Введение к работе
Для современного гуманитарного знания характерно повышенное внимание к мифопоэтикс. Среди ее тем тема Христа является вечной и непреходящей для всей русской и мировой литературы. В ряду мифологических мотивов мотив Второго Пришествия Христа занимает особое место, так как он позволяет приблизиться к метафизическим основам жизни, дает нравственные ориентиры, вершит суд над героями, помогает осознать острейшие проблемы современности, придает необходимую философскую и психологическую глубину повествованию.
Особое место этого мифологического мотива в структуре художественного произведения определяется его многоаспектным содержанием и устойчивым существованием на протяжении многих эпох. В ходе знакомства исследователей и читательской аудитории с вариациями мотива Второго Пришествия Христа внимание акцентируется как на распространенности и устойчивости мотива, так и на его ценностном характере. Этот мотив является эстетическим центром целого ряда произведений русской и мировой литературы. К разработке этого мотива в свое время обращались Ф. М. Достоевский, в XX - XXI вв. М. А. Булгаков, А. и Б. Стругацкие, Б. Акунин, А. Слаповский, Р. Бредбери, А. Нотомб и др.
Актуальность диссертационного исследования определяется тем, что тема работы является весьма важной и своевременной, так как находится в русле современных изысканий по методологии русской литературы, история которой в настоящее время по сути пишется заново, поскольку становится все более очевидным факт того, что без учета христианской идеи во всем ее объеме и глубине невозможно понять идейные и творческие пути писателей XIX и XX вв., специфику их мышления и творчества. Поэтому так важна задача изучения художественного произведения в контексте мифологии, православной культуры, Священного Писания.
Литературу по теме составили классические труды по теории мифа А. Н. Веселовского, Е. М. Мелетинского, А. Ф. Лосева, В. Я Проппа, Б. В. Томашевского, Вяч. Иванова, М. Элиаде, Л. С. Выготского, Б. М. Гаспарова и В. И. Тюпы. А также работы по творчеству Ф. М. Достоевского и М. А. Булгакова Г. С. Померанца «Открытость бездне. Встречи с Достоевским», Б. Н. Тихомирова «О «христологии» Достоевского», Н. М. Зернова «Три русских пророка. Хомяков. Достоевский. Соловьев», Т. А. Касаткиной «Характерология Достоевского. Типология эмоционально-ценностных ориентации», И. А. Кирилловой «Христос в жизни и творчестве Достоевского», И. Л. Волгина «Пропавший заговор. Достоевский и политический процесс 1849 г.», А. Б. Криницына «Исповедь подпольного человека. К антропологии Ф. М. Достоевского», Л. И. Сараскиной «Испытание будущим. Достоевский как участник современной культуры», Е. С. Твердисловы «Дьявольский мастер - «польский» Булгаков», Т. М. Вахитовой «Проблема власти в романе «Мастер и Маргарита», Е. А. Яблокова «Мотивы прозы Михаила Булгакова», Б. М. Сарнова «Каждому - по его вере (О романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»)»,
И. С. Урюпина «Идея «живого» Бога в философии русского религиозного Ренессанса и в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», Б. В. Соколова «Тайна «Мастера и Маргариты». Расшифрованный Булгаков», А. Зеркалова «Евангелие М. Булгакова», А. М. Лобина «Десакрализация Евангельских сюжетов в современной массовой литературе», С. Переслегина «Скованные одной цепью». В перечисленных работах в творчестве Ф. М. Достоевского и М. А. Булгакова мотив Второго Пришествия упоминается в ряду других мифологических мотивов, однако он не становился объектом специального исследования.
Теоретическая и методологическая основа работы заключается в исследовании художественных произведений русской литературы XIX - XX вв. на основе сравнительного, историко-литературного, герменевтического, культурологического и мифологического литературоведения.
Научная новизна работы определяется следующими положениями:
выбором материала: исследуется функционирование мифологического мотива Второго Пришествия Христа на материале русской литературы XIX -XX вв., который не являлся объектом специального исследования.
кругом поставленных задач: в диссертации решается ряд проблем теоретического и историко-литературного характера (определяются философские, этические и психологические аспекты названного мифологического мотива, выявляются приемы его художественного воплощения, рассматриваются способы его существования в литературных, произведениях).
Объектом исследования стали художественные произведения Ф. М. Достоевского («Идиот», «Братья Карамазовы»), М. А. Булгакова («Мастер и Маргарита»), А. и Б. Стругацких («Отягощенные злом, или Сорок лет спустя»), Б. Акунина («Пелагия и красный петух»). Выбор данных произведений объясняется как хронологическим принципом, позволяющим проследить развитие этого мотива в динамике, так и степенью устойчивости присутствия его в данных текстах.
Предметом исследования является мифологический мотив о Втором Пришествии Христа в рецепции и творческой интерпретации писателей XIX -XX веков.
Целью исследования является анализ мифологического мотива Второго Пришествия Христа в художественных произведениях, его функционирование и трансформация.
Цель определяет задачи работы:
Выявить мотив Второго Пришествия в произведениях русских писателей XIX - XX вв., механизм его присутствия в художественных текстах, пути его трансформации и функциональной значимости.
Доказать актуальность мифологического мотива о Втором Пришествии в независимости от изменений историко-политического и культурно-эстетического контекста различных эпох.
Показать значимость мифологического мотива в генезисе литературных сюжетов, продемонстрировав, как мифологические образы, темы,
персонажи используются и переосмысляются в литературной традиции
на протяжении определенных локально-временных стадий ее истории.
Практическая значимость результатов исследования: результаты исследования могут быть использованы в лекционных и практических курсах по истории русской литературы XIX - XX вв., спецкурсах и семинарах.
Апробация работы: результаты исследования были представлены в виде докладов на научных конференциях и в публикациях.
Структура диссертации определена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Список литературы насчитывает 261 источник.