Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Диалектика отчуждения и вовлечения : социально-философские аспекты Прокофьева, Диана Владимировна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Прокофьева, Диана Владимировна. Диалектика отчуждения и вовлечения : социально-философские аспекты : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Прокофьева Диана Владимировна; [Место защиты: Башкир. гос. ун-т].- Уфа, 2012.- 169 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/230

Введение к работе

Актуальность темы исследования определяется тем, что проблема преодоления отчуждения человека в современном обществе не теряет своей остроты. Во-первых, научно-технический прогресс, способствующий кажущемуся повышению качества жизни людей, на самом деле отчуждает человека от естественной для него природной среды обитания. Агрессивно наступающий на природу мир техногенной цивилизации навязывает превосходство искусственного над естественным, синтетического - над натуральным. Во-вторых, «всемирная паутина», предложив принципиально новые формы и способы коммуникации, сократила расстояния и превратила мир, выражаясь словами М. Мак-Люэна, в «большую деревню», но, в то же время, интернет-чаты и форумы, сетевые игры, ICQ становятся приманкой для юного поколения, предпочитающего их непосредственной коммуникации. В складывающемся информационном обществе усиливается отчуждение от социальной интеракции, происходит подмена живого общения его суррогатными формами. В-третьих, высокотехнологичное производство привело к появлению «общества потребления», которое навязывает человеку псевдопотребности, превращая его, по меткому выражению Э. Тоффлера, в «произтребителя» - существо, которое находится в замкнутом круге «производства-потребления». В-четвертых, государство по-прежнему использует политическую идеологию как завуалированную форму насилия над личностью, принуждая его поступать в своих интересах. Все это приводит в конечном итоге к отчуждению человека от самого себя, к утрате интереса к жизни, неспособности конституировать ее смысл.

Именно поэтому в современной философии актуализируется дискурс о вовлечении как альтернативе отчуждения, вовлечении, которое способствует преодолению его негативных последствий. Поиск путей и способов преодоления отчуждения на основе стимулирования различных форм вовлечения человека в социальную действительность - задача, стоящая перед современными обществоведами.

Степень научной разработанности проблемы. Говоря о проблемах отчуждения человека в современном обществе, нельзя не упомянуть о том, что становление философского дискурса отчуждения и вовлечения уходит корнями в новоевропейскую философию и связано с именами Т. Гоббса, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо. Дальнейшая разработка проблемы отчуждения на философско-идеалистической основе продолжается в немецкой классической философии (И.Г.Фихте, Ф.В.Й.Шеллинг, Г.В.Ф.Гегель). Материалистическая линия немецкой классической философии в лице Л. Фейербаха обращается к трактовке отчуждения через антропологическую философию и критику религии. Новый ракурс рассмотрения проблем отчуждения предлагает К. Маркс, связывая их с анализом частной собственности и товарного производства.

Существенную лепту в понимание феномена отчуждения привнесла психоаналитическая философия в лице З.Фрейда. Значительное внимание проблеме отчуждения и его преодоления уделили философы франкфуртской школы - Г. Маркузе, X. Арендт, Э. Фромм. Философы-экзистенциалисты - А. Камю, Ж.-П.Сартр - также обращались к проблемам отчужденности и включенности человека в природное и социальное бытие. А. Швейцер аргументировал положение о том, что к отчуждению ведет антигуманный характер бытия человека.

В отечественной традиции проблемы отчуждения начали рассматриваться в рамках религиозно-идеалистической философии «серебряного века», в частности, Н.А. Бердяевым. Однако в советское время проблемы отчуждения анализировались исключительно в контексте вульгаризированного, упрощенного марксизма. Только в 60-е годы XX века начинает формироваться плеяда исследователей, которые более глубоко проникают в причины отчуждения - это А.П. Огурцов, Э. В. Ильенков, Н.И. Лапин, И.С. Нарский, Т.Н. Ойзерман.

Серьезные всесторонние исследования проблемы отчуждения появляются, начиная с 70-х годов XX века; это труды З.М. Какабадзе, И.Н. Кального, В.И. Кретова и других. В ряде работ проблема отчуждения рассматривается в междисциплинарном ключе - в частности, А.Г. Кини исследует отчуждение и возможность его преодоления посредством образования, И. С. Кон, Д. А. Леонтьев и Е.Н. Осин анализируют психологические аспекты отчуждения человека. Нравственное отчуждение широко освещено в работах З.Р. Ванеевой.

Проблемы отчуждения человека и условий, порождающих его в современном обществе, становятся предметом новейших диссертационных исследований, в частности, А.С. Калинина, А.Г. Колчиной, СИ. Петошиной, С.Г. Лагутиной, М.В. Шугурова. В центре внимания Н.Г. Гудкова, В.В. Дроздова, К.Н. Исмагилова, Е.М. Прошановой оказываются проблемы сущности, структуры и типологии различных проявлений отчуждения.

Исследования С.А. Ветрова и Ф.Е. Джейранова посвящены проблемам отчуждения в трансформирующемся обществе, в частности, российском. Отчуждение деятельности рассматривает А.И.Беспалов, культурное отчуждение - Т.В. Белова, политическое - Е.В. Фигура. Особое внимание уделяется проблеме отчуждения молодежи, в частности, в сфере культуры, чему посвящена диссертация Н.А. Немировского. Пути и способы преодоления отчуждения также находятся в центре внимания российских исследователей, в частности, Д.И. Пейсахова. Н.А.Денисенко в качестве способа преодоления отчуждения рассматривает конфликт.

Однако более адекватной диалектической категорией к понятию отчуждения, с точки зрения диссертанта, выступает понятие вовлечения. Оно было введено в понятийный аппарат философского знания благодаря французским философам-персоналистам в 30-е годы XX века. В поисках сущности человека они, и прежде всего, Э. Мунье, обратились к практической стороне его жизнедеятельности и попытались определить роль

труда в его жизни, пользуясь понятием «вовлечение». Впоследствии тема вовлечения в контексте политической теории начинает рассматриваться Ю. Хабермасом, разработавшим теорию коммуникативного действия и поведения. Концепт вовлечения становится у него условием и гарантом диалога, ведущего к консенсусу.

Вместе с тем, исследований, посвященных целостному социально-философскому анализу взаимосвязи феноменов отчуждения и вовлечения в отечественной науке пока нет. Подавляющее большинство исследований посвящено различным аспектам отчуждения, что явно сужает понимание его диалектической природы. Кроме того, практически отсутствуют работы, посвященные всестороннему рассмотрению феномена вовлечения. Вышеуказанные обстоятельства обуславливают необходимость обращения к социально-философским аспектам взаимосвязи отчуждения и вовлечения, в том числе - на примере современного общества.

Объектом диссертационного исследования является бытие человека в обществе.

В качестве предмета исследования выступает динамическая взаимосвязь процессов отчуждения и вовлечения как форм бытия человека в обществе.

Цель данного исследования состоит в разработке проблем диалектической взаимосвязи отчуждения и вовлечения человека в социально-философском контексте. Она может быть достигнута посредством решения ряда исследовательских задач:

анализа отчуждения как социально-философского понятия и социального явления;

исследования основных форм отчуждения;

постижения вовлечения как социально-философского понятия и социального явления;

выявления основных форм вовлечения;

анализа соотношения форм вовлечения и отчуждения в социально-философском контексте.

исследования особенностей дискурса об отчуждении и вовлечении в современной России.

В качестве методологического основания работы выступает современная социальная теория, которая акцентирует внимание на специфике взаимосвязи социальных субъектов, обусловленной как уровнем их личностного развития, так и социокультурными обстоятельствами, и порождающей феномены отчуждения и вовлечения.

Применяемый в работе диалектический метод позволил раскрыть особенности динамической взаимосвязи отчуждения и вовлечения человека. Сравнительно-исторический подход был направлен на выявление изменений представлений об отчуждении и вовлечении в ходе развития социума, деятельностный - на уяснение специфики различных форм отчуждения и

освоения. Также были использованы традиционные общенаучные методы анализа и синтеза, обобщения, абстрагирования, аналогии.

Научная новизна диссертации может быть детализирована в следующих положениях:

доказана необходимость применения к постижению процессов
отчуждения-вовлечения интегрального социально-философского подхода,
основанного на понимании их сложной социально-процессуальной природы;

обоснована авторская типология отчуждения на основе
выявления двух его ипостасей - экзистенциального и исторического
отчуждения; при этом экзистенциальное отчуждение обусловлено
специфической природой человека и в принципе непреодолимо, а
историческое отчуждение модифицируется в ходе общественной эволюции
и может быть до определенной степени «снято», благодаря социальным
институтам;

доказано, что к экзистенциальному отчуждению можно отнести смысложизненное (мировоззренческое) отчуждение, религиозное отчуждение и нравственное (моральное) отчуждение; к историческому, соответственно, - политическое, правовое, экономическое, технологическое и тендерное отчуждение;

обосновано, что в силу диалектической взаимосвязи процессов отчуждения и вовлечения, последнее выступает в тех же ипостасях и формах, что и первое, однако требует для своей актуализации как индивидуальных, так и общественных усилий;

выявлено, что специфика диалектической взаимосвязи процессов отчуждения и вовлечения в обществе состоит в том, что они имеют тенденцию к взаимопереходу, но качественно определены в рамках определенной «меры», критерии которой задаются как индивидом, так и обществом;

выявлены особенности дискурса об отчуждении и вовлечении в современной России, заключающиеся в констатации особой роли ценностного, политического, правового, экономического отчуждения, а также отчуждения от судьбы отечества и ценностей образования и культуры, и необходимости актуализации соответствующих им форм вовлечения.

Теоретическая значимость исследования состоит в социально-философском анализе феноменов отчуждения и вовлечения, проведенном как в синхроническом, так и диахроническом планах. Выявлены социокультурные предпосылки и условия возникновения понятия «вовлечение», а также особенности диалектики отчуждения и вовлечения как понятий и социальных явлений.

Практическая значимость исследования состоит в том, что понимание особенностей динамической взаимосвязи отчуждения и вовлечения будет способствовать формированию более адекватных гармоническому развитию личности форм социального взаимодействия.

Материалы исследования могут быть использованы как составная часть при разработке образовательных программ по социальной философии.

Апробация работы. Идеи, изложенные в диссертации, были озвучены в ряде статей и выступлений на конференциях межрегионального и всероссийского уровня, в том числе во всероссийских - «Судьба России в эпоху глобализации» (Уфа, 2009), «Современное развитие регионов России: политико-трансформационные и культурные аспекты» (Уфа, 2010), региональных - Садыковские чтения (Уфа, 2009), сообщались на мероприятиях в рамках Дней молодежной науки в Республике Башкортостан (Уфа, 2011). Результаты исследования докладывались на методологическом семинаре по социальной философии на кафедре философии Башкирского государственного университета (май 2010 года).

Материалы диссертации нашли отражение в 8 научных публикациях автора общим объемом 2,5 п.л.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трёх глав по два параграфа в каждой, заключения и списка использованной литературы, состоящего из 191 наименования. Общий объем диссертации - 168 страниц.

Похожие диссертации на Диалектика отчуждения и вовлечения : социально-философские аспекты