалистических обществ различается в силу социокультурной специфики, что, в свою очередь, затрудняет внедрение социального, культурного, и политического опыта, накопленного в условиях индивидуалистического общества, в процессе модернизации клановых исламских обществ. Модернизация адаптивной подсистемы также может оказаться затруднена, как нарушающая сложившуюся традиционную систему отношений в обществе.
4. Рассматривая основные идеологические направления и политические течения, существующие в политическом исламе, мы можем выделить три основных направления: традиционное, обусловленное концепциями сабра и таммакуна, реформаторское, представленное попытками разных идеологов разработать модель современного исламского государства, переосмыслив западный политический опыт и концепции, и радикальное, представленное множеством направлений, имеющих различия теологического характера, но схожие философские основания и методологию.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования заключается в том, что теоретические выводы и обобщения диссертационной работы могут быть использованы в качестве основы для исследования социальных и политических процессов, протекающих в условиях клановых исламских обществ. Материалы данного исследования могут быть использованы при чтении курсов по социальной философии, общей политологии, социологии, культурологии, и религиоведенью.
В практическом плане основные положения и выводы исследования могут быть использованы для выявления оптимальных направлений реформирования политических институтов, прогнозирования последствий качественных социальных изменений в условиях клановых исламских обществ.
Апробация диссертации. Основные положения диссертационной работы нашли свое отражение в статьях и докладах, с которыми автор работы выступал в 2009-2012 годах на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях, в числе которых: Межвузовская научная конференция Санкт- петербургского государственного университета кино и телевиденья «Человек, коммуникация, культура» (СПб, 2009), международная научно-практическая конференция «Поликультурная среда современного студенчества: межэтнические столкновения и толерантность» (СПб, 2009), Международная конференция «Актуальные проблемы развития общества: экономика, право, социология, и философия» (Волгоград, 2011), Международная научная конференция «Человек, коммуникация, культура» (СПб, 2011), и другие.
По теме диссертации опубликовано 13 научных работ, из них 3 в изданиях, входящих в список Высшей аттестационной комиссии РФ.
Работы, опубликованные в изданиях, входящих в список Высшей аттестационной комиссии РФ: статья «Политическая модернизация: влияние социокультурных факторов. Сравнительный анализ индивидуалистического и кланового общества», опубликованная в журнале «Вестник Омского Университета» №3 (61) в 2011 году, статья «Типология исламских обществ» опубликованная в электронном научном журнале «Современные исследования социальных проблем» №5 (13) в 2012 году, статья «Влияние социальной активности на функционирование политической системы: различия между клановым исламским и западным индивидуалистическим обществами» опубликованная в электронном научном журнале «Современные исследования социальных проблем» №5 (13) в 2012 году.
Объем и структура диссертации. Диссертация отражает логику проведения исследования и подчинена решению поставленных задач. Работа состоит из введения; трех глав, каждая из которых состоит из двух параграфов; заключения и библиографического списка использованной литературы, состоящего из 116 наименований источников. Общий объем диссертации составляет 203 страница машинописного текста.
Похожие диссертации на Социально-философский анализ развития клановых исламских обществ
-