Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Языковые средства выражения пространственных отношений в романе Б. Пастернака "Доктор Живаго" Смирнова Елена Николаевна

Языковые средства выражения пространственных отношений в романе Б. Пастернака
<
Языковые средства выражения пространственных отношений в романе Б. Пастернака Языковые средства выражения пространственных отношений в романе Б. Пастернака Языковые средства выражения пространственных отношений в романе Б. Пастернака Языковые средства выражения пространственных отношений в романе Б. Пастернака Языковые средства выражения пространственных отношений в романе Б. Пастернака
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Смирнова Елена Николаевна. Языковые средства выражения пространственных отношений в романе Б. Пастернака "Доктор Живаго" : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / Смирнова Елена Николаевна; [Место защиты: Ярослав. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского].- Ярославль, 2009.- 169 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-10/1347

Введение к работе

Настоящее диссертационное исследование посвящено рассмотрению особенностей пространственной организации романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» и языковых средств её создания.

Художественно освоенное пространство было рассмотрено в работах Л.Г. Бабенко, М.М. Бахтина, И.Р. Гальперина, Д.С. Лихачёва, Ю.М. Лотмана, В.Н. Топорова, Б.А. Успенского, которые предложили разные классификации типов пространства на основании рассмотрения пространства как одной из категорий текста.

Исследование языковых средств выражения пространственных отношений в художественном произведении в рамках когнитивной парадигмы представлено в работах Ю.Д. Апресяна, М.В. Всеволодовой, Л.А. Чернейко, И.Я. Чернухиной, Е.С. Яковлевой и др. Эти исследования посвящены различным аспектам описания языковых средств разных уровней, оформляющих пространственный континуум конкретного текста. Каждому автору свойствен свой язык пространственных отношений, который, функционируя на разных уровнях, создает в тексте определенную модель пространства, отражающую индивидуально-авторские представления о реальности.

В работах, посвященных поэтике Б. Пастернака, акцент делается на особой символичности, многослойности его картины мира. Детально исследована повествовательная структура романа «Доктор Живаго» (см. исследования О.В. Синевой, И.П. Смирнова, И.А. Сухановой, Н.А. Фатеевой, Ким Юн-Ран), система его образов.

Однако при всем многообразии работ на эту тему, пространственная структура этого произведения описана фрагментарно, отсутствует её системный анализ.

Объектом исследования в данной работе является художественное пространство в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго». Предметисследования - языковые средства выражения пространственных отношений в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго». Материалом исследования послужил текст романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» [Б. Пастернак «Доктор Живаго». - СПб., 1998]. Для анализа были использованы следующие словари и справочные издания: Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 2002; Словарь современного русского литературного языка: В 17 т. М., АН СССР, 1959; Словарь русского языка: В 4 т. М, 1959; Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. М, 1971; Е.М. Поспелов Географические названия мира: Топонимический словарь. М., 2001; Энциклопедия знаков и символов. М., 1999.

Актуальность диссертационного исследования определяется

недостаточной исследованностью художественного пространства в

лингвостилистическом аспекте, а также необходимостью разработки

методики лингвистического анализа пространственных отношений в

тексте.

Научная новизна диссертации работы заключается в том, что в ней

представлено описание пространства художественного текста в

лингвостилисическом аспекте. В диссертации детально рассмотрены

языковые средства, определяющие пространственную организацию

романа с учётом индивидуально-авторской картины мира. Впервые

описаны такие составляющие художественного пространства Пастернака,

как категориальная лексическая единица пространство, топонимы,

сквозные пространственные образы в тексте романа.

Цель работы - определение основных принципов пространственной

организации романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» и языковых средств

её создания.

Поставленная цель обусловила решение ряда задач, поставленных в

исследовании:

- определить основные особенности категории пространства;

- дать определение художественного пространства и
пространственного образа;

- выявить основные подходы к изучению художественного пространства;

разработать методику описания пространственных отношений в тексте художественного произведения в лингвостилистическом аспекте;

определить основные принципы организации художественного пространства романа Б. Пастернака «Доктор Живаго»;

- выявить и проанализировать языковые средства создания
пространственных отношений в тексте романа;

- определить состав топонимов в тексте романа;

- определить функции топонимов Урала в тексте романа;

- рассмотреть языковые средства создания образа Москвы и показать
его роль;

проанализировать языковые средства создания таких пространственных образов, как дорога, круг и треугольник, окно, лес в структуре текста;

на основе проведенного анализа выявить особенности индивидуально-авторской модели мира в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» и определить особенности языка пространственных отношений.

В работе используются следующие методы исследования: 1) общенаучные: логический, описательный; 2) лингвистические: наблюдение над функционированием языковых единиц в тексте, лингвостилистический анализ пространственной организации произведения, этимологический анализ лексических единиц,

сопоставление прозаических и поэтических текстов романа, контекстологический анализ.

Теоретическая значимость работы заключается в реконструкции особой модели художественного пространства в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго», а также в определении языковых способов выражения пространственных отношений в тексте романа. Разработана методика анализа пространственных отношений в художественном произведении. В работе уточнены определения таких понятий, как художественное пространством пространственный образ.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов в дальнейшей разработке проблемы лингвостилистического анализа пространственных отношений в художественном произведении, в практике преподавания таких дисциплин, как «Лингвистический анализ художественного текста», «Стилистика», а также при разработке спецкурсов и спецсеминаров. Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре русского языка Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского. Основные теоретические положения и практические результаты были апробированы на региональных и международных конференциях в Ярославле (2002, 2004, 2005, 2007, 2008), Санкт-Петербурге (2007), Костроме (2007). По теме диссертации опубликовано 9 научных работ (6 статей, одна из которых размещена в журнале, включенном в перечень изданий, рекомендованный ВАК РФ, и 3 тезисов выступлений на научных конференциях). Положения, выносимые на защиту:

  1. Пространственные отношения в тексте романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» формируют лексические (например, лексема пространство, лексика с семантикой локальности, топонимы, этнонимы и др.) и грамматические средства: предлоги и синтаксические конструкции (например, использование бытийных предложений для создания статического пространства, конструкций с перечислением для создания гипотетического пространства, использование прямой речи для создания психологического пространства и т.д.).

  2. Для выражения пространственных отношений в тексте романа регулярно используются изобразительно-выразительные средства, характерные для идиостиля Б. Пастернака, - метафоры, эпитеты, гиперболы, сравнения и т.д.

  3. Важную роль в художественном пространстве романа играют топонимы. Состав топонимов отражает различные регионы России, в результате воссоздает в романе «Доктор Живаго» модель всей России. Все топонимы в романе амбивалентны, вступают в

отношения пространственных оппозиций и тождества. Наиболее значимы для романа топоним Москва и топонимы Урала. Топоним Москва в тексте романа приобретает значимость образа, средствами его создания служат метафоры, гиперболы, эпитеты, персонификация. Текстовое поле Москвы включает следующие составляющие: 1) мифологию города (например, сказочная Москва накануне Рождества, заколдованные места в Москве); 2) языковые сигналы, отражающие особенности географии и геометрии города, смену времен года, метеорологические явления; 3) архитектурный облик и топонимику Москвы (в романе упоминаются реальные урбанонимы, такие как, храм Христа Спасителя, Манеж, Тверские-Ямские, Триумфальные ворота и др.); 4) маркеры духовно-культурной сферы города (описание храмов, церквей, московских имений); 5) соотношение пространственных номинаций, необходимых для создания образа Москвы, в поэтической и прозаической частях романа (такими номинациями становятся, например, старинная улица, манеж, вымершие мостовые, свеча, овраг).

Топонимы Урала являются ключевыми структурно значимыми локусами художественного пространства романа «Доктор Живаго»: с одной стороны, эти топонимы как составляющие пространства Урала обнаруживают сходство с топонимами Москвы (лексика, связанная с кругом, треугольником, кривизной, театральная лексика), с другой стороны, образуют оппозицию пространству Москвы. Это в основном вымышленные топонимы, что ещё раз подчеркивает вывод о символичности пространства Урала. Этимология таких топонимов, как Юрятин и Крестовоздвиженск, позволяет сделать вывод о принадлежности пространства Урала ментальному (духовному) пространству романа «Доктор Живаго».

Пространственные образы, рассмотренные в работе: дорога, круг и треугольник, окно, лес, - выполняют структурообразующие функции на композиционном уровне текста романа «Доктор Живаго» (связывают поэтическую и прозаические главы, выполняют роль лейтмотива в контексте всего романа), а также на лексико-семантическом уровне текста (см., например, многозначные слова путья круг, приращения смысла лексемы дорога), на фонетико-графическом уровне текста (выстраивание звучащего пространства с опорой на семантику круга, лексика с корнем -коло-), на идейно-смысловом и философско-символическом уровне организации текста романа (семантика круга, заключённого в треугольник). Для пространственных образов характерны отношения

пространственных оппозиций. Пространственные оппозиции выполняют важную структурообразующую роль в построении пространственных отношений романа «Доктор Живаго» (наряду с отношениями тождества и координации между пространственными объектами).

8. Художественное пространство романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» представляет собой особым образом организованную структуру. Отличительными свойствами художественного пространства романа являются символичность, многослойность, амбивалентность. Средствами создания символичности художественного пространства романа «Доктор Живаго» служит использование многозначной лексики, в частности театральной, регулярные приращения смыслов у лексики с пространственным значением в контексте произведения, вымышленные топонимы, взаимодействие визуального и ментального типов пространства, последовательное обращение к изобразительно -выразительным средствам языка (метафорам, сравнениям, гиперболам, метаморфозам и др.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографического списка, включающего 147 названий.

Похожие диссертации на Языковые средства выражения пространственных отношений в романе Б. Пастернака "Доктор Живаго"