Введение к работе
Актуальность темы
Век, завершающий второе тысячелетие нашей эры парадоксальнейшим образом воскресил один из удивительных феноменов древней культуры - миф. Термин "миф" на сегодняшкий день прочно вошел в такие области современной гуманитарной науки, как философия, психология, лингвистика, литературоведение, однако его содержание требует конкретизации.
Перед современными исследователями неизбежно встает ряд вопросов. В какой степени возрожденный феномен тождественен архаическому механизму адаптации окружающей действительности, универсальному способу восстановления утраченного миропорядка, претворения деструктивных тенденций в акты творения, которым владели цивилизации архаические? Какие формы приобретает мифологическая культура на современном этапе? В чем причины мифологического ренессанса XX столетия? Каковы методы исследования мифа в различных областях культуры? Ответы на эти вопросы невозможны вне полноты охвата фактического материала и сложившихся на сегодняшний день в современной науке подходое к изучению мифологизма культуры, искусства и литературы, в частности. В свете этого представляется актуальным предпринятое компаративное исследование мифа в русской литературе и творчестве национальных писателей Востока на основе сопоставления форм мифологии в культурах, отчужденных от мифологии, развитых и погруженных по сей день в стихию мифа.
Цели и задачи исследования
определяются постановкой более частных проблем изучения мировой литературы XX века. Наиболее важные из них: предложить системные критерии типологической классификации мифологизма литературы XX столетия; в свете предложенной классификации уточнить содержание понятия "синтетический мифоло-гизм", проиллюстрировав выводы анализом романов М. А. Булга-
кова; рассмотреть формы проявления в творчестве национальных писателей Востока такой ведущей тенденции мирового литературного процесса, как тотальная мифологизация прозы; выявить зависимость способа введенин мифа в литературный текст от жанровой формы текста; исследовать специфику мифологизма сверхжанровых циклических единств и проиллюстрировать содержащийся в мифе структурирующий литературный цикл потенциал.
Штодшкзгнческой и теоретической основой диссертации
выступает целостно-систєїяшй подход к изучению литературных
явлений, труды русских и зарубежных философов, психологов,
фольклористов, литературоведов, посвященные исследованию
частных архаических мифологий, универсалий мифологического
сознания как такового (А. Н. Афанасьев, Ф. И. Буслаев, А. А. По
тебня, А. Кун, М. Мюллер, 3. Тэйлор, Б. Малиновский, Э. Дюргкейм,
Л. Леви-Брюль, Дж. Дж. Фрэзер, Э. Кассирер, 3. їрейд, PL Г. Юнг,
К. Леви-Стросс, А. ЕГреймас, К Я. Пропп, А. Ф.Лосев, Я. 3. Голо-
еовкер, О. М. Фрейденберг, С, А. Токарев, В. Г. Богораз,
II И. Шахнович, И. М. Тройский, И. Г. Франк-Каменецкий,
Б. П. Кирдак), а также специфики форм проявления- мифа в современной культуре, искусстве и литературе, в частности (Б. Б. Иванов, Е. Н. 'Топоров, КХ М. Лотман, Б. А. Успенский, Ч. В. Брагинская, С. С. Аверинцев, Ф. X Кэееиди, Е. М. Мелетинский, А. Г. Бочаров, Б. В. Агеносов, И. 0. Шайтанов, К. К. Султанов, А. А. Газизова, А. М. Минакова). В разработке темы диссертационного исследования были использованы сопоставительно-аналитический и типологически-классифицирующий методы.
Практическая значимость и апробация результатов исследования.
Результаты и выводы диссертации имеют значение для таких отраслей филологии, как сравнительное литературоведение, история литературы, теория жанров и стилей, и могут быть использованы в практике вузовского и школьного образования, е ряде спецкурсов и спецсеминаров по проблемам взаи-
- 4 -мосвязи надиокальных литератур и мифологической прозе для студентов- филологов.
Основные положения диссертации ЗЕучали в докладах на научных конференциях в МПГУ (1991, 1993), Ташкентском педагогическом институте им. Низами (1992).
По теме диссертации опубликованы монографик "Мифологическая культура", "Современная мифологическая проза 60 - 80х годов", статьи и тезисы. Общий объем публикаций по теме составляет 12. печатных листа.
Структура диссертации.
Цели к задачи исследования предопределили следующую структуру диссертации:
Введение.