Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основания социально-философского анализа воспитательно- гуманистического содержания врачебной профессии . 14
1.1. Профессия как форма деятельности и предмет социально-философского анализа 14
1.2. Концептуализация воспитательно-гуманистического содержания врачебной профессии 37
1.3. Формирование воспитательно-гуманистического содержания врачебной профессии в истории культуры 64
Глава 2. Врачебная профессия как воспитательно- гуманистическаясистема 87
2.1. Характеристика системообразующих факторов воспитательно-гуманистического содержания врачебной профессии 87
2.2. Врачебная профессия как сфера формирования валеологической культуры личности 106
2.3. Врачебная профессия как сфера духовной социализации личности . 128
Заключение . 150
Литература 154
- Концептуализация воспитательно-гуманистического содержания врачебной профессии
- Формирование воспитательно-гуманистического содержания врачебной профессии в истории культуры
- Врачебная профессия как сфера формирования валеологической культуры личности
- Врачебная профессия как сфера духовной социализации личности .
Введение к работе
Актуальность темы исследования. В современном мире, характеризующемся сложными процессами глобализации и технизации культуры, сменой ценностных парадигм, которые влекут за собой трансформацию всей системы социальных отношений и изменение типа социальности, активизируется как на уровне массового сознании, так и на уровне государственной идеологии поиск приемлемой для этих условий новых моделей социальных институтов, в частности института профессий. Это особый социальный институт и форма трудовой деятельности людей, которая обладает исключительным значением в плане формирования и воспитания целостной, гармоничной и креативной личности, способной жить и проявлять свою творческую активность в новых условиях современного и будущего мира.
В настоящее время в социальной структуре общества и системе профессий особое место занимают медицинские профессии, среди них – профессия врача, призванная удовлетворять потребности людей в здоровье, в профилактике болезней, продлении жизни. Однако эти традиционные потребности не только возрастают, но и дополняются новыми потребностями в духовном и социальном здоровье нации. В современном мире человечество обеспокоено состоянием своего здоровья, активным проникновением новейших биотехнологий в феномен жизни, неоправданно возросшей экономической ценой оказания медицинских услуг, сменой нравственных парадигм в медицине и другими проблемами, непосредственно затрагивающими жизнь и здоровье людей.
В современной России проблема усугубляется еще и тем, что социально-экономические условия жизни в стране, рост девиаций и переживаемый россиянами антропокультурный кризис не способствуют формированию в сознании людей установки на здоровый образ жизни; свое благополучие мы чаще всего связываем исключительно с материальными благами и богатством. Прогнозы о будущем страны заставляют российскую общественность, политиков, ученых обратить внимание на формирование здорового поколения. Эта проблема касается всех социальных образований, которые непосредственно или опосредованно влияют на сознание человека и его духовные ориентиры. Врачебная профессия уникальна тем, что в ее сферу человек включается от момента рождения и до конца жизни. Поэтому изучение сущности врачебной профессии, выявление воспитательно-гуманистического богатства ее содержания видится автору актуальной, теоретически и практически значимой задачей.
Врачебная профессия устойчивая, автономная и объективированная социальная реальность, которая имеет свою структуру, функциональные особенности, формы бытия и логику развития – черты, которые в современном мире обусловливаются общественными интересами и социокультурными процессами. В современных условиях врачебная профессия утрачивает свою традиционную консервативность и сакральность. Общественные интересы в здоровых и физически, и духовно людях изменяют внутреннее содержание профессии врача, активизируют ее воспитательные аспекты, что, в свою очередь, требует от врача как субъекта деятельности быть открытым, творческим, креативным, готовым к диалогу с культурой и социумом, к формированию убеждений о своей социальной роли как воспитателя целостной и гармоничной личности. В условиях трансформации общественной жизни и смены культурных парадигм именно врач оказался тем субъектом, который своей деятельностью и статусом способен вселить надежду простому человеку на обретение смысла своего существования в этом полном драматизма мире. Воспитательно-гуманистическое содержание врачебной профессии не хаотично, оно представляет из себя систему, которая может и должна конструироваться с учетом трансформации социальных условий, специфики и задач самой профессиональной деятельности.
Актуальность исследуемой темы также детерминирована переходом медицины к рыночным отношением, поиском новых моральных моделей медицины, соответствующих этим условиям, а также необходимостью формирования нового статуса врача – врача-педагога, врача-просветителя, что должно обеспечить достойное качество врачебных услуг и решить те проблемы, которые обозначены в государственных программах по сохранению здоровья нации и национальной безопасности.
В научно-теоретическом плане исследование воспитательно-гуманистического содержания врачебной профессии позволяет не только внести определенный вклад в разработку теории профессий и теории деятельности, но и является актуальным в качестве теоретико-методологической основы развития таких междисциплинарных областей знания, как философия медицины, медицинская педагогика, валеология, врачебная профессиональная и биомедицинская этика.
Степень разработанности проблемы. В силу того, что в данном исследовании акцентируется внимание на определении врачебной профессии, важное значение приобретают работы, посвященные изучению особенностей человеческой деятельности как основополагающей категории социально-философского анализа. Это труды В.Г. Афанасьева (1976), Г.С. Батищева (1970), Л.П. Буевой (1978), В.Е. Давидовича (1982), М.В. Демина (1984), Иванова (1978), М.С. Кагана (1978), В.А. Лекторского (1980), Н.В. Лентьева (1975), Э.С. Маркаряна (1979), А.Т. Москаленко, Ю.К. Плетникова (1975), В.Н. Сагатовского (1978), В.Ф. Сержантова.
Также в качестве теоретической базы были использованы работы, посвященные непосредственно изучению профессии врача как формы деятельности и феномена культуры. Это труды В.Г. Ерохина, А.Я. Иванюшкина, А.М. Изуткина, Т.А. Ковелиной, Н. Казинса, И.В. Силуяновой, А.В. Решетникова, О.П. Щепина, Г.И. Царегородцева и др. Также использовались работы по медицинской этике и деонтологии, где рассматриваются нравственные вопросы взаимоотношения врача с социальным окружением, нравственная культура врачевания. Это работы Ю.К. Абаева, Н.М. Амосова, Г.В. Гришкевича, Ю.П. Лисицына, И.Я. Макшанова, В.П. Петленко, Б.В. Петровского, И.В. Силуяновой, Н.Н. Седовой, Ю.М. Хрусталева, С.С. Юдина и др.
В плане социально-философского анализа воспитательно-гуманистического содержания врачебной профессии особое значение приобретают исследования К.А. Абульхановой-Славской, Ю.К. Бабанского, П.П. Блонского, И.А. Зимней, В.А. Сластенина, Е.А. Левановой. Были использованы исследования в области интеграции медицины и педагогики в комплексном изучении человека. Это труды В.Ф. Базарного, М.М. Безруких, П.П. Блонского, Ф.А. Дистервега, А.Б. Залкинда, Г.К. Зайцева, В.П. Кащенко, П.Ф. Каптерева, В.Р. Кучмы, П.Ф. Лесгафта, Дж. Локка, М. Монтессори, Н.И. Пирогова, И.А. Сикорского, Л.Г. Татарниковой, К.Д. Ушинского.
С целью изучения особенностей формирования валеологической культуры личности автор опиралась на труды Р.И. Айзмана, Г.Л. Апанасенко, В.Ф. Базарного, А.С. Батуева, Э.Н. Вайнера, Н.А. Голикова, Г.К. Зайцева, В.П. Казначеева, В.Н. Касаткина, В.В. Колбанова, М.Г. Колесникова, Г.А. Кураева, З.И. Татарниковой, В.О. Морозова, З.И. Чукановой.
Проблемы духовной социализации рассматривались в работах В.И. Несмелова, Н.А. Бердяева, Б.П. Вышеславцева, И.А. Ильина, М.М. Тареева, Л.П. Карсавина, Н.О. Лосского, В.В. Розанова, В.С. Соловьева, П.А. Флоренского, Г.Г. Шпета, С.Н. Булгакова, В.Ф. Эрна, С.Л. Франка. Среди зарубежных работ были использованы труды А. Парка, Д. Долларда, Дж. Кольмана, В. Уолтера, Т. Парсонса, Р. Мертона; философов и культурологов – Л. Леви-Брюля, Ж. Пиаже, Э. Кассирера, Р. Барта, В. Беньямина, Ж. Бодрийяра, М. Маклюэна, О. Тоффлера и др.
В целом степень разработанности проблемы позволяет отметить достаточно широкую базу исследования. Однако некоторые проблемы выходят за ее рамки, остаются вне поля зрения социальной философии, в частности проблема воспитательно-гуманистического содержания врачебной профессии. Анализ степени разработанности этой проблемы и определил выбор объекта и предмета диссертационного исследования, постановку цели и задач работы.
Объект диссертационного исследования – профессия как форма деятельности и социального бытия.
Предмет диссертационного исследования – врачебная профессия и ее воспитательно-гуманистическое содержание.
Цель диссертационного исследования состоит в анализе воспитательно-гуманистического содержания врачебной профессии, его проявления, а также в изучении возможностей реализации профессией врача своего воспитательно-гуманистического потенциала в условиях трансформации социальных отношений.
В соответствии с поставленной целью в ходе диссертационного исследования решаются следующие задачи:
– систематизировать теоретико-методологические подходы анализа профессии и дать ее социально-философское определение;
– концептуализировать понятие «воспитательно-гуманистическое содержание врачебной профессии»;
– раскрыть особенности и характер формирования воспитательно-гуманистического содержания врачебной профессии в истории культуры;
– охарактеризовать системообразующие факторы воспитательно-гуманистического содержания врачебной профессии;
– определить врачебную профессию как сферу формирования валеологической культуры личности;
– раскрыть функцию духовной социализации личности, выполняемую врачебной профессией.
Основная гипотеза исследования. Выход из антропокультурного кризиса, который переживает современное российское общество, видится в активизации различных социальных сфер и институтов по отношению к развитию и сохранению полноценной человеческой жизни, сохранению целостности, социального, соматического и духовного здоровья людей. В решении этой важнейшей социальной проблемы особая роль отводится врачебной профессии, которая в силу своего социального статуса и предназначения связана с человеком, обладает огромным интеллектуальным и духовным потенциалом воздействия на сознание людей, формирования у них мотивации на самосохраняющее и здоровьесберегающее поведение, которое автор связывает не только с сохранением своей соматической организации и морфофизиологических норм, но и с духовно-нравственными установками, с сохранением чистоты своего духовного мира и помыслов.
Теоретико-методологическая база исследования. С целью реализации указанных задач использовались социально-философские методы и подходы: деятельностный, аксиологический, антропный, исторический; методы сравнительно-исторического анализа, междисциплинарного анализа и синтеза, типологические и структурно-функциональные методы; принципы диалектического анализа, единства исторического и логического, восхождения от абстрактного к конкретному. Достижение поставленной цели и решение намеченных задач предполагает опору на общие принципы и нормы научного рационального философского мышления. В работе использовались общефилософские научные принципы: принцип системности; принцип активности процесса познания; принцип социального взаимодействия.
В основных выводах исследования содержатся следующие элементы научной новизны:
– систематизированы теоретические подходы к анализу феномена профессии и дано ее социально-философское определение, показано, что профессия является особой формой деятельности и социального бытия;
– концептуализировано понятие «воспитательно-гуманистическое содержание врачебной профессии»; определено, что оно базируется на основе принципа гуманизма, присущего профессии, гуманизации и гуманитаризации медицины;
– выявлены особенности формирования воспитательно-гуманистического содержания врачебной профессии в истории культуры; показаны западно-европейская и отечественная традиции, раскрыты объективные и субъективные условия и факторы этого процесса;
– дана характеристика системообразующих факторов воспитательно-гуманистического содержания врачебной профессии;
– проведен анализ врачебной профессии как сферы формирования валеологической культуры личности;
– доказано, что воспитательно-гуманистическое содержание врачебной профессии раскрывается в духовной социализации личности.
Положения, выносимые на защиту:
1. Профессия – социальное образование, которое возникает на основе частного разделения труда (следовавшего за общественным), вид трудовой деятельности, официально признанный законом, требующий специальной (профессиональной) подготовки и личностных качеств от субъекта. Она объективно заставляет его быть социально и профессионально ответственным перед обществом, государством, перед субъектами деятельности, является основой экономической жизни людей, определяющим фактором уровня, качества и образа жизни. Социально-философское познание феномена профессии раскрывает ее основную особенность – в социальной системе она является важнейшим фактором: 1) социальной дифференциации; 2) показателем уровня духовного и интеллектуального развития общества; 3) показателем уровня цивилизационного развития общества.
2. Врачебная профессия является профессионально трудовой деятельностью, а для субъектов – врачей выступает особой сферой формирования личностных качеств специалиста, его жизненных ценностей и цели, это сфера социальной и профессиональной социализации и идентификации. В отличие от обыденного опыта врачевания, врачебная профессия обладает определенной экономической стоимостью, оценивается и контролируется не только обществом, но и государством. Она обладает своими этическими и правовыми нормами, очерчивающими границы данной деятельности. Ее воспитательно-гуманистическое содержание проявляется в целях и задачах профессии, которые опосредованно направлены на формирование должного типа личности, соответствующего конкретно-историческим особенностям общественной жизни и культуры.
3. В истории культуры процесс формирования воспитательно-гуманистического содержания врачебной профессии определяется сложившимися в конкретный момент представлениями о сущности человека, воспитательными задачами, которые выдвигаются обществом, а также уровнем развития медицинской науки и практики. Европейская и отечественная традиция в формирования воспитательно-гуманистического содержания врачебной профессии закреплялись деонтологическими требованиями, а в современном обществе – приоритетом прав человека.
4. Врачебная профессия – особая воспитательно-гуманистическая система, которая характеризуется единством лечебно-профилактической, воспитательно-гуманистической деятельности, медицинского просвещения и общения – тесного духовного контакта врача с другими субъектами. Воспитательно-гуманистическое содержание врачебной профессии, проявляется в целенаправленном, планомерном и организованном влиянии на сознание других людей с целью их воспитания, образования, духовной социализации. Основными компонентами воспитательно-гуманистического содержания выступают: цели, общение, механизмы и методы воспитательного воздействия; мотивации врача; воспитуемые (объект педагогического воздействия, особым компонентом педагогической системы врачебной профессии является врачебно-педагогическое сознание, отражающее процесс взаимодействия врача с другими людьми и выражающееся в умении владеть словом, убеждать, аргументировать, внушать, то есть владеть методами психолого-педагогического воздействия.
5. Валеологическая культура – это относительно самостоятельная система в структуре общей культуры личности, которая формируется как система личностных ценностей, основу которой составляют знания о сущности здоровья, путях и методах его укрепления и сохранения и которая служит важным механизмом регулирования поведения людей в их жизнедеятельности. Воспитательно-гуманистические задачи врача заключаются с формировании потребностей у людей в укреплении здоровья, осознанной мотивации на здоровый образ жизни; через выполнение врачебных функций врач может обучить людей здоровьесбережению. Формирование валеологической культуры связано не только с медицинским просвещением, когда врач дает знания о состоянии организма, но и с этическими нормами профессии, которые требуют от него должного поведения по отношению к пациенту и коллегам, развития личностных качеств соматического здоровья и духовного совершенствования.
6. Врачебная профессия в своем содержании имеет основные источники духовной социализации – любовь к людям, чувство долга, совестливость, коллективистское начало, долженствование. В сфере врачебной профессии формируются рационально обоснованные, научные принципы гуманистического подхода к пониманию сущности человека, что позволяет определять эту профессию как один из доминирующих факторов духовной социализации личности современного российского общества. Духовная социализация – это сложный и противоречивый процесс духовной адаптации индивида к тем ценностным основаниям духовной жизни общества, которые сложились объективно в результате его культурно-исторического и цивилизационного развития. В результате процесса духовной социализации в личностном сознании индивида формируются собственные мировоззренческие установки, принципы, идеалы и убеждения, составляющие внутренний духовный мир человека, отражающие его творческие способности и актуализирующие его духовность в социальной практике.
Научно-теоретическая и практическая значимость работы состоит в приращении полученных знаний по актуальным проблемам социальной философии – исследования профессий как формы деятельности и социального бытия, выявление их педагогического содержания, что позволяет объяснить их роль в развитии личности и общества, в преодолении последствий антропокультурного кризиса. Положения и выводы, являющиеся основным итогом диссертационного исследования, могут быть использованы в ходе дальнейшего изучения врачебной профессии. Выводы и результаты могут быть использованы при разработке социальной стратегии в области повышения качества жизни человека, развития медицины и здравоохранения. Материалы диссертации могут быть использованы в ходе преподавания базового курса социальной философии, социологии и философии профессий, социологии и философии медицины, биоэтике, профессиональной врачебной этике, а также при подготовке спецкурсов по философии, валеологии, социологии духовной жизни.
Апробация исследования. Основные положения диссертации обсуждались на кафедре философии, социологии и педагогики ФГОУ ВПО «Майкопский государственный технологический университет», были представлены на научных конференциях различного уровня. Основные результаты исследования нашли отражение в 8 публикациях общим объемом 6,8 п.л., в том числе в 3 изданиях, рекомендованных ВАК при Минобрнауки России, и 1 монографии.
Объем и структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Концептуализация воспитательно-гуманистического содержания врачебной профессии
Выводы, сделанные нами в первом параграфе диссертационной работы, позволяют заключить, что врачебная профессия – это особый специализированный труд, отличающейся от обыденного врачевания. Если последняя форма деятельности может быть реализована непрофессионализированными субъектами на житейском, или знахарском уровне, то врачебная профессия осуществляется исключительно врачами – профессиональными субъектами, имеющими необходимые профессиональные знания, обладающие профессиональным мышлением, культурой, опытом, умениями. Сфера врачевания значительно шире, чем сфера труда и профессии. В повседневной жизни мы можем лечить или врачевать и себя, и своих близких на основе обыденного медицинского опыта, в соответствии со своей валеологической культурой и примитивными знаниями о лечении, болезнях, организме. Такая деятельность является естественным способом нашего существования и нашей жизнедеятельности. Но что касается врачебной профессии, то эта деятельность является профессионально трудовой, и для субъектов деятельности – врачей становится особой сферой, в которой формируется личность врача, его жизненные ценности и цели, осуществляется процесс социальной и профессиональной социализации и идентификации. В отличие от обыденного опыта врачевания, врачебная профессия обладает определенной экономической стоимостью, оценивается и контролируется не только обществом, но и государством. Она обладает своими этическими и правовыми нормами, очерчивающими границы данной деятельности.
Возникновение врачевания связано с потребностями людей в сохранении своего здоровья и жизни. И в своей истории эта деятельность меняла свои формы: народное врачевание, знахарство, оккультизм, традиционное врачевание (имеет место быть в традиционных культурах – Индия, Китай, Тибет), альтернативное лечение (распространено в современной культуре). Врачевание как профессиональная трудовая деятельность возникла в эпоху средневековья. В этот период истории «рост городов и открытие университетов обеспечили не только развитие профессии, но и вместе с ней формирование таких ценностей, как интеллектуальность, профессионально-корпоративное мышление, профессиональные знания и умения. Город, а точнее, городской рынок средневековья становится местом, где оцениваются профессионалы по критерию общего блага и полезности. Благодаря профессии, ценность труда стала выражаться в денежном вознаграждении, а не в дарении, которое ни к чему не обязывает» 45 . «Профессия ранжировала общество по характеру ремесла, что определило его экономическую дифференциацию. Появились престижные профессии - священнослужители, офицеры, дипломаты; непрестижные - врачи, адвокаты; презренные - хирурги, ремесленники, палачи, актеры»46.
Основываясь на принципах системности и структурности, охарактеризуем основные внутренние элементы врачебной профессии: субъект, объект, предмет врачебной профессии, профессиональную активность (установление коммуникативного взаимодействия субъекта с объектами). Проблема субъекта врачебной профессии решается неоднозначно. Она во многом связана с определенными моделями медицины и врачебной профессии, которые изменялись под влиянием процессов, происходящих в культуре, а именно, новая культурная парадигма порождала иную модель медицины, а следовательно, представления о субъекте и объекте деятельности. В культурах, основанных на принципах авторитаризма, представлена патерналистская модель медицины. В ней врач рассматривается как авторитет в своей профессии, и только он является субъектом деятельности. В обществах, где основным принципом жизни является либерализм, а ценностями признаются права человека, формируется коллегиальная модель медицины. В ней считается, что субъектом врачебной деятельности является не только врач, но и пациент. Он информирует врача о состоянии своего здоровья, по его показаниям врач выявляет первичные симптомы болезни, пациент заинтересован в успехе лечения, имеет права знать о методах лечения и лично выбирает их, а следовательно, пациент как и врач берет на себя ответственность за ход и результат лечения. На наш взгляд, субъектом любой профессии, а тем более той, которая направлена на человека, может быть только профессионал, обладающий необходимой профессиональной подготовкой, опытом, знаниями, умениями, свободой и ответственностью перед профессией и обществом. Врач – единственный специалист в этой области деятельности, с правом на монополию этой формы деятельности.
Само понятие врач имеет свою историю. Этимология слова связана с церковно-славянским – «врать», так в средневековой Руси называли тех, кто умел заговаривать болезнь. В русском языке было слово «лекарь» (берет начало от славянского «лекарство»), но оно обозначало звание, которое присваивалось профессионалу-практику. В дальнейшем слово «врач» стало обозначать учено-служебное положение специалиста, а слово «лекарь» осталось в разговорном языке для обозначения народного целителя, то есть было синонимично слову «знахарь». Социологическое объяснение понятию «врач» дано в 1972 году Всемирной организаций здравоохранения: «врач - это лицо, которое, будучи принято в установленном порядке в медицинскую школу, должным образом признанную в стране, в которой она находится, успешно завершило предписанный курс медицинских наук и получило квалификацию, дающую юридическое право на медицинскую практику (включая профилактику, диагностику, лечение и реабилитацию) с отправлением независимых суждений в интересах укрепления общественного и индивидуального здоровья».47 Данное определение врача как субъекта врачебной профессии указывает только на два факта: 1 врач должен иметь обязательное профессиональное образование, 2 – такое образование дает врачу как субъекту юридическое право выполнять эту профессию, т.е. заниматься медицинской практикой. Это определение очерчивает правовые рамки профессии, но не раскрывает все сущностные характеристики врача. Как субъект профессиональной деятельности врач формируется как особый тип личности, отличающейся не только профессиональным сознанием (клиническим мышлением), но социальными качествами, такими как гражданское мужество, ответственность, сопереживание, милосердие, жертвенность. Логическая способность к анализу клинических фактов и состояния пациента - квалификационная характеристика врача, позволяющая судить о его профессионализме. В то же время профессионализм, взятый в чистом виде, недостаточен для выполнения врачом социальных функций и социального заказа. Объектом профессии врача является другой человек, и врач, обладающий определенными социальными качествами объективно, желая того или нет, оказывает психологическое и социокультурное воздействие на него, тем самым формируя в сознании человека не только образ врача и оценку его профессии, но и собственную систему ценностей и представлений о жизни в целом. Иными словами врача как профессионал и личность является фактором формирования и воспитания другого.
Определение объекта врачебной профессии в истории науки также было не однозначным. Весьма часто медицина ограничивала объект познания болезнью органа или организма. Такой подход критиковался передовыми врачами. Еще Гиппократ – основоположник теоретической медицины призывал врачей лечить не болезнь, а больного, то есть указывал не необходимость ценностно-атропологического подхода к объекту деятельности врача. Современная медицина в качестве объекта имеет не только отдельного индивида, но и группу людей, социальную общность и общество в целом. В объект деятельности включается так же социальная и природная среда обитания человека, поскольку она рассматривается не только как причина возникновения и распространения заболеваний, но и естественный фактор успешной борьбы с ними.
Формирование воспитательно-гуманистического содержания врачебной профессии в истории культуры
Проблема изучения воспитательно-гуманистического содержания врачебной профессии и медицины в целом актуализировалась в последние годы, что связано с существенными изменениями как в этих сферах бытия, так и в общественной жизни, с трансформацией социальных институтов и процессов, сменой ценностных парадигм, утратой жизненных смыслов, глобализацией и информатизацией культуры. Все это, в свою очередь, обуславливает научную необходимость в комплексном изучении человека, общества, культуры, в создании целостной системы знаний о человеке, его духовности, социокультурных особенностях, о его теле и телесности. В плане такого подхода изучение воспитательно-гуманистического содержания врачебной профессии может иметь не только теоретическое, но практическое значение, так как: 1) позволит выявить особенности воспитания и обучения здоровых и больных с целью формирования у них медицинской, валеологической, соматической, физической культуры; 2) глубже понять связь социального и биологического в структуре человеческой психики, взаимосвязь телесного и духовного; 3) понять связь и определить пути интеграции между гуманитарной (воспитанием) и естественнонаучной (медициной) культурой; 4) разработать здоровьесберегающие технологии через решение вопросов всестороннего воспитательно-гуманитарного характера. Актуальность этой проблемы также обостряется по причине переживания современным человеком стрессовых ситуаций и социального страха, порожденных кризисными явлениями, урбанизацией, глобализацией культуры, трансформацией ценностей и ценностных ориентиров, другими социальными потрясениями. Познание законов нормальной жизнедеятельности людей, соматической и духовной организации человека предполагает интеграцию биомедицинских, психологических педагогических, философских, культурологических исследований. Вот почему воспитательная и медицинская деятельность, опираясь на огромный исторический опыт их единства, особенно в деле обучения здоровому образу жизни, способны своей интеграцией решить жизненно важные проблемы, как личности, так и социума. Это единство и делает возможным наполненность врачебной профессии воспитательно-гуманистическим содержанием, которое проявляется во множестве аспектов и находит отражение в научных теориях по медицинской психологии, физиологии, гигиене, генетике, возрастной психологии, возрастной психофизиологии, социальной педагогике и других областях знания.
Еще древние мыслители обращали внимание на то, что воспитание и обучение может быть только тогда эффективным, если воспитуемый здоров и физически активен. Действительно, воспитательная деятельность неразрывно связана со здоровьесбереженем, с поддержанием жизнестойкости, продуктивной жизнедеятельности, что в свою очередь, реализуется медициной. Интеграция медицинской деятельности и воспитания в решении этих задач привела к появлению новой области знания – медицинской педагогики. Ее основными задачами являются: актуализация утерянных в связи с концентрацией на болезни потребностей и интересов, склонностей и привязанностей; стимулирования силы воли, мужества, стойкости, выдержки и др.; обучение приемам саморегуляции, управления своим состоянием; активизация процессов самоконтроля; активизация сил учащихся с проблемами в здоровье в борьбе с болезнью; изменения или формирования необходимой среды общения; привлечения родных или друзей для оказания помощи больному и налаживания контактов с окружающей средой; реабилитационное взаимодействие79. Понимание воспитательно-гуманистического значения медицины можно найти уже в древних культурах. Так, основоположник теоретической медицины - Гиппократ указывал на то, что врач не только лечит, но и воспитывает пациента, своим внешним видом, поведением, отношением к профессии. Как глубокий врач-философ Гиппократ причину многих заболеваний (тех, которые сегодня называют социальными) видит в нездоровом образе жизни, в отсутствии воспитанности, в аморальности: «Праздность и ничегонеделание, - отмечает Гиппократ, - влекут за собой порочность и нездоровье - напротив того, устремление ума к чему-либо приносит за собой бодрость, вечно направленную к укреплению жизни»80. Ценность учителя, передавшего ученику тайну врачебного ремесла особенно подчеркивается в его этическом кодексе («Клятва Гиппократа») и стоит на первом месте: обязуюсь «считать научившего меня врачебному искусству наравне с родителями, делиться с ним достатком и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления; устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никакому другому»81. Нравственное совершенство личности врача - основа врачебного искусства, поэтому только нравственно воспитанный и образованный врач может быть примером для подражания и расположить к себе пациента. Идеи Гиппократа наши свое продолжение не только в этических кодексах и законах, в деонтологии и медицинской этике, но и в учении о здоровом образе жизни – валеологии.
С появлением в средневековой культуре университетов система воспитания стала схоластической и в медицинском образовании сыграла ведущую роль в формировании врача-схоласта и догматика. Схоластическое воспитание и образование, отстаивающее веру в Бога и научные авторитеты, приписывали врачам слепо следовать канонам схоластической медицины, ограничивали их творческое начало, утверждая представление о болезни как о неизбежной расплате человека за свои грехи. В эпоху Возрождения культ природы, принципы антропоцентризма и гуманизма стали мировоззренческой основой понимания человека как центра мироздания, единства телесного и духовного, божественного и земного. Секуляризация культуры, зарождение естествознания, механики, географические открытия и изобретения, развитие литературы и искусства способствовали формированию новой, очищенной от схоластики медицины. Медицина Возрождения начинает преследовать цель «исправить и улучшить» природу человека. Изменилась и система воспитания, которая начинает учитывать индивидуальные склонности человека, мотивацию его поведения, его стремление к творчеству. Гуманистическим идеалом этой эпохи становится личность социально активная, физически совершенная, образованная, наделенная деловыми качествами, способная убеждать и отстаивать свои интересы. Сформировавшаяся воспитательная триада Возрождения: человеку надо дать классическое образование, сформировать физически здоровую личность и воспитать активного гражданина нашло отражение в медицинской науке и практике. «Гуманисты Возрождения, видевшие в образовании способ развития и восполнения природных задатков людей, ставили задачу и искали пути воспитания личности активной, разумной, образованной, преисполненной гражданского долга, следующей христианским ценностям, способной к служению обществу и достижению жизненного успеха. По их мнению, воспитание и образование обеспечивало «шлифовку» природы человека, формировало его ум, чувства и волю, делало поступки человека сообразными культуре и гражданскозначимыми, обеспечивало счастливую личную жизнь в общении с другими людьми».82 Классическим примером воспитательно-гуманистичского воздействия медицины могут быть исследования Мишеля Монтеня – известного философа Возрождения. В работе «О воспитании» он пишет: «Недостаточно закалять душу ребенка; столь же необходимо закалять и его тело. Наша душа слишком перегружена заботами, если у нее нет должного помощника; на нее тогда возлагается непосильное бремя, так как она несет его за двоих. Я-то хорошо знаю, как тяжело приходится моей душе в компании со столь нежным и чувствительным, как у меня, телом, которое постоянно ищет ее поддержки. И, читая различных авторов, я не раз замечал, что то, что они выдают за величие духа и мужество, в гораздо большей степени свидетельствует о толстой коже и крепких костях»83.
Врачебная профессия как сфера формирования валеологической культуры личности
Исследование профессий в воспитательно-гуманистическом измерении затрагивает связанную с вопросами образования, воспитания просвещения проблему духовной социализации личности. Это одна из наиболее значимых социально-философских проблем в обществе, переживаемом антропокультурный кризис. Как было отмечено ранее, в сфере врачебной профессии формируются ценностные представления о жизни человека и его здоровье. Соматическое здоровье является только предпосылкой духовной социализации и позволяет личности войти в систему социальных взаимодействий, способствовать сохранению социальной стабильности. Но особенно актуальна в современном мире проблема формирования и устойчивого развития духовного здоровья. Когда теряются нравственные основания общественной жизни, многовековые духовные традиции, происходит девальвация идеалов и смыслов, интеллектуальная деградация общества и спасение видится в сохранении каждым человеком своей личностной сущности. Поэтому совершенно справедливо рассматривать духовную социализацию как основную возможность воспроизводства здорового (в полном смысле этого слова) общества.
Если в социальной философии проблема социализации личности исследуется достаточно активно, то духовная социализация – понятие новое, фрагментарное и встречается в аспекте широкого изучения понятия «социализация» - процесса усвоения и активного воспроизводства норм, правил, ценностей общественной жизни и всего социокультурного опыта. Являясь составной частью этого сложного процесса, духовная социализация связана с желаниями и потребностями человека к духовно-нравственному самосовершенствованию, гуманному отношению и ответственному поведению, к развитию чувства социальной справедливости, по словам И. Ильина, и «совестливого акта». Любой социальный институт и любое социальной образование, в которое входит и с которым взаимодействует индивид, обуславливают в той или иной степени процесс духовной социализации. Вступая в систему социального взаимодействия, индивид вынужден брать на себя ответственность, развивать самосознание, интеллект, нравственные представления, идеалы, духовно самосовершенствоваться. Социум и характер социальных отношений детерминируют развитие духовной культуры и личности, и общества. Именно духовная культура – особое пространство, в котором формируется и развивается духовный генотип общества. В духовной культуре рождает идеал человека духовного. По мнению И. Ильина, для отечественной культуры - это человек с высоким уровнем национального самосознания, социально активный и ответственный. Он писал: «В России было множество хороших и добрых людей; но хорошим людям не хватало характера, а у добрых людей было мало воли и решимости. В России было немало людей чести и честности; но они были рассеяны, не спаяны друг с другом, не организованы. Духовная культура России росла и множилась: крепла наука, цвели искусства, намечалось и зрело обновление Церкви. Но не было во всем этом действенной силы, верной идеи, уверенного и зрелого самосознания, собранных вместе; не хватало национального воспитания и характера»150
Проблема развития духовной культуры и духовности особенно активно стала изучаться в русской философской традиции, основы которой заложили такие известные мыслители конца ХIХ – начала ХХ века, как И. Ильин, П. Флоренский, С.Н. Булгаков, В.С. Соловьев, Н.О. Лосский. В современной западной философии в основном исследовались проблемы развития личности и ее социализации в трудах социологов - А. Парка, Д. Долларда, Дж. Кольмана, В. Уолтера, Т. Парсонса, Р. Мертона; философов и культурологов - Л. Леви-Брюля, Ж. Пиаже Э. Кассирера, Р. Барта, В. Беньямина, Ж. Бодрийяра, М. Маклюэна, О. Тоффлера. Анализ этих трудов, позволил нам заключить, что, несмотря на достаточно глубокое изучение процесса социализации и развития личности, вопросы духовной социализации и духовного развития (в аспекте социализации) практически не разработаны. Чаще всего исследователи сводят духовную социализацию личности к усвоению сложившихся на данный конкретно-исторический период морально-этических норм и представлений. Тем не менее, труды известных исследователей проблемы социализации послужили теоретико-методологической основой изучения поставленной в данной диссертации проблемы, и позволили определить духовную социализацию как сложный и противоречивый процесс духовной адаптации индивида к тем ценностным основаниям духовной жизни общества, которые объективно сложились в результате его культурно-исторического и цивилизационного развития. В результате процесса духовной социализации в личностном сознании индивида формируются собственные мировоззренческие установки, принципы, идеалы и убеждения, составляющие внутренний духовный мир человека, отражающие его творческие способности и актуализирующие его духовность в социальной практике.
Определяя сущность духовной социализации личности Матвеева А.И. отмечает, что она «состоит в превращении человека в духовное и социальное существо посредством соотнесения его с наличным ценностным полем духовной культуры (поляризация), сочетания его собственного внутреннего мира с внешним миром (когеренция) и выработки общих социально значимых ценностей (универсализация). Тем самым личность становится подлинным субъектом духовной культуры, развивая свои продуктивно репродуктивные, генеративные и конструктивно-инновативные творческие способности»151. Становление в человеке человеческого, духовного начинается с первых дней жизни и продолжается всю жизнь. Общество и те социальные институты, в систему которых входит индивид, для него становятся особыми воспитательно-гуманистическими системами, где формируются представления о гражданской ответственности, приобретаются навыки межличностного общения, осуществляется познание мира и себя, закрепляются и переосмысливаются правила и нормы поведения, ценностные установки и жизненные цели. В этом плане врачебная профессия представляет собой особую сферу, с которой человек оказывается связанным на протяжении всего своего существования от рождения до смерти: «на руках врача мы издаем и первый в своей жизни крик и последний в своей жизни вздох»152. Конечно, первые основы духовной социализации человек получает в семье, здесь формируется его ценностное сознание и поведение. Однако нельзя не учитывать и роль врачебной профессии как первичного фактора духовной социализации. Особенно это касается педиатрической специальности. Врач-педиатр помогает ребенку посредством духовного общения формировать многие личностные качества – волю, мужество, заботу о себе и других людях, ответственность. В этой сфере из непосредственно природного существования человек формирует свое духовное бытие, как говорил С. Кьеркегор, «человек рождает себя» с помощью волевого акта. Можно без преувеличения сказать, что человек с первых недель своего существования в этом мире подвергается постоянному, тотальному, хорошо организованному и во многом противоречивому воздействию со стороны медицины. Эта область деятельности определяет, каким человек должен быть не только в плане здоровья, но и в плане духовного развития. Нельзя не отметить и тот факт, что в современном мире идет борьба за человека между официальной и альтернативной медициной, что в свою очередь, оказывает влияние на сознание человека и его духовность.
Врачебная профессия как сфера духовной социализации личности .
Проблема формирования валеологической культуры в сфере врачебной профессии особенно актуальна для студентов медицинских вузов – будущих врачей, чья задача уже как профессионалов - в культивировании ценности здоровья масштабе общества. Только здоровый нравственно и физически врач, способен выполнять социальный заказ по утверждению здорового образа жизни. Поэтому процесс формирования культуры здоровья в системе высшего медицинского образования становится в настоящее время необходимой задачей. Ее решение, на наш взгляд, возможно через «диалог культур», через наличие такой культурной среды, в которой осуществлялось бы взаимодействие молодого человека с носителями культуры здоровья высокого уровня. Такой культурной средой является сфера врачебной профессии. Однако, проблема состоит в том, что в настоящее время объективные условия жизни российских врачей, не в полной мере способствуют формированию у них культуры здоровья. Врач по определению должен быть эталоном здорового образа жизни, и для студентов медицинских вузов культура здоровья – это показатель его личностного, профессионального и социального самоопределения.
В системе высшего медицинского образования, которое неотрывно от системы врачебной профессии, имеется ряд проблем по формированию валеологической культуры студентов: недостаточно используется имеющийся потенциал вуза по укреплению здоровья обучающихся, физическое обучение и воспитание физической культуре остается ориентированным на нормативы, поэтому большинство студентов не считают занятия по физкультуре важными в плане формирования и укрепления их здоровья, в педагогическом процессе формирование валеологической культуры носит формальный характер. Следует отметить, что и сама система медицинского образования является фактором риска для здоровья обучающихся студентов и для врачей-педагогов. Изложенное свидетельствует о наличии определенного рода дихотомии. С одной стороны, врачебную профессию образуют специалисты, обладающие необходимыми научными знаниями, но, к сожалению, не являющиеся носителями высокого уровня культуры здоровья. С другой стороны, система высшего медицинского образования, ориентированная на подготовку высококвалифицированного специалиста, в том состоянии, в котором она существует в настоящее время в России, не способствует формированию культуры здоровья и не ориентирует обучающихся на здоровый жизни. Решение проблемы видится в разработке модели формирования валеологической культуры с учетом индивидуальных особенностей личности студента. Такая модель, прежде всего, должна иметь под собой нормативно-правовую основу, что гарантирует право на охрану здоровья, оздоровление, отдых, и регламентирует отношения в сфере медицинского образования и врачебной профессии. В нормативно-правовую основу составляют Конституция Российской Федерации, Охрана здоровья Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», Закона РФ «Об образовании». Второе, в системе высшего медицинского образования необходимо ввести в учебные курсы программы по формированию стойкой мотивации на сохранение здоровья. Третье условие – это личный пример врача, который не только владеет валеологическими знаниями, но дает личный пример правильного использования средств и методов сохранения и укрепления здоровья. Врачебная профессия с самого своего возникновения ориентирована на здоровье и сохранение жизни. Еще Ф. Бэкон подчеркивал, что «первая обязанность медицины – сохранение здоровья, вторая – лечение болезней»144. Но с развитием науки, техники и производства ее деятельность становится направленной на лечение заболеваний, а проблема формирование ценности здоровья и здорового образа жизни перемещается из медицинской сферы в область философии, социологии, валеологии, педагогики. На такую тенденцию обратил внимание С. Чепмен – американский врач-философ. Он писал: «Метонимии: «Здоровье = медицина» и «медицина = здоровье»… понятия, напротив, прямо противоположные. Недоразумение состоит в представлении, что если имеется много медицины и медицинского обеспечения, то население будет здоровым»145. Сложилась ситуация, когда «количество медиков, которые преимущественно учат тому, как следует «правильно» лечиться, значительно превалирует над количеством апологетов здоровья, голос которых среди медицинских рекомендаций звучит еле слышно» 146 . Поэтому врачам необходимо изменить свое отношение к населению, к вопросам здоровья. Не является секретом тот факт, что в большинстве случаев пациент воспринимается врачом как объект лечебного воздействия. Поэтому, как свидетельствуют данные социологических исследований, более чем 40% случаев врач не намерен информировать пациента о результатах беседы и стратегии лечения и даже прощаться с ним - в 60% случаев. Подавляющим большинством опрошенных подобное субъект-объектное взаимодействие признается и объясняется высокой загруженностью врачей и их эмоциональным истощением. Среди врачей трудности в общении с пациентом обусловлены отсутствием коммуникативной культуры.147
Необходимо понять, что важнейшей потребностью современного человека являются знания о нем самом, о его физиологических законах, механизмах управления жизнью и здоровьем. Эту потребность через валеологическое воспитание люди должны удовлетворять в сфере врачебной профессии, где сохраняются и передаются научные пути и средства обеспечения здоровьясбережения. Такой подход может быть реализован на основе теории здоровья, которой должен овладеть каждый врач. «Не имея такой теории, медицина носит преимущественно запретительный характер («так нельзя»), но нет принципиальных установок и рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья («так надо»)». 148 Кроме знаний о человеке и законах его функционирования, врач должен обладать необходимыми профессионально личностными качествами: достоинством, ответственностью, честью, справедливостью, открытостью. Избегать поучительного тона в разговоре с пациентом, следовать принципу «Помогая, не унижай». То есть врач должен обладать высоким уровнем общей и профессиональной культуры. В сфере профессии осуществляются своеобразные сеансы врачебной педагогики. Это не лекции и не занятия, а просветительские беседы с, общение, в результате которого рождается устойчивая мотивация на здоровьесбережение.