Введение к работе
Данное исследование посвящено проблеме построения сюжета в русском романе XX века в том его варианте, который включает в себя в качестве сюжетообразующего элемента библейские образы и мотивы.
За последние полтора века роман, как явление мирового историко-литературного процесса, претерпел значительные изменения. В работе «Конец романа» О. Мандельштам констатирует на заре XX века факт вымирания традиционного европейского жанра, где опорой повествования была фабула биографической природы, а психологическая мотивировка поступков героя превращалась в содержательную самоцель. Тогда обращение к мифу стало одним из способов образования латентной фабулы романа и формирования его сюжета. В русском романе ХХ века доминантной мифологической основой стал библейский текст.
Корпус художественных текстов, в той или иной форме обращающихся к библейским образам, сюжетам и темам, в русской литературе ХХ века обширен. Это трилогия «Христос и Антихрист» Д.С. Мережковского, дилогия «Москва» А. Белого, «Белые одежды» В.Д. Дудинцева, «Пирамида» Л. Леонова. Евангельские мотивы есть также в «Тихом Доне» М. Шолохова и в «Факультете ненужных вещей» Ю.О. Домбровского. Из прозы малых форм особняком стоят «Суламифь» А. Куприна (на ветхозаветный сюжет) и «Иуда Искариота» Л. Андреева (на новозаветный сюжет). Даже это, далеко неполное, перечисление обнаруживает отчетливую тенденцию преобладания интереса к новозаветным, евангельским сюжетам. В романах, сюжет которых включает в себя новозаветные мотивы, человек становится центром сосредоточения противоборствующих сил добра и зла, в чем проявляется влияние ренановской концепции «Жизни Иисуса».
Материал исследования представлен пятью романами: «Самсон Назорей» В. (З.) Жаботинского, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Доктор Живаго» Б. Пастернака, «Плаха» Ч. Айтматова и «Псалом» Ф. Горенштейна. Все эти произведения (за исключением «Самсона Назорея») воспроизводят исторические события разных исторических этапов ХХ века, отражают художественные стратегии, свойственные формированию литературного процесса прошедшего столетия и отчетливо репрезентируют индивидуальность авторского подхода к интерпретации библейских образов и мотивов. Эти произведения не только могут быть соотнесены друг с другом ориентацией на библейскую проблематику, но они связаны между собой явными и скрытыми перекличками. Последовательный анализ этих произведений позволяет выявить некоторые общие особенности развития отечественной литературы.
Актуальность исследования определяется недостаточной изученностью вопроса из-за проблем идеологического характера, а также тем, что при обилии работ, посвященных христианской проблематике отдельных произведений (особенно Булгакова и Пастернака), в современном литературоведении еще не предпринималось попыток более общей постановки проблемы — последовательного сопоставительного анализа русских романов ХХ века, в которых библейские мотивы имеют сюжетообразующую функцию.
Научная новизна обусловлена выбором аспекта исследования — функция библейских мотивов в сюжетостроении русского романа ХХ века, — последовательностью анализа, позволяющего описать и систематизировать способы построения такого рода сюжетов, а также включением малоисследованных произведений, ориентированных как на ветхозаветные, так и на новозаветные легенды (Жаботинский и Горенштейн).
Теоретическое значение диссертации состоит в том, что впервые предпринята попытка последовательного анализа русских романов ХХ века, сюжет которых основывается на библейских мотивах и образах, с выявлением и систематизацией способов организации повествования.
Практическая значимость диссертации заключается в возможности использования результатов исследования в вузовском и школьном преподавании русской литературы ХХ века, в разработке общих и специальных курсов по теории и истории литературы: в частности, при изучении отечественного романа минувшего столетия, а также при изучении литературно-художественного наследия В.Е. Жаботинского, М.А. Булгакова, Б.Л. Пастернака, Ч.Т. Айтматова и Ф.Н. Горенштейна.
Объектом данного диссертационного исследования является русский роман ХХ века, включающий в себя в качестве сюжетообразующего элемента библейские образы и мотивы.
Предметом исследования является функция библейских мотивов и образов в сюжетостроении русского романа ХХ века.
Методологической основой исследования служат работы по истории и теории романа, М. Бахтина, В. Шкловского, Е. Мелетинского, А.Д. Михайлова, Н. Рымаря и др., а также исследования, посвященные анализу рассматриваемых произведений. Выбор методов исследования обусловлен спецификой материала — это системный, сравнительно-генетический и сравнительно-типологический анализ, а также методики целостного и интертекстуального анализа.
Основная цель работы — выявление и систематизация функций библейских мотивов и образов в сюжетостроении русского романа ХХ века — определяет ее задачи:
- выявить интертекстуальные связи произведений, включающих в себя библейские мотивы, реминисценции, аллюзии, цитаты;
- проанализировать способы функционирования библейских образов и мотивов в развитии фабулы, в композиции и в сюжете;
- охарактеризовать и типологизировать сюжетоформирующие функции библейских образов и мотивов.
На защиту выносятся следующие положения:
русский роман ХХ века, обращаясь к библейским сюжетам, интерпретирует их в соответствии с индивидуальными авторскими интенциями;
библейские мотивы и образы могут выполнять в русском романе ХХ века сюжетообразующую функцию;
эта функция может осуществляться по-разному: составлять основу сюжета; самостоятельную сюжетную линию; вставной микросюжет; дополнительный лирический сюжет, проясняющий библейскую составляющую эпического, совмещать разные способы включения библейского текста;
в результате сюжетно-композиционная структура романа может приобретать разный характер: поступательный, хроникальный, контрапунктный, центробежный, центростремительный, причем разные типы построения могут совмещаться в одном произведении.
Апробация работы состоялась на конференциях:
Международная научная конференция «Проза — 3». Смоленск, 2005.
Современная русская литература: проблемы изучения и преподавания. Пермь, 2005.
Иностранные языки и мировая литература в контексте культуры. Пермь, 2007.
Структура работы определяется поставленными задачами. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав и заключения. Текст диссертации сопровождается примечаниями и приложением. Перечень источников включает в себя 180 названий.