Введение к работе
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Тема работы "Образ художника в эеллетризованных биографиях Б.К.Зайцева" предполагает трехаслектный поддал к текстам указанных произведений Б. К. Зайцева: анализ авторской концел-іИИ творческой личности, выявление специфики биографического жаьра а художественной системе Б.К.Зайцева, осмысление религиозной основы понятия 'образ художника" как основне й категории художественно-философской системы писателя.
Актуальность темы видится в том, что, во-первых, в контексте исследования книг Б. 1С. Зайцева о писателях возникает возможность углубления в актуальный в последние Годы контекст русской эмиграции, во-вторых, а ситуации недавнего возвращения в литературный контекст творчества Б.К.Зайцева возчик вопрос о месте и значении книг о художниках на завершающем этапе творчества писателя, на выяснение которого сориентировано данное исследование. Белпетризоаанные биографии Б.К Зайцева обращают к традиции 'христианской литературы": книги о писателях входят в круг произведений, открывающих духовный смысл наследия русской эмиграции.
Степень разработанности темы на сегодняшний день такова: обращение < литературному имени и творчеству Б.К.Зайцева в русском литературоведении зтиосится к последним пяти годам. Критические публикации и специальныэ зтатьи О.Михайлова, Е.Воропаевой, Т.Прокопова, Л.Иезуитозой отличаются зеобым вниманием исследователей к вопросам религиозного и мировоззренческого характера, сформировавшим основы зайцевской поэтики. Зарубежными иссяьдователями имя Б.К.Зайцева екяючено в круг классиков русской литературы XX века. Особо необходимо выделить два имени: Р.Герра, создавшего наиболее полную библиографию произведений Б.К.Зайцева, и А.Шиляевой - автора специальной монографии о биографических книгах Б.К.Зайцева. Среди первых критиков-современников особое место принадлежит Ю.Айхенвальду, Ф.Степуну, З.Гиппиус, Н.Абрамовичу, чья оценка закрепила за Б.К.Зайцевым статус художника-интуитивиста. Концепции творческой
личности в произведениях Б.К.Зайцева содержат диссертации последних лет Жуковой Н.Н.(1993г.), Кашпур О.Н,(1995г.), Первое исследование раскрь.вае-проблему творческой личности в художественных биографиях Б.К.Зайцева і близкой связи с трактовкой особенностей зайцевского творчества Ф.Степуном. Н.Н.Жукова2 обстоятельна разрабатывает вопрос об эволюции этико эстетических представлений Б.К.Зайцева, о причинах, обусловивших жанровьк изменения в его творчестве, о тематической направленности его произэеде ний. Автор диссертации обосновывает идею присутствия скрытого автобио графизма. Основные категории художественного мира Б.Зайцева поняты тра диционно (образ пути, в частности, осмысляется как прелмет пристального ав торского внимания к жизненным перипетиям героев). Представленный аспек художественной структуры произведений Б.Зайцева основан на идее психоло гизма, реализованной в том, что основное значение приобретает -принцип пси хологической индивидуализации характеров героев биографий.
В концепции О.Н.Кашпур3, где автор реализует жанровый подход к про изведениям Б.К.Зайцева, - "литературных портретах Б.Зайцева о писателя; "Жизнь Тургенева", "Жуковский", "Чехов" - неубедительным представляете: факт замены жанрового определения "литературная биография" н: "литературный портрет".
Противоречивость подходов к творчеству Б.К.Зайцева объясняется от сутствием конкретных современных исследований, касающихся природы твор ческого метода писателя.
В качестве принципиального уточнения автор данного исследования за мечает, что в его актуальные задачи не входит доказательное спровержени указанных концепций - ЦЕЛЬЮ данного исследования автор видит расширени литературного контекста зайцевских биографий контекстом религиозно философским (через категорию Образа Художника, которая будучи триедино
1 Степун Ф. Борису Константиновичу Зайцеву - к его восьмидесятилетию II Мосты, 1Э71, №1.
С.26.
1 Жукова Н.Н. Проблема становления творческой личности в художественных биографиях
Б.К.Зайцева: Автореферат дис. канд. филолог, наук. Москва, 1993.
1 Кашпур О.Н. Жанр литературного портрета в творчестве Б.К.Зайцева: Автореферат дис. кан/
филолог, наук. Москва, 1995.
іключает, кроме первой смысловой ступени - образ человека, еще две: образ
Ідей и образ произведения).
1ДЦАЧИ диссертации в саязи с .поставленной целью формулируются следую-
цим образом:
I) показать методологические основы художественного мышления Б.К.Зайцева;
!) исследовать философскую и психологическою природу феномена вчувство-
шния на основании 'его принципиальной значимости в художественно-
рилософской парадигме Б.К.Зайцева;
-
выявить текстовые элементы и структуры (одной из которых является "образ судожника"), функционирование которых объясняет факт "обновления" З.К.Зайцевым биографического жанра;
-
изучить механизмы житийного (агиографического) и мемуарного типов повествования в художественном тексте;
-
рассмотреть материал художественных биографий Б.К.Зайцева с учетом специфики эмпатического качества его произведений, а также а соотношении с религиозно-философской направленностью творчества.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ обусловлена не столько постановкой проблемы (концепция личности), сколько ее интерпретацией. Подход к проблеме личности осуществляется посредством разработки идеи надындиаи- . дуального в ней. "Индивидуальное" начало личности при этом не игнорируется, однако уступает место началу "общему", которое получает свое завершений в понятии Лика. Исследование направлена не на вычленение образа автора (Б.Зайцева) из текстов о Тургеневе, Чехове, Жуковском, а на выяснение причин и мотивов их слияния в универсальный Образ Художника. В качестве наиболее плодотворной для достижения этой цели жанровой структуры, оформляющей эайцевский текст, автор диссертации выделяет "житийную" структуру (в отличие от традиционных - "биографической" и "портретной").
ВЕДУЩАЯ ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ основана на утверждении факта присутствия в биографических текстах Б.Зайцева ИДЕИ обобщения духовно-творческих импульсов художника, восходящей к категории Образа, которая. имеет единый, архетипический смысл. Идея троичности, оформляющая "образ художника", лежит в основе интерпретации триединого смысла данной катего-
рий, получающей завершение в смысловом поле трех понятий: образ творчества - при исследовании творческого мотода, образ творца - при анализе стилевых закономерностей художественного метода Б.Зайцева, и собственно образ творческой личности - в текстах художественных биографий (Личности, Художника-Жуковский, Тургенев, Чехов).
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - тексты беллетризованых биографий - содержат разработку христианской идеи троичности. Они исследуются в данной диссертации кзк триединая модель христианской "Троицы". Исследовательский акцент сделан на "Образе Художника", в котором объединен философский и художнический поиск Б.К.Зайцева.
Эмпатическое качество зайцевского творческого акта является специальным ПРЕДМЕТОМ нашего исследования и обеспечивает оригинальность работы в трактовке творческого метода Б.К.Зайцева как "метода вчувствова-ния". Эффект вчувствозания определяет и природу стиля Б.К.Зайцева.
Основные ПРИНЦИПЫ, определившие МЕТОДОЛОГИЮ работы, сформированы в связи с осмыслением идеи полифонизма культуры, позволяющей расширить художественный контекст религиозно-философски^ (В.Соловьев, Н.Бердяев) и способствующей разрешению интертекстуальной проблематики творчества Б.К.Зайцева,
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ работы связано с дальнейшим изучением закономерностей историко-литературного процесса в плане влияния религиозного знания на художественное творчество в русле проблемы взаимодействия категорий "духовности" и "культуры*. Общая ориентация исследования на выяснение типологических особенностей литературы русского зарубежья и рассмотрение произведений Б.Зайцева в контексте творчества писателей-эмигрантов вносят коррективы в проблему биографического жанра. НА ЗАЩИТУ выносятся следующие ПОЛОЖЕНИЯ:
-
Феномен "вчувствования" (змпатии), изучаемый в областях философского и психологического знания, сохраняет творческую природу в области художественного творчества, в.частности,-в творчестве Б.К.Зайцева.
-
Создание Б.К.Зайцевым художественной концепции мира с иконической системой ценностей объясняется влиянием на мировоззрение автора религиоз-
-ю-философской мысли начала XX века (в лице В.Соловьева, Н.Бердяева,
П.Карсавина).
3) Беллетриэованные биографии "Жизнь Тургенева", "Жуковский" и "Чехов"
іредставляет собой трилогию, объединяющее начало которой заключено в
философской интенции автора: путь личности к Богу.
1) Категория "образа художника", являясь центральной в творчестве
э.Зайцева, может быть интзрпретирсвана через смысловое поле понятия Лика.
Семиотический код последнего понятия может быть дешифрован, основываясь
іа трудах русской христианской антропологии.
АПРОБАЦИЯ диссертации проводилась в течение трех лет. Основные юложения и результаты исследования изложены автором в докладах и сосб-цениях на нескольких конференциях в г.Барнауле и г.Кемерово, в частности - в 1995г. - на мєжвузоЕ'і.кой научно-практической конференции "Новое содержа-мле и технологии обучения русскому языку и литературе в школе и вузе". Меж-(ународнсй конференции по программе ЮНЕСКО "Образование в поликуль-урном обществе", в 1996г. - на. международной, конференции "Культура и Гекст", в публикациях научных и научно-публицистических сборников, в спец-:урсе, преподаваемом студентам 5 курса филологического факультета Бар-іаульского педагогического университета, в лекциях по литературе Русского !арубежья, на уроках с учащимися Алтайского педагогического лицея (11 клас-:ы).
СТРУКТУРА РАБОТЫ. Диссертация состсит'из введения, трех глав, за-лючения, приложения, примечаний, библиографии.
Во введении определены актуальность и проблема исследования, цели и адачи работы, ее методологическое обоснование и теоретические источники, іьщвинутьі основные идеи и гипотеза исследования.
В первой главе "Проблема творческого метода Б.К.Зайцева" дан анализ іелигиозно-философского и эстетико-психологического оснований творческого штода Б.К.Зайцева. Предпринято обращение в историю "эстетики вчувствова-ия", обобщены характеристики, выявляющие эмпатическое качество творче-кого акта Б.Зайцева, данные современниками автора и исследователями его ворчества, обоснован один из главных методологических принципов
Б.Зайцева - принцип иррационализма, восходящий к интуитивистской природі творческого метода Б.Зайцева.
Во второй главе "Жанрово-стилевое своеобразие беллетризованны: биографий Б.К.Зайцеаа" рассмотрены общие свойства стиля художника, вы члененные из теоретической оппозиции "манера/стиль1', выяснен смысл и соот ношение таких стилевых определений, как "импрессионизм" и "эротизм", а так же выявлена иконописная природа стиля Б.К.Зайцева.
Проблема жанра "беллетризованных биографий" исследована в трех ас пектах: 1) границы жанра, 2) определение жанра, 3) природа жанра.
В третьей главе "Образ художника в жизнеописаниях Б.К.Зайцева" пред ставлена концепция творческой личности Б.Зайцева не. материале трех бел летризованных биографий: "Жизнь Тургенева", "Жуковский", "Чехов". Предпри нято отдельное рассмотрение таких личностных определений, как "вид", "лицо" "личность", "личина", "лик" в структуре "образа". На основании совпадени) идейной сути категорий "Образ Художника" и его 'Лик" осуществлен выход і русский иконический контекст и произведен анализ образов Тургенева, Жуков ского, Чехова через философский подтекст произведений Б.К.Зайцева.
В заключении изложены основные теоретические выводы настоящей исследования, подведены итоги, определено возможное направление даль нейшего изучения проблемы в связи с публикацией в 1996 году философски) биографий К.Мочульского.1
Общий объем диссертации составляет 172 стр.(включая примечания) список литературы содержит 155 наименований.