Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Мода как ценностно-формирующий фактор современной западноевропейской культуры Нагорских Татьяна Николаевна

Мода как ценностно-формирующий фактор современной западноевропейской культуры
<
Мода как ценностно-формирующий фактор современной западноевропейской культуры Мода как ценностно-формирующий фактор современной западноевропейской культуры Мода как ценностно-формирующий фактор современной западноевропейской культуры Мода как ценностно-формирующий фактор современной западноевропейской культуры Мода как ценностно-формирующий фактор современной западноевропейской культуры Мода как ценностно-формирующий фактор современной западноевропейской культуры Мода как ценностно-формирующий фактор современной западноевропейской культуры Мода как ценностно-формирующий фактор современной западноевропейской культуры Мода как ценностно-формирующий фактор современной западноевропейской культуры Мода как ценностно-формирующий фактор современной западноевропейской культуры Мода как ценностно-формирующий фактор современной западноевропейской культуры Мода как ценностно-формирующий фактор современной западноевропейской культуры
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Нагорских Татьяна Николаевна. Мода как ценностно-формирующий фактор современной западноевропейской культуры : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Нагорских Татьяна Николаевна; [Место защиты: Юж. федер. ун-т].- Ростов-на-Дону, 2009.- 131 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/290

Содержание к диссертации

Введение

I. Феномен моды в западноевропейской культуре XIX-XX вв 16

1.1 Исследования моды как культуро-формирующего фактора 16

1.2 Мода в контексте анализа некоторых социокультурных явлений XX в 26

1.3 Мода как фактор развития индустриального общества XIX-XX вв 36

1.4 Постмодернистские тенденции в понимании современной моды 44

II. Сущность и ценность моды в современной западноевропейской культуре 54

2.1 Изменение представлений о ценности моды (середина XX - начало XXI вв.) 54

2.2 Мода и формирование смысложизненных ценностей в современной западноевропейской культуре 62

2.3 Модная внешность и ценностные ориентации личности 75

2.4 Идеи формирования глобальной моды в конце XX века 86

2.5 Значение и ценность моды в условиях нелинейной социокультурной динамики современности 93

Заключение 115

Список литературы 124

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Проблема феномена моды на протяжении XIX-XXI вв. неизменно вызывала интерес как со стороны ученых, так и со стороны простых обывателей. Она неоднократно выступала в качестве объекта исследования многих отраслей знания: философии, социологии, культурологии, психологии, искусствоведения и др. Это связано с неоднозначностью и многогранностью данного явления, оказывающего влияние на многие стороны человеческого бытия.

Мода в качестве проводника между социальными и культурными идеями и повседневностью стала существенным фактором, оказавшим решительное влияние на процессы культурной динамики XX века. Изменчивость и быстротечность этих процессов приводит к необходимости разработки новых стратегий исследования культуры в целом и моды в частности, позволяющих выявлять основные закономерности развития изучаемых феноменов. В этой связи изучение моды представляется наиболее интересным именно в рамках культурологического и философского знания, обладающих междисциплинарным статусом, поскольку позволяет проследить как историческую, так и современную динамику культурных процессов.

Актуальность темы исследования обусловлена переходом моды из обыденного явления в разряд феноменов культуры и неразрывно связана с расширением границ ее влияния на все сферы деятельности человека и пониманием его экзистенциальных ценностей. Данный переход наглядно прослеживается при анализе эволюции моды, начиная от появления ее праэлементов в доиндустриальном обществе и заканчивая преобразованием в систему, с элементами самоорганизации, в эпоху постиндустриализма. Постепенно мода становится фактором, дающим ценностно-образующие параметры обществу и ценностные ориентации культуре, а также сама

выступает в качестве ценности в современном западноевропейском обществе.

Современное постиндустриальное общество вступило в фазу нелинейного развития и не является простым продолжением общества индустриального. В свою очередь культура также представляет собой сложную эволюционирующую структуру и предполагает возможность трансформации и структурной перегруппировки элементов, где одним из воплощений трансформации является мода.

В результате смены мировоззренческих установок и традиционных ценностей, происходящих в период постиндустриализма, конструируется новая мода, состояние которой, ее основные признаки, характерные особенности, позволяют говорить о ней, как о системе с элементами самоорганизации. Именно это ее состояние представляет интерес для исследователя.

Сложная природа моды развивалась вместе с динамикой общества, поэтому социальная обусловленность и направленность моды, ее укорененность в социуме неизменно являются актуальной темой для исследования. Экзистенции моды, как правило, выражаются в непрерывных изменениях, ориентации на новизну и неожиданность. В этой связи обостряется проблема личностного выбора в области модных новаций. Нельзя не отметить регулятивное воздействие моды, способной детерминировать сознание человека, что особенно актуально в обществе массового сверхпотребления.

Следует также подчеркнуть исторически обусловленное влияние западноевропейских ценностей на формирование единого мирового модного поля. Именно Западная Европа заложила основу для интернационализации моды. Данное явление, имея несомненные плюсы (возможность любого человека в любое время и в любом месте земного шара присоединиться к единому модному пространству), приобретает и отрицательные черты

(например, всемирная экспансия массовой американской культуры). В связи с этим' остро встает вопрос об утрате своеобразия культурных традиций разных народов. Поэтому чрезвычайно важным является вопрос о том, в какой форме и каким образом те, кто имеет отношение к модным новациям, оказывают влияние на актуализацию, распространение и функционирование культурных ценностей Запада во всем мире. Несомненную значимость также приобретает рассмотрение преломления тенденций глобализации в сфере моды.

Моду нередко рассматривают как своеобразный и неповторимый элемент культуры, оказывающий на нее свое влияние в виде выработки культурных норм и ценностей. Однако мода последних лет в контексте примененного к ее явлениям постмодернистского дискурса производит впечатление полной дезориентации и потери ценностных ориентиров. Полистилизм, реминисценции к стилям прошлого, компиляция и цитирование - вот характерные черты моды третьего тысячелетия. В связи с этим остро встает вопрос о будущем моды как феномена культуры.

Эволюция моды, выраженная в развитии от простых форм к сложной системе, приблизилась, к точке бифуркации - состоянию выбора нового пути развития, пройдя которую современная мода либо выйдет на качественно новый, ранее не известный уровень, приобретя совершенно иные смыслокультурные основания, либо исчезнет из жизни социума, как самостоятельное явление-феномен, растворясь в абсолютной свободе выбора из множества разнообразных мод, устанавливаемых каждым индивидом в отдельности.

Этим и обусловлена актуальность темы предпринимаемого исследования: на основе анализа эволюции моды и современных реалий попытаться предвидеть ее дальнейшее развитие.

Степень научной разработанности темы.

Теоретическую основу данной работы составляют фундаментальные труды, рассматривающие природу моды с различных точек зрения. Однако при наличии достаточно большого количества исследований феномена моды не обнаружено концептуального единства в его понимании, т.к., предлагая «срезы» отношений к конкретным модным проблемам и объектам, данные исследования, как правило, не содержат в себе обобщающих идей и прогностических принципов и носят скорее аналитический и описательный характер.

Отдельные суждения и теоретические положения о моде высказаны И.Кантом, Э.Дюркгеймом, Э.Шефтсбери, Ж.-Ж.Руссо, М.-Ф. Вольтером, Дж.Леопарди и др.

Взаимосвязь моды и экономики рассматривается в работах В.Зомбарта, П.Нистрома, К.Маркса.

Анализ функционирования знаково-семантической системы моды, многообразия ее символических форм представлен в работах Р.Барта, Ж.Бодрийяра, Ю.М. Лотмана.

В качестве продукта исторического развития моду рассматривают К.Бэлл, А.Крёбер, Д.Ричардсон, М.Н. Мерцалова.

Рассмотрение моды как отражения статуса той или иной социальной группы, который влияет на поведение человека в сфере потребления, как формы социальной регуляции поведения человека, приобщающей его к определенной системе норм и ценностей, присутствует в трудах Т.Веблена, Г.Зиммеля, М.Вебера, Г.Тарда, Г.Спенсера, Ж.Липовецки, В.М. Краснова, Л.В. Петрова, М.Н. Топалова.

Свой вклад в исследование моды и причин ее возникновения внесли и психоаналитики, такие как Э.Фромм, З.Фрейд, М.И.Килошенко, связывающие моду с подсознательными процессами, с индивидуальным поведением индивидов.

Обоснованием того, что мода складывается под определяющим влиянием эротических или сексуальных потребностей занимались Дж.Флюгель, И.Блох, Э.Фукс.

Социально-психологическому анализу подвергали моду Г.Блумер, И.Богардус, А.Дишер, Б.Д. Парыгин, Н.К. Михайловский, Л.И. Ятина, В.М. Розин, рассматривая через призму моды взаимодействие индивидуумов между собой и социальной группой, психологию социальных групп и массовых сообществ, способы познания социального мира.

Особую значимость для дальнейшего исследования представляет изучение моды в качестве ценности и ценностей моды в работах отечественных социологов А.Б. Гофмана, Т.Б. Любимовой и др.

Следует отметить, что самую многочисленную группу среди изученной литературы, составляют энциклопедии' моды, словари, справочники, позволяющие овладеть понятийным аппаратом моды, получить всестороннее представление о ее генезисе. Например, работы Р.П. Андреевой, И.Ц.Болдано, Н.Которн, В.А. Володина, Ж.Паскье, Л.Кибаловой, ШіЗелинг, Я.Н. Нерсесова, Н.М. Каминской и др.

Необходимо также учесть, что наибольшее внимание уделяется моде на одежду, а также все, что составляет внешний облик человека: прически, обувь, аксессуары, макияж и т.д. Это направление представлено работами А.И. Блейз, А.Ю. Андреевой, Г.И. Богомолова, Л.Орловой, В.Бруна, М.Тильке, A.M. Горбачевой, Г.П. Дудниковой, Э.Тиль и др.

В последнее время вследствие всеобщей экспансии моды во все сферы деятельности человека данная тематика дополняется исследованиями в области дизайна «модной» архитектуры, интерьера помещений, предметов быта в работах В.Ф. Колейчука, Е.В.Черневич, В.Ф. Рунге, Н.В. Воронова и

Др.

Проблемы эстетического и модного вкуса, стиля и моды, разработка

собственного имиджа находят отражение в работах многих исследователей:

Х.Г.Гадамера, Т.В. Козловой, Т.Евсеевой, И.Крискуновой, К.М. Кантор, А.С. Молчановой, Д.Робинсона, С.Н. Яременко, сестер Сориных, Л.Браун и др.

При исследовании моды как феномена культуры отдельное внимание уделено изучению работ, посвященных исследованию и осмыслению современной социокультурной ситуации, такими авторами как: Ж.-Ф. Лиотаром, Э.Гидденсом, Ж.БодриЙяром, И.Хейзинги, И.Пригожиным, З.Бауманом, Н.Б.Маньковской, КЛсперсом, В.А.Ядовым, Т.И.Заславской, У.Беком и др.

Однако, отмечая значительную научную ценность приведенных исследований, необходимо отметить, что, некоторые выводы и положения, выдвинутые перечисленными учеными и специалистами, требуют дальнейшего развития в теоретическом и практическом плане, а ряд научных положений нуждается в корректировке с учетом нынешнего понимания процессов движения социума как сложной саморазвивающейся материи, а также в свете изменившихся социально-экономических условий развития моды на современном этапе.

Цель исследования - философский анализ моды как феномена западноевропейской культуры, имеющего особую специфику в условиях нелинейной социокультурной динамики.

Поставленная цель достигается путем решения следующих исследовательских задач:

  1. Проанализировать основные определения моды и варианты понимания моды как феномена культуры.

  2. Выявить характер воздействия феномена моды на некоторые социокультурные явления.

3. Показать влияние моды на развитие индустриального общества XIX-
XX вв.

4. Определить направление новых смысловых значений эволюции
моды в конце ХХв.

5. Показать происходящие изменения представлений о ценности моды.

6. Выработать дефиницию моды, соответствующую современному
состоянию западноевропейской культуры.

  1. Проанализировать взаимодействие процесса воплощения жизненных целей и ценностей человека и модной внешности.

  2. Рассмотреть преломление тенденций глобализации в современной моде.

  3. Исследовать роль моды> в условиях нелинейной социокультурной динамики современности.

Предмет исследования - западноевропейская мода как культуро-формирующий фактор и ценность современного общества и культуры.

Методологическая основа исследования. Диссертационная работа основана на работах отечественных и зарубежных авторов в области философии, культурологии, социологии, психологии, семиотики, теории культуры, а также истории костюма и моды.

Методологический инструментарий включает в себя:

- метод системного, анализа к интерпретации феномена моды,
позволивший выявить ее целостность;

- метод сравнительного анализа аналитических данных на основе
сопоставления различных концепций моды;

- феноменологический подход, предоставивший возможность раскрыть
возникновение из мира повседневной жизни различных феноменов,
детерминирующих сознание, одним из которых является мода;

конкретно-исторический метод, позволивший исследовать особенности эволюции моды;

семиотический подход для анализа происходящей в последнее время символизацией процесса потребления;

деятельностный подход в культуре.

Научная новизна диссертационного исследования:

осуществлена систематизация многомерных определений феномена моды на основе комплексного анализа подходов, сложившихся в истории гуманитарной мысли, к объяснению моды как культуро-формирующего фактора современного общества;

выявлен отрицательный характер функционирования феномена моды в рамках таких социокультурных явлений, как наука, искусство, религия, литература и др.;

показана деструктивная тенденция в западноевропейском обществе к потреблению как цели и происходящая символизация процесса потребления;

определено направление новых смысловых значений эволюции моды в контексте постмодернистских тенденций от формирования модных праэлементов до становления моды как системы с элементами самоорганизации;

проанализировано изменение значимости моды в конце XX века, выраженное в ее переходе от реального отображения действительности к процессу изображения социальных ценностей общества;

представлена собственная дефиниция моды, выражающая особенности моды в условиях современной социокультурной ситуации;

выявлены основные тенденции взаимовлияния модной внешности и ценностных ориентации личности;

показаны идеи формирования глобальной моды конца XX века, в которых немаловажную роль играют международные конкурсы и интернациональные образовательные программы;

раскрыт амбивалентный характер моды в условиях нелинейной социокультурной динамики современности.

Положения, выносимые на защиту:

1. До середины XX века научной рефлексии подвергались отдельные качественные проявления моды, как правило, одежда и все

вещное окружение человека. Начиная с конца XX века, философско-культурологическая интерпретация рассматривает моду как цельное системное явление и процесс, оказывающий непосредственное влияние на формирование культурного пространства и определяющий образ мыслей, ценности и поступки людей.

  1. Мода представляет собой явление, относящееся к внешним формам культуры, но постепенно влияющее и на ее содержание. В контексте анализа некоторых социокультурных явлений XX века распространение и применение технологий функционирования феномена, моды носит, в большей степени, отрицательный характер, так как связано с потребительским поверхностным восприятием культуры, несознательным и некритическим усвоением культурных ценностей*, что приводит к ухудшению духовной ситуации в обществе.

  2. Мода стремится инициировать у потребителя, появление новых потребностей, тем самым ускоряется ритм, смены мод, когда еще-на этапе проектирования1 закладывается необоснованно ускоренный моральный* и* даже физический износ изделий. Стремление личности следовать за убыстряющимися сменами < моды становится важнее других социальных и духовных проблем. Возникает ориентация на ценность потребления и сверхпотребления (роскошь). Наблюдается деструктивная по своей сути тенденция к потреблению как цели, причем потреблению не предметов как таковых, а как носителей символов (статуса, богатства, власти, семейного положения и др.). Таким образом, происходит символизация процесса потребления.

4. Современная мода придерживается основных установок
постмодернистской культуры, противоречивость .которых привела к кризису,
выразившемуся во «всеобщем» разобщении и взаимном непонимании. Один
из путей выхода из сложившейся нестабильной ситуации видится в.
распространении ценностей гуманизма в> качестве модных, в единой реакции

разнообразных проявлений моды на глобальные перемены в окружающей действительности.

5. Значимость моды, представления о ее ценности и сущности
претерпевают изменения с середины XX в. до начала XXI в. и заключаются в
глобальном распространении массовой моды, искусственном ускорении
модных циклов, появлении новых траекторий распространения моды в
обществе, уходе моды от реального отображения действительности к
процессу изображения социальных ценностей общества, своеобразном
психопрограммировании общества, массовом тиражировании модных
новинок с использованием в. дизайне выдающихся произведений культуры,
дуализме моды.

6. В силу своей «всеохватности» и «всеобщности» мода способна
помочь современным поколениям в преодолении нынешней бездуховности,
путемі влияния на актуальность некоторых ценностных и мировоззренческих
ориентации, смысложизненных ценностей людей. Следовательно,
современная мода — это такой фактор современной западноевропейской
культуры, который обладает огромным ценностно-формирующим
потенциалом, способен к инициированию и пропагандированию таких
существующих гуманистических ценностей как культурная терпимость,
целостность природы и человека, ценности семьи и брака, единство индивида
и человечества, ценность мира, ответственность (перед природой,
обществом, другими, собой) и др.

7. В стремлении к обладанию модной внешностью, реализуются такие ценностные ориентации личности как самовыражение и самоутверждение (иногда через экстравагантность и эпатаж), посредством которых проявляются самостоятельность мышления, стремление к оригинальности, художественное мировоззрение человека. Однако необходимо критическое восприятие модных предложений и сознательное их применение, основанное на самопознании и самооценке, так как от поверхностного изменения своих

внешних характеристик, возможен переход к изменению глубинных структур самосознания, мировоззрения человека и, как следствие, его духовное самосовершенствование.

  1. Причины образования глобальной моды лежат в происходящих процессах увеличения межцивилизационного общения, нивелирования культурных различий, всеобщего распространения западноевропейских ценностей. Процесс формирования глобального модного пространства привел впервые к философско-теоретической рефлексии на моду как глобальную ценность современной цивилизации, увеличению значимости которой способствует проведение международных конкурсов, широкомасштабных форумов, интернациональных образовательных программ.

  2. В настоящее время в условиях нелинейной социокультурной динамики происходит постепенный переход от диктата глобальной моды к плюрализму модных предложений. Анализ изменений, происходящих с модой в начале XXI века, позволил выявить ее амбивалентный характер, прослеживающийся в одновременном существовании противоположных ценностей и характеристик моды, что указывает на состояние кризиса и утрату ориентира ее дальнейшего развития.

Научная и практическая значимость работы определяется научной ценностью и новизной полученных результатов. Материалы и выводы настоящего исследования представляют моду как современный общекультурный феномен и могут быть использованы в дальнейших философских и культурологических исследованиях моды и культуры в целом. Основные положения также могут иметь значение для последующего осмысления современного самоорганизованного социума, находящегося в условиях нелинейной социокультурной динамики.

Результаты диссертации могут быть использованы в качестве учебных материалов в лекционных курсах по философии, социологии, культурологии,

в спецкурсах, посвященных моде, например «Культурологические аспекты развития моды» а также найти применение в аналитических и практических исследованиях по теории культуры, этике, эстетике, рекламе, дизайну.

Апробация основных положений диссертационного исследования осуществлялась на протяжении всего периода работы над диссертацией в выступлениях автора на научно-практических конференциях: региональной конференции молодых- ученых Южного региона (г.Ростов-на-Дону, 14 декабря 2004г.), третьей научно-практической конференции «Мода в контексте культуры» (19 апреля 2008г.), а также в открытых публикациях.

Обсуждение диссертации состоялось на заседании кафедры «Философия^ и- история» Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса и на заседании отдела социальных и гуманитарных наук Северо-Кавказского научного центра высшеш школы Южного федерального университета.

Основные положения диссертационного исследования отражены- в

следующих публикациях:

а) в журналах,-рецензируемых ВАК:

1. Нагорских Т.Н. Влияние моды на формирование массового сознания
человека1 // Гуманитарные и социально-экономические науки. Тезисы
докладов и выступлений научной конференции молодых ученых Южного
региона (региональной)' (г.Ростов-на-Дону, 14 декабря 2004г.).- Ростов-на-
Дону, 2005.- №2. С.207-208.

2. Нагорских Т.Н. Модная внешность и ценностные ориентации
личности // Гуманитарные и социально-экономические науки.- Ростов-на-
Дону, 2005.- №3. С.58-60.

3. Нагорских Т.Н. Исторический феномен моды (рубеж XX и XXI вв.)
// Гуманитарные и социально-экономические науки.- Ростов-на-Дону, 2006.-
№1.С.98-100.

4. Нагорских Т.Н. Идеи моды сквозь призму глобальных проблем
современности // Гуманитарные и социально-экономические науки.- Ростов-
на-Дону, 2006.- №2. С.44-46.

  1. Нагорских Т.Н. Феномен^ дендизма и его модификация в философско-культурной теории постмодерна // Гуманитарные-и социально-экономические науки.- Ростов-на-Дону, 2006.- №11. С.72-74.

  2. Нагорских Т.Н. Амбивалентный характер моды в условиях нелинейной социокультурной динамики современности // Гуманитарные и социально-экономические науки.- Ростов-на-Дону, 2007.- №3. С.124-128.

б) в других журналах и сборниках научных трудов:

  1. Нагорских Т.Н. Универсальность < современной моды как результат развития межкультурных коммуникаций // Роль антикризисных явлений в достижении стабильности общества: социально-гуманитарные проблемы современности сборник научных трудов J редкол. А.П. Германович [и др.];~ Южно-Рос. гос. ун-т. экономики и сервиса. - Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2006. С.64-65.

  2. Нагорских Т.Н. Эволюция» феномена моды в контексте культуры Постмодерна // Мода в контексте культуры: сборник, статей Третьей науч.-практ. конф. / под общ. ред. Г.Н. Габриэль; Санкт-Петербургский гос. ун-т культуры и искусств. - СПб.: СПбГУКИ, 2008.- Вып.З. - С.93-98.

9. Нагорских Т.Н. Феномен моды в эстетике постмодернизма
// Гуманитарные и социальные науки (электронный журнал) - Ростов-на-
Дону, 2008.- №1. (0420800081/0008).

Структура и объем диссертации определены целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, подразделенных на параграфы, заключения и списка' литературы. Общий объем диссертационного исследования* составил 131 страницу печатного текста. Список литературы включает 135 наименований.

Исследования моды как культуро-формирующего фактора

В данной работе рассматривается мода не только на одежду или вещное окружение человека, но предпринята попытка понимания моды в более широком контексте, моды как феномена. Мода - целостное универсальное культурно-историческое явление, затрагивающее все сферы человеческой деятельности, поэтому, в первую очередь, необходимо проанализировать основные определения и варианты понимания моды и выявить наиболее полно и точно выражающие особенности рассматриваемого феномена в условиях современной социокультурной ситуации. Принимая во внимание сложность рассматриваемого феномена, необходимо также разобраться в особенностях контекстуального употребления понятия «мода» в широком и узком понимании.

Слово "мода" происходит от латинского "modus" (мера, способ, образ, правило, предписание); в свою очередь, латинский вариант - от санскритского madh (мерить, взвешивать). Латинское "modus" использовалось философией XVII - XVIII вв. как преходящее свойство материи (предмета). Поэтому вполне закономерно последующее толкование слова «мода», как «преходящий обычай»1 в «Большом универсальном словаре XIX века» Пьера Ларусса или «ходящий обычай; временная, изменчивая прихоть в житейском быту, в обществе, в покрое одежды и в нарядах» в словаре В.И. Даля. По настоящее время преходящесть, изменчивость, непостоянство моды являются ее основополагающими характеристиками, как на обыденном, так и научном уровне.

В русский язык слово "мода" пришло от французского a la mode или немецкого Mode в XVII веке и при Петре I фиксируется в первых русских словарях. В это время оно в основном применялось визначений «образ» или «образец», т.е. устойчивое представление о том, каким должен быть рассматриваемый объект. Как правило, речь шла об одежде. Следует также отметить неразрывную связь, синонимичность употребления с XVII по XIX вв. слова «мода» со словом «обычай». Обычай предшествовал моде и являлся доминирующим социальным механизмом. В1 различные периоды на протяжении длительного времени в европейском обществе обычай, традиция, ритуал регулировали социальное и духовное бытие человека. «Французский социолог Г.Тард считал обычай и моду основными видами подражания. Если обычай — это подражание предкам, ограниченное рамками своего сообщества, тої- мода - подражание современникам, носящее «экстерриториальный» характер»3. В дальнейшем американский социолог Г.Блумер проводит четкую границу между модой и обычаем. «Мода существует какі некое движение и по этому основанию «отличается от обычая, который по сравнению с ней статичен»4. В» настоящее время, когда мода выделилась в самостоятельное социальное явление, понятия «мода» и «обычай» применяются уже как антонимы.

Первые теоретико-методологические подходы к исследованию моды относятся к XVII в. Первыми свое внимание к зарождающемуся в социально значимом контексте феномену обратили Э.Шефтсбери, Ж.-Ж.Руссо, М.-Ф. Вольтер, ИіКант и др. Английский философ-моралист Антони Эшли Купер лорд Шефтсбери одним из первых обратил внимание на двойственный характер моды, с одной стороны, выделяя всеобъемлющий деспотичный характер «правильной моды», а с другой стороны, отмечая ее благотворное влияние и именуя модными господами тех, кто от природы или в силу воспитания приобрел «чувство того, что изящно и пристойно по самой своей природе»5. Вольтер довольно критично относился к моде: «Не вкус, а скорее прихоть вызвала к жизни все новейшие моды», - пишет он, понимая под прихотью «дурной художественный вкус», который «находит приятность лишь в изощрённых украшениях и нечувствителен к прекрасной природе». Таким образом, Вольтер отказывает явлениям моды в «красоте простой и естественной» . Ж.-Ж.Руссо продолжил линию обоснования и отстаивания «естественного» вкуса, считая, что общество, в котором присутствует тирания мнения и господствует тщеславие «мода заглушает вкус; люди перестают стремиться к тому, что нравится, а лишь к тому, чтобы отличаться от других» . В данном описании угадывается важная характеристика зарождающегося феномена — отличаться от других. И.Кант также относится к моде скептически: «Мода, в сущности, не дело вкуса (ведь она может быть в высшей степени противной вкусу), а дело одного лишь тщеславия -— [желания] принять важный вид — и соперничества, чтобы в этом превзойти друг друга», таким образом, он относит моду «к рубрике тщеславия», отказывая ее целям в наличии внутренних ценностей, и «к рубрике глупости, так как при этом имеется некоторое принуждение — поступать в рабской зависимости исключительно от примера, который дают нам в обществе многие» . При этом немецкий философ точно подметил основную черту будущего социального феномена — социальное подражание. В сравнении себя с кем-то более значимым или авторитетным угадывается прототип референтной группы. И.Канту в то же время принадлежит заслуга одного из первых определений моды: «Закон этого подражания — [стремление] казаться не менее значительным, чем другие, и именно в том, при чем не принимается во внимание какая-либо польза, — называется модой» . Размышляя о причинах возникновения моды, он пишет о том, что «если игра подражания фиксируется, то подражание становится обычаем, и в этом случае уже не обращают внимания на вкус.

Мода как фактор развития индустриального общества XIX-XX вв

В своем становлении и развитии как социально значимого явления мода прошла определенный исторический путь, начало которого относится к периоду становления индустриального общества с XVI по XVIII вв. Возникновение индустриального общества связано с социально-историческими и экономическими сдвигами, произошедшими в европейском мире, в первую очередь, с начавшейся крупномасштабной промышленной революцией.

Технический и научный прогресс, приведший к появлению новых средств производства, стал результатом вновь возникших в обществе потребностей. Государствам Западной Европы, накопившим большое количество богатств, требовался массовый сбыт, а массовый сбыт, по словам Э.Фукса, «предполагал массовое производство». Переход от мануфактурного производства к машинно-фабричному позволил выпускать различную продукцию (прежде всего, ткани) в невиданных ранее количествах, усилился-международный товарный обмен. Все большее количество рабочих требуется для- растущего производства, квалифицированных рабочих и инженеров. Именно поэтому просвещение становится более доступным для широких слоев населения. Повышается общеобразовательный и культурный уровень масс.

Произошедшие в XVII и XVIII вв. Английская и Великая французская революции выпустили массы на политическую арену истории. Эти два грандиозных переворота сокрушили существовавшие ранее государственные и общественные образования, привели к формированию новых бессословных образований с совершенно новыми потребностями. Средние и низшие слои общества получили возможность влиять,на общественную жизнь. На смену феодально-сословному обществу пришло общество капиталистическое, в. котором ценятся предприимчивость, деловитость, практичность. Культуру этого времени интересует не столько Бог, сколько общество и человек. Немаловажное значение имеет и то, что изменилась духовная атмосфера в обществе. Религия, утратив свое безраздельное влияние, просто стала одной из областей культуры. Спецификой периода, предшествующего становлению общества как массового, является, по выражению КЛсперса, «разбожествление мира». И, именно, «на Западе»; - считает философ, - «этот процесс совершен с такой радикальностью, как нигде... Это разбожествление — не неверие отдельных людей, а возможное последствие духовного развития, которое в данном случае в самом деле ведет в ничто...То, что ни один бог за тысячелетие не сделал для человека, человек делает сам. Вероятно, он надеялся узреть в этой деятельности бытие, но,. испуганный оказался перед им. самим созданной пустотой»44. Разбожествление мира привело к тому, что европейская культура стала светской. Решающим фактором для появления масс на мировой авансцене является неведомый ранее рост населения земного шара. Этот процесс стал возможен благодаря развитию техники, которое привело к практически повсеместному повышению жизненного уровня. Современный человек в повседневной жизни обеспечен всем необходимым: жильем, транспортом, питанием, средствами связи, развлечениями и т.д., его существование стало комфортным. Вследствие преодоления множества неизлечимых ранее болезней, всеобщего увлечения спортом, решения проблемы голода, значительно выросла продолжительность жизни.

Итак, индустриализация и урбанизация, стандартизация производства и массовое потребление, бюрократизация общественной жизни, распространение средств массовой коммуникации и массовой культуры стали основными характеристиками индустриального общества, массового по своей сути. В этом обществе совершенно иное, чем ранее понимание находит и феномен моды. Мода выступает уже как фактор развития индустриального общества.

Мода в процессе своего функционирования вовлекает в свою сферу большие группы людей, именно поэтому она является массовым явлением. Фактически мода появляется там, где есть массовость. Сфера действия моды очень широка: от архитектуры и музыки до философии и политики.

Исторически сложилось, что мода, с момента своего появления, была принадлежностью только высшего сословия, знати, элиты общества. С помощью моды, в частности моды на одежду, они отделяли себя от низшего сословия. В средневековой Европе при сословном строе существовали даже «законы против роскоши», запрещавшие представителям низших сословий подражать знати во внешнем облике. Капиталистическое общество невозможно представить без деления на классы, группы, т.е. без социальной вертикали. Уровень доходов, объем власти, престиж вида деятельности, степень образованности и воспитанности определяли, на каком уровне данной вертикали находится индивид. В первом приближении можно было выделить три основных класса, условно названных - «высший», «средний» и «низший». Каждый класс отлично от другого самовыражался с помощью моды, можно даже согласиться с утверждением, что существовали различные моды для разных классов. По выражению Георга Зиммеля «мода высшей страты общества никогда не идентична моде низшего».

Рассматривая в историческом разрезе связь моды с социальным статусом, следует заметить, что до XIX в. в европейском обществе не мода, а обычай и право (закон) четко фиксировали определенные культурные образцы за различными социальными слоями. Совершенно невозможно представить в то время, чтобы простолюдин обладал теми же культурными благами (одеждой, украшениями, домашней обстановкой и т.д.) и возможностями, что и дворянин. «Сословие, обладающее, в сравнении с другими, политическими и социальными привилегиями и потому господствующее, всегда стремилось отличаться и внешне от других...»45.

Изменение представлений о ценности моды (середина XX - начало XXI вв.)

Период с середины до конца XX в. — это время расцвета ценностей массовой культуры, когда мода предстает одной из форм массового поведения. Очень точное, на наш взгляд, определение моды конца прошлого столетия сформулировал Б.Д. Парыгин; «Мода - специфическая и весьма динамичная форма стандартизированного массового поведения, возникающая преимущественно стихийно, под влиянием доминирующих в обществе настроений и быстро изменяющихся вкусов, увлечений»60. Значимость моды, динамика представлений о ее ценности сущности претерпевают некоторые изменения в этот период.

Основные элементы массовизации: демократизация общества, всеобщее начальное образование, научно-техническая революция, распространение средств массовой информации, привели к тому, что общество в целом и каждый индивид в частности, не только потребляет и использует в своей жизни вещи} навязываемые массовой модой, но и начинает приобретать ценностные ориентиры большинства (массы), говорить модными штампами и даже думать как все. Человека отучают самостоятельно мыслить. Его собственные разум, совесть, нравственные чувства уже не должны подсказывать, как ему следует поступать — за него все решает мода. «Желание поступать, как все, не выделяться, - по словам К.Ясперса, - создает поглощающую все типизацию, напоминающую на другом уровне типизацию самых примитивных времен»61.

Помимо изменения представлений о сущности моды появились теории, по-новому объясняющие механизмы ее распространения. Ставшая уже классической, теория «просачивания» (от элиты общества к низшим слоям - нисходящая вертикаль), сформулированная Георгом Зиммелем-в 1904г., в связи с развитием в середине XX в. массового производства и средств массовой коммуникации, получила некоторые уточнения. В новой трактовке (Кинг, 1963г.) мода распространяется внутри социального слоя, внутри определенных субкультур, каждая из которых имеет своих лидеров и свободу выбора стиля. Здесь имеет место уже горизонтальное распространение. И, наконец, третья теория (Филд, 1970г.) формулирует принцип имитации элитой общества модьъ низших слоев, когда модные тенденции более не «просачиваются вниз», а «всплывают» из различных слоев субкультуры (восходящая вертикаль). Такая тенденция, на наш взгляд, не противоречит первой, аі служит проявлением демократизации общественных отношений: В» эпоху глобализации все три теории дают реальную картину движения тенденций моды и в равной мере ее характеризуют.

Заметно возросшее влияние моды на общество выражено и в том, что она постепенно стала воздействовать не только на внешний облик человека и его вещное окружение, но и на его духовную сущность, самосознание. Во многом этому способствует хорошо развитая индустрия рекламы, которая является, основным проводником модных идей. Реклама, распространяемая с помощью газет, журналов, радио, телевидения и Интернета, прямо или косвенно внушает огромным массам людей информацию о модности тех или иных предметов, явлений, событий и т.д. Внушение является основным механизмом целенаправленного неаргументированного воздействия на человека или группу людей в данной индустрии. Е.Тремнер, автор книги «Гипнотизм и внушение» отмечает, что «внушения связаны с сужением сознания, с преходящим понижением духовной самостоятельности, которое вызывает и использует для своих целей лицо, производящее внушение» . Информация, подаваемая рекламой, обладает упрощенным, инфантилизированным смысловым и художественным содержанием, адаптированным к невзыскательным вкусам, интеллектуальным и эстетическим запросам массового потребителя. Следует отметить, что среди рекламной продукции встречаются высокохудожественные образцы, но это скорее исключение из правила.

Как только одни эталоны моды успевают дойти до потребителя, так сразу же реклама начинает активно навязывать человечеству другие модные стереотипы. Ритм моды все время ускоряется. Современная мода выступает в роли агрессора, она ведет «захватнические войны» уже не с отдельными сословиями, нациями, а со всем человечеством. В отличие от моды прошлого она не ждет, когда новые вкусы прочно утвердятся, станут всеобщими, она целенаправленно конструирует еще более новые и внедряет их в массовое сознание.

По отношению к личности мода носит внешний характер, выступая «как некая принудительная сила.. .Тотальное господство моды несомненно; она действует как «катализатор стадности», накладывая немалые ограничения на свободное самоопределение индивида, в лучшем случае сводя это самоопределение к выбору из уже заданного» .

Несмотря на свое массовое распространение, мода по-разному влияет на различные слои общества. Как только речь заходит о массовой моде, которая, безусловно, является одним из самых ярких элементов массовой культуры, различные представители интеллектуальной элиты нередко сводят массового культуру и моду «к низкопробной, пошлой продукции, создаваемой ловкими ремесленниками и мошенниками на потребу неразвитой в культурном отношении массе»65.

Модная внешность и ценностные ориентации личности

Модная внешность человека любой исторической эпохи есть зеркало характера личности, ее внутренней сущности. Совершенно разные идеалы и ценностные ориентации несет в себе мода на протяжении многих веков.

Например, в Древней Греции утверждается модный идеал разносторонне развитой, здоровой, цельной личности. Мужественность, приспособленность к любым условиям, строгость видится в модном поведении римлян, а у римлянок находит воплощение в величественности и медлительности. Духовная культура подчеркивается в Византии. Аскетизм мужчины и утонченность женщины составляют основу эстетического идеала человека средневековья. Символом эпохи Возрождения является гармоничность человека. Галантность мужчины и великолепие, жеманство женщины проявляются в модном облике XVII в. Склонность к флирту, праздность демонстрирует человек начала XVIII в. Гражданская позиция и человеческое достоинство - вот личностные детерминанты конца XVIII в. Романтизм XIX в. создал образы возвышенные, страстные, мечтательные, одухотворенные. Динамичный стиль жизни и равноправие полов заметно определили развитие модных течений начала XX в.: в модной внешности, европейской женщины появляются черты независимости, решительности, приспособляемости к условиям труда и быта.

С появлением моды, точнее в процессе рефлексии на нее, как на самостоятельное явление, человек активизирует творческий процесс воплощения своих жизненных целей и ценностей посредством модной внешности. Причем под ней понимается не только умение одеваться в духе времени (или текущего момента), но и манера говорить, вести себя, а также особенные характеристики личности, ее внутренний мир, которые находят свое отражение во внешнем облике. В той мере, в какой внешнее взаимодействует с внутренним, мода влияет и на содержание человеческой личности. Известный психолог в области моды Мая Килошенко считает, что «мода является тем самым перекрестком времен, на котором индивид определяет одну из стратегий своего поведения, а точнее способ приведения в соответствие внешних и внутренних условий жизни»83. Модная внешность отражает образ мыслей и жизни человека, его манеры и мораль. В современном обществе, где общение между людьми носит поверхностный и кратковременный характер (на улице, в транспорте, общественных местах), информацию о человеке передает его внешность и, как правило, ту информацию, которую он сам хочет сообщить, поэтому в настоящее время особенно велика роль модной внешности как одного из условий общения. «Сегодня быть модным — значит среди множества ориентиров и тенденций моды, уметь обнаружить те элементы, которые могут составить структуру индивидуального облика, создать целостный образ, внешне и внутренне непротиворечивый» .

Стремление выразить свой демократизм либо элитарность, повышение собственной. привлекательности, действительная или желаемая принадлежность к социальным группам, обладающим высоким статусом или престижем — вот только некоторые из мотивов участников моды. Например, в XVII веке следование королевской моде мотивировалось стремлением указать на свою принадлежность к знатному сословию, продемонстрировать свой образ жизни, приближенный хотя бы внешне к королевскому. Подражание внешнему виду королевской семьи или их фаворитам было способом продемонстрировать свою преданность власти и утонченный вкус.

От глубокой древности до наших дней повсеместно правители и их свита отделялись от "простых смертных" посредством определенного набора символов власти, одни из которых одежда и внешний облик. Например, Жорж Дюби свидетельствует: «В соборе Бамберга сегодня хранится мантия, которую по великим праздникам надевал Генрих II. На ней вышиты изображения 12 созвездий и 12 домов зодиака... Император предстает перед своими потрясенными подданными облаченным в звездное небо, как бы утверждая тем самым, что он является верховным повелителем времени, прошедшего и будущего, повелителем ясной погоды, а, следовательно, обильного урожая, победителем голода, что он - гарант порядка...»85. С помощью одежды формировался мистический ореол вокруг правителя, обеспечивающий благоговение подданных; создавался знаково-символический комплекс, приобретавший статус черты, навсегда отделявшей представителей власти от своих подчиненных. Таким образом, правящее сословие, становилось той самой референтной группой, тем эталоном внешности, которая впоследствии становилась модной среди населения.

Модная внешность - это и средство самоидентификации индивидуума и сообщества, и наглядная демонстрация своего социального статуса, и« форма демонстративного поведения. Желание славы, честолюбие, тщеславие, стремление сделать себя центром всеобщего внимания проглядывают сквозь модную внешность. Постоянное стремление демонстрировать окружающим свой социальный ранг, свои вкусы и пристрастия характерно для большого количества людей. Это качество общечеловеческое. В свое время о нем писал Жан-Жак Руссо: «... Человек, привыкший к жизни в обществе, всегда - вне самого себя; он может жить только во мнении других, и, так сказать, из одного только их мнения он получает ощущение собственного своего существования...»8 .

Похожие диссертации на Мода как ценностно-формирующий фактор современной западноевропейской культуры