Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Писательская критика Сибири: рецептивно-функциональные аспекты регионально-исторического самосознания Плюхин Владимир Иванович

Писательская критика Сибири: рецептивно-функциональные аспекты регионально-исторического самосознания
<
Писательская критика Сибири: рецептивно-функциональные аспекты регионально-исторического самосознания Писательская критика Сибири: рецептивно-функциональные аспекты регионально-исторического самосознания Писательская критика Сибири: рецептивно-функциональные аспекты регионально-исторического самосознания Писательская критика Сибири: рецептивно-функциональные аспекты регионально-исторического самосознания Писательская критика Сибири: рецептивно-функциональные аспекты регионально-исторического самосознания
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Плюхин Владимир Иванович. Писательская критика Сибири: рецептивно-функциональные аспекты регионально-исторического самосознания : диссертация ... доктора филологических наук : 10.01.01 / Плюхин Владимир Иванович; [Место защиты: ГОУВПО "Хакасский государственный университет"].- Абакан, 2009.- 467 с.: ил.

Введение к работе

Постановка проблемы. В изучении литературной критики Сибири были периоды подъёма и упадка. Современное историко-литературное сибиреведение характеризуется концептуальным кризисом, сущность которого объясняется изменением социокультурной ситуации в России, особенностями современного литературного процесса, новыми типологическими закономерностями в развитии литературы конца XIX-XX веков. К настоящему времени сформировался новый тип писателя, читателя-реципиента, переосмысливаются теоретические, методологические, интерпретационные основания литературоведения и критики.

Новая функциональная модель профессиональной и писательской критики свидетельствует о глубоком переломе в сознании и духовной жизни общества. Критики постмодернизма заявляют о несостоятельности методов и принципов критики советской эпохи, констатируют «поминки по советской литературе» (В. Ерофеев).

С современных позиций можно говорить о том, что спор о регионализме в новой социокультурной ситуации обусловлен глобализацией как основной тенденцией XXI века.

Феномен глобализации обостряет внимание исследователей к процессу формирования регионально-исторического самоопределения и самосознания писательской критики. Интерес к литературе Сибири и самосознанию сибиряков связан с общим значением региона, с размыванием коренных основ самосознания

Историко-литературное сибиреведение на современном этапе характеризуется, с одной стороны, кризисом рационализма, разрушением человеческого «я», с другой, оживлением интереса к проблемам культурно-исторического, этнологического самосознания в ситуации «сдвига», деструкции (отсутствия) регионального самосознания.

В диссертационном исследовании литературно-критическое мышление писателя раскрывает читателю значение законов писательской рецепции: художественное произведение и акт его создания в писательских суждениях; сопоставление с культурной и жанровой традицией, с личностью писателя-творца; вживание, сопереживание, размышление, расширение контекста в сопоставлении с национальным и мировым литературным процессом, с действительностью, своим жизненным, творческим опытом. Синтез таких законов определяет, по нашему убеждению, тип интерпретации по принадлежности к интерпретирующему субъекту.

Первый тип интерпретации по функционированию в социокультурной ситуации основан на анализе социальных условий, общественных институтов, в которых взаимодействуют писательские критические суждения, системы общественных отношений, в которую включается эпическая форма.

Второй тип интерпретации – по содержательно-смысловой сути (эстетическая, культурологическая, философско-эстетическая, психологическая, социологическая, обыденная) открывает читателю природу художественного видения, художественного мышления писателя-критика, которая, как правило, состоит в умении передать эмоционально-смысловое ядро произведения, целостный характер восприятия критика-художника. Коммуникативная функция такой интерпретации состоит в том, что непосредственно-интуитивное (синтетическое) начало писательской рецепции помогает сократить аналитическую работу мысли в процессе интерпретации и оценки художественного произведения, ассоциативность, образно-метафорические средства обеспечивают редукцию мыслительной деятельности писателя-критика, придают восприятию индивидуальную окраску.

Стилистическими признаками третьего типа интерпретации – по основным формам: понятийно-логическая, художественная, эссеистическая - является, по нашему убеждению: ассоциативность, интертекстуальность, использование художественной речи, придавшей красочность, образность восприятия литературы. В писательской критике доминирует эссеистичность, свободное повествование, усиленное личностное отношение к предмету исследования, истолкования, лиризм, образно-метафорическая пластичность фразы, стилевая приподнятость, наличие в литературно-критической рефлексии фабульно-сюжетного, беллетристического элемента. Реконструкция такого процесса восприятия объясняет секреты порождения художественного смысла, способы использования реципиентом психологического инструментария. Типологической функцией писательской эссеистики становится эмоциональная, а не объективно-доказывающая. Она содержит осмысление и выражение, побуждения, пережитого реципиентом. Эмоция выступает как эстетическая ценность. Многообразен жанрово-стилевой диапазон писательской эссеистики.

В акте писательской рецепции трансформируется энергия художественного мира литературного произведения, несущая информацию о воздействии этого произведения на читателя.

Тесно и неразрывно связана писательская критика с литературой, психологией художественного творчества, социологией. Философская герменевтика является основой писательских литературно-критических интерпретаций.

В этой связи становится обоснованной концепция Б.И. Бурсова, рассматривающего «критику как литературу, которой по силам постигнуть литературный процесс».

Описанная нами структура писательской критики является вполне обоснованным стимулом в постижении актуальности предпринятого исследования. Диалектически и методологически обоснованным становится переход от типологических (общее) закономерностей писательской критики к региональным (дифференцированным, специфическим), признакам региональной писательской критики Сибири (РПКС), в связи с проблемой регионально-исторического самосознания, в её рецептивно-функциональном освещении. Это в свою очередь вызывает потребность системных исследований индивидуальной поэтики литературно-критического текста и поэтики отдельного литературного произведения. Необходимо выработать методику литературно-критического анализа поэтики литературного произведения с позиций его восприятия писателем-реципиентом.

Актуальность поставленной проблемы объясняется рядом причин:

– значительным отставанием отечественного литературоведения в решении проблемы литературной рецепции от исследований известных литературоведов Германии: Манфред Науман и его школы, авторов труда «Общество. Литература. Чтение»;

– неразработанностью многих аспектов литературно-критической рецепции;

– отсутствие прецедентов специального анализа специфики регионального литературно-исторического самосознания писательской критики.

Такие компоненты литературно-критической рефлексии, как писатель в амплуа критика и читателя, критик профессиональный, ученый-литературовед, массовый читатель, особые черты регионального (национального) самоощущения, в частности, структурированная совокупность черт сибирского характера, концепции и специфические законы регионального самосознания в контексте идей рецептивной эстетики детерминируют базисную структуру самосознания.

Принципами исследования такой структуры могут стать как теоретико-литературный, так и историко-функциональный. В условиях той или иной концепции – областнической, монистической, авторитарно-монологической или моноцентристской и либерально-плюралистической - обозначенные компоненты и идеи имеют свою специфику функционирования и развития. Это проблемы осознания писателем-реципиентом своего «я» в литературном процессе, понимания творческого процесса, своей творческой индивидуальности, оригинальности в способе литературно-критического мышления, многоаспектность восприятия, разработка его методологии, сущности и законов.

Решение обозначенных проблем приобретает большую ценность в начавшемся процессе глобализации общественного сознания, «сдвига», деструкции регионального самосознания.

Решение выдвинутой проблемы позволит выявить неиспользованные возможности регионального самосознания в развитии духовной жизни Сибири.

Актуальность исследования проблем писательской критики региона обусловлена также формированием новой научной дисциплины – рецептивной поэтики.

Цели и задачи исследования

Главная цель связана с необходимостью исследовать сущность, содержание, структуру, закономерности проявления, развития и функционирования регионально-исторического самосознания в писательской критике Сибири конца XIX и XX веков.

С главной целью соотносятся исследовательские задачи:

– рассмотреть писательскую критику Сибири как динамическую систему, разработать концепцию её развития, осмыслить как феномен регионального литературно-исторического самосознания; выявить внутренние присущие писательской литературной критики Сибири компоненты, инвариантные для всех литературно-критических концепций: областнической, монистической, авторитетно-моноцентристской, либерально-плюралистической;

– раскрыть проблематику литературно-исторического самосознания в идейном «пространстве» литературно-критических книг и статей сибирских литераторов – от Николая Ядринцева до Валентина Распутина;

– обосновать типологию интерпретаций через принцип литературного регионализма в рецептивном аспекте для раскрытия базисной структуры литературно-критического самосознания, определить его сущность и специфику;

– разработать проблемы функционально-рецептивной поэтики в связи со спецификой творческой индивидуальности писателя-критика;

– изучить природу и логику писательского критического мышления, его роль в описании ментальной и вербальной структуры художественных произведений;

– рассмотреть концепты русского сибирского менталитета в литературно-критических жанрах писательской критики Сибири в диахронии и синхронии.

Объект исследования - писательская критика Сибири, воспринимаемая как форма регионального литературно-исторического самосознания конца XIX–XX веков; критическая проза писателей Сибири: Г. Потанина, Н. Ядринцева, В. Шишкова, В. Бахметьева, В. Зазубрина, Л. Сейфуллиной, Г. Маркова, С. Сартакова, С. Залыгина, З. Астафьева, В. Шукшина, В. Распутина как многообразные способы писательского самовыражения.

Предмет исследования - проблема описания специфики регионального литературно-исторического самосознания в рецептивно-функциональном аспекте.

Методологической и теоретической основой диссертационной работы являются труды зарубежных и российских исследователей, основателей герменевтической методологии: Ф. Шлейермахера, В. Дильтея, Х.Г. Гадамера, Р. Яусса, П. Рикёра; труды отечественных ученых, разработавших основы рецептивно-функционального анализа: А. Потебни, А.Д. Овсянико-Куликовского, А. Горнфельда, Н. Осьмакова; работы учёных, положивших начало разработке проблемы толкования художественного текста: Л. Выготского, А. Белецкого, П. Сакулина, М. Храпченко, В. Щербины, Б. Мейлаха, А. Асмуса, Ю. Борева; работы современных исследователей проблем поэтики литературного произведения с точки зрения его восприятия – Г. Клочека, Б. Бурсова, В. Самохина, В. Брюховецкого, М. Зельдовича.

Базовыми для формирования концепции исследования становятся работы психологов: Б. Ананьева, В. Мерлина, В. Хотинец, Б. Грифцова, М. Арнаудова по проблеме психологии литературного творчества.

Исследование проблемы регионального литературно-исторического самосознания в писательской критике Сибири осуществляется с помощью комплексной системы методов литературно-критической интерпретации: теоретико-функционального, историко-функционального, аксиологического, рецептивного, на принципах регионализма, диахронии и синхронии. Эта методология дает возможность рассмотреть феномен регионально-исторического самосознания на основе историко-литературного, литературно-критического, жанрового подходов, на уровне человековедческого анализа и социально-рецептивного бытия, в специфике исторической критической рефлексии над ценностными ориентациями писателей Сибири.

Информационная база исследования.

В качестве информационных источников в данной диссертации использованы:

а) критические книги писателей Сибири, воспоминания о творчестве, автобиографии; б) издания в сериях «О времени и о себе»: «Мой творческий опыт», «Русские писатели о писательском труде», газетные статьи, предисловия; в) исследования российских и зарубежных ученых по проблемам писательской критики XVIII, XIX, XX веков, материалы научных конференций «Проблемы изучения литературной критики Сибири» (Новосибирск), «Проблемы писательской критики» (Душанбе), сборники научных статей (Новосибирск) собственные работы по проблемам писательской критики Сибири.

Важнейшим материалом в работе стали «Литературное наследство Сибири» в 8-ми томах, региональные справочные издания «Литературная Сибирь», «Русская литература Сибири», книги Н. Яновского – «Писатели Сибири».

Научная новизна диссертационной работы определяется тем, что впервые в региональном литературоведении, «сибиреведении» поставлена научная проблема регионального литературно-исторического самосознания, представлены результаты теоретических и эмпирических исследований регионально-исторического самосознания писательской критики; сформулированы историко-критические концепции регионального литературно-исторического самосознания: областническая, монистическая, тоталитарно-монологическая (моноцентристская) либерально-плюралистическая; показано изменение функций писательской критики Сибири (ПКС) в контексте той или иной концепции.

Новым является выявление компонентов, образующих сибирское самосознания, описание особенностей функционирования на разных этапах эволюции литературно-критической мысли писателей. Подтверждением новизны и сложности литературно-критического «регионального самосознания» являются поставленные проблемы типологии и поэтики писательской критики Сибири (ПКС), подходы, методы, формы интерпретации. Представлена типология интерпретаций художественных произведений писателей Сибири как критиков. Разработана интерпретационная модель эпического жанра. Установлена роль ПКС в развитии литературно-критической мысли в сибирском регионе, в формировании эпического сознания, в исследовании сущности сибирского народного характера (СНХ). Сформулирована дефиниция СНХ. Выделены социальные и жанровые детерминации ПКС. Обозначены ментальные и вербальные структуры ПКС в их литературно-критическом выражении.

Осуществлена спецификация литературно-критического самосознания с помощью классификации его типов в контексте проблем понимания.

Теоретическая значимость исследования

Разработана и впервые представлена концепция регионального самосознания писательской критики Сибири.

Писательская критика Сибири представлена как региональная литературно-критическая, рецептивно-функциональная система, что вносит свой вклад в описание картины эстетического функционирования эпических жанров. Исследование поможет в осмыслении проблемы творческой индивидуальности писателя-критика.

Писательские самооценки и взаимооценки необходимы для понимания творческой индивидуальности писателя-реципиента, настроений и творческих устремлений. Закономерности писательских взаимооценок и самооценок приобретают методологическое значение в рецептивной критике для построения научной истории.

Практическая ценность исследования

В спектре новых технологий, стандартов и программ по вузовскому курсу литературы, понимания творческой программы писателя материал может быть использован при разработке регионально-национального компонента образования, в описании тенденций исторического развития литературы, направлений и стилей.

Полученные результаты могут найти применение в разработке новой научной дисциплины – рецептивной поэтики.

Основные положения и виды работы апробированы на международных, всероссийских, региональных м межвузовских научно-практических конференциях (1985 по 2007 год включительно – Омск, Душанбе, Новосибирск, Тюмень, Абакан, Лесосибирск, Красноярск).

Материалы диссертации нашли полное отражение в монографиях «Проблемы писательской критики сибирского региона» (Абакан, 2002), «Писательская критика Сибири» (Абакан 2007), в научных статьях сборника «Очерки литературной критики Сибири» (Новосибирск, 1987), в авторском сборнике «Писательская критика Сибири: самосознание литературы как метакритика» (Томск, 2004/ 9 статей, 10 п.л.), в учебном пособии «Герменевтика русской литералы в писательской критике Сибири XX века» (Абакан, 2006).

Общее количество опубликованных работ – тридцать четыре, их совокупный объем составляет восемьдесят пять печатных листов.

Основными результатами исследования в том, что:

– собран и систематизирован комплекс литературно-критических работ писателей Сибири – от Ядринцева-Потанина до Шукшина-Распутина.

Впервые в региональном литературоведении писательская критика Сибири рассмотрена как подсистема критики профессиональной и поставлена проблема регионального литературно-исторического самосознания: периодизация, специфика, концепции: областническая, монистическая, авторитарно-монологическая, или авторитарно-моноцентристская.

Предложена дефиниция РЛИСПКС – это тип общественного самосознания, эмоционально-ценностное отношение к материальным и духовным ценностям сибирского региона. Это исторический процесс формирования духа и образа Сибири, сибирской литературы, функционирующей во временном, социальном и мыслительном пространстве всей совокупности литературно-критических текстов писателей Сибири.

Реализация регионального самосознания в критической деятельности писателей проступает в процессе интерпретаций критического текста. Механизмы самосознания направлены к разработке методологических, типологических проблем ПКС, её поэтики.

В работе раскрыты социально-культурные, социально-нравственные, критико-литературные параметры писательской самоидентификации.

Выявлены стремление писателей-критиков «дать жанрам ясное сознание их возможностей» (Ф. Брюнетьер), ментальные и вербальные элементы писательского литературно-критического выражения в их интегральной связи с русской идеей.

Предлагается дефиниция «сибирский народный характер» в критических суждениях писателя. Сибирский характер в ПКС – это выраженная в свете авторского идеала полиэтническая личность, интегрирующая в разнообразных формах особенности национальной психологии и самосознания, социально-нравственные, эстетические, этнографические признаки; субъект, изменявший окружающую природную и общественную среду в свете народного миропонимания и менталитета при осознании консолидирующей роли русской нации.

На защиту выносятся следующие положения:

- эволюция ПКС конца XIX–XX веков на основе общенациональных традиций, ценностей и особенностей социальной жизни Сибири; в результате ПКС сформировалась как своеобразное единство, теоретическое, историческое, социологическое, литературно-эстетическое самосознание, форма бытия русской литературы в её сибирской модификации и как система принципов интерпретации и оценки литературных явлений;

- внутренние законы критического самосознания писателей Сибири реализовывались в литературно- критических концепциях рецептивно-функционального направления ПКС конца XIX–XX веков; в типах самоидентификации: аксиологический, «интонационно-ценностный» (М.М. Бахтин). Контексты писательских интерпретаций – контекст творчества, контекст оценки, контекст художественной реальности - нацелены на постижение общечеловеческих, эстетических, художественных ценностей, выраженных писателем-критиком в той или иной интерпретационной модели эпического жанра. В результате сформировался тип литературно-критической личности реципиента, осознающего себя субъектом этно-культурной истории Сибири, в оппозиции «своих», «других» и «чужих»;

– историко-функциональный аспект писательской критики Сибири позволяет осознать функционирование основных современных эпических жанров, роман, повесть, рассказ в контексте эпохи, раскрыть ее типологические черты в способе аргументации, в стиле, в системе критических жанров, в автокритике. Он дает возможность видеть обусловленность творческой индивидуальности писателя-критика историзмом критической методологии;

– уровни развития самосознания Сибири: областнический (Н.М. Ядринцев, Г.Н. Потанин) и ПКС «переходного периода» (I910–I9I7) – рефлективно-традиционалистский тип ментальности. Формирование монистической концепции РЛИС; метод социально-психологической реконструкции духовного мира и автора и героя (Мыслительно-психологический тип суждений областников) социально-гуманитарный тип критического сознания. Функции РЛИС: местный сибирский патриотизм, социально-психологическая, биографическо-психологическая. Объективно-аналитический подход в восприятии сибирских типов. Закон относительной самостоятельности регионального самосознания.

Образ Сибири, «осознанная территориальность» (Б.А. Чмыхало) - основа регионального литературно-исторического самосознания. Формы сибирского литературно-критического самосознания: локально-географическая, пропагандистская, государственная, сословная, этнологическая.

Инвариантная структура самосознания и его модификации:

– писательская критика Сибири как сфера воплощения русского менталитета: соборности, всечеловечности, противоречивости различных пластов народного сознания;

– рецептивно-функциональное направление как форма литературного развития, разновидности духовно-практического освоения мира и психического склада «человека Сибири» в ментальном пространстве критических книг;

– творческая концепция в автокритике писателей Сибири взаимодействует с группой концептов, выражающих особенности русского национального самосознания;

– рецептивная поэтика писательской критики Сибири критико-публицистический дискурс в нарратологии писательского эссе как литературно-критического метатекста;

– классификация интерпретаций в контексте литературно-критических направлений писательской критики Сибири;

– сибирская «идея» – «ядро» модели регионального самосознания;

– типологические методы писательской критики Сибири: типы, принципы, критерии в функционально-этнологическом освещении.

Структура работы. Цели и задачи научного исследования определили его структуру. Диссертация состоит из ведения, четрех глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Похожие диссертации на Писательская критика Сибири: рецептивно-функциональные аспекты регионально-исторического самосознания