Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественная концепция личности в историческом повествовании П. Краснова "От Двуглавого Орла к красному знамени" в контексте отечественного романа XX века Зайцева, Маргарита Сергеевна

Художественная концепция личности в историческом повествовании П. Краснова
<
Художественная концепция личности в историческом повествовании П. Краснова Художественная концепция личности в историческом повествовании П. Краснова Художественная концепция личности в историческом повествовании П. Краснова Художественная концепция личности в историческом повествовании П. Краснова Художественная концепция личности в историческом повествовании П. Краснова
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Зайцева, Маргарита Сергеевна. Художественная концепция личности в историческом повествовании П. Краснова "От Двуглавого Орла к красному знамени" в контексте отечественного романа XX века : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Зайцева Маргарита Сергеевна; [Место защиты: Кубан. гос. ун-т].- Армавир, 2010.- 170 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-10/1287

Введение к работе

Наша работа посвящена творчеству писателя Петра Николаевича Краснова, в частности, самому значительному его произведению – историческому повествованию «От Двуглавого Орла к красному знамени», художественное полотно которого охватывает события 1894-1921 годов. Работать над ним бывший атаман начал ещё в России, а закончил в Германии. Роман, переведённый на семнадцать языков, у нас пока мало известен. Его путь в России начался лишь в девяностые годы ХХ века.

Исследование проводилось в рамках южнорусской школы, созданной Ю. Павловым. Типологию героев, разработанную учёным (а именно градацию героев по принципу разделения на православный, амбивалентный и эгоцентрический типы личности), мы применяем при рассмотрении романа П. Краснова «От Двуглавого Орла к красному знамени», а также других произведений, повествующих о революциях начала века и Гражданской войне. Вслед за Ю. Павловым, в качестве основного критерия оценки художественной концепции личности в историческом повествовании П. Краснова, мы принимаем духовно-метафизический критерий, то есть при анализе произведений «решающим фактором является вопрос: как идеи, идеалы, утверждаемые посредством художественного слова, соотносятся с традиционными ценностями русской литературы. А в их основе, как известно, лежит православная вера» [Павлов, М., 2003, с. 4].

Актуальность нашего исследования обусловлена неизученностью ключевой проблемы главного произведения П. Краснова. Рассмотрение художественной концепции личности в романе «От Двуглавого Орла к красному знамени» позволяет выявить доминирующие черты героев произведения и соотнести эти черты с православными критериями понимания духовно-нравственной сущности человека. Сопоставив художественную концепцию личности, представленную в историческом повествовании П. Краснова, с концепциями других авторов ХХ века, мы можем определить место П. Краснова в истории русской литературы.

Научная новизна исследования состоит в следующем: в литературоведении впервые осуществляется анализ произведения П. Краснова в контексте романов М. Булгакова, Б. Пастернака, М. Шолохова; формулируется представление о художественной концепции личности в романе; ставится вопрос о проблеме национальной идентификации и самоидентификации в романах «От Двуглавого Орла к красному знамени» П. Краснова, «Белая гвардия» М. Булгакова, «Доктор Живаго» Б. Пастернака, «Тихий Дон» М. Шолохова.

Предметом исследования является художественная концепция личности в историческом повествовании П. Краснова «От Двуглавого Орла к красному знамени», охарактеризовав которую, мы устанавливаем место творчества П. Краснова в рамках русской литературной традиции. Объект исследования – роман П. Краснова «От Двуглавого Орла к красному знамени», а также романы «Белая гвардия» М. Булгакова, «Доктор Живаго» Б. Пастернака, «Тихий Дон» М. Шолохова.

Целью проводимого исследования является литературоведческий анализ художественной концепции личности в историческом повествовании П. Краснова «От Двуглавого Орла к красному знамени» в контексте отечественного романа ХХ века.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

1) провести обзор и анализ критической литературы, посвящённой творчеству П. Краснова, выяснить степень изученности темы;

2) раскрыть специфику понимания писателем «христианской любви» и «семьи» как категорий, определяющих духовно-нравственный мир личности;

3) рассмотреть проблему национальной идентификации и самоидентификации в романе П. Краснова;

4) выявить типологию героев, представленную П. Красновым, и оценить разные типы личности с точки зрения концепции Ю. Павлова и русской христианской философии;

5) определить своеобразие художественного воплощения концепции личности в историческом повествовании П. Краснова «От Двуглавого Орла к красному знамени» и отечественном романе ХХ века.

Методы исследования. В работе мы опираемся на принципы историко-социологического, культурно-психологического, сравнительно-типологического изучения литературных произведений. В диссертации используется системный подход, что позволяет нам исследовать художественную концепцию личности, созданную в романе «От Двуглавого Орла к красному знамени», в контексте философских, религиозно-этических, культурно-исторических, социальных проблем современности.

Методологической и теоретической основой исследования стали работы отечественных литературоведов: М. Дунаева, И. Есаулова, В. Кожинова, Ю. Павлова - и труды представителей русской религиозно-философской мысли Н. Бердяева, С. Булгакова, В. Розанова, Е. Трубецкого. Концептуальным философским источником при написании работы стали труды И. Ильина. На наш взгляд, И. Ильин с православной позиции наиболее последовательно, системно и подробно проанализировал процессы, происходившие в душе русского человека, в сознании российского общества, в национальной культуре начала ХХ века.

При анализе того или иного образа русской литературы определяющими для нас являлись следующие категории: вера, любовь, свобода, совесть, честь, долг, патриотизм, родовая память, семья, самопожертвование, искупление и др.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. В основе художественной концепции личности в романе П. Краснова лежит непоследовательно православное миропонимание.

2. В произведении «От Двуглавого Орла к красному знамени» художественная концепция личности представлена в трёх типах: эгоцентрическом, амбивалентном и христианском (соборном).

3. В историческом повествовании П. Краснова концепция личности во многом обусловлена монархической идеологией. В соответствии с этим христианский и амбивалентный типы личности преобладают среди монархистов, эгоцентрический тип – среди героев, в большей или меньшей мере принявших идеи социализма.

4. Определяющими критериями для понимания человеческой сущности в романе П. Краснова являются категории «Бог», «Царь», «Родина», «семья», «любовь». Эти же категории являются основой национальной идентификации и самоидентификации человека в мире исторического повествования писателя, что разительно отличает авторскую позицию в этом произведении от ведущей тенденции в изображении человека в отечественном романе ХХ века.

5. Связующим звеном понятий «Бог», «Царь», «Родина», «семья», «любовь» с личностью является категория «самопожертвование». Человек, способный отречься от себя во имя высших ценностей, относится или максимально приближается к соборному, православному, типу личности.

Научно-практическое значение работы заключается в возможности использования её положений при разработке лекционных курсов по русской литературе XX века.

Степень исследованности темы. В поле зрения авторов литературоведческих работ попадали романы «Единая-неделимая», «Понять - простить», «Опавшие листья», входящие в один цикл (по определению писателя) историко-бытовых романов. Совсем мало работ посвящено непосредственному объекту нашего исследования – историческому повествованию «От Двуглавого Орла к красному знамени».

Краснововедение находится только на пути своего становления. Несмотря на это, представляется возможным выделить несколько этапов развития данного направления литературоведческого знания.

Начальный этап – прижизненные исследования творчества и личности писателя, созданные, соответственно, в первой половине XX века. Это, в основном, работы русских эмигрантов и зарубежных авторов: Г. Щепкина (1919), С. Денисова (1922), К. Каклюгина (1924), В. Орехова (1929), В. Амфитеатрова-Кадашева (1922), Е. Тарусского (1930), К. Попова (1934), В. Крюкова (1937) и др. Особенно важными для нас представляются отзывы таких современников П. Краснова, как И. Бунин, А. Куприн, Р. Гуль.

Второй этап изучения творческого наследия писателя – статьи 90-х годов, для которых характерна, как и для первого этапа, некоторая схематичность восприятия личности белого генерала и его произведений, отсутствие сколько-нибудь обстоятельного литературоведческого подхода к исследованию творчества писателя. Резко выделяются на общем фоне краткие, но меткие и глубокие отзывы В. Кожинова, к которым мы неоднократно обращаемся в нашем исследовании. Постижению личности и творчества П. Краснова посвящены воспоминания Н. Краснова – внучатого племянника генерала, исследования А. Шишова, И. Сухих, А. Смирнова, К. Новикова, Ю. Цурганова, А. Стрелянного, Т. Очировой, В. Юдина и других.

Третий этап – современный - ознаменован появлением более глубоких научных работ, в которых рассматриваются исконно литературоведческие проблемы. Исследователи творчества П. Краснова в настоящее время проявляют интерес к следующим его аспектам: постижению «героев романа в аспектах композиции образа и связи с центральной эмоционально-значимой темой всего послереволюционного творчества писателя – темой революции» (Л. Овчинникова, И. Шлыгин), стилю, проблематике, художественным особенностям (В. Юдин, О. Гончаренко), обращению к литературным традициям, исследованию пространственно-временных границ произведений П. Краснова (Н. Бурба), жанровому своеобразию творчества писателя, художественному методу П.Краснова (О. Павлова, Т. Марченко и др.). Появляются работы, содержащие подробное, без какой-либо тенденциозности, изучение личности самого генерала П. Краснова (Л. Овчинникова, И. Шлыгин, А. Марыняк, А. Смирнов, И. Гребенкин, А. Репников, В. Черкасов-Георгиевский, А. Тучапский, А. Венков и др.).

Апробация исследования осуществлялась в форме публикаций статей, выступлений на заседаниях кафедры литературы и методики её преподавания филологического факультета Армавирского государственного педагогического университета. Основные положения работы были отражены в статьях, опубликованных в сборниках материалов Третьей Международной научно-практической конференции «Наследие В.В. Кожинова и актуальные проблемы критики, литературоведения, истории, философии», Четвёртой, Пятой Международных научно-практических конференций «Наследие В.В. Кожинова и актуальные проблемы критики, литературоведения, истории, философии в изменяющейся России», Седьмой Международной научно-практической конференции «Творчество В.В. Кожинова в контексте научной мысли рубежа ХХ – ХXI веков» в г. Армавире (2004, 2005, 2006, 2009 гг.), III Международной научно-практической конференции «Молодежь и наука: реальность и будущее» (г. Невинномысск, 2010 г.), заочной международной научно-практической конференции «Когда строку диктует чувство…», посвящённой 120-летию со дня рождения Б. Пастернака (Армавир, 2010 г.). Материалы диссертации нашли применение в практике преподавания курсов русской литературы первой половины ХХ века.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, который включает в себя 216 наименований. Общий объем диссертации составляет 170 страниц.

Похожие диссертации на Художественная концепция личности в историческом повествовании П. Краснова "От Двуглавого Орла к красному знамени" в контексте отечественного романа XX века