Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Изменение религиозного сознания в условиях глобальных проблем современности Ахунова Гульшат Маратовна

Изменение религиозного сознания в условиях глобальных проблем современности
<
Изменение религиозного сознания в условиях глобальных проблем современности Изменение религиозного сознания в условиях глобальных проблем современности Изменение религиозного сознания в условиях глобальных проблем современности Изменение религиозного сознания в условиях глобальных проблем современности Изменение религиозного сознания в условиях глобальных проблем современности Изменение религиозного сознания в условиях глобальных проблем современности Изменение религиозного сознания в условиях глобальных проблем современности Изменение религиозного сознания в условиях глобальных проблем современности Изменение религиозного сознания в условиях глобальных проблем современности Изменение религиозного сознания в условиях глобальных проблем современности Изменение религиозного сознания в условиях глобальных проблем современности Изменение религиозного сознания в условиях глобальных проблем современности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ахунова Гульшат Маратовна. Изменение религиозного сознания в условиях глобальных проблем современности : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Ахунова Гульшат Маратовна; [Место защиты: Башкир. гос. ун-т].- Уфа, 2010.- 138 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/309

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ 13

1.1 Теоретико-методологические аспекты исследования религии и религиозного сознания 13

1.2 Взаимовлияние религиозного сознания и глобальных проблем современности 35

ГЛАВА II ИЗМЕНЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ В ЭПОХУ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ 67

2.1 Особенности трансформационных процессов религиозного сознания в современном обществе 67

2.2 Изменение религиозного сознания как фактор гармонизации общественных отношений 100

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 115

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 122

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Религия - это одна из наиболее сложных форм общественного сознания. Она возникла вместе с появлением самого человека, и постепенно, по мере развития общества, трансформировалась, последовательно проходя этапы политеизма и монотеизма. Несмотря на то, что религия является относительно устойчивым и консервативным образованием, как и все социальные институты, она способна приспосабливаться к меняющимся условиям общественного бытия.

Современная эпоха, характеризующаяся ростом научно-технического прогресса, связанности мира, глобальными трансформациями в различных сферах жизнедеятельности общества, оказала влияние на религиозную сферу. Если внешняя оболочка религии сохранилась практически в своём первоначальном виде, то в сфере сознания она претерпела значительные изменения.

Трансформационные процессы, происходящие с религиозным сознанием, отличаются своей противоречивостью и неустойчивостью. Их можно охарактеризовать как конфликт «между традицией и современностью». С одной стороны, религиозное сознание пытается приспособиться к новым условиям общественного бытия, с другой -сопротивляется изменениям, стремясь сохранить свою целостность. Однако религиозное сознание и само в той или иной степени способно оказывать влияние на общество, в частности, оно играет активную роль в формировании ценностей, мировоззрения, в сохранении традиций и т.д. Оно обладает мощнейшим потенциалом. Как бы ни парадоксально это не звучало, но религиозное сознание одновременно может оказывать как разрушительное, так и созидательное воздействие на жизнь людей, по сути, она выполняет две противоположные функции в обществе: с одной стороны, дифференцирует общество на два лагеря (верующие и неверующие), а с

другой, интегрирующую, объединяющую.

Глобальные проблемы — это новый фактор современной эпохи, ставящий под угрозу само выживание человека на Земле. Эти проблемы возникли на почве неустойчивости и повышенной конфликтогенности современного мира и продолжают нести потенциальную опасность. Они требуют позитивного решения, чего можно достигнуть только через объединение усилий всего человечества, что в условиях конфликтогенности современного мира представляет определённые трудности. Для преодоления глобальных проблем современности, в первую очередь, необходима гармонизация международных отношений, включающая в себя таюке и гармонизацию межконфессиональных отношений, которые в последние годы имеют тенденцию к конфронтации в разных частях мира. Это тем более важно, поскольку связанная с этим проблема международного терроризма также опирается на противостояние представителей различных религиозных конфессий. Поиски решения этой проблемы с позиций социальной философии могут стать одним из вариантов конструктивного выхода из сложившейся ситуации.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблема изменения религиозного сознания в условиях глобальных проблем современности является достаточно новой и в целом недостаточно хорошо изученной. Лишь её отдельные аспекты нашли своё отражение в исследованиях отечественных и зарубежных авторов.

Различные аспекты религиозного сознания, представляющие собой важный материал в исследовании, можно найти уже в работах Дж. Бруно, Б. Спинозы, Вольтера, П. Гольбаха, Ф.В.Й. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля1, А. Бергсона, B.C. Соловьёва, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова", Н.О. Лосского, С.Л. Франка и др. Исторический подход к религиозному сознанию был

1 Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. - М.: Мысль, 1975. - 452 с.

2 Булгаков С. Православие: очерки учения православной церкви. - М.: Терра: Ассоц.
Совмест. Предприятий международных об-ний и орг., 1991.-413 с.

характерен для М. Вебера, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, Б. Малиновского, Э. Тайлора, Дж. Фрэзера, Р. Беллы, которые описывали его возникновение и развитие.

Также были разработаны вопросы сущности, содержания и типологии религиозного сознания, его места в структуре общественного сознания. Эти вопросы были отражены ещё с 60 - 70-х годов XX в. в фундаментальных трудах отечественных философов: Ы.П. Адрианова, Ю.Ф. Борункова, А.И. Клибанова, Б.А. Лобовика, А.К. Уледова и др.

Гносеологические аспекты религиозного сознания наиболее упорядоченно изложены в работах отечественных исследователей: П.В. Алексеева, И.Н. Яблокова и др.

Проблема трансформации религии и религиозного сознания в современном мире была рассмотрена С. Хантингтоном, М.П. Мчедловым, К.Л. Ерофеевой1 и др.

Тема глобальных проблем современности, их влияние на современное общество, взаимовлияние была освещена в зарубежной литературе - Дж. Бьюкененом, в отечественной - В.В. Игруновым2 и др. Терроризм как глобальная проблема современности изучалась 3. Видоевичем, А. Вилке, G. Weiter , в отечественной науке - К.П. Буртным, Г.А. Дроботом, А.В. Кивой, В.Б. Петуховым, А.Д. Толмачом, В.А. Федоровым1 и др.

1 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М.: ACT: ACT МОСКВА, 2006. - 571 с;
Мчедлов М.П. Религиозная идентичность. О новых проблемах в межцивилизационных
контактах // Социологические исследования. 2006. № 10. - С. 33 - 40; Ерофеева К.Л.
Религиозное сознание эпохи глобализации: некоторые противоречия //

2 Бьюкенен П.Дж. Смерть Запада. - М.: ООО «Издательство ACT», 2004. - 444 с;
Руденкин В.Н. Почему Запад вымирает? Размышления над книгой П.Дж. Бьюкенена
«Смерть Запада» // Вестник Уро РАН. 2006. № 2. - С. 180 - 193; Руденкин В.Н. Новая
реконкиста? Размышления над книгой П.Дж. Бьюкенена «Смерть Запада» // Вестник Уро
РАН. 2006. № 3. - С. 138 - 149; Переосмысляя современность (Материалы
международной конференции) (II) // Политические исследования. 2003. № 3. - С. 14-32.

3 Видоевич 3. Глобализация, хаотизация и конфликты в современном мире //
Социологические исследования. 2005. № 4. - С. 25 - 32; Видоевич 3. Либеральный
тоталитаризм // Социологические исследования. 2007. № 12. - С. 39 - 49; Вилке А.
Политические и криминологические проблемы современного терроризма // Всемирный
антикриминальный и антитеррористический форум - ВААФ (WAAF). ;

Различные проявления международных конфликтов, в том числе в виде терроризма, исследуют также В.К. Белозеров, Л.О. Изляева, И.Е. Задорожнюк, А. Кустарев, В. Лебедев, А. Уткин , В.Л. Шульц и др.

В преодолении глобальных проблем современности важное значение имеет гармонизация межкультурных и межрелигиозных отношений. Среди зарубежных исследователей значительный вклад в исследование данной проблемы внесли С. Бенхабиб, И. Валлерстайн, Д.Ч. Капур, К. Мушакодзи, Норманн М. Неймарк, А.Дж. Тойнби, И. Файхтингер, Ю. Хабермас и др.

Большой интерес проблема межкультурных взаимодействий вызвала у отечественных исследователей, именно ей посвящены работы И.В. Бестужева-Лады, А.Д. Богатурова, А.В. Глуховой, П.К. Гречко, Ю.А. Ковалева, Е.Н. Морозова, О.А. Нестерчук, М. Рац, В.Н. Руденкина, А.П. Садохина, М.Е. Соболевой, Х.Г. Тхагапсоева Е.А. Тюгашева, В.Г. Федотовой, А.В. Фененко, В.Э. Шагаля, О.И. Шкаратан4 и др.

Weiter, Giinter. Streitkrefte zur Terrorismusbekampfung: Eine taugliche Option? II Die weltweite Gefahr. Terrorismus als internationale Herausforderung. Hans Frank I Kai Hirschmann (Hrsg.). BERLIN VERLAG Arno Spitz GmbH, 2002. - S. 387.

1 Буртный К.П. Глобальный терроризм - реальность XXI века // Безопасность Евразии.
2006. № 1. - С. 614-619; Дробот Г.А. Международный терроризм как объект изучения //
Социально-гуманитарные знания. 2008. № 1. - С. 59 - 86; Кива А.В., Федоров В.А.
Анатомия терроризма // Общественные науки и современность. 2003. № 1. - С. 130 - 142;
Петухов В.Б. Терроризм в информационно-семиотическом и мифологическом контексте
// Общественные науки и современность. 2008. № 3. - С. 92 - 101; Толмач А.Д. Феномен
терроризма в массовом сознании // Социологические исследования. 2009. № 4. - С. 151 -
154.

2 Задорожнюк И.Е. Гражданская религия в Америке: Настоятельность новых
интерпретаций // Вопросы философии. 2008. № 3. - С. 62 - 72; Кустарев А. Одиночество
сверхдержавы // Космополис. 2003. № 2. - С. 101 - 119; Лебедев В. Великая амбиция //
Вопросы философии. 2003. № 10. - С. 18 - 30; Уткин А. Американская империя //
Космополис. 2003. № 1. - С. 89 - 113.

3 Неймарк Норманн М. Пламя ненависти: этнические чистки в Европе. - М.: АИРО; СПб.:
Дмитрий Буланин, 2005. — 319 с; Тойнби А. Цивилизации перед судом истории. - М.:
Айрис-Пресс, 2003; Файхтингер И. По ту сторону методичного национализма.
Перспективы культуры, исторической памяти и идентичности в Европе // Вопросы
философии. 2007. № 9. -С. 32 - 38.

Бестужев-Лада И.В. Диалог между религиями: Возможен ли? Нужен ли? // Вопросы философии. 2002. № 4. — С. 60 - 66; Морозова Е.Н. Возрождение нравственного начала личности в контексте диалога культур: предпосылки триумфа // Вопросы культурологии. 2008. № 3. - С. 24 - 27; Нестерчук О. Этнические чистки в Европе глазами профессора Стенфордского университета США Норманна М. Неймарка // Безопасность Евразии. 2006.

В Республике Башкортостан исследованием указанных аспектов проблемы занимаются такие исследователи, как Д.М. Азаматов, O.K. Валитов, P.P. Вахитовым, И.И. Зайлалов, И.А. Журавлёва, В.Ф. Ковров, Д.Г. Курачёв, О.Е. Лебединцева, А.В. Лукьянов, СМ. Поздяева, М.А. Пушкарёва, З.Я. Рахматуллина, Ф.С. Файзуллин1 и др.

Многие исследователи рассматривают конфликт между «традицией» и «современностью» : Н.Дж. Смелзер, А.С. Запесоцкий, О.А. Кармадонов, Д.С. Лихачёв, В.Г. Лукьянов, И.А. Мальковская, Ю.А. Харламова" и др.

№ 1. - С. 628 — 634; Рац М. Диалог в современном мире // Вопросы философии. 2004. №10. - С. 20 — 32; Садохин А.П. «Свой - чужой» в межкультурной коммуникации: подходы к изучению проблемы // Вопросы культурологии. 2007. № 3. - С. 15 - 19; Соболева М.Е. О возможности диалога между культурами // Вопросы философии. 2009. № 3. - С. 147 - 157; Тхагапсоев Х.Г. Информационно-коммуникативная концепция локальной цивилизации как методологический горизонт культурологии // Вопросы культурологии. 2008. № 8. - С. 4 - 10; Тюгашев Е.А. Диалог культур и цивилизаций: методологический анализ // Вопросы культурологии. 2008. № 6. - С. 4 - 8; Федотова В.Г. Факторы ценностных изменений на Западе и в России // Вопросы философии. 2005. №11; Шкаратан О.И. К сравнительному анализу влияния цивилизационных различий на социальные процессы в посткоммунистическом мире // Социологические исследования. 2007. №10.-С. 15-25.

1 Храмова К.В., Азаматов Д.М. Самосознание современной молодежи с различной
религиозной ориентацией: Монография. -Уфа: РИО БашГУ, 2006. - 112 с; Вахитов P.P.
Современный террористический акт как Текст Спектакля (опыт семиотики террора) //
Философская газета, №13 (Москва); Журавлёва И.А. Возрождение религиозного сознания
в современной России. Автореферат дисс. кандидата филос. наук. - Уфа, 2005. - 18 с;
Зайлалов И.И., Рахматуллина З.Я. Функционирование башкирской культуры в
многонациональном обществе. - Октябрьский, 2007. - 152 с; Ковров В.Ф. Проблемы
гармонизации межнациональных отношений в Республике Башкортостан. Автореферат
дисс. кандидата социологич. наук. - Уфа, 2000. - 22 с; Курачёв Д.Г.
Межконфессиональные отношения как формы социокультурного взаимовосприятия
(социально-философский анализ). Автореферат дисс. доктора филос. наук. - Уфа, 2005. -
42 с; Лебединцева О.Е. Философские аспекты формирования религиозного сознания
женщин в современном российском обществе. Автореферат дисс. кандидата филос. наук.
- Уфа, 2008. - 18 с; Лукьянов А.В., Пушкарёва М.А. Немецкая классическая философия
религии: Учебное пособие. - Уфа: Изд-е БашГУ, 2002. - 230 с; Поздяева СМ. Влияние
религиозных ценностей на менталитет Запада и Востока // Религия в ценностных
измерениях: Материалы научной конференции. - Уфа: Изд-е Башкирского университета,
2000. — С. 14 — 23; Файзуллин Ф.С. Национальные ценности и ценностные ориентации
населения // Этнокультурные и этнополитические процессы в XXI веке: Материалы
междунар. научн.-практ. конф. - Уфа: Гилем, 2008. - С. 28 - 34.

2 Запесоцкий А.С., Лукьянов В.Г. Дмитрий Лихачев: о сущности культурной традиции //
Вопросы культурологии. 2007. № 4 - 12; Кармадонов О.А. Ислам и современность:
некоторые подходы // Социально-гуманитарные знания. 2009. № 2. - С. 115 - 126;
Кармадонов О.А. Социологическая рациональность отсутствия в исследовании

Глобализационные, трансформационные процессы и связанные с ними противоречия за рубежом были изучены: Э. Гидденсом1, Дж. Ваттимо, У. Эко - на Западе; Ж. Урманбетовой и др. — в странах СНГ; среди отечественных исследователей можно назвать фамилии В.А. Авксентьева, Б.В. Аксюмова, А.А. Галкина, Ю.Д. Гранина, В.М. Диановой, Н.Н. Зарубиной, В.Л. Иноземцева, Ю.Л. Красина, В.Н. Кудрявцева, Ж.Т. Тощенко, А.Ю. Хоца, А.Н. Чумакова и др.; среди башкирских исследователей - Д.М. Абдрахманова, А.К. Даллакяна, А.Р. Мажитовой4 и др.

Проблема исламского фундаментализма занимает умы многих отечественных и зарубежных исследователей. Такие проблемы были

современного мира // Социологические исследования. 2008. № 3. — С. 3 - 12; Кармадонов О.А. Эффект отсутствия: культурно-цивилизационная специфика // Вопросы философии. 2008. №2. - С. 29 - 41; Харламова Ю.А. Консерватизм как явление русской культуры и современная российская идеология // Вопросы культурологии. 2007. № 1. - С. 3 - 7.

1 Гидденс Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь / Пер. с англ. - М.:
Весь Мир, 2004.

2 Урманбетова Ж. Диалог культур или культура диалога?! // Вопросы культурологии.
2008. № 8. - С. 74 - 75.

Авксентьев В.А., Аксюмов Б.В., Хоц А.Ю. Конфликт цивилизаций: Pro et contra (мнение экспертов) // Социологические исследования. 2009. № 4. - С. 73 - 81; Галкин А.А., Красин Ю.Л. Культура толерантности перед вызовами глобализации // Социологические исследования. 2003. №8. - С. 64 - 74; Гранин Ю.Д. «Глобализация» или «вестернизация»? // Вопросы философии. 2008. № 2. - С. 3 - 15; Дианова В.М. Космополитизм в эпоху глобализации // Вопросы культурологии. 2007. № 1. - С. 8 - 12; Зарубина Н.Н. Трансформация рациональности в глобализирущемся мире: влияние денег // Социологические исследования. 2009. № 4. - С. 38 — 48; Иноземцев В.Л. Вестернизация как глобализация и «глобализация» как американизация // Вопросы философии. 2004. № 4. - С. 58 - 69; Иноземцев В.Л. Демократия: насаждаемая и желанная. Удачи и провалы демократизации на рубеже тысячелетий // Вопросы философии. 2006. №9. - С. 34 - 46; Кудрявцев В.Н. Преступность и нравы переходного общества. - М.: Гардарики, 2002. -238 с; Тощенко Ж.Т., Каримова А.Б. Социология глобальных трансформаций // Социологические исследования. 2009. № 4. - С. 82 - 88; Чумаков А.Н. Глобализация и космополитизм в контексте современности // Вопросы философии. 2009. № 1. - С. 32 - 39; Чумаков А.Н. Метафизика глобализации. Культурно-цивилизационный контекст. - М.: «Канон+» РОИИ «Реабилитация, 2006. - 516 с.

4 Абдрахманов Д.М. Проблемы влияния глобализации на свободу личности. Автореферат дисс. кандидата филос. наук. - Уфа, 2006. - 16с; Даллакян А.К. Самоидентификация культуры в эпоху глобализации. Автореферат дисс. кандидата филос. наук. - Уфа, 2010. -19 с; Мажитова А.Р. Человеческое измерение глобализации. Автореферат дисс. кандидата филос. наук. - Уфа, 2006. - 17 с.

освещены в трудах Л.С. Васильева, СБ. Дружиловского, А.А. Игнатенко, В. Р.Г. Ланды, Г.В. Милославского, М.Т. Степанянца1 и др.

Причём многим из них присуще стремление показать ислам как религию, несущую в себе идею гуманизма, мораль которой противопоставляется экстремистскому мировоззрению, такие идеи прозвучали среди башкирских исследователей - у Д.Ж. Валеева, Д.А. Нуриева, М.Т. Якупова, А.Р. Янгузина и др.; среди исследователей стран СНГ - у А. Мирзахмедова , среди современных арабских исследователей - у Т. Рамадана, Ф. Мернисси, Махмуда Мухаммада Тахи, Насера Хамида Абу Заида и др. Политика и экономика современных мусульманских стран рассматривается: на Западе — Г. Фуллером, среди восточных исследователей - С.М.А. Гилани, Махмудом Ахмадом, в России - Е.М. Примаковым, Р. Беккин, Н.М. Мамедовой4, в СНГ - P.M. Гасановым5 и др. Изучению морали, духовности и религии в целом посвящены работы таких башкирских философов, как О.А. Беленкова, Б.С. Галимов, Ю.А. Калиев, Л.Б. Султанова, И.В. Фролова6.

Васильев Л.С. Ислам и террор // Общественные науки и современность. 2006. № 1. - С. 83 - 90; Игнатенко А.А. Самоопределение исламского мира // Ислам и политика (взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и в Центральной Азии). — М.: Инст. востоковедения РАН, «Крафт+», 2001. - С. 7 - 20; Милославский Г.В. Ваххабизм в идеологии и политике мусульманских стран (К эволюции возрожденческого течения в исламе) // Там же. - С. 70 — 85; Степанянц М.Т. Реконструкция религиозной мысли в исламе // Вопросы философии. 2002. № 3. - С. 42 -54.

Валеев Д.Ж. О религиозной морали // Религия в ценностных измерениях: Материалы научной конференции. - Уфа: Издание Башкирского университета, 2000. - С. 146 - 162; Нуриев Д.А., Якупов М.Т. Социальное и морально-этическое учения ислама как оппозиция духу экстремизма: Монография. - Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2007. - 264 с. 3 Мирзахмедов А. Феномен ислама // Социологические исследования. 2003. № 3. - С. 93 -96.

Примаков Е.М. Ислам и общественное развитие зарубежного Востока // Религии мира. История и современность. Ежегодник. - М.: Гл. редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982; Беккин Р. Исламская экономика: между капитализмом и социализмом // Вопросы экономики. 2007. № 10. - С. 147 — 155.

5 Гасанов P.M. Ислам в общественно-политической жизни современного Азербайджана //
Социологические исследования. 2003. №3. - С. 96 - 101.

6 Беленкова О.А. Этика - учение о морали: история и теория. - Уфа: УГНТУ, 2006. - 269
с; Галимов Б.С, Васильева И.Г. Новые перспективы изучения духовности человека в XXI

Существуют различные исследования, посвященные отдельным аспектам данной проблемы. Однако сама проблема изменения религиозного сознания в условиях глобальных проблем современности ранее не рассматривалась. Актуальность данной проблемы диктует нам необходимость проведения её комплексного социально-философского анализа.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является религиозное сознание.

Предметом исследования выступает специфика изменения религиозного сознания в условиях глобальных проблем современности.

Целью диссертации является социально-философский анализ изменения религиозного сознания в условиях глобальных проблем современности.

Достижение поставленной цели потребовало постановку и решение следующих исследовательских задач'.

выявить особенности социально-философского подхода к религии и специфику религиозного сознания;

установить взаимосвязь между религиозным сознанием и глобальными проблемами современности;

проанализировать трансформационные процессы религиозного сознания и связанные с ними противоречия;

- на основе сделанных выводов выявить наиболее эффективные способы
гармонизации общественных отношений путём изменения религиозного
сознания.

Методологическая основа диссертации. Диссертационное исследование в целом опирается на системный подход, при рассмотрении

веке // Исламская культура в мировой цивилизации и новые идеи в философии. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2001. - С. 254 - 264; Султанова Л.Б. Христианство как форма предоления совремнного абсурда // Религия в ценностных измерениях: Материалы научной конференции. — Уфа: Изд-е Башкирского университета, 2000. - С. 49 - 54; Фролова И.В. О человеке, обществе и религии // Философия и современность: мысли, понятия, идеи. - Уфа: Изд-во Башкирского ун-та, 2001. - С. 114 — 117.

сущности религии и трансформационных процессов в современном обществе активно использовался структурно-функциональный метод. Выявление взаимосвязи между религиозным сознанием и глобальными проблемами современности потребовало применения в работе элементов социокультурного, аксиологического и компаративного подходов. Междисциплинарный характер исследования потребовал привлечения в работе достижений и выводов современной философии религии, религиоведения, социологии, культурологии, политологии, теории международных отношений, конфликтологии, истории, экономики и демографии.

Научная новизна диссертации состоит в выявлении взаимосвязи между религиозным сознанием и глобальными проблемами современности. Данная концепция конкретизируется автором в виде следующих положений, вынесенных на защиту:

- доказано, что глобальные проблемы современности оказывают влияние
на религиозное сознание;

обосновано, что религиозное сознание может выступать антиподом современной глобализации, проявляясь в качестве идеологического обоснования двух обратных ей тенденций - стремления к обособлению незападных этнокультурных регионов и антиглобализма;

выявлено, что механизмами использования религиозного сознания в качестве орудия борьбы с противниками могут выступать: неоднозначное толкование религиозных текстов, заострение внимания верующих на разграничении «своих» и «чужих» по религиозной принадлежности, политизация религии;

обосновано, что в современных условиях необходимо изменение религиозного сознания, заключающееся в преодолении его радикализации, фундаментализации, а также в установлении принципа веротерпимости во всём мире.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что в работе была изложена авторская концепция взаимосвязи религиозного сознания и глобальных проблем современности, что даёт возможность для более глубокого изучения детерминирующих факторов данных проблем.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в качестве концептуального обоснования для разработки практических рекомендаций по решению глобальных проблем современности; а также для подготовки научных публикаций, учебных пособий и лекций по социальной философии, социологии и философии религии.

Апробация работы. Основные идеи и выводы диссертации докладывались автором на ряде научных и научно-практических конференций, в том числе: на международных научно-практических конференциях: «Этнокультурные и этнополитические процессы в XXI веке» (Уфа, 2008) и «Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании» (Уфа, 2007); всероссийской молодёжной научно-практической конференции «Мавлютовские чтения» (Уфа, 2007), межвузовской научно-практической конференции «Здоровье как социально-философская проблема» (Уфа, 2007, Уфа, 2008), а также представлены в 10 публикациях автора общим объёмом 2,6 п.л.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, по два параграфа в каждой, заключения и списка использованной литературы, включающего 206 наименований. Общий объём диссертации - 138 страниц.

Теоретико-методологические аспекты исследования религии и религиозного сознания

Для целостного изучения затронутой нами проблемы в данном параграфе мы ставим перед собой следующие задачи - дать определение религии с социально-философской точки зрения, рассмотрев при этом различные подходы к сущности религии, а также выявить специфику религиозного сознания.

Религия представляет собой сложное явление. Поэтому существуют разногласия как в его определении, так и относительно происхождения данного термина. В своё время ещё Цицерон, римский мыслитель, оратор и политический деятель (106 - 43 гг. до н.э.), пытался определить происхождение термина «религия». Философ связывал это слово с латинским глаголом «relegere», имеющим несколько значений: «идти назад», «возвращаться», «снова читать», «обдумывать», «собирать», «созерцать», «бояться». Другая точка зрения принадлежит Лактанцию, церковному писателю, преподавателю красноречия (ок. 250 - после 325 гг.), который считал, что термин «религия» образован от латинского глагола «religare», означающего «вязать», «связывать», «привязывать», «сковывать». Однако общепринятым всё же считается происхождение термина религия от латинского «religio», которое можно перевести на русский язык как «совестливость», «добросовестность», «благочестие», «набожность», «религиозное чувство», «святость», «почитание», «богопочитание», «богослужение», «религия»1.

Изучением религии философы занимались уже в Древнем Китае, Индии и Греции. В отличие от попыток объяснения бытия бога или сверхъестественных сил, исследователи самой религии поднимали вопрос об условиях и причинах её формирования. Так, античные философы Демокрит, Эпикур, Лукреций выдвинули так называемую теорию «страха», которая предполагает объяснение происхождения религии, исходя из взаимодействия человека и природы1.

Всего насчитывают более 250 определений понятия религии, различающихся в зависимости от рассматриваемого аспекта. Мы задались целью разработать своё собственное социально-философское определение религии, что требует, в первую очередь, выявления основных сущностных характеристик религии.

В зависимости от мировоззрения исследователя можно выделить два подхода к объяснению сущности религии: «внутрирелигиозный» и «внерелигиозный». Внутрирелигиозный подход различные исследователи называют по-разному: теологическим, вероучительным или богословским.

Особенность внутрирелигиозного подхода состоит в том, что он рассматривает религию как бы изнутри, в рамках соответствующей конфессии или религии, объясняет явление религии через признание её сверхъестественного источника: бога, «абсолюта», «трансцендентного», «мирового духа» и т.п.

В основе христианской «теологии религии» лежит учение Аврелия Августина, который определял религию как связь человека с богом, установленную самим богом. Сущность религии раскрывается человеку только через Божественное Откровение. Поэтому лишь тот, кто исповедует, по его представлению, «истинную веру», может понять сущность религии, а для внерелигиозного сознания она остается недоступной . Ф. Аквинский также разделял теологический подход к религии. Он считал, что философия ниже по своей значимости, поэтому она должна служить теологии. Философ сравнивает божественную премудрость с человеческим разумом и приходит к выводу об ограниченности последнего . Православный философ-богослов П.А. Флоренский (1882 — 1937) определял религию как систему действий и переживаний, обеспечивающих душе спасение. Он считал, что «онтологически религия есть жизнь нас в Боге и Бога в нас» . Другой философ-богослов С.Н. Булгаков определял религию как познание бога и переживание связи с ним4. К данному подходу также можно отнести теологические учения таких западных философов как П. Тиллих, У. Стэйс, К. Барт, Н. Малкольм, Дж. Хик, Э. Бруннер, Р. Отто и др.

Взаимовлияние религиозного сознания и глобальных проблем современности

Начиная со второй половины XX века на повестку дня встал вопрос о преодолении глобальных проблем современности. Мы полагаем, что существуют некие взаимосвязи между религиозным сознанием и глобальными проблемами, обоснованием чего послужит наша концепция.

В результате анализа современной мировой ситуации мы разработали собственную структурированную концепцию взаимосвязи религиозного сознания и глобальных проблем современности, взяв за основу тезисы В.В. Рїгрунова, выступившего на международной конференции1, обратившего внимание на неразрывную связь усиления религиозного экстремизма с некоторыми глобальными проблемами современности. Так, при существующем уровне научно-технического прогресса стремительный демографический рост в планетарном масштабе влечёт за собой экологические проблемы, заключающиеся в опустынивании почв, вырубке лесов, истощении ресурсов и т.д., которые способствуют обострению борьбы за ресурсы и росту этноцентризма. Иррационализация поведения индивидов, усиление религиозного экстремизма ведут к выдавливанию демократии, поскольку жёсткие вызовы влекут за собой тенденцию к авторитаризму. Игрунов считает это закономерностью".

В ходе нашего исследования мы проанализировали четыре проблемы глобального уровня и выявили их взаимосвязь с религиозным сознанием. Каждая из данных проблем также неразрывно связана с другими. В качестве таких проблем выступают: демографический взрыв за счёт развивающихся стран, ресурсный кризис, увеличение разрыва между развитыми и развивающимися странами, а также международный терроризм.

Первая из глобальных проблем, которую мы проанализируем в данном параграфе — это демографический взрыв, заключающийся в неуклонном росте численности народонаселения. Самым парадоксальным в этой проблеме является тот факт, что увеличение численности касается только менее развитых в экономическом плане стран, в более развитых станах же она падает за счёт снижения рождаемости. Так, к середине 2000 г. общее население Западной и Восточной Европы составляло 727,3 млн. человек, это значит, что европейская популяция составляет всего лишь 11,5% мирового населения. Около ПО млн. человек в Европе пребывают в возрасте 65 лет и старше, что составляет одну седьмую часть населения этого континента1. В Российской Федерации в 2004 г. рождаемость составляла 10,2 на 1000 человек при смертности 16,4, это означает, что естественная убыль населения в нашей стране составляла 6,2 на 1000, т.е. мы теряем около 900 тыс. человек в год. Данная ситуация представляет собой не просто «депопуляцию», как отмечает М.Н. Руткевич, а демографическую катастрофу".

Почему же рождаемость растёт именно в слаборазвитых странах? Одной из главных причин этого явления заключается в том, что в странах Востока, Латинской Америке и Африке велика роль традиций, в том числе и господствует религиозное мировоззрение. Поэтому в большинстве из них, в силу действия традиций, продолжают практиковаться ранние браки, неразвитая культура использования различных средств контрацепции и искусственного прерывания беременности, поскольку это запрещено всеми традиционными религиями. Секуляризованный Запад, напротив, давно перестал считаться с религиозными предписаниями и отошёл от традиций. Как отмечает Л.П. Морина, в российском сознании также «произошла нивелировка религиозных ценностей», где современное общество стало секуляризованным, религия начала рассматриваться в качестве частного дела каждого человека. Устои современного общества стали далеки от традиционной патриархальности1.

Что касается продолжительности жизни во всём мире, то она с каждым годом возрастает благодаря совершенствованию медицинской науки, росту уровня жизни и другим факторам.

По причине того, что в слаборазвитых странах численность растёт, а качество жизни не повышается, наблюдается стремительный рост доли населения, которая в поисках лучшей жизни мигрирует в более развитые. Как отмечают зарубежные эксперты, к началу XXI в. более 175 млн. человек находились вне границ своего государства в целях улучшения собственного благосостояния". Западная и российская общественность уже бьёт тревогу по поводу того, что при нынешних тенденциях рождаемости численность иммигрантов может превысить по численности коренное население этих стран . Так, на Западе численность мусульман с каждым годом увеличивается, а их социальная роль уже так возросла, что в некоторых странах они добились юридической защиты своих интересов, даже начали укреплять свои позиции во властных структурах.

Особенности трансформационных процессов религиозного сознания в современном обществе

Исходя из выводов предыдущей главы, мы можем сделать вывод, что глобальные проблемы современности способствуют возникновению новых проблем, одной из которых становится рост религиозной нетерпимости. Утверждение о том, что при межрелигиозных столкновениях люди выступают против представителей других вероисповеданий лишь по своим идеологическим убеждениям, на наш взгляд, голословны, поскольку в истории человечества войны за веру происходили не так часто, а ведь в периоды «затишья» религии не переставали существовать и имели такое же большое значение в жизни народов, государств, как и в период религиозных войн. Так с чем же на самом деле связаны эти всплески так называемой «религиозной активности»? Бросим взгляд на историю и проанализируем наиболее известные нам факты войн за религию.

Не уходя слишком глубоко в историю, рассмотрим деятельность уже упомянутых нами ранее древнеиудеиских сикариев, которая возникла в тот период, когда Древняя Иудея была завоёвана римлянами1. Несмотря на то, что деятельность данной группировки выходила далеко за пределы всяких правил ведения войны, однако следует обратить внимание на тот факт, что сикарии среди иудеев появились именно в тот период, когда возникла явная угроза свободе еврейского народа и целостности их территории.

Религиозная экспансия арабов с целью распространения ислама, крестовые походы, совершаемые во имя освобождения Гроба Господня, - всё это, безусловно, имеет политические мотивы, связанные с территориальными завоеваниями. Причём в течение этих войн наблюдалось жесточайшее отношение к иноверцам, доходящее даже до их истребления. Как отмечает Б.Ф. Ключников, протестанты-пуритане, прибывшие в Америку, вели себя с индейцами-язычниками ещё более жестоко. Они «не пытались даже обратить индейцев в свою веру, как это делали испанцы и мусульмане. Индейцы подлежали уничтожению»1. На протяжении эпохи колониальных завоеваний со стороны Запада наблюдалось стремление обратить аборигенов в христианство.

Таким образом, описанные нами исторические факты свидетельствуют о том, что всплеск религиозной активности наблюдался, как правило, в периоды войн за территорию. Религиозное сознание всегда служило либо в качестве некоего знамени, под именем которого совершаются завоевания и другие боевые действия, либо средством мобилизации народных масс против иноземных захватчиков. Но почему в качестве такого знамени выбирают именно религию?

С нашей точки зрения, наиболее значимым стимулирующим фактором для человека выступает идеология, хотя не меньшее значение имеют экономические, социально-политические и иные факторы. Согласно наиболее общему определению идеология - это «система идей и взглядов: политических, правовых, философских, нравственных, религиозных, эстетических, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности, выражаются интересы социальных групп»". Один из наиболее сильно действующих на человека идеологических факторов - это, безусловно, религия. Именно с помощью религии лидерам террористических организаций удается сплотить вокруг себя и мобилизовать такое количество людей, готовых не только совершать жестокие убийства гражданского населения, но и идущих на смерть во имя свершения задуманного деяния. Именно религиозные ценности способны перевесить на чаше весов ценность собственной жизни человека, преодолев его природный инстинкт самосохранения.

Но почему конфликты на религиозной основе продолжают существовать в современном мире, когда определяющим мировоззренческим ориентиром для человека стало научное знание? И каким образом можно связать религию, несущую в себе идею добра, с таким явлением как терроризм? Мы считаем, что причиной тому стали, во-первых, противоречия, возникшие между религиозным сознанием и современным обществом, и следующие за этим трансформационные процессы; во-вторых, особенности некоторых религий, являющиеся удобными механизмами для привлечения верующих в борьбу с политическими и иными противниками.

К концу XX столетия человечество вступило в новую эпоху, которое называют по-разному: постиндустриальным, информационным обществом и т.д. В общественном сознании, в культуре это новое миропонимание, состояние сознания можно скорее назвать постмодернизмом, которое характеризуется, в первую очередь, стремлением к свободе, отрицанием норм, традиций, авторитетов, правил, закономерностей. Это новое общество, в отличие от крайне рационализированного индустриализма, имеет иррациональное, игровое начало, где господствует хаос и неопределенность. Ситуация, сложившаяся в современном мире, характеризуется экономической и политической нестабильностью, напряжённостью в международных отношениях, высоким уровнем конфликтогенного потенциала в мире. Для индивида - это, в первую очередь, всё возрастающая неуверенность в завтрашнем дне, нестабильность его материального положения, ощущение приближения так называемого «конца света», Апокалипсиса.

Похожие диссертации на Изменение религиозного сознания в условиях глобальных проблем современности