Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Внутритекстовые семантические связи слов в монологических высказываниях (На материале романа Б. Пастернака "Доктор Живаго") Молчанова Наталья Сергеевна

Внутритекстовые семантические связи слов в монологических высказываниях (На материале романа Б. Пастернака "Доктор Живаго")
<
Внутритекстовые семантические связи слов в монологических высказываниях (На материале романа Б. Пастернака "Доктор Живаго") Внутритекстовые семантические связи слов в монологических высказываниях (На материале романа Б. Пастернака "Доктор Живаго") Внутритекстовые семантические связи слов в монологических высказываниях (На материале романа Б. Пастернака "Доктор Живаго") Внутритекстовые семантические связи слов в монологических высказываниях (На материале романа Б. Пастернака "Доктор Живаго") Внутритекстовые семантические связи слов в монологических высказываниях (На материале романа Б. Пастернака "Доктор Живаго") Внутритекстовые семантические связи слов в монологических высказываниях (На материале романа Б. Пастернака "Доктор Живаго") Внутритекстовые семантические связи слов в монологических высказываниях (На материале романа Б. Пастернака "Доктор Живаго") Внутритекстовые семантические связи слов в монологических высказываниях (На материале романа Б. Пастернака "Доктор Живаго") Внутритекстовые семантические связи слов в монологических высказываниях (На материале романа Б. Пастернака "Доктор Живаго")
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Молчанова Наталья Сергеевна. Внутритекстовые семантические связи слов в монологических высказываниях (На материале романа Б. Пастернака "Доктор Живаго") : Дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 : Псков, 2004 270 c. РГБ ОД, 61:04-10/1610

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. СЕМАНТИЧЕСКИЕ СВЯЗИ СЛОВ В МОНОЛОГИЧЕСКИХ ВЫСКАЗЫВАНИЯХ ПЕРСОНАЖА

Вводные замечания. с. 10

1. Коммуникативные особенности монологических высказываний персонажа с. 21

2. Семантические связи слов во внешних монологических высказываниях персонажа с. 35

2.1. Семантические связи слов, относящихся к СП «Человек (лицо)» с. 41

2.2. Семантические связи слов, относящихся к СП «Жизнь. Бытие» с.46

2.3. Семантические связи слов, относящихся к СП «Социальные явления» с. 54

2.4. Семантические связи слов, относящихся к СП «Эмоции» ..с. 60

3. Семантические связи слов во внутренних монологических

высказываниях персонажа с. 67

ВЫВОДЫ с. 78

ГЛАВА II. СЕМАНТИЧЕСКИЕ СВЯЗИ СЛОВ В НЕПЕРСОНАЖНОЙ РЕЧИ

Вводные замечания с.82

1. Типы неперсонажной речи, включающей субъектную сферу персонажа с. 89

1.1. Неперсонажная речь с доминированием авторской субъектной сферы с. 92

1.2. Неперсонажная речь с доминированием персонажной субъектной сферы с. 99

2. Семантические связи слов в неперсонажной речи

с доминированием авторской субъектной сферы с. 103

2.1. Семантические связи слов, относящихся к СП «Жизнь. Бытие» с. 112

2.2. Семантические связи слов, относящихся к СП «Природа» с. 117

2.3. Семантические связи слов, относящихся к СП «Искусство. Творчество» с. 122

3. Семантические связи слов в неперсонажной речи с доминированием персонажной субъектной сферы с. 131

ВЫВОДЫ с. 145

ЗАКЛЮЧЕНИЕ с. 150

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ с. 154

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ с. 171

ИСТОЧНИКИ МАТЕРИАЛОВ ДИССЕРТАЦИИ с. 172

ПРИЛОЖЕНИЕ I. Текстовые фрагменты с персонажной и

неперсонажной речью с. 173

ПРИЛОЖЕНИЕ П. Идеографический словоуказатель

персонажной и неперсонажной речи с. 207

Введение к работе

Актуальность исследования. Текст как объект изучения самостоятельной области лингвистики стал рассматриваться лишь в последние десятилетия. Однако интерес к тексту, особенно художественному, существовал давно (см. работы Д.Н. Овсянико-Куликовского, А.А. Потебни, Л.П. Якубинского, Г.О. Винокура, Л.В. Щербы, В.В. Виноградова, Б.А. Ларина и др.).

Пристальное внимание к художественному тексту сегодня объясняется идеей антропоцентризма, определяющей современную лингвистическую научную парадигму: в художественном тексте человек является не только адресатом, адресантом, но и предметом изображения (см. работы Ю.Д. Апресяна, И.Р. Гальперина, Ю.Н. Караулова, Н.А. Купиной, В.В. Степановой, Н.Е. Сулименко, В.Д. Черняк, Н.С. Болотновой и др.). Именно «оттекстовый» подход считается основным в изучении языковой личности.

Художественный текст являет собой особую форму коммуникации -литературную, обнаруживающую не только «известный параллелизм» с живым общением (Арутюнова 1981: 36), но и существенные отличия от коммуникации естественной, спонтанной (Степанов 1988:106).

Литературная коммуникация, как и всякая межличностная коммуникация, - это всегда диалог, взаимодействие я и другого, которые в плане внешнетекстовой коммуникации представлены как автор и читатель, внутритекстовой - как повествователь и персонаж (Степанова 1998, 2002, Сулименко 2002, Попова 2002, Чурилина 2002).

Внутритекстовая литературная коммуникация предстает как сложный диалог повествователя и персонажа, результатом которого является внутренняя диалогизация художественного текста как авторского монолога. И эта внутренняя диалогизация (повествовательная полифония, субъектная многомерность, многоголосие) есть конститутивный признак худо жественного текста, отражающий его антропоцентричность (Бахтин 2000, Ильенко 2001, Сулименко 2001, Степанова 2002, Давыдова 2002, Попова 2002, Макарова 2003).

Разделение текстового пространства на персонажную и неперсонажную (авторскую) речь - факт для исследователей давно очевидный (Виноградов 1980, Степанова 1998, 2002, Артемова 1999, Чурилина 2001, 2003, Плеханова 2001, Давыдова 2002, Попова 2002 и др.). Однако субъектная организация лексической структуры персонажной и неперсонажной речи оказывается недостаточно изученной, что и определяет актуальность диссертационного исследования, связанного с проблемами функциональной лексикологии.

Теоретические основы нового научного направления - функциональной лексикологии - разработаны в трудах В.В. Степановой, Н.Е. Сулименко, В.Д. Черняк, Р.Л. Смулаковской, Н.С. Болотновой. Их практическое применение осуществляется в целом ряде исследований, разрабатывающих коммуникативный аспект функциональной лексикологии (Давыдова 1991, Чурилина 1994, 2003, Кусаинова 1997, Байбулатова 1998, Лаврова 1999, Гапеева 2001).

Научная новизна данного диссертационного исследования заключается в привлечении к сопоставительному анализу семантических связей слов в монологической персонажной речи и речи автора, включающей субъектную сферу персонажа.

Персонаж художественного текста «относится к разряду основных содержательных универсалий художественного произведения» (Бабенко и др. 2000: 167). К постижению его образа можно прийти с двух сторон: рассматривая персонажа как участника внутритекстовой коммуникации и анализируя высказывания автора о персонаже в рамках неперсонажной речи.

В первом случае анализу должна быть подвергнута речь персонажа, поскольку «язык - единственная субстанция», в которой он существует как

языковая личность (Караулов, Красильникова 1989: 8). Во втором случае -авторская речь, содержащая описания внутренних состояний, мышления, ощущений и восприятий персонажа.

Объект диссертационного исследования - монологические высказывания персонажа в их соотнесении с неперсонажной речью.

Предметом диссертационного исследования являются семантические связи слов в монологической персонажной речи в сопоставлении с семантическими связями слов в речи автора, включающей субъектную сферу персонажа.

Сам по себе словарь персонажа как список слов, составляющих его дискурс, может сказать о своем обладателе далеко не все (ср.: «лексикон сам по себе играет вспомогательную роль в воссоздании особенностей той или иной языковой личности» (Караулов 1987: 96)). Анализ же соотношения между словами как единицами индивидуального лексикона открывает путь к определению элементов концептуальной системы индивидуума (Человеческий фактор в языке 1991: 112).

Целью исследования является выявление особенностей семантических связей слов, характеризующих субъектную сферу персонажа, в персонажной и неперсонажной речи.

С целью исследования соотносится решение следующих задач:

- определение признаков монологической речи, релевантных для персонажных монологических высказываний и обусловливающих критерии выделения и описания текстовых коммуникативных фрагментов;

- выявление коммуникативных особенностей внешних и внутренних монологических высказываний персонажа;

- описание лексической структуры монологических высказываний персонажа при выделении основных лексико-семантических полей, определении их состава и частотных показателей единиц каждого выделенного поля;

- определение во внутренних и внешних монологических высказываниях наиболее значимых семантических полей и выявление особенностей семантических связей слов данных полевых объединений;

- выявление структурных и семантических особенностей взаимодействия авторской и персонажной субъектных сфер в неперсонажной речи;

- описание лексической структуры текстовых фрагментов с неперсонажной речью при выделении основных лексико-семантических полей, определении их состава и частотных показателей единиц каждого выделенного поля;

- определение в неперсонажной речи наиболее значимых семантических полей и выявление особенностей семантических связей высокочастотных слов данных полевых объединений;

- сопоставление семантических связей слов в персонажной и неперсонажной речи.

Материалом исследования является роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго», который неоднократно привлекал внимание как литературоведов, так и лингвистов.

Литературоведы обращают внимание на жанровую специфику романа, выражающуюся в синтезе лирического и повествовательного начал, на образную систему и своеобразие идейной позиции автора (Лихачев 1990, Елкина 1990, Пискунова 1990, Дубровина 1996, Бондарчук 1999, Неклюдова 1999, Власов 2002, Скороспелова 2003). Лингвистов интересует стилистическая структура романа (Синева 1995), особенность организации повествования (Ким Юн-Ран 1997), смысловая соотнесенность прозаической и поэтической частей романа (Анисимова 2001), а также способы лексической репрезентации персонажа как языковой личности на материале субстантивированных прилагательных (Макарова 2003).

Настоящее диссертационное исследование сосредоточено на прозаической части романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго», в композиционной организации которого большое место занимают монологические высказы вания Юрия Живаго. Живаго проявляет себя как говорящая личность в различных видах монологической речи: в устном внешнем монологе, внутреннем монологе, письменной монологической речи (дневниковые записи, письма, стихотворения). Это позволяет говорить о нем, как о типичном монологическом герое. В неперсонажной речи герой проявляет себя как рефлексивная личность, осмысляющая действительность, рассуждающая по поводу действительности и оценивающая ее, и как личность чувствующая и ощущающая.

Методы исследования. В работе использована совокупность методов и приемов семантического анализа, в ходе которого произведено: фрагментирование текста с определением критериев для классификации монологических высказываний персонажа и фрагментов с неперсонажной речью; сплошная выборка и структурирование лексических единиц персонажной и неперсонажной речи с применением методики семантического поля, а также квантитативной методики; компонентный и контекстуальный анализ семантики концептуально значимых слов с использованием различных лексикографических источников.

Практическая значимость. Основные положения и результаты исследования могут быть использованы в учебных курсах «Лексикология» и «Лингвистический анализ текста», «Культура речи» и «Риторика», в тематике спецкурсов, спецсеминаров, курсовых и дипломных работ.

Структура диссертации обусловлена поставленной целью и соотносится с решением исследовательских задач. Работа состоит из введения, двух глав, заключения. Она содержит список использованной литературы, список использованных словарей и два приложения: Приложение I «Текстовые фрагменты с персонажной и неперсонажной речью» и Приложение II «Идеографический словоуказатель персонажной и неперсонажной речи».

Приложение I «Текстовые фрагменты с персонажной и неперсонажной речью» включает:

I.I. Текстовые фрагменты с внешними монологическими высказываниями Юрия Живаго.

I.II. Текстовые фрагменты с внутренними монологическими высказываниями Юрия Живаго.

I.III. Текстовые фрагменты с неперсонажной речью (с доминированием авторской субъектной сферы).

I.IV. Текстовые фрагменты с неперсонажной речью (с доминированием персонажной субъектной сферы).

Таким образом, Приложение I включает в себя все текстовые фрагменты, выделенные в романе. В тексте диссертации представлена часть фрагментов, остальные текстовые фрагменты содержат отсылочный код к Приложению I.

Коммуникативные особенности монологических высказываний персонажа

Важным композиционно-смысловым элементом романа Б.Пастернака «Доктор Живаго» являются монологические высказывания (далее - MB) его главного героя - Юрия Живаго, человека интеллигентного, свободного и наделенного даром глубокого своеобразного видения мира. Монологическая форма способна отразить цельность и глубину суждения, раскрыть общую ценностную картину мира персонажа. Для анализа были выделены только концептуально значимые в своем содержании MB Юрия Живаго.

Исследование MB романа предполагает анализ текстовых фрагментов, содержащих открытые высказывания, т.е. внешнюю речь, и фрагментов, эксплицирующих внутреннюю речь персонажа.

При анализе MB персонажа следует учитывать, что «высказывание» неразрывно связано с той ситуацией, которая его вызвала» (Адмони 1994:27). Следовательно, «в состав речевого акта входит обстановка речи и тот фрагмент действительности, которого касается его содержание» (Арутюнова 1990: 412). Использованный в диссертационном исследовании Е.Л.

Гапеевой термин текстовый монологический коммуникативный фрагмент при анализе персонажного монолога в полной мере отражает параметры внутритекстовой ситуации общения по признакам «здесь и сейчас» (Гапеева 2001:9). В состав текстового фрагмента, помимо самого MB, включаются мотивирующий коммуникативный фон, образующий верхнюю границу фрагмента, и результирующий коммуникативный фон, отражающий реакцию адресата высказывания. MB персонажа приобретает прерванную структуру в тех случаях, когда текстовые сопроводители, компенсирующие невербализуемые признаки спонтанной коммуникации, а также реплики - реакции собеседников располагаются внутри монолога, неоднократно прерывая его (Гапеева 2001: 10). Использование автором термина текстовый монологический коммуникативный фрагмент осуществляется в ходе анализа внешних монологов персонажа. Этим и объясняется описанная структура текстового фрагмента.

Опираясь на мнение Л.С. Выготского, который отмечал структурные различия внешней и внутренней речи, структуру текстовых фрагментов с внутренним монологическим высказыванием представим как состоящую из мотивирующего коммуникативного фона и самого монологического высказывания. Результирующий коммуникативный фон в данном случае в силу отсутствия адресата высказывания теряет свою актуальность.

Исследование MB главного героя романа Б.Пастернака Юрия Живаго позволило выявить в общей сложности 21 концептуально значимый текстовый фрагмент, из которых 15 фрагментов содержат MB с внешней речью персонажа и 5 фрагментов - с внутренней речью. 1 текстовый фрагмент представляет собой сложное переплетение элементов внутреннего и внешнего MB персонажа, что позволяет отнести его к промежуточному типу MB.

Семантические связи слов, относящихся к СП «Человек (лицо)

Большую часть данного СП составляют существительные лексического объединения «Человек (лицо)» (около 89 %), остальные 11 % приходятся на прилагательные, определяющие физические, интеллектуальные и эмоциональные свойства личности.

Концептуально значимыми представляются семантические связи слова душа.

Полевые объединения характеризуются нежесткостью и нестабильностью, поскольку образная система художественного текста позволяет двояко толковать некоторые случаи. Так, слово душа во внешних MB Живаго демонстрирует существенные семантические трансформации. Большинство исследователей (Н.Д.Арутюнова, Ю.С.Степанов, А.Д.Шмелев, Е.С.Яковлева и др.) относят слово душа к базовым концептам русской культуры.

В MB Живаго слово душа встречается семь раз, при этом два внешних монолога из десяти полностью посвящены рассуждениям героя о душе.

Слово душа является полисемантичным, и поэтому его словозначения входят в состав нескольких СП. Так, употребление главным героем слова душа в сочетании «дух, душа жизни» (ср.: Душа. 6. перен.; чего. Самое основное, главное, суть чего-л. (MAC I: 456)) войдет в состав СП «Жизнь. Бытие». Душа с определением «народная», а также в сочетании «не потерять души» (ср.: Душа 2. Совокупность характерных свойств, черт, присущих личности; характер человека (MAC I: 456)) - в состав СП «Человек (лицо)». Интерес представляет употребление данного слова в его основном, первичном значении, которое относит его к микрополю «Внутренний психический мир человека» СП «Человек (Лицо)». Являясь его ядерным компонентом, слово душа за счет различных текстовых связей обнаруживает частичное разрушение своего системного значения, наращивание дополнительных сем, что в итоге приводит к устойчивому пересечению данного СП с другими полями. Это явление вызывает интерес уже потому, что, как правило, тесно взаимодействуют с членами смежных полей языковые единицы, находящиеся на периферии, так как они обладают более сложным и насыщенным содержанием. Ядерные же компоненты поля проявляют гораздо большую семантическую стабильность. Однако системная организация художественного текста обнаруживает способность разрушать языковые стереотипы.

Типы неперсонажной речи, включающей субъектную сферу персонажа

В современных лингвистических исследованиях внутритекстовая литературная коммуникация предстает как сложный диалог повествователя и персонажа, результатом которого является внутренняя диалогизация художественного текста как авторского монолога. Внутренняя диалогизация авторского монолога (повествовательная полифония, субъектная многомерность, многоголосие) - конститутивный признак художественного текста, отражающий его антропоцентричность (Бахтин 2000, Степанова 2002, Давыдова 2002, Попова 2002, Ким Юн-Ран 1997, Макарова 2003).

Представляют интерес прежде всего структурные и функциональные особенности неперсонажной речи. Если персонажная речь предполагает указание на субъекта речи и ее адресата в самой лексической структуре художественного текста, то неперсонажная речь обладает, как правило, сложной субъектной организацией, своим «"многоголосием" создает художественную информацию, обращенную к внешнему адресату-читателю» (Степанова 2002: 6). Таким образом, изучение языковой личности персонажа на материале неперсонажной речи представляется наиболее актуальным. По мнению Н.Д. Арутюновой, для автора текста важно, чтобы адресат (читатель) уловил взаимодействие разных личных сфер (Арутюнова 1999: 669).

Структура романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» представляет собой повествование от 3-го лица с неперсонифицированным повествователем, являющимся абстрактной фигурой, которая находится между вымышленным миром героев и реальным миром автора и читателя. От него не требуется определенной пространственно-временной позиции во внутритекстовом художественном пространстве, поэтому в тексте нет объяснений, откуда повествователю известно то, что он описывает, в том числе и объяснений того, что думает и чувствует персонаж.

В повествовании от 3-го лица используется аналитический метод изображения действительности, что выражается в авторской интроспекции (проникновении повествования во внутренний мир персонажа). В третье-личном повествовании практически всегда присутствует исследование характеров, обстоятельств, между которыми устанавливаются отношения причин и следствий. Именно этим объясняется необходимость и правомерность изучения языковой личности главного героя романа в рамках авторского слова.

Анализ субъектной сферы Юрия Живаго в рамках авторской субъектной сферы позволил выявить в тексте романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» 27 текстовых фрагментов с неперсонажной речью, включающих сферу главного героя.

Выявленные в ходе анализа текстовые фрагменты обнаруживают существенные различия в своей организации. Обусловлено это рядом причин: во-первых, тем, что является предметом авторского слова (описание действий, поступков персонажа и их анализ; описание мыслей и чувств героя; передача его внешней или внутренней речевой деятельности), и, во-вторых, особенностью взаимоотношений авторской и персонажной субъектных сфер, проявляющейся непосредственно в лексической и синтаксической структуре неперсонажной речи. При этом обе причины предельно взаимосвязаны.

Похожие диссертации на Внутритекстовые семантические связи слов в монологических высказываниях (На материале романа Б. Пастернака "Доктор Живаго")