Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Лингвистические особенности индивидуально-авторского стиля Б. Пастернака в романе "Доктор Живаго" Ашимова, Анжела Фейзединовна

Лингвистические особенности индивидуально-авторского стиля Б. Пастернака в романе
<
Лингвистические особенности индивидуально-авторского стиля Б. Пастернака в романе Лингвистические особенности индивидуально-авторского стиля Б. Пастернака в романе Лингвистические особенности индивидуально-авторского стиля Б. Пастернака в романе Лингвистические особенности индивидуально-авторского стиля Б. Пастернака в романе Лингвистические особенности индивидуально-авторского стиля Б. Пастернака в романе
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ашимова, Анжела Фейзединовна. Лингвистические особенности индивидуально-авторского стиля Б. Пастернака в романе "Доктор Живаго" : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / Ашимова Анжела Фейзединовна; [Место защиты: Дагестан. гос. пед. ун-т].- Махачкала, 2010.- 177 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-10/243

Введение к работе

В конце XX - начале XXI века в лингвистике активно исследуется феномен, обозначенный термином «идиостиль». Постановка данной проблемы во главу исследований заключается в специфике самого явления. Как известно, языковые процессы отражают не только собственно лингвистические изменения, куда входят те преобразования, которые, во-первых, претерпевает язык в историческом развитии (язык эпохи), во-вторых, трансформируется язык в соответствии с областью приложения и, в-третьих, преломляется авторской языковой сущностью, что представляет особый интерес, так как подход автора строго индивидуален.

Актуальность исследования. Данная работа посвящена исследованию реализации языковой личности автора в художественном тексте, то есть проблеме авторского идиостиля, которая в настоящее время обращает на себя особое внимание лингвистов. На фоне растущего интереса ученых к психолингвистическому воздействию авторского слова на восприятие адресата также актуально и использование теории диктемного анализа художественного текста. Кроме того, исследование идиостиля Бориса Пастернака, творчество которого представляет особо значимую страницу в истории литературы и развитии культуры России, способствует восполнению некоторых пробелов в истории российской лингвистики, что представляется нам крайне необходимым для создания всесторонней характеристики русской лингвокультуры начала XX века.

Объект исследования - лексические и системно-синтаксические средства выражения индивидуального творческого стиля писателя.

Предмет исследования - эмоционально-экспрессивные средства языка и особенности структурирования текста, как реализация идиостиля Б.Л.Пастернака.

Цель диссертации заключается в исследовании системно-
функциональных лексических и композиционно-синтаксических конст
рукций художественного текста, реализующих идиостиль
Б.Л.Пастернака.

В соответствии с целью исследования в работе определены следующие частные задачи:

  1. Репрезентация современного взгляда на лингвопрагматику художественного текста.

  2. Реализация авторского идиостиля в системе художественного текста.

3. Исследование индивидуально-авторских эмоционально-
экспрессивных средств, характеризующих идиостиль писателя.

4. Исследование композиционного развертывания художественного поля романа.

  1. Анализ диктемного построения заключительных частей глав романа.

  2. Исследование особенностей структурирования микро и макрофрагментов романа.

Источники исследования представлены художественными, прозаическими произведениями Б.Л.Пастернака, написанными в период с 1915 по 1955 год.

Материал работы представлен экспрессивно-окрашенными лекси-ко-синтаксическими фрагментами художественного текста, включающими более 2200 единиц.

Методы исследования обусловлены целью работы и полевым характером исследуемого материала. Лингвостилистическое, контекстуальное наблюдение за синтаксическими единицами с последующей их классификацией осуществляется с помощью описательного, сравнительно-сопоставительного метода, а также метода актуального композиционного членения. Описательный метод включает в себя выборку и количественно - качественное исследование языковых единиц. Сравнительно-сопоставительный метод представляет аналитическую фазу контекстуального анализа художественного текста, а метод актуального композиционного членения позволяет использовать преимущества диктемного членения художественного текста.

Научная новизна работы состоит в детальном исследовании, на материале романа «Доктор Живаго», ряда лексико-семантических и структурно-синтаксических приемов, характеризующих индивидуалыгую творческую систему Б.Пастернака. Поскольку круг данных проблем составляет одну из важнейших характеристик идиостиля вообще, исследование вариативности в художественных текстах одного из наиболее известных писателей XX века представляется крайне важным для составления более полной картины.

Теоретическая значимость работы заключается в определении функционально-стилистической сущности дискурса на материале романа Б.Пастернака «Доктор Живаго». Предпринятое исследование также вносит определенный вклад в разработку методики диктемного анализа художественного текста и. Исследование выявляет4 и детализирует механизм использования языковых средств, способствующий композиционному развертыванию информации одного из наиболее значительных художественных произведений XX века.

Практическая ценность исследования заключается в том, что положения и материал исследования, равно как и его конечные результаты могут быть использованы при разработке различных курсов и семинаров по современному русскому языку, стилистике, теории дискурса, культуре

5ечи и др. Обращение к анализу художественных текстов, безусловно, способствует формированию важнейших коммуникативных навыков язы-совой личности, вследствие чего на материале исследования может быть эазработана тематика курсовых и дипломных работ.

Исследованный материал дает возможность пополнить имеющиеся в лингвистике сведения о речевых средствах реализации индивидуально-твторского стиля.

Теоретико-методологическая основа представлена исследованиями ведущих лингвистов по различным аспектам семантики и стилистики. Так, антропоцентрическое направление представлено трудами И.А.Бодуэна де Куртене, Ю.В.Казарина, Ю.Н.Караулова, Р.М.Фрумкиной и др. Лингвистика художественного текста основывается на работах М.М.Бахтина, Гальперина, В.В.Виноградова, А.А.Потебни, ГЛ.Солганика и др. Современное направление - лингвопрагматика - получила отражение в исследованиях Н.Д.Арутюновой, М.Н.Кожиной, Г.Г.Почепцова, И.А.Тарасовой и др. Особое значение для написания работы имеет теория диктемного членения текста, разработанная М.Я.Блохом.

Несмотря на большое количество работ, посвященных проблеме анализа лингвистики художественного текста, ее исследование нельзя считать исчерпанным: индивидуально-авторское видение мира и творческая лаборатория писателя остаются уникальным явлением, лингвистическое исследование которого составляет одну из важнейших проблем современного языкознания, посвященных научно-теоретическому осмыслению и описанию.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Аналогические и акирологические средства экспрессивности в тексте романа представляют лексико-стилистическую основу реализации в художественном тексте авторской языковой картины мира.

  2. Структурная организация художественного текста романа Б.Пастернака «Доктор Живаго» представляет художественно-эстетическое сочетание языковых единиц разных уровней, характеризующее языковые особенности авторского идиостиля.

  3. Полифункциональность заключительных фрагментов глав и частей романа «Доктор Живаго» отражает индивидуально-авторскую прагмасти-листику. Существенную роль в этом играют слова, связанные с кризисом в духовной сфере жизни главного героя романа.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования были изложены в 9 публикациях, в том числе - в научных журналах, входящих в список журналов, рекомендованных ВАК и выступлениях на научно-практических конференциях «Проблемы теории и методики преподавания русского языка как культурной ценности»

(ДГПУ, 2007 г., 25-26 декабря). Международных конференциях «Слово,
высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологиче
ском аспектах» (ЧГУ, 2010 г., 25-27 апреля). '' '

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав,1 заключения, списка источников, словарей и использованной литературы, а также приложения. Текст иллюстрирован схемами.

Похожие диссертации на Лингвистические особенности индивидуально-авторского стиля Б. Пастернака в романе "Доктор Живаго"