Введение к работе
Реферируемая диссертация посвящена исследованию венецианского текста современной русской литературы.
Сформировавшийся на протяжении XVIII-XX веков, сегодня венецианский текст представляет собой устойчивый универсальный комплекс образов, мотивов и символов, который оказывает влияние на любое современное литературное описание Венеции, выполненное носителем русской культуры. Таким образом, становится очевидной актуальность данного исследования, в котором произведения 1996-2009 годов рассматриваются в соотношении со сложившейся в отечественной литературе традицией создания образа Венеции. Изучение литературных интерпретаций различных географических объектов, породившее в последние годы целый ряд работ, связанных с исследованием так называемых локальных текстов, сегодня по-прежнему остается востребованным направлением гуманитарных исследований, в том числе междисциплинарных, что позволяет говорить об актуальности реализуемого в работе подхода к анализу городского текста.
Объектом исследования является венецианский текст 1996-2009 годов как целостное многосоставное гетерогенное текстовое образование. В качестве предмета исследования выступают проявления традиционного и нового, наблюдаемые нами в литературных описаниях Венеции, созданных в этот период.
Цель исследования заключается в выявлении особенностей венецианского текста русской литературы 1996-2009 годов в его соотношении со сложившейся в отечественной литературе традицией описания Венеции.
Поставленная цель предполагает решение ряда конкретных задач:
сформировать и проанализировать корпус текстов, составляющих венецианский текст современной русской литературы;
исследовать связь литературы XVIII-XX вв. с произведениями современных авторов, пишущих о Венеции;
выявить традиционное и новое в венецианском тексте 1996-2009 годов;
охарактеризовать влияние творчества Иосифа Бродского на современный венецианский текст и выявить особенности создания образа Бродского в произведениях 1996-2009 гг., посвященных Венеции.
Материалом исследования послужили четыре основные группы текстов:
1. Произведения отечественной литературы 1996-2009 годов, объединенные венецианской темой.
2. Произведения, составляющие венецианский текст предшествующих периодов (конец XVIII - конец XX веков).
3. Тексты, помогающие интерпретировать произведения современной литературы (интервью авторов произведений, фрагменты переписки с ними, рецензии).
4. Тексты, составляющие «культурный фон» современной венецианы, в том числе материалы публицистики, рекламные обращения, интернет-блоги, путеводители по Венеции и т. д.
Методологическую базу настоящей работы составляют фундаментальные исследования в области пространства и текста (М. М. Бахтина, Д. С. Лихачева, Ю. М. Лотмана, Б. А. Успенского, Вяч. Вс. Иванова), а также труды, посвященные семиотике географического пространства в литературе (В. Н. Топорова, В. Г. Щукина, Т. В. Цивьян) и анализу конкретных локальных текстов русской литературы (В. В. Абашева, А. П. Люсого, Л. C. Прохоровой, Э. Ф. Шафранской и других), в том числе венецианского текста (Н. Е. Меднис). Особое место в свете современного интегративного подхода к гуманитарному знанию занимает методология моделирования культурно-географических образов (работы Д. Н. Замятина, В. Л. Каганского, И. Т. Касавина, О. А. Лавреновой).
Научная новизна работы определяется самим объектом исследования: впервые предпринята попытка проанализировать венецианский текст в современной отечественной литературе. Новизна заключается и в том, что впервые в исследовательской практике делается попытка оценить влияние конкретной личности (в данном случае Иосифа Бродского) и отдельного события (смерти Бродского) на те изменения, которые произошли в венецианском тексте последних лет. Новизна связана также с выбором материала исследования: целый ряд произведений, анализируемых в данной работе, не попадал ранее в поле зрения литературоведов.
Теоретическая значимость исследования связана с разработкой общих вопросов теории локального текста, углублением представлений об анализе городского текста, а также использованием в качестве инструмента анализа понятия «смысловой доминанты» городского текста.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее основных положений и выводов для дальнейшего изучения венецианского текста русской литературы, а также для разработки учебных пособий и спецкурсов по современной литературе.
Гипотеза исследования состоит в том, что изменения в общественной, экономической, культурной сферах российской жизни последних лет (в частности, «культ Бродского», развитие массового туризма и широкое распространение интернет-общения) неизбежно приведут к появлению новых форм и мотивов в литературной венециане.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В 1996 году, с кончиной Иосифа Бродского, начался новый этап в истории венецианского текста русской литературы.
2. В творчестве Бродского был создан новый канон описания Венеции, на который ориентируются (или с которым полемизируют) создатели произведений современной литературы. Сама фигура Бродского мифологизируется и становится одним из персонажей венецианского текста.
3. Неизбежной реакцией на сложившийся в литературной и научно-исследовательской среде «культ Иосифа Бродского» стало появление в венециане 1996-2009 гг. отсутствующих в венецианском тексте предшествующих периодов сниженных описаний и элементов комического.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждались на II и III Международных конференциях «Русский язык в языковом и культурном пространстве Европы и мира: Человек. Сознание. Коммуникация. Интернет» (Варшава, 2004 и 2006 гг.), Международной конференции молодых филологов (Тарту, 2004 г.), Международной научной конференции «Русские в Италии: культурное и научное наследие российской эмиграции» (Москва, 2004 г.), Международной научной конференции «А. Блок и Италия» (Москва, 2009 г.), Всероссийских научных конференциях студентов и аспирантов (Пермь, 1994 г. и 1998 г.), VIII и IX межвузовских конференциях «Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании» (Москва, 2009 и 2010 гг.), межвузовской научной конференции «Коминские чтения» (Пермь, 2004 г.), городской молодежной научно-практической конференции «Два рубежа» (Пермь, 1998 г.). По теме исследования опубликовано 20 работ.
Структура работы определяется поставленной целью и задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и списка использованных источников.