Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовно-нравственное измерение российского общества потребления (социально-философский анализ) Магомедова Анисат Магомедовна

Духовно-нравственное измерение российского общества потребления (социально-философский анализ)
<
Духовно-нравственное измерение российского общества потребления (социально-философский анализ) Духовно-нравственное измерение российского общества потребления (социально-философский анализ) Духовно-нравственное измерение российского общества потребления (социально-философский анализ) Духовно-нравственное измерение российского общества потребления (социально-философский анализ) Духовно-нравственное измерение российского общества потребления (социально-философский анализ) Духовно-нравственное измерение российского общества потребления (социально-философский анализ) Духовно-нравственное измерение российского общества потребления (социально-философский анализ) Духовно-нравственное измерение российского общества потребления (социально-философский анализ) Духовно-нравственное измерение российского общества потребления (социально-философский анализ) Духовно-нравственное измерение российского общества потребления (социально-философский анализ) Духовно-нравственное измерение российского общества потребления (социально-философский анализ) Духовно-нравственное измерение российского общества потребления (социально-философский анализ)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Магомедова Анисат Магомедовна. Духовно-нравственное измерение российского общества потребления (социально-философский анализ): диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.11 / Магомедова Анисат Магомедовна;[Место защиты: Пограничная академия Федеральной службы безопасности Российской Федерации].- Москва, 2014.- 182 с.

Содержание к диссертации

Введение

Раздел 1. Общество потребления как явление современной социальной жизни 14

Раздел 2. Социокультурные черты, формы проявления, динамика развития духовно-нравственного аспекта общества потребления в России 54

Раздел 3. Перспективы духовно-нравственного измерения российского общества потребления 96

Заключение 135

Список литературы 148

Введение к работе

В последние годы в развитии российского общества все чаще можно проследить некоторые черты, связанные с желанием все большего количества людей свои основные усилия сосредоточить исключительно на достижении материальных благ, удовлетворении желаний, которые носят в своей основе примитивно вещный аспект, стремлении отказаться от традиционных духовных ценностей и посвятить всего себя погоне за меняющимися с калейдоскопической частотой все новых модных предметов – гаджетов.

Потребление принадлежит к категории тех понятий, истинный жизненный смысл которого, как кажется, лежит на поверхности и весьма отчетливо представляется даже самому обыденному сознанию. Однако подобного рода ясность весьма обманчива, поскольку она скрывает сложное, противоречивое философское содержание, словно ускользающее от рационального анализа. Весьма метко эта ситуация отражена у О. Хайяма:

«Все, что видим мы, – видимость только одна.

Далеко от поверхности мира до дна.

Полагай несущественным явное в мире,

Ибо тайная сущность вещей – не видна»1.

Перечисленные обстоятельства позволяют вести речь о том, что в российском социуме активно осуществляется реализация относительно нового этапа развития общ ественных отношений, связей и взаимодействий, который может быть обозначен как реализация модели общества потребления. Что же представляет собой данный вариант социальных изменений, как меняет он характер личностных, групповых и институциональных взаимоотношений, выражением каких духовно-нравственных предпочтений является указанный тип общества и к каким последствиям может привести бесконтрольное распространение консюмерист-ских идеалов в российском социуме – эти и другие вопросы актуализируют необходимость социально-философского исследования общества потребления в с о-временной России.

Более конкретно актуальность исследования обусловлена следующими обстоятельствами:

во-первых, кардинальным изменением сущности, структуры и самой направленности потребления, превращением его из по существу экономической реалии процесса производства и распределения материальных благ в системно-качественную характеристику всех сфер современного социума – общества п о-требления;

во-вторых, имеющимся в российском обществе кризисом морального сознания, когда вместо традиционных нравственных ценностей навязываются внешне довольно привлекательные, но духовно пустые жизненные идеалы и ориентиры, носящие лишь собственнический, материально-вещный характер;

в-третьих, активным созданием, распространением и внедрением в массы (особенно применительно к молодежи) своеобразной системы антиценностей, ос-

1 Хайям О. Рубаи. Л., 1986.

нованной на идеологии безудержного потребления, культе вещизма, приоритета материально-денежного обеспечения над духовным;

в-четвертых, появлением и масштабным тиражированием с помощью средств массовой коммуникации образа homo-consumens (человека-потребителя) как высшего достижения человеческой цивилизации, который становится образцом для подражания и для значительной части представителей российского общества;

в-пятых, необходимостью воспрепятствования разрушительным тенденциям распространения духовно -нравственных ценностей общества потребления, обуздания хищнического отношения к экономическим ресурсам, формирования м орального сознания, моральных отношений и моральных поступков в соответствии с ценностями духовно ориентированного труда, отказа от стяжательства и погони за все более заманчивыми артефактами общества потребления.

Степень разработанности темы. К проблеме изучения различных проявлений общества потребления обращались многие исследователи, которые сформулировали подходы к нему в различных науках. Собственно философские исследования «общества потребления» могут быть представлены в нескольких теоретических аспектах.

Антропологический аспект связан с исследованием особенных свойств человека-потребителя, изучением его изменяющихся типов и перспектив развития (Е.А. Батюта, Д.А. Кузнецов1).

Семиотический аспект проявляется в исследовании знаково-символических особенностей потребления как социального действия, в определении роли моделей потребления в интерпретации актов символического потре бления (В.Г. Ищенко2).

Социокультурный аспект выражается в установлении влияния культуры постмодерна, сведении социальных отношений к отношениям потребления (М.Б. Ракитных3), в становлении идеологии потребления, имитирующей общественно-значимые ценности (А.С. Калинин4)

Аксиологический аспект представлен в исследованиях феномена капиталистического, техноцистского и урбанистического обществ потребления как исторического фактора, коренным образом изменившего ценностный мир и экзистенциальное положение современного человека (В.М. Лукьянов5).

1 См.: Батюта Е.А. Трансформация «человека потребляющего» при переходе от индустри
ального к постиндустриальному обществу: автореф. дис. … канд. филос. наук. Екатеринбург,
2008; Кузнецов Д.А. Человек в обществе потребления (социально-философский анализ): авто-
реф. дис. … канд. филос. наук. Москва, 2010.

2 См.: Ищенко В.Г. Феномен потребления: знаково-символические аспекты: автореф. дис. …
канд. филос. наук. Чита, 2006.

3 См.: Ракитных М.Б. Социокультурная природа феномена потребления в обществе постмо
дерна: автореф. дис. … канд. филос. наук. Томск, 2004.

4 См.: Калинин А.С. Общество потребления как предмет социально-философского исследо
вания: автореф. дис. … канд. филос. наук. Кострома, 2009.

5 См.: Лукьянов В.М. Общество потребления как фактор трансформации ценностного мира
человека: автореф. дис. … канд. филос. наук. Воронеж, 2009.

Более полное представление об уровне социально-философского осмысления феномена духовно-нравственного измерения общества потребления можно составить на основе анализа имеющихся теоретических источников, объединив их в следующие группы.

Первую группу составляют работы, в которых представлены различные подходы к изучению общества потребления. Сущностные особенности общества потребления раскрыты в работах Ж. Бодрийяра, П. Бурдье, Ж. Делеза, Ф. Гваттари, К. Маркса, Э. Фромма1.

Исследованию содержательных аспектов общества потребления посвящены труды З. Баумана, В. Беньямина, Г.Э. Дебора, Г. Зиммеля, К. Каррьеро, Н. Полякова и др.2

Состояние общества потребления применительно к России стало предметом изучения А.П. Богатырева, А.И. Герасимова, Д.В. Иванова, В.И. Ильина, В.В. Ра-даева, С.А. Шавеля и др.3

Во второй группе представлены исследования, направленные на уяснение этического и духо вно-ценностного содержания общества потребления. Так, м оральные философы Эпикур, И. Бентам, Дж. Дьюи, Дж. Сантаяна разрабатывали этические программы гедонизма, утилитаризма, прагматизма, тесно связанные с обществом потребления4.

Философы и экономисты Б. Б арбер, Дж. Кейнс, Ф. Котлер, А. Смит, Р. Хайлбронер и др.5 уделяли большое внимание изучению взаимосвязи экономики и м орали, подчеркивая необходимость этической обоснованности реализуемых экономических проектов.

1 См.: Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М., 2006; Он же. Систе
ма вещей. М., 2001; Делез Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения. Екатерин
бург, 2007; Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. СПб.; М., 2005; Маркс К.
Введение (Из экономических рукописей 1857-1858 гг.) / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М., 1958. Т.
12; Фромм Э. Иметь или быть // Величие и ограниченность теории Фрейда. М., 2000.

2 См.: Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. М., 2004; Беньямин В.
Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М., 1996; Дебор Г.Э.
Общество спектакля. М., 1999; Зиммель Г. Философия денег // Теория общества. М., 1999;
Каррьеро К. Потребление и поп-арт: предъявление предмета и кризис объективации. М., 2010;
Полякова Н. XX век в социологических теориях общества. М., 2004 и др.

3 См.: Богатырев А.П. Мы и они. Общество морали против общества потребления. М., 2005;
Герасимов А.И. Общество п отребления: мифы и реальность. М., 1984; Иванов Д.В. Глэм-
капитализм. СПб., 2008; Ильин В.И. Общество потребления: теоретическая модель и россий
ская реальность // Мир России. 2005. № 2; Он же. Потребление как дискурс. Журнал социоло
гии и социальной антропологии. 2007. Т. 10. № 1; Потребление и стабильность общества / под
ред. С.А. Шавеля. Мн., 2010; Радаев В.В. Социология потребления: основные подходы // СО-
ЦИС. 2005. № 1.

4 См.: Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства М., 1998; Дьюи
Дж. Реконструкция в философии; Проблемы человека. М., 2003; Эпикур // Диоген Лаэртский. О
жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. Кн. Х.; Santayana G. The Life of
Reason, or The Phases of Human Progress. N.J., 1922.

5 См.: Barber B. Jihad vs McWorld. N.-Y., 1995; Котлер Ф., Картаджайя Х., Сетиаван А. Мар
кетинг 3.0: от продуктов к потребителям и далее – к человеческой душе. М., 2011; Смит А. Тео
рия нравственных чувств. М., 1997; Хайлбронер Р.Л. Философы от мира сего. М., 2008 и др.

М. Вебер, В. Зомбарт, В.И. Лукьяненко, Г. Маркузе, А. Менегетти, С. Моско-вичи, Э. Фромм и др.1 рассматривали особенности влияния становления и развития общества потребления на массовое сознание, социальные отношения и поведение человека.

Б.И. Каверин, А.Л. Лактионов, С.И. Музяков, П.В. Петрий2 изучали ценностные основания современного российского общества, показали особенности а к-сиологического содержания некоторых его проявлений, связанных с попытками утверждения аморализма, вещизма, потребительства.

В третьей группе выделяются труды, в которых рассматриваются возможности оптимизации общества потребления. В частности, Дж. Де Грааф, Н. Кляйн, Д. Ланир, Г.-П. Мартин, Э. Поттер, Дж. Хиз, Н. Хомский, Х. Шуман и др.3 раскрывают духовные опасности общества потребления, высказываются о необходимости организации противоборства навязываемым им разрушительным тенденциям.

Большое значение для разработки некоторых направлений противодействия деструктивному влиянию потребительства имеет наследие русской литературы в лице её классиков Ф.М. Достоевского, А.С. Пушкина, А.П. Чехова4, а также труды русских религиозных философов С.Н. Булгакова, Н.О. Лосского, П.А. Флоренского и др.5

Вместе с тем следует признать, что исследователи проблем общества потребления оставили за рамками своего изучения целый ряд вопросов, например, таких, как влияние данного социального явления на духовность социума, на морально-нравственное содержание социальных связей, отношений и взаимодействий человека общества потребления. Кроме того, не получила должного освещения проблема содержания консюмеризма как утверждающейся идеологии общества потребления и вместе с тем морально-нравственной модели, выражающей стремле-

1 См.: Вебер М. Избранное: Протестантская этика и дух капитализма. М., 2006; Зомбарт В.
Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М.,
1994; Лукьяненко В.И., Хабаров М.В., Лукьяненко А.В. Homo consumens – человек потребляю
щий // Век глобализации. 2009. № 2; Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994; Менегетти А.
Система и личность. М., 2007; Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии
масс. М., 1996; Фромм Э. Человек для самого себя // Психология и психоанализ характера. Хре
стоматия. Самара, 2000.

2 См.: Каверин Б.И. Духовная безопасность российского общества и личности воина Воору
женных Сил. М., 2000; Лактионов А.Л. Противоборство духовно-ценностных систем как фено
мен общественной жизни современной России: автореф. дис. … канд. филос. наук. Москва, 201;
Музяков С.И. Ценностные основания воинской деятельности. М., 2008; Петрий .В. Духовные
ценности общества и армия. М., 2001.

3 См.: Де Грааф Дж. Потреблятство. Болезнь, угрожающая миру. М., 2003; Кляйн Н. No
Logo. Люди против брэндов. М., 2005; Ланир Д. Вы не гаджет. Манифест. М., 2011; Мартин Г.-
П., Шуман Х. Западня глобализации. М., 2001; Хиз Дж., Поттер Э. Бунт на продажу. Как контр
культура создает новую культуру потребления. М., 2007; Хомский Н. Прибыль на людях М.,
2002.

4 См.: Достоевский Ф.М. Идиот. М., 1998; Он же. Преступление и наказание. М., 1981; Пуш
кин А.С. Пиковая дама. М., 2010; Он же. Скупой рыцарь / ПСС. Л., 1977-1979. Т. 5; Чехов А.П.
Анна на шее. М., 2008.

5 См.: Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 2009; Лосский H.О. Ценность и Бытие // Бог
и мировое зло. М., 1994; Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М., 2007.

ние членов указанного социума к демонстративному потреблению, жажде роскоши и комфорта, получению наслаждения любой ценой и забвению традиционных духовных ценностей и ориентиров. Остались не до конца выясненными последствия реализации концепции общества потребления в российском социуме.

Вышеизложенное позволяет утверждать, что духовно-нравственная характеристика феномена общества потребления как социального явления, активно влияющего на общественные процессы и отношения, не получила в научной литературе всестороннего освещения в рамках социально-философского анализа.

Актуальность исследовательской задачи, предпосылки ее научного и практического решения определили объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.

Объект диссертационного исследования – духовно-нравственная жизнь современного российского общества.

Предметом исследования выступают сущностные подходы, содержательные черты, динамика становления и развития общества потребления, его влияние на социетальную структуру, социальные процессы и взаимодействие, формы реализации духовно-нравственной составляющей общества потребления, а также некоторые его перспективы применительно к российскому социуму.

Цель исследования состоит в изучении феномена общества потребления, прежде всего его духовно-нравственного содержания, возможностей его реализации в российских реалиях, на него влияющих аксиологических и моральных факторов, имеющихся альтернатив и возможных последствий массового распространения п отребительских идеалов, а также потенциала противодействия наиболее разрушительным последствиям утверждения потребительско-вещного отношения к социальной жизни.

Для достижения поставленной цели в работе поставлены и решены следующие научные задачи:

– раскрыть сущностные и содержательные черты общества потребления, реализующегося в российском социуме, с духовно-нравственных позиций;

– выявить духовно -ценностные основания, определяющие духовный выбор россиян в условиях осуществления концепции общества потребления;

– показать духовно-нравственные ценности общества потребления, раскрыв их характер и особенности влияния на российский социум;

– определить некоторые направления противодействия наиболее деструктивным духовно-нравственным ценностям потребительства.

Гипотеза исследования состоит в обосновании повышения значимости духовно-нравственных ценностей в условиях обретения российским социумом н е-которых черт общества потребления и необходимости противопоставления наиболее разрушительным их проявлениям значимых для каждого гражданина России духовно-этических регуляторов.

Научная новизна диссертационного исследования выражается:

– в уточнении сущности, структуры и содержания общества потребления как модели, активно реализуемой в российском социуме и связанной с кардинальным пересмотром его духовных и морально-нравственных оснований;

– в определении духовно-ценностных оснований общества потребления применительно к российскому социуму;

– в выявлении духовно-нравственных ценностей общества потребления, их содержательных параметров, а также возможностей и ограничений распространения в России;

– в обосновании некоторых направлений противодействия наиболее разрушительным проявлениям деструктивных духовно-нравственных ценностей консюмеризма и необходимости усиления значимости духовного выбора россиянами традиционных аксиологических и морально-нравственных оснований ро с-сийской социальной жизни.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в уточнении понятия «общество потребления», углублении и расширении социально-философских знаний о его сущностных и содержательных особенностях, в том числе и применительно к России, основных чертах воплощения духовно -нравственных ценностей в рамках современного социума.

Полученные в исследовании результаты социально-философского анализа могут рассматриваться в качестве основы дальнейшего изучения места и роли, состояния и специфики общества потребления, определения особенностей возникающих в различных сферах российского общества негативных явлений и на этой основе выработки возможных направлений оптимизации процессов потребления и сохранения, приумножения имеющихся социальных традиций, духовно-нравственных ориентиров и детерминант.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в во з-можности и необходимости сохранения и приумножения духовных традиций российского общества в современных условиях, выработке адекватных мер по формированию и сохранению духовно-нравственных ценностей в интересах динамичного развития российского общества в условиях активного деструктивного воздействия консюмеризма на духовные основы социума.

Методология и методы исследования включают в себя идеи и концепции представителей отечественной и зарубежной философской мысли, которые ра скрывают феномены общественного и индивидуального сознания, в частности, проблемы морального сознания, выбора между духовными и материальными ценностями, устойчивых мировоззренческих основ и твердых морально-нравственных оснований жизнедеятельности россиян.

Непосредственную методологическую основу диссертационного исследования составили базовые положения социально-философской науки, ее понятийно-категориальный аппарат применительно к объекту и предмету и сследования. В исследовании представлены итоги осмысления аксиологической составляющей социума применительно к потребительству на разных этапах развития современной России, содержащихся в научно-методических материалах различных социальных институтов, в диссертационных исследованиях, в публикациях в научных журналах, средствах массовой информации по теме исследования.

В работе используются и реализуются принципы философского анализа: функционально-деятельностный, аксиологический, организационно-системный, структурно-содержательный, феноменологический, цивилизационный и форма-

ционный подходы, принципы социального детерминизма, историзма и т.д. И с-пользовались также более конкретные методы, такие, как постструктуралистский, семиотический, постмодернистский и др.

Эмпирическую базу исследования составили результаты контент-анализа научных трудов , материалов статей и публикаций научной периодики, а также данные и результаты ряда специальных исследований в области социально-гуманитарных наук.

Положения, выносимые на защиту:

1. Общество потребления представляет собой особый культурно -
исторический срез, фиксирующий современное состояние социума, которое х а-
рактеризуется избыточным, а на деле – призрачным изобилием товаров, показным
приобретательством, нарочитым расточительством, серийным производством ве
щей, карнавализацией повседневности, утверждением гламура, примитивизацией
желаний, массовым потреблением образов и обменом симулятивными знаками,
манипулятивным воздействием на сознание людей с помощью потребительских
технологий, ведущих к утверждению потребительских социальных отношений и в
значительной степени деградации человека как самостоятельно бытийствующего
субъекта.

2. Глубинной основой, духовно -нравственным обоснованием и этической
программой навязываемой российскому социуму модели общества потребления и
морали homo consumens (человека-потребителя) выступает консюмеризм, пред
ставляющий собой совокупность регулятивных идей, ожиданий и настроений,
ориентирующих социальное поведение, стиль общественной жизни и социальных
отношений, где ведущей установкой деятельности людей выступает утилитарно и
прагматически обоснованное стремление к демонстративному и престижному по
треблению, к получению максимума материальных наслаждений и развлечений.

3. К потребительским духовно -нравственным ценностям, насаждаемым
консюмеризмом, следует отнести: приоритет ценности денег (принятие банков
ских знаков в качестве высшего блага, нравственного мерила, сверхценности всех
аспектов социальной жизни), вещизм (пристрастие к предметам, материальным
ценностям в ущерб духовным), бесконечную погоню за все новыми гаджетами
(стремление любой ценой приобретать, использовать и выбрасывать те предметы,
которые считаются привлекательными в социальном окружении, модными, пре
стижными, невзирая ни на какие затраты сил, времени, ресурсов), потребитель
ство
(состояние чрезмерной занятости, роста кредитной задолженности и посто
янной озабоченности своим материальным положением) и др.

4. Основные направления противодействия наиболее разрушительным про
явлениям деструктивных духовно-нравственных ценностей консюмеризма могут
быть представлены на различных уровнях общества: глобальном (разъяснение от
рицательного влияния на окружающую среду потребительства, необходимости
защиты природы, которая не в силах обеспечить постоянно растущий уровень
всемирного потребления, формирование ноосферы – «духовного всеорганизма»,
нового состояния целостности человечества – соборности), государственном
(укрепление через образование, культуру, молодёжную политику духовно-
нравственной основы общества, проведение борьбы с проп агандой вещизма и

идеологией консюмеризма, всемерное способствование формированию духовно развитых, самостоятельно мыслящих людей), общественном (поддержка про-тестных антипотребительских организаций ненасильственного характера и противодействие в отношении деятельности экстремистских социальных групп) и личностном (сосредоточение усилий на рациональном понимании всех опасностей культа потребления у каждого члена российского общества, формировании им собственной позиции неприятия консюмеристских ценностей).

Степень достоверности и апробация результатов исследования обеспечена комплексом используемых методов исследования, соответствующих основным целям, задачам и логике исследования, а также методологической обоснованностью научных позиций диссертанта. Диссертация соответствует специальности 09.00.11 - социальная философия.

Основные теоретические положения диссертации обсуждались на кафедрах философии и религиоведения Военного университета, социогуманитарных и естественнонаучных дисциплин Санкт-Петербургского государственного экономического университета (филиал в г. Череповец), в выступлениях на различных научно-практических конференциях и семинарах, а также в ходе проведения занятий со студентами Санкт-Петербургского государственного экономического университета (филиал в г. Череповец).

Общество потребления как явление современной социальной жизни

Понятие «общество потребления» в настоящее время уже перестало быть философской метафорой, необходимой для описания отдельных социальных и экономических изменений, происходящих в развитых странах, а теперь и в России. О но все больше приобретает вполне законченные черты самостоятельного этапа социального развития, тесно связанного с утверждением постиндустриальных, постмодернистских, информационных аспектов современной эпохи. Американский ученый Э. Леонард в своей книге «История барахла» пишет, что в 2004-2005 гг. две трети 11-триллионной американской экономики ушло на личное потребление. Причем на обувь, часы и ювелирные изделия американцами было потрачено больше, чем на получение высшего образования. Только тинейджеры в возрасте 12-19 лет в США в 2004 г. потратили на свои покупки (модную дешевую одежду, музыкальные диски, электронные гаджеты) 169 млрд долларов1. По данным The Council for Textile Recycling, в 2006 г. в Великобритании, где одежда составляет половину всех потребительских товаров, новых предметов гардероба на каждого жителя ежегодно приходится в среднем по 35 кг , однако только одна восьмая часть из этого количества вновь используется после того, как люди избавляются от ненужных и надоевших вещей – остальные же 30 кг отправляются прямо на свалку2.

В представленном разделе основное внимание сосредоточено на социально-философском анализе сущностных особенностей и содержательных черт «общества потребления», а также противоречий общественного развития вызвавших к жизни данный феномен. Для того, чтобы осмыслить, что представляет собой современное общество в потребительском аспекте, в каком направлении оно развивается и каких изменений следует ожидать в дальнейшем, необходимо определить некоторые характеристики сложных и изменчивых социальных условий. В обществе существуют люди, которые не обращают внимания на имеющиеся взаимоисключающие представления об окружающем мире. Часть людей, столкнувшись с жизненными противоречиями, начинают утверждать, что мы видим только то, что хотим видеть. Однако большинство стремится осознать, что же происходит в окружающем социуме, и в этих попытках знакомятся с такими понятиями, как «потребительство», «консюмеризм», «вещизм». Многие члены о б-щества достаточно часто слышали эти слова, а иногда даже использовали их в своей речи, когда пытались определить особенности современного бытия или общее направление социальных, политических и экономических перемен. Возникает важный вопрос, годятся ли такие понятия как «общество потребления», «культура консюмеризма», «идеология вещизма» для обозначения тех или иных конкретных социальных обстоятельств или они выступают малопонятными, но яркими ярлыками, скрывающими важнейшие социальные изменения. Не всегда понятно, что же могут означать указанные понятия на самом деле. Например, если мы признаем тот факт, что в России растет уровень потребления, довольно трудно согласиться, что произошел окончательный переход к обществу, в котором все измеряется безудержным удовлетворением постоянно растущих потребностей человека. Однако, несмотря на необходимые уточнения, мало кто из ученых полностью откажется от подобных понятий . Причина здесь заключается в следующем – представленные термины являются слишком общими, они нуждаются в дополнении, а иногда приводят к серьёзной путанице, но всё же служат определенными вехами для понимания некоторых особенностей социального мира, в котором человек живет и формируемся как личность. Желание проанализировать основные черты современного состояния социума неизбежно подталкивает исследователя к тому, чтобы принять такие обобщающие понятия, как «общество потребления». Отправной точкой для данного исследования стало возникновение нового взгляда на состояние современного общества. С егодня всё больше с оциальных мыслителей заявляют о потреблении как об одном из главных отличительных признаков современного мира. Предметом споров между ними все чаще становится то, каковы последствия реализации этого явления. Для одних авторов они означают становление в социуме действительно заботливых и равноправных отношений, для других – усиление пристального внимания к каждому члену общества со стороны власти, для третьих они означают появление довольно примитивного в своих жизненных предпочтениях слоя людей, занятых лишь получением как можно более изысканных удовольствий; четвертые – весьма озабочены с охранением духовных ценностей и традиций, которы х жажда потребительства неизбежно разрушает и вытесняет.

В имеющемся огромном массиве литературы, где рассматриваются различные проблемы, связанные с обществом потребления, исследователи не часто находят общую позицию относительно его основных характеристик, однако большинство из них сходятся в том, что потребление играет особую роль в современном обществе. Авторы исходят из различных посылок и приходят к принципиально разным выводам, однако разногласия по поводу особой роли потребления и его влияния на самые различные стороны социума между ними практически отсутствуют.

В данной работе рассматриваются различные взгляды на потребление в современном обществе, такие как: изучение возрастающей роли «жажды потребительства», снижение значения духовно-нравственных ориентиров, расширение сферы экономического контроля, возросшая степень регулирования повседневной жизни или ослабление интеллектуального уровня в погоне за удовлетворением увеличивающихся материальных запросов. Однако среди этих различий можно выявите две главных позиции

Социокультурные черты, формы проявления, динамика развития духовно-нравственного аспекта общества потребления в России

Роль и значение, а зачастую и само наличие духовно-нравственных ценностей в обществе потребления, реализующего материально-экономические соц и-альные приоритеты, необходимость в условиях глобального экономического роста всестороннего умственного, нравственного и духовного развития человека большинством исследователей этой проблемы ставится под вопрос. Между тем, еще один из основоположников экономической теории А. Смит говорил о методологической двойственности экономической науки: как науки объективной, но и как нравственной философии. В университете он читал курс нравственной философии и видел реальное противоречие корысти (выгоды) и добра, но полагал, что вера в Бога может примирить мораль и хозяйствование1. Видный западный экономист Дж. Кейнс, не обращаясь к идее Бога, а отталкиваясь от философии рационализма, утверждал, что экономика должна руководствоваться системой нравственных ценностей как необходимых норм, на которых должны строиться экономическая теория и хозяйственная деятельность. Он считал, что экономическая теория является «нравственной дисциплиной», «частью этики» и должна способствовать продвижению общества к гуманизму2.

Английский экономист Э. Шумахер в своей книге «Меньше – лучше: экономика как человеческая сущность» показывает, что развитие общества должно быть подчинено реальным потребностям человека. Экономика, по его мнению, не должна составлять суть жизни. Потребительство является смертельной болезнью. «И не столь уж важно, в какой именно форме проявляется эта пагубная привычка, чего в ней больше – эгоизма или альтруизма, и удовлетворяется ли она откровенно материалистическим путем или находит для этого какие-то другие, более утонченные – художественные, научные или культурные способы. Яд останется ядом даже в блестящей упаковке... Но если пренебрегают духовн ой культурой , внутренней культурой Человека, то такой ориентации больше соответствует эгоизм, а не любовь к ближнему»1.

Сказанное подчеркивает тот факт, что без развития духовно-нравственной составляющей общества всякое экономическое развитие будет превращаться в дегуманизацию социальных отношений, в безудержное потребление духовно п у-стых оболочек товаров, в бесконечное насыщение материальными наслаждениями. Все это подчеркивает важность обращения к духовно-нравственным ценностям российского общества. Имеется две точки зрения на проблему – всякое ли значимое духовное или материальное явление для человека является ценностью? Первая позиция обосновывает наличие как позитивных, так и негативных ценностей. Так, австрийский мыслитель Ф. Брентано полагал, что могут существовать некоторые отрицательные ценности: «определенные вещи любят с необходимостью на основании того, что они есть или ненавидят с необходимостью определенные вещи на основании того, что они есть»2. О.Г. Дробницкий в своей энциклопедической статье также указывал на то , что «ценность – это понятие, обозначающее, во-первых, положительную или отрицательную значимость какого-либо объекта в отличие от его экзистенциальных и качественных характеристик (предметные ценности); во-вторых, нормативную, предписательно-оценочную сторону явлений общественного сознания (субъективные ценности, или ценности сознания)»3. Другая позиция, напротив, утверждает ценностью только положительные значимости для человека. Так, А.М. Коршунов отмечает, что «ценность есть положительная значимость или функция тех или иных явлений в системе общественно-исторической деятельности человека... Явления, и грающие отрицательную роль в общественном развитии, могут интерпретироваться как отрицательные значимости... для индивида ценно то, что служит его интересам, что способствует его физическому и духовному развитию… А нтиценности не есть ценно-сти»1. Представляется, что в данном исследовании для оценки значимости некоторых этических аспектов общества потребления следует все же придерживаться первой позиции. По большому счету, те духовно-нравственные образования, которые являются аксиологической характеристикой указанного социума, несмотря на их негативный, а зачастую и деструктивный характер для общественного развития, являются крайне привлекательными для значительной части людей, а следовательно имеют ценностный характер, хоть и выступают своего рода антиценностями. Как отмечают специалисты по этике В.И. Бакштановский и Ю.В. Согомонов, забвение духовных ценностей приводит к разрушению связей между целями, средствами и результатами поступков, гибели института моральных авторитетов, забвению самого языка добродетелей и пороков, банализации и примитивизации. «Аксиосферу современности не без оснований уподобляют пестрой и шумной ярмарке, где на торжище выставлены на продажу ценности разных эпох, цивилизаций и культур, где во множестве рождаются причудливые гибридные моральные языки и практики»2. Отечественный поэт О. Мандельштам с присущей ему художественной образностью описывал духовно-нравственное положение потребителя так: «Человек больше не хозяин у себя дома. Ему приходится жить не то в церкви, не то в священной роще друидов, хозяйскому глазу человека не на чем отдохнуть, не на чем успокоиться. Вся утварь взбунтовалась. Метла просится на шабаш, п ечной го р-шок не хочет больше варить, а требует себе абсолютного значения... Хозяина выгнали из дому, и он больше не смеет в него войти»3. Все это позволяет характеризовать духовно-нравственное состояние общества потребления как глубочайший моральный кризис. Для того, чтобы понять, а главное, чтобы попытаться хотя бы в какой-то мере изменить складывающуюся этическую ситуацию в современном российском обществе потребления, следует раскрыть особенности бытования духовно-нравственных ценностей в отечественном социуме. Духовно-нравственные ценности представляют собой высшие для человека значения, определяющей их категорией является добро (благо), которое охватывает совокупность действий, принципов, норм нравственного поведения. Они выражаются в нравственном сознании и социальной практике людей, слагаются на основе тех реальностей и поступков, которые человек оценивает и одобряет, то есть воспринимает как добрые, благие. Становление духовно-нравственных ценностей в обществе носит исторический характер. Важность формирования духовно-нравственных ценностей определяется тем, что они, как предельные высшие смыслы человеческой жизни, выполняют функцию регуляторов поведения, охватывают все стороны человеческого бытия, они включаются в национальные ценности, ценности семьи, труда, образования, общества. Особенностью духовно-нравственных ценностей, как добродетелей человека, его душевных личностных качеств является то, что они социальны по своей природе, но индивидуальны по формам выражения.

Перспективы духовно-нравственного измерения российского общества потребления

Общество потребления оказывает серьезное влияние на все стороны человеческой жизнедеятельности, в значительной мере меняя характер социальных отношений (создавая новые социальные группы), воздействуя на вопросы экономической занятости населения и вообще направленности производства. Оно также вызывает к жизни определенные политические идеологии и формирует весьма влиятельные общественные и государственные структуры, а также довольно активные политические движения. Однако наиболее существенный характер принимает влияние консюмеризма на духовную сферу общества, изменяя моральное сознание людей, моральные отношения между ними и качество их моральных поступков. В этой связи представляется необходимым исследовать проблему дальнейшей реализации концепции общества потребления в России, потенциал будущих социальных трансформаций ценностной системы и самой социальной ткани российского социума под влиянием видоизменения этического понятия «благо» и распространения консюмеризма, вещизма и других духовно-нравственных ценностей потребительства, а также возможности и ограничения организации противодействия указанным явлениям.

Имеется множество точек зрения на то , как усиливающиеся процессы п о-требления изменят будущее: от полных оптимизма утверждения коммунистических идеалов потребления «от каждого по способности – каждому по потребности» (о реализации этих принципов писал И.А. Ефремов в своём фантастическом произведении «Туманность Андромеды»1) до самых пессимистических (прогноз Г. Уэллса о разделении людей на две расы – беззаботных изнеженных потребителей и каннибалов – морлоков, живущих под землей и занятых материальным обеспечением одеждой и едой своих жертв, которых они сами потребляют в качестве пищи1).

Несмотря на кажущуюся невероятность подобного исхода, некоторые черты такого разделения, связанные с отношением к человеку как предмету, который, как и всё в обществе потребления, следует бесконечно улучшать, уже можно проследить. Так, футуролог Э. Тоффлер пишет, что довольно скоро «наш дом на Земле испытает на себе воздействие новейших технологий, разбивающих наши представления о сексуальности, материнстве, любви, деторождении и образовании. Моральный и эмоциональный выбор, который нам предстоит в ближайшее десятилетие, поистине может свести с ума. Среди биологов уже бушуют бешеные дискуссии об этических проблемах евгеники. Должны ли мы задумываться о разведении расы «лучших» людей? И что при этом означает «лучших»? Кто сможет это решить? Вопросы не новы. Те методы, которые вскоре будут доступны, сломают традиционные ограничения в аргументации. Мы же можем себе позволить представить замечательную человеческую расу, состоящую не из фермеров, трудолюбиво разводящих скот, а из художников, использующих для этого разведения широкий диапазон новых ярких и необычных цветов, силуэтов и форм»2.

Однако в различных проектах будущего общество потребления часто показано как крайне дифференцированное. Так, в обществе будущего – «общества всеобщего счастья» О. Хаксли, описанном им в книге «О дивный новый мир», – от-считывается новое летоисчисление – «Эра Т» – с появления «Форда Т»3. Потребление возведено в культ, символом потребительского бога выступает Генри Форд, а вместо крестного знамения люди «осеняют себя знаком Т». Здесь фактически под запретом наука, искусство, религия, людям неизвестны чувства («воспитание делает всех не то что жалостливыми, но до крайности брезгливыми») и такие понятия, как любовь, красота, истина, смерть, свобода, индивидуальность.

Поддерживая постоянную общую численность населения, детей выращивают в специальных фабриках – Инкубаториях и Центрах обучения. Тут зародыши делят на 5 каст – альфа, бета, гамма, дельта и эпсилон. Вводится также дополнительное расслоение каждой касты на плюс и минус. Альфы – здоровые, высокие, которым предоставлена более -менее свободная воля и предлагается заниматься умственной работой. Гамма-, дельта- и эпсилон – предстоит стоять у станков и открывать двери перед представителями более высших каст. Зародыши-близнецы подвергаются воздействию различных химических веществ – каждый в своей степени, – чтобы замедлить их физическое или умственное развитие. На выходе, например, получаются недоразвитые карлики эпсилоны, которые всю свою жизнь будут только нажимать кнопки в кабине лифта. Дальше детей начинают воспитывать, формируя при помощи поощрений, тока и гипнопедии (обучения во сне) систему ценностей, иерархию, а также различные нужные навыки, необходимые каждой касте для будущей работы1.

В фильме 1997 г. «Гаттака» режиссёра Э. Никкола биотехнологии завтрашнего дня развились до такого уровня, что выведение «идеальных людей» поставлено на поток. Все генетические дефекты и их потенциальные последствия легко расшифровываются, и люди делятся на два социальных класса – «годных» (Valid) и «негодных» (In-valid). Первые получают от общества всемерную поддержку, а вторые оказываются начисто лишенными жизненных благ и каких бы то ни было перспектив. Как правило «годные» – результат похода родителей к врачу, где он предлагает им на выбор самые удачные комбинации их генов, чтобы завести ребенка. «Негодные», в свою очередь, – результат естественного оплодотворения, когда гены родителей сошлись на удачу, почему их также называют «божьи дети».

В философско-сатирической комедии Г. Данелии «Кин-дза-дза» (1986) на планете Плюк галактики Кин-дза-дза существует две категории людей – чатлане и пацаки. Принадлежность к одной из которых определяется при помощи специального прибора – визатора. Пацаки на Плюке должны носить в носу специаль-1 ный колокольчик («цак») и при встрече с чатланином приседать перед ним особым образом («делать ку»). Цветовая дифференциация штанов позволяет жителям планеты Плюк демонстрировать их социальный статус. Чатланин Уэф рассказывает жителю Земли Гедевану (Скрипачу): «Если у меня немножко КЦ1 есть, я имею право носить жёлтые штаны. И передо мной пацак должен не один, а два раза приседать. Если у меня много КЦ есть, я имею право носить малиновые штаны, и передо мной и пацак должен два раза приседать, и чатланин ку делать… Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов – то нет цели!…».

Духовно-нравственные последствия утверждения в российском социуме общества потребления могут быть представлены в различных его сферах: политической, экономической, социальной и духовной. Как писал Бодрийяр, в о бществе потребления «жизненные ориентации становятся более открытыми и подвижными. Предметы потребления находятся практически во всех сферах общественной жизни, что позволяет говорить об идентификации через потребление. Стиль потребления выстраивает социальную дифференциацию и стратификационную модель общества. Увеличивается подвижность индивидуальных ценностных систем: индивид получает возможность изменять свой социальный статус, пересматривать усвоенные представления, совершенствовать ценностные приоритеты2. Подвергнем социально-философскому анализу на предмет такого влияния каждую из общественных сфер.

Похожие диссертации на Духовно-нравственное измерение российского общества потребления (социально-философский анализ)