Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Трансформация системы традиционных ценностей семейских Забайкальского края в условиях современности Гаврилова, Елена Александровна

Трансформация системы традиционных ценностей семейских Забайкальского края в условиях современности
<
Трансформация системы традиционных ценностей семейских Забайкальского края в условиях современности Трансформация системы традиционных ценностей семейских Забайкальского края в условиях современности Трансформация системы традиционных ценностей семейских Забайкальского края в условиях современности Трансформация системы традиционных ценностей семейских Забайкальского края в условиях современности Трансформация системы традиционных ценностей семейских Забайкальского края в условиях современности
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гаврилова, Елена Александровна. Трансформация системы традиционных ценностей семейских Забайкальского края в условиях современности : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Гаврилова Елена Александровна; [Место защиты: Чит. гос. ун-т].- Чита, 2010.- 184 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/99

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Процессы социальных трансформаций и модернизаций, характерные для современного общества, являются областью постоянно растущего интереса со стороны социогуманитарных наук. В настоящее время в России особое внимание уделяется явлениям, происходящим в разных этнических общностях, поскольку глобализация способствует усложнению положения многих из них, что выражается либо в их полном исчезновении, либо замене способов воздействия на духовную и социальную жизнь общности и в стирании традиционных этнических ценностей.

В связи с этим научный и практический интерес приобретает исследование современного состояния этнических групп, ярким представителем которых в Забайкальском крае являются потомки старообрядцев, имеющие самоназвание «семейские».

Недостаточное исследование современного состояния семейских Забайкальского края снижает качество теоретических данных, а также решение вопросов прикладного характера. Анализ изменений, происходящих в этнокультурной группе семейских Забайкальского края, еще в большей степени актуализируется обращением к философскому осмыслению трансформации системы ценностей данной группы, поскольку ценности являются основой для формирования ее мировоззренческих позиций и духовных интересов.

Важной и практически не изученной областью является система традиционных ценностей семейских Забайкалья, морально-нравственные принципы которой могут способствовать становлению универсальных ценностных основ в процессе формирования нового глобального содержания человечества.

Намечающийся в современной научной мысли разрыв между понятиями «семейские Забайкалья» и «старообрядцы Забайкалья», обуславливает необходимость их четкой дифференциации. Кроме того, ощущается потребность в анализе проблем современного состояния семейских с целью выработки механизма сохранения традиций данной этнокультурной группы в современном культурном пространстве Забайкалья.

Таким образом, необходимость исследования трансформации традиционных ценностей этнокультурных общностей в современных условиях с целью определения возможных вариантов будущего развития этноса, а также поиска новых ценностных основ с использованием потенциала различных этнокультурных общностей указывает на актуальность поставленной темы исследования.

Степень научной разработанности проблемы. В связи с тем, что исследование заявленной темы предполагает междисциплинарный характер, выделим проблемы, изучение которых автор считает наиболее важными.

Первое направление связано с определением сущности, структуры, функций понятия «ценность», играющую главную роль в процессе трансформации этнических общностей. Теория ценностей сформировалась в русле философских традиций, крупнейшими представителями которой являются западные и американские философы и социологи, такие как М. Вебер, Э. Дюркгейм, И. Кант, Т. Парсонс, Г. Риккерт и др. В отечественной науке заметный вклад в разработку изучения теоретико-методологических проблем теории ценностей, их влияния на развитие социальных групп внесли С.Ф. Анисимов, Л.П. Буева, Г.П. Выжлецов, П.С. Гуревич, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, А.А. Ручка, В.П. Тугаринов и др.

Необходимо отметить, что специальных исследований, посвященных изучению традиционных ценностей, сравнительно немного. Понятие «традиционные ценности» разрабатывалось в трудах С.А. Арутюнова, С.В. Лурье, Г.Е. Манзанова, И.И. Осинского, М.А. Розанова и др.

Обращение к работам исследователей, изучающих этническую общность, культуру, трансформационные процессы, процесс глобализации позволило провести анализ влияния ценностей на процесс трансформации этнических общностей.

Второе направление представляют работы, посвященные философскому анализу старообрядчества, а также его духовной и ценностной составляющих. Большой вклад в исследование истории старообрядчества и церковного раскола внесли такие ученые, как Н.Ф. Каптерев, В.Г. Карпов, А.И. Клибанов, Н.И. Костомаров, Б. Кутузов, С.П. Мельгунов и др.

Философский анализ старообрядчества и раскола предпринят в работах А.Ф. Замалеева, В.В. Зеньковского, В.В. Керова, В.В. Розанова, В.П. Рябушинского, В.С. Соловьева, А.В. Старцева, А.А. Шунейко и др.

Стоит отметить, что система конфессиональных ценностей старообрядчества не была предметом специального исследования. Вместе с тем в ряде работ встречается рассмотрение некоторых аспектов исследования системы ценностей. Так, например, в работах Д.Е. Раскова предприняты попытки осмысления «картины мира», хозяйственной этики, а также традиционного и новационного ядра старообрядчества. В.В. Керов анализирует ценности старой веры, а также отношение к труду и к общине как абсолютной самоцели всех течений старообрядчества. М.О. Шахов дает характеристику религиозно-философским основам старообрядческого мировоззрения.

Третье направление составляют работы ученых, занимающихся изучением истории и культуры семейских Забайкалья, а также современного положения данной этнокультурной общности.

Как известно, исследовать историю и культуру семейских начали дореволюционные ученые, такие как А. Мартос, Г.М. Осокин, П.А. Ровинский, Ю. Д. Талько-Грынцевич и др., которые рассматривали вопросы истории, культуры, этнографии, антропологии семейских, где подчеркивали особую значимость для них труда, религии, общины, семьи.

Начиная с 20-х гг. XX в. исследованию семейских Забайкалья посвящены работы В. Воскобойникова, В.П. Гирченко, А. Долотова, А.М. Поповой, А.М. Селищева и др., написанные при использовании большого фактического материла, собранного по результатам полевых экспедиций.

Наиболее основательные труды второй половины XX – начала XXI вв. связаны с именами Ф.Ф. Болонева, С.В. Бураевой, Г. Ильиной-Охрименко, Е.И. Тындуевой, Л.Е. Элиасова, Т.Б. Юмсуновой и др.

Анализ современного состояния этнокультурной группы семейских в Республике Бурятия был предпринят в работах Е.В. Петровой, где в ходе социологических исследований автором выявлены основные сдвиги в жизнедеятельности семейских. В диссертационном исследовании О.Д. Иванчиковой представлен анализ духовных ориентаций семейских Хилокского района Забайкальского края в 90-е гг. XX в. В исследовании Т.М. Зенковой выявляется влияние инновационных процессов на традиционную внеобрядовую песенную культуру и специфику ее трансформации, а также предлагается проектная модель деятельности по сохранению и развитию песенной культуры семейских.

Несмотря на интерес исследователей к семейским Забайкалья, система традиционных ценностей данной группы в качестве отдельного предмета исследования не рассматривалась. Не создавалось до настоящего времени и специальных трудов, посвященных рассмотрению трансформации системы ценностей семейских Забайкальского края в условиях современности. Остался неразработанным методологический подход к употреблению в современной ситуации понятий «семейские», «старообрядцы» относительно Забайкальского региона.

Объектом исследования являются ценности семейских Забайкальского края.

Предмет исследования – трансформация традиционных ценностей семейских Забайкальского края в современных условиях.

Гипотеза исследования. Глобализационные процессы, происходящие как в России, так и во всем мире, трансформируют систему традиционных ценностей семейских Забайкальского края, приближая ее к современным инновационным ценностям.

Целью диссертационного исследования является анализ процесса трансформации комплекса традиционных ценностей семейских Забайкальского края в условиях современности.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить место и значимость традиционных ценностей в процессе трансформации этнических общностей;

- разработать методологический подход к исследованию традиций и новаций в современной культуре семейских Забайкалья;

- провести анализ системы конфессиональных ценностей старообрядчества и системы традиционных ценностей семейских Забайкалья (до начала XX в.);

- выявить основные изменения в системе традиционных ценностей семейских Забайкальского края в современный период, а также дать анализ современным ценностным суждениям этнофоров.

Теоретическую и методологическую базу исследования составляют принципиальные идеи, положения и выводы, изложенные в трудах классиков и современных авторов зарубежной и отечественной философии и культурологии, таких как Н.Г. Багдасарьян, М. Вебер, В. Виндельбандт, Г.П. Выжлецов, П.П. Гайденко, П.С. Гуревич, О.Г. Дробницкий, Э. Дюркгейм, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, И. Кант, М.А. Кисель, Ю.М. Лотман, Т. Парсонс, А.А. Ручка, Г. Риккерт, Л.Н. Столович, В.П. Тугаринов и др.

При анализе старообрядчества использованы положения и выводы В.В. Зеньковского, Н.Ф. Каптерева, В.В. Керова, А.И. Клибанова, В.О. Ключевского, Н.И. Костомарова, Б. Кутузова, Ф.Е. Мельникова, В.Ф. Миловидова, И.В. Поздеевой, Д.Е. Раскова, В.В. Розанова, В. Рябушинского, С.М. Соловьева, М.О. Шахова, А.А. Шунейко, А.П. Щапова и др.; при анализе семейских Забайкалья – Ф.Ф. Болонева, С.В. Бураевой, А.Д. Карнышева, А.А. Лебедевой, А.М. Леонова, Г.И. Охрименко, Е.В. Петровой, А.М. Поповой, П.А. Ровинского, А.М. Селищева, Ю.Д. Талько-Грынцевича, М.Г. Тарусской, Э.В. Элиасова и др.

Методологическую базу составили труды по аксиологии: С.Ф. Анисимова, Л.В. Баевой, Г.П. Выжлецова, М.С. Кагана и др.; по этнологии: С.А. Арутюнова, Ю.В. Бромлея, И.И. Осинского, С.В. Лурье и др.; по культурологии – П.П. Гайденко, П.С. Гуревича, В.А. Соколова и др.; по проблемам глобализации – В.А. Абрамова, П. Бергера, В.А. Кутырева, В.А. Михайлова, М.А. Чешкова и т.д. Для выявления и обоснования трансформационных процессов и причинно-следственных связей в формировании и социальном функционировании традиционных ценностей использованы труды А.Н. Данилова, В.М. Зубца, Р. Инглхарт, Н.И. Лапина.

Методологическим основанием диссертационного исследования избран аксиологический подход, согласно которому культура определенной общности предстает как система ценностей, транслируемых из одного поколения к другому. Существенными являются философско-религиоведческий, системный и социологический подходы к философскому осмыслению системы традиционных ценностей. В рамках исследования использованы также общенаучные методы и принципы: анализ и синтез, историчность и преемственность, гносеологический, философско-антропологический, историко-логический, сравнительно-исторический, аналитико-обобщающий, компаративистский, социокультурный, факторный анализ, параметрический анализ, анкетирование, опрос, наблюдение.

Эмпирическую базу исследования составили результаты полевых этнографических исследований диссертанта в Красночикойском районе, являющимся главным местом сосредоточения семейских в Забайкальском крае, где было опрошено 1000 респондентов с 2006–2009 гг.

Научная новизна исследования состоит в том, что реализована одна из первых попыток исследования трансформации системы традиционных ценностей семейских Забайкальского края в условиях современности. В ходе работы:

- раскрыта и обоснована ведущая роль традиционных ценностей в процессе трансформации этнических общностей;

- разработан методологический подход к анализу старообрядцев и семейских Забайкалья, в результате чего предложены определения данных феноменов для корректного употребления в современности;

- представлен анализ систем конфессиональных ценностей старообрядчества и традиционных ценностей семейских Забайкалья, посредством которого эксплицированы различия их структуры и факторов существования;

- дана характеристика трансформации системы традиционных ценностей семейских Забайкальского края в современных условиях и проанализированы современные ценностные суждения этнофоров.

Основные положения, выносимые на защиту. Исходя из цели, задач и актуальности диссертационного исследования, на защиту выносятся следующие положения:

1. Традиционные ценности, находясь в основе культуры этнических общностей, обеспечивают ее своеобразие и специфику, являются главным элементом ее поддержания и сохранения; от степени трансформации системы традиционных ценностей этноса зависит не только этническая самобытность народа, но и само его существование как этнической общности.

2. Наиболее корректно дифференцировать понятия «старообрядцы» и «семейские» применительно к современности, исходя из их исторического прошлого, приверженности к старообрядчеству и этнических признаков. В связи с этим автором предложены определения основных понятий, таких как: «семейские (старообрядцы) Забайкалья», «семейские Забайкалья», «старообрядцы Забайкалья», «старообрядцы (семейские) Забайкалья».

3. Структура ценностных систем старообрядчества и семейских Забайкалья различна. На структуру системы традиционных ценностей семейских Забайкалья решающее влияние оказали географическая среда, природные условия, хозяйственная деятельность, взаимодействие с культурами других народов, особенности исторического развития. В связи с этим на первый план в мировоззрении семейских наряду с религиозным компонентом выходят ценности, связанные с трудовой деятельностью, общинностью.

4. Во второй половине XX – начале XXI вв. произошла кардинальная переориентация структуры ценностей семейских: социально-религиозная направленность трансформировалась в современную индивидуализированную с преобладанием прагматических материальных интересов, тогда как ориентация на духовные интересы значительно понизилась. Трансформация системы ценностей семейских сегодня происходит по пути либерализации, которая характеризуется инновационными возможностями, свободой выбора, преобладанием индивидуального начала, нивелированием традиций.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют углубить представления о современных ценностных переориентациях семейских Забайкальского края, а также составить целостное представление о современном состоянии в социокультурных установках семейских Забайкальского края с целью прогнозирования их трансформаций во времени. В работе содержатся конкретные предложения по сохранению социокультурной среды семейских Забайкалья. Полученные результаты и рекомендации могут быть использованы в региональной концепции национальной политики в Забайкальском крае и Сибири в целом.

Материалы и выводы, сформулированные в диссертационном исследовании, могут быть использованы при подготовке учебных пособий, разработке спецкурсов по истории и культуре Забайкалья, в преподавании ряда тем философской антропологии, социальной философии, религиоведения, этнологии, культурологии и других гуманитарных дисциплин.

Апробация диссертационной работы. Выводы и результаты исследования были обсуждены на методологическом аспирантском семинаре ЧитГУ (2008, 2009), отражены в виде научных докладов на конференциях: международных (Новосибирск, 2007; Чита, 2007, 2008; Улан-Удэ, 2007); всероссийских (Чита, 2007, 2008, 2010); региональных (Чита, 2007). Основные положения диссертации отражены в 14 научных публикациях.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав (содержащих 7 параграфов), заключения, библиографического списка и приложений.

Похожие диссертации на Трансформация системы традиционных ценностей семейских Забайкальского края в условиях современности