Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Противостояние человека и власти в поэме А.С. Пушкина "Медный всадник" и его архетипические черты Карим Безхан Мохаммад

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Карим Безхан Мохаммад. Противостояние человека и власти в поэме А.С. Пушкина "Медный всадник" и его архетипические черты : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Карим Безхан Мохаммад; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов].- Москва, 2013.- 143 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-10/768

Введение к работе

Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник» наделена автором неисчерпаемой содержательной глубиной и, благодаря этому, продолжает привлекать внимание историков и теоретиков литературы.

Современное осмысление поэмы Пушкина связано с теми вопросами поэтики, ответы на которые до сих пор не найдены. И во многом эти вопросы связаны с интерпретацией антиномии Петр–Медный всадник – Евгений и попытками однозначно определить, на чьей стороне правда в этом противостоянии. В поэме нераздельно и неслиянно связаны великий Петр и ничтожный Евгений, государство и частная жизнь, любовь Евгения и Параши и их гибель. Потребность в более определённой оценке этих оппозиций сохраняется и нацеливается на проникновение в глубину содержания «Медного всадника». Противостояние Петра и Евгения – узловое в «Медном всаднике», но художественная концепция автора неизмеримо шире него, поэтому анализ образов поэмы возможен только при развернутом исследовании поэтики «петербургской повести».

Совершенство художественной формы «Медного всадника» предъявляет высокие требования к ее исследователям. Поэма соединяет в себе разные стили и жанры (поэма, повесть, ода, утопия и антиутопия), мотивы, приемы композиционной и словесной выразительности. Как подсказывают все предшествующие опыты изучения поэмы, современное исследование антиномии Петр – Евгений осуществимо исключительно в широких рамках ее художественной структуры.

Актуальность диссертации определяется необходимостью продолжить изучение антиномии «Петр–Медный всадник – Евгений» и связанного с ней противостояния человека и власти в структуре поэтики «петербургской повести».

Цель работы состоит в обобщении сложившихся концепций образов Петра и Евгения, определяемых художественной структурой «Медного всадника». В основе полученных обобщений лежит антиномия этих архетипических образов.

Данная цель исследования определяет постановку следующих задач:

– проанализировать архетип образа Петра в свете художественной концепции поэмы в целом;

– представить объемность образа Евгения, который не укладывается в рамки традиционных представлений о «маленьком человеке»;

– связать антиномию «Петр-Медный всадник – Евгений» со всей структурой поэтики «петербургской повести»

Исследователями «Медного всадника» создан огромный пласт научных работ о поэме. К ней проявляли интерес Н.П. Анциферов, А. Белый, Д.Д. Благой, В.Я. Брюсов, Д.М. Мережковский, А.Л. Осповат, А.П. Платонов, Р.Д. Тименчик, Б.В. Томашевский, Ю.Н. Тынянов, В.Ф. Ходасевич и др.

Огромное количество исследований «Медного всадника» представляет разнообразные точки зрения, иногда субъективные и противоречащие друг другу. Возможности понимания поэмы связаны с рассмотрением широкого круга вопросов теории и истории литературы. Цель данной работы – раздвинуть границы восприятия традиционной оппозиции Петр – Евгений за счет проникновения в поэтическую структуру «петербургской поэмы». Поэтика «Медного всадника» составляет самую большую проблему в изучении поэмы, но вне художественного целого произведения невозможно решение отдельных задач.

Научная новизна исследования определяется совокупностью избранных подходов и способов изучения «Медного всадника» в аспектах антиномии образов и их архетипичности. Подходы с позиции мифопоэтики нацелены на восполнение пробелов в изучении образов Петра и Евгения и углубления их понимания в художественном единстве поэмы. В диссертации системно проанализировано противостояние человека и власти в «Медном всаднике», что позволило по-новому представить пушкинское понимание взаимоотношения личности и государства и утверждение ценности человеческой жизни. Работа выявляет новые возможности осмысления художественного содержания пушкинской поэмы.

Объектом исследования стала поэма А.С. Пушкина «Медный всадник» и ее ключевые образы.

Предметом исследования стали архетипы образов Петра–Медного всадника и Евгения и их место в художественной концепции поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник».

Методологической основой диссертации стали философские, литературоведческие и исторические труды российских и зарубежных ученых: Н.А. Бердяева и Г.П. Федотова, К. Мангейма и Х. Ортеги-и-Гассета, М.М. Бахтина, А.Н. Веселовского, А.К. Жолковского, Е.М. Мелетинского, В.Я. Проппа, И.В. Силантьева, И.П. Смирнова, С.М. Телегина, О.И. Федотова, В.Е. Хализева, М.О. Чудаковой, Ю.М. Лотмана, В.Н. Топорова и др.

Методология исследования сочетает историко-литературный, мифопоэтический, структурно-семантический методы и онтологический анализ.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней расширяются возможности понимания архетипической основы антиномии «Петр-Медный всадник – Евгений» и противостояния человека и власти в поэме.

Практическое значение диссертации связано с возможностью использовать её результаты в дальнейшем изучении «петербургской повести» А.С. Пушкина, а также в вузовских курсах по истории и теории литературы.

Апробация идей и материалов исследования происходила на конференция «Личность в межкультурном пространстве» и «Актуальные проблемы современного литературоведения», а также на кафедре истории русской и зарубежной литературы РУДН.

Основные положения диссертации отражены в 4 публикациях.

Структура диссертации включает введение, 3 главы и заключение.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Пушкинский Евгений представляет собой новый тип литературного героя намного более сложный и многомерный, чем «маленький человек». Он рассматривается в противостоянии Петру–Медному всаднику в историософском, социальном и мифопоэтическом аспектах.

2. В поэме художественно преломляются отношения власти с народом и личностью, сложившиеся в петровскую эпоху. Облик власти воплощен в Петре во Вступлении вместе с Медным всадником в сюжете «петербургской повести».

3. Антиномия «Петр–Медный всадник – Евгений» построена на развернутой архетипической основе, во многом определяющей поэтику произведения Пушкина.

4. Архетипически глубинное содержание «Медного всадника» реализуется в жанровых аспектах поэмы (от оды до антиутопии) и воплощается благодаря мифопоэтике произведения.

Похожие диссертации на Противостояние человека и власти в поэме А.С. Пушкина "Медный всадник" и его архетипические черты