Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Взаимосвязь эстетических отношений с эстетическим освоением, сознанием и деятельностью 14
I. Эстетическое освоение 14
2. Эстетическая деятельность 18
3. Эстетическое сознание 41
Глава II. Диалектика эстетических отношений 62
Глава III. Эстетическая культура личности и национальные особенности её проявления
I. Эстетическая культура личности 92
2. Особенности формирования эстетической культуры личности в Грузии в период развитого социализма 111
3аключение 144
Список использованной литературы 146
- Эстетическая деятельность
- Эстетическое сознание
- Эстетическая культура личности
- Особенности формирования эстетической культуры личности в Грузии в период развитого социализма
Введение к работе
Проблема эстетических отношений актуальна и для эстетики, и для искусствознания, хотя бы потому, что вне нее нельзя рассматривать категории как общеэстетические (прекрасное, безобразное, трагическое, комическое, возвышенное, низменное), так и связанные с процессом художественного творчества (метод, стиль, содержание, форма и т.д.). Поэтому естественен и закономерен интерес к ней как советских, так и зарубежных ученых-марксистов.
Отдавая должное трудам советских ученых, посвященных эстетическим отношения, следует все же отметить, что большинство из них разрабатывает проблему, уделяя преимущественное внимание либо самому исходному понятию эстетических отношений и их структуры, либо рассматривают эстетические отношения в контексте других идеологических отношений (чаще всего во взаимосвязи с нравственными отношениями). Во многих исследованиях основное внимание отводится историческому экскурсу. ОТО действительно помогает уяснить диалектику сшлого исходного понятия, его видоизменение в ходе развития истории эстетических учений, но беда в том, что в большинстве случаев этим дело и ограничивается. Так же довольно часто эстетические отношения рассматриваются как сами по себе, так и в плане борьбы - материализма и идеализма в философии. Практика проявления эстетических отношений нашла свое многостороннее отражение и в педагогической литературе, посвященной проблемам эстетического воспитания. Сюда же относятся и работы советских эстетиков, педагогов и деятелей художественной культуры, внесших свой ощутимый вклад в эстетическое развитие личности. Эти труды представляют значительный научный интерес, поскольку дают богатый фактологический материал, а нередко и его теоретическое о обоснование.
К сожалению, можно констатировать и такой факт. До сих пор еще многие философские и педагогические исследования несколько разобщены в силу различных целей и задач, которые ставили перед собой их авторы, исходя, каждый, прежде всего из предмета своей науки, ее законов, категорий и теоретических постулатов.
Все перечисленные выше ракурсы рассмотрения проблемы, предоставляют научную ценность и имеют значение для теории эстетики, истории эстетических учений.
Вместе с тем, на наш взгляд, они все же в большинстве сЕоем теоретически уязвимы.
Явно недостаточно, например, рассматривать эстетические отношения как самозамкнутые, поскольку подчеркивая, что это особые отношения, некоторые исследователи абстрагируются от диалектики общего и единичного.
Не вполне убедительна расширительная трактовка эстетических отношений, как объединяющих в себе чуть ли не все другие эстетические понятия и термины (т.е. под эстетическим отношением понимается все,что относится и к процессу эстетического освоения мира, взаимодействию с ним на уровне созерцания и общения, а также на уровне преобразовательной деятельности).
Отсюда не только понятия, но и категории эстетики, как правило, рассматриваются то слишком узко, то излишне широко. При таком толковании обычно теряются сами особенности эстетического освоения мира в его формирующем и одновременно воспитывающем человека отношениях.
В наши дни все большую актуальность приобретает разработка проблемы эстетических отношений человека к действительности в связи с формированием социалистического типа личности, ее эстетической культуры, в связи с творческим участием человека в совершенствовании развитого социалистического общества. В свете задач, выдвинутых практикой реального социализма.очевидным становится недостаточность абстрактного теоретизирования и углубления в историю эстетических учений. Все это, разумеется, важно и значимо. Но наиболее актуальна разработка проблемы, исходя из задач, выдвинутых практикой тех серьезных вопросов, касающихся развития человека, которые отчетливо акцентируются в партийных документах последних лет. Характерно, что в материалах и ХХУІ съезда КПСС, и последующих Пленумов ЦК
КПСС проблемы формирования нового человека, взаимосвязаны с его нравственным и эстетическим воспитанием. В докладе К.У. Черненко на июньском 1983 г. Пленуме ЦК КПСС, "Актуальные вопросы идеологической, массово-экономической работы партии" подчеркивалось, что "формирование нового человека - не только важнейшая цель, но и непременное условие коммунистического строительства". Высшая цель коммунистического общества -всестороннее и гармоническое развитие личности, т.е. формирование личности широко образованной, обладающей научным мировоззрением, принципами коммунистической морали, эстетически и художественно развитой "личности, строящей жизнь по зако 2 нагл социальной справедливости и разума, добра и красоты".
Дальнейшее обоснование эти положения получили в документах, касающихся реформы школы, где, в частности, отмечалась необходимость систематического эстетического воспитания и приобщения к миру прекрасного, что само по себе невозможно вне формирования эстетических отношений к действительности в свете коммунистического общественно-политігческого, нравственного и эстетического идеала.
На торжественном пленуме Союза писателей СССР, посвященном 50-летию I съезда Союза писателей, Генеральный секретарь ЦК КПСС К.У.Черненко сказал: "Приобщение человека к художественной культуре, эстетическое воспитание дает прочные результаты, когда оно начинается с малых лет. Бесспорной заслугой нашей школы является то, что у нас практически нет осмеянных
1 Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 г., с. 27
2 Там же, с. классиком "митрофанушек". Но вот с недорослями в эмоционально-психологическом смысле мы еще, к сожалению, встречаемся. Надо, видимо, использовать школьную реформу для того, чтобы усилить влияние литературы и искусства на формирование личности".1
Актуальна разработка проблемы эстетических отношений человека к действительности и в контексте обострения идеологической борьбы в современном мире. Хорошо известно, что наши идеологические противники берут, например, на вроружение теоретические посылки, свойственные различным идеалистическим течениям буржуазной философии, обращаются к наследию субъективного идеализма, к его наиболее реакционным сторонам.
Актуальна разработка проблемы так же и в связи с преодолением потребительских мещанских настроений на пути утверждения коммунистического эстетического идеала в личностном сознании.
Цель и задачи исследования. Основная цель работы - анализ взаимодействия субъективных и объективных начал как в эстетических отношениях, так и в их конкретизации в процессе освоения и преобразования мира, а так же самого человека.
На этом пути диссертант решает ряд задач:
- не повторяя того, что нашло отражение в трудах предшественников, избегая полемики по поводу дефиниций, которые уже с достаточной полнотой разработаны в марксистско-ленинской эстетике, соискатель попытался по мере сил уточнить такие понятия как "эстетические чувства", "эстетический вкус", "эстетические потребности", "эстетический идеал", раскрывая специфику последних через их роль в структуре эстетического сознания;
- привлекая опыт эстетической практики в Советской Грузии, нам необходимо было выявить условия и механизм повышения общего культурного уровня личности, в первую очередь исходя из закона перехода количественных изменений в качественные;
- Сущность диалектики нельзя познать вне ее законов. В эстетическом освоении мира переход количественных изменений в качественные дает новый уровень развития эстетических отношений.
В ходе эстетического познания, которое, как и всякое познание, путь от незнания к знанию, накопление знаний, их количественный рост, аккумулируется идеологическими установками личности, что позволяет с позиций, идеала всякий раз пересматривать наличный эстетический опыт, отказываясь в нем от того, что явно не соответствует идеалу, либо, базируясь на донаучном, антинаучном и обыденном в мировоззрении, не соответствует почерпнутшя в процессе поиска истины научным данным;
- В эстетическом освоении мира закон отрицания отрицания проявляет себя, что вполне естественно, через соответственные отношения. В этой связи в диссертации поставлена задача исследовать эстетическое освоение человеком объективной действительности через проявление его многосторонних и, в первую очередь, активных действенных связей с окружающей его и изменяемой им реальностью;
- В эстетическом освоении через эстетические отношения проявляется диалектика творческого и репродуционного начала, поскольку эвристические моменты могут и проявляться, и отсутствовать в процессе потребления эстетических ценностей.
Причем именно характер эстетических отношений человека к действительности - показатель наличия, либо отсутствия эвристического начала в эстетическом освоении реальности.
В связи с разработкой проблемы через отдельные моменты истории эстетических учений, в диссертации предпринята попытка выявить истоки ошибочного понимания эстетических отношений субъективным идеализмом. Эстетически осваивая природу, человек, несомненно, привносит в это освоение многое от своего "Я", от личностного сознания. Создается возможность для ложного представления об эстетической деятельности и эстетическом освоении как свойстве преимущественно сознания, его законов, вне связи с объективной реальностью вообще.
Вместе с тем, как в рамках решения основного вопроса философии, так и в рамках эстетической практики, очевидно, что если природа существует независимо от сознания и отражается шл, то и эстетическое сознание не может творить произвольно, совершенно независимо от реальности. Реальность художественного творчества неизбежно соотносится с объективной действительностью, так или иначе отражая ее. Мало того, отталкиваясь в эстетическом освоении от природы, эстетическое сознание не только отражает ее, но и в процессе эстетической деятельности выбирает из нее объекты для отражения, соотносит их с элементами сознания (в частности, вкусом, идеалом). Однако красота многих природных объектов остается не раскрытой, не освоенной неразвитым эстетическим сознанием. Причем не освоенной в силу недостаточного уровня развития, либо консервативности эстетических отношений;
- Рассматривая диалектику эстетических отношений, их своеобразное проявление в освоении и изменении мира, мы стремились акцентрировать внимание на исследовании эмоционально-чувственных начал, специфических для отношений такого рода;
- Специфика эстетических отношений выявляется при исследовании сущности эстетического. Воспринимая реальность, мы выделяем те связанные с эстетическими категориями стороны, которые в наибольшей мере способны воздействовать на мир человеческих чувств. Поэтому в диалектике эстетических отношений,их проявлении в эстетическом освоении мира и эстетической культуре личности, акцентируется внимание на исследовании эмоционально чувственных начал, специфичных для эстетического отношения.
Анализ этот взаимосвязывается в ходе исследования проблемы с эстетической практикой, в частности, эстетическим формированием личности.
Разумеется, формирование это неотъемлемо от конкретно-исторических условий реального социализма, когда особую значимость приобретает именно эмоциональное развитие, как непосредственный путь к реализации понятий теоретического сознания в убеждениях. Эмоциональная неполноценность свидетельство не только неразвитости эстетических отношений, но и их фактически искаженного характера проявления у человека не способного на чувственный отклик при восприятии эстетических явлений реальности. Оценка, не подкрепленная эмоциональным импульсом, базирующаяся лишь на рациональной основе - свидетельство односторонности в развитии и функционировании эстетических отношений;
- На основе анализа формирования эстетической культуры личности в Советской Грузии в диссертации намечены пути преодоления дисгармонии рациональных и эмоциональных начал в эстетических отношениях и общей культуре отдельной личности и всего общества;
В данном исследовании было выдвинуто предположение, согласно которому в основе диалектики эстетических отношений лежит взаимодействие исторически определенной меры объекта (предмета) и субъекта (человека). Их несовпадение, противоречие между объективностью содержания и субъективностью формы - источник самодвижения эстетических отношений. Методологическую основу исследования составляют труды классиков марксизма-ленинизма, документы КПСС, связанные с проблемой формирования человека и его сознания. Б своей работе диссертант опирался на то ценное, что достигнуто в разработке проблемы предшественниками, на труды видных советских ученых (философов, эстетиков, искусствоведов, психологов), на обобщение опыта эстетического воспитания, связанного с формированием соответственных отношений, в трудах советских педагогов и деятелей художественной культуры. Автор использовал в своей работе опыт функционирования в Советской Грузии социальных институтов, связанных с распространением художественных ценностей. Сравнительный анализ полученных данных позволил теснее определить специфические особенности реализации эстетических отношений в культурной жизни одного из национальных регионов нашей страны.
Достоверность и репрезентативность результатов и выводов диссертации обеспечивается применением марксистско-ленинской методологии, изучением на фактическом материале опыта формирования эстетической культуры в национальном регионе. Научная новизна исследования. Научная новизна настоящего исследования состоит прежде всего в стремлении проанализировать эстетические отношения без какого-либо отрыва от их функционирования в жизни общества.
При этом диссертант уделяет первостепенное внимание диалектической специфике такого рода отношений, равно отвергая как локально-узкую, так и непомерно-расширительную их трактовку. Новизна состоит так же в разграничении процессов эстетического освоения мира (формирования эстетического "Я" индивида) и эстетического отношения к миру, как эстетического изменения и преобразования его.
Практическая значимость диссертации. Практическое значение работы состоит в возможности широкого внедрения результатов исследования в практику учебно-воспитательной работы в первую очередь в ВУЗах, что подтверждает деятельность такого рода самого соискателя в Грузинском политехническом институте.
Рассмотренные в диссертации актуальные теоретические проблемы позволили сделать ряд выводов и рекомендаций, направленных на совершенствование всей системы эстетического, художественного, а через них нравственно-политического воспитания. Они могут быть использованы в процессе идейно-воспитательной работы с учащимися и населением в деле воспитания активной жизненной позиции советских людей.
Апробация исследоваш-ш.Диссертация обсуждена и одобрена на заседании проблемной группы "Эстетическое сознание общества и эстетическое воспитание" Отдела общественного сознания Института философии АН СССР.
Основные положения диссертации отражены в опубликованных автором работах:
1. Диалектика развития эстетических отношений человека к действительности. - В сб.: Философско-методологические проблемы социально-гуманитарного познания. М. 1983, 0,2 п.л.
2. Эстетическое сознание и его структура. - В сб.: Ис-торико-методологические проблемы эстетического познания. М. 1983, 0,4 п.л.
3. Диалектика объекта и субъекта и проблема художественно-эстетического отношения к действительности. В сб.: Эстетические проблемы художественного творчества. М. 1984, 0,4 п.л.
4. Роль эмоций в формировании эстетической культуры личности. В сб.: Человек, философия, культура, вып.1,М.1984, 0.4 п.л.
5. К вопросу о структуре эстетической культуры личности. В сб.: Марксистско-ленинская теория и совершенствование социалистического общества. М. 1985, 0,3 п.л.
Эстетическая деятельность
Теперь уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что именно марксистской материалистической эстетике принадлежит честь открытия общественно-практического происхождения и сущности эстетического освоения мира. Однако, до сих пор остается спорным и недостаточно разработанным вопрос о генезисе и форхмах или видах эстетической деятельности человека. Вернее не о самом генезисе, а соотношении в нем эстетической и художественной деятельности, а также о сущности и эстетической специфике направленной личностью на самое себя деятельности (у психологов-процесс интеоризации)и практически - преобразовательной деятельности личности (процесс экстеоризации). Здесь точки зрения самые различные. Но по существу их две. Согласно первой из них эстетическая деятельность предшествовала художественной. Соответственно этоглу эстетические переживания, эмоции, чувства, вкус, взгляды и убеждения - эстетическое сознание - предшествовали в истории развития человечества художественным переживаниям, эмоциям, чувствам, вкусам, взглядам, убеждениям - художественному сознанию. Хотя прослеживание процесса выработки человеческой мыслью основных эстетических категорий и понятий нередко ставит сторонников этой точки зрения в казалось бы парадоксальную ситуацию: раз эстетика есть общая теория искусства, наука о законах художественного творчества и восприятий произведений искусства, то эстетические категории и цонятия есть результат шленно этой обобщающей теоретической деятельности человека. Однако, парадокс этот рассеется, если обратить внимание на то, что многие эстетические понятия и категории, особенно прекрасное, красота, гармония, симметрия, ритм, пропорция,совершенство в древнеиндийской, древнекитайской философии, в шумерской культуре, у пифагорейцев разрабатывались на основе обобщения познавательной, преобразовательной практики человека, его поведения, поступков, взаимоотношения с природой. Да и современная теоретико-эстетическая деятельность нередко отталкивается не от художественной практики, а от различных видов эстетического творчества народа: ремесел,повседневного быта, обрядов, обычаев и т.д.Разве можно сомневаться в том,что такая категория как красота углубляется,обогащается новым содержанием именно за счет обогащения и расширения эстетической, а не художественной практики. Тем более,что эта практика охватывает теперь буквально все виды и способы жизнедеятельности людей социалистического мира. Достаточно сказать, что за последние десятилетия объектом эстетического анализа стали не только художественное творчество и дизайн, но и самые различные виды материально-производственной, духовно-практической, общественно-политической, нравственно-культурной деятельности и общения людей. Речь идет теперь о выявлении эстетического содержания научно-познавательной деятельности и технического творчества, общественно-политической, нравственной деятельности, общения и т.д.
Да и сами остатки человеческой материальной культуры, известные ныне по археологическим раскопкам, по оставшимся в описаниях свидетельствам говорят в пользу сторонников этой точки зрения. Еще будучи непосредственной, органической частью природы, находясь в полной зависимости от нее, добывая себе средства к существованию самыми элементарншли орудиями из того что давала природа,человек уже вырабатывал через накопление чувственно-эмоционального опыта стремление, тягу,потребность к совершенствованию и гармонии,проявлявшихся и в совершенствовании, а затем и украшении орудий и в выработке навыков, умений, пластики движений, формировавших силу, ловкость, гибкость, находчивость, сообразительность и другие качества, помогавшие постепенному освобождению и отделению человека от природы. Весь этот опыт "отстаивался", фиксировался и закреплялся в навыках, умениях,привычках, обычаях,обрядах и чувственно-эмоциональной стороне нравственных отношений.
Эстетическое сознание
С наибольшей ясностью своеобразие эстетического освоения человеком мира проявляется в процессе формирования эстетического сознания. Это объясняется тем, что эстетическое сознание формируется во всех видах взаимодействия человека с миром, созерцательном, ознакомительном, познавательном и активно-преобразовательном. Причем в первых трех видах взаимодействия всегда наличествует как- элемент стихийности, так и целенаправленности. Здесь активно "работает" диалектика бессознательного, сознательного и осознанного.
Методологической основой исследования сознания, в том числе и эстетического сознания, является известное марксистское диалектико-материалистическое положение о том, что психическое отражение неотторжимо от человеческой деятельности, что истоки любого структурного элемента сознания надо искать во взаимодействии человека с миром, направленном на создание в конечном счете орудий и средств труда, средств существования. А.Н.Леонтьев рассматривает сознание как особое внутреннее движение, порождаемое движением человеческой деятельности. Сознание можно представить и как идеальный и духовный срез деятельности. Этот срез может производиться на разных уровнях: чувственно-эмоциональном и рационально-интеллектуальном. Причем каждый из названных уровней может предстать в непосредственно-наглядной данности и в теоретическом обобщении, достигаю щем понятийной и категориальной ясности и определенности.
Особенность эстетического сознания состоит в том, что каждый составляющий его структурный элемент представляет собой диалектическое переплетение разных уровней и разных состояний. Для него характерна гармония отражения и отношения,поскольку и эстетическая потребность, и эстетическое восприятие, и эстетическое переживание, эстетическое чувство, особенно эстетический вкус, взгляды, убеждения, теории представляют собой результат осознания и закрепления в определенных психо-физиологических механизмах эмоционально-чувственного оценочно-ориентационного отношения человека к миру, выявляющегося в процессе его эстетической деятельности, освященной его стремлением к идеалу, совершенству, гармонии как высшей сознательной цели. Недаром этим особенностям эстетического сознания особое внимание уделял такой крупный знаток проблемы идеального и идеала как Э.В. Ильенков. Он, можно сказать, всю жизнь посвятил философскому осмыслению процесс отражения человеком мира на разных уровнях его освоения и преобразования . Этим своеобразием отличается и такая специфическая деятельность как эстетическое общение людей, без которого не может быть передачи эстетического опыта от поколения к поколению.
Эстетическое сознание наиболее отчетливо и полно отражает процесс перерастания природно-биологической жизни и потребностей в социальную жизнь и человеческиЕ потребности л, то есть процесс очеловечивания потребностей. Только биологические потребности не могут стать мотивом (а потребность есть мотив, побуждающий к деятельности), побуждающим человека к эстетической деятельности. Хотя эстетическая потребность в своем генезисе выросла из деятельности,побуждаемой биологическигли потребностями. Но это был как раз процесс выделения человека из природы, постепенного очеловечивания ее и приобретения потребностями человеческого характера. Эстетическая потребность является мотивом, побуждающим человека к созданию вещей, предметов явлений, отвечающим его представлениям о красоте, совершенстве идеале. Поскольку не субъект является совокупностью общественных отношений, его потребности в общем и целом выражают потребности общества, его идеалы. Маркс писал: "Человеческая сущность природы существует только для общественного человека; ибо только в обществе природа является для человека звеном связывающим человека с человеком, бытием его для другого и бытием другого для него, жизненным элементом человеческой действительности; только в обществе природа выступает как основа его собственного человеческого бытия".
Теперь процесс формирования эстетических потребностей у подрастающих поколений начинается в деятельности общения. В процессе общения люди передают друг другу высший смысл всякой деятельности человека. Общение это принимает самый разнообразный характер.
Эстетическая культура личности
Эстетическая деятельность и сознание человека сформировались раньше, чем его художественная деятельность и сознание, поскольку первые органически присущи всему процессу становления человека как деятельного, производящего орудия труда и преобразующего мир мыслящего существа. В тоже время художественная деятельность в сознание являются уже результатом высокой степени общественного разделения труда и духовного развития человечества. Именно поэтому художественная культура в историко-генетическом разрезе есть особая специфическая часть более обширной эстетической культуры. Художественная культура могла появиться лишь на высокой ступени духовно-эстетического развития человечества как специфическое обобщение тех сторон общественной преобразовательной Деятельности человека, которые могли быть воплощены в конкретно-чувственных представлениях-образах, передающих от поколения к поколению накопленный опыт духовной жизни, воплощенный и закрепленный в художественных образах, мифах, символах или знаках. Следо-вателъно в данном случае речь вдет уже о том уровне духовно-эстетического развития человечества, когда оно выработало устойчивую потребность и способность не только производить, но и потреблять специфические .духовные ценности, принадлежащие всем и не принадлежащие (в смысле не могущие быть до конца, до исчезновения потребленными) никому.
Без предшествующего эстетического развития, конечно, нельзя представить себе и начала художественного развития, хотя, особенно в дальнейшем, грань между ними все труднее и труднее различима. Эстетическая культура, а следовательно и образующие ее эстетическая деятельность и сознание органически присущи вообще всем видам жизнедеятельности человека, тогда как художественная культура, будучи способной оказывать влияние на всю жизнь людей, не всегда это делает и далеко не везде проявляется. Что же касается эстетической культуры, то она характеризуется общей или, как говорят психологи, генеральной способностью человека осваивать и преобразовывать природу и общественную жизнь в соответствии с мерой всех вовлеченных в процесс преобразования предметов и явлений и с мерой самого человека, то есть "- по законам красотьг .
Эстетическую культуру можно было бы определить как совокупность всех материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в соответствии с эстетическими представлениями своего времени и продолжающих служить ему в другие времена. Дело в том, что с изменением жизни изменяются и эстетические устремления, представления и идеалы. Тем не менее и ранее созданные общечеловеческие по своему содержанию и даже форме духовные ценности не утрачивают своего значения. Не менее важное значение имеет и весь постоянно пополняющиисяч человечеством опыт передачи накопленных ценностей от поколения к поколению. Однако, нас интересует деятельностно-человеческий разрез эстетической культуры. Поэтому под эстетической культурой мы имеем в виду всю сферу материализации способностей человека осваивать и преобразовывать природу и общественную жизнь по законам красоты".
Соответственно под художественной культурой мы имеем в виду целенаправленно формируемую обществом потребность и способность людей осваивать и создавать мир ценностей искусства.
Эстетическая, а тем более художественная культура предполагает как процесс освоения, так и эстетического же преобразования мира. Без освоения мира, раскрытия его эстетических качеств попросту вообще не может состояться эстетическое преобразование, тем более - создание художественных ценностей. Диалектическое взаимодействие освоения и преобразования, как известно, характеристическая черта любой человеческой деятельности. Поэтому и эстетическую культуру личности следует рассматривать в тесной связи с ее эстетическим развитием и формированием в ней способности преобразовывать мир по законам красоты .
Процесс эстетического развития личности начинается с формирования у человека потребности и способности эстетического восприятия. Последнее в значительной мере отличается от восприятия мира человеком вообще. Дело в том,что эстетическое восприятия всегда избирательно. Оно сказывается в специфическом восприятии объектов, явлении, объективных процессов материального мира и духовной жизни людей. Причем избирательность здесь прежде всего определяется сложившимися в обществе, народе, классе представлениями о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, трагическом и комическом, героическом и антигероическом и т.п. Иными словами, избирательность всегда осуществляется в связи и благодаря осознанным и даже неосознанным эстетическим идеалам. Очевидно, что именно на начальном этапе эстетического развития личности решающая роль принадлежит педагогу-воспитателю, который как раз и служит главншл звеном в передаче накопленного человечеством чувственно-эмоционального и интеллектуального опыта от поколения к поколеншо.
Особенности формирования эстетической культуры личности в Грузии в период развитого социализма
Формирование эстетической культуры личности - эстетическое воспитание - одна из важнейших задач коммунистического строительства. В докладе К.У. Черненко на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС "Актуальные вопросы идеологической, массово-экономической работы партии" подчеркивалось, "что формирование нового человека - не только важнейшая цель, но и напряженное условие коммунистического строительства". Высшая цель коммунистического общества - всестороннее и гармоничное развитие личности, т.е. формирование личности широко образованной, обладающей научным.,мирово з зрением, принципами коммунистической морали, эстетически и художественно развитой, "личности, строящей жизнь по законам социальной справедливости и разума, добра и красоты". К достижению этой цели ныне устремлены лучшие силы советской педагогической, искусствоведческой, психологической и социологической науки и практики. Проблемы эстетического воспитания, как важнейшей части проблемы формирования нового человека, обсуждаются участниками специальных симпозиумов и совещаний, на которых формируются методические основы эстетического воспитания, педагоги, люда искусства делятся своїм опытом воспитания эстетически развитой личности с коллегами и теоретиками эстетического воспитания; проблемам формирования эстетической культуры личности в последние годы посвящается множество специальных печатных работ. Все эти факты говорят и о том, что духовные запросы людей общества развитого социализма возросли настолько, что требуют углубленного и разностороннего осмысления процесса формирования и развития личности нового типа.
Позитивные сдвиги в жизни Грузии, произошедшие за годы Советской власти, создали все условия для успешной работы в этом направлении. Грузию периода развитого социализма характеризуют факторы "динамичного, стремительного роста экономического потенциала республики, успешного преодоления ее относительного отставания от среднесоюзного уровня по основным показателям экономического и социального развития, нарастания темпов реализации плановых заданий и социалистических обязательств в десятой пятилетке и уверенной трудовой поступи трудящихся Советской
Грузии в текущем пятилетии" . Только за первые три года XI пятилетки национальный доход республики возрос на 77,5 процента, прирост промышленной продукции равен 63 процентам, а реальные доходы на душу населения увеличились на 11,3 процента. Как отмечает Э.А.Шеварнадзе, "В эпоху развитого социализма решение проблемы повышения материального благосостояния трудящихся подразумевает удовлетворение не каких-либо отдельных, минимальных запросов, а всестороннее, комплексное удовлетворение потребностей, необходимых для формирования гармонично развитой личности. В этом принципиальное отличие в постановке проблемы на современном этапе социализма от того, как она рассматривалась ранее". Определяющие черты нашей сегодняшней жизни - верность коммунистическим идеалам, уважение к труду, культ служения общему делу являются прочным фундаментом воспитания и формирования личности нового типа, человека коммунистического будущего.
Функции формирования такой личности выполняют в нашей стране культурно-просветительные учреждения: музеи, библиотеки, клубы, театры, концертные залы; эстетическую культуру призваны нести кино, пресса, учебные заведения. Она заложена в памятниках материальной и духовной культуры. Основы эстетического воспитания могут быть сформированы в семье, этой фундаментальной ячейке человеческого общества. Кроме того, художественный облик пространства, в котором живет человек, дизайнерское оформление предметов обихода и одежды, которыми он пользуется,интерьеры общественных зданий и т.п. формируют эстетическое развитие личности, художественный вкус и общую культуру. Б настоящее время всем этим факторам в нашей стране уделяется большое внимание. При этом учитываются индивидуальные историко-культурные особенности национальных регионов, в зависимости от которых разрабатывается и осуществляется комплексная задача воспитания гармонически развитого человека.